Ту-134 — пассажирский самолет

Andrzej Rejter | Airliners.net

Ту-134 — советский двухдвигательный реактивный самолет, способный взять на борт до 76 пассажиров и перевезти их на расстояние до 2,100 км. Выпускался с 1966 по 1989 год.

Первый полет Ту-134 совершил 29 июля 1963 года. Коммерческая эксплуатация самолета началась в 1966 году в авиакомпании Аэрофлот.

Ту-134 был разработан в начале 1960-х по указу Первого секретаря ЦК КПСС, Никиты Сергеевича Хрущева, который после визита во Францию и полета там на SE210 Caravelle, потребовал от КБ Туполева начать работу над похожим самолётом. Стоит отметить, что отличительной особенностью французского самолёта Sud SE-210 Caravelle («Каравелла») было необычное расположение двигателей – по бокам хвостовой части фюзеляжа на пилонах. Главу Советского Союза впечатлил низкий уровень шума и вибраций в салоне, поскольку в аналогичном советском первом реактивном самолёте Ту-104 двигатели находились в крыле у фюзеляжа и вибрация от них ощущалась в салоне сильнее, чем от двигателей на отдельных пилонах «в хвосте» «Каравеллы». Кроме этого, «Каравелла» была более совершенной с точки зрения оборудования, комфорта и экономичности.

К слову, в это время ОКБ Туполева дорабатывало ближнемагистральный Ту-124, похожий на уменьшенный Ту-104. Это был один из первых в мире пассажирских самолётов, оснащённых турбореактивными двухконтурными двигателями. Первый полёт Ту-124 совершил в марте 1960 года (эксплуатироваться начал с 1962-го). Постановление Совета министров СССР № 846-341, поручавшее ОКБ-156 создать новый БМС по типу Каравеллы, вышло 1 августа того же года. Чтобы упростить задачу, ОКБ решило создавать новый самолёт на базе Ту-124. Таким образом, Ту-124 как бы устарел, ещё не выйдя в производство.

Новый самолёт получил рабочее обозначение Ту-124А. Фюзеляж с застеклённой штурманской кабиной почти целиком взяли от Ту-124. Двигатели разместили как на «Каравелле», но хвостовое оперение сделали Т-образным, а не крестообразным.

Лётные и сертификационные испытания начались летом 1963 года. В 1965 году самолёту было присвоено обозначение Ту-134. В это же время было прекращено производство Ту-124. Серийный выпуск начался в 1966 году. Ту-134 выпускался на Харьковском авиационном производственном объединении в течение 18 лет (с 1966 по 1984 год).

Самолёт был разработан для ближнемагистральных линий со слабым пассажиропотоком. Изначально предполагалось разместить в самолёте 56 мест для пассажиров (50 в двухклассной компоновке). Но от первого класса на тех самолётах, что предназначались для внутрисоюзных линий, вскоре решено было отказаться. За счёт этого число мест удалось довести до 72.

В 1965 году было изготовлено 9 предсерийных самолётов для лётных испытаний. На этих самолётах отсутствовал реверс, из-за чего пробег после посадки был очень велик. На всех серийных самолётах Ту-134 с двигателями Д-30 I-й серии (без реверсивного устройства) в качестве дополнительного аэродинамического тормоза были предусмотрены тормозные парашюты, но на практике для торможения хватало подфюзеляжного щитка, доставшегося в наследство от Ту-124. Тормозные парашюты использовались при выполнении посадки на короткие ИВПП, при посадках с перелётом или при пониженном коэффициенте сцепления в плохих погодных условиях. Роль подфюзеляжного щитка в создании подъёмной силы была ничтожна, а лобовое сопротивление возрастало существенно. Двигатели Д-30 II-й серии с реверсом стали устанавливать лишь в 1970 году на самолёты Ту-134А.

Первые серийные самолёты были переданы «Аэрофлоту» в 1966 году. В сентябре 1967 года на Ту-134 был совершён первый коммерческий рейс Москва — Адлер. Однако почти три года Ту-134 использовались лишь на международных линиях и только летом 1969 года начали обслуживать внутрисоюзные линии Москва — Ленинград и Москва — Киев. Самолёт активно экспортировался: в 1968 году первые машины были проданы восточногерманской авиакомпании «Interflug», а чуть позже — польской «LOT».

В 1970 году была разработана модификация Ту-134А. Фюзеляж самолёта был удлинён с 35 до 37,1 м, стали устанавливаться двигатели Д-30 II-й серии, оснащённые реверсивным устройством, число мест увеличилось с 72 до 76, взлётная масса увеличилась с 45 до 47,6 тонн. В результате максимальная дальность полёта (перегоночная дальность) сократилась с 3,100 до 2,770 км, а дальность полёта с максимальной коммерческой нагрузкой (пассажиры + багаж) — до 2,100 км. На самолётах, предназначенных для экспорта, отказались от штурмана и установили РЛС.

К началу 1972 года большая часть Ту-134 использовалась на международных линиях, тогда как регулярных рейсов внутри СССР было всего 12: из Москвы в Баку, Ереван, Киев, Кишинёв, Краснодар, Ленинград, Омск, Ригу и Сочи. Однако 18 мая 1972 под Харьковом разбился Ан-10; в катастрофе погибло 122 человека, и полёты самолётов этого типа были немедленно прекращены. В 1973 году из-за выявленных ошибок в конструкции от эксплуатации Ан-10 отказались вообще, и тогда во многих аэропортах СССР началась срочное переоборудование ВПП под приём Ту-134. Бо́льшая часть самолётов Ту-134 Шереметьевского и все Ту-134 Внуковского авиаотрядов стали обслуживать региональные линии, а вместо них поставлялись только что начавший перевозить пассажиров Ту-154 и дальнемагистральный Ил-62.

В 1980 году начался выпуск самолёта Ту-134Б. На этой модификации от штурмана отказались окончательно. Кроме того, пассажировместимость была увеличена до 80 мест, взлётная масса доведена до 49 тонн. Начались также разработки варианта Ту-134Д с увеличенной тягой двигателей (8,400 кгс), однако работы по самолёту были прекращены.

До 2019 года пассажирские Ту-134 были постепенно выведены из эксплуатации в России, поскольку устарели морально и физически: последним выпущенным экземплярам более четверти века.

Некоторые Ту-134 установлены в качестве памятников. Чаще всего их можно встретить в аэропортах (например, в Воронеже, Кишинёве, Махачкале, Минске, Могилёве, Ульяновске, Полтаве, Риге и т. д.), а также иногда и в городе (был в прошлом в Муроме). Так, в Москве первый прототип Ту-134 (Ту-124А), опытный экземпляр с бортовым номером СССР-45075, был установлен сначала на ВДНХ, а затем на территории СПТУ № 164 при АНТК имени А. Н. Туполева в районе ул. Молостовых в Новогирееве. Этот самолёт-памятник был снесён и распилен в начале апреля 2013 года.

Фото: Alexander Beltyukov | Airliners.net

21 мая 2019 года, последний пассажирский рейс борта Ту-134Б-3 (бортовой номер RA-65693, 1980 года выпуска) был выполнен авиакомпанией «Алроса» по маршруту Иркутск — Мирный, после чего самолет отправился в Новосибирский музей авиации и космонавтики. Сегодня вы можете его увидеть среди экспозиции советских самолетов напротив аэропорта Толмачево (Новосибирск).

На сегодняшний день, эксплуатацию самолётов Ту-134 продолжает только Министерство обороны РФ.

Ту-134 выпускался с 1966 по 1989 год. Всего было построено 854 самолета.

Модификации Ту-134

Ту-134 — базовая модификация с застеклённым «носом». Данная модификация выпускалась с 1966 по 1970 год. Самолёты первой серии могли взять на борт от 64 до 72 пассажиров. Первые Ту-134 были оснащены двумя двигателями Д-20П-125 (2 × 5800 кгс). Весной 1969 года Ту-134 был представлен на авиасалоне в Ле-Бурже. Всего в базовой версии Ту-134 было выпущено 78 единиц, включая 2 опытных (1963) и 9 предсерийных (1964 — 1965), 30 из них были поставлены на экспорт в ГДР и Польшу. Самолёты оснащались двигателями Д-30 I серии (2 × 6300 кгс). Для уменьшения длины пробега устанавливался тормозной парашют.

Ту-134А — первая серийная модификация. Самолёт выпускался с 1970 года до 1980 года. На Ту-134А установили более совершённые двигатели Д-30 второй серии с уменьшенным расходом топлива и реверсом тяги, благодаря чему тормозной парашют стал не нужен, а в хвостовой части фюзеляжа, где размещался парашют, была установлена вспомогательная силовая установка (ВСУ) ТА-8. Кроме этого, фюзеляж Ту-134А стал длиннее на 2,1 м, число пассажирских кресел возросло до 76. Часть Ту-134А была выпущена с радиолокатором «Гроза-134», вследствие чего рабочее место штурмана было перенесено в пилотскую кабину и находилось в проходе. Эти самолёты приобрели вид, характерный для Ту-134Б.

Ту-134А-2 — модификация с переделанным стеклянным «носом».

Ту-134А-3 — вторая серия, с усовершенствованными турбореактивными двигателями Соловьёва Д-30 третьей серии.

Ту-134А-3М — VIP-модификация. Всего было построено 6 таких самолётов (бортовые номера: 65721, 65723, 65724, 65917, 65928, 65930). Переделаны из Ту-134СХ.

Ту-134АК — самолёт с салоном 1 класса на 24 места и салоном «люкс» на 13 пассажиров. Отличался наличием второй двери для пассажиров со встроенным трапом. Часть самолётов оборудовалась средствами спецсвязи. Выпускался, в основном, для ВВС и правительственных перевозок.

Ту-134А «салон» — аналог Ту-134АК с одной дверью.

Ту-134Б — модернизированный Ту-134А. Данная модификация выпускалась с 1980 по 1984 год. В Ту-134Б снижена масса пустого самолёта, добавлены большие задние аварийные выходы, экипаж сократился до 3 человек, разработана новая компоновка салона, грузового отсека и подсобных помещений, пассажировместимость увеличилась до 80 мест. Серийное производство началось в марте 1980 года. Вместо остеклённой носовой кабины штурмана установлена радиолокационная система «Гроза-134». Управление силовой установкой, триммером руля высоты и навигационной системой перенесено на центральный пульт. В отличие от Ту-134А с «радарным носом» было установлено 2 экрана локатора на боковых пультах вместо одного посередине. Некоторые модели Б имеют увеличенный запас топлива.

Ту-134Б-3 — модернизированная версия с двигателями Соловьёва Д-30 третьей серии.

Ту-134БВ — специальная модификация для отработки и контроля системы автоматической посадки «Вымпел», создаваемой для космического челнока «Буран».

Ту-134Б «салон» — самолёт повышенной комфортности на базе Ту-134Б. Отличался наличием второй двери для пассажиров в хвостовой части. Изготовлено 7 самолётов. Ещё несколько самолётов переоборудовано из пассажирских Ту-134Б, при этом вторая дверь отсутствовала.

Ту-134ЛК — модификация, представляющая собой летающую лабораторию для отработки космических программ и тренировки космонавтов.

Ту-134М — проект модернизированного Ту-134Б. На самолёт предполагалось установить двигатели Д-436Т1-134 и новое оборудование. Разработан в 1993 году.

Ту-134С — проект грузового самолёта на базе Ту-134А.

Ту-134СХ — самолёт для сельскохозяйственных нужд.

Ту-134УБЛ — самолет-тренажёр для обучения экипажей лётчиков морской и стратегической авиации. Самолёт оборудован удлиненной носовой частью фюзеляжа, схожей с бомбардировщиками Ту-22М и Ту-160.

Ту-134УБК — самолет-тренажёр для обучения экипажей Ту-22М морской авиации. В 1982 году ОКБ при АРЗ № 20 ВМФ СССР в г. Пушкин разработало на базе «УБЛа» Ту-134УБК. От Ту-134УБЛ его отличает дополнительное рабочее место штурмана в центроплане, оборудованное навигационным комплексом НК-45 (установлен на Ту-22М3) и двумя бомбодержателями МБД-3-У6-68Ш в нижней части фюзеляжа. В отличие от Ту-134УБЛ оснащался контейнером И-098 — имитатором крылатой ракеты Х-22М для отработки захвата цели. Максимальная боевая нагрузка составляет 8 ОФАБ-100-120. Переделан из Ту-134УБЛ в единственном экземпляре в 1983 году. После распада СССР достался Украине.

Ту-134УБКМ — конвертация Ту-134УБЛ для подготовки экипажей Ту-22М авиации ВМФ России. В 1996 году на АРЗ № 20 в городе Пушкин был переделан первый Ту-134УБЛ. В 1999 году было переделано ещё несколько «УБЛов».

Ту-134УБЛ-Ш — самолет-тренажёр для обучения штурманов морской и стратегической авиации. От Ту-134УБЛ его отличает дополнительное рабочее место штурмана в центроплане, оборудованное навигационным комплексом НК-45 (применяется на Ту-22М3) и двумя многозамковыми балочными держателями МБД3-У6-68ш в нижней части фюзеляжа, что позволяет выполнять практическое бомбометание и тактический пуск ракет с использованием комплекса НК-45. Максимальная боевая нагрузка — 8 шт. ОФАБ-100-120

Ту-134Ш — самолёт для тренировок штурманов дальней и фронтовой бомбардировочной авиации. В пассажирском салоне оборудовано 12 рабочих мест. В носовой части установлена радиолокационная система «Рубин-1» или «Инициатива». Выпускался в вариантах Ту-134Ш-1 (для группового обучения пилотированию и бомбометанию применительно к самолётам Ту-22 и Ту-22М) и Ту-134Ш-2 (для подготовки штурманов фронтовой авиации).

Ту-134Ш-СЛ — Летающая лаборатория для испытаний радиоэлектронного оборудования.

Показать дешевые авиабилеты

Дальность полета: 2,100 км

Вместимость: 76 пассажиров

Схема салона: 2+2

Длина самолета: 37,1 м

Диаметр фюзеляжа: 2,9 м

Размах крыла: 29 м

Максимальная скорость: 880 км/ч или 0,82 M

Максимальная высота полета: 12,100 м или FL400

Код ICAO: T134

Календарь низких цен на авиабилеты:

Аэроревю Сайт посвящен обзору самолетов. ТУ-134


Ли-2 (ПС-84)


В 1935 году в США фирмой «Дуглас» был разработан пассажирский самолет DC-3. Машина оказалась необычайно удачной. Она отличалась хорошими пилотажными качествами, высоким, по тому времени, уровнем комфорта, совершенным комплексом связного и пилотажно-навигационного оборудования.


Р-3 (АНТ-3)


Р-3 стал первым советским цельнометаллическим самолетом. Р-3 представлял собой одностоечный полутораплан с гофрированной обшивкой и с двигателем М-5 . Испытания Р-3 начались в 1925 году, а с1927 года его стали выпускать серийно.


Р-1


Самолет Р-1 (разведчик первый) был одним из первых самолетов отечественной постройки. Чертежи для этого самолета были переделаны с чертежей английского самолета-разведчика DH-9. Этот работой руководил Н.Н.Поликарпов.

Пассажирский самолет. Самолет Ту-134 предназначен для эксплуатации на линиях средней протяженности. На самолете установлены два турбореактивных двигателя, имеющие реверс тяги. Вспомогательная силовая установка обеспечивает запуск двигателей, электропитание и работу системы кондиционирования. Создан в ОКБ им. А.Н.Туполева. Год выпуска 1963.

Летно-технические характеристики

Экипаж 3 чел.
Скорость
крейсерская
850 км/ч
Дальность полета 1890 км.
Потребная длина
ВПП для взлета
2400 м.
Потребная длина
ВПП для посадки
2200 м.
Максимальный
взлетный вес
47000 кг.
Максимальный
посадочный вес
43000 кг.
Вес снаряженного
самолета
29050 кг.
Допустимая коммерческая
загрузка
8200 кг.
Допустимый
диапазон центровок при
взлете, в полете, на
посадке: передней (шасси
выпущенно)
21 %САХ
Допустимый
диапазон центровок при
взлете, в полете, на
посадке: задней (шасси
убранно)
38 %САХ

Силовая установка

Силовая установка состоит из 2 турбореактивных двухконтурных двигателей с реверсом тяги (Д-30 второй серии). Взлетная тяга одного двигателя состовляет 6800 кгс, расход топлива состовляет 2,8 т/час. Пуск двигателя автономный.

Ту-134 Красти

Самолет Ту-134 строился в различных модификациях: пассажирский, спецназ, летающие лаборатории. По состоянию на 2018 год в эксплуатации оставалось несколько десятков Ту-134, основным эксплуатантом являлись Вооруженные силы России.

Всего с 1963 по 1978 год было выпущено 852 самолета в различных модификациях — ТУ134, ТУ134А, ТУ134Б, ТУ134 УБЛ, ТУ134Ш, из них около 100 эксплуатировались за пределами Советского Союза, в том числе бывшей авиакомпанией ГДР «Интерфлюг». Появились варианты с уменьшенным экипажем, увеличенной пассажировместимостью, улучшенными экономическими показателями и т.д. Кроме того, на базе самолета ТУ134 была спроектирована летающая лаборатория для отработки новых образцов самолетов и космической техники. По состоянию на 1 января 2006 г. в государственном реестре гражданской авиации Российской Федерации числилось 223 самолета Ту-134, из них 162 машины находились в эксплуатации.

  • Ту-134А (4 варианта на 76, 80, 86 и 96 пассажиров)
  • Ту-134Б
  • Ту-134Б1
  • Ту-134БУ
  • Ту-134А-Ше-1
  • Ту-134А-Ше-2
  • Ту-134Д
  • Ту-134УБЛ
  • Ту-134УБК
  • Ту-134СЛ
  • Ту-134С
  • Ту-134М

На Ту-134А впервые в СССР были установлены общепринятые в то время в мировой авиации для ближнемагистральных авиалайнеров системы: двигатели с реверсом тяги, сокращавшим пробег при посадке, вспомогательная силовая установка, обеспечивавшая вентиляцию в кабине перед взлетом и после посадки (с выключенными двигателями)), и централизованная заправка топливом, что значительно ускорило обслуживание самолетов на земле. Однако некоторые недостатки остались: узкий фюзеляж, отсутствие бортовых аппарелей (они были только на «салонных» версиях), неудачное размещение экипажа, отсутствие воздушных тормозов и тому подобное. Модель серийно производилась в Харькове с 19с 70 по 1980 год.

А в 1980-84 годах начали строить самый совершенный вариант самолета — Ту-134Б, имевший более мощные двигатели (Д-30 серии III, тягой 6930 кг) и бравший на борт до 80 пассажиров. в обычном классе и до 96 «туристов». Его коммерческая нагрузка увеличилась до 9 тонн. Положение штурмана в носовой части было окончательно ликвидировано, а экипаж сокращен до трех человек. Удалось значительно улучшить топливную экономичность.

Также были созданы варианты Ту-134А-3 (двигатели Д-30 серии III заменены на ремзаводах), Ту-134 (грузовой с увеличенными дверями), сельскохозяйственный Ту-134SX для экологического контроля, Ту-134 «Салон» (для перевозки госчиновников) и ряд опытных машин.

Легендарный Туполев Ту-134, переоборудованный в самолет бизнес-класса, предлагает такой же уровень комфорта и роскоши, как и его западные аналоги. Для полетов по России и странам СНГ в непревзойденной VIP-атмосфере Ту-134 — лучший выбор. Авиакомпания «Коминтеравиа», имевшая в своем парке несколько самолетов Ту-134А, первой обратилась в ОАО «Туполев» в 1995 году для модернизации салонов этих самолетов. Эта работа была выполнена в кратчайшие сроки специалистами ОКБ и Московского опытного завода, входящего в состав ОАО «Туполев», и предприятие получило два Ту-134А с новым современным салоном. Затем последовала модификация еще нескольких Ту-134 до машин VIP-класса, свои заказы разместили и другие авиаперевозчики. По заявкам заказчиков было спроектировано и поставлено им 30 самолетов Ту-134 с усовершенствованным салоном и оборудованием.

Было выпущено несколько военных модификаций самолета Ту-134Ш для обучения и подготовки штурманов Ту-134УБЛ и Ту-134УБК для обучения и подготовки экипажей стратегических ракетоносцев, а также Ту-134АК (для наведения войск, с мощными средствами радиосвязи). также производится серийно.

Ту-134УБЛ — (по кодификации НАТО — «Крусти-Б»), учебно-тренировочный самолёт, разработанный при содействии ОКБ Туполева в начале 1980-х годов. Принят на вооружение в 1982р, с целью приближения подготовки летчиков дальней и морской авиации к реальным условиям, который по оснащению, пилотажным качествам и даже внешнему виду напоминал бомбардировщик Ту-22М. Уникальный самолет Ту-134УБЛ, он же «Черная жемчужина», вернулся в воздух 27 Марта 2019после ремонта, и обратный полет попал на впечатляющие кадры. На видео показан Ту-134УБЛ, который в НАТО называют Crusty-B, во время системных испытаний, руления, взлета и начала первого часового полета после выхода из ремонтной мастерской. Он был разработан на базе пассажирского самолета Ту-134 в начале 1990-х годов для подготовки пилотов и штурманов стратегических ядерных бомбардировщиков Ту-160 и Ту-22М3.

В общей сложности 109 самолетов [другие источники сообщают о 90 таких самолетах] были произведены между 1981 и 1984. Самолету дали заостренный нос, как у бомбардировщиков, и окрасили в черный цвет, что и стало причиной прозвища. Удлиненная носовая часть Black Pearl используется для размещения радара и другого оборудования, а также 12 посадочных мест для стажеров. Предназначен для обучения летного состава пилотированию приборов в простых и сложных метеоусловиях, навигации самолета, заходам на посадку в режиссерском и автоматическом режимах. Также его можно использовать для перевозки войск, техники, почты, эвакуации раненых и больных, выполнения специальных задач.

Последний серийный Ту-134УБЛ был переоборудован в вариант Ту-134УБ-К для подготовки штурманов и операторов морской авиации. Ту-134УБК поступил в 1984 году в 33-й Центр боевого применения в Николаеве, но этот самолет остался в единственном экземпляре. В 90-е годы несколько серийных Ту-134УБЛ были переоборудованы для авиации флота в Ту-134УБК-М.

НОВОСТИ ПИСЬМО

Присоединяйтесь к списку рассылки GlobalSecurity.org

Введите свой адрес электронной почты

Ту-134 Красти

Российские авиакомпании прекратили регулярные пассажирские рейсы Ту-134. Однако самолет до сих пор эксплуатируется для перевозки грузов и в качестве бизнес-джета. 20 мая 2019 года советский узкофюзеляжный авиалайнер Ту-134 совершил последний регулярный пассажирский рейс в России. АЛРОСА стала последней авиакомпанией в стране, которая в последние годы эксплуатировала два таких реактивных авиалайнера на пассажирских маршрутах в Сибири. Сирия, Судан и Северная Корея остались единственными эксплуатантами Ту-134, выполняющими регулярные пассажирские рейсы по всему миру. В 2002 году авиалайнер был запрещен к международным перевозкам. Согласно новым стандартам шума ИКАО, Ту-134 был признан слишком шумным.

Ту-134 — ближнемагистральный пассажирский лайнер, первый полет которого состоялся в 1963 году. Ту-134 появился на свет благодаря первому секретарю ЦК КПСС Никите Хрущеву. Во время поездки во Францию ​​его заинтересовал самолет «Каравелла», имевший по сравнению с советскими лайнерами низкий уровень шума в салоне. Вернувшись на родину, Хрущев встретился с Туполевым и поделился своими наблюдениями. Пассажирский лайнер Ту-134 оказался одним из самых успешных проектов пассажирского авиастроения. Он оставил свой след в истории как самый массовый самолет, выполнявший подавляющее большинство пассажирских ближнемагистральных перевозок.

Салон оборудован большими круглыми иллюминаторами и 3 туалетами. Стулья расставлены по схеме 2+2. Ту-134 может взять на борт от 80 до 96 пассажиров и перевезти их на расстояние до 2100 км.

Построено 854 самолета, Ту-134 был одним из самых массовых авиалайнеров в СССР. Широко экспортировался в страны Варшавского договора. Первоначальная конструкция Ту-134 была очень похожа на Ту-124 и какое-то время обозначалась как Ту-124А. Он был разработан и впервые построен для замены регионального самолета Ту-124. А первый взлет новый самолет совершил в 1963 под названием Ту-124А. В 1965 году самолет был переименован в Ту-134, а через год на Харьковском авиационном заводе было начато его серийное производство. Туполев решил изменить конфигурацию самолета, чтобы он имел двигатели, установленные в задней части фюзеляжа, и Т-образное хвостовое оперение, что привело к новому обозначению. Этот самолет был разработан на основе предыдущих моделей Ту-104 и Ту-124, наиболее важным отличием были два реактивных двигателя, установленных в задней части самолета, и Т-образное хвостовое оперение.

Ту-134 стал первым советским авиалайнером, получившим сертификат Международной организации гражданской авиации (ИКАО), что позволило использовать его на международных линиях. В течение многих лет Туполев Ту-134 был стандартным ближнемагистральным реактивным авиалайнером в Советском Союзе и Восточной Европе. Ту-134 стал первым советским пассажирским авиалайнером, сертифицированным по западным стандартам летной годности. Самолет Ту-134 вошел в историю гражданской авиации России как самый массовый самолет. Ближнемагистральный реактивный самолет ТУ134 стал одним из самых успешных проектов пассажирского авиастроения. Самолет доказал свою надежность, пригодность для любых условий эксплуатации и долгий путь безаварийной эксплуатации с Аэрофлотом и многими другими авиалайнерами в России и зарубежных странах. Ту-134 может долететь практически до любого аэропорта России и стран СНГ.

С момента ввода в эксплуатацию он использовался Аэрофлотом практически на всех коммерческих направлениях Восточной и Западной Европы, кроме Мадрида и Лиссабона. Ту-134, пилотируемый экипажем А. С. Гаврилова, совершил первый международный рейс из Москвы, аэропорт Шереметьево, в Стокгольм 12 сентября 1967 г.

Этот самолет эксплуатировался на внутренних авиалиниях России, в странах СНГ, в Северной Африке, на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии. ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» использует этот самолет в основном для полетов в Санкт-Петербург, Волгоград, Пермь, Киев, Калининград, Астрахань, Минводы, Челябинск, Уфу, Днепропетровск, Ригу, Самару, Сочи, Архангельск, Нарьян- Мар, Омск, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Краснодар, Тюмень, Казань, Минск, Симферополь. Такая огромная популярность и широкое промышленное использование этого самолета были обусловлены его простотой в эксплуатации, легкостью пилотирования и достаточным комфортом для пассажиров. Восточногерманская авиакомпания «Интерфлюг» (1968), а позже «ЛОТ» (Польские авиалинии) стали первыми иностранными авиакомпаниями, приобретшими Ту-134. С принятием главы 3 Приложения 16 ИКАО, ужесточившей требования к самолету по шуму и другим эмиссиям, дверь в Европу для Ту-134 закрылась.

Первый серийный Ту-134 с двигателями Д-30 поднялся в небо в 1966 году. В сентябре 1967 года был выполнен первый полет с пассажирами на борту по маршруту Москва-Адлер. С этого времени началось активное использование этой выдающейся крылатой машины. По уровню шума и вибрации в пассажирском салоне Ту-134 долгие годы оставался самым комфортным лайнером. Как и большинство российских самолетов того времени, Ту-134 не мог конкурировать с западными образцами из-за малоэффективных двигателей. По состоянию на 2005 год несколько сотен самолетов Ту-134 все еще находились в эксплуатации в России и за рубежом. Эта модель до сих пор в небольшом количестве используется несколькими восточноевропейскими и российскими авиакомпаниями, но и там дни этого самолета подходят к концу. Туполев занимается модернизацией самолета, продлением срока службы, оснащением современным бортовым оборудованием и авионикой. Модернизация VIP-класса очень популярна.

За всю историю существования Аэрофлота парк компании насчитывает более 600 самолетов Ту-134. Средний пассажиропоток на самолетах Ту-134 от общего количества всех пассажиров, обслуженных Аэрофлотом, составил 7-9%. За период с 1995 по 2007 год самолеты Ту-134 доставили в пункты назначения чартерными и регулярными рейсами более 6,3 млн пассажиров, почти 18 тыс. тонн грузов. По некоторым оценкам, за весь период эксплуатации эти самолеты перевезли более 10 миллионов пассажиров и более 30 тысяч тонн почты и грузов.

Ту-134 всегда хвалили за надежность и выдающиеся технические характеристики. В отличие от многих современных самолетов, он может безопасно взлетать и садиться при сильном боковом ветре до 20 м/с и встречном ветре до 30 м/с. Техническое обслуживание самолетов Ту-134 и обеспечение их соответствия нормам безопасности полетов, а также регулярное техническое обслуживание осуществляются УВД АТК Аэрофлота. И за все время эксплуатации эти самолеты подвергались постоянной модернизации, в том числе увеличению летного ресурса, установке нового бортового оборудования и авионики.