Особенности двигателей ВАЗ-2111 и ВАЗ-21114 и -21124
Восьмиклапанный двигатель ВАЗ-21114 и шестнадцатиклапанный двигатель ВАЗ-21124 созданы на базе двигателей ВАЗ-2111 и ВАЗ-2112 и отличаются от них прежде всего рабочим объемом, увеличенным до 1,6 л
Прирост рабочего объема достигнут за счет увеличения высоты блока цилиндров на 2,3 мм при тех же размерах шатунно-поршневой группы (высота от оси коленчатого вала до верхней плоскости блока увеличена до 197,0–197,1 мм).
Как и блоки цилиндров двигателей ВАЗ-2111 и ВАЗ-2112, блоки цилиндров двигателей ВАЗ-21114 и ВАЗ-21124 различаются отверстиями с резьбой под винты крепления головки блока: в блоке ВАЗ-21114 выполнены отверстия с резьбой М12 x 1,25 мм, а в блоке ВАЗ-21124 – отверстия с резьбой М10 x 1,25 мм.
Коленчатые валы двигателей ВАЗ-21114 и ВАЗ-21124 одинаковы.
По сравнению с коленчатыми валами двигателей предыдущих моделей они имеют увеличенный на 2,3 мм радиус кривошипа, обеспечивающий ход поршня 75,6 мм.
Остальные параметры коленчатых валов нового образца остались прежними. Отличить их можно по маркировке.
Двигатель ВАЗ-21114 со снятой крышкой и ВАЗ-21124 со снятой крышкой
Моторный отсек автомобиля ВАЗ-21112 с восьмиклапанным двигателем рабочим объемом 1,6 л
Моторный отсек автомобиля ВАЗ-21104 с шестнадцатиклапанным двигателем рабочим объемом 1,6 л
Блок цилиндров нового образца.
Маркировка осталась на прежнем месте (показано стрелкой)
Маркировка коленчатого вала для двигателей ВАЗ-21114 и ВАЗ-21124: на противовесе отлиты цифры «11183» (показаны стрелкой)
Головка блока цилиндров двигателя ВАЗ-21114 отличается увеличенной камерой сгорания (длина 81 мм, ширина 50 мм)
Отличить головку блока цилиндров двигателя ВАЗ-21114 можно по номеру «11183» на приливе (показан стрелкой)
Головка блока цилиндров двигателя ВАЗ-21124 отличается от головки блока цилиндров двигателя ВАЗ-2112 только увеличенной площадью фланцев под впускной трубопровод, поэтому ее можно установить и на двигатель ВАЗ-2112 (но не наоборот)
Поршни двигателя ВАЗ-21114 идентичны поршням двигателя ВАЗ-2111.
На двигатель ВАЗ-21124 устанавливаются поршни с лунками в днище под тарелки клапанов, увеличенными в глубину до 6,5 мм
Лунки практически предотвращают возможность соударения клапанов и поршней при обрыве ремня привода газораспределительного механизма (ГРМ).
В отличие от двигателя ВАЗ-2111 с попарно-параллельным впрыском топлива (за каждый рабочий цикл форсунки открываются дважды) на двигателе ВАЗ-21114 применен фазированный впрыск поэтому на новой модели двигателя применен распределительный вал со специальным штифтом, предназначенным для работы датчика фаз (штифт показан стрелкой)
Распределительные валы шестнадцатиклапанного двигателя остались без изменений.
Шкив распределительного вала двигателя ВАЗ-21114 (справа) отличается от шкива двигателя ВАЗ-2111 (слева) смещенной на два градуса меткой для установки фаз газораспределения
Метки на зубчатых шкивах двигателя ВАЗ-21124 также смещены на два градуса относительно расположения меток на зубчатых шкивах двигателя ВАЗ-2112.
Крышка головки блока цилиндров двигателя ВАЗ-21124 не имеет площадки для крепления модуля зажигания, и в ней выполнены резьбовые отверстия для крепления катушек зажигания.
Также на двигателе ВАЗ-21124 применена новая крышка маслозаливной горловины – пластмассовая, с резьбой и резиновым уплотнительным кольцом.
Крышка головки блока цилиндров двигателя ВАЗ-21124. Стрелками показаны отверстия с резьбой для крепления индивидуальных катушек зажигания для каждого цилиндра
Ресивер двигателя ВАЗ-21114 отличается от ресивера двигателя ВАЗ-2111 формой и выполнен из пластмассы
При этом крепление ресивера к впускной трубе и дроссельного узла к ресиверу аналогичны креплениям ресивера двигателя ВАЗ-2111. Уплотнены соединения резиновыми прокладками.
На двигателе ВАЗ-21124 вместо ресивера и впускного коллектора двигателя ВАЗ-2112 устанавливается неразборный впускной трубопровод, также выполненный из пластмассы.
Остальные размеры деталей, устройство, принципы работы и ремонта двигателей ВАЗ-21114 и ВАЗ-21124 аналогичны двигателям ВАЗ-2111 и ВАЗ-2112 (см. Двигатель ВАЗ-2111 и Двигатель ВАЗ-2112).
Отдельные элементы систем охлаждения, питания, управления двигателем и выпуска отработавших газов двигателей ВАЗ-21114 и ВАЗ-21124 имеют новую конструкцию и не взаимозаменяемы с элементами аналогичных систем двигателей ВАЗ-2111 и ВАЗ-2112.
Устройство двигателя Ваз-2110 — Автолюбители
Написал admin, дата , раздел Устройство Ваз 2110,
Двигатель
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Продольный разрез двигателя мод. 2110
Поперечный разрез двигателя мод. 2110
Поперечный разрез двигателя мод. 2111
Продольный разрез двигателя мод. 2112
Поперечный разрез двигателя мод. 2112
На автомобилях семейства ВАЗ-2110 устанавливают двигатели моделей 2110
Продольный разрез двигателя мод. 2110 , созданные на базе
двигателя мод. 21083. На части автомобилей могут быть установлены двигатели мод.
21083. Все двигатели бензиновые, четырехтактные, четырехцилиндровые, рядные.
Двигатели мод. 2110 – карбюраторные, двигатели мод. 2111 и 2112 – с системой впрыска
топлива.
Блок цилиндров отлит из специального высокопрочного чугуна, что придает конструкции
двигателя жесткость и прочность.
Протоки для охлаждающей жидкости, образующие рубашку охлаждения, сделаны по всей
высоте блока, это улучшает охлаждение поршней и уменьшает деформации блока от
неравномерного перегрева. Рубашка охлаждения открыта в верхней части в сторону
головки блока. В нижней части блока цилиндров расположено пять опор коренных
подшипников коленчатого вала, крышки которых крепятся болтами. В опорах
установлены тонкостенные сталеалюминиевые вкладыши, выполняющие роль
подшипников коленчатого вала. В средней опоре имеются проточки, в которые
вставлены упорные полукольца, удерживающие коленчатый вал от осевых
перемещений. Коленчатый вал отлит из специального высокопрочного чугуна. Коренные
и шатунные шейки вала прошлифованы. Для смазки шатунных вкладышей в коленчатом
валу просверлены масляные клапаны, закрытые заглушками. Для уменьшения вибраций
служат восемь противовесов, расположенных на коленчатом валу.
На переднем конце коленчатого вала установлен масляный насос, зубчатый шкив ремня
привода распределительного вала и шкив привода генератора или демпфера. На заднем
конце коленчатого вала установлен маховик, отлитый из чугуна. На маховик
напрессован стальной зубчатый обод.
Шатуны стальные кованые с крышками на нижних головках. В нижней головке шатуна
установлены тонкостенные вкладыши, в верхнюю – запрессована сталебронзовая
втулка.
Поршни отлиты из алюминиевого сплава. На каждом из них установлены три кольца: два
верхних – компрессионные и нижнее – маслосъемное. На днищах поршней двигателей
мод. 2110 и 2111 выполнены углубление под камеру сгорания и два углубления под
клапаны, у двигателя мод. 2112 днище поршней плоское с четырьмя углублениями под
клапаны. На двигателе мод. 2112 поршни охлаждаются маслом, для этого в опорах
коренных подшипников установлены специальные форсунки. Форсунки представляют
собой трубки, в которых находятся подпружиненные шарики. Во время работы двигателя
шарики открывают отверстия в трубках и струя масла попадает на поршень снизу.
Масляный картер стальной, штампованный, прикреплен к блоку цилиндров снизу
болтами.
Сверху на блок цилиндров установлена головка блока, отлитая из алюминиевого сплава.
В нижней части головки отлиты каналы, по которым циркулирует жидкость,
охлаждающая камеры сгорания. В верхней части головки установлен
распределительный вал (у двигателей мод. 2112 – два распределительных вала: один
для впускных клапанов, второй – для выпускных). У двигателей мод. 2110 и 2111
распределительный вал вращается в опорах, в верхней части головки блока и двух
корпусах подшипников, закрепленных гайками на шпильках, ввернутых в головку блока.
У двигателя мод. 2112 распределительные валы установлены в опорах, выполненных в
верхней части головки блока, и одном общем корпусе подшипников, закрепленном
болтами на головке блока. Распределительные валы отлиты из чугуна. Для уменьшения
износа рабочие поверхности кулачков, поверхности под сальник и эксцентрика привода
топливного насоса термообрабатываются – отбеливаются. Кулачки распределительных
валов через толкатели приводят в действие клапаны. У двигателей 2110 и 2111 в
верхней части толкателей установлены стальные регулировочные шайбы, подбором
этих шайб регулируют зазоры в приводе клапанов. У двигателя мод. 2112 установлены
гидротолкатели клапанов, которые автоматически компенсируют зазоры в приводе
клапанов. Поэтому у этих двигателей в процессе эксплуатации не нужно регулировать
зазоры.
Двигатели мод. 2110 и 2111 имеют по два клапана на цилиндр: один впускной и один
выпускной, у двигателя мод. 2112 четыре клапана – два впускных и два выпускных.
Направляющие втулки и седла клапанов запрессованы в головку блока. Направляющие
втулки, кроме того, имеют стопорные кольца, удерживающие их от выпадания. На
направляющих втулках установлены маслосъемные колпачки, уменьшающие попадание
масла в цилиндры.
У двигателей мод. 2110 и 2111 на каждом клапане установлены две пружины, у
двигателя мод. 2112 – одна. Распределительные валы приводятся в действие
резиновым зубчатым ремнем от коленчатого вала.
Система смазки комбинированная: разбрызгиванием и под давлением. Под давлением
смазываются коренные и шатунные подшипники и опоры распределительных валов.
Система состоит из масляного картера, шестеренчатого масляного насоса с
маслоприемником, полнопоточного масляного фильтра, датчика давления масла и
масляных клапанов.
Система охлаждения двигателя состоит из рубашки охлаждения, радиатора с
электровентилятором, центробежного водяного насоса, термостата и шлангов.
Система питания состоит из воздушного фильтра, топливного бака, топливного насоса,
топливопроводов и карбюратора у двигателя мод. 2110 или топливной рампы с
форсунками и регулятором давления топлива у двигателей мод. 2111 и 2112. Кроме того,
в систему питания двигателей мод. 2111 и 2112 входят датчики, топливный фильтр и
дроссельный патрубок.