Мазут для Америки: как санкции помогли России увеличить нефтяной экспорт в США

Дефицит тяжелой нефти на рынке из-за санкций США против Венесуэлы и Ирана заставил американские НПЗ обратиться к российским поставщикам — нужный объем сырья оказался только у них, считает эксперт Института энергетики и финансов Андрей Сторожев

До конца апреля Минэнерго России внесет в правительство обновленный вариант Генеральной схемы развития нефтяной отрасли до 2035 года. Ведомство пока что не опубликовало полную версию документа, но уже известно, что в новой Генсхеме планируется стабилизация (и даже снижение) объемов первичной переработки нефти из-за «ограниченного потенциала роста спроса на российские нефтепродукты на мировом рынке». Скепсис министерства относительно будущего российской нефтепереработки понятен — в конце 2019 года Еврокомиссия представила New Green Deal, план по достижению углеродной нейтральности экономики ЕС к 2050 году. В 2020-м этому примеру последовал Китай, объявивший о планах по радикальному снижению выбросов парниковых газов к 2060 году.

Пейзаж после битвы: как кризис 2020 года подорвал российский сырьевой экспорт

В будущем переход к зеленой экономике может заметно снизить спрос на российскую нефть и нефтепродукты, но в мире еще есть страны, наращивающие потребление российских углеводородов. Среди них, как это не парадоксально, — Соединенные Штаты, в 2020 году ставшие одним из крупнейших импортеров российской нефти и нефтепродуктов. Почему это произошло и может ли политика помешать дальнейшему сотрудничеству российских экспортеров и американских потребителей?

Свободное место

Российская нефтяная экспансия в США началась в 2015 году: падение мировых цен на нефть и низкие ставки фрахта повысили привлекательность переработки российской нефти и темных нефтепродуктов на американских НПЗ. Несмотря на значительные инвестиции в модернизацию, технологическая структура российской нефтепереработки остается достаточно простой, а значительная часть выпуска приходится на темные нефтепродукты, прежде всего на так называемое «остаточное жидкое топливо» (мазут), которое на мировых рынках на $4-10 за баррель дешевле сырой нефти. Обычно его покупали европейские НПЗ для дальнейшей переработки и производства светлых нефтепродуктов, но в 2015-2016 годах в конкуренцию за российский мазут впервые вступили переработчики из США. Отгрузки для НПЗ на побережье Мексиканского залива в 2015-2016 годах превышали 600 000-700 000 млн т в месяц (10-15% от всего российского экспорта мазутов), но уже в 2017 году поставки упали втрое — рост мировых цен на нефть резко снизил привлекательность экспорта на американский рынок.

Второй шанс российские экспортеры получили в 2019 году, когда Дональд Трамп ужесточил санкции против нефтяной отрасли Венесуэлы, запретив американским компаниям и гражданам любые финансовые операции с государственной Petróleos de Venezuela (PdVSA). На протяжении последних пятидесяти лет PdVSA была основным поставщиком тяжелой нефти для американских НПЗ, расположенных на побережье Мексиканского залива. Многие крупные заводы были специально спроектированы под переработку такой нефти, в том числе несколько НПЗ, принадлежащих Citgo, американской «дочке» PdVSA.

Прекращение поставок из Венесуэлы создало проблемы не только для правительства Николаса Мадуро, но и для американских нефтяников. Выход был найден — в 2019-2020 годах. США в разы увеличили импорт сернистого российского мазута, став крупнейшим импортером российских темных нефтепродуктов. В 2020-м Россия отправила в США 10,9 млн т мазута (потребление на самом российском рынке было немногим меньше — 10,5 млн т). В Америке российский мазут смешивали с легкой сланцевой нефтью и получившуюся смесь направляли на переработку. Заметному увеличению импорта из России способствовала и мировая конъюнктура — спрос на нефтепродукты упал из-за пандемии, что привело к увеличению дисконта для российского мазута (к цене на нефть), повысив его привлекательность для американских НПЗ.

«Зеленое» будущее для нефтегазового сектора: как развиваться компаниям в новых условиях

Во второй половине 2020-го ситуация на рынке нефти начала улучшаться, цены вышли на уровень $40-50 за баррель, однако снижения импорта мазута из России, сравнимого с 2017-2018 годами, не произошло. Отчасти потому, что мазут все еще дешевле сырой нефти на $8-10 за баррель, отчасти из-за слабого спроса на нефтепродукты в Европе и дефицита тяжелой нефти на мировом рынке. Сказывается и политика, ведь США ведут борьбу не только с Венесуэлой, но и с Ираном — еще одним крупным экспортером тяжелой сернистой нефти. Из-за американских санкций экспорт нефти из этих стран упал на 10-11 млн т в месяц (2,5-2,8 млн баррелей в сутки).

Соглашение ОПЕК+ спасло мировой рынок нефти, но привело к еще большему сокращению предложения тяжелой нефти (из-за сокращения добычи в Саудовской Аравии и России), и в этих условиях переработка мазута — хороший выход из непростой ситуации.

Санкции против санкций

Есть ли у США альтернативы? Россия является крупнейшим экспортером мазута в мире, контролируя более 20% рынка. Заместить поставки из России непросто — у других игроков нет таких свободных объемов (суммарный экспорт мазутов из Канады и Мексики в 2020 году составил всего 7 млн т), и, чтобы его «собрать», придется предложить премию $1-2 барреля к рыночным ценам, что выльется в дополнительные $200-400 млн затрат. Угрозу российским поставкам могла бы представлять новая нитка нефтепровода из Канады (Альберта) в США (Небраска) мощностью более 800 000 баррелей в сутки. Однако президент Джо Байден почти сразу после инаугурации блокировал строительство трубопровода. Перспектив отмены санкций против Венесуэлы тоже не видно, и даже при их полной отмене пришедшая за последние годы в упадок венесуэльская нефтедобыча вряд ли сможет быстро выйти на прежние объемы экспорта.

Энергетика Байдена: чем грозит России зеленый курс США

Власти США вряд ли пойдут на запрет импорта российских нефтепродуктов, ведь санкции ударят в первую очередь по американским нефтепереработчикам, и так потерявшим $76 млрд в кризисном 2020 году. Даже если такие ограничения будут приняты, российские НПЗ смогут легко перенаправить поставки на другие экспортные рынки – в Европу и Азию, ведь благодаря американской санкционной политике на мировом рынке сохраняется дефицит тяжелой нефти и многие зарубежные НПЗ вынуждены прибегать к так называемому блендингу, смешивая для переработки легкую и тяжелую нефть (или нефтепродукты).

Что будет дальше? Продолжит ли расти российский нефтяной экспорт в США? Вряд ли. В последние месяцы поставки вышли «на полку» в 0,9-1 млн т, и в 2021 году экспорт мазута, вероятно, не превысит 12-13 млн т. Дальнейшее увеличение экспорта в США столкнется как с ограничениями со стороны предложения (в I квартале производство мазута на российских НПЗ несколько снизилось), так и с восстановлением спроса на российские темные нефтепродукты на европейском рынке.

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции

Потрепанные состояния: как обеднели российские миллиардеры за время пандемии и из-за разрыва сделки ОПЕК+

13 фото

Bloomberg сообщил о реэкспорте Египтом российского мазута в Саудовскую Аравию

  • Бизнес

Египет стал основным поставщиком мазута в Саудовскую Аравию, одновременно увеличив его импорт из России до максимума за шесть лет, написал Bloomberg. Санкции не запрещают им реэкспортировать российское топливо, указывают аналитики. Ранее поставки в Саудовскую Аравию также значительно увеличила Эстония

Египет в июне поставит Саудовской Аравии 3,2 млн баррелей мазута, который используется как топливо для электростанций, это рекордный объем с 2016 года, сообщает Bloomberg со ссылкой на данные аналитической компании Vortexa Ltd. Одновременно данные компании показывают, что Египет в июне увеличит импорт мазута из России до 1,8 млн баррелей, что также максимум за шесть лет, указывает агентство.

«Похоже, что все большие объемы российского мазута попадают в Саудовскую Аравию через Египет», — сказал агентству Джонатан Лейч, аналитик нефтяного рынка из Turner, Mason & Co.

Материал по теме

По данным Bloomberg, российский мазут направляют в терминал в египетском порту Айн Сохна, где у саудовской компании Aramco Trading Co. есть хранилище. После этого груз отправляется морем в порты на западе Саудовской Аравии, пишет Bloomberg.

Минэнерго Саудовской Аравии перенаправило запрос Bloomberg Aramco Trading, но компания отказалась от комментариев. Представители египетской General Petroleum Corporation тоже не ответили на запрос.

Как следует из данных Vortexa, в июне общий объем поставок мазута в Саудовскую Аравию вырастет примерно до 9 млн баррелей (рекорд с 2020 года). На Египет будет приходиться более трети поставок.

Спрос на мазут на Ближнем Востоке резко вырос этим летом, пишет Bloomberg. Этому способствует рекордно жаркая погода и массовое использование кондиционеров, которое увеличивает потребление электроэнергии. В июне импорт мазута саудовцами вырос на 86% в сравнении с предыдущим месяцем, страна стала крупнейшим покупателем топлива, обогнав Сингапур и США.

Материал по теме

Питер Ла Кур, аналитик по нефтепродуктам компании Energy Aspects Ltd., уточнил Bloomberg, что Саудовская Аравия «наращивает импорт российского мазута, поскольку никакие санкции этому не препятствуют». Он добавил, что в этом есть экономический смысл, так как российский мазут самый дешевый и наиболее доступный для обеспечения летнего спроса на электроэнергию. 

Ранее Bloomberg сообщал, что Эстония, в которой нет ни одного нефтеперерабатывающего завода, значительно увеличила поставки мазута в Саудовскую Аравию. Аналитики, опрошенные агентством, отмечали, что речь может идти о реэкспорте поставленного из России топлива. Министерство экономики Эстонии заявило, что законодательство ЕС до декабря разрешает импортировать топливо из России. 

Использование нефти — Управление энергетической информации США (EIA)

Сырая нефть и другие жидкости, полученные из ископаемого топлива, перерабатываются в нефтепродукты, которые люди используют для самых разных целей. Биотопливо также используется в качестве нефтепродуктов, в основном в смесях с бензином и дизельным топливом.

Нефть исторически была крупнейшим основным источником энергии для общего годового потребления энергии в США. Мы используем нефтепродукты для приведения в движение транспортных средств, обогрева зданий и производства электроэнергии. В промышленном секторе нефтехимическая промышленность использует нефть в качестве сырья (исходного сырья) для производства таких продуктов, как пластмассы, полиуретан, растворители и сотни других промежуточных и конечных товаров.

В 2021 году потребление нефти в США в среднем составляло около 19,78 млн баррелей в сутки, включая около миллиона баррелей в сутки биотоплива. Общее потребление нефти в США в 2021 году было примерно на 8% выше уровня 2020 года, в основном потому, что экономика США оправилась от последствий мер реагирования на пандемию COVID-19. Потребление большинства нефтепродуктов в 2021 году было выше, чем в 2020 году.

знаете ли вы

?

На транспортный сектор приходится наибольшая доля потребления нефти в США.

Бензин является наиболее потребляемым нефтепродуктом в США. В 2021 году потребление готового автомобильного бензина в среднем составляло около 8,8 млн баррелей в сутки (369 млн галлонов в сутки), что равнялось примерно 44% от общего потребления нефти в США.

Дистиллятное жидкое топливо является вторым наиболее потребляемым нефтепродуктом в Соединенных Штатах. Дистиллятное мазут включает дизельное топливо и печное топливо. Дизельное топливо используется в дизельных двигателях тяжелой строительной техники, грузовиков, автобусов, тракторов, лодок, поездов, некоторых автомобилей и электрогенераторов. Печное топливо, также называемое мазутом, используется в котлах и печах для обогрева домов и зданий, для промышленного отопления и для производства электроэнергии на электростанциях. Общее потребление дистиллятного мазута в 2021 году в среднем составило около 3,9 т.4 миллиона баррелей в сутки (669 миллионов галлонов в день), что составляет 29% от общего потребления нефти в США.

Жидкие углеводородные газы (HGL), третья наиболее используемая категория нефти в Соединенных Штатах, включают пропан, этан, бутан и другие HGL, которые производятся на заводах по переработке природного газа и нефтеперерабатывающих заводах. HGL имеют множество применений. Общее потребление HGL в 2021 году составило в среднем около 3,41 млн баррелей в сутки, что составляет около 17% от общего потребления нефти.

Топливо для реактивных двигателей является четвертым наиболее используемым нефтепродуктом в Соединенных Штатах. Потребление реактивного топлива в среднем составляло около 1,37 миллиона баррелей в сутки (58 миллионов галлонов в день) в 2021 году, что составляет около 7% от общего потребления нефти.

Основные виды и объемы потребления нефтепродуктов США в 2021 году
Продукт Годовое потребление (млн баррелей в день)
Бензин автомобильный готовый 1 8,795
Дистиллят мазута (дизельное топливо и печное топливо) 1 3,943
Сжиженные углеводородные газы (HGL) 3.410
Топливо для реактивных двигателей керосинового типа 1,371
Негазированный газ 0,642
Асфальт и дорожное масло 0,370
Остаточное жидкое топливо 0,313
Нефтехимическое сырье 0,289
Кокс нефтяной 0,269
Смазочные материалы 0,104
Прочие нефтепродукты 2 0,211
Спецнафта 0,042
Бензин авиационный 0,012
Воски 0,006
Керосин 0,005
Всего нефтепродуктов 19. 728

1 Включает биотопливо в виде бензина и дистиллятного топлива.
2 Включает другие жидкости, не указанные в таблице.
Источник данных: Управление энергетической информации США, Нефть и другие жидкости — продукт поставлен, по состоянию на май 2022 г.
Примечание. Сумма отдельных продуктов может не равняться общему из-за независимого округления.

Сколько нефти потребляет мир?

Общее мировое потребление нефти в 2019 году составило около 100,37 млн ​​баррелей в сутки.

Каковы перспективы потребления нефти в США?

В базовом сценарии Annual Energy Outlook 2022 Управление энергетической информации США прогнозирует увеличение общего потребления нефти и других жидкостей в США в течение большинства лет до 2050 года. Прогнозируется, что общий уровень потребления нефти и других жидкостей составит около 14%. больше в 2050 г. , чем в 2021 г. На жидкое топливо будет приходиться от 36% до 38% общего годового потребления энергии в США до 2050 г.

Также в Базовом случае жидкое топливо остается основным источником энергии для транспортного сектора, но процентная доля несколько снижается с 96% в 2021 г. до 92% в 2050 г. Прогнозируется, что объем общего потребления жидкого топлива в транспортном секторе составит будет примерно таким же в 2050 г., как и в 2021 г.

1 Управление энергетической информации США, Monthly Energy Review , май 2022 г., предварительные данные за 2021 г. Если не указано иное, потребление нефти включает биотопливо.

Последнее обновление: 1 июля 2022 г., самые последние данные доступны на момент обновления.

  • Также в

    Нефть и нефтепродукты объясняются

  • Нефть и нефтепродукты
  • Переработка сырой нефти
  • Откуда наша нефть
  • Импорт и экспорт
  • Морская нефть и газ
  • Использование масла
  • Цены и перспективы
  • Нефть и окружающая среда
  • Узнать больше

  • Ежемесячный обзор энергопотребления – Нефть
  • Потребление нефтепродуктов в США по источникам и секторам
  • Ежемесячная поставка нефти
  • Ежемесячный маркетинг нефти
  • Годовой прогноз энергопотребления
  • Международная энергетическая статистика
  • На этой неделе в нефтяной промышленности
  • Статьи по нефти/нефтепродуктам
  • Также пояснение по энергетике

  • Использование энергии
  • Использование энергии для транспорта
  • Использование бензина
  • Использование дизельного топлива
  • Использование печного топлива
  • Часто задаваемые вопросы

  • Сколько нефти потребляется в США?
  • Сколько нефти, добываемой в США, потребляется в США?
  • Что такое нефтепродукты и для чего используется нефть?

Часто задаваемые вопросы (FAQ) — Управление энергетической информации США (EIA)

Перейти к поднавигации

На этой странице нет вложенной навигации.