Ремонт радиатора в автомобиле зачастую приходится делать в тех случаях, когда в системе охлаждения двигателя возникают проблемы. Как всем известно, радиатор является важнейшей деталью в системе охлаждения автомобиля. Именно в нём антифриз расстается с избыточным теплом, создавая двигателю оптимальный температурный режим работы.
Одним из главных симптомов неисправного радиатора охлаждения автомобиля становится перегрев двигателя. Откладывать решение этой проблемы нельзя, так как при перегреве повышается износ деталей мотора и в дальнейшем существует большая вероятность выхода силового агрегата из строя, что потребует значительных денежных вливаний на его ремонт.
Внизу страницы смотрите видео о том, как самостоятельно запаять радиатор охлаждения в домашних условиях.
Ниже мы опишем основные способы ремонта радиаторов охлаждения автомобилей своими руками, и что нужно делать, если вдруг потек радиатор.
Радиатору охлаждения может понадобиться ремонт по разным причинам. Неисправности могут возникнуть как вследствие естественного износа, так и в виду халатности владельца автомобиля. Возможно, устранение неисправности радиатора это лишь первый шаг в комплексном ремонте двигателя.
Можно выделить две основные неисправности автомобильных радиаторов, требующих ремонта:
Течи радиатора опасны по следующим причинам:
Закупорка трубочек радиатора нарушает циркуляцию жидкости внутри него. В итоге сначала остывает нижняя часть теплообменника, а затем и полностью весь радиатор. А тем временем охлаждающая жидкость быстро нагревается, создавая опасность перегрева мотора.
После того, как мы определились с неисправностями, давайте рассмотрим способы ремонта радиаторов охлаждения своими руками.
Несложный ремонт радиаторов автомобиля, например, устранение небольшой течи, по силам выполнить самостоятельно большинству автолюбителей.
Другое дело – пайка радиатора охлаждения двигателя. Здесь без опыта не обойтись (смотрите видео ниже). Как мы уже отмечали, большинство проблем с радиатором автовладелец может устранить своими руками. В одних случаях удастся обойтись только потерей драгоценного времени, а в других придется приобрести в магазине специальные ремонтные составы и материалы. Все зависит от поломки и вида ремонта.
Снятие радиатора. Практически любой ремонт радиатора требует снятия его с автомобиля. И здесь автомобилиста ожидают неприятные сюрпризы.
Очистка внутренних полостей радиатора. Одним из простых способов ремонта радиатора является очистка внутренних полостей от загрязнений и отложений. Желательно иметь под рукой проточную воду, чтобы создать необходимый напор.
Далее рассмотрим способы ремонта и устранения течей в радиаторе охлаждения.
Переходим к самому интересному – как устранить течь в радиаторе автомобиля. Радиатор может потечь в разных местах. Одни течи удается устранить своими руками, а с другими без серьезного ремонта справиться получается не всегда.
К сожалению, сложно бывает определить, удалось ли ликвидировать течь. Это становится видно только после установки радиатора на автомобиль и заправке его антифризом. Двигатель нужно запустить и дать ему поработать в течение 30 минут. Только тогда можно будет увидеть результат своего труда.
В процессе ремонта радиатора следует уделить внимание и внешней очистке теплообменника, ведь чем больше будет площадь соприкосновения воздушных масс с поверхностью радиатора, тем эффективнее будет протекать охлаждение антифриза. А создание благоприятного температурного режима для работы двигателя окупится впоследствии безотказной и долговечной работой автомобиля.
unit-car.com
sanekua.ru
Утечки охлаждающей жидкости и восстановление поврежденных деталей радиаторов устраняют как с помощью современных полимерных материалов, так и традиционными способами – пайкой и сваркой.
Радиатор служит для охлаждения жидкости, поступающей из двигателя и циркулирующей по трубкам, образующим его сердцевину. В различных конструкциях трубки могут быть расположены:
вертикально...
...или горизонтально, но в любом случае обе их стороны герметично закреплены в верхнем и нижнем (или левом и правом) бачках. Многочисленные тонкие пластинки, установленные перпендикулярно трубкам, служат для усиления их охлаждения встречным потоком воздуха при движении автомобиля и (или) создаваемого вентилятором.Материалы для изготовления радиаторов должны иметь высокую теплопроводность. Раньше (до 90-х годов прошлого века) трубки и бачки изготавливались, как правило, из латуни и соединялись пайкой1. В настоящее время для снижения стоимости и веса радиаторов на легковых автомобилях в основном применяют алюминиевые трубки и бачки, состоящие из пластмассового корпуса с алюминиевым донышком. В этом случае герметизацию соединения трубок с донышками бачков осуществляют с помощью резиновых уплотнений или специальной пайкой, возможной только в заводских условиях. Бачок собирается путем завальцовки края донышка на буртик корпуса, при этом герметичность стыка обеспечивается резиновой прокладкой.Условия работы радиаторов определяются тем, что после пуска двигателя охлаждающая жидкость может нагреваться без кипения до 120°С, так как давление в закрытой системе выше атмосферного. После остановки двигателя и остывания жидкости давление в системе становится ниже атмосферного. Тонкостенные детали при этом подвергаются как термической, так и механической нагрузке. В этих условиях ускоряются процессы коррозии, приводящие к ослаблению деталей и соединений, а в конечном итоге к их повреждению.Наиболее характерные неисправности радиаторов обычных конструкций, приводящие к утечкам охлаждающей жидкости:
Кроме того, при авариях и столкновениях радиаторы, расположенные в передней части автомобиля, часто получают различные механические повреждения.
Если обнаружилась незначительная утечка, а ее место не удается обнаружить или оно недоступно, то в охлаждающую жидкость можно добавить одну из специальных присадок, предназначенных для этой цели.Такие вещества могут быть жидкими или порошкообразными2 и часто называются «герметики радиатора»3. Их необходимо использовать в соответствии с инструкцией. Если на данную присадку никакого описания нет, ее лучше не применять.</h3> Как правило, после добавления средства в охлаждающую жидкость необходимо завести двигатель и дать ему поработать на холостом ходу 10–15 минут или проехать 10–15 км – течь должна прекратиться4. Если нет – требуется более серьезный ремонт.</h3> Отрицательные последствия от применения герметизирующих присадок, особенно при их передозировке или неправильном использовании, заключаются в том, что в системе охлаждения образуются сгустки, которые могут закупорить каналы в узких и плохо прокачиваемых местах (например, радиатор отопителя салона).В связи с этим после применения «герметика радиатора» необходимо тщательно промыть систему, желательно с использованием специальных препаратов.
Использование клеев и герметиков позволяет соединять практически любые материалы. Надежность ремонта повышается при накладывании на место повреждения заплат или бандажа5. Результат зависит не столько от свойств полимерного материала, сколько от качества подготовки поверхности и соблюдения технологии склеивания.Свищи и небольшие пробоины (до одного сантиметра в диаметре) заделывают, используя различные клеи-шпатлевки (в обиходе – «холодные сварки»). Они выпускаются в виде небольших цилиндрических блоков и внешне похожи на пластилин, только слоеный. Желательно использовать материалы, специально предназначенные для ремонта радиаторов. От блока поперек его оси отрезают кусочек необходимой толщины и разминают руками. Материал при этом нагревается и становится более пластичным. Если это предусмотрено инструкцией, пальцы руки предварительно смачивают водой для устранения налипания. Заготовке из клея-шпатлевки рекомендуется придать коническую форму и вдавить ее острием конуса вперед в отверстие. Затем выступающую часть образовавшейся заглушки разровнять по поверхности ремонтируемой детали и прижать. Делать это надо быстро, так как живучесть материала (время использования до начала отверждения) невелика, всего несколько минут. После установки заглушку необходимо удерживать прижатой к ремонтируемой детали в течение времени, необходимого для предварительного схватывания6. Для большинства «твердых сварок» оно составляет величину от 2 до 4 минут.Трещины у основания патрубков в некоторых случаях можно заделать с использованием «холодной сварки», удерживая ее при отверждении прижатой по всей окружности с помощью бандажа. С этой целью используют, например, короткие отрезки (кольца) из металлических или пластмассовых трубок (желательно тонкостенных) с внутренним диаметром на 5–10 мм больше, чем у патрубка в месте повреждения. Между бандажной трубкой и патрубком по всей окружности плотно набивают и удерживают до отверждения необходимое количество предварительно хорошо размятой «холодной сварки». Бандажная трубка должна иметь высоту, не создающую помех для последующей установки водяного шланга на патрубок.После окончательного отверждения, которое происходит примерно через 24 часа, клеи-шпатлевки обладают столь высокой прочностью, что не крошатся при механической обработке.Большие трещины и пробоины (диаметром более сантиметра) закрывают заплатами, например из стеклоткани. Их приклеивают с помощью специальных клеев, имеющих жидкую консистенцию, или пастообразных клеев-герметиков7. Эти материалы более пластичны, чем клеи-шпатлевки. В случае необходимости накладку делают двухслойной или даже многослойной – поверх заплат меньшего размера последовательно устанавливают заплаты большей величины. При ремонте трубок радиатора, заливных горловин или патрубков ремонтируемое место оборачивают стеклотканью, а при ее отсутствии – несколькими слоями бинта (шнура), пропитанного клеем. Трещины большой длины (свыше 10–15 см) требуют применения металлических накладок, закрепляемых на поврежденном месте различными способами, например с помощью винтов-саморезов.
Многочисленные мелкие повреждения, образовавшиеся, например, в результате коррозии и сосредоточенные в одном месте, герметизируют, используя клеи-компаунды («жидкий металл»). Это полимерные композитные материалы на эпоксидной основе, обладающие текучестью, достаточной для заливки мест повреждений.Один из возможных вариантов ремонта заключается в том, что зачищенное и обезжиренное место повреждения заливают компаундом и выдерживают до его отверждения. Радиатор перед заливкой устанавливают горизонтально на подставку. На нее предварительно укладывают резиновую подкладку, смазанную тонким слоем масла для исключения приклеивания к радиатору. Трещины в пластмассовых деталях можно устранить с помощью клеев-расплавов – термопластичных материалов, размягчающихся при нагреве и затвердевающих при охлаждении. Технология применения заключается в том, что несколько гранул такого клея помещают на очищенное осушенное место повреждения, а затем прогревают паяльником до растекания и получения ровного слоя.
Пайка латунных деталей осуществляется легкоплавкими припоями, например, ПОССу 25-2, ПОССу 30-0,5 и т.д. Трещины зачищают и запаивают, а пробоины закрывают подходящими заплатами из листовой латуни (например вырезанными из отслужившего радиатора) и опаивают по периметру. Поврежденные трубки запаивают или меняют8.Удаление дефектной трубки или ее частей может осуществляться в следующем порядке:
Аргонодуговая электросварка деталей производится с применением в качестве присадочного материала специальной алюминиевой сварочной проволоки, например Св-АК12 или Св-АК10. Такая сварка имеет особенности и проводится в среде инертного газа, так как эти материалы:
В зону сварки подается аргон, который надежно защищает расплавленный металл от окисления кислородом воздуха, и сварной шов образуется без пор и раковин.Сварка пластмассовых бачков выполняется с использованием в качестве присадки кусочков пластмассы, аналогичной по свойствам материалу ремонтируемой детали. Нагрев и расплавление осуществляют направленной струей горячего воздуха или с помощью паяльника. Края трещин предварительно засверливают для предотвращения их дальнейшего развития.Газодинамическое напыление находит все более широкое применение для тонкостенных деталей из алюминия. В отличие от газопламенного и плазменного напыления, а также сварки этот способ не приводит к перегреву обрабатываемой поверхности. Покрытие толщиной 1,0–1,5 мм получается за счет того, что образующие его специальные порошки разгоняются вместе с горячими газами до сверхзвуковой скорости, направляются на ремонтируемую деталь и наплавляются на ее поверхность.
Результат ремонта определяют, накачивая внутрь радиатора воздух. Как «подручное» средство можно использовать разрезанную пополам камеру от велосипеда с вентилем примерно посередине. Одной стороной ее надевают на входной патрубок, другой стороной – на выходной. Заливную горловину (если она есть) закрывают штатной пробкой, затем через вентиль камеры насосом накачивают воздух до получения избыточного давления. Затем радиатор погружают в воду – при отсутствии выходящих на поверхность пузырьков воздуха он считается герметичным.Этим же способом обнаруживают места скрытых сквозных повреждений.
1 Перспективными в настоящее время считаются особо тонкостенные медные паяные радиаторы.2 В качестве такого герметика может быть использована сухая горчица в количестве 1-2 столовых ложек, предварительно разведенных в небольшом количестве воды, залитой в систему охлаждения.3 «Герметики радиатора» отличаются от герметиков «наружного» применения и не имеют общих с ними свойств. Совпадение наименования связано только с их назначением – герметизация системы охлаждения.4 Некоторые производители рекомендуют использовать свои герметики радиатора в следующем порядке. Сначала сливают охлаждающую жидкость в чистую емкость и заливают воду, в которую добавляют герметик. Через некоторое время работы двигателя, после прекращения течи, воду сливают и снова заливают охлаждающую жидкость.5 Промышленностью выпускаются специализированные ремонтные наборы для радиаторов, в частности для пластиковых бачков. 6 Это связано с тем, что твердые клеи-шпатлевки в исходном состоянии недостаточно липки. Сцепление с поверхностью (адгезия) вначале невелико, и заглушка, если ее не прижимать несколько минут, может частично, а то и полностью отстать от поверхности.7 Отличие клея от герметика заключается не в свойствах, а в назначении материалов. Оно в основном определяется тем, что толщина слоя клея может быть 0,05–0,15 мм, а у герметика – свыше 1мм.8 При повреждении более 10% трубок их меняют целиком.
wiki.zr.ru
Основная причина выхода из строя системы охлаждения автомобиля, радиатора кондиционера или отопления – это течи. В большинстве случаев автовладелец может самостоятельно справиться с возникшей проблемой. Ремонт радиаторов производится несколькими способами.
autoremont2.ru
Наверное, всем известно, что автомобиль, как и любое другое устройство, нагревающееся в процессе работы требует охлаждения, иначе очень быстро многие из его деталей просто сгорят. В первую очередь это касается деталей двигателя. В наше время, для обеспечения правильной работы этого структурного элемента автомобиля и избежания его перегрева используют разные воздушные, жидкостные, и комбинированные системы охлаждения.
Важнейшей деталью в таких системах выступает радиатор - такой себе теплообменник, который охлаждает мотор и масло автомобиля. В нем можно выделить центральную часть (сердцевину), которая как раз и занимается процессом охлаждения, нижний и верхний бачок с исходящими от них патрубками. Верхний бачок имеет горловину, через которую в радиатор заливают охлаждающую жидкость (антифриз). Она герметично закрывается крышкой имеющей впускной и выпускной клапаны. Если радиатор выходит из строя дальнейшая эксплуатация автомобиля крайне не желательна и может привести к серьезным проблемам с двигателем.
Как и все детали, главная часть системы охлаждения автомобиля (радиатор), не может служить вечно. Естественно случаются поломки и сбои в работе. К основным неисправностям радиатора можно отнести: засорение патрубков или сердцевины радиатора, загрязнение его наружной поверхности, поломка вентилятора радиатора, нарушение герметичности крепления патрубков, либо их повреждение, нарушение герметичности радиатора. Причиной трещин, которые приводят к разгерметизации радиатора, часто становятся камни, вылетающие из под колес проезжающий машин и попадающие в его решетку.
Также следует обращать внимание на то, не касается ли охлаждающий вентилятор конструкции радиатора, вызывая тем самым его повреждения. Если у Вас возникла одна или несколько из перечисленных проблем, свидетельствовать об этом будет перегрев двигателя (в самых серьезных случаях, из под капота автомобиля появляется пар) или резкое понижение уровня антифриза (либо полное его исчезновение), что еще называют утечкой охлаждающей жидкости.
Поломка радиатора автомобиля — далеко не редкость, и почему-то, случается в самый неподходящий момент. Возникают подобные проблемы чаще всего летом, а для их устранения приходится тратить немало времени. Конечно, можно осуществить ремонт самостоятельно, но для этого Вам понадобится специальный ремкомплект включающий в себя шланги и трубки различного диаметра, хомуты, термостойкий герметик и прокладки разного размера. Сомневаюсь, что такой комплект у Вас всегда под рукой, а выйти из строя радиатор может, например, где-то посреди поля, дорогой на дачу.
Продолжать движение со сломанной системой охлаждения, да еще и в жару я бы не рекомендовала, если конечно не хотите потратить потом кучу денег на ремонт или замену двигателя. Так что же делать, если нет специального ремкомплекта, а ближайшая станция техобслуживания в двадцати километрах от Вас? Прежде всего, не паникуйте. Отремонтировать радиатор своими силами, с помощью подручных средств — возможно, надо только знать причину поломки и некоторые тонкости ее устранения.
Начинать любой ремонт, в том числе и радиатора стоит из диагностики поломки. Если Вы заметили, что охлаждающая жидкость начала протекать - найдите место из которого это происходит. Но перед этим, особенно если из под капота идет пар, а автомобиль находится в движении — срочно остановитесь, иначе перегрев двигателя может привести к неисправимым последствиям. Дайте радиатору и антифризной жидкости остыть (обычно достаточно 15-20 минут) и только после этого можно открыть капот и хорошо рассмотреть радиатор. Если место утечки сразу обнаружить не удается, попросите кого-то завести мотор на 30-40 секунд, что бы ускорить этот процесс.
Вытекание охлаждающей жидкости через радиатор относится к внешней утечке, а через уплотнители регулятора холостого хода или прокладки цилиндра — к внутренней. Проверьте герметично ли соединены шланги и патрубки, если нет, то это можно исправить зажав крепче крепления. В случае наличия повреждений на шлангах, пробках или краниках, стоит их заменить. Не работает вентилятор радиатора — проверьте проводку, реле, датчик температуры антифриза. Если жидкость не охлаждается, скорее всего соты радиатора забились грязью и их надо прочистить. Утечка может происходить и через повреждения радиаторной пробки, решить эту проблему Вам поможет ее замена.
Ремонт радиатора имеет некие особенности. В первую очередь запомните, ни в коем случае НЕЛЬЗЯ открывать капот и откручивать пробку радиатора, когда машина перегрелась и, возможно, вскипела охлаждающая жидкость - вы можете получить ожег лица и рук. Все ремонтные работы можно проводить только тогда, когда двигатель остыл. Многие водители стараются ускорить этот процесс с помощью обливания двигателя холодной водой, что с их стороны является очень необдуманным поступком, ведь таким образом увеличивается возможность появления трещин на головке блока.
Нужно начинать действовать, только тогда, когда двигатель сам остынет, а в системе охлаждения спадет давление. Последнее станет заметно по верхнему патрубку радиатора, который должен стать гибким и мягким. Убедившись что температура в норме, аккуратно откройте радиаторную пробку и медленно добавьте антифриз до нужного уровня. Делать это надо таким образом, что бы холодная жидкость не попала на стенки головки блока и на нем не появились трещины. Затем закройте пробку и запустите двигатель. После этого проверьте показания датчиков температуры, равномерность нагревания шланги вентилятора, его работу и процесс подачи охлаждающей жидкости.
Иногда, бывают случаи, когда прочистки и промывки патрубков и шлангов радиатора недостаточно и даже их замена не помогает. Тут уже требуется более серьезный — наружный ремонт радиатора. Очень часто такой ремонт осуществляется с помощью эпоксидной смолы (клея) или так называемой «холодной» сварки, но для начала надо слить охлаждающую жидкость и снять радиатор с автомобиля.
Только не надо пугаться, все не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Комплекты «холодной» сварки можно купить в любом автомагазине, а после обезжиривания нужной для ремонта поверхности, Вам не составит труда устранить ненужное отверстие или трещину специальным веществом из комплекта. Последовательность и способ необходимых для этого действий четко описан в прилагаемой инструкции.
Интересный факт! В ситуации, когда подобного набора нет под рукой, залатать трещину в радиаторе водитель может с помощью обыкновенной горчицы. Надо только взять грамм 200 горчичного порошка, развести его в воде и залить на место антифриза, предварительно слив охлаждающую жидкость. Затем завести машину и дать ей некоторое время поработать на холостом ходу. Горчица при этом разбухает и закупоривает мелкие трещины, делая радиатор снова герметичным. На последующий долгий срок службы, после такого ремонта, рассчитывать, конечно, не приходится, но доехать до дома или ближайшей станции технического обслуживания, должно получиться.
При помощи «холодной сварки» становится возможным и устранение относительно крупных отверстий, например, в сердцевине радиатора. Делается это с помощью жестяной заплатки, которой просто заклеивают появившуюся брешь (в процессе применяются современные виды клея). Как показывает практика, такой способ наружного ремонта вполне эффективный и действенный. Сварочные работы стоит применять в том случае, когда повреждение не очень большое. Если же, например, трубка радиатора треснула по длине, то ее проще заменить новой. Для того, чтоб демонтировать старую трубку и установить новую, Вам также понадобится паяльник.
Инструменты, необходимые для ремонта радиатора, следует выбирать исходя из поломки. Примером, если треснул пластиковый бачок и его нужно заклеить, Вам понадобятся: специальный полимерный состав (собственно клей), стальная или латунная сетка, для усиления места дефекта, специальные клещи для снятия бачка и клещи для его обратной установки, набор отверток, инструмент для нанесения клееобразного вещества.
Трещины в радиаторе можно устранить и с помощью сварочных работ. Для этого нужно иметь: присадочный материал (выбирается исходя из материала самого радиатора — медь или латунь), газовую горелку, средство для обезжиривания поверхности. Более серьезный ремонт включает в себя аргоновую сварку, где в качестве присадочного материала выступает алюминиевая проволока, но тут не обойтись без специального сварочного оборудования. Небольшие погрешности в сотах радиатора можно устранить и с помощью химических составов, при этом в наличии надо иметь смесь эпоксидной смолы и затвердителя, обезжиривающее средство, шпатель для выравнивания смеси на поверхности.
Если Вы решили отремонтировать радиатор с помощью пайки, запаситесь листовым латунным отрезком (для латунного радиатора), средством для обезжиривания поверхности и паяльником. Говоря про сварку пластика (например, пластикового бачка), главным инструментом выступает термофен с точной регулировкой температуры, а в качестве присадочного материала используют специальные прутки, марка которых указана на бачке радиатора (чаще всего это полиамид со стекловолокном — пластик РА). Вместо отдельно покупных полосок, в этом случае, можно также использовать нарезные полозки с такого же бачка.
Ка видите, исходя из вида поломки, существует множество вариантов ремонта радиатора. Если, например, с заклейкой трещин химическими составами, самостоятельно сможет справиться практически любой водитель, то, например, сварочные работы, которые требуют определенных знаний, навыков и опыта, лучше доверить профессионалам.
Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.
Была ли эта статья полезна?Да Нет
auto.today
Опубликовано в: Без рубрики on: Ноябрь 17
Если радиатор автомобиля протекает, то большинство из нас прибегают к его замене. Однако, в большинстве случаев можно не менять, а отремонтировать радиатор. Иногда никаких навыков не требуется, а бывает, что без знаний в области сварки или пайки не обойтись. Учимся определять состояние и пробуем восстановить радиатор своими руками.
В радиаторе происходит постоянная циркуляция жидкости, которая забирает образующееся в двигателе тепло и отдает его окружающей среде. Для того, чтобы этот процесс был более эффективным, устанавливается радиатор охлаждения, имеющий достаточно большую площадь соприкосновения с воздухом. В саму систему может заливаться тосол, антифриз или простая вода – в зависимости от желаний автомобилиста. Следует помнить, что при использовании воды эксплуатация автомобиля становится невозможна в условиях отрицательных температур.
Самая распространенная проблема, когда из-за старости появляется течь радиатора. Охлаждающая жидкость выбегает из мест соединения металла и пластика, что автоматически ведет к перегреву двигателя. Найти в замену новый радиатор получается не всегда, да и ремонт обойдется, как минимум в 2 раза дешевле нового.
Дальнейшая речь будет идти об автомобильных радиаторах в целом и не важно, будет это ремонт радиатора отопления, радиатор кондиционера или радиатор системы охлаждения двигателя.
Как правило радиатор – это устройство состоящие из трубок и тонких пластин в котором циркулирует какая-либо жидкость, которая проходя по трубкам радиатора охлаждается и далее продолжает свой путь в специальные полости двигателя автомобиля, тем самым охлаждая его и отбирая излишнее тепло.
Пройдя определенный метраж в двигателе разгоряченная жидкость, принявшая на себя избыточное тепло двигателя, снова возвращается в радиатор, который как правило обдувается наружным уличным воздухом или дополнительно вентилятором автомобиля для более эффективного охлаждения. Из-за чего он имеет более низкую температуру чем горячая жидкость, пришедшая в него. И тем самым он отбирает излишнее тепло и рассеивает его через уличный обдув или принудительный обдув, так происходит до тех пор, пока работает мотор автомобиля.
Рабочую часть составляют плоские металлические пластины либо согнутые в гармошку ленты, которые пронизывают полые трубки, соединяющие верхний и нижний бачки. Таким образом, жидкость проходит через рабочую часть множеством потоков, в результате чего увеличивается площадь и интенсивность охлаждения.
Патрубки радиатора соединяют бачки непосредственно с водяной рубашкой двигателя, а жидкость в систему охлаждения заливается через горловину, расположенную на верхнем бачке радиатора, либо через расширительный бачок, соединенный с радиатором пароотводящим шлангом. Принцип работы жидкостной системы охлаждения заключается в следующем. Водяной насос обеспечивает систему непрерывной циркуляции жидкости, благодаря чему омываются стенки цилиндров и головки блока, отводя избыточное тепло.
Нагретая жидкость направляется по патрубкам в радиатор, в котором обеспечивается рассеивание тепла в окружающую среду. После этого охлаждённая жидкость возвращается в водяную рубашку охлаждения мотора и цикл повторяется.
Как правило, чтобы повысить эффективность работы системы охлаждения, перед радиатором устанавливается вентилятор, который нагнетает воздух на его поверхность и ускоряет процесс теплообмена. Обычно вентилятор имеет электропривод, который запускается автоматически по сигналу датчика температуры охлаждающей жидкости.
Типов радиаторов, которые отличаются по назначению
Наиболее частыми проблемами системы охлаждения, с которыми приходится сталкиваться автовладельцам, становятся две:
О том, что система охлаждения работает некорректно можно судить по постоянному перегреву мотора, даже после совсем непродолжительной эксплуатации автомобиля. Это чревато возникновением достаточно серьезных проблем с силовым агрегатом и необходимостью проведения с ним дорогостоящих ремонтных работ.
Наиболее частой причиной нарушения целостности корпуса радиатора является сильное механическое воздействие. Сравнительно тонкие стенки радиатора могут быть повреждены при проведении ремонтных работ или попадании в него посторонних предметов при движении автомобиля. Достаточно часто течь наблюдается и в местах выхода из радиатора патрубков. Какой бы причиной ни была вызвана течь, устранять ее нужно незамедлительно, поскольку эксплуатировать автомобиль с неисправным радиатором охлаждения просто опасно.
К числу наиболее распространенных опасностей, которыми чреваты постоянные утечки охлаждающей жидкости из радиатора можно отнести, прежде всего, перегрев двигателя, вызванный неспособностью системы охлаждения эффективно отводить образующееся в двигателе тепло.
Стоит знать, что перегрев ГБЦ приводит к быстрому изменению ее конфигурации и нарушению целостности прокладки. Кроме того, если игнорируются сигналы датчика температуры, и авто продолжает эксплуатироваться, двигатель может просто заклинить – это всегда оборачивается весьма дорогостоящим ремонтом.
Течь из радиатора может обернуться неприятными последствиями не только для самого автомобиля, но и человека. Связано это с тем, что во время работы силового агрегата в системе охлаждения образуется достаточно высокое давление, да и температура циркулирующей в ней жидкости низкой никак не назовешь.
В случае, когда водитель открывает капот, в попытке выяснить почему перегрелся двигатель, небольшая трещина в радиаторе, под воздействием горячей жидкости и высокого давления может внезапно увеличиться, вызвав своеобразный гейзер с кипятком. При попадании на кожу, это приведет к весьма серьезным термическим ожогам, требующих врачебного вмешательства.
Возникновение внезапной течи из системы охлаждения – это наиболее частая проблема, с которой сталкиваются владельцы машин с большим пробегом. Что делать, если в пути потек радиатор?
Проблему можно решить при помощи специальных жидких герметиков. Принцип их действия заключается в следующем. Герметик заливается в радиатор или в расширительный бачок, где перемешивается с антифризом. Через трещины он вытекает наружу и застывает на воздухе, превращаясь в прочную полимерную пленку.
Однако герметики – далеко не идеальный вариант для ремонта потекшего радиатора: с их помощью можно заделать лишь небольшие трещины площадью не более 2 кв. мм. Помимо этого, специалисты утверждают, что через некоторое время герметик может вызвать закупорку системы охлаждения, поэтому после применения данного средства ее необходимо полностью промыть. В противном случае велика вероятность того, что радиатор придет в негодность, и его понадобится заменить.
Обычно место протечки определяют следующим образом. На снятом радиаторе герметизируют все отверстия для патрубков, и поместив его в емкость с водой, насосом или компрессором нагнетают избыточное давление. Место течи даст о себе знать появлением пузырьков воздуха.
В том случае, если точно определить, в каком месте потек радиатор, не удается, необходимо воспользоваться специальными приспособлениями. Набор включает в себя флуоресцирующую добавку, пистолет для ее ввода в систему охлаждения и ультрафиолетовую лампу, в свете которой вытекающий антифриз станет светиться. Проблема в том, что этот набор довольно дорог, и покупать его для себя не имеет смысла. Намного дешевле обратиться в автомастерскую.
Отремонтировать соты радиатора можно смесью из эпоксидной смолы и затвердителя. Обезжириваем и заливаем субстанцию в поврежденные соты и выравниваем с помощью шпателя. Теперь пробоины в радиаторе загерметизировали на 100%.
Если потек радиатор охлаждения, но трещина не отличается большими размерами ее можно устранить самостоятельно. Но не в том случае, когда она расположена в месте соединения самого радиатора и пластикового патрубка – такая неисправность считается неустранимой. В качестве временной меры, к примеру, в дороге, или при невозможности немедленно приобрести новый, допустимо воспользоваться эпоксидным клеем или герметиком.
При наличии одной или нескольких мелких трещин, через которые антифриз уходит по капле, оптимального и быстрого результата поможет добиться специальный герметик, который добавляется в систему охлаждения. Его состав включает специальные компоненты, которые затягивают небольшие трещинки, полностью герметизируя радиатор. После добавления герметика эксплуатацию автомобиля можно продолжать, поскольку герметику требуется сравнительно небольшое время для начала своей работы, и течь прекращается.
Многие автомобилисты не знают, что делать, когда течет радиатор охлаждения в следствии коррозии. В этом случае не поможет ни один герметик, и радиатор может быть отремонтирован только посредством пайки. Процедура эта сложная, и выполняется лишь при наличии достаточного опыта и соответствующего оборудования. Столь же сложно восстановить работоспособность радиатора при его серьезных механических повреждениях, к примеру, после ДТП. В ряде случаев может потребоваться использовать и сварку аргоном.
Выполняя ремонтные работы с радиатором самостоятельно, а тем более впервые, следует быть готовым к тому, что проведенную работу придется переделывать. Визуально невозможно определить все ли трещины заделаны на снятом радиаторе – это становится очевидным лишь после его установки и запуске двигателя. Если по истечении получаса работы автомобиля на холостом ходу течь никак себя не проявила, значит результат достигнут. Если же течь продолжается, работу придется начинать сначала.
В процессе развития автомобилестроения появлялось много новых компонентов. Но некоторые детали присутствовали в конструкции «самоходных повозок» практически с начала их эксплуатации. Один из таких компонентов – автомобильный радиатор, история создания которых восходит к концу XIX – началу XX века.
До тех пор, пока двигатели были небольшой мощности, излишняя теплота рассеивалась прямо от двигателя и его узлов. При увеличении мощности стали применять первые радиаторы – в виде гладкостенной медной трубы, изогнутой в виде змеевика. В 1900 году было применено наружное оребрение этого змеевика.
В 1913 году появился первый пластинчатый паяный медно-латуный радиатор. Параллельно ему появилась конструкция радиатора, в которой воздух проходил по горизонтальным воздушным трубкам внутри бачка, количество этих трубок со временем становилось все больше, пока не получился сотовый радиатор, который был распространен до середины 30-х годов.
Сотовые радиаторы достаточно трудоемки в производстве, громоздкие и тяжелые. Основной стимул развития автомобильных теплообменников – увеличение мощности двигателей и сокращение подкапотного пространства – заставил разрабатывать более сложные конструкции. У радиаторов появляются латунные донья, куда запаиваются медные трубки, окруженные стальными пластинами (трубчато-пластинчатые медно-стальные радиаторы). Вследствие использования стальных пластин при производстве трубчато-пластинчатых радиаторов возникают множество недостатков такой конструкции – большой вес, минимальные показатели теплообмена, низкая коррозийная стойкость сердцевины, низкая вибрационная стойкость.
В дальнейшем своем развитии такие радиаторы получают медную ленту вместо стальных пластин (трубчато-пластинчатые медно-стальные радиаторы), что позволяет существенно увеличить их теплоотдачу. Такой радиатор весит гораздо меньше при значительном улучшении тепловых характеристик.
Сборные алюминиевые радиаторы стали разрабатываться в СССР во время «холодной войны». Так как медь являлась стратегическим сырьем, исследователи стали пытаться создать алюминиевые радиаторы паяной и сборной конструкции. Сборные радиаторы имеют меньшую теплоотдачу, но дешевле в производстве.
Первые попытки создания алюминиевых сборных радиаторов были предприняты на Мариупольском (Ждановском) радиаторном заводе для автомобиля ЗиС-120, но оказались не очень удачными, так как за основу была взята конструкция с плоскоовальными трубками. Плоскоовальные трубки было невероятно трудно уплотнять на торцах в месте соединения с доньями, из-за чего проект оказался очень дорогим и его скоро свернули. Радиаторов такого типа было сделано около 2 тысяч штук.
Первые шаги к наиболее современным теплообменникам – алюминиевым паяным радиаторам – были сделаны в 70-х года XX века. Первые радиаторы такой конструкции изначально были разработаны для автомобилей ГАЗ 3102. К сожалению, первый опыт оказался неудачным – алюминиевый паяный радиатор не справлялся теплоотдачей, особенно в городском режиме, и поэтому скоро был заменен медно-латунным. Однако причиной его слабой теплоотдачи являлось конструктивное исполнение алюминиевой ленты – ее шаг составлял примерно 8мм. Причина такой крупноячеистой конструкции сердцевины тривиальна – на заводе, выпускающем эти радиаторы, не было технологической возможности делать меньший шаг охлаждающей ленты.
Все развитие автомобильных теплообменников стремилось к увеличению теплоотдачи при сохранении габаритов и одновременном уменьшении стоимости. Темпы развития автомобильных радиаторов определялись быстрыми темпами развития автомобильных двигателей – мощности моторов росли очень быстро, и охладить его становилось все труднее.
В попытках добиться результата создавались различные интересные типы радиаторов, по каким-либо причинам не вошедших в серию. Наиболее интересные образцы представлены ниже:
Интерес вызывает способ закрепления крышки бачков – при помощи болтов. Такой радиатор является ремонтопригодным, что особо важно для сельской местности.
Разрабатывался Бурковым В.В. для автомобиля «КамАЗ». Представляет собой довольно оригинальную конструкцию; взамен охлаждающих пластин использовались отходы алюминиевого производства (фактически опилки). Такой радиатор оказался довольно сложным в изготовлении и поэтому не получил распространения.
Использовался для автобусов ЛиАЗ. Особый интерес этот радиатор вызывает в связи с использованием съемных патрубков радиатора. Такое решение, скорее всего, принято для унификации изделия – в условиях невозможности точно указать угол, в каком требуется зафиксировать патрубки, необходим изменяемый угол.
Разработан для автомобилей PORSCHE. В то время как традиционный алюминиевый сборный радиатор имеет круглые охлаждающие трубки, радиатор с плоскоовальными трубками возвращает нас к первым попыткам создания сборного радиатора. Зачем создавать радиатор с плоскоовальными трубками? Площадь контакта набегающего потока воздуха с такой трубкой на 30% больше, чем с круглой – соответственно, и теплоотдача больше.
При создании таких радиаторов использовались комбинации традиционных материалов – меди, латуни, алюминия, стали. Наиболее яркий пример – сборный радиатор с круглыми алюминиевыми охлаждающими трубками и медными пластинами.
Развитие автомобильных теплообменников не останавливается. Появление новых типов радиаторов, имеющих свои достоинства и недостатки, сопровождается многочисленными и подчас незаметными улучшениями конструкции, имеющими огромное значение для повышение КПД данного узла автомобиля.
Предлагаем ознакомиться с некоторыми инновациями, разработанными и внедренными в производство автомобильных радиаторов Luzar.
Улучшение теплоотдачи – применение пластиковых турбулизаторов внутри радиатора.
Такое усовершенствование конструкции позволило улучшить показатели теплоотдачи. Турбулизатор образует завихрения потока охлаждающей жидкости в радиаторе – благодаря этому жидкость быстрее отдает тепло.
Универсальные радиаторы – применение термостойкой герметичной заглушки на месте крепления датчика включения вентилятора.
Автомобили семейство «ЛАДА Самара» и «ЛАДА Десятка» с карбюраторным двигателем комплектуются датчиком включения вентилятора, для которого в бачке радиатора предусматривается отверстие с резьбой. Автомобили этого семейства с инжекторным двигателем датчиком включения вентилятора не комплектуются. Радиатор охлаждения для такой модификации двигателя отверстия под датчик не имеет.
Кроме того, автомобили ВАЗ-2105 имеют принудительный постоянный привод вентилятора (вентилятор не имеет электродвигателя и крутится вместе с оборотами коленвала) – в радиаторах на таких автомобилях датчик также не используется. Аналогичный радиатор для автомобилей ВАЗ-2104 и ВАЗ-2107 имеет электровентилятор; радиатор для такого автомобиля предусматривает установку датчика включения вентилятора.
Применение термостойкой заглушки на месте крепления датчика позволило унифицировать шесть моделей радиаторов.
Универсальные радиаторы – двойные места крепления дефлектора (кожуха) радиатора
Данные радиаторы имеют универсальные места крепления дефлектора (кожуха) вентилятора, подходящие для автомобилей модификаций ВАЗ-2105 и ВАЗ-2107. Для автомобилей ВАЗ-2105 используются верхнее и нижнее места крепления дефлектора (кожуха) радиатора; для автомобилей ВАЗ-2107 и ВАЗ-2104 – среднее место крепления дефлектора.
Такое усовершенствование получили и алюминиевые, и медно-латунные радиаторы Luzar.
Универсальные радиаторы – применение термостойкой герметичной заглушки на местах крепления датчика включения вентилятора и датчика перегрева. Применено на алюминиевых и медно-латунных радиаторах для автомобилей «Волга» и «ГАЗель» – унифицируют применение такого радиатора на автомобилях с двигателями ЗМЗ-402 и ЗМЗ-406.
Надеемся вы теперь хорошо уяснили что такое радиатор, какие функции он выполняет и как можно быстро и эффективно отремонтировать радиатор автомобиля в пути и в стационарных условиях.
zuparts.ru
Самая распространенная проблема, когда из-за старости появляется течь радиатора. Охлаждающая жидкость (ОЖ) выбегает из мест соединения металла и пластика, что автоматически ведет к перегреву двигателя. Найти в замену новый радиатор получается не всегда, да и ремонт обойдется, как минимум в 2 раза дешевле нового.
Дальнейшая речь будет идти об автомобильных радиаторах в целом и не важно, будет это ремонт радиатора отопителя, радиатор кондиционера или радиатор системы охлаждения двигателя.
Ремонт радиатора химией. Незначительные повреждения можно отремонтировать с помощью специальных средств, которые на рынке называеются, как жидкость для восстановления радиатора, герметик радиатора, либо порошковые восстановители. Принцип работы примерно одинаковый: заливаете восстановитель радиатора в систему охлаждения двигателя (СОД). Полученная смесь закупоривает трещины при соприкосновении с воздухом.Видео демонстрация работы жидкости для восстановления радиатора: Химия - химии рознь, поэтому ответить за качество такого метода в целом нельзя. К примеру, некачественный восстановитель может не помочь, а напротив - навредить, засорив всю СОД. К примеру, перестанет греть печка и потребуется промывать СОД или менять радиатор печки. Более качественная химия способна устранить течь радиатора лишь на время (от нескольких дней до нескольких месяцев). Таким образом, химия для ремонта радиатора является лишь временным решением проблемы.
Есть народный метод ремонта радиаторов. Заключается он в латании дыр с помощью холодной сварки (материал похожий на пластилин, который после использования затвердевает). Залепить небольшое отверстие в радиаторе лучше после того, как хорошо обезжирите рабочую поверхность. Если дыра в радиаторе большая, тогда можно использовать в качестве заплатки кусок жести, который опять же приклеиваем холодной сваркой.
Отремонтировать соты радиатора можно смесью из эпоксидной смолы и затвердителя. Обезжириваем и заливаем субстанцию в поврежденные соты и выравниваем с помощью шпателя. Теперь пробоины в радиаторе загерметизировали на 100%.Вообще, народный метод подразумевает использование множества материалов для герметизации, я лишь показал основные. Можно ли назвать этот подход качественным ремонтом радиатора, решайте сами.Следующая инструкция предполагает знание базовых навыков сварки и пайки. Чтобы отремонтировать радиатор на всегда, его нужно снять, но перед этим следует слить с него охлаждающую жидкость (подробно описано в статье про чистку радиатора). Теперь, когда радиатор демонтирован, мы можем определить его состояние, можно ли отремонтировать радиатор или заменить на новый.Отремонтировать радиатор пайкой. Место которое будем восстанавливать хорошо очищаем и припаиваем отрезок листовой латуни (латунные радиаторы). Тут нужно прибегать к помощи газовой горелки и паяльника.Если треснули трубки радиатора, то их лучше заменить на новые. Нагреваем припой до момента, когда он становится мягким и вытаскиваем трубку из бачка. На ее место припаиваем новую. Недостаток метода - воздействия высоких температур на элементы радиатора, что приводит к его внутренней деформации. Поэтому лучше использовать аргонодуговую сварку (аргонная сварка).
Ремонт радиатора аргонной сваркой. Присадочным материалом тут выступает специальная сварная алюминиевая проволока. Без специального оборудования тут не обойтись. Стоит отметить, что места обработанные аргоном будут защищены от окисления.Ремонт радиатора с помощью газодинамического напыления. Когда специальный порошок разгоняется по внутренности радиатора на очень высокой скорости и на поврежденной поверхности образуется покрытие толщиной 1-1,5мм. Эти два метода описывать нет смысла, потому что это не выполнить в домашних условиях.
Видео, демонстрирующее ремонт радиатора аргоном:
Если радиатор поврежден после лобового столкновения автомобиля, тогда ремонт обойдется в копеечку. Правильнее в этом случае купить новый качественный радиатор.
Наши читатели рекомендуют!Для того, чтобы избавиться от постоянных штрафов с камер, многие наши читатели успешно используют Специальную Нано Пленку на номера. Легальный и 100% надежный способ защиты от штрафов. Ознокомившись и внимательно изучив данный метод мы решили предложить его и Вам.
Наши читатели рекомендуют!Для того, чтобы избавиться от постоянных штрафов с камер, многие наши читатели успешно используют Специальную Нано Пленку на номера. Легальный и 100% надежный способ защиты от штрафов. Ознокомившись и внимательно изучив данный метод мы решили предложить его и Вам.
Какой способ ремонта радиатора Вы прорекомендуете? |
xn--2111-43da1a8c.xn--p1ai