Двигатель ЗМЗ 402 Описание недостатки и тюнинг

В этой статье обсудим характеристики, недостатки двигателя змз 402, а также узнаем как поднять мощность. Моторы ЗМЗ 402-й серии достаточно продолжительное время устанавливались на автомобили ГАЗ. Двигатель ЗМЗ 402 это рядный четырех цилиндровый двигатель с нижним расположением распредвала. Клапана приводятся в движение за счет штанг и коромысел. Двигатель имеет алюминиевый блок с мокрыми чугунными гильзами. 

Характеристики ЗМЗ 402

Годы выпуска: с 1981-2006 

Материал блока цилиндров: алюминий 

Ход поршня: мм 92 мм 

Диаметр цилиндра: 92 мм 

Степень сжатия: 8.2 

Объем двигателя: куб.см 2445 

Мощность двигателя л.с./об.мин: 90-100/4500 

Крутящий момент Нм/об.мин: 172-182/2500 

Рекомендуемое топливо: 92, 76 

Вес двигателя: 181 кг 

Расход топлива, л/100 км 

город: 13.5 

трасса: — 

смешан: — 

Расход масла гр./1000 км: до 100 

Рекомендуемое масло в двигатель: 5W-30,5W-40,10W-30,10W-40,15W-40 

Сколько масла лить при замене: ~ 6 литров 

Ресурс двигателя: 200 тыс. км 

Недостатки 

1) Вибрация двигателя. Возможные причины: износ подушек двигателя, карбюратор, зажигание. 

2) Перегрев двигателя. Причина в помпе и термостате. 

3) Задний сальник коленвала. Одно из самых слабых мест в ЗМЗ 402. Сальник представляет собой веревку пропитанную графитовой смазкой. Сальник не выдерживает обороты более 2500 и со временем начинает гнать масло наружу. Для того чтобы устранить проблему необходимо заменить набивку сальника. 

4) Стук двигателя. Нередко причиной стука у двигателя ЗМЗ 402 это не отрегулированные клапана. Регулировку клапанов необходимо производить каждые 15 тыс.км. Если клапана отрегулированы, тогда причину необходимо искать в распредвале и шатунных вкладышах. 

Тюнинг 

Для того чтобы увеличить мощность двигателя ЗМЗ 402 необходимо проделать следующее.

1) Легкий тюнинг 

а) Прямоточный выхлоп. 

б) Увеличенные диффузоры карбюратора до 26/30 мм. 

в) Распредвал ОКБ Двигатель 35.  

Все это прибавит двигателю 30-40 л.с 

Для большей эффективности можно еще отфрезеровать головку блока до 93 мм для увеличения степени сжатия. Слишком злой распредвал устанавливать смысла нет так как тяжелая поршневая не позволит реализовать мощность на высоких оборотах. 

2) Компрессор. Самый простой способ повысить мощность ЗМЗ 402 это установить компрессор SC-14 он дует в районе 0,5-0,7 бар поэтому усиливать ШПГ ненужно, мотор выдержит. Кроме того потребуется установка прямоточного выхлопа. Турбирование ЗМЗ 402 нецелесообразно так как потребуется серьезная переделка двигателя, что выльется в круглую сумму. Лучше присмотреться к следующему способу. 

3) Свап 1JZ-GE или 1JZ-GTE. Данный двигатель один из самых подходящих для автомобилей ГАЗ ставится без больших переделок. В результате высокая мощность , тяга и хорошая топливная экономичность. 

Тюнинг двигателя уаз 469: вариантыПро УАЗик


Усиленный мотор с турбокомпрессором на 469 модели

Сразу необходимо отметить, что тюнинг двигателя УАЗ 469 – затея бессмысленная. Причина в том, что родной карбюраторный мотор данного автомобиля тяжело форсировать. Даже если это удастся сделать, то возрастет и без того немалый расход топлива.

На УАЗ 469 в штатной комплектации устанавливался двигатель ЗМЗ 402.01. Специалисты предлагают различные варианты улучшения характеристик советского джипа. Существует несколько способов доработки ДВС, позволяющих сделать автомобиль более мощным, экономичным и послушным. В настоящее время широко распространен чип-тюнинг двигателя УАЗ Патриот.

Замена мотора

Замена – вариант самый простой и не относится к дорогостоящим способам тюнинга. Вместо 402 мотора устанавливают ЗМЗ 406.10, который имеет рабочий объем 2,7 литра и позволяет получить мощность в 127 «лошадок», что уже является значительной прибавкой. При таком варианте расход топлива уменьшается и колеблется в районе 11 литров. Однако простой заменой двигателя добиться улучшения характеристик УАЗ 469 в полном объеме не удастся.

Хороший прирост показателей может дать и установка 3-литрового ЗМЗ-511 или даже 5,3-литрового V8 от ГАЗ-53. Эти двигатели неплохо форсируются и без переделки. Достаточно установить иридиевые свечи и тем самым повысить стабильность работы мотора. Если владельцу УАЗ 469 и этого покажется мало, нужно провести расточку цилиндров.

Вместе с заменой двигателя необходимо модернизировать мосты, коробку передач и раздаточную коробку. Можно отключить передний мост и увеличить скоростные характеристики, понизив потребление топлива, но тогда снизится проходимость, и получится «паркетный» джип.

Можно совместить замену двигателя с установкой газобаллонного оборудования как в качестве основного источника топлива, так и в тандеме с бензиновой системой. На трассе УАЗ 469 будет потреблять газ, а при выезде на бездорожье переходить на бензин. С новым мотором такой вариант может быть наиболее оптимальным в плане экономии топлива, при этом снижения мощности и проходимости не произойдет.

Следует также рассмотреть замену бензинового движка на дизельный, например Andoria 4CT90. Данный дизель развивает максимальную мощность в 90 «лошадей» и имеет объем 2,4 литра. Этот агрегат можно использовать, если проводится тюнинг двигателя на УАЗ Хантер, который представляет собой модернизированный вариант УАЗ 469. Следует отметить, что тюнинг двигателя УАЗ Патриот таким образом провести нельзя.

Тюнинг штатного двигателя УАЗ

Когда нет возможности или желания менять мотор, для увеличения его мощности можно провести следующие операции:

  • расточить цилиндры, но сильно не увлекаться, чтобы стенки блока не получились слишком тонкими;
  • установить шноркель и тем самым улучшить вентиляцию двигателя, так как с увеличением мощности повысится и его температура.

Стоит рассмотреть и вариант чип-тюнинга двигателя УАЗ 469 в его штатной комплектации. Но учитывая стоимость работ по установке блока электронного управления зажиганием и прошивке чипа, мало найдется желающих проводить такую модернизацию.

Тюнинг мотора на УАЗ Хантер

Улучшенный мотор Хантера

Как было указано выше, УАЗ Хантер является модифицированной версией УАЗ 469. Его самый первый тюнинг был осуществлен на Ульяновском автозаводе. В автомобиль установили инжекторный движок ЗМЗ 406.10 мощностью в 128 л. с. и объемом в 2,7 «кубиков».

Данная замена повлекла за собой усиление трансмиссии, так как старая не была рассчитана на такую мощность. Появилась новая коробка передач, установили сцепление импортного производства, поменяли передний и задний мосты. Эти замены потребовали новые тормоза на УАЗ Хантер. Тюнинг на УАЗ Хантер коснулся не только двигателя и подвески, но и салона, а также кузова. Была проведена перетяжка салона и сидений, изменена приборная панель, установлено рулевое колесо более современной конструкции и внешнего вида.

Теперь на УАЗ Хантер можно было проводить чип-тюнинг двигателя, чем и занялись многие его владельцы. Кстати, комплект для «чипирования» УАЗ Хантер с успехом затем применялся для мотора УАЗ Патриот. Чип-тюнинг двигателя УАЗ Хантер приближает его характеристики к требованиям современной жизни и позволяет такому джипу на равных конкурировать с лучшими зарубежными собратьями, а некоторым даже давать «фору» на наших проселочных дорогах.

Как и в случае с 469 моделью, установка газового оборудования и перевод двигателя УАЗ Хантер на другой вид топлива является одним из вариантов тюнинга. Особо впечатляют результаты комбинированного (тандемного) применения газобаллонного оснащения и бензинового питания. В первую очередь это выражается в экономном расходе топлива. При этом повышаются экологичность и удобство эксплуатации.

Для установки на УАЗ Хантер подходит газобаллонное оборудование таких фирм, как Zavoli, KarGaz, Marini, BRC и Lovato. Устанавливаются агрегаты этих марок совместно с системами распределения фазированного впрыска Agis или Digitronic, которые считаются наиболее подходящими для инжекторных двигателей.

Многие автовладельцы УАЗ Хантер предпочитают устанавливать вместо штатного бензинового даже не отечественный, а импортный дизель. Объясняется это тем, что российские дизельные моторы при большом весе имеют слабую мощность и малую величину крутящего момента.

Однако и установка дизеля от «Тойоты» или «Ниссана» мало поможет. Единственный выигрыш в том, что в этих моторах отсутствует электрическое оборудование, поэтому они могут использоваться как двигатель «подводной лодки». Во всем остальном с ними возникают те же проблемы, что и с андоровским дизелем, который теперь штатно устанавливается на УАЗ Хантер на заводе. Не стоит забывать, что и стоимость импортного дизельного двигателя составляет около 4 тысяч долларов.

Регулировка зазоров клапанов двигателя ЗМЗ-402

Регулировка зазоров между коромыслами и клапанами производится на холодном двигателе, при этом гайки крепления головки блока цилиндров и гайки крепления стоек осей коромысел затягиваются до необходимой момента

Регулировка теплового зазора между клапанами и коромыслами производится при ремонте ГБЦ.

Необходима регулировка зазоров клапанов после замены маслосъемных колпачков. Также при появлении стука в районе клапанной крышки.

При увеличении зазора появляется характерный звонкий металлический звук.

При небольшом зазоре между клапанами и коромыслами двигатель будет казаться «зажатым», или говорят — «тупым». При этом уменьшится его мощность и приемистость, а также возрастет износ клапанного механизма.

Регулировка проводится на холодном двигателе.

Двигатель считается условно холодным, если его температура равна температуре окружающей среды.

Чтобы легче было прокручивать коленвал, нужно выкрутить свечи.

Легче ориентироваться при прокручивании коленчатого вала, если крышка трамблера открыта.

На корпусе трамблера фломастером делаем метки, соответствующие положению поршней в ВМТ при подходе ползунка трамблера к каждому контакту крышки трамблера.

Снимите корпус воздушного фильтра карбюратора, для этого:

Ослабьте хомут отверткой и снимите шланг отвода картерных газов.

«Отщелкиваем» пять клипс, и снимаем крышку корпуса воздушного фильтра, вынимаем фильтрующий элемент.

Ослабьте хомут отверткой и снимите гофрированный воздухозаборный шланг.

Отверткой отгибаем усики стопорных шайб, а ключом на 10 откручиваем три гайки.

Снимите корпус воздушного фильтра.

Отсоедините выхлопную трубу картера.

Отсоединить шланг вакуумного регулятора датчика распределителя зажигания

Торцовым ключом на 10 откручиваем шесть болтов крышки головки блока

Снимаем крышку

Снимаем прокладку

Устанавливаем поршень первого цилиндра в ВМТ. Для этого проверните коленчатый вал так, чтобы третья метка на шкиве совпала с выступом на крышке звездочек ГРМ.

После этого снимите крышку трамблера и убедитесь, что бегунок находится в положении контакта 1-го цилиндра.

Если нет, проверните коленчатый вал на один оборот. Оба клапана первого цилиндра должны быть закрыты.

Ключом на 14 отворачиваем контргайку регулировочного винта и откручиваем регулировочный винт на один-два оборота.

Вставьте щуп между штоком клапана и коромыслом. Заворачиваем регулировочный винт до тех пор, пока щуп не будет двигаться в зазоре с небольшим усилием.

Высокий выставив зазор, удерживая регулировочный винт, затянуть контргайку и снова проверить зазор. Регулируем зазоры обоих клапанов первого цилиндра.

Затем специальным ключом за храповиком:

Провернуть коленчатый вал на пол-оборота (180°) и отрегулировать зазоры в приводе клапанов 2-го цилиндра.

Провернуть коленчатый вал еще на пол-оборота (180°) и отрегулировать зазоры в приводе клапанов 4-го цилиндра.

Провернуть коленчатый вал еще на пол-оборота (180°) и отрегулировать зазоры в приводе клапанов 3-го цилиндра.

Величина зазоров в приводе клапана:

Номер

цилиндр

Клапан

Значение

разрыв,

мм

1

Вход

Выпускной

0,40 — 0,45

0,35 — 0,40

2

Вход

Выпускной

0,40 — 0,45

0,40 — 0,45

3

Вход

Выпускной

0,40 — 0,45

0,40 — 0,45

4

Вход

Выпускной

0,40 — 0,45

0,35 — 0,40

После регулировки клапанов необходимо запустить двигатель и после прогрева совершить пробную поездку.

Проверить работу двигателя на всех режимах. В случае неудовлетворительной работы клапанного механизма повторите проверку зазора.

Регулировка момента зажигания двигателя ЗМЗ-402

На двигателе типа ЗМЗ0-402 датчик распределителя зажигания (1908.3706) устанавливается — бесконтактный, с датчиком (генератором) управляющих импульсов и встроенными вакуумными и центробежными регуляторами опережения зажигания

Датчик-распределитель выполняет две функции: задает момент искрообразования и распределяет импульсы высокого напряжения по цилиндрам в соответствии с порядком их работы.

Для этого используется ползунок, надеваемый на вал датчика-распределителя.

В ползунок установлен помехоподавляющий резистор.

Выключатель (1313734) размыкает цепь питания первичной обмотки катушки зажигания, преобразуя управляющие импульсы датчика в импульсы тока в катушке зажигания.

Установить коленчатый вал в положение, соответствующее углу опережения зажигания 5°.

Для этого на двигателе ЗМЗ-402 (рис. 1) совмещаем среднюю метку на его шкиве с приливом на крышке блока (конец такта сжатия первого цилиндра).

Для двигателя УМЗ-4215 (рис. 2) первую метку на шкиве ставим напротив штифта на крышке ГРМ.

Если датчик трамблера не снят с двигателя, то такт сжатия первого цилиндра определяется снятием крышки трамблера, бегунок должен стоять у внутреннего контакта крышки, соединенного проводом со свечой пробка первого цилиндра (рис. 3).

В противном случае вывернуть свечу первого цилиндра. Закрыв отверстие бумажной пробкой, проворачиваем коленчатый вал. Воздух, вытолкнутый из свечи, укажет на начало такта сжатия.

Ключом «на 10» ослабить винт октан-корректора (рис. 4).

Установите его шкалу на нулевое деление (середина шкалы) (рис. 5).

Ключом «на 10» ослабьте винт крепления пластины октан-корректора (рис. 6).

Поворачивая корпус датчика-распределителя, совмещаем «метки» (красная рискка на роторе и стрелка на статоре).