Двигатель мотороллера Тулица

 

С 1979 года тульский машиностроительный завод имени Рябицова выпускает мотороллер «Тулица» взамен «Туриста—М». Различия этих моделей были описаны в августовском номере «За рулем» 1979 года. Но просьбе многих владельцев тульских мотороллеров публикуем материал об особенностях нового двигателя и возможности его применения на прежних моделях.

Ныне завод выпускает двигатели Т—200Т для грузового мотороллера «Муравей» и Т—200A для «Тулицы». Их внешние скоростные характеристики, представленные на рисунке, говорят о том, что повышение максимальной мощности у Т—200A не повлекло ухудшения параметров двигателя на малых и средних оборотах. Фактически мощность мотора Т—200A вследствие технологического разброса при изготовлении деталей колеблется в пределах 14 — 16 л. с. Экономические же характеристики двигателей примерно одинаковы.

Мощность нового мотора поднята увеличением степени сжатия (первоначально до 9,3), изменением фаз газораспределения и введением трехканальной продувки цилиндра. В дальнейшем степень сжатия была снижена до 9,0, что повысило термическую надежность двигателя и исключило калильное зажигание, которое иногда наблюдалось при низкокачественном бензине. Большую пользу принесло применение биметаллического цилиндра с третьим продувочным каналом, который наряду с улучшением наполнения цилиндра обеспечил интенсивное охлаждение днища поршня свежей смесью, проходящей через окно в верхней его части. Это позволило даже при очень больших нагрузках практически полностью избавиться от перегрева и опасности заклинивания поршня.

Новую цилиндро-поршневую группу следует устанавливать на двигатель «Туриста» только комплектом, с узлами и деталями, указанными в табл. 1. Несоблюдение этого условия в данном случае либо не позволит собрать двигатель, либо резко ухудшит его работу и может привести к серьезным поломках! Кроме того, из картера надо удалить четыре шпильки М8. крепящие цилиндр, и в отверстиях для них нарезать резьбу М10×1.25 на глубину 20 мм. В случае, когда для крепления цилиндра заводом установлены ступенчатые шпильки (М10×1,25xМ8), последняя операция, естественно, не нужна.

 

Таблица 1. Комплект оригинальных узлов и деталей двигателя Т—200А

Наименование (в скобках — количество)Обозначение
Корпус вентилятора в сборе (1)092 008 010
Воздухоотвод (1)092 008 040
Кожух цилиндра в сборе (1)092 008 060
Головка цилиндра (1)092 010 002
Прокладка цилиндра (1)092 010 012
Цилиндр (1)092 010 090
Поршень (1)092 010 030
Гайка (4)092 010 037
Шпилька (4)092 010 038
Прокладка головки цилиндра (1)092 010 056
Воздухофильтр (1)092 011 090
Шайба 10х3 (4)000 145 437
Шпилька М8 (2)000 170 717
Карбюратор (1)К-36Ф

 

Цилиндро-поршневую группу двигателя Т—200A нельзя устанавливать на грузовые мотороллеры, так как. во-первых, этому помешает конструкция подседельного уз па рамы, а во-вторых, настройка двигателя совершенно не соответствует режимам его работы на грузовой машине и наверняка приведет к серьезной поломке. То же относится и к собранному двигателю Т—200A, купленному в магазине.

После установки цилиндро-поршневой группы от Т—200A на двигатель «Туриста» нельзя допускать его работу на больших оборотах без нагрузки, поскольку прежняя конструкция коленчатого вала с роликовым подшипником нижней головки шатуна особенно чувствительна именно к подобным режимам и может быстро выйти из строя.

Одновременно с переделкой двигателя «Туриста» следует заменить муфту сцепления. Его пятидисковая муфта была рассчитана на небольшой крутящий момент и уже у 12-сильного варианта двигателя наблюдалось пробуксовывание сцепления на высших передачах. Новая шестидисковая муфта не только исключает этот недостаток, но и имеет значительный запас. Устанавливают сцепление так же комплектом, он приведен в табл. 2.

 

Таблица 2. Комплект сцепления двигателя Т—200А

Наименование (в скобках — количество)Обозначение
Барабан сцепления ведомый (1)092 009 007
Барабан сцепления ведущий (1)092 009 010
Диск сцепления опорный (1)092 009 011
Диск сцепления ведомый (1)092 009 012
Палец пружины сцепления (5)092 009 013
Винт регулировки сцепления (1)092 009 017
Пружина сцепления (5)092 009 021
Диск сцепления ведущий (6)092 009 030
Диск нажимной (1)092 009 040
Шайба стопорная (1)083 009 008
Крышка картера левая (1)092 010 020

 

Теперь о некоторых особенностях регулировки и эксплуатации новых узлов На двигателе Т—200A более холодная свеча зажигания А17В. При вполне удовлетворительной работе во всем диапазоне она более требовательна к режимам холостого хода и малых нагрузок. Чтобы электроды не забрызгивало топливом, советуем тщательно отрегулировать систему холостого хода карбюратора в сторону обеднения. Ориентиром может служить появление небольшого «провала» на холодном двигателе при троганье мотороллера. После прогрева двигателя «провал» должен исчезнуть. При отказе свечи достаточно очистить нижнюю ее часть от нагара и прокалить в открытом пламени. По многочисленным данным испытаний, при аккуратном выполнении этих операций свечи А17В способны служить до 20 тысяч километров. Чтобы повысить надежность их работы, следует применять моторные масла с меньшем количеством различных присадок — АС 8 (Ю), ДС-8 (10), М8В (10). Масла группы «Г» (предназначенные для автомобилей ВАЗ) допускаются «Инструкцией по эксплуатации мотороллера» только потому, что широко в настоящее время распространены. Они чаще вызывают отказы свечей из-за образования нагара на электродах.

Чтобы исключить повышенный износ деталей цилиндро-поршневой группы, надо помнить о своевременном обслуживании масляного воздухоочистителя. Капроновую путанку в его корпусе следует равномерно распределять по всему объему, включая углы. Масло в поддоне должно быть достаточно чистым, без твердого осадка на дне и в положенном количестве.

Ныне на заводе разработан и испытан воздухоочиститель с бумажным элементом, который не требует столь частого ухода. Испытания нового элемента в пластмассовом корпусе показали, что износ деталей цилиндро-поршневой группы двигателя значительно снизился. Этот воздухоочиститель будет внедрен в производство с первой модернизацией «Тулицы».

Введение в конструкцию сцепления дополнительных дисков вместе с возможностью передавать больший крутящий момент повысило чувствительность муфты к регулировке механизма выключения А она меняется, поскольку в процессе эксплуатации пружины усаживаются неодинаково, и это приводит к неравномерному отходу нажимного диска и нечеткому выключению сцепления. Поправить дело можно перестановкой пружин, добиваясь равномерного, без перекоса отхода нажимного диска. Свободный ход рычагов выключения сцепления на руле и картере двигателя желательно сделать минимальным, около 10 и 1 мм соответственно.

Особого внимании требует трос сцепления. Облицовочные панели и особенности компоновки мотороллера предопределяют несколько резких изгибов троса, где смазка довольно быстро вырабатывается. В результате возрастает усилие на рычаге выключения сцепления. Поэтому следует чаще проверять прокладку троса и смазывать его.

Попытки ввести в трос моторное масло при помощи воронки, как правило, не дают желаемого результата, поскольку промежуток между самим тросом и рубашкой очень мал. Лучше воспользоваться любым эластичным флаконом с резиновой пробкой. По центру пробки делают отверстие, равное по диаметру оболочке троса, и разрезают ее вдоль. В пробку вкладывают оболочку так. чтобы конец ее и трос с бобышкой входили во флакон. В дне его надо сделать отверстие диаметром 2—3 мм для компенсации воздухом объема выдавливаемого масла. Придерживая пробку с тросом и периодически сжимая баллон, а затем открывая компенсационное отверстие, продавливают масло до появления его с противоположного конца троса. Чтобы масло легче проходило, его можно подогреть. Обычно подобная операция гарантирует полноценную смазку троса.

В заключение отметим, что правила эксплуатации и регулировки остальных узлов мотора Т—200A аналогичны рекомендуемым для «Туриста» и достаточно подробно изложены в инструкции по эксплуатации мотороллера.

В. ПУДОВЕЕВ, главный конструктор Е. ГОЛОЛОБОВ, начальник КБ двигателей

г. Тула

 

Внешние скоростные характеристики двигателей Т—200A (сплошные линии) и Т—200Т (пунктир): Ne — эффективная мощность; ge — удельный расход топлива.

 

1981N07P28

Устройство мотороллера муравей — Alisa-motors

В советские годы этого кровопийца Муравья покупали только из-за его кузова. Так как ничего подобного в СССР в те годы не выпускалось. А людям нужно было, то на огород ездить, то хозяйство кормить вот его и брали.

Кузов в Муравье действительно хорош в него с легкостью можно нагрузить мешков 10 комбикорма, килограмм 500 угля или с полкуба дров и он смело попрет все это барахло домой. На двухместной версии кузов был существенно меньше и сильно сдвинут назад из-за чего перегруженный мотороллер на кочках опрокидывался назад. Но зато на двухместном варианте можно было ездить вдвоем

Задний борт открывается как на обычном грузовике

В стоке — кузов не имеет надставок. В колхозах эту особенность игнорировали и нашивали борта до каких-то нереальных размеров

Управление

Рулевое управление стандартное для советских мотоциклов: справа ручка газа, слева — рычаг сцепления, а что еще нужно?..

Двигатель

Двигатель Муравья несколько отличается от советских двигателей той поры. Самое существенное отличие заключается в системе запуска: тут он может осуществляться с помощью электрического стартера (в 50-е это было очень круто) или с помощью ручного кикстартера. Ни на одном советском мотоцикле тех лет — электрического стартера и в помине не было.

Запускается двигатель стартером также как обычный автомобиль: вставляете ключ замок зажигания, проворачиваете до упора вправо ключ и двигатель запускается

Второе отличие заключается в принудительном охлаждении двигателя

Вентилятор гонит воздух по кожухам охлаждая цилиндр и головку блока цилиндров. Работает система охлаждения сносно

Сцепление механическое с тросовым приводом от рычага на руле

Коробка передач механическая, рычаг переключения находиться слева прямо под ногой водителя. Алгоритм включения следующий: первая, вторая, третья и четвертая передача включается вверх. Нейтральная передача находится в самом начале и чтобы ее включить нужно нажать рычаг переключения передач вниз. Спорное решение, но так тут сделано

КПП двухвальная с постоянным зацеплением шестерен

Двигатель прост как веник

Трансмиссия

Привод задних колес осуществляется цепью

Цепь передает крутящий момент на понижающий реверс-редуктор и далее через полуоси и резиновые муфты крутящий момент распределяется между задними колесами. Характерной особенностью данного редуктора является наличие реверса

Рычаг включения реверса находится с правой стороны

Электрика

Самой проблемной частью Муравья всегда считалась его электрика в особенности реле-регулятор напряжения и диностартер (генератор и стартер в одно лице). Диностартер и реле-регулятор из-за своих конструктивных особенностей требуют к себе постоянного внимания и квалифицированного обслуживания. Если диностартер вовремя не обслуживать, то но начинает недозаряжать аккумулятор буквально в первый же сезон

На старых моделях реле-регулятор был механического типа

На последних, более совершенный — электронного типа

Зажигание контактное. Контакты расположены в кожухе охлаждения

Катушка зажигания и конденсатор вынесены на раму. В плане ремонта и обслуживания это очень удобно

Топливная система

Система питания состоит из топливного бака, карбюратора и воздушного фильтра

Подача топлива самотеком, управление подачей — механическим топливным краном

На последних мотороллерах устанавливался более совершенный карбюратор К-65Г. В целом карбюратор очень хороший хотя бы тем, что в нем есть две системы облегчающие запуск в холодное время: ручной обогатитель на руле и утопитель поплавка. Все эти системы в совокупности обеспечивают уверенный пуск двигателя в любой мороз

Чтобы повысить тягу на низах в конструкцию двигателя внесен лепестковый клапан. Клапан установлен в цилиндре и перекрывает обратный выброс топлива из кривошипной камеры

Продувка цилиндра трехканальная. Трехканальная продувка обеспечивает более лучшее наполнение цилиндра

Головка блока цилиндров имеет вытеснитель. Вытеснитель сам по себе вещь бесполезная, но в совокупности с трехканальной продувкой и лепестковым клапаном он существенно добавляет тяги на низах

Подвеска

Передняя подвеска рычажного типа. В плане легкости управления, плавности хода ей нет равных

Задняя подвеска так же как и передняя рычажного типа. В отличии от передней — задняя много хуже, примитивна и не выдерживает даже малейшей критики

Тормоза

Есть у Муравья и тормоза и ими даже можно попытаться остановить мотороллер, но только километра за три до препятствия. Оба тормоза — барабанные с механическим приводом:  передний ручной с тросовым приводом, задний ножной с приводом от тяг

Motor-Scooters

Для того, чтобы мотороллер (мотороллер, как это определено в Кодексе транспортных средств Пенсильвании) мог законно эксплуатироваться на дорогах, он должен иметь право собственности и регистрацию в Содружестве, а также иметь надлежащую страховку. Чтобы получить право собственности и зарегистрировать его, он должен соответствовать требованиям PA к оборудованию и проверкам для мотоциклов с приводом от двигателя.

Многие мотороллеры не имеют необходимого оборудования, такого как крылья, указатели поворота, фонари и т. д., чтобы пройти техосмотр. Лица, желающие приобрести мотороллер для перевозки, должны убедиться, что на скутере прикреплена сертификационная этикетка производителя, указывающая, что скутер соответствует применимому Федеральному стандарту безопасности транспортных средств (FMVSS) для мотоциклов, и что сертификационная этикетка находится на постоянная часть скутера рядом с пересечением рулевой стойки с рулем и должна быть легко читаема без перемещения какой-либо части транспортного средства, кроме системы рулевого управления. Те, которые не предназначены для использования на шоссе, не будут иметь сертификационного знака и не могут эксплуатироваться на автомагистралях.

Даже если мотороллер был должным образом оборудован и мог пройти техосмотр, он все равно может не подходить для использования на всех дорогах, если его мощность недостаточна, чтобы не отставать от других транспортных средств. В соответствии с разделом 3364 Кодекса транспортных средств Пенсильвании, за исключением случаев, когда снижение скорости необходимо для безопасной эксплуатации или в соответствии с законом, никто не может управлять автомобилем на такой малой скорости, которая препятствует нормальному и разумному движению транспорта. Владелец мотороллера или потенциальный владелец должен проконсультироваться с местными правоохранительными органами, чтобы убедиться, что они могут управлять мотороллером по предполагаемому маршруту движения.

Для получения дополнительной информации ознакомьтесь с информационным бюллетенем о мопедах, мотоциклах и мотоциклах (PDF).

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ КОЛЯСКИ-КОЛЯСКИ/ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА ДЛЯ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

Самоходные инвалидные коляски (электрические инвалидные коляски) или электрические устройства для передвижения, специально разработанные и используемые лицом с ограниченными возможностями передвижения вместо ходьбы, могут использоваться на обочине проезжая часть. Эти устройства не считаются транспортными средствами в соответствии с определением раздела 102 Кодекса транспортных средств Пенсильвании, поэтому на них не распространяются законы о праве собственности, регистрации, страховании, инспекции и водительских правах. Операторы этих устройств должны соблюдать законы, касающиеся автомобилистов, и относиться к ним так же, как к пешеходам.

EPAMDS

Электрические персональные вспомогательные мобильные устройства (EPAMD) определяются в Разделе 102 Кодекса транспортных средств Пенсильвании как самобалансирующиеся двухколесные устройства, не предназначенные для перевозки одного человека с помощью электрической силовой установки. EPAMD по закону разрешено использовать на тротуарах и проезжей части в Пенсильвании, если это не запрещено местным постановлением [Кодекс транспортных средств Пенсильвании, раздел 3703 (c)]. Однако EPAMD запрещены на автострадах (раздел 3583) и НЕ подпадают под действие законов о праве собственности, регистрации, страховании, инспекциях и водительских правах.

Например, Segway Human Transporter — это EPAMD, которые классифицируются как транспортные средства, но не автомобили, и поэтому должны соответствовать законам, касающимся автомобилистов, и относиться к ним так же, как к велосипеду.

 

Самокат с мотором Определение | Law Insider

  • означает любое транспортное средство, имеющее либо два сдвоенных колеса, либо одно колесо спереди и два колеса сзади, способное крутить педали и оснащенное вспомогательным двигателем объемом не более пятидесяти кубических сантиметров. объем поршня, производящий не более одной тормозной силы и способный двигать транспортное средство со скоростью не более двадцати миль в час по ровной поверхности.

  • означает любое самоходное транспортное средство, разработанное и используемое инвалидом и не способное развивать скорость более восьми миль в час.

  • означает транспортное средство, предназначенное для буксировки:

  • означает пространство для размещения пассажиров, ограниченное крышей, полом, боковыми стенками, дверями, наружным остеклением, передней и задней перегородками или задними воротами, а также барьерами и ограждениями для защиты от электрического тока, предназначенными для защиты пассажиров от прямого контакта с частями, находящимися под высоким напряжением.

  • означает любую жидкость, предназначенную для использования в системе омывателя ветрового стекла автомобиля либо в качестве антифриза, либо для очистки, мытья или смачивания ветрового стекла. Автомобильная жидкость для омывания ветрового стекла не включает жидкости, закладываемые производителем в новый автомобиль.

  • означает часть гарантии ЕС, определяемую с точки зрения происхождения поддерживающих ее ресурсов;

  • означает систематическое снижение потребности системы путем временного снижения нагрузки в ответ на нехватку пропускной способности системы передачи или области, нестабильность системы или соображения контроля напряжения в соответствии с Тарифом, Часть II или Часть III.

  • означает описание возможностей и функций Приложения, прямо изложенных в Предложении.

  • означает водоизмещение судна в метрических тоннах без груза, топлива, смазочного масла, водяного балласта, пресной и питательной воды в цистернах, расходных материалов, пассажиров и экипажа и их имущества.

  • означает каждый прицеп или полуприцеп, как определено в этом разделе, который фактически был могут быть размещены. Кабинетная рентгеновская установка предназначена для удержания, по крайней мере, той части облучаемого материала, обеспечения ослабления излучения и исключения доступа персонала внутрь во время генерации излучения. Включены все рентгеновские системы, предназначенные в первую очередь для досмотра ручной клади на авиа, железнодорожных и автобусных вокзалах и в аналогичных учреждениях. Рентгеновская трубка, используемая в экранированной части здания, или рентгеновское оборудование, которое может временно или время от времени включать переносное экранирование, не считается кабинетной рентгеновской системой.

  • означает аэрозольный клей, предназначенный для приклеивания пенополистирола к основаниям.

  • означает процесс с использованием коагулянтов и смешиванием, посредством которого коллоидные и взвешенные материалы дестабилизируются и агломерируются в хлопья.

  • означает козловые краны на резиновых колесах, портальные перевозчики, челночные перевозчики и терминальные тягачи, включая дворовые конюшни и дворовые тягачи, которые работают в портах.

  • означает рентгеновскую систему, сертифицированную в соответствии с 21 CFR 1010.2 как изготовленную и собранную в соответствии с положениями 21 CFR 1020.40.

  • (пылезащитная маска) означает противоаэрозольный противоаэрозольный респиратор с фильтром, составляющим неотъемлемую часть лицевой части, или со всей лицевой частью, состоящей из фильтрующей среды, не снабженный эластомерными уплотняющими поверхностями и регулируемыми ремнями.

  • означает легковой автомобиль, универсал, фургон, автомобиль типа джип, грузовик, машину скорой помощи или любой тип моторизованного транспортного средства, используемого муниципальной, провинциальной или федеральной полицией.

  • означает тонкий кусок материала (обычно металлического), помещаемый в пучок для рассеивания пучка электронов с целью обеспечения более равномерного распределения электронов в полезном пучке.

  • означает 9-значный номер, присвоенный Dun and Bradstreet, Inc. (D&B) для идентификации уникальных бизнес-объектов.

  • означает любое загрязняющее вещество, включая загрязняющие вещества, требующие кислорода, выбрасываемое при расходе и/или концентрации загрязняющего вещества, которые вызывают помехи в POTW.

  • означает любое транспортное средство без движущей силы, предназначенное для перевозки людей или имущества и приводимое в движение автомобилем и сконструированное таким образом, что часть его веса и груза приходится на другое транспортное средство или перевозится им.

  • означает часть проезжей части, обозначенную знаками и/или дорожной разметкой для

  • означает любой автомобиль, кроме мотоцикла, предназначенный и используемый в основном для

  • означает любое закрытое устройство, использующее электрический разряд высокой интенсивности или дуга в качестве источника тепла с последующей камерой дожигания с контролируемым пламенным сгоранием, которая не указана как промышленная печь.