Содержание
Ту-134 — пассажирский самолет
Andrzej Rejter | Airliners.net
Ту-134 — советский двухдвигательный реактивный самолет, способный взять на борт до 76 пассажиров и перевезти их на расстояние до 2,100 км. Выпускался с 1966 по 1989 год.
Первый полет Ту-134 совершил 29 июля 1963 года. Коммерческая эксплуатация самолета началась в 1966 году в авиакомпании Аэрофлот.
Ту-134 был разработан в начале 1960-х по указу Первого секретаря ЦК КПСС, Никиты Сергеевича Хрущева, который после визита во Францию и полета там на SE210 Caravelle, потребовал от КБ Туполева начать работу над похожим самолётом. Стоит отметить, что отличительной особенностью французского самолёта Sud SE-210 Caravelle («Каравелла») было необычное расположение двигателей – по бокам хвостовой части фюзеляжа на пилонах. Главу Советского Союза впечатлил низкий уровень шума и вибраций в салоне, поскольку в аналогичном советском первом реактивном самолёте Ту-104 двигатели находились в крыле у фюзеляжа и вибрация от них ощущалась в салоне сильнее, чем от двигателей на отдельных пилонах «в хвосте» «Каравеллы».
Кроме этого, «Каравелла» была более совершенной с точки зрения оборудования, комфорта и экономичности.
К слову, в это время ОКБ Туполева дорабатывало ближнемагистральный Ту-124, похожий на уменьшенный Ту-104. Это был один из первых в мире пассажирских самолётов, оснащённых турбореактивными двухконтурными двигателями. Первый полёт Ту-124 совершил в марте 1960 года (эксплуатироваться начал с 1962-го). Постановление Совета министров СССР № 846-341, поручавшее ОКБ-156 создать новый БМС по типу Каравеллы, вышло 1 августа того же года. Чтобы упростить задачу, ОКБ решило создавать новый самолёт на базе Ту-124. Таким образом, Ту-124 как бы устарел, ещё не выйдя в производство.
Новый самолёт получил рабочее обозначение Ту-124А. Фюзеляж с застеклённой штурманской кабиной почти целиком взяли от Ту-124. Двигатели разместили как на «Каравелле», но хвостовое оперение сделали Т-образным, а не крестообразным.
Лётные и сертификационные испытания начались летом 1963 года. В 1965 году самолёту было присвоено обозначение Ту-134.
В это же время было прекращено производство Ту-124. Серийный выпуск начался в 1966 году. Ту-134 выпускался на Харьковском авиационном производственном объединении в течение 18 лет (с 1966 по 1984 год).
Самолёт был разработан для ближнемагистральных линий со слабым пассажиропотоком. Изначально предполагалось разместить в самолёте 56 мест для пассажиров (50 в двухклассной компоновке). Но от первого класса на тех самолётах, что предназначались для внутрисоюзных линий, вскоре решено было отказаться. За счёт этого число мест удалось довести до 72.
В 1965 году было изготовлено 9 предсерийных самолётов для лётных испытаний. На этих самолётах отсутствовал реверс, из-за чего пробег после посадки был очень велик. На всех серийных самолётах Ту-134 с двигателями Д-30 I-й серии (без реверсивного устройства) в качестве дополнительного аэродинамического тормоза были предусмотрены тормозные парашюты, но на практике для торможения хватало подфюзеляжного щитка, доставшегося в наследство от Ту-124.
Тормозные парашюты использовались при выполнении посадки на короткие ИВПП, при посадках с перелётом или при пониженном коэффициенте сцепления в плохих погодных условиях. Роль подфюзеляжного щитка в создании подъёмной силы была ничтожна, а лобовое сопротивление возрастало существенно. Двигатели Д-30 II-й серии с реверсом стали устанавливать лишь в 1970 году на самолёты Ту-134А.
Первые серийные самолёты были переданы «Аэрофлоту» в 1966 году. В сентябре 1967 года на Ту-134 был совершён первый коммерческий рейс Москва — Адлер. Однако почти три года Ту-134 использовались лишь на международных линиях и только летом 1969 года начали обслуживать внутрисоюзные линии Москва — Ленинград и Москва — Киев. Самолёт активно экспортировался: в 1968 году первые машины были проданы восточногерманской авиакомпании «Interflug», а чуть позже — польской «LOT».
В 1970 году была разработана модификация Ту-134А. Фюзеляж самолёта был удлинён с 35 до 37,1 м, стали устанавливаться двигатели Д-30 II-й серии, оснащённые реверсивным устройством, число мест увеличилось с 72 до 76, взлётная масса увеличилась с 45 до 47,6 тонн.
В результате максимальная дальность полёта (перегоночная дальность) сократилась с 3,100 до 2,770 км, а дальность полёта с максимальной коммерческой нагрузкой (пассажиры + багаж) — до 2,100 км. На самолётах, предназначенных для экспорта, отказались от штурмана и установили РЛС.
К началу 1972 года большая часть Ту-134 использовалась на международных линиях, тогда как регулярных рейсов внутри СССР было всего 12: из Москвы в Баку, Ереван, Киев, Кишинёв, Краснодар, Ленинград, Омск, Ригу и Сочи. Однако 18 мая 1972 под Харьковом разбился Ан-10; в катастрофе погибло 122 человека, и полёты самолётов этого типа были немедленно прекращены. В 1973 году из-за выявленных ошибок в конструкции от эксплуатации Ан-10 отказались вообще, и тогда во многих аэропортах СССР началась срочное переоборудование ВПП под приём Ту-134. Бо́льшая часть самолётов Ту-134 Шереметьевского и все Ту-134 Внуковского авиаотрядов стали обслуживать региональные линии, а вместо них поставлялись только что начавший перевозить пассажиров Ту-154 и дальнемагистральный Ил-62.
В 1980 году начался выпуск самолёта Ту-134Б. На этой модификации от штурмана отказались окончательно. Кроме того, пассажировместимость была увеличена до 80 мест, взлётная масса доведена до 49 тонн. Начались также разработки варианта Ту-134Д с увеличенной тягой двигателей (8,400 кгс), однако работы по самолёту были прекращены.
До 2019 года пассажирские Ту-134 были постепенно выведены из эксплуатации в России, поскольку устарели морально и физически: последним выпущенным экземплярам более четверти века.
Некоторые Ту-134 установлены в качестве памятников. Чаще всего их можно встретить в аэропортах (например, в Воронеже, Кишинёве, Махачкале, Минске, Могилёве, Ульяновске, Полтаве, Риге и т. д.), а также иногда и в городе (был в прошлом в Муроме). Так, в Москве первый прототип Ту-134 (Ту-124А), опытный экземпляр с бортовым номером СССР-45075, был установлен сначала на ВДНХ, а затем на территории СПТУ № 164 при АНТК имени А. Н. Туполева в районе ул. Молостовых в Новогирееве.
Этот самолёт-памятник был снесён и распилен в начале апреля 2013 года.
Фото: Alexander Beltyukov | Airliners.net
21 мая 2019 года, последний пассажирский рейс борта Ту-134Б-3 (бортовой номер RA-65693, 1980 года выпуска) был выполнен авиакомпанией «Алроса» по маршруту Иркутск — Мирный, после чего самолет отправился в Новосибирский музей авиации и космонавтики. Сегодня вы можете его увидеть среди экспозиции советских самолетов напротив аэропорта Толмачево (Новосибирск).
На сегодняшний день, эксплуатацию самолётов Ту-134 продолжает только Министерство обороны РФ.
Ту-134 выпускался с 1966 по 1989 год. Всего было построено 854 самолета.
Модификации Ту-134
Ту-134 — базовая модификация с застеклённым «носом». Данная модификация выпускалась с 1966 по 1970 год. Самолёты первой серии могли взять на борт от 64 до 72 пассажиров. Первые Ту-134 были оснащены двумя двигателями Д-20П-125 (2 × 5800 кгс). Весной 1969 года Ту-134 был представлен на авиасалоне в Ле-Бурже.
Всего в базовой версии Ту-134 было выпущено 78 единиц, включая 2 опытных (1963) и 9 предсерийных (1964 — 1965), 30 из них были поставлены на экспорт в ГДР и Польшу. Самолёты оснащались двигателями Д-30 I серии (2 × 6300 кгс). Для уменьшения длины пробега устанавливался тормозной парашют.
Ту-134А — первая серийная модификация. Самолёт выпускался с 1970 года до 1980 года. На Ту-134А установили более совершённые двигатели Д-30 второй серии с уменьшенным расходом топлива и реверсом тяги, благодаря чему тормозной парашют стал не нужен, а в хвостовой части фюзеляжа, где размещался парашют, была установлена вспомогательная силовая установка (ВСУ) ТА-8. Кроме этого, фюзеляж Ту-134А стал длиннее на 2,1 м, число пассажирских кресел возросло до 76. Часть Ту-134А была выпущена с радиолокатором «Гроза-134», вследствие чего рабочее место штурмана было перенесено в пилотскую кабину и находилось в проходе. Эти самолёты приобрели вид, характерный для Ту-134Б.
Ту-134А-2 — модификация с переделанным стеклянным «носом».
Ту-134А-3 — вторая серия, с усовершенствованными турбореактивными двигателями Соловьёва Д-30 третьей серии.
Ту-134А-3М — VIP-модификация. Всего было построено 6 таких самолётов (бортовые номера: 65721, 65723, 65724, 65917, 65928, 65930). Переделаны из Ту-134СХ.
Ту-134АК — самолёт с салоном 1 класса на 24 места и салоном «люкс» на 13 пассажиров. Отличался наличием второй двери для пассажиров со встроенным трапом. Часть самолётов оборудовалась средствами спецсвязи. Выпускался, в основном, для ВВС и правительственных перевозок.
Ту-134А «салон» — аналог Ту-134АК с одной дверью.
Ту-134Б — модернизированный Ту-134А. Данная модификация выпускалась с 1980 по 1984 год. В Ту-134Б снижена масса пустого самолёта, добавлены большие задние аварийные выходы, экипаж сократился до 3 человек, разработана новая компоновка салона, грузового отсека и подсобных помещений, пассажировместимость увеличилась до 80 мест.
Серийное производство началось в марте 1980 года. Вместо остеклённой носовой кабины штурмана установлена радиолокационная система «Гроза-134». Управление силовой установкой, триммером руля высоты и навигационной системой перенесено на центральный пульт. В отличие от Ту-134А с «радарным носом» было установлено 2 экрана локатора на боковых пультах вместо одного посередине. Некоторые модели Б имеют увеличенный запас топлива.
Ту-134Б-3 — модернизированная версия с двигателями Соловьёва Д-30 третьей серии.
Ту-134БВ — специальная модификация для отработки и контроля системы автоматической посадки «Вымпел», создаваемой для космического челнока «Буран».
Ту-134Б «салон» — самолёт повышенной комфортности на базе Ту-134Б. Отличался наличием второй двери для пассажиров в хвостовой части. Изготовлено 7 самолётов. Ещё несколько самолётов переоборудовано из пассажирских Ту-134Б, при этом вторая дверь отсутствовала.
Ту-134ЛК — модификация, представляющая собой летающую лабораторию для отработки космических программ и тренировки космонавтов.
Ту-134М — проект модернизированного Ту-134Б. На самолёт предполагалось установить двигатели Д-436Т1-134 и новое оборудование. Разработан в 1993 году.
Ту-134С — проект грузового самолёта на базе Ту-134А.
Ту-134СХ — самолёт для сельскохозяйственных нужд.
Ту-134УБЛ — самолет-тренажёр для обучения экипажей лётчиков морской и стратегической авиации. Самолёт оборудован удлиненной носовой частью фюзеляжа, схожей с бомбардировщиками Ту-22М и Ту-160.
Ту-134УБК — самолет-тренажёр для обучения экипажей Ту-22М морской авиации. В 1982 году ОКБ при АРЗ № 20 ВМФ СССР в г. Пушкин разработало на базе «УБЛа» Ту-134УБК. От Ту-134УБЛ его отличает дополнительное рабочее место штурмана в центроплане, оборудованное навигационным комплексом НК-45 (установлен на Ту-22М3) и двумя бомбодержателями МБД-3-У6-68Ш в нижней части фюзеляжа. В отличие от Ту-134УБЛ оснащался контейнером И-098 — имитатором крылатой ракеты Х-22М для отработки захвата цели.
Максимальная боевая нагрузка составляет 8 ОФАБ-100-120. Переделан из Ту-134УБЛ в единственном экземпляре в 1983 году. После распада СССР достался Украине.
Ту-134УБКМ — конвертация Ту-134УБЛ для подготовки экипажей Ту-22М авиации ВМФ России. В 1996 году на АРЗ № 20 в городе Пушкин был переделан первый Ту-134УБЛ. В 1999 году было переделано ещё несколько «УБЛов».
Ту-134УБЛ-Ш — самолет-тренажёр для обучения штурманов морской и стратегической авиации. От Ту-134УБЛ его отличает дополнительное рабочее место штурмана в центроплане, оборудованное навигационным комплексом НК-45 (применяется на Ту-22М3) и двумя многозамковыми балочными держателями МБД3-У6-68ш в нижней части фюзеляжа, что позволяет выполнять практическое бомбометание и тактический пуск ракет с использованием комплекса НК-45. Максимальная боевая нагрузка — 8 шт. ОФАБ-100-120
Ту-134Ш — самолёт для тренировок штурманов дальней и фронтовой бомбардировочной авиации. В пассажирском салоне оборудовано 12 рабочих мест.
В носовой части установлена радиолокационная система «Рубин-1» или «Инициатива». Выпускался в вариантах Ту-134Ш-1 (для группового обучения пилотированию и бомбометанию применительно к самолётам Ту-22 и Ту-22М) и Ту-134Ш-2 (для подготовки штурманов фронтовой авиации).
Ту-134Ш-СЛ — Летающая лаборатория для испытаний радиоэлектронного оборудования.
Показать дешевые авиабилеты
Дальность полета: 2,100 км
Вместимость: 76 пассажиров
Схема салона: 2+2
Длина самолета: 37,1 м
Диаметр фюзеляжа: 2,9 м
Размах крыла: 29 м
Максимальная скорость: 880 км/ч или 0,82 M
Максимальная высота полета: 12,100 м или FL400
Код ICAO: T134
Календарь низких цен на авиабилеты:
Аэроревю Сайт посвящен обзору самолетов. ТУ-134
Ли-2 (ПС-84)
В 1935 году в США фирмой «Дуглас» был разработан пассажирский самолет DC-3.
Машина оказалась необычайно удачной. Она отличалась хорошими пилотажными качествами, высоким, по тому времени, уровнем комфорта, совершенным комплексом связного и пилотажно-навигационного оборудования.
Р-3 (АНТ-3)
Р-3 стал первым советским цельнометаллическим самолетом. Р-3 представлял собой одностоечный полутораплан с гофрированной обшивкой и с двигателем М-5 . Испытания Р-3 начались в 1925 году, а с1927 года его стали выпускать серийно.
Р-1
Самолет Р-1 (разведчик первый) был одним из первых самолетов отечественной постройки. Чертежи для этого самолета были переделаны с чертежей английского самолета-разведчика DH-9. Этот работой руководил Н.Н.Поликарпов.
Пассажирский самолет. Самолет Ту-134 предназначен для эксплуатации на линиях средней протяженности. На самолете установлены два турбореактивных двигателя, имеющие реверс тяги.
Вспомогательная силовая установка обеспечивает запуск двигателей, электропитание и работу системы кондиционирования. Создан в ОКБ им. А.Н.Туполева. Год выпуска 1963.
Летно-технические характеристики
| Экипаж | 3 чел. |
| Скорость крейсерская | 850 км/ч |
| Дальность полета | 1890 км. |
| Потребная длина ВПП для взлета | 2400 м. |
| Потребная длина ВПП для посадки | 2200 м. |
| Максимальный взлетный вес | 47000 кг.![]() |
| Максимальный посадочный вес | 43000 кг. |
| Вес снаряженного самолета | 29050 кг. |
| Допустимая коммерческая загрузка | 8200 кг. |
| Допустимый диапазон центровок при взлете, в полете, на посадке: передней (шасси выпущенно) | 21 %САХ |
| Допустимый диапазон центровок при взлете, в полете, на посадке: задней (шасси убранно) | 38 %САХ |
Силовая установка
Силовая установка состоит из 2 турбореактивных двухконтурных двигателей с реверсом тяги (Д-30 второй серии).
Взлетная тяга одного двигателя состовляет 6800 кгс, расход топлива состовляет 2,8 т/час. Пуск двигателя автономный.
Ту-134 Красти
Самолет Ту-134 строился в различных модификациях: пассажирский, спецназ, летающие лаборатории. По состоянию на 2018 год в эксплуатации оставалось несколько десятков Ту-134, основным эксплуатантом являлись Вооруженные силы России.
Всего с 1963 по 1978 год было выпущено 852 самолета в различных модификациях — ТУ134, ТУ134А, ТУ134Б, ТУ134 УБЛ, ТУ134Ш, из них около 100 эксплуатировались за пределами Советского Союза, в том числе бывшей авиакомпанией ГДР «Интерфлюг». Появились варианты с уменьшенным экипажем, увеличенной пассажировместимостью, улучшенными экономическими показателями и т.д. Кроме того, на базе самолета ТУ134 была спроектирована летающая лаборатория для отработки новых образцов самолетов и космической техники. По состоянию на 1 января 2006 г. в государственном реестре гражданской авиации Российской Федерации числилось 223 самолета Ту-134, из них 162 машины находились в эксплуатации.![]()
- Ту-134А (4 варианта на 76, 80, 86 и 96 пассажиров)
- Ту-134Б
- Ту-134Б1
- Ту-134БУ
- Ту-134А-Ше-1
- Ту-134А-Ше-2
- Ту-134Д
- Ту-134УБЛ
- Ту-134УБК
- Ту-134СЛ
- Ту-134С
- Ту-134М
На Ту-134А впервые в СССР были установлены общепринятые в то время в мировой авиации для ближнемагистральных авиалайнеров системы: двигатели с реверсом тяги, сокращавшим пробег при посадке, вспомогательная силовая установка, обеспечивавшая вентиляцию в кабине перед взлетом и после посадки (с выключенными двигателями)), и централизованная заправка топливом, что значительно ускорило обслуживание самолетов на земле. Однако некоторые недостатки остались: узкий фюзеляж, отсутствие бортовых аппарелей (они были только на «салонных» версиях), неудачное размещение экипажа, отсутствие воздушных тормозов и тому подобное. Модель серийно производилась в Харькове с 19с 70 по 1980 год.
А в 1980-84 годах начали строить самый совершенный вариант самолета — Ту-134Б, имевший более мощные двигатели (Д-30 серии III, тягой 6930 кг) и бравший на борт до 80 пассажиров. в обычном классе и до 96 «туристов». Его коммерческая нагрузка увеличилась до 9 тонн. Положение штурмана в носовой части было окончательно ликвидировано, а экипаж сокращен до трех человек. Удалось значительно улучшить топливную экономичность.
Также были созданы варианты Ту-134А-3 (двигатели Д-30 серии III заменены на ремзаводах), Ту-134 (грузовой с увеличенными дверями), сельскохозяйственный Ту-134SX для экологического контроля, Ту-134 «Салон» (для перевозки госчиновников) и ряд опытных машин.
Легендарный Туполев Ту-134, переоборудованный в самолет бизнес-класса, предлагает такой же уровень комфорта и роскоши, как и его западные аналоги. Для полетов по России и странам СНГ в непревзойденной VIP-атмосфере Ту-134 — лучший выбор. Авиакомпания «Коминтеравиа», имевшая в своем парке несколько самолетов Ту-134А, первой обратилась в ОАО «Туполев» в 1995 году для модернизации салонов этих самолетов.
Эта работа была выполнена в кратчайшие сроки специалистами ОКБ и Московского опытного завода, входящего в состав ОАО «Туполев», и предприятие получило два Ту-134А с новым современным салоном. Затем последовала модификация еще нескольких Ту-134 до машин VIP-класса, свои заказы разместили и другие авиаперевозчики. По заявкам заказчиков было спроектировано и поставлено им 30 самолетов Ту-134 с усовершенствованным салоном и оборудованием.
Было выпущено несколько военных модификаций самолета Ту-134Ш для обучения и подготовки штурманов Ту-134УБЛ и Ту-134УБК для обучения и подготовки экипажей стратегических ракетоносцев, а также Ту-134АК (для наведения войск, с мощными средствами радиосвязи). также производится серийно.
Ту-134УБЛ — (по кодификации НАТО — «Крусти-Б»), учебно-тренировочный самолёт, разработанный при содействии ОКБ Туполева в начале 1980-х годов. Принят на вооружение в 1982р, с целью приближения подготовки летчиков дальней и морской авиации к реальным условиям, который по оснащению, пилотажным качествам и даже внешнему виду напоминал бомбардировщик Ту-22М.
Уникальный самолет Ту-134УБЛ, он же «Черная жемчужина», вернулся в воздух 27 Марта 2019после ремонта, и обратный полет попал на впечатляющие кадры. На видео показан Ту-134УБЛ, который в НАТО называют Crusty-B, во время системных испытаний, руления, взлета и начала первого часового полета после выхода из ремонтной мастерской. Он был разработан на базе пассажирского самолета Ту-134 в начале 1990-х годов для подготовки пилотов и штурманов стратегических ядерных бомбардировщиков Ту-160 и Ту-22М3.
В общей сложности 109 самолетов [другие источники сообщают о 90 таких самолетах] были произведены между 1981 и 1984. Самолету дали заостренный нос, как у бомбардировщиков, и окрасили в черный цвет, что и стало причиной прозвища. Удлиненная носовая часть Black Pearl используется для размещения радара и другого оборудования, а также 12 посадочных мест для стажеров. Предназначен для обучения летного состава пилотированию приборов в простых и сложных метеоусловиях, навигации самолета, заходам на посадку в режиссерском и автоматическом режимах.
Также его можно использовать для перевозки войск, техники, почты, эвакуации раненых и больных, выполнения специальных задач.
Последний серийный Ту-134УБЛ был переоборудован в вариант Ту-134УБ-К для подготовки штурманов и операторов морской авиации. Ту-134УБК поступил в 1984 году в 33-й Центр боевого применения в Николаеве, но этот самолет остался в единственном экземпляре. В 90-е годы несколько серийных Ту-134УБЛ были переоборудованы для авиации флота в Ту-134УБК-М.
НОВОСТИ ПИСЬМО |
| Присоединяйтесь к списку рассылки GlobalSecurity.org |
Введите свой адрес электронной почты |
Ту-134 Красти
Российские авиакомпании прекратили регулярные пассажирские рейсы Ту-134. Однако самолет до сих пор эксплуатируется для перевозки грузов и в качестве бизнес-джета. 20 мая 2019 года советский узкофюзеляжный авиалайнер Ту-134 совершил последний регулярный пассажирский рейс в России.
АЛРОСА стала последней авиакомпанией в стране, которая в последние годы эксплуатировала два таких реактивных авиалайнера на пассажирских маршрутах в Сибири. Сирия, Судан и Северная Корея остались единственными эксплуатантами Ту-134, выполняющими регулярные пассажирские рейсы по всему миру. В 2002 году авиалайнер был запрещен к международным перевозкам. Согласно новым стандартам шума ИКАО, Ту-134 был признан слишком шумным.
Ту-134 — ближнемагистральный пассажирский лайнер, первый полет которого состоялся в 1963 году. Ту-134 появился на свет благодаря первому секретарю ЦК КПСС Никите Хрущеву. Во время поездки во Францию его заинтересовал самолет «Каравелла», имевший по сравнению с советскими лайнерами низкий уровень шума в салоне. Вернувшись на родину, Хрущев встретился с Туполевым и поделился своими наблюдениями. Пассажирский лайнер Ту-134 оказался одним из самых успешных проектов пассажирского авиастроения. Он оставил свой след в истории как самый массовый самолет, выполнявший подавляющее большинство пассажирских ближнемагистральных перевозок.
Салон оборудован большими круглыми иллюминаторами и 3 туалетами. Стулья расставлены по схеме 2+2. Ту-134 может взять на борт от 80 до 96 пассажиров и перевезти их на расстояние до 2100 км.
Построено 854 самолета, Ту-134 был одним из самых массовых авиалайнеров в СССР. Широко экспортировался в страны Варшавского договора. Первоначальная конструкция Ту-134 была очень похожа на Ту-124 и какое-то время обозначалась как Ту-124А. Он был разработан и впервые построен для замены регионального самолета Ту-124. А первый взлет новый самолет совершил в 1963 под названием Ту-124А. В 1965 году самолет был переименован в Ту-134, а через год на Харьковском авиационном заводе было начато его серийное производство. Туполев решил изменить конфигурацию самолета, чтобы он имел двигатели, установленные в задней части фюзеляжа, и Т-образное хвостовое оперение, что привело к новому обозначению. Этот самолет был разработан на основе предыдущих моделей Ту-104 и Ту-124, наиболее важным отличием были два реактивных двигателя, установленных в задней части самолета, и Т-образное хвостовое оперение.
Ту-134 стал первым советским авиалайнером, получившим сертификат Международной организации гражданской авиации (ИКАО), что позволило использовать его на международных линиях. В течение многих лет Туполев Ту-134 был стандартным ближнемагистральным реактивным авиалайнером в Советском Союзе и Восточной Европе. Ту-134 стал первым советским пассажирским авиалайнером, сертифицированным по западным стандартам летной годности. Самолет Ту-134 вошел в историю гражданской авиации России как самый массовый самолет. Ближнемагистральный реактивный самолет ТУ134 стал одним из самых успешных проектов пассажирского авиастроения. Самолет доказал свою надежность, пригодность для любых условий эксплуатации и долгий путь безаварийной эксплуатации с Аэрофлотом и многими другими авиалайнерами в России и зарубежных странах. Ту-134 может долететь практически до любого аэропорта России и стран СНГ.
С момента ввода в эксплуатацию он использовался Аэрофлотом практически на всех коммерческих направлениях Восточной и Западной Европы, кроме Мадрида и Лиссабона.
Ту-134, пилотируемый экипажем А. С. Гаврилова, совершил первый международный рейс из Москвы, аэропорт Шереметьево, в Стокгольм 12 сентября 1967 г.
Этот самолет эксплуатировался на внутренних авиалиниях России, в странах СНГ, в Северной Африке, на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии. ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» использует этот самолет в основном для полетов в Санкт-Петербург, Волгоград, Пермь, Киев, Калининград, Астрахань, Минводы, Челябинск, Уфу, Днепропетровск, Ригу, Самару, Сочи, Архангельск, Нарьян- Мар, Омск, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Краснодар, Тюмень, Казань, Минск, Симферополь. Такая огромная популярность и широкое промышленное использование этого самолета были обусловлены его простотой в эксплуатации, легкостью пилотирования и достаточным комфортом для пассажиров. Восточногерманская авиакомпания «Интерфлюг» (1968), а позже «ЛОТ» (Польские авиалинии) стали первыми иностранными авиакомпаниями, приобретшими Ту-134. С принятием главы 3 Приложения 16 ИКАО, ужесточившей требования к самолету по шуму и другим эмиссиям, дверь в Европу для Ту-134 закрылась.
Первый серийный Ту-134 с двигателями Д-30 поднялся в небо в 1966 году. В сентябре 1967 года был выполнен первый полет с пассажирами на борту по маршруту Москва-Адлер. С этого времени началось активное использование этой выдающейся крылатой машины. По уровню шума и вибрации в пассажирском салоне Ту-134 долгие годы оставался самым комфортным лайнером. Как и большинство российских самолетов того времени, Ту-134 не мог конкурировать с западными образцами из-за малоэффективных двигателей. По состоянию на 2005 год несколько сотен самолетов Ту-134 все еще находились в эксплуатации в России и за рубежом. Эта модель до сих пор в небольшом количестве используется несколькими восточноевропейскими и российскими авиакомпаниями, но и там дни этого самолета подходят к концу. Туполев занимается модернизацией самолета, продлением срока службы, оснащением современным бортовым оборудованием и авионикой. Модернизация VIP-класса очень популярна.
За всю историю существования Аэрофлота парк компании насчитывает более 600 самолетов Ту-134.
Средний пассажиропоток на самолетах Ту-134 от общего количества всех пассажиров, обслуженных Аэрофлотом, составил 7-9%. За период с 1995 по 2007 год самолеты Ту-134 доставили в пункты назначения чартерными и регулярными рейсами более 6,3 млн пассажиров, почти 18 тыс. тонн грузов. По некоторым оценкам, за весь период эксплуатации эти самолеты перевезли более 10 миллионов пассажиров и более 30 тысяч тонн почты и грузов.
Ту-134 всегда хвалили за надежность и выдающиеся технические характеристики. В отличие от многих современных самолетов, он может безопасно взлетать и садиться при сильном боковом ветре до 20 м/с и встречном ветре до 30 м/с. Техническое обслуживание самолетов Ту-134 и обеспечение их соответствия нормам безопасности полетов, а также регулярное техническое обслуживание осуществляются УВД АТК Аэрофлота. И за все время эксплуатации эти самолеты подвергались постоянной модернизации, в том числе увеличению летного ресурса, установке нового бортового оборудования и авионики.
