На «Южмаше» допустили попадание копии двигателя ракеты к КНДР — РБК

В КБ «Южмаш» не стали исключать, что северокорейцам, «может быть», удалось сделать копии ракетного двигателя их производства, которые, по данным New York Times, могли быть использованы в ракетной программе КНДР

Продукция «Южмаша»

(Фото: Михаил Маркив / PhotoXpress)

Генеральный конструктор КБ «Южное» Александр Дегтярев допустил, что ракетные двигатели, произведенные в КБ, могли быть скопированы для нужд КНДР. Об этом он заявил изданию «Страна.ua».

Дегтярев выразил уверенность, что «никто из сотрудников» «Южмаша» не помогал создавать двигатель ракеты для КНДР. «А двигатели наши высоко ценятся и используются во всем мире. Поэтому я не знаю, может быть, где-то какие-то копии и удалось сделать», — сказал он изданию.

Генконструктор вспомнил, что в 2012 году двух граждан КНДР приговорили к восьми годам за шпионаж в «Южном». По его словам, утечки ценной информации тогда не произошло. Он также отметил, что лично с задержанными не общался.

Статью The New York Times Дегтярев назвал «выдумкой кого-то, кто желает напомнить о себе, показать результат своей работы и выпятить свое имя».

adv.rbc.ru

Ранее газета The New York Times со ссылкой на источники в американских спецслужбах написала, что КНДР смогла провести испытания межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) после того, как приобрела на черном рынке мощные ракетные двигатели, «скорее всего» произведенные на Украине в КБ «Южмаш». Об этом также говорилось в материале Международного института стратегических исследований (IISS).

adv.rbc.ru

По данным издания, в КНДР могли попасть двигатели РД-250, использовавшиеся в советских ракетных комплексах Р-36. В IISS проанализировали видео пусков северокорейских ракет, а также фотографии, на которых лидер страны Ким Чен Ын запечатлен вместе с ракетами, и пришли к такому же заключению.

По данным NYT, о том, что КНДР заполучила слишком сложную технологию, чтобы разработать ее самостоятельно, говорят в частных беседах американские разведчики. В разведке США считают, написала газета, что Пхеньян на протяжении десятилетий прибегал к услугам черного рынка ракетных технологий.

Впоследствии издание «Страна.ua» со ссылкой на источник написало, что шпионы из Северной Кореи ранее пытались заполучить документацию к разработке баллистической ракеты «Сатана».

«Но я не исключаю, что интересующая их документация вполне могла позже оказаться в КНДР. В КНДР нет таких огромных денег на собственные разработки, потому им гораздо дешевле было найти подход к украинской стороне, естественно неофициальный», — рассказывал собеседник издания.

РБК обнаружил публикацию украинской газеты «Сегодня» от 20 июля 2015 года. В ней рассказывалось о задержании двух граждан КНДР, которые под видом туристов искали контактов с сотрудниками «Южмаша». Они предлагали по $1 тыс. за диссертации о технологиях топливных процессов. Обоих задержала СБУ, а суд приговорил каждого к восьми годам заключения.

В материале от 2012 года газеты «Сегодня» рассказывается о двух северокорейцах, которые пытались завербовать сотрудника «Южмаша», чтобы получить «секретные данные, касающиеся оборудования ракетно-космической техники».

«Южмаш» выступал с заявлением, в котором опроверг информацию о поставках в КНДР деталей ракет. «Южмаш» «никогда ранее не имел и не имеет сейчас никакого отношения к северокорейским ракетным программам космического или оборонного характера», — заявили в КБ.

«Южмаш» допустил попадание копии двигателя в КНДР

Ракетные двигатели, использованные для северокорейских баллистических ракет, могли быть скопированы с украинских оригиналов. Об этом заявил генеральный конструктор КБ «Южмаш» Александр Дегтярев. Ранее в СМИ появилась информация, что КНДР могла нелегально закупить двигатели на черном рынке.

Генконструктор «Южмаша» Александр Дегтярев заявил украинскому изданию «Страна.ua», что двигатели ракет могли быть скопированы из-за широкого использования и популярности.

«Я уверен, что никто из наших сотрудников не задействован в помощи по созданию двигателя ракеты в КНДР. А двигатели наши высоко ценятся и используются во всем мире. Поэтому я не знаю, может быть, где-то какие-то копии и удалось сделать», — заявил генеральный конструктор.

У «Южмаша» уже был опыт взаимодействия с северокорейскими товарищами. Глава КБ вспомнил, что в 2012 году двух граждан КНДР задержали и приговорили к восьми годам тюремного заключения за промышленный шпионаж. Однако лично он «с этими людьми не общался» и утечки ценной информации пять лет назад не произошло. Также он прокомментировал статью The New York Times, с которой и начался ажиотаж вокруг ракетных двигателей.

«Это выдумка кого-то, кто желает напомнить о себе, показать результат своей работы и выпятить свое имя», — заявил Дегтярев.

На сайте корпорации «Южмаш» в понедельник, 14 августа, появилось сообщение о том, что за время независимости Украины предприятие не произвело ни одной боевой ракеты.

close

Высший руководитель КНДР Ким Чен Ын во время осмотра стратегической баллистической ракеты дальнего радиуса действия «Хвасон-12» («Марс-12»). Фотография опубликована агентством ЦТАК 15 мая 2017 года Одновременный запуск баллистических ракет под наблюдением лидера КНДР Ким Чен Ына. Фотографии опубликованы 7 марта 2017 года Показ запуска ракеты КНДР в новостном сюжете южнокорейского ТВ на железнодорожной станции в Сеуле, Южная Корея, 21 мая 2017 года Запуск северокорейской баллистической ракеты «Хвасон-14». Фотография опубликована агентством ЦТАК 29 июля 2017 года Высший руководитель КНДР Ким Чен Ын во время запуска баллистической ракеты «Хвасон-14». Фотография опубликована агентством ЦТАК 5 июля 2017 года

Полную галерею можно посмореть
в отдельном репортаже

Смотреть фото

«Южмаш» никогда «ранее не имел и не имеет сейчас» никакого отношения к северокорейским ракетным программам космического или оборонного характера. «Ракеты и ракетные комплексы военного назначения в годы независимости «Южмашем» не выпускались и не выпускаются», — говорится в сообщении.

Лидер партии «Батькивщина» Юлия Тимошенко считает, что если информация о поставках украинского оружия в Северную Корею подтвердится, то Украину «ждут санкции». В этом случае Украина останется без помощи со стороны «цивилизованного мира», заявила накануне Тимошенко. Экс-премьер Украины полагает, что если информация газеты The New York Times подтвердится, то Незалежную ожидают «санкции и катастрофа». По ее мнению, в произошедшем виноваты «непрофессионализм и преступность» украинского лидера Петра Порошенко и главы Верховной рады Владимира Гройсмана.

«Это — катастрофа для нашей страны. Эта власть уничтожает Украину!» — написала в своем фейсбуке Тимошенко.

Ранее секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Александр Турчинов назвал публикацию сведений о возможных поставках украинских ракетных двигателей в КНДР «провокацией по содержанию». По его мнению, эта информация не имеет под собой «никаких оснований».

«Украина всегда придерживается всех взятых на себя международных обязательств, поэтому предприятия украинского оборонного и авиакосмического комплекса не поставляли оружие и военные технологии в Северную Корею», — заявил Турчинов.

Он также добавил, что Украина считает правящий режим КНДР «тоталитарным, опасным и непредсказуемым». При этом глава СНБО Украины не преминул обвинить в распространении информации о поставках двигателей «Южмаша» в Северную Корею сотрудников российских спецслужб, которые «нагнетают ситуацию».

Ранее газета The New York Times опубликовала материал, в котором утверждается, что КНДР могла приобрести на черном рынке ракетные двигатели, произведенные на украинском «Южмаше». В качестве источника называются аналитические оценки разведслужб Соединенных Штатов Америки и исследование Майкла Эллемана, эксперта Международного института стратегических исследований.

«Вероятно, эти двигатели были поставлены из Украины — возможно, незаконно. Большой вопрос, сколько [двигателей] у них есть и помогают ли им теперь украинцы. Я очень обеспокоен», — заявил Эллеман.

Согласно исследованию Эллемана, новые ракеты «основаны на такой сложной технологии, на которую КНДР не могла бы переключиться самостоятельно так быстро». По данным эксперта, новый ракетный двигатель Северная Корея впервые могла использовать в сентябре 2016 года.

В начале августа представители армии КНДР заявили, что «сейчас тщательно изучается оперативный план» нанесения удара по районам, расположенным вокруг Гуама, с помощью баллистической ракеты средней дальности Hwasong-12.

Во время «холодной войны» «Южмаш», расположенный в Днепропетровске, производил двигатели для самых мощных ракет в советском арсенале, в том числе для стратегических ракет Р-36М «Сатана».

Также украинские ракетостроители добавляют, что на экспорт предприятие поставляет только двигатель РД-843, который предназначен для запуска и работы в условиях открытого космоса. Единственным направлением поставок называется Италия.

Украинский ракетный завод в центре скандала с утечкой технологий на окраине этого сурового промышленного города.

Мало что входит и выходит (кроме репортерской записной книжки) одного из самых легендарных и печально известных ракетных комплексов в мире.

Доступ к редкому посетителю, не говоря уже о сотрудниках, КБ «Южное» и машиностроительного завода «Южмаш» на территорию разрешается только после тщательной проверки со стороны как минимум двух органов госбезопасности. Даже в этом случае вход остается на усмотрение вооруженных солдат, которые охраняют серые металлические ворота объекта.

Это тот тип навязчивой безопасности, который вызывает вопросы о том, как это, из всех мест, считается источником утечки технологий ракетных двигателей одному из самых печально известных режимов в мире.

Тем не менее, когда люди во всем мире с ужасом и восхищением наблюдали за тем, как Северная Корея недавно провела ракетные испытания, которые вызвали призрак ядерной войны, этот комплекс, расположенный в 450 км к юго-востоку от украинской столицы, Киева, оказался в центре крупного геополитического конфликта. скандал.

Когда каждое испытание, на удивление, казалось лучше предыдущего, эксперты недоумевали, как программа баллистических ракет Пхеньяна продвинулась так далеко и так быстро. Затем разразилась бомба: на первой полосе The New York Times был опубликован отчет, в котором обвиняли этот украинский комплекс.

Ссылаясь на исследование базирующегося в Лондоне Международного института стратегических исследований (IISS), а также на секретные оценки американских спецслужб, Times пишет, что Северная Корея «вероятно» приобрела высокоэффективный жидкостный ракетный двигатель РД-250. ракетные двигатели на черном рынке не кого иного, как Южмаша, где они производились десятилетиями, пока их производство не было прекращено в 2001 г.

Это достойное насмешек предложение для многих из 16 представителей и ученых «Южного» и «Южмаша», с которыми Радио Свобода разговаривало во время визита на комплекс в начале этого месяца.

«Это шутка!» — говорит Владимир Ткаченко, заместитель генерального директора Южмаша. Он говорит, что громко рассмеялся, когда увидел репортажи, «потому что на самом деле это безумие, это смешно».

Получить доступ к заводу «Южмаш» непросто.

Быстрое начало постсоветского спада

Южмаш, открытый как автомобилестроительный завод в 1944 году, был преобразован в советский сверхсекретный ракетостроительный завод в 1951 году. В 1954 году в стенах завода открылось конструкторское бюро «Южное» для сотрудничества с Южмашем. Компании переманили сотни талантливых физиков, инженеров и машиностроителей со всего Советского Союза в тогда еще закрытый город.

В последующие десятилетия они добились больших успехов, разрабатывая и производя ракеты для межконтинентальных баллистических ракет (МБР) Советского Союза и космических программ. Среди них были массивная ракета СС-18, возможно, более известная под своим натовским названием, ракета «Сатана», а также ракеты-носители «Циклон-2» и «Циклон-3». Питание тех и других было 19Двигатель РД-250 60-х годов и его более поздние модификации.

Эффективность завода побудила советского лидера Никиту Хрущева в 1960 году похвалиться тем, что он производит ракеты «как сосиски».

Но после двух ударов окончания холодной войны и распада Советского Союза наступил крутой спад.

«В советское время мы, конечно, пользовались большим спросом из-за нашего большого опыта… и государственных контрактов из-за холодной войны», — говорит Станислав Юс, 80-летний главный конструктор «Южного» и архитектор многих самые опасные ракеты Советского Союза, сообщает RFE/RL.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Когда свобода встретила «сатану»

Производство упало с 85 процентов в 1986 году до катастрофических 30 процентов к 1992 году, согласно отчету Washington Post того времени.

После провозглашения независимости Украины в 1991 году появилась надежда, что компания быстро перейдет на потребительский рынок, говорит Юс, потому что «нам удалось сделать ракеты дешевле, чем в США, и с отличными техническими характеристиками».

Например, «Южное» пыталось перепрофилировать ракеты СС-18 для космических полетов, набивая их «мирными полезными нагрузками», говорит Александр Мащенко, первый заместитель генерального конструктора, генеральный директор «Южного» по организационно-техническому обеспечению.

«К сожалению, мы так и не начали серийное производство. Просто не было спроса», — жалуется Мащенко в кабинете, стены которого украшают чертежи ракет «Южного».

По словам Александра Мащенко, Южмашу было трудно адаптироваться после распада Советского Союза.

Завод значительно сократил общую численность персонала, насчитывающую 50 000 человек. (Южмаш, в котором в конце советских времен работало 40 000 человек, сегодня насчитывает около 7 000 сотрудников, а в «Южном», где в конце 19 века работало около 10 000 человек).

Аннексия Крыма и война

Лучший.

Он тащился, когда в марте 2014 года Россия аннексировала Крым и разожгла сепаратистский конфликт на востоке Украины. Агрессия России на Украине привела к тому, что почти все связи между двумя странами были разорваны, а то, что Мащенко описывает как некогда «крепкое» партнерство, было «отброшено на второй план».

Генеральный директор Южмаша Сергей Войт сообщил рабочим в январе, что годовая выручка упала на четверть по сравнению с 2014 годом, сообщает Reuters .

При этом одни рабочие дни были сокращены с пяти до трех и менее, а другим не платили месяцами, подтверждает главный инженер Южмаша, первый заместитель генерального директора Владимир Соколов.

Отчет Северной Кореи

Затем появился отчет IISS по Северной Корее. Американский автор Майкл Эллеман, который в августе рассказал Азаттыку, что два десятилетия назад руководил демонтажем ракет советской эпохи в России и Украине, заявил, что северокорейцы, вероятно, модифицировали двухкамерный двигатель РД-250. для создания однокамерных версий.

Его выводы были основаны главным образом на северокорейских фотографиях ракетных двигателей, которые прошли наземные испытания в сентябре и марте и летные испытания ракеты средней дальности «Хвасон-12» и межконтинентальной баллистической ракеты «Хвасон-14», предназначенной для достижения на материковой части США в мае и июле соответственно.

В рамках своего анализа Эллеман предположил, что сотрудники «Южного» и «Южмаша» могли быть заинтересованы в том, чтобы продать ракетные технологии Пхеньяну, потому что завод, расположенный всего в 150 километрах от полей сражений на востоке Украины и прозрачной границы страны с Россией, «попавших в тяжелые времена» в последние годы.

Elleman писал, что «почти наверняка сотни, если не больше» запасных двигателей РД-250 хранятся на Днепровском комплексе, а возможно, и на складах в России. В отчете New York Times об этом упоминалось, но подчеркивалось, что вероятным производителем двигателей был Южмаш.

Эллеман поддержал свой вывод, сославшись на то, что в Украине действовали два северокорейских шпиона.

Шесть лет назад эти двое пытались украсть секреты ракет украинского комплекса. Служба безопасности Украины поймала шпионов с поличным, когда они фотографировали фальшивые документы о конструкции ракетного двигателя в ходе спецоперации, организованной после того, как сотрудник «Южного», которого они пытались подкупить, уведомил власти.

Шпионы, 56-летний Ри Тхэ Гиль и его партнер, 46-летний Рю Сон Чхоль, в настоящее время содержатся в тюрьме в центральной Житомирской области и должны быть освобождены в сентябре 2018 года, согласно отдельному Новому Отчет Йорк Таймс .

Украина указала на арест и осуждение шпионов как на доказательство того, что она способна охранять свои ракетные секреты.

«Это не имеет смысла»

Представители Южмаша и Южного говорят, что есть много причин, по которым Северная Корея не сможет получить физические технологии ракетных двигателей с их завода.

Соратник генерального директора Южмаша Ткаченко говорит, что на территории завода просто не хранятся «сотни» двигателей РД-250, как утверждал Эллеман. Он добавляет, что накапливать их было бы «глупо».

«С экономической точки зрения нет смысла… делать дополнительные двигатели и хранить их. Это экономически нецелесообразно», — говорит Ткаченко.

Соколов, главный инженер и первый заместитель генерального директора Южмаша, просто говорит, что «количество двигателей прямо соотносится с количеством заказанных двигателей».

3 октября в главном ангаре для сборки ракет Южмаша, известном как Цех 97, и в его огромном испытательном стенде ракет РСЕ/РС не видел двигателей РД-250, и их не было видно в нескольких других зданиях, которые видел этот репортер. . Радио Свободная Европа/Радио Свобода не смогла войти во все десятки зданий, составляющих комплекс.

Было замечено лишь несколько других двигателей. В их число входили готовый РД-170, занимающий массивный сборочный цех, а также секции ракет-носителей для ракет «Антарес», «Зенит» и ракет «Циклон-3 и -4», некоторые с целыми двигателями.

Всего до 2001 года здесь было изготовлено 233 двигателя РД-250, но только для использования в ракетах, поставляемых в Россию, сообщил журналистам исполняющий обязанности главы космического агентства Украины Юрий Радченко на пресс-конференции в августе.

Если это не сломано, зачем чинить?

Даже если бы Пхеньян каким-то образом приобрел двигатели РД-250, северокорейским инженерам было бы крайне сложно переделать двухкамерный двигатель в однокамерный, считает заместитель генерального директора Южмаша, директор по производству Олег Лебедев.

Проведя четкую вертикальную линию через двухкамерный двигатель, набросанный им в блокноте, чтобы подчеркнуть предстоящую точку, Лебедев со злостью в голосе спрашивает риторически: «Какой смысл брать уникальный двигатель, который не потерпел неудач и так резко изменил его?»

Владимир Соколов (слева) и Олег Лебедев говорят, что отчет о Корее не нанес ущерба бизнесу Южмаша.

Независимые эксперты, с которыми впоследствии разговаривал Радио Свобода, сказали, что это верная точка зрения; РД-250 и его модификации имеют блестящие результаты. Многие говорили, что гораздо более вероятно, что северокорейцы были вдохновлены конструкциями двигателей советской эпохи и сумели создать свои собственные аналогичные двигатели на основе общедоступных изображений и документации РД-250, включая российский патент на его конструкцию. широко доступен с 1980-е годы.

«Концепция и конфигурация [двигателя РД-250] настолько общедоступны, что любой мог бы уловить все важные детали (кроме чертежей производителей) просто из патентов, музеев и фотографий (возможно, сделав несколько измерения с помощью линейки в музее)», — написал Джордж Герберт, независимый ракетно-ядерный аналитик, в комментарии Радио Свобода.

Тем не менее, даже с фотографиями или визуальным осмотром «вы действительно хотели бы увидеть чертежи или другие документы», — сказал Джошуа Поллак, вашингтонский редактор журнала «Обзор нераспространения» и старший научный сотрудник Института международных исследований Миддлбери. . «У нас есть лишь отрывочные сведения об этом, но подумайте: когда в 2011 году [северокорейские] шпионы пришли в Южное, чего они хотели?

«Ракетные двигатели — штука капризная. Их нельзя просто собрать по кусочкам», — объяснил Джон Изелла, бывший инженер НАСА, который сейчас работает представителем США в компании «Южное» в Днепре. Он сказал, что у его коллег по отрасли есть поговорка, объясняющая трудный характер ракетостроения: «Неудивительно, когда ракета не работает; удивительно, когда она работает».

Интересно, что в инженерно-конструкторских школах двух днепровских вузов выставлены также два натурных однокамерных макетных двигателя, в чем-то похожих на РД-250. Их фотографии можно было легко получить, но неизвестно, сделала ли это Северная Корея. Во всяком случае, подчеркивали Лебедев и его коллеги, Южмаш никогда их не производил, а экспонаты были всего лишь «макетами».

«Чучело»

Хотя Лебедев признает, что отчет МИСИ стал «пугалом для всех, включая наших сотрудников», он по-прежнему уверен, что деловые партнеры компании в споре на его стороне. «Наши международные коллеги понимают, что наша работа и безопасность надежны».

На самом деле, как говорят в «Южном» и «Южмаше», дела налаживаются.

Соколов говорит, что новые контракты помогают стабилизировать Южмаш. По словам Соколова, в следующем году компания ожидает роста от 1,5 до 3 процентов. Между тем, по словам Мащенко, за последний год «Южное» приняло на работу 500 новых сотрудников, в том числе 200-250 человек непосредственно из инженерных вузов Днепра.

Уже в этом году состоялись два успешных запуска ракеты «Вега» Европейского космического агентства, в состав которой входили детали, разработанные «Южным» и изготовленные «Южмашем».

Компании с нетерпением ждут как минимум еще одного запуска ракеты в этом году. Ракета Antares, разработанная и построенная в сотрудничестве с американским аэрокосмическим производителем Orbital ATK, должна быть запущена до 2018 года для пополнения запасов Международной космической станции.

Гордой космической отрасли Украины грозит уничтожение, но у бывшего главы космонавтики страны есть надежда на будущее

Целью Владимира Усова было открыть космическую отрасль Украины миру. У него еще есть надежда на ее будущее.
(Изображение предоставлено Владимиром Усовом)

Украина имеет мощную космическую отрасль, чья ракета «Зенит» является любимой ракетой Илона Маска. Но потенциал страны может вскоре рухнуть вместе с ее мечтами, поскольку Россия продолжает свою кровавую осаду. Тем не менее, бывший космический босс страны сказал Space.com, что у него все еще есть надежды на будущее, и он считает, что неудачница Украина может помочь занять место России в международном сотрудничестве.

Украинское космическое агентство, в котором работает 16 000 человек, почти соответствует размеру НАСА. Агентство, унаследованное от советской эпохи, контролирует 20 государственных корпораций, сосредоточенных в том, что Владимир Усов, его бывший председатель, называет космическим кластером Украины, регионом между городами Днепр, Харьков и Киев.

Днепровские предприятия «Южмаш» и «Южное» составляют основу космической отрасли страны, выпуская более 100 ракет-носителей в год. В дополнение к любимый Зенит 9 Маска0144, компании наиболее известны на Западе благодаря разработке и производству первых ступеней ракеты Antares, которая запускает грузовой корабль Northrop Grumman Cygnus на Международную космическую станцию ​​. «Южное» также производит двигатели для европейских ракет «Вега».

Исследовательские и производственные мощности, включая гигантские ангары и сложные испытательные стенды, стоят миллиарды долларов, сказал Усов Space.com. До сих пор российские войска избегали этих объектов, но по мере приближения боев к Днепру ситуация может измениться.

«Я полагаю, что они пока их избегают, потому что хотят завладеть ими и использовать в своих целях», — сказал Усов о русских. «Если мы победим до того, как все будет уничтожено, мы сохраним эти исследовательские и производственные мощности. Но все может измениться в любой день. Два удара по Юзмашу, и он никогда не восстановится».

По теме: Американские пусковые компании присматриваются к российско-украинской ситуации

Усова беспокоит не только угроза невосполнимой технологической потери. На объектах, где также разрабатываются твердотопливные ракетные двигатели нового поколения, хранится огромное количество токсичных химикатов, используемых в ракетных двигателях, которые могут попасть в окружающую среду в случае попадания российских ракет.

«Это будет огромная экологическая катастрофа», сказал Усов. «Это действительно большое предприятие с большой мощностью внутри и большим количеством спецжидкостей и ракетного топлива. Это будет огромная экологическая катастрофа не только для Украины, но и для Европы».

Но, несмотря на неослабевающий натиск российских оккупантов, у Усова, похоже, есть надежда на будущее и вера в то, что Украина и ее космическая отрасль смогут выйти из темного часа не просто живыми, а окрепшими. Технолог говорил с Space.com во вторник (1 марта), на шестой день вторжения. Он только что прибыл в свой родной город Одессу после недели в сильно обстреливаемом Киеве.

«Это были ракетные обстрелы и бомбежки с первого дня 24 февраля», — сказал Усов. «Каждые три часа срабатывала воздушная тревога. Люди жили под землей. Я видел, как дети рождались под землей, что совершенно безумно видеть в 21 веке».

В Одессе, городе на побережье Черного моря с населением 1 млн человек (25% из которых составляют русские), пока все относительно спокойно, сказал Усов. Но даже на этом фронте все может скоро измениться.

«Сейчас мы видим, что Россия атакует в первую очередь Киев и Харьков», — сказал Усов. «Они всегда считали Одессу пророссийским городом номер один в Украине. И теперь они совершенно поражены, увидев, что никто не поддерживает Россию, даже в Одессе».

Украинские космические гиганты Южмаш и Южное хорошо известны своим вкладом в разработку ракеты Antares (Изображение предоставлено NASA Wallops/Allison Stancil)

Когда речь заходит об отношениях Украины с Россией в космической сфере, Усов не стесняется в выражениях . По его мнению, Россия уже много лет подрывает амбиции и интересы Украины.

«Россия всегда хотела, чтобы мы были ее партнером и действовали на ее условиях», — сказал он. «Но когда мы говорим о нашей собственной космической экосистеме, независимой от них, они не могут об этом даже подумать».

Россия, по его словам, использовала свое политическое влияние, чтобы оказать давление на Бразилию, чтобы та отказалась от разработки ракеты-носителя «Циклон-4М», которую две страны совместно строили для предполагаемого бразильским космодромом в Алькантаре. Проект был остановлен в 2015 году, через год после аннексии Россией бывшей украинской территории Крыма.

«Даже после того, как Бразилия потратила на это около 500 миллионов долларов, они закрыли проект из-за напряженности», — сказал Усов. «Это то, что делает Россия».

Несмотря на огромное количество российских войск и количество ударной техники, которая в настоящее время наносит Украине невообразимые разрушения, он все еще надеется, что Украина сможет пережить агрессию и стать более крупным игроком в международном космическом секторе, возможно, даже заполнить пробел оставлена ​​ныне опозорившейся на международном уровне Россией.

Амбиции Усова давно заключались в том, чтобы сместить украинские государственные космические операции в советском стиле в сторону более западной, коммерческой модели, в которой стартапы и новые инновационные компании могли бы процветать рядом с традиционными предприятиями.

Сам Усов стал соучредителем двух стартапов: «Курс-Орбитал», занимающейся обслуживанием спутников на орбите и удалением космического мусора, который основан на системе автоматического сближения и стыковки «Курс», совместно разработанной Россией и Украиной для Международной космической станции, и Orbit Boy, фирма, разрабатывающая систему запуска микроспутников с воздуха, похожую на Virgin Orbit LauncherOne.

«Я хочу открыть Украину миру и показать, что она может быть надежным партнером», — сказал он. «Но нам нужно создать действительно хорошие условия и условия для сотрудничества с Украиной других компаний. До начала войны мы работали над новым законодательством, которое уже подписано и введено в действие Президентом Украины, чтобы дать возможность частным компаниям строить космические технологии в Украине».

Высоко оценивая нынешнее излияние поддержки своей нации, Усов имеет сомнения относительно продолжения сотрудничества Запада с Россией после насильственной аннексии Россией Крымского полуострова в 2014 году. Нежелание космической отрасли подводить итоги партнерства в свете Действия совершенно непостижимы с украинской точки зрения, сказал он.

Истории по теме:

«Здесь, в Украине, мы всегда понимали, что Россия может предложить», — сказал Усов. «Теперь европейские страны и США тоже это понимают. И, на мой взгляд, если вы сотрудничаете с Россией, вы берете на себя ответственность за преступления, за смерть невинных людей. Так что мой посыл всем: оставьте Союз , вперед Зенит. Вы можете разорвать связи с Россией и ввести Украину, и мы будем готовы к выполнению этой задачи».

Похоже, шансы на победу у Украины велики, но она уже удивила весь мир своим неповиновением. Тем не менее, Россия еще не сказала последнего Во вторник (1 марта) спутники зафиксировали приближающуюся к Киеву колонну российских военных автомобилей протяженностью 40 миль (65 км). шли из Киева, Харькова, Херсона и Мариуполя. 

Что ожидает Усова в случае поражения Украины?

«Молодое поколение [специалистов аэрокосмической отрасли] уедет, у них уже много возможностей за границей», — сказал он. «Сообщество космической отрасли в Украине — это три-четыре поколения людей, работающих на таких предприятиях, как Юзмаш. Они выбирают работу там с низкой зарплатой, потому что гордятся тем, что делают в Украине. предприятия, они уйдут. Но старшее поколение знает, что все изменится, они несколько раз видели, как оно резко менялось. Поэтому я думаю, что они будут хранителями предприятия, пока мы не вернем его».

Следите за Терезой Пултаровой в Твиттере @TerezaPultarova . Следуйте за нами в Твиттере @Spacedotcom и на Facebook .

Присоединяйтесь к нашим космическим форумам, чтобы продолжать обсуждать последние миссии, ночное небо и многое другое! А если у вас есть новость, исправление или комментарий, сообщите нам об этом по адресу: community@space.