Опытный автомобиль ЗИЛ-130Г/169 с дизелем ЗИЛ-645

Временный грузовик

Максим Шелепенков, фото АМО ЗИЛ

В 1970-х годах Завод имени И.А. Лихачёва взял курс на дизелизацию выпускаемых автомобилей. Все силы огромного объединения были брошены на разработку нового базового автомобиля ЗИЛ-169, с дизелем ЗИЛ-645 и кабиной с интегральным оперением.

По плану опытных и конструкторских работ новый дизель ЗИЛ-645, созданный с нуля и не базирующийся на уже существующих конструкциях, следовало подготовить к производству к 1981 году. Это был первый дизель, разработанный на ЗИЛе, и заводу необходимо было провести большую работу по его доводке и испытаниям. Вместе с тем изготовление опытных образцов ЗИЛ-169 велось медленными темпами и явно в недостаточном количестве. Более того, испытания совершенно новых автомобилей постоянно тормозились из-за выхода из строя различных опытных агрегатов, после чего автомобили надолго вставали в ремонт в ожидании запчастей.

Поэтому и появилась инициатива «Бюро исследования и доводки грузовых автомобилей» поставить новый силовой агрегат ЗИЛ-645 на уже проверенное шасси ЗИЛ-130. Экспериментальная проработка установки была включена в комплексный план работ завода на 1975 год.

Для опытного автомобиля взяли серийное шасси ЗИЛ-130Г, изготовленное в IV квартале 1974 года и опытный силовой агрегат ЗИЛ-4Э169, состоящий из дизеля ЗИЛ-645 (порядковый № 3) и КП ЗИЛ-169 с передним делителем. Все компоновочные работы выполнялись по месту с минимальным изготовлением оригинальных деталей (предпочтение отдавалось серийным или доработанным серийным). Тем не менее объём работ оказался достаточно большим, начиная с изменений поперечин рамы, привода сцепления, длины карданной передачи, усиления передней подвески и заканчивая переделкой моторного щита кабины, так как дизель ЗИЛ-645 имеет бо́льший вес и габаритные размеры, чем двигатель ЗИЛ-130.

Заодно на экспериментальной машине решили провести работы по модернизации выпускаемой кабины ЗИЛ-130 с изменением внешнего вида и интерьера кабины с максимальным сохранением уже существующих деталей. При этом ставилась задача улучшить эстетическое восприятие кабины и повысить ряд технических показателей и эксплуатационных качеств.

Серьёзным изменениям подверглись передние стойки кабины, за счет них был расширен дверной проём и улучшена жёсткость кабины. Оперение получило новую облицовку радиатора (но основа старая – от ЗИЛ-131), новый (без воздушных каналов внутри) капот и передние крылья ЗИЛ-131, обуженные на 65 мм. На крылья установлены новые кронштейны под прямоугольные фары. Подфарники перенесли в бампер оригинальной конструкции. Подножки кабины обзавелись дополнительной ступенькой. Сама кабина получила новые зеркала заднего вида, люк в крыше (по типу КамАЗ) и ручки дверей.

Внутри кабина получила совершенно иную (секционную и разборную) панель приборов, травмобезопасное рулевое колесо, новые систему отопления, внутреннюю обивку и обивку дверей. Для отделки кабины применялись современные шумо- и теплоизоляционные материалы, а также отдельные элементы от автомобилей «Жигули», «Москвич» и КамАЗ. В опытном порядке на машину установили тахограф фирмы Kienzle (о важности этого прибора задумывались уже тогда!).

Построенный в 1976 году автомобиль получил условное обозначение ЗИЛ-130Г/169. Работу проводили инженеры Туманов Ю.Г., Трембовельский Л.Г., Таскин И.И. и Моисеевич А.С. под руководством начальника бюро по исследованию и доводки грузовых автомобилей В.Г. Мазепы.

О судьбе единственного построенного опытного образца ЗИЛ-130Г/169 известно, что после демонстрации на заводе, он попал на эксплуатационные испытания в одно из АТП Грузии, где и работал до начала 1990-х годов.

Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.

Книга по ремонту дизельных двигателям ЗИЛ 645/-6451/-6454

> ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА>Руководство по эксплуатации и ремонту дизеля ЗИЛ 645, 6451, 6454 и его модификации

Код товара: 2310

Предлагаемая Вашему вниманию книга, как представляется авторам, поможет внести ясность в особенности эксплуатации, регулировки и ремонта механической части двигателя ЗИЛ-645 и его модификаций. Здесь представлены данные по взаимозаменяемости узлов и агрегатов разных модификаций двигателя по годам выпуска, особенности диагностики двигателя, рекомендации по сборке. Рекомендации выработаны на основе многолетнего опыта по ремонту и диагностике двигателя ЗИЛ-645 и по данным конструкторских разработок головного завода АМО ЗИЛ.

 

 

Подробнее

Характеристики

Издательство«Легион-Автодата»
Обложкамягкая
Количество страниц144
Иллюстрациирисунки
ЦветностьЧ/Б
Тип товараКнига
Языкрусский
Формат (Ш х В)145 х 205 мм

Описание

 Введение

Дизель ЗИЛ-645 создавался в конце 70-х — начале 80-х годов прошлого века. Он был задуман как преемник бензиновых двигателей ЗИЛ 130-/375 и для автомобилей, находящихся в производстве (ЗИЛ- 130), и для перспективных (ЗИЛ-4331 и его семейство). С самого начала предусматривалась унификация основных узлов (КПП, сцепления и других) «старого» и «нового» автомобиля. Во многом условия унификации определялись громадным объемом выпуска единиц продукции и, соответственно, удешевлением перехода от модели к модели.

В компоновочных проработках учитывалась существующая технология изготовления деталей, удобство сборки и разборки, доступность к узлам и агрегатам, требующим периодического обслуживания, т.е. учитывались условия ненадежности массовой эксплуатации. Это было веление текущего момента. Несмотря на все наложенные ограничения, к моменту начала мелкосерийного выпуска дизель ЗИЛ-645 имел показатели на европейском уровне и, тогда это еще было не очень модно, запас по экологическим показателям примерно в 15-20% относительно требований Европейского Сообщества.

Рабочий процесс смесеобразования и сгорания перенят (но не скопирован) от семейства дизелей Deutz FL-413 фирмы KHD. Эти дизели отлично себя зарекомендовали на автомобилях «Magirus» на строительстве БАМа и других стройках СССР.

Привод навесных агрегатов осуществляется от коленчатого вала ременной передачей, что, с одной стороны, позволило применить имеющиеся в производстве компрессор тормозной системы и насос гидроусилителя руля, а с другой — обеспечить демпфирование крутильных колебаний коленчатого вала.

Все выпускаемые в настоящее время безнаддувные двигатели семейства ЗИЛ-645 (645, 6451, 6454) имеют практически одни и те же габариты, весовые характеристики и не отличаются в ремонте и обслуживании. Двигатели с наддувом указанного семейства, хотя и успешно прошли испытания, сейчас не выпускаются.

Дизель ЗИЛ-645 выпускается АМО ЗИЛ с 1985 г. Его серийное производство было организовано вначале на Уральском Автомоторном заводе (УАМЗ), а затем на Ярцевском заводе двигателей (ЯЗД). С конца 1992 г. УАМЗ прекратил выпуск дизелей ЗИЛ-645.

С 1994 г. в силу сложившихся обстоятельств вынужденно начать выпуск дизеля 645.1000400-60, основным отличием которого от старой базовой модификации является установка V-образного топливного насоса высокого давления (ТНВД) серии 338, производства ЯЗДА (г. Ярославль), (ранее на двигатель устанавливался ТНВД «Motorpal» чешского производства). Одновременно с этим был совершен переход

на новую конструкцию форсунки и распылителя, которую выпускает АО «Алтайский завод прецизионных изделий». В 1998 г. конструкция форсунки еще раз была изменена и, таким образом, в эксплуатации в настоящее время применяются пять (может быть даже шесть, если ЯЗДА выпускает в запасные части форсунку типа «60») модификации форсунки. Все типы форсунок взаимозаменяемы (но только комплектом) с соответствующими изменениями арматуры дренажа топлива. Подробнее см. в разделе «Топливная аппаратура».

Конструкция двигателя модификации «60» предусматривает возможность установки ТНВД «Motorpal» при условии замены муфты привода ТНВД, которых к настоящему времени имеется три модификации (невзаимозаменяемые из-за различного расположения шпоночного паза, но имеющие один каталожный номер). Две муфты предназначены для установки с ТНВД «Motorpal» с разным порядком чередования работы секций и одна для ТНВД «ЯЗДА-ЗЗв» . Установка ТНВД 338 повлекла за собой изменение конструкции впускных коллекторов (не в лучшую сторону) и схемы подвода топливных трубок низкого давления, изменение расположения фильтров тонкой очистки топлива и ручного топливоподкачивающего насоса. При возможной замене в процессе эксплуатации на моторах модификации «60» ТНВД 338 на ТНВД «Motorpal» необходимо знать, что это потребует изменений в системе питания в целом, включая изготовление и установку топливных трубок для фильтров ручного прокачивающего насоса. Установка ТНВД 338 на двигатели ЗИЛ-645 ранних выпусков невозможна.

С 1994 года объединение начало выпуск дизеля ЗИЛ-6454, отличающегося большим диаметром цилиндра (115 мм вместо 110 мм), при том же ходе поршня (115 мм), и, соответственно мощностью 200 — 210 л. с. максимальным крутящим моментом 58 кгм (вместо 52 кгм у основной модификации ЗИЛ-645). С 1995 г. двигатели ЗИЛ-6454 комплектуются ТНВД типа «338» и имеют, в общем, те же особенности в обслуживании, что и дизель «60». Появление этой модификации дизеля было вызвано целом рядом соображений, в том числе коньюктурных. По счастливому стечению обстоятельств двигатель ЗИЛ-6454 практически не потребовал проведения доводочных работ и оказался по целому ряду показателей лучше своего прародителя. Кроме улучшения тяговых качеств автомобиля этот двигатель обеспечивает меньшую шумность в кабине, существенно более низкую дымность отработавших газов, меньший расход топлива и большую ходимость цилиндро-поршневой группы.

С 1994 г. также начат выпуск дизеля ЗИЛ-6451 для комплектации военной техники, который имеет пониженную до 170 л. с. максимальную мощность и максимальный крутящий момент 50 кгм, что достигнуто только соответствующей регулировкой цикловых подач

ТНВД (маркировка ТНВД для этой модификации двигателя 338-20), других отличий двигатель не имеет.

Обращаем внимание на то, что некоторые детали и узлы у дизелей ЗИЛ-645 и КАМАЗ-740 взаимозаменяемы. Например, это сменные элементы топливных, масляных и воздушных фильтров (модификация «740» для автомобиля ЗИЛ-1ЭЗГЯ), корпус масляного фильтра и его колпаки, сухари тарелок клапанов, тарелки клапанных пружин, манжеты клапанов, термостат, задняя манжета коленчатого вала, стартер.

 

 

 


 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ
Введение. ....................................................................................................3
Рабочий процесс двигателя ЗИЛ-645 (6454).....................................................................7
Общие данные.................................................................................................8
Конструкция дизеля..........................................................................................11
Некоторые особенности работы систем двигателя ЗИЛ-645.......................................................17
Некоторые правила эксплуатации дизеля.......................................................................20
Немного об улучшении конструкции............................................................................23
Диагностика двигателя.......................................................................................32
Алгоритм поиска неисправностей и отказов.................................................. ..................32
Список неисправностей.......................................................................................33
Разборка двигателя, первичная дефектовка и ремонт...........................................................55
Общие положения.............................................................................................55
Разборка....................................................................................................55
Сборка дизеля...............................................................................................71
Подготовка деталей. Контрольные измерения...................................................................71
Некоторые сведения о топливной аппаратуре..................................................................124
Обслуживание...............................................................................................124
Форсунки................................................ ...................................................125
ТНВД.......................................................................................................127
Муфта привода ТНВД.........................................................................................130
Подкачивающий насос........................................................................................131
Обкатка двигателя на шасси.................................................................................131
Приложение.................................................................................................133
Детали дизеля ЗИЛ-645 одноразового использования...........................................................133
Долговечность некоторых деталей............................................................................133
Схема работы редукционного клапана.........................................................................134
Система охлаждения двигателя. ..............................................................................135
Вязкостная муфта вентилятора...............................................................................136
Система смазки.............................................................................................137
Система питания (ТНВД "Motorpal")..........................................................................138
Воздушный фильтр...........................................................................................139
Система выпуска............................................................................................139
Содержание.................................................................................................140

ЗИЛ-4331, ЗИЛ-4333, ЗИЛ-5343, ЗИЛ-133, ЗИЛ-4334

ЗИЛ-4331, ЗИЛ-4333, ЗИЛ-5343, ЗИЛ-133, ЗИЛ-4334 — Каталог СовАвто

Сайт СовАвто.

 

Модель ЗИЛ-4331 ЗИЛ-4333 ЗИЛ-5343 ЗИЛ-133 ЗИЛ-4334
Сиденья 3 3 3 3 3
Вес нетто, кг [фунт] 4 825 [10 615]
Вес полной загрузки, кг [фунт] 12 000 [26 400] 14 500 [31 900] 11 170 [24 574]
Вес груза, кг [фунт] 6 000 [13 200] 6 000 [13 200] 8 000 [17 600] 10 000 [22 000]
Полная масса прицепа, кг [фунт] 11 500 [25 300] 11 500 [25 300] 25 800 [56 760]
Длина, мм [дюйм] 7645 [300] 6755 [266] 7695 [303] 9037 [356] 7195 [283]
Ширина, мм [дюйм] 2500 [98] 2500 [98] 2500 [98] 2500 [98] 2500 [98]
Высота, мм [дюйм] 2660 [105] 2660 [105] 2700 [106] 2760 [109] 2700 [106]
Основание, мм [дюйм] 4500 [177] 3800 [150] 4500 [177] 4610+1400 [181+55] 3400+1250 [134+49]
Минимальный зазор, мм [дюйм]
Минимальный радиус поворота, м [ярдов] 8 [8,8] 6,9 [7,6] 8 [8,8] 10,5 [11,5] 10,2 [11,2]
Максимальная скорость, км/ч [миль/ч] 95 [59] 90 [56] 115 [71] 85 [53]] 85 [53]
Максимальная мощность, л. с. [кВт] 185 [138] при 2800 об/мин 150 [112] при 3200 об/мин 195 [145] при 2100 об/мин 185 [138] при 2800 об/мин 170 [127] при 2800 об/мин
Максимальный крутящий момент, Нм [фунт-фут] 52 [337] при 1400–1600 об/мин 41 [266] при 1800–2000 об/мин 73 [474] при 1200–1400 об/мин 52 [337] при 1400–1600 об/мин 50 [325] при 1400–1600 об/мин
Объем двигателя, литры [см3] 8,74 [8740] 6,0 [6000] 11,15 [11 150] 8,74 [8740] 8,74 [8740]
Степень сжатия 18,5:1 7,1:1 16,5:1 18,5:1 18,5:1
Передаточные числа
Передаточное число главной передачи
Пробег, л/100 км [ми/гал] 17,5 [13,4] 25 [9,4] 23 [10,2] 23,7 [9,9] 24 [9,8]
Время разгона от 0 до 60 км/ч [37 миль/ч], секунды 33 50 31,5
Разрывной путь, м [ярды]
Емкость топливного бака, литров [гал]
Год выпуска 1985-настоящее время 1992-настоящее время 1997-настоящее время 1989-настоящее время 1994-настоящее время
Тип двигателя ЗИЛ-645, V8, дизель ЗИЛ-508. 10, карб., 6 цил. ЯМЗ-236А, V6, дизель ЗИЛ-645, V8, дизель ЗИЛ-6451, V8, дизель
Диаметр цилиндра/ход, мм [дюйм]
Колесная формула 4 х 2 4 х 2 4 х ? 6 х 4 6 х 6
Картинки 21 КБ (цветной, вид спереди [73])

12 КБ (цветной, вид спереди [73])

9 КБ (цветной, вид сбоку [73])

9 КБ (цветной, вид сбоку [10])

30 КБ (цвет, пожарная машина, вид спереди
[122])

12 КБ (цв., вид спереди [73])

10 КБ (цв, вид спереди, ЗИЛ-5344
[10])

10 КБ (цветной, вид спереди [10])

21 КБ (цветной, вид сбоку [73])

13 КБ (цв, вид сбоку [73])

13 КБ (цв, мусоровоз,
вид сбоку [7])

 

22 КБ (цв. , вид спереди
[19/57])

48 КБ (цветной,
вид сбоку, ЗИЛ-131Д с английским дизелем Perkins [19/4])

11 КБ (цв., вид спереди [73])

28 КБ (цв, вид сбоку [10])

32 КБ (цв., вид спереди [122])

9 КБ (цв, вид спереди,
пожарная машина [10])

Ниже представлены еще несколько моделей ЗИЛ.

Модель Описание Фото
ЗИЛ-4421 4 X 2, тягач для полуприцепов 15 КБ (цвет, вид сбоку [10])
ЗИЛ-4421 4 X 2, тягач для полуприцепов 42 КБ (цв., вид сбоку [19/4])
ЗИЛ-4423 4 X 2, со спальной кабиной, тягач для полуприцепов 14 КБ (цв. , вид сбоку [10])
ЗИЛ-5423 4 X ?, со спальной кабиной, тягач для полуприцепов 23 КБ (цв., вид сбоку [10])
ЗИЛ-4514 6 X ?, самосвал 8 КБ (цв., вид сбоку [10])
ЗИЛ-6404 6 X 4, со спальной кабиной, тягач для полуприцепов 44 ​​КБ (цв, вид сбоку [13])
ЗИЛ-6404 6 X 4, со спальной кабиной, тягач для полуприцепов 40 КБ (цвет, интерьер
вид [13])
ЗИЛ-6404 6 X 4, со спальной кабиной, тягач для полуприцепов 9 КБ (цветной, вид спереди [10])

Эти автомобили, хотя и с разными двигателями, явно
близкородственная семья. Они, по сути, заменили предыдущий ЗИЛ-130 (4 Х 2)
и ЗИЛ-131 (6 Х 6)
модели. Давайте рассмотрим эти грузовики более подробно. ЗИЛ-4331 был
впервые разработан в 1980, тогда как ЗИЛ-130 был еще на высоте
его производство. В 1985/1986 годах на конвейер был поставлен ЗИЛ-4331,
но ЗИЛ-130 продолжали делать на заводе ЗИЛ допоздна
1980-е годы. Затем производственная линия ЗИС-130 была перенесена в Екатеринбург.
где он стал называться ЗИЛ-УАМЗ-130 [Уральский автомобильный завод].
Теперь представленный на этой странице (6 X 4) ЗИЛ-133 заменил
предыдущий (6 Х 4) ЗИЛ-133. В 1995 году ЗИЛ-133ГЯ был
заменен на ЗИЛ-133-05А и ЗИЛ-6404-30 с новой кабиной водителя
и дизельный двигатель производства ЗИЛ [ЗИЛ-645 и ЗИЛ-645.1].

Параметры в приведенной выше таблице приведены в первую очередь для
тележки с бортовой платформой. Эти грузовики продает и АМО ЗИЛ.
в качестве шасси, тракторных прицепов, изотермических фургонов, самосвалов, пожарных машин,
и т.д. Приведенные выше данные, за исключением очень немногих серий с
Двигатели Caterpillar подходят для всех этих моделей. Очевидно,
масса и размеры различаются, но не кардинально.