Содержание
Опытный автомобиль ЗИЛ-130Г/169 с дизелем ЗИЛ-645
Временный грузовик
Максим Шелепенков, фото АМО ЗИЛ
В 1970-х годах Завод имени И.А. Лихачёва взял курс на дизелизацию выпускаемых автомобилей. Все силы огромного объединения были брошены на разработку нового базового автомобиля ЗИЛ-169, с дизелем ЗИЛ-645 и кабиной с интегральным оперением.
По плану опытных и конструкторских работ новый дизель ЗИЛ-645, созданный с нуля и не базирующийся на уже существующих конструкциях, следовало подготовить к производству к 1981 году. Это был первый дизель, разработанный на ЗИЛе, и заводу необходимо было провести большую работу по его доводке и испытаниям. Вместе с тем изготовление опытных образцов ЗИЛ-169 велось медленными темпами и явно в недостаточном количестве. Более того, испытания совершенно новых автомобилей постоянно тормозились из-за выхода из строя различных опытных агрегатов, после чего автомобили надолго вставали в ремонт в ожидании запчастей.
Поэтому и появилась инициатива «Бюро исследования и доводки грузовых автомобилей» поставить новый силовой агрегат ЗИЛ-645 на уже проверенное шасси ЗИЛ-130. Экспериментальная проработка установки была включена в комплексный план работ завода на 1975 год.
Для опытного автомобиля взяли серийное шасси ЗИЛ-130Г, изготовленное в IV квартале 1974 года и опытный силовой агрегат ЗИЛ-4Э169, состоящий из дизеля ЗИЛ-645 (порядковый № 3) и КП ЗИЛ-169 с передним делителем. Все компоновочные работы выполнялись по месту с минимальным изготовлением оригинальных деталей (предпочтение отдавалось серийным или доработанным серийным). Тем не менее объём работ оказался достаточно большим, начиная с изменений поперечин рамы, привода сцепления, длины карданной передачи, усиления передней подвески и заканчивая переделкой моторного щита кабины, так как дизель ЗИЛ-645 имеет бо́льший вес и габаритные размеры, чем двигатель ЗИЛ-130.
Заодно на экспериментальной машине решили провести работы по модернизации выпускаемой кабины ЗИЛ-130 с изменением внешнего вида и интерьера кабины с максимальным сохранением уже существующих деталей. При этом ставилась задача улучшить эстетическое восприятие кабины и повысить ряд технических показателей и эксплуатационных качеств.
Серьёзным изменениям подверглись передние стойки кабины, за счет них был расширен дверной проём и улучшена жёсткость кабины. Оперение получило новую облицовку радиатора (но основа старая – от ЗИЛ-131), новый (без воздушных каналов внутри) капот и передние крылья ЗИЛ-131, обуженные на 65 мм. На крылья установлены новые кронштейны под прямоугольные фары. Подфарники перенесли в бампер оригинальной конструкции. Подножки кабины обзавелись дополнительной ступенькой. Сама кабина получила новые зеркала заднего вида, люк в крыше (по типу КамАЗ) и ручки дверей.
Внутри кабина получила совершенно иную (секционную и разборную) панель приборов, травмобезопасное рулевое колесо, новые систему отопления, внутреннюю обивку и обивку дверей. Для отделки кабины применялись современные шумо- и теплоизоляционные материалы, а также отдельные элементы от автомобилей «Жигули», «Москвич» и КамАЗ. В опытном порядке на машину установили тахограф фирмы Kienzle (о важности этого прибора задумывались уже тогда!).
Построенный в 1976 году автомобиль получил условное обозначение ЗИЛ-130Г/169. Работу проводили инженеры Туманов Ю.Г., Трембовельский Л.Г., Таскин И.И. и Моисеевич А.С. под руководством начальника бюро по исследованию и доводки грузовых автомобилей В.Г. Мазепы.
О судьбе единственного построенного опытного образца ЗИЛ-130Г/169 известно, что после демонстрации на заводе, он попал на эксплуатационные испытания в одно из АТП Грузии, где и работал до начала 1990-х годов.
Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.
Книга по ремонту дизельных двигателям ЗИЛ 645/-6451/-6454
> ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА>Руководство по эксплуатации и ремонту дизеля ЗИЛ 645, 6451, 6454 и его модификации
Код товара: 2310
Предлагаемая Вашему вниманию книга, как представляется авторам, поможет внести ясность в особенности эксплуатации, регулировки и ремонта механической части двигателя ЗИЛ-645 и его модификаций. Здесь представлены данные по взаимозаменяемости узлов и агрегатов разных модификаций двигателя по годам выпуска, особенности диагностики двигателя, рекомендации по сборке. Рекомендации выработаны на основе многолетнего опыта по ремонту и диагностике двигателя ЗИЛ-645 и по данным конструкторских разработок головного завода АМО ЗИЛ.
Подробнее
Характеристики
Издательство | «Легион-Автодата» |
Обложка | мягкая |
Количество страниц | 144 |
Иллюстрации | рисунки |
Цветность | Ч/Б |
Тип товара | Книга |
Язык | русский |
Формат (Ш х В) | 145 х 205 мм |
Описание
Введение
Дизель ЗИЛ-645 создавался в конце 70-х — начале 80-х годов прошлого века. Он был задуман как преемник бензиновых двигателей ЗИЛ 130-/375 и для автомобилей, находящихся в производстве (ЗИЛ- 130), и для перспективных (ЗИЛ-4331 и его семейство). С самого начала предусматривалась унификация основных узлов (КПП, сцепления и других) «старого» и «нового» автомобиля. Во многом условия унификации определялись громадным объемом выпуска единиц продукции и, соответственно, удешевлением перехода от модели к модели.
В компоновочных проработках учитывалась существующая технология изготовления деталей, удобство сборки и разборки, доступность к узлам и агрегатам, требующим периодического обслуживания, т.е. учитывались условия ненадежности массовой эксплуатации. Это было веление текущего момента. Несмотря на все наложенные ограничения, к моменту начала мелкосерийного выпуска дизель ЗИЛ-645 имел показатели на европейском уровне и, тогда это еще было не очень модно, запас по экологическим показателям примерно в 15-20% относительно требований Европейского Сообщества.
Рабочий процесс смесеобразования и сгорания перенят (но не скопирован) от семейства дизелей Deutz FL-413 фирмы KHD. Эти дизели отлично себя зарекомендовали на автомобилях «Magirus» на строительстве БАМа и других стройках СССР.
Привод навесных агрегатов осуществляется от коленчатого вала ременной передачей, что, с одной стороны, позволило применить имеющиеся в производстве компрессор тормозной системы и насос гидроусилителя руля, а с другой — обеспечить демпфирование крутильных колебаний коленчатого вала.
Все выпускаемые в настоящее время безнаддувные двигатели семейства ЗИЛ-645 (645, 6451, 6454) имеют практически одни и те же габариты, весовые характеристики и не отличаются в ремонте и обслуживании. Двигатели с наддувом указанного семейства, хотя и успешно прошли испытания, сейчас не выпускаются.
Дизель ЗИЛ-645 выпускается АМО ЗИЛ с 1985 г. Его серийное производство было организовано вначале на Уральском Автомоторном заводе (УАМЗ), а затем на Ярцевском заводе двигателей (ЯЗД). С конца 1992 г. УАМЗ прекратил выпуск дизелей ЗИЛ-645.
С 1994 г. в силу сложившихся обстоятельств вынужденно начать выпуск дизеля 645.1000400-60, основным отличием которого от старой базовой модификации является установка V-образного топливного насоса высокого давления (ТНВД) серии 338, производства ЯЗДА (г. Ярославль), (ранее на двигатель устанавливался ТНВД «Motorpal» чешского производства). Одновременно с этим был совершен переход
на новую конструкцию форсунки и распылителя, которую выпускает АО «Алтайский завод прецизионных изделий». В 1998 г. конструкция форсунки еще раз была изменена и, таким образом, в эксплуатации в настоящее время применяются пять (может быть даже шесть, если ЯЗДА выпускает в запасные части форсунку типа «60») модификации форсунки. Все типы форсунок взаимозаменяемы (но только комплектом) с соответствующими изменениями арматуры дренажа топлива. Подробнее см. в разделе «Топливная аппаратура».
Конструкция двигателя модификации «60» предусматривает возможность установки ТНВД «Motorpal» при условии замены муфты привода ТНВД, которых к настоящему времени имеется три модификации (невзаимозаменяемые из-за различного расположения шпоночного паза, но имеющие один каталожный номер). Две муфты предназначены для установки с ТНВД «Motorpal» с разным порядком чередования работы секций и одна для ТНВД «ЯЗДА-ЗЗв» . Установка ТНВД 338 повлекла за собой изменение конструкции впускных коллекторов (не в лучшую сторону) и схемы подвода топливных трубок низкого давления, изменение расположения фильтров тонкой очистки топлива и ручного топливоподкачивающего насоса. При возможной замене в процессе эксплуатации на моторах модификации «60» ТНВД 338 на ТНВД «Motorpal» необходимо знать, что это потребует изменений в системе питания в целом, включая изготовление и установку топливных трубок для фильтров ручного прокачивающего насоса. Установка ТНВД 338 на двигатели ЗИЛ-645 ранних выпусков невозможна.
С 1994 года объединение начало выпуск дизеля ЗИЛ-6454, отличающегося большим диаметром цилиндра (115 мм вместо 110 мм), при том же ходе поршня (115 мм), и, соответственно мощностью 200 — 210 л. с. максимальным крутящим моментом 58 кгм (вместо 52 кгм у основной модификации ЗИЛ-645). С 1995 г. двигатели ЗИЛ-6454 комплектуются ТНВД типа «338» и имеют, в общем, те же особенности в обслуживании, что и дизель «60». Появление этой модификации дизеля было вызвано целом рядом соображений, в том числе коньюктурных. По счастливому стечению обстоятельств двигатель ЗИЛ-6454 практически не потребовал проведения доводочных работ и оказался по целому ряду показателей лучше своего прародителя. Кроме улучшения тяговых качеств автомобиля этот двигатель обеспечивает меньшую шумность в кабине, существенно более низкую дымность отработавших газов, меньший расход топлива и большую ходимость цилиндро-поршневой группы.
С 1994 г. также начат выпуск дизеля ЗИЛ-6451 для комплектации военной техники, который имеет пониженную до 170 л. с. максимальную мощность и максимальный крутящий момент 50 кгм, что достигнуто только соответствующей регулировкой цикловых подач
ТНВД (маркировка ТНВД для этой модификации двигателя 338-20), других отличий двигатель не имеет.
Обращаем внимание на то, что некоторые детали и узлы у дизелей ЗИЛ-645 и КАМАЗ-740 взаимозаменяемы. Например, это сменные элементы топливных, масляных и воздушных фильтров (модификация «740» для автомобиля ЗИЛ-1ЭЗГЯ), корпус масляного фильтра и его колпаки, сухари тарелок клапанов, тарелки клапанных пружин, манжеты клапанов, термостат, задняя манжета коленчатого вала, стартер.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. ....................................................................................................3
Рабочий процесс двигателя ЗИЛ-645 (6454).....................................................................7
Общие данные.................................................................................................8
Конструкция дизеля..........................................................................................11
Некоторые особенности работы систем двигателя ЗИЛ-645.......................................................17
Некоторые правила эксплуатации дизеля.......................................................................20
Немного об улучшении конструкции............................................................................23
Диагностика двигателя.......................................................................................32
Алгоритм поиска неисправностей и отказов.................................................. ..................32
Список неисправностей.......................................................................................33
Разборка двигателя, первичная дефектовка и ремонт...........................................................55
Общие положения.............................................................................................55
Разборка....................................................................................................55
Сборка дизеля...............................................................................................71
Подготовка деталей. Контрольные измерения...................................................................71
Некоторые сведения о топливной аппаратуре..................................................................124
Обслуживание...............................................................................................124
Форсунки................................................ ...................................................125
ТНВД.......................................................................................................127
Муфта привода ТНВД.........................................................................................130
Подкачивающий насос........................................................................................131
Обкатка двигателя на шасси.................................................................................131
Приложение.................................................................................................133
Детали дизеля ЗИЛ-645 одноразового использования...........................................................133
Долговечность некоторых деталей............................................................................133
Схема работы редукционного клапана.........................................................................134
Система охлаждения двигателя. ..............................................................................135
Вязкостная муфта вентилятора...............................................................................136
Система смазки.............................................................................................137
Система питания (ТНВД "Motorpal")..........................................................................138
Воздушный фильтр...........................................................................................139
Система выпуска............................................................................................139
Содержание.................................................................................................140
ЗИЛ-4331, ЗИЛ-4333, ЗИЛ-5343, ЗИЛ-133, ЗИЛ-4334
ЗИЛ-4331, ЗИЛ-4333, ЗИЛ-5343, ЗИЛ-133, ЗИЛ-4334 — Каталог СовАвто
Сайт СовАвто.
Модель | ЗИЛ-4331 | ЗИЛ-4333 | ЗИЛ-5343 | ЗИЛ-133 | ЗИЛ-4334 |
Сиденья | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Вес нетто, кг [фунт] | 4 825 [10 615] | — | — | — | — |
Вес полной загрузки, кг [фунт] | 12 000 [26 400] | — | 14 500 [31 900] | — | 11 170 [24 574] |
Вес груза, кг [фунт] | 6 000 [13 200] | 6 000 [13 200] | 8 000 [17 600] | 10 000 [22 000] | — |
Полная масса прицепа, кг [фунт] | 11 500 [25 300] | — | 11 500 [25 300] | 25 800 [56 760] | — |
Длина, мм [дюйм] | 7645 [300] | 6755 [266] | 7695 [303] | 9037 [356] | 7195 [283] |
Ширина, мм [дюйм] | 2500 [98] | 2500 [98] | 2500 [98] | 2500 [98] | 2500 [98] |
Высота, мм [дюйм] | 2660 [105] | 2660 [105] | 2700 [106] | 2760 [109] | 2700 [106] |
Основание, мм [дюйм] | 4500 [177] | 3800 [150] | 4500 [177] | 4610+1400 [181+55] | 3400+1250 [134+49] |
Минимальный зазор, мм [дюйм] | — | — | — | — | — |
Минимальный радиус поворота, м [ярдов] | 8 [8,8] | 6,9 [7,6] | 8 [8,8] | 10,5 [11,5] | 10,2 [11,2] |
Максимальная скорость, км/ч [миль/ч] | 95 [59] | 90 [56] | 115 [71] | 85 [53]] | 85 [53] |
Максимальная мощность, л. с. [кВт] | 185 [138] при 2800 об/мин | 150 [112] при 3200 об/мин | 195 [145] при 2100 об/мин | 185 [138] при 2800 об/мин | 170 [127] при 2800 об/мин |
Максимальный крутящий момент, Нм [фунт-фут] | 52 [337] при 1400–1600 об/мин | 41 [266] при 1800–2000 об/мин | 73 [474] при 1200–1400 об/мин | 52 [337] при 1400–1600 об/мин | 50 [325] при 1400–1600 об/мин |
Объем двигателя, литры [см3] | 8,74 [8740] | 6,0 [6000] | 11,15 [11 150] | 8,74 [8740] | 8,74 [8740] |
Степень сжатия | 18,5:1 | 7,1:1 | 16,5:1 | 18,5:1 | 18,5:1 |
Передаточные числа | — | — | — | — | — |
Передаточное число главной передачи | — | — | — | — | — |
Пробег, л/100 км [ми/гал] | 17,5 [13,4] | 25 [9,4] | 23 [10,2] | 23,7 [9,9] | 24 [9,8] |
Время разгона от 0 до 60 км/ч [37 миль/ч], секунды | 33 | — | — | 50 | 31,5 |
Разрывной путь, м [ярды] | — | — | — | — | — |
Емкость топливного бака, литров [гал] | — | — | — | — | — |
Год выпуска | 1985-настоящее время | 1992-настоящее время | 1997-настоящее время | 1989-настоящее время | 1994-настоящее время |
Тип двигателя | ЗИЛ-645, V8, дизель | ЗИЛ-508. 10, карб., 6 цил. | ЯМЗ-236А, V6, дизель | ЗИЛ-645, V8, дизель | ЗИЛ-6451, V8, дизель |
Диаметр цилиндра/ход, мм [дюйм] | — | — | — | — | — |
Колесная формула | 4 х 2 | 4 х 2 | 4 х ? | 6 х 4 | 6 х 6 |
Картинки | 21 КБ (цветной, вид спереди [73]) 12 КБ (цветной, вид спереди [73]) | 9 КБ (цветной, вид сбоку [73]) 9 КБ (цветной, вид сбоку [10]) 30 КБ (цвет, пожарная машина, вид спереди | 12 КБ (цв., вид спереди [73]) 10 КБ (цв, вид спереди, ЗИЛ-5344 | 10 КБ (цветной, вид спереди [10]) 21 КБ (цветной, вид сбоку [73]) 13 КБ (цв, вид сбоку [73]) 13 КБ (цв, мусоровоз,
| 22 КБ (цв. , вид спереди [19/57]) 48 КБ (цветной, 11 КБ (цв., вид спереди [73]) 28 КБ (цв, вид сбоку [10]) 32 КБ (цв., вид спереди [122]) 9 КБ (цв, вид спереди, |
Ниже представлены еще несколько моделей ЗИЛ.
Модель | Описание | Фото |
ЗИЛ-4421 | 4 X 2, тягач для полуприцепов | 15 КБ (цвет, вид сбоку [10]) |
ЗИЛ-4421 | 4 X 2, тягач для полуприцепов | 42 КБ (цв., вид сбоку [19/4]) |
ЗИЛ-4423 | 4 X 2, со спальной кабиной, тягач для полуприцепов | 14 КБ (цв. , вид сбоку [10]) |
ЗИЛ-5423 | 4 X ?, со спальной кабиной, тягач для полуприцепов | 23 КБ (цв., вид сбоку [10]) |
ЗИЛ-4514 | 6 X ?, самосвал | 8 КБ (цв., вид сбоку [10]) |
ЗИЛ-6404 | 6 X 4, со спальной кабиной, тягач для полуприцепов | 44 КБ (цв, вид сбоку [13]) |
ЗИЛ-6404 | 6 X 4, со спальной кабиной, тягач для полуприцепов | 40 КБ (цвет, интерьер вид [13]) |
ЗИЛ-6404 | 6 X 4, со спальной кабиной, тягач для полуприцепов | 9 КБ (цветной, вид спереди [10]) |
Эти автомобили, хотя и с разными двигателями, явно
близкородственная семья. Они, по сути, заменили предыдущий ЗИЛ-130 (4 Х 2)
и ЗИЛ-131 (6 Х 6)
модели. Давайте рассмотрим эти грузовики более подробно. ЗИЛ-4331 был
впервые разработан в 1980, тогда как ЗИЛ-130 был еще на высоте
его производство. В 1985/1986 годах на конвейер был поставлен ЗИЛ-4331,
но ЗИЛ-130 продолжали делать на заводе ЗИЛ допоздна
1980-е годы. Затем производственная линия ЗИС-130 была перенесена в Екатеринбург.
где он стал называться ЗИЛ-УАМЗ-130 [Уральский автомобильный завод].
Теперь представленный на этой странице (6 X 4) ЗИЛ-133 заменил
предыдущий (6 Х 4) ЗИЛ-133. В 1995 году ЗИЛ-133ГЯ был
заменен на ЗИЛ-133-05А и ЗИЛ-6404-30 с новой кабиной водителя
и дизельный двигатель производства ЗИЛ [ЗИЛ-645 и ЗИЛ-645.1].
Параметры в приведенной выше таблице приведены в первую очередь для
тележки с бортовой платформой. Эти грузовики продает и АМО ЗИЛ.
в качестве шасси, тракторных прицепов, изотермических фургонов, самосвалов, пожарных машин,
и т.д. Приведенные выше данные, за исключением очень немногих серий с
Двигатели Caterpillar подходят для всех этих моделей. Очевидно,
масса и размеры различаются, но не кардинально.