Рабочий объем двигателя – это один из важнейших показателей, влияющих на мощностно-динамические характеристики автомобиля. Среди автолюбителей распространено мнение, что чем эта характеристика выше, тем лучше. Однако на деле это не всегда так. Чтобы понять, каким образом литраж влияет на эксплуатационные характеристики авто, и каково должно быть ее оптимальное значение, следует освежить в памяти устройство двигателя внутреннего сгорания.
Предназначение силового агрегата состоит в том, чтобы преобразовать энергию сгорания топлива в механическую. Рабочая смесь поступает внутрь цилиндра, где воспламеняется и расширяется, толкая поршень, который, в свою очередь, посредством шатуна приводит во вращение коленчатый вал.
Чем больше объем цилиндра, тем больше рабочей смеси можно в него подать, и тем большее количество энергии получить. Формула для вычисления объема цилиндра выглядит как произведение площади его поперечного сечения на высоту, когда поршень находится в нижней мертвой точке.
Рабочий объем двигателя (литраж) – это сумма рабочих объемов его цилиндров, или произведение объема одного цилиндра на их количество. Измеряется он в куб. сантиметрах или в литрах.
Однако не следует забывать о том, что большие двигатели обладают большим аппетитом. Так, если полуторалитровый бензиновый силовой агрегат в городском цикле расходует в среднем 9-10 литров горючего на 100 км пути, то двухлитровому мотору потребуется 12-13 литров топлива. На трассе разница меньше, примерно 6,5-7 литров против 8-8,5.
Причина в том, что во время работы на холостом ходу больший двигатель также потребляет больше бензина, при этом во время движения он позволяет быстрее разогнать машину до требуемой скорости, т.е. сокращается время работы в неэкономичном режиме.
Формула «больше объем – выше мощность» справедлива для легковых автомобилей. У грузовиков применяется несколько иной подход. Большой объем не обязательно подразумевает «табун лошадей» под капотом, поскольку для этих автомобилей более важной характеристикой является большой крутящий момент во всех диапазонах оборотов коленвала.
Так, у тягача КамАЗ-54115 объем силового агрегата составляет 10,85 л (объем только одного цилиндра сопоставим с рабочим объемом двигателя малолитражки), при этом мощность его составляет всего 240 л.с. Для сравнения, BMW X5 c трехлитровым дизельным мотором развивает мощность 218 л.с. справедливости ради стоит отметить, что на тяжелые грузовики КамАЗ последнего поколения, ставятся более современные моторы объемом 11,76 л и мощностью до 400 л.с.
Практически все производители предлагают несколько моторов для одной и той же модели автомобиля, и выбрать оптимальный двигатель не всегда просто. Условно автомобили делятся на несколько классов:
Существует градация силовых агрегатов по классам автомобилей. Для машин класса В обычно предлагаются моторы от 1,0 до 1,6 л, С-класс оснащается моторами объемом от 1,4 до 2 литров, D-класс – 1,6 – 2,5 л, Е-класс – от 2 литров.
Выбирая подходящий двигатель для себя, будущий автовладелец должен определить, в каких условиях авто будет преимущественно использоваться. Для езды в городских условиях вполне подойдет мотор с меньшим литражом (например, 1,4 л), если он обладает хорошей тягой на низких оборотах. Если же на низах тяга недостаточная, двигатель постоянно придется «крутить», и об обещанных восьми литрах топлива на 100 км пробега по городу можно забыть.
Необходимо учитывать и то, что включенная климатическая установка отнимает значительную часть мощности и увеличивает расход горючего. На автомобиле с маломощным мотором ездить при этом становится неприятно, поскольку водитель постоянно будет вынужден включать низшие передачи.
Если машина преимущественно будет эксплуатироваться в условиях трассы, для нее лучше выбрать двигатель побольше.
tula-intim.ru
Рабочий объём (рабочий объём двигателя, литраж) — один из важнейших конструктивных параметров (характеристик) двигателя внутреннего сгорания (ДВС), выражаемый в литрах (л) или кубических сантиметрах (см³).
Литраж двигателя в значительной степени определяет его мощность и иные рабочие параметры. Рабочий объём равен сумме рабочих объёмов всех цилиндров двигателя. В свою очередь, рабочий объём цилиндра определяется как произведение сечения цилиндра на длину рабочего хода поршня (от НМТ до ВМТ). По данному параметру различают длинноходные двигатели с длиной хода поршня превышающей диаметр цилиндра и короткоходные с ходом поршня меньше диаметра цилиндра.
Во многих странах налогообложение автомобильных транспортных средств определяется именно литражом, например, в Италии легковые автомобили с рабочим объёмом бензинового двигателя свыше 2000 см³ облагаются повышенным налогом.
Одним из перспективных направлений развития конструкции ДВС является создание моторов с изменяемым рабочим объёмом, что достигается применением системы автоматического (электронного) отключения нескольких цилиндров при режимах частичной нагрузки двигателя. Данная система уже применяется на некоторых новых серийных американских пикапах и внедорожниках и позволяет экономить в среднем 20 % топлива. Существуют также специальные двигатели с устройством непосредственного (механического) изменения рабочего хода поршня, но они пока не вышли из опытно-экспериментальной стадии. Впрочем, ДВС с изменяемым рабочим объёмом достаточно давно применяются в качестве лабораторного оборудования, например, при определении октанового числа бензина «моторным методом».
Wikimedia Foundation. 2010.
рабочий объем — Объем жидкости, содержащийся в емкости для жидкости во время нормальной работы увлажнителя. [ГОСТ Р 52423 2005] рабочий объем Объем внутренней полости сосуда, занимаемый веществом при нормальном проведении технологического процесса. [РД 26 18 89] … Справочник технического переводчика
РАБОЧИЙ ОБЪЕМ — поршневого двигателя внутреннего сгорания объем, освобождаемый поршнем в цилиндре при перемещении поршня от точки минимального объема до точки максимального объема. Рабочий объем равен произведению площади поршня на длину его хода. Обычно… … Большой Энциклопедический словарь
рабочий объем — 3.22 рабочий объем: Часть камеры, в которой заданные условия можно поддерживать в пределах установленных допусков. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
рабочий объем — stūmoklio darbinis tūris statusas T sritis Energetika apibrėžtis Stūmoklinio variklio darbo tūris, lygus stūmoklio skerspjūvio ploto ir jo eigos sandaugai. Darbo tūris išreiškiamas m³ ir litrais, o motociklų ir valčių pakabinamųjų variklių – cm³ … Aiškinamasis šiluminės ir branduolinės technikos terminų žodynas
рабочий объем — darbinis tūris statusas T sritis Standartizacija ir metrologija apibrėžtis Vidaus degimo variklio arba šiluminės mašinos cilindro ar degimo kameros tūris. atitikmenys: angl. working volume vok. Hubraum, m rus. рабочий объем, m pranc. volume de… … Penkiakalbis aiškinamasis metrologijos terminų žodynas
рабочий объем аппарата искусственного кровообращения — рабочий объем Объем крови или кровезаменителя, необходимый для безопасной работы аппарата искусственного кровообращения при его номинальной объемной подаче. [ГОСТ 23498 79] Тематики аппаратура искусственного кровообращения Синонимы рабочий объем … Справочник технического переводчика
рабочий объем радиационно-защитной камеры (радиационно-защитного бокса, радиохимического вытяжного шкафа) — рабочий объем Полный внутренний объем радиационно защитной камеры (радиационно защитного бокса, радиохимического вытяжного шкафа), определяемый геометрическими размерами корпуса без учета объемов ниш, люков, внутренних устройств. [ГОСТ 16950 81]… … Справочник технического переводчика
рабочий объем двигателя — Номинальный объем цилиндров для поршневых двигателей, двойной номинальный объем камер сгорания для каждого ротора для роторно поршневых двигателей (двигатель Ванкеля). [ГОСТ Р 41.83 2004] Тематики автотранспортная техника … Справочник технического переводчика
рабочий объем ротора — Наибольший объем ротора, который может занять в нем жидкая неоднородная система при центрифугировании. Примечание Для осадительной центрифуги объем ротора является функцией радиуса слива. [ГОСТ 16887 71] Тематики фильтрование, центрифугирование,… … Справочник технического переводчика
рабочий объем насоса — Разность наибольшего и наименьшего значений замкнутого объема за оборот или двойной ход рабочего органа насоса. [ГОСТ 17398 72] Тематики насос EN capacity per revolution … Справочник технического переводчика
Ранее мы уже разбирались с вариантами для увеличения крутящего момента и мощности атмосферного 8-клапанного двигателя ВАЗ. Тогда, нам удалось выяснить, что потратив на тюнинговые компоненты минимальную сумму можно добиться ориентировочного повышения максимального крутящего момента примерно на 15-20%.
К слову, а почему, разбираясь с вопросами тюнинга и доработки двигателей внутреннего сгорания, мы постоянно отталкиваемся от такого понятия, как крутящий момент, забывая о мощности? Ведь, многие тюнеры говорят именно о лошадиных силах. Все дело в том, что динамика ускорения автомобиля, которую вы чувствуете прямо своей «пятой точкой», находится в прямой зависимости именно от показателя крутящего момента. Что же касается лошадиных сил мощности, то они могу повлиять лишь на то, какая максимальная скорость будет доступна вашему автомобилю для набора. А поскольку мы говорим о проекте тюнингового автомобиля для использования в городских условиях, где ставить рекорды скорости излишне опасно, то наш проект направлен именно на то, чтобы добиться повышения показателя крутящего момента.
Если говорить о факторе, от которого крутящий момент двигателя зависит больше всего – то это непосредственно его рабочий объем. Пример предлагаем рассмотреть снова на 1,5-литровом 8-клапанном двигателе ВАЗ 21083, 2111.
Прежде всего, повысить рабочий объем двигателя можно путем замены коленвала с меньшим ходом, на коленвал с большим ходом. К примеру, можно воспользоваться штатными коленчатыми валами, разработанными АвтоВАЗом для моделей с двигателями, рабочий объем которых составляет 1,6 литра. Кроме того, можно увеличить рабочий объем путем замены штатный поршней на поршни с увеличенным диаметром.
Проще говоря, благодаря увеличению высоты, на которую коленчатый вал поднимает поршень, или увеличению диаметра самого поршня, вы можете добиться увеличения рабочего объема двигателя.
В нашем магазине уже представлены готовые комплекты компонентов, предназначенных для повышения рабочего объема двигателей ВАЗ. Такие комплекты, как правило, состоят из коленчатого вала с увеличенным ходом, поршневых пальцев и поршней, поршневых колец и сторпорных колец для поршневых пальцев.
Поскольку ход коленчатого вала в данном случае увеличивается при сохранении прежней высоты блока цилиндров, приходится также воспользоваться поршнями со смещенной осью поршневых пальцев. Это говорит о том, что отверстия под поршневые пальцы смещены в соответствии с величиной повышения хода коленвала. Это позволяет исключить выход поршня из блока в его самом верхнем положении. И если вы решились на установку такого комплекта для двигателя ВАЗ 21083, то дополнительно придется также докупить комплект шатунов от ВАЗ 2110.
Двигатель 21083 оснащается шатунами, конструктив крепления поршневых пальцев в которых уже давно устарел и может стать причиной снижения рабочего ресурса двигателя. Все поршни, которые используются в предлагаемых нами комплектах, обладают конструктивом, идентичным ВАЗ 2110 – рассчитанным под плавающие поршневые пальцы. Данная конструкция уже успела хорошо зарекомендовать себя и широко применяется во всем мире. Комплекты для повышения рабочего объема двигателей ВАЗ могут отличаться тремя различными модификациями. Отличия здесь, в основном, заключаются в размерах поршней. Так, поршни могут быть разного диаметра 82,0, 82,4, и 82,8 миллиметра. Чем большим будет диаметр используемого поршня, тем большим окажется и рабочий объем двигателя вашего автомобиля.
tuning-klin.ru
Для того чтобы полнее представить работу двигателя, необходимо знать, что такое рабочий объем цилиндра, объем камеры сжатия, полный объем цилиндра, степень сжатия, литраж и число оборотов коленчатого вала. Рабочий объем цилиндра — объем между мертвыми точками. Он заполняется горючей смесью при такте впуска, т.е. когда поршень движется от верхней к нижней мертвой точке. Когда поршень достигает верхней мертвой точки, над ним остается небольшое свободное пространство, которое называется камерой сжатия, или сгорания. Если объем камеры сгорания сложить с рабочим объемом цилиндра, то получим полный объем цилиндра.
Рис. 1. а) Рабочий объем цилиндра и камеры сгорания; б) Ход поршня двигателя.
Все названные объемы измеряют в кубических сантиметрах. При делении полного объема цилиндра на объем камеры сгорания получается величина, называемая степенью сжатия.Степень сжатия показывает, во сколько раз сжимают горючую смесь в цилиндре. Чем больше степень сжатия, тем больше будет давление на поршень при сгорании смеси, а следовательно и больше мощность двигателя. Увеличивать степень сжатия очень выгодно — от той же порции топлива можно получить больше полезной работы. Однако при чрезмерном увеличении степени сжатия наступает самовоспламенение рабочей смеси, и смесь сгорает с большой скоростью — происходит детонация топлива. Детонация — это недопустимо быстрое сгорание рабочей смеси, вызывающее неустойчивую работу двигателя. У двигателя при детонации появляется резкий стук, мощность его снижается, из глушителя выходит черный дым. Конструкторы изыскивают способы борьбы с детонацией топлива и постепенно повышают степень сжатия. В зависимости от степени сжатия применяют определенный сорт топлива.
Повысить мощность двигателя также позволяет увеличение числа оборотов коленчатого вала в минуту. Однако и на этом пути имеются трудности: в основном это недостаток времени на впуск горючей смеси в цилиндр и выпуск отработавших газов, возникновение чрезмерно высокой скорости движении деталей кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов и их большой износ.
Преодолевая эти препятствия, конструкторы добиваются увеличения числа оборотов до 1000 5000 в минуту. Если двигатель многоцилиндровый, то рабочие объемы цилиндров суммируют и получают объем, называемый литражом двигателя.
Объем подсчитывают в кубических сантиметрах и затем переводят в литры. Увеличение литража двигателя сопровождается ростом его мощности. Литраж определяет класс автомобиля.
avtolegko.ru
Рабочий объём (рабочий объём двигателя) — важнейший конструктивный параметр (характеристика) двигателя внутреннего сгорания (ДВС), выражаемый в кубических сантиметрах (см³) или литрах (л), в США применяются также кубические дюймы (cid). Входит в краткую характеристику любого автомобиля , мотоцикла , трактора , автобуса , тепловоза или судна с поршневым мотором .
Рабочий объём двигателя в значительной степени определяет его мощность и иные рабочие параметры. Рабочий объём равен сумме рабочих объёмов всех цилиндров двигателя. В свою очередь, рабочий объём цилиндра определяется как произведение площади сечения цилиндра на длину рабочего хода поршня (от НМТ до ВМТ). По величине рабочего объёма бензиновые автомобильные двигатели делятся на микролитражные (до 1,1 л), малолитражные (1,2-1,5 л), среднелитражные (1,6-3,5 л) и крупнолитражные (свыше 3,5 л). У дизельных двигателей данный параметр отличается в большую сторону из-за меньшей удельной мощности.
Во многих странах налогообложение автомобильных транспортных средств определяется именно рабочим объёмом, например, в Италии легковые автомобили с рабочим объёмом бензинового двигателя свыше 2000 см³ облагаются повышенным налогом.В Белоруссии так же налог на автомобили считается по объёму двигателя .
Одним из перспективных направлений развития конструкции ДВС является создание моторов с изменяемым рабочим объёмом, что достигается применением системы автоматического (электронного) отключения нескольких цилиндров при режимах частичной нагрузки двигателя. Данная система уже применяется на некоторых новых серийных американских пикапах и внедорожниках и позволяет экономить в среднем 20 % топлива. Существуют также специальные двигатели с устройством непосредственного (механического) изменения рабочего хода поршня, но они пока не вышли из опытно-экспериментальной стадии. Впрочем, ДВС с изменяемым рабочим объёмом достаточно давно применяются в качестве лабораторного оборудования, например, при определении октанового числа бензина «моторным методом».
Рабочий объём является одной из главных характеристик не только мотора , но и всего ТС . По этому его часто указывают в названии модели , а так же на багажниках легковых автомобилей рядом с названием модели или вообще в модельном индексе . Указывать объём могут по разному вот несколько способов для примера:
На молдинге пишется например Sputnik 1500 , что означает модель "Спутник" и объём двигателя в 1500 кубических сантиметров .
Например Мерседес S400 означает S-класс с объёмом двигателя в 4 литра или например Lexus IS250 - означает модель IS с объёмом 2,5 л.
Например BMW 528i означает кузов 5-й серии с объёмом двигателя 2,8 литра или например Infiniti QX 56 до 2013 года означает модель QX с объёмом 5,6 л .
Наиболее популярным обозначением объёма является десятичная дробь в которой целое значение является литр . Например Dodge Ram Cummins 5,9 означает что на нём стоит мотор Cummins объёмом в 5,9 литра .
wikiredia.ru
Наступили времена, когда выбирая автомобиль надо обращать внимание не только на его внешний вид и цену, но и на технические параметры, особенно на рабочий объем двигателя. Это очень важный показатель, ведь он влияет и на возможности машины и на её аппетит, не говоря уже о стоимости, величине транспортного налога и, конечно же, о ликвидности на вторичном рынке.
Сегодня бренды предлагают широкий выбор существующих рабочих объемов двигателей своих автомобилей: от маленьких литровых, до 6-ти и более литровых монстров. Кому и что больше подойдет? Сначала разберемся, что это вообще за параметр. Рабочий объем двигателя – это сумма рабочих объемов всех цилиндров двигателя. Определяется этот показатель только заводом производителем и указывается в техническом паспорте автомобиля.
А теперь несколько слов об эксплуатационной стороне вопроса, ведь двигатели бывают бензиновые и дизельные. Начнем с самого распространенного бензинового. Небольшой рабочий объем двигателя (от 0,8 до 1,6 или чуть больше) идеален для городского жителя. Много топлива он есть не будет, в автомобильных пробках это особенно актуально. При этом, с таким рабочим объемом двигатель имеет хорошую динамику, особенно если он оснащен турбиной.
Это такой среднестатистический, надежный середнячок, если хотите. Но не стоит ждать от него слишком многого, такой мотор плохо переносит полную нагрузку и не очень хорош на скоростных трассах. Не комфортно ему и с автоматической коробкой, а включение кондиционера сильно ограничивает его возможности. Так что такой рабочий объем двигателя подойдет исключительно городским легковушкам.
Другое дело бензиновые двигатели с рабочим объемом от 2-х литров и выше. Тут все серьезней. Он конечно тяжелее и, как правило, у него больше цилиндров, но зато он имеет более ровный крутящий момент. Такой двигатель подойдет не только легковым автомобилям, но даже кроссоверам, минивэнам и внедорожникам, не говоря уже о спорт-карах. Трасса – его стихия! Еще один плюс – он менее прихотлив к топливу. Но за удовольствие придется платить. Стоит такой двигатель дороже и на отсутствие аппетита не жалуется.
А теперь о дизеле. Основное преимущество дизеля – на малых оборотах он имеет высокий крутящий момент. Даже имея самый не большой рабочий объем двигатель автомобиля легко перенесет и АКПП и кондиционер. Очень подходит для города, экономичен, неприхотлив, долговечен, а если он еще и с турбиной, то достаточно резвый, да и ремонт дизеля Форд после диагностики обойдется дешевле.
Более объемные дизели идеально подходят для люксовых внедорожников и минивэнов. Современный двигатель такого типа не то что не уступает бензиновому, но во многом даже и превосходит его. И даже если автомобиль вы берете для непростых условий бездорожья, то дизель с рабочим объемом от 2-х до 3,5 литров – это то что нужно! Единственный минус – он будет изначально дороже своего бензинового собрата, а зимой очень прихотлив к качеству солярки.
Рабочий объем двигателя — это как метраж квартиры: хочется побольше и желательно подешевле. Но главное, чтобы приобретенные метры не оказались лишними и не стали в тягость.
Похожие статьи:drivee.ru
рабочий объем двигателяНоминальный объем цилиндров - для поршневых двигателей, двойной номинальный объем камер сгорания для каждого ротора - для роторно-поршневых двигателей (двигатель Ванкеля). [ГОСТ Р 41.83-2004]
Справочник технического переводчика. – Интент. 2009-2013.
рабочий объем двигателя — 2.14 рабочий объем двигателя: 2.14.1 для поршневых двигателей номинальный объем цилиндров; 2.14.2 для роторно поршневых двигателей (двигатель Ванкеля) двойной номинальный объем камер сгорания для каждого поршня. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
рабочий объем — 3.22 рабочий объем: Часть камеры, в которой заданные условия можно поддерживать в пределах установленных допусков. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
РАБОЧИЙ ОБЪЕМ — поршневого двигателя внутреннего сгорания объем, освобождаемый поршнем в цилиндре при перемещении поршня от точки минимального объема до точки максимального объема. Рабочий объем равен произведению площади поршня на длину его хода. Обычно… … Большой Энциклопедический словарь
Рабочий объем — Рабочий объём (рабочий объём двигателя, литраж) один из важнейших конструктивных параметров (характеристик) двигателя внутреннего сгорания (ДВС), выражаемый в литрах (л) или кубических сантиметрах (см³). Литраж двигателя в значительной степени… … Википедия
рабочий объём — поршневого двигателя внутреннего сгорания, объём, освобождаемый поршнем в цилиндре при перемещении поршня от точки минимального объёма до точки максимального объёма. Обычно измеряется в литрах. Нерекомендуемое название рабочего объема литраж… … Энциклопедический словарь
Тюнинг двигателя 139QA/B (Скутер 4Т 50сс) — Тюнинг двигателя скутера 139QMA/B (Скутер 4Т 50сс) как поднять мощность 4 Т скутера с диаметром поршня 39мм. Содержание 1 Современное состояние 2 См. также 3 Примечания 4 Cсылки … Википедия
Основные технические показатели двигателя — 1.1.1. Основные технические показатели двигателя Тип четырехтактный карбюраторный Число цилиндров 1 Диаметр цилиндра, мм 100 Ход поршня, мм 95 Рабочий объем, л 0,746 Номинальная мощность, Вт (л.с.) 13974 (17) Частота вращения при номинальной… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
АВТОМОБИЛЬ ЛЕГКОВОЙ — самодвижущееся четырехколесное транспортное средство с двигателем, предназначенное для перевозок небольших групп людей по автодорогам. Легковой автомобиль, обычно вмещающий от одного до шести пассажиров, именно этим, в первую очередь, отличается… … Энциклопедия Кольера
ГОСТ Р 41.83-2004: Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств в отношении выбросов вредных веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателей — Терминология ГОСТ Р 41.83 2004: Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств в отношении выбросов вредных веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателей оригинал документа: 2.13 БДС (OBD): Бортовая… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ Р 41.83-99: Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении выбросов загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателей — Терминология ГОСТ Р 41.83 99: Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении выбросов загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателей оригинал документа: 2.12 внедорожные … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
technical_translator_dictionary.academic.ru