Содержание
Техническое обслуживание двигателя Cummins ISF3.8
Ежедневные процедуры технического обслуживания
- — Впускной воздуховод — проверить.
- — Уровень охлаждающей жидкости — проверить.
- — Трубка сапуна картера — проверить.
- — Приводные ремни — проверить.
- — Вентилятор системы охлаждения — проверить.
- — Водоотделитель для топлива — слить отстой.
- — Уровень моторного масла — проверить.
- — Уровень жидкости для систем выпуска дизельных двигателей — проверить.
Процедуры технического обслуживания через каждые 10 000 км [6000 миль], 250 моточасов или 3 месяца
- — Привод гидравлического насоса — проверить.
- — Генератор — проверить.
- — Компрессор кондиционера — проверить.
- — Сопротивление воздушного фильтра — проверить.
- — Охладитель наддувочного воздуха — проверить.
Процедуры технического обслуживания через каждые 20000 км [12 500 миль], 500 моточасов или 6 месяцев
- — Масло и масляный фильтр — заменить.
- — Топливный фильтр — заменить.
- — Система охлаждения — проверить.
- — Крышка радиатора — проверить.
Процедуры технического обслуживания через каждые 40000 км [25 000 миль], 1000 часов или 1 год
- — Устройство натяжения ремня вентилятора — проверить.
- — Ступица вентилятора с ременным приводом — проверить.
Процедуры технического обслуживания через каждые 80000 км [50 000 миль], 2000 моточасов или 2 года
- — Система охлаждения — промыть.
- — Шланги радиатора — проверить.
- — Шкив коленчатого вала/гаситель крутильных колебаний — проверить.
Процедуры технического обслуживания через каждые 160000 км [100 000 миль], 4000 моточасов или 4 года
- — Клапанный механизм — отрегулировать.
- — Блок дозирования жидкости для систем выпуска дизельных двигателей — заменить.
Выбор моторного масла
Выбор моторного масла осуществляется исходя из температурного диапазона эксплуатации автомобиля и указаний производителя автомобиля.
Обратите внимание на то, чтобы выбранное масло с соответствующей вязкостью (по SAE) также удовлетворяло требованиям по качеству (API, АСЕА или JACO).
Выбор вязкости моторного масла осуществляется исходя из рекомендаций производителя транспортного средства и температурного диапазона эксплуатации транспортного средства.
Фирма Cummins рекомендует:
- — при температурах эксплуатации выше 15°С использовать высококачественное всесезонное моторное масло SAE 15W-40.
Для эксплуатации при более низких температур можно применять менее моторные масла вязкостью по SAE 10W-30 и качеством по CES 20078 (API CI- 4) или CES 20081 (API CJ-4).
Согласно результатам испытания фирмы Cummins и компании Mack, указанные выше моторные масла могут использоваться в более широком температурном диапазоне, нежели масло 10W-30, отвечающее прежним требованиям по API.
Поскольку эти масла рассчитаны на работу в условиях более тонкой масляной пленки, чем масла 15W-40, то высококачественные фильтры Fleetguard использовать при температурах свыше 20°С, использовать моторные масла типа Valvoline Premium Blue, Valvoline Premium Blue Extreme Life или их аналоги, а также масляные фильтры Fleetguard или аналоги.
Используйте масло классом по CES, API, АСЕА и т.д. не ниже указанного производителем автомобиля
Выбор класса масла для двигателей Cummins
Классификация
Cummins (CES)
|
Классификация
Американского
нефтяного института (API)
|
Международная
классификации
|
Примечание
|
---|---|---|---|
—
|
API CD / СЕ / CG-4
|
ACEA E-1
|
Устарело, не применять
|
CES-20071
|
API CH-4, CH-4/SJ
|
Global DHD-1
|
Стандартное масло для двигателей без системы рециркуляции ОГ работающих по всему миру
|
CES-20072
|
API CH-4
|
Global DHD-1 / ACEA E-5
| |
CES-20075
|
API CF-4/SG
|
ACEA E-2 / E-3 JAMA DH-1
|
Масло минимально допустимого качества
для двигателей средней мощности
без системы рециркуляции ОГ,
работающих за пределами Северной Америки
|
CES-20076
|
API CH-4 при одновременном
удовлетворении требований CES-20076*
|
|
Масло высшего качества для двигателей большой мощности, работающих в тяжелых условиях
за пределами Северной Америки без системы рециркуляции ОГ.
* технические условия CES-20076 / CES-20077
добавляют к характеристикам масла API СН-4 / АСЕ А Е-5 требования
на соответствие результатам 300-часовых испытаний.
|
CES-20077
|
|
ACEA E-5 при одновременном удовлетворении
требований CES-20077*
| |
CES-20078
|
API CI-4
|
|
Двигатели большой и средней мощности с системой рециркуляции ОГ
|
CES-20081
|
API-4 CJ-4
|
|
Двигатели большой и средней мощности с системой очистки отработавших газов,
работающие на дизельном топливе
с содержанием серы до 15 промилле.
|
Внимание: использование масла CES-20081 в двигателях внедорожников, работающих на топливе с высоким содержанием серы, может привести к серьезным повреждениям топливной аппаратуры и двигателя, если не будут строго соблюдаться интервалы замены моторного масла.
Не рекомендуется смешивать масла, изготовленные на разных основах (например, синтетическое с минеральным).
Результатом смешивания может быть выпадение присадок в осадок.
Нежелательно смешивать масла разных производителей, поскольку каждый производитель использует свой пакет присадок, которые могут вступить в реакцию и привести к ухудшению свойств масла.
Не рекомендуется добавлять какие-либо присадки в моторное масло, так как это может привести к повреждению механической части двигателя.
При покупке моторного масла также необходимо проверить срок годности масла.
Срок хранения масла регламентирован, и как правило дата расфасовки масла указана на таре;
Проверка уровня моторного масла
Перед проведением данной проверки установите автомобиль на ровную горизонтальную поверхность.
Производите проверку при неработающем двигателе.
Если двигатель работает, то заглушите его и подождите некоторое время перед началом проверки.
Установите автомобиль на ровной горизонтальной поверхности.
После выключения двигателя подождите несколько минут, чтобы масло стекло в картер.
Извлеките масляный щуп и чистой тканью удалите масло со щупа.
Вставьте масляный щуп до упора в направляющую щупа.
Медленно извлеките масляный щуп и проверьте соответствие уровня масла указанному диапазону.
Если уровень масла ниже минимального, то долейте рекомендуемое моторное масло.
Примечание: объём масла, доливаемого в картер двигателя от метки нижнего уровня до метки верхнего уровня, составляет 1 л.
Внимание: заливка моторного масла выше максимального уровня отрицательно влияет на работу двигателя.
Запустите двигатель, установите режим холостого хода и затем заглушите.
Подождите некоторое время и проверьте уровень масла снова, чтобы убедиться, что уровень находится в пределах указанного диапазона.
Необходимо убедиться, что масло обладает достаточной вязкостью, а также проверить отсутствие в масле примесей охлаждающей жидкости, топлива и степень загрязненности масла.
Замена моторного масла и фильтра
При замене моторного масла рекомендуется заменять и масляный фильтр.
Периодичность замены масла зависит от его качества и условий эксплуатации.
При использовании масла рекомендованного класса (CES-20072, CES-20077, CES-20078) масло и фильтр необходимо менять раз в 20000 км.
При использовании масла классом ниже рекомендованного — раз в 10000 км.
Установите автомобиль на ровной горизонтальной поверхности.
Прогрейте двигатель до 60°С и заглушите его.
Снимите крышку маслозаливной горловины и отверните сливную пробку масляного поддона.
Слейте масло в подходящую емкость.
Внимание: будьте внимательны, так как масло горячее.
Снимите масляный фильтр.
а) Удалите грязь вокруг масляного фильтра.
б) Отверните масляный фильтр с помощью съемника или гаечного ключа.
в) Очистите привалочную поверхность под масляный фильтр.
Установите масляный фильтр.
- а) Слегка смажьте маслом уплотнительное кольцо.
- б) Заполните фильтр чистым маслом.
Внимание: отсутствие смазки из-за задержки, вызванной заполнением фильтра маслом, может привести к повреждению двигателя
Примечание: не допускайте попадания в фильтр посторонних частиц.
При использовании масла из канистры, запечатанной металлической или пластмассовой пленкой, аккуратно отделите пленку.
Если проткнуть ее ножом или острым предметом, в канистру могут попасть посторонние частицы.
- в) Рукой наверните фильтр на посадочное место до момента контакта прокладки с привалочной поверхностью.
- г) С помощью съемника дополнительно доверните фильтр на 3/4 — 1 оборот.
Установите сливную пробку с новым уплотнительным кольцом.
Момент затяжки 20 Нм
Залейте новое моторное масло.
Заправочная емкость:
- — в масляном поддоне около 10.5 л
- — общая емкость 13.1 л
Примечание: объем моторного масла может значительно отличаться в зависимости от модификации двигателя.
Запустите двигатель. Убедитесь в отсутствии утечек.
Заглушите двигатель, подождите около 5 минут и проверьте уровень моторного масла с помощью щупа,
Охлаждающая жидкость
Убедитесь, что уровень охлаждающей жидкости на холодном двигателе в расширительном бачке находится между метками «МАХ» и «MIN» (или «ADD»), нанесенными на поверхность бачка.
При низком уровне охлаждающей жидкости убедитесь в отсутствии утечек, и добавьте охлаждающую жидкость до метки «МАХ» (прогретый двигатель) или метки «MIN» (холодный двигатель).
Внимание: не доливайте холодную охлаждающую жидкость в горячий двигатель
Это может привести к повреждению литых деталей двигателя.
Перед доливкой дайте двигателю остыть до температуры ниже 50˚ С.
Снимите крышку радиатора.
Внимание: во избежание ожогов не снимайте крышку радиатора на горячем двигателе, так как жидкость и пар находятся под давлением.
Убедитесь в отсутствии отложений ржавчины вокруг клапанов крышки радиатора и посадочных мест заливной горловины радиатора.
Убедитесь, что охлаждающая жидкость прозрачная и не содержит масла.
Если охлаждающая жидкость грязная, очистите каналы системы охлаждения и замените жидкость.
Установите крышку радиатора на место.
Замена охлаждающей жидкости
Снимите крышку радиатора / расширительного бачка.
Слейте охлаждающую жидкость.
а) Слейте охлаждающую жидкость из радиатора, отвернув сливную пробку.
б) Слейте охлаждающую жидкость из двигателя, отвернув сливную пробку впускного патрубка охлаждающей жидкости.
Примечание: подготовьте емкость ёмкостью более 20 л для сбора охлаждающей жидкости.
в) Слейте охлаждающую жидкость из расширительного бачка.
Промойте систему охлаждения при необходимости. Залейте в систему охлаждения жидкость так, чтобы система не оказалась завоздушена.
После заливки подождите 2 — 3 минуты, пока выйдет воздух, затем долейте жидкость до верхнего уровня.
Для отвода воздуха предназначены следующие системы:
- — Термостат оснащен клапаном, позволяющим отводить воздух, когда термостат закрыт.
- — Отверстие для выпуска воздуха соединяется с расширительным бачком.
Данное отверстие обеспечивает нормальную вентиляцию при заполнении системы со скоростью 19 л в минуту.
Для очистки системы охлаждения используйте водный раствор кальцинированной соды, средство Restore или аналогичное.
Средство Restore, используемое для очистки системы охлаждения двигателей, работающих в сложных условиях, удаляет продукты коррозии, силикатный гель и прочие отложения.
Эффективность средства Restore зависит от времени обработки, температуры и уровней концентрации.
Так, большое количество накипи или частичное засорение системы могут потребовать увеличения уровня концентрации моющего средства, температуры и времени промывки или использования средства Restore Plus.
Безопасным считается уровень концентрации средства Restore, превышающий рекомендованный не более чем в 2 раза.
Обязательно используйте средство Restore Plus только в рекомендованной концентрации.
При большом количестве накипи или сильном засорении системы может потребоваться промыть ее несколько раз.
- а) Залейте в систему охлаждения средство для очистки.
Внимание: не устанавливайте крышку радиатора. При выполнении этой операции двигатель должен работать без крышки радиатора.
- б) Прогрейте двигатель и дайте ему поработать 5 минут при температуре охлаждающей жидкости выше 80°С.
- в) Выключите двигатель и слейте промывочную жидкость из системы охлаждения.
- г) Залейте в систему охлаждения чистую воду.
Внимание: не устанавливайте крышку радиатора.
Примечание: перед включением двигателя убедитесь, что ручной вентиль выпуска воздуха, устанавливаемый в контуре слива охлаждающей жидкости из охладителя системы рециркуляции отработавших газов, закрыт.
- д) Запустите двигатель и дайте ему поработать 5 минут при температуре охлаждающей жидкости выше 80˚С.
- е) Выключите двигатель и слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения.
Примечание: если сливаемая вода все еще грязная, обязательно промывайте систему до тех пор, пока она не станет чистой.
Залейте охлаждающую жидкость.
Внимание: категорически запрещено использовать чистую воду в качестве охлаждающей жидкости. Это может привести к повреждению двигателя от коррозии.
Для заполнения системы охлаждения используйте смесь равных долей воды и антифриза на основе этиленгликоля или пропиленгликоля.
- а) Залейте охлаждающую жидкость в количестве, указанном в инструкции по эксплуатации транспортного средства.
Заправочная емкость около 15 л
Рекомендуемая охлаждающая жидкость:
- — автомобили ГАЗ: “Cool Stream Premium», «Shell GlycosheU, Diluted», «ES Сompteat».
- — автобусы ПАЗ: «Cool Stream Standart 40», «Fleet Charge 50/50».
- б) Установите крышку заливной горловины.
- в) Прогрейте двигатель до 80°С и проверьте отсутствие утечек охлаждающей жидкости.
- г) Вновь проверьте уровень охлаждающей жидкости, чтобы убедиться в том, что система заполнена охлаждающей жидкостью, или что ее уровень поднялся до максимального уровня в расширительном баке системы (при наличии).
Удаление воды из топливного фильтра грубой очистки
Примечание: регулярно сливайте воду из топливного фильтра, не дожидаясь включения индикатора.
рис. Фильтр грубой очистки топлива «Pre Line 270»: 1 — фильтр грубой очистки топлива, 2 — ручной подкачивающий насос, 3 — подогреватель топлива, 4 — влагоотделитель, 5 — сливной кран, 6 — пробка для выпуска воздуха
Остановите двигатель.
Отверните пробку (5), расположенную в нижней части водоотделителя.
Слейте воду до появления топлива.
Если будет слито более 50 г топлива, прокачайте топливную систему с помощью ручного топливоподкачивающего насоса.
- а) Отверните пробку (6) на 2 — 3 оборота.
- б) Прокачайте топливную систему с помощью ручного топливоподкачивающего насоса (2) до появления топлива без пузырьков воздуха.
- в) Заверните пробку (6). Момент затяжки 6 Нм
Топливный фильтр
Отсоедините разъем от датчика наличия воды.
Ослабьте и снимите топливный фильтр.
Убедитесь, что уплотнительное кольцо не приклеилось к головке топливного фильтра.
Снимите уплотнительное кольцо при необходимости.
Смажьте уплотнительное кольцо чистым маслом.
Установите топливный фильтр на крышку фильтра.
Заверните фильтр до контакта с крышкой.
С помощью съемника доверните фильтр на 3/4 оборота. Момент затяжки 23 Нм
Примечание: не заливайте заранее топливо в топливный фильтр.
Прокачайте топливную систему низкого давления с помощью ручного насоса (140 — 150 качков для сухого фильтра).
Запустите двигатель.
Если двигатель не запускается в течение 30 с, выключите зажигание.
Вновь поработайте топливоподкачивающим насосом, повторяя описанные выше операции, пока двигатель не запустится.
Если двигатель запустится, возможно, что первые несколько минут его работа будет неустойчивой и шумной, что не является неисправностью.
Моменты затяжки резьбовых соединений ГАЗель.
Руководства
Моменты затяжки резьбовых соединений ГАЗель.
Наименование соединения | Моменты затяжки кгс • м |
Свечи зажигания | 3,0–3,5 |
Двигатели ЗМЗ-402.
Гайки крепления головки блока цилиндров | 8,3–9,0 |
Гайки крепления болтов шатунов | 6,8–7,5 |
Гайки крепления крышек коренных подшипников | 10,0–11,0 |
Гайки крепления маховика | 7,6–8,3 |
Гайки крепления картера сцепления к блоку цилиндров | 2,8–3,6 |
Болт шкива коленчатого вала | 17–22 |
Болты крепления нажимного диска сцепления | 2,0–2,5 |
Гайки крепления впускного трубопровода и выпускного коллектора | 1,5–3,0 |
Гайки крепления поддона картера | 1,2–2,0 |
Болт крепления датчика-распределителя зажигания | 0,6–0,8 |
Двигатели ЗМЗ-405, -406.
Болты крепления головки блока цилиндров: предварительная затяжка окончательная затяжка | 4,0–6,0 13,0–14,5 |
Гайки крепления болтов шатунов | 6,8–7,5 |
Болты крепления крышек коренных подшипников | 10,0–11,0 |
Болты крепления маховика | 7,2–8,0 |
Болты крепления картера сцепления | 4,2–5,1 |
Болт шкива коленчатого вала | 10,4–12,0 |
Болты крепления нажимного диска сцепления | 2,0–2,5 |
Болты крепления крышек распределительных валов | 1,9–2,3 |
Болты крепления звездочек распределительных валов | 5,6–6,2 |
Болты крепления крышки клапанов | 0,5–0,8 |
Гайки крепления впускной трубы, болты крепления усилителя картера сцепления | 2,9–3,6 |
Болты крепления шкива насоса охлаждающей жидкости, передней крышки головки цилиндров, крышки цепи, корпуса термостата | 2,2–2,7 |
Болты крепления задней крышки блока цилиндров, поддона картера | 1,2–1,8 |
Гайки крепления выпускного коллектора | 2,0–2,5 |
Двигатели УМЗ-4215.
Гайки крепления крышек коренных подшипников | 12,5–13,6 |
Гайки болтов крышек шатунов | 6,8–7,5 |
Гайки крепления стоек оси коромысел | 3,5–4,0 |
Штуцер крепления масляного фильтра | 8,0–9,0 |
Масляный фильтр | 2,0–2,5 |
Гайки крепления головки блока цилиндров | 9,0–9,4 |
Гайки крепления поддона картера | 1,0–1,2 |
Болты крепления маховика | 8,0–9,0 |
Болты крепления диска сцепления | 2,0–3,0 |
Трансмиссия.
Гайки крепления фланцев валов раздаточной коробки* | 20–28 |
Болты крепления картеров коробки передач | 1,4–1,8 |
Болты крепления переднего и заднего картеров и крышек раздаточной коробки* | 1,2–1,8 |
Гайки крепления карданной передачи к раздаточной коробке*, переднему* и заднему мостам | 2,7–3,0 |
Болт крепления шлицевой вилки заднего карданного вала** | 5,0–5,6 |
Гайки крепления ведущих фланцев переднего моста* | 11–12,5 |
Гайки крепления рычага поворотного кулака* | 11–12,5 |
Гайки крепления цапфы* | 11–12,5 |
Болты крепления редуктора заднего моста с балкой типа банджо | 5,5–7,0 |
Гайка крепления фланца ведущей шестерни переднего и заднего мостов | 16,0–20,0 |
Ходовая часть.
Болты затяжки резинометаллических втулок | 12,0–15,0 |
Гайки стремянок рессор | 12,0–15,0 |
Гайки резервуара амортизаторов | 9,0–15,0 |
Гайки крепления колес | 30,0–38,0 |
Гайки стопорных штифтов шкворней поворотных кулаков* | 3,2–3,6 |
Рулевое управление.
Гайки крепления шаровых шарниров рулевых тяг | 7,0–10,0 |
Болты крепления поворотных рычагов к поворотным кулакам | 11,0–12,5 |
Болты хомутов поперечной рулевой тяги | 1,4–1,8 |
Гайки крепления кронштейна рулевого механизма к лонжерону | 2,8–3,6 |
Болты крепления рулевого механизма к кронштейну | 4,4–6,2 |
Гайка крепления рулевого колеса | 6,5–8,0 |
Гайка крепления рулевой сошки | 10,5–14,0 |
Гайки крепления клиньев карданных вилок | 1,8–2,5 |
Тормозное управление.
Болты крепления тормозных скоб к поворотным кулакам | 10,0–12,5 |
Болты крепления тормозных щитов | 5,0–6,2 |
Болты крепления колесных цилиндров | 1,4–2,0 |
Гайки крепления главного цилиндра к вакуумному усилителю | 2,4–3,6 |
Гайки крепления вакуумного усилителя | 1,2–1,7 |
Кузов фургонов и автобусов.
Гайки точек эластичного крепления кузова к раме | 3,1–3,9 |
* Для автомобилей типа 4х4.
** Для автомобилей типа 4х2.
Поделиться ссылкой:
Руководства
ГАЗ, ГАЗель, ЗМЗ, УМЗ
Советы по замене навинчиваемого масляного фильтра
Многие из производимых сегодня авиационных двигателей оснащены полнопоточными навинчиваемыми масляными фильтрами. Для увеличения срока службы двигателя необходимо регулярно менять как масло, так и фильтр. Полученная нами информация указывает на то, что иногда возникают проблемы из-за несоблюдения надлежащих процедур при замене навинчиваемого фильтра. Поэтому уместно привести несколько советов из действующей сервисной инструкции.
Оборудование, которое адаптирует многие двигатели Lycoming для использования навинчиваемого масляного фильтра, включает адаптер масляного фильтра (номер детали Lycoming 15047) и комплект преобразователя (номер детали Lycoming LW-13904). Не во всех двигателях используется переходник масляного фильтра, потому что корпус принадлежностей на некоторых моделях приспособлен для установки комплекта преобразователя и навинчиваемого фильтра. В комплект входит пластина преобразователя, к которой постоянно приклеена прокладка; эта прокладка герметизирует пластину со стороны, обращенной к двигателю. Если навинчиваемый фильтр слишком плотно прилегает к противоположной стороне пластины при установке, прокладка пластины гидротрансформатора может быть слегка повреждена при последующем снятии масляного фильтра. Это повреждение может привести к утечке масла.
Чтобы предотвратить повреждение прокладки пластины преобразователя, прокладку масляного фильтра следует смазать тонким слоем компаунда Dow Corning Compound (DC-4) перед установкой фильтра. Затем фильтр следует установить и затянуть вручную, пока посадочная поверхность не соприкоснется со смазанной прокладкой. Затем фильтр следует поворачивать с помощью динамометрического ключа до тех пор, пока не будет достигнут крутящий момент 18-20 футо-фунтов. Максимальный крутящий момент в 20 футов не должен превышаться.
Элемент масляного фильтра обычно следует заменять через каждые 50 часов работы двигателя. Перед тем, как утилизировать элемент полнопоточного фильтра, необходимо провести осмотр фильтрующего элемента . Этот осмотр очень важен для безопасности полетов, но недавние отчеты показывают, что некоторые механики не проводят эту проверку на наличие металла, который предупредил бы о развивающейся проблеме с двигателем и возможном катастрофическом отказе.