Содержание
Как мариупольский грек создал танковый двигатель, «ни в чем не похожий на заграничный» и был расстрелян в Харькове
https://ukraina.ru/20220524/1034026274.html
Как мариупольский грек создал танковый двигатель, «ни в чем не похожий на заграничный» и был расстрелян в Харькове
Как мариупольский грек создал танковый двигатель, «ни в чем не похожий на заграничный» и был расстрелян в Харькове — 18.10.2022 Украина.ру
Как мариупольский грек создал танковый двигатель, «ни в чем не похожий на заграничный» и был расстрелян в Харькове
24 мая 1899 года неподалёку от Мариуполя в греческом селе Чердакли в семье трудолюбивого греческого землевладельца и искусного плотника Фёдора Михайловича Челпана родился сын Костя. Никто и не подозревал, что через несколько десятков лет он создаст двигатель, до сих пор являющийся одним из важнейших элементов обороны нашей страны
2022-05-24T23:50
2022-05-24T23:50
2022-10-18T15:00
история
мариуполь
харьков
репрессии
греки
танки
история
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn1. ukraina.ru/img/103402/62/1034026286_0:110:2100:1291_1920x0_80_0_0_aece9eced193f734fe4466b3e1a31c8d.jpg
Кроме Кости его мама — гречанка Елизавета Халангот — произвела на свет братьев Михаила и Спиридона, и сестёр: Меланью, Фаню и Марию. Жить всем вместе в саманном домике стало тесно, и отец обширного семейства стал искать новые решения в обеспечении его жильём. В конце концов он остановился на возведении своего нового дома из деревянных пластин, таким образом одним из первых реализовав в наших местностях проект каркасного домостроительства задолго до того, как это стало «мейнстримом».Такое жилище, да ещё и под железной крышей, было необычным для приазовских степей и стало местной достопримечательностью. Находчивость и изобретательность старшего Челпана унаследовал его сын Костя. После окончания школы он пошёл учиться в Мариупольское реальное училище, после которого отправился в Харьков в технологический институт. Здесь он блестяще учился и вступил в партию большевиков.В 1924 году после окончания института Константина направили работать на ХПЗ — Харьковский паровозостроительный завод. В царской России это был первый специализированный завод, который после Октябрьской революции стал многоотраслевым. Одновременно с паровозами и тракторами он стал выпускать дизели.В 1922 году в КБ теплового (дизельного) отдела ХПЗ, который ещё называли «отделом 400», начались исследования в области бескомпрессорного режима работы двигателей, и разрабатывалась топливная аппаратура — насосы и форсунки. С их помощью осуществлялся непосредственно впрыск топлива в цилиндр двигателя без использования сжатого воздуха. Молодым конструкторам не хватало знаний, и в 1928-29 годах Челпан направился в заграничную командировку. Посещая иностранные предприятия, он изучал их опыт, подсматривал технические решения. Челпан в поездках по Германии, Англии и Швейцарии провёл почти год.После возвращения в Харьков, возглавляемое им конструкторское бюро начало разработку нового 4-цилиндрового танкового бескомпрессорного дизеля Д-40 мощностью 470 л.с. с топливным насосом и форсункой оригинальной конструкции.Несмотря на то, что он болел туберкулёзом, Челпан, даже лёжа в больнице, умудрялся продолжать над своим детищем работу. В 1930 году двигатель появился в металле, но он оказался слишком большим, чтобы разместиться в моторном отделении танка, и кроме того обороты его коленчатого вала не превышали 215 оборотов в минуту, что было недостаточно. Конструкторы Челпана продолжили свою работу. В своём докладе на партсобрании он заверил: «Сконструируем свой двигатель, ни в чем не похожий на заграничный».По «протоптанной» Константином дорожке вскоре в Харькове стали учиться ещё несколько старших детей Фёдора Михайловича. Он отказался вступить в колхоз, и его заработанное тяжёлым трудом обширное хозяйство всё чаще становилось объектом зависти и конфликтов.Костя просил отца переехать к нему в Харьков, но тот всё время отказывался. В результате семью Челпанов в конце концов раскулачили и сослали на пять лет в Архангельскую губернию вместе с ещё двенадцатью семействами чердаклинцев. Главы этих семейств были осуждены по статье «Контрреволюционная пропаганда против советской власти». В ссылке от бескормицы умерла младшая сестра Константина Любочка.Несмотря на это, Константин Фёдорович настойчиво продолжал свои поиски. 28 апреля 1933 года на испытательном стенде заработал новый опытный образец двигателя. Его вместо штатного авиационного М-5 установили на быстроходный танк БТ-5. Танк показал удивительные ходовые качества. Работники КБ обнимались и ликовали, кричали «Ура!»Челпан придумал своему детищу новое испытание, в следующем году его установили на тяжёлый артиллерийский тягач «Ворошиловец» — тот пошёл легко и непринуждённо. Мотор поставили на два танка БТ-5, которые приняли участие в ноябрьском параде. Это испытание тоже завершилось успешно.Успех Челпана был отмечен правительством, постановлением ЦИК СССР его наградили высшей наградой страны орденом Ленина под № 980…А затем на голову конструктора одна за другой посыпались беды и горести.Его отцу Фёдору Михайловичу разрешили вернуться из Архангельской ссылки. Он приехал в Харьков увидеться с сыном — это была их последняя встреча. 3 декабря 1937 года старшего Челпана расстреляли.Сын пережил его ненамного.11 декабря того же года глава НКВД СССР Николай Иванович Ежов подписал директиву № 50215, согласно которой от региональных управлений наркомата требовалось немедленно ликвидировать «широкую сеть греческих националистических, шпионско-диверсионных, повстанческих, вредительских организаций, конечной целью которых является ликвидация советской власти в местах компактного проживания греков на территории Советского Союза и установления буржуазного государства фашистского типа».В тех условиях это была фактически разнарядка на уничтожение определённого количества людей определённой национальности.Челпан идеально подходил для того, чтобы попасть в разряд репрессированных. Людей его уровня в то время уже непрерывно «прослушивали». Наверняка он не был в восторге от репрессий, коснувшихся его семьи, и у органов был на него «железобетонный» компромат. Челпана арестовали 16 декабря, обвинив в руководстве греческой националистической контрреволюционной организацией, а также за участие во вредительском сговоре на Харьковском тракторном заводе. На допросах его подвергли пыткам и вынудили подписать сознание в шпионской деятельности.Свидетелем ареста конструктора стал живший с ним в одном доме его коллега Леонид Миронович Сойфер. Вечером к подъезду подъехал «чёрный воронок». В подъезд зашли трое, через некоторое время они вернулись обратно с четвёртым человеком — им оказался Челпан.На работе Сойфер рассказал об аресте их начальника остальным конструкторам. На следующий день его вызвали в отдел кадров, там сидели три чекиста. Под угрозой ареста ему запретили распространяться об увиденном, и о том, что квартира Челпана опечатана.Константину Фёдоровичу предъявили обвинения по статьям 54-6, 54-7, 54-9, 54-11 УК УССР — шпионаж, террор, диверсия в особо отягчающих размерах. Никаких доносов, доказательств и расследований, каким именно путём он шпионил, занимался терроризмом и диверсиями, в его деле нет. Только в его анкете национальность «грек» была подчёркнута жирным красным карандашом.В день ареста Челпана исключили из партии.На пятый день он «чистосердечно раскаялся» в совершённых им преступлениях, каких именно, в деле не указывается. Вполне возможно, что Константина Фёдоровича заставили это сделать, угрожая жизни и здоровью его сыновьям Ленимиру и Эдуарду.На восьмой день Челпан своей рукой написал заявление: «Я был завербован в греческую контрреволюционную организацию односельчанкой Фаиной Георгиевой Джигиль и получил от нее задание по вредительству. 27.XII.37 г.». Кстати, впоследствии органы никакой Джигиль не нашли. Видимо, Челпан её выдумал, чтобы никого не подставить. 19 января 1938 года ему устроили очную ставку с неким Саввой Яли, которого обвиняли в организации греческой националистической диверсионно-повстанческой организации. Несмотря на подписанное признание, Челпан нашёл в себе силы на все вопросы следователя младшего лейтенанта госбезопасности Анатолия Наумовича Бурксера отвечать: «Нет, задания не получал», «никого не вербовал…».Суда над Челпаном не было, решение о его расстреле приняло так называемое Особое совещание, в состав которой входили лично Николай Ежов и генеральный прокурор СССР Андрей Вышинский.К их помощникам поступали списки с именами арестованных по «греческому делу», они их быстро рассматривали и целыми альбомами подавали на подпись своему начальству. Такой способ вынесения приговоров вскоре получил название «альбомного». О приведении приговора в исполнение свидетельствуют Выписка из протокола № 37 решения наркома Внутренних дел СССР, Генерального комиссара госбезопасности тов. Ежова и Прокурора СССР тов. Вышинского от 04.02.1938 года — «Постановили: Челпана Константина Федоровича — расстрелять» и документ со следующим текстом:«Гор. Харьков, 1938, 11 марта. Мы, нижеподписавшиеся, комендант Харьковского НКВД Зеленый, военпрокурор Харьковского военного округа, военный юрист первого ранга Завьялов и начальник тюрьмы УГБ младший лейтенант госбезопасности Кулишов, сего числа в 22:36 на основании приказа зам. начальника ХОУ НКВД майора госбезопасности Рейхмана от 10.03.38 года привели в исполнение приговор над осужденным к высшей мере наказания — расстрелу Челпаном Константином Федоровичем 1899 года рождения». О судьбе конструктора долгое время близкие ничего не знали.Его жене власти 16 мая 1942 года сообщили, что он умер от сердечного приступа. Сын конструктора от первого брака Ленимир Константинович Челпан вспоминал:«Когда арестовали отца, мне было 13 лет. Мы жили с мамой отдельно. У отца была другая семья и сын Эдуард, которому в тот момент было три с половиной годика. Но арест отца отразился на обеих семьях. Обе семьи были лишены жилья. Маму выгнали с работы. Много унижений я испытал и в школе как «сын врага народа».Помимо Челпана из его команды дизелистов были арестованы и уничтожены ещё несколько конструкторов: Г.И. Аптекман, М.Б. Левитан, З.Б. Гуртовой.Тем не менее, работы над двигателем, который вскоре получил индекс В-2, продолжались. Их возглавили руководитель работ Тимофей Петрович Чупахин, его заместители по проектной работе Яков Ефимович Вихман и по исследовательско-производственной — Иван Яковлевич Трашутин. Серийное производство В-2 началось 1 сентября 1939 года. Он был принят в трёх модификациях: В-2 мощностью 500 л.с., который стали устанавливать на новый танк Т-34, В-2К мощностью 600 л.с. — на тяжёлые танки КВ, и В-2В (375 л.с.), предназначенный для тягачей «Ворошиловец».После окончания войны история В-2 не закончилась — он проходил модернизацию за модернизацией. На современнейшие российские танки Т-72Б3 и Т-90М установлены В-92С2Ф, которые являются самыми последними модификациями двигателя, который обязан своему появлению замечательному человеку и инженеру Константину Фёдоровичу Челпану.
https://ukraina.ru/20201217/1030017252.html
https://ukraina.ru/20181001/1021280875.html
https://ukraina.ru/20190227/1022832590.html
https://ukraina.ru/20211211/1032856528.html
https://ukraina.ru/20210425/1031231672.html
https://ukraina. ru/20220111/1033040179.html
https://ukraina.ru/20180925/1021236857.html
Украина.ру
1
5
4.7
96
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2022
Алексей Стаценко
Алексей Стаценко
Новости
ru-RU
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Украина.ру
1
5
4.7
96
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
1920
1080
true
1920
1440
true
https://cdnn1.ukraina.ru/img/103402/62/1034026286_117:0:1984:1400_1920x0_80_0_0_2f522df3b61a1fd5124ec1522223bdad.jpg
1920
1920
true
Украина.ру
1
5
4.7
96
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
Алексей Стаценко
история, мариуполь, харьков, репрессии, греки, танки
История, Мариуполь, Харьков, репрессии, греки, танки, История
Кроме Кости его мама — гречанка Елизавета Халангот — произвела на свет братьев Михаила и Спиридона, и сестёр: Меланью, Фаню и Марию. Жить всем вместе в саманном домике стало тесно, и отец обширного семейства стал искать новые решения в обеспечении его жильём. В конце концов он остановился на возведении своего нового дома из деревянных пластин, таким образом одним из первых реализовав в наших местностях проект каркасного домостроительства задолго до того, как это стало «мейнстримом».
Такое жилище, да ещё и под железной крышей, было необычным для приазовских степей и стало местной достопримечательностью. Находчивость и изобретательность старшего Челпана унаследовал его сын Костя.
17 декабря 2020, 18:23
Как спецоперация НКВД положила конец «греческому проекту»17 декабря 1937 года в СССР началась волна массовых арестов греков Приазовья. В историю страны они вошли под название «Греческой операции». По директиве наркома внутренних дел Николая Ежова обвинения в антисоветской деятельности были предъявлены более чем 5000 человек, среди которых было немало представителей творческой и технической интеллигенции
После окончания школы он пошёл учиться в Мариупольское реальное училище, после которого отправился в Харьков в технологический институт. Здесь он блестяще учился и вступил в партию большевиков.
В 1924 году после окончания института Константина направили работать на ХПЗ — Харьковский паровозостроительный завод. В царской России это был первый специализированный завод, который после Октябрьской революции стал многоотраслевым. Одновременно с паровозами и тракторами он стал выпускать дизели.
В 1922 году в КБ теплового (дизельного) отдела ХПЗ, который ещё называли «отделом 400», начались исследования в области бескомпрессорного режима работы двигателей, и разрабатывалась топливная аппаратура — насосы и форсунки. С их помощью осуществлялся непосредственно впрыск топлива в цилиндр двигателя без использования сжатого воздуха.
Молодым конструкторам не хватало знаний, и в 1928-29 годах Челпан направился в заграничную командировку. Посещая иностранные предприятия, он изучал их опыт, подсматривал технические решения. Челпан в поездках по Германии, Англии и Швейцарии провёл почти год.
После возвращения в Харьков, возглавляемое им конструкторское бюро начало разработку нового 4-цилиндрового танкового бескомпрессорного дизеля Д-40 мощностью 470 л. с. с топливным насосом и форсункой оригинальной конструкции.
1 октября 2018, 15:19
«Харьков темпам не изменил». Как создавался американский гигант сталинской индустриализации1 октября 1931 г. торжественно открылся один из главных промышленных гигантов первой пятилетки. К завершенному в рекордные сроки строительству приложили руку харьковские красноармейцы, американский инженер получил за него «крест Ленина», а никто из первых руководителей завода не дожил даже до его десятилетия
Несмотря на то, что он болел туберкулёзом, Челпан, даже лёжа в больнице, умудрялся продолжать над своим детищем работу. В 1930 году двигатель появился в металле, но он оказался слишком большим, чтобы разместиться в моторном отделении танка, и кроме того обороты его коленчатого вала не превышали 215 оборотов в минуту, что было недостаточно. Конструкторы Челпана продолжили свою работу.
В своём докладе на партсобрании он заверил: «Сконструируем свой двигатель, ни в чем не похожий на заграничный».
По «протоптанной» Константином дорожке вскоре в Харькове стали учиться ещё несколько старших детей Фёдора Михайловича. Он отказался вступить в колхоз, и его заработанное тяжёлым трудом обширное хозяйство всё чаще становилось объектом зависти и конфликтов.
Костя просил отца переехать к нему в Харьков, но тот всё время отказывался. В результате семью Челпанов в конце концов раскулачили и сослали на пять лет в Архангельскую губернию вместе с ещё двенадцатью семействами чердаклинцев. Главы этих семейств были осуждены по статье «Контрреволюционная пропаганда против советской власти». В ссылке от бескормицы умерла младшая сестра Константина Любочка.
Несмотря на это, Константин Фёдорович настойчиво продолжал свои поиски.
28 апреля 1933 года на испытательном стенде заработал новый опытный образец двигателя. Его вместо штатного авиационного М-5 установили на быстроходный танк БТ-5. Танк показал удивительные ходовые качества. Работники КБ обнимались и ликовали, кричали «Ура!»
27 февраля 2019, 18:00
Ноги от Кристи: как Харьков стал танковой кузницейДвадцатые годы прошлого века — начало бурного развития промышленности, в том числе и оружейной. Страна напрягла все силы, выполняя наказ Сталина о необходимости сократить технологическое отставание в сто лет за десять. Промышленным флагманом стала Украина
Челпан придумал своему детищу новое испытание, в следующем году его установили на тяжёлый артиллерийский тягач «Ворошиловец» — тот пошёл легко и непринуждённо. Мотор поставили на два танка БТ-5, которые приняли участие в ноябрьском параде. Это испытание тоже завершилось успешно.
Успех Челпана был отмечен правительством, постановлением ЦИК СССР его наградили высшей наградой страны орденом Ленина под № 980…
А затем на голову конструктора одна за другой посыпались беды и горести.
Его отцу Фёдору Михайловичу разрешили вернуться из Архангельской ссылки. Он приехал в Харьков увидеться с сыном — это была их последняя встреча. 3 декабря 1937 года старшего Челпана расстреляли.
Сын пережил его ненамного.
11 декабря того же года глава НКВД СССР Николай Иванович Ежов подписал директиву № 50215, согласно которой от региональных управлений наркомата требовалось немедленно ликвидировать «широкую сеть греческих националистических, шпионско-диверсионных, повстанческих, вредительских организаций, конечной целью которых является ликвидация советской власти в местах компактного проживания греков на территории Советского Союза и установления буржуазного государства фашистского типа».
В тех условиях это была фактически разнарядка на уничтожение определённого количества людей определённой национальности.
11 декабря 2021, 16:00
Советские греки в «ежовых рукавицах». Как сталинские репрессии обрели национальность11 декабря 1937 года появилась директива № 50215 за подписью народного комиссара внутренних дел СССР Ежова, предписывавшая «ликвидировать крупные шпионско-диверсионные и националистические контрреволюционные организации греков». Четыре дня спустя «наши доблестные органы» принялись её выполнять.
Челпан идеально подходил для того, чтобы попасть в разряд репрессированных. Людей его уровня в то время уже непрерывно «прослушивали». Наверняка он не был в восторге от репрессий, коснувшихся его семьи, и у органов был на него «железобетонный» компромат.
Челпана арестовали 16 декабря, обвинив в руководстве греческой националистической контрреволюционной организацией, а также за участие во вредительском сговоре на Харьковском тракторном заводе. На допросах его подвергли пыткам и вынудили подписать сознание в шпионской деятельности.
Свидетелем ареста конструктора стал живший с ним в одном доме его коллега Леонид Миронович Сойфер. Вечером к подъезду подъехал «чёрный воронок». В подъезд зашли трое, через некоторое время они вернулись обратно с четвёртым человеком — им оказался Челпан.
На работе Сойфер рассказал об аресте их начальника остальным конструкторам. На следующий день его вызвали в отдел кадров, там сидели три чекиста. Под угрозой ареста ему запретили распространяться об увиденном, и о том, что квартира Челпана опечатана.
Константину Фёдоровичу предъявили обвинения по статьям 54-6, 54-7, 54-9, 54-11 УК УССР — шпионаж, террор, диверсия в особо отягчающих размерах. Никаких доносов, доказательств и расследований, каким именно путём он шпионил, занимался терроризмом и диверсиями, в его деле нет. Только в его анкете национальность «грек» была подчёркнута жирным красным карандашом.
В день ареста Челпана исключили из партии.
25 апреля 2021, 17:32
«Ничего о Кошкине рассказать не можем». Как был расстрелян и забыт «дедушка» танка Т-34Вокруг вопроса, кого считать создателем Т-34 давно ведётся множество споров. Машина подобной сложности — творение коллективное, а здесь «туману» ещё добавляют и массовые репрессии, в условиях которых создавался танк, и послевоенное молчание тех, кто выжил. Единственное, они утверждали, что, если бы не этот человек — «тридцатьчетвёрки» бы не было.
На пятый день он «чистосердечно раскаялся» в совершённых им преступлениях, каких именно, в деле не указывается. Вполне возможно, что Константина Фёдоровича заставили это сделать, угрожая жизни и здоровью его сыновьям Ленимиру и Эдуарду.
На восьмой день Челпан своей рукой написал заявление: «Я был завербован в греческую контрреволюционную организацию односельчанкой Фаиной Георгиевой Джигиль и получил от нее задание по вредительству. 27.XII.37 г.». Кстати, впоследствии органы никакой Джигиль не нашли. Видимо, Челпан её выдумал, чтобы никого не подставить.
19 января 1938 года ему устроили очную ставку с неким Саввой Яли, которого обвиняли в организации греческой националистической диверсионно-повстанческой организации. Несмотря на подписанное признание, Челпан нашёл в себе силы на все вопросы следователя младшего лейтенанта госбезопасности Анатолия Наумовича Бурксера отвечать: «Нет, задания не получал», «никого не вербовал…».
Суда над Челпаном не было, решение о его расстреле приняло так называемое Особое совещание, в состав которой входили лично Николай Ежов и генеральный прокурор СССР Андрей Вышинский.
К их помощникам поступали списки с именами арестованных по «греческому делу», они их быстро рассматривали и целыми альбомами подавали на подпись своему начальству. Такой способ вынесения приговоров вскоре получил название «альбомного».
11 января 2022, 01:00
День в истории. 11 января: расстрелян создатель «Катюши»В этот день в 1938 году в Москве был казнён военинженер 1-го ранга Георгий Эрихович Лангемак — тот самый, благодаря которому появились легендарные советские реактивные снаряды. До их залпов, вводивших нацистов в ступор, он не дожил
О приведении приговора в исполнение свидетельствуют Выписка из протокола № 37 решения наркома Внутренних дел СССР, Генерального комиссара госбезопасности тов. Ежова и Прокурора СССР тов. Вышинского от 04.02.1938 года — «Постановили: Челпана Константина Федоровича — расстрелять» и документ со следующим текстом:
«Гор. Харьков, 1938, 11 марта. Мы, нижеподписавшиеся, комендант Харьковского НКВД Зеленый, военпрокурор Харьковского военного округа, военный юрист первого ранга Завьялов и начальник тюрьмы УГБ младший лейтенант госбезопасности Кулишов, сего числа в 22:36 на основании приказа зам. начальника ХОУ НКВД майора госбезопасности Рейхмана от 10.03.38 года привели в исполнение приговор над осужденным к высшей мере наказания — расстрелу Челпаном Константином Федоровичем 1899 года рождения».
О судьбе конструктора долгое время близкие ничего не знали.
Его жене власти 16 мая 1942 года сообщили, что он умер от сердечного приступа. Сын конструктора от первого брака Ленимир Константинович Челпан вспоминал:
«Когда арестовали отца, мне было 13 лет. Мы жили с мамой отдельно. У отца была другая семья и сын Эдуард, которому в тот момент было три с половиной годика. Но арест отца отразился на обеих семьях. Обе семьи были лишены жилья. Маму выгнали с работы. Много унижений я испытал и в школе как «сын врага народа».
Помимо Челпана из его команды дизелистов были арестованы и уничтожены ещё несколько конструкторов: Г.И. Аптекман, М.Б. Левитан, З.Б. Гуртовой.
25 сентября 2018, 14:50
Танковый марафон Михаила Кошкина26 сентября 1940 года скончался М.И. Кошкин. Ему не было и 42 лет. Созданный под его руководством танк Т-34 готовился к запуску в производство. Михаил Ильич умер в заводском санатории «Занки» на берегу Северского Донца. Почему же там оказался начальник КБ танкостроения Харьковского паровозостроительного завода имени Коминтерна Кошкин?
Тем не менее, работы над двигателем, который вскоре получил индекс В-2, продолжались. Их возглавили руководитель работ Тимофей Петрович Чупахин, его заместители по проектной работе Яков Ефимович Вихман и по исследовательско-производственной — Иван Яковлевич Трашутин.
Серийное производство В-2 началось 1 сентября 1939 года. Он был принят в трёх модификациях: В-2 мощностью 500 л.с., который стали устанавливать на новый танк Т-34, В-2К мощностью 600 л.с. — на тяжёлые танки КВ, и В-2В (375 л.с.), предназначенный для тягачей «Ворошиловец».
После окончания войны история В-2 не закончилась — он проходил модернизацию за модернизацией. На современнейшие российские танки Т-72Б3 и Т-90М установлены В-92С2Ф, которые являются самыми последними модификациями двигателя, который обязан своему появлению замечательному человеку и инженеру Константину Фёдоровичу Челпану.
Почему на современные российские танки Т-90 устанавливают 90-летние советские двигатели? | Военное Кредо
Знаменитый танк Великой Отечественной войны Т-34 до сих пор ещё сражается на поле боя. И я говорю не об Африке или Северной Корее, на вооружении которых до сих пор найдутся старые Т-34-85.
Речь идёт про дизельный двигатель В-2, который был разработан почти 90 лет назад, но до сих пор активно используется при производстве российской бронетехники.
Сегодня я расскажу вам о том, почему современные российские инженеры так и не смогли отказаться от советского дизельного двигателя.
Мотор Великой Отечественной
Для начала хочу отметить, что при разработке военной техники, инженерам приходиться соблюдать ряд серьёзных условий, которые накладывают на них определённые требования.
Танк Т-34-85. Фото в свободном доступе.
В частности, запчасти для военной техники должны иметь повышенный запас прочности и опережать существующие на гражданском рынке технологии. В отношении танковых двигателей применяются повышенные требования, поскольку такие силовые агрегаты должны быть надёжными, переносить любое топливо и легко ремонтироваться даже в полевых условиях. К слову сказать, именно технологичность немецких танков, и их двигателей, привела к тому, что они проиграли простым и надёжным Т-34.
В 30-е годы, когда в СССР возникла необходимость создания нового двигателя для танков, инженеры обратили своё внимание на дизель. Во-первых, дизельный мотор сложнее поджечь, а ведь возгорание является одной из самых страшных опасностей для танкистов. Во-вторых, дизельный двигатель потребляет меньше топлива, что положительно сказывается на дальности хода танка. К примеру, Т-34 легко преодолевал 400 километров по шоссе без дозаправки, в то время как немецкий Пз-4 едва мог проехать 300 километров. В-третьих, советский дизельный двигатель работал на любом топливе (бензин, авиационный керосин). В условиях войны, все эти преимущества имели огромное значение.
Советский танковый двигатель В-2. Фото в свободном доступе.
Мотор для авиации
Тот самый дизельный двигатель В-2, про который я и говорил в начале, создавался для советских бомбардировщиков. Но в авиации от его использования отказались, поскольку он не дотянул до желаемых 1-1.5 тысяч лошадиных силы. Его немного изменили и передали для бронетехники. Отчасти, именно поэтому советский В-2 оказался таким прорывным, поскольку в сфере создания бронетехники достойных аналогов у него просто не было.
Вскоре их стали использовать не только на Т-34, но и на других танках. 500 сильный мотор В-234 использовался на средних танках, а В-2ис применялся для оборудования тяжелых ИС-2. Он имел на 20 л.с. больше.
Мотор В-2ис для танка ИС-2. Фото в свободном доступе.
Использование после войны
Когда пришло время создавать современные танки, советские инженеры решили не отказываться от качественного дизельного мотора В-2, а просто слегка его доработали. Так появился В-46 с мощностью в 700 л.с., который устанавливался на танки Т-72.
Вы можете не верить, но на современном российском танке Т-90 используется всё тот же мотор В-2, мощность которого благодаря турбонагнетателю подняли до 1 тысячи лошадиных сил. Ему просто изменили маркировку на В-92.
Примечательно, что это двигатель решили адаптировать и для гражданских нужд. После уменьшения мощности и снижения количества цилиндров до 6, на свет появился двигатель Д-6, который использовался при строительстве речных судов. Модифицированные версии 1Д-6 и 1Д-12 использовались на тепловозах.
Очевидно, что такое широкое применение мог получить только качественный надёжный мотор, каким и был В-2.
Мотор В-92 для Т-90. Фото в свободном доступе.
Почему этот «движок» до сих пор используется?
По мнению многих экспертов, мотор В-2 оказался настолько технологичным и живучим, во многом благодаря случайности. Дело в том, что так точно рассчитать все параметры, особенно в 30-е годы без компьютеров, было практически невозможно.
Как это часто бывает в науке, такой двигатель удалось создать случайно. Инженерам просто повезло, что все параметры мотора совпали идеально, создав уникальный образец.
К слову сказать, старичок В-2 постепенно доживает свой век. Дело в том, что бесконечно улучшать его просто невозможно. Уже сейчас, для новых танков Т-14 «Армата», российским инженерам пришлось создавать новый мотор. Так на свет появился 12Н360 с мощностью в 1.5 тысячи лошадиных сил. Это первый мотор, в основе которого не лежит советский В-2.
Живите мирно!
Вопрос к читателям:
Как Вы считаете, насколько эффективен этот двигатель?
Военные США хотели создать копию танка Т-34, но после его изучения нашли слабые места, и отказались от этого
историяармиявоенная_техникатанкиармия_россии
Поделиться в социальных сетях
Вам может понравиться
В-2 — Двигатель 90-летней давности от Т-34 до Т-90М
Двигатель В-2 представляет собой дизельный двигатель V12, разработанный Советским Союзом в 1930-х годах, и наиболее известен тем, что приводил в действие полчища Т-34, выставленных на вооружение во время Второй мировой войны. Однако работы по этому двигателю продолжались, он использовался на Т-54, Т-62, Т-72 и Т-90. Да, вы правильно прочитали, многие современные основные боевые танки России используют модифицированную версию двигателя Т-34.
Этот 38,8-литровый зверь использовался не только в танках, но и в лодках, поездах, грузовиках, инженерных машинах и тракторах.
К сожалению, из-за очень разнообразной и сложной истории этого двигателя имеется мало доступной информации, которая показывает, как развивался V-2 за последние 90 лет.
Немногие двигатели пережили В-2. Изображение Ричарда Аллена CC BY 2.0.
Но не бойтесь, так как в этой статье мы рассмотрим историю этого замечательного двигателя и охватим многие из наиболее важных вариантов использования и версий V-2.
Это, вероятно, стоит добавить в закладки, так как мы надеемся, что оно может послужить справочным материалом для ваших собственных исследований этого важного, но довольно малоизвестного двигателя.
Содержание
- Предыстория
- Использование во Второй Мировой войне
- Использование в Холодной войне
- Современность
- Заключение
История развития как нового двигателя
и В-1 в советских танках началась
самолет. Он был разработан на Харьковском паровозостроительном заводе коллективом конструкторов под руководством Константина Чеплана.
Идею дизельного двигателя, пригодного как для танков, так и для самолетов, поддержали специалисты Управления механизации и моторизации Красной Армии в 1930 с. Возможности СССР по производству высококачественного бензина, особенно авиационного, в то время были ограничены, поэтому дизельные двигатели рассматривались как более надежная альтернатива во многих отраслях.
В дополнение к этому привлекал меньший расход топлива дизельных двигателей.
Советы, как известно, использовали дизельные двигатели в своих танках во время Второй мировой войны, в то время как большинство союзных и немецких танков работали на бензине. Снимок сделан на TANKFEST 2022.
Чеплан обратил внимание на проект авиадвигателя АД-1, созданный Яковом Майером из Украинского авиадизельного научно-исследовательского института в 1931.
Он взял несколько идей из двигателя Майера, например, использование стальных стержней с резьбой внутри алюминиевого картера и блока. Такое использование алюминия было довольно передовым для того времени, и в большинстве современных двигателей использовались чугунные блоки.
В-2 составлял прямую конкуренцию дизелю АН-1. Ан-1 был создан ведущим конструктором Алексеем Чаромским и, как и В-2, имел дизельный двигатель V12. В конечном итоге он найдет применение в советских тяжелых бомбардировщиках, а вариант этого двигателя, М50-Т, будет установлен на тяжелый танк ИС-7.
Это АЧ-30, более поздняя разработка Ан-1. Некоторые экспериментальные версии этого двигателя во время Второй мировой войны могли развивать мощность до 2000 л.с. Изображение Альфа ван Бема.
По рекомендации конструктора авиационных двигателей Владимира Климова двигатель В-2 имел такую же ширину цилиндра, что и авиационный двигатель Климова М-100 (лицензионная копия Hispano-Suiza 12Y).
V-2 был впечатляюще современной конструкцией для 1930-х годов, с двойными верхними распредвалами и четырьмя клапанами на цилиндр. Его объем составлял 38,8 л (2367,7 куб. Дюйма), а в первоначальных вариантах он имел мощность 500 л.с. и более 2000 Нм крутящего момента.
Интересной особенностью V-2 является то, что его ход (насколько поршень перемещается вверх и вниз по цилиндру) был разным для каждого ряда. Левый берег имеет ход 180 мм, а правый берег имеет ход 186,7 мм.
Это связано с тем, что в двигателе использовались главные и подчиненные поршневые штоки, конструкция, в которой несколько шатунов прикреплены к одному основному подшипнику на коленчатом валу. Это уменьшает пространство, необходимое для соединения всех поршней с коленчатым валом, уменьшая длину коленчатого вала в двигателях с большим количеством поршней.
Частично разобранный двигатель V-2 с такими особенностями, как большие поршни, двойные верхние распределительные валы и стальные стержни. Изображение Balcer CC BY 2.5.
В-2 прошел множество испытаний, танки с этим двигателем проходили испытания перед правительственной комиссией в 1935 году. V-2 мощностью 600 л.с. Он успешно прошел летные испытания, но двигатель больше никогда не использовался в авиации, так как его роль выполняли другие двигатели, такие как ранее упомянутый АН-1.
В 1937 году двигатель получил свое обозначение; В-2.
Ведущий конструктор Чеплан был награжден за свою работу орденом Ленина, но вскоре стал жертвой сталинских репрессий. Новым ведущим конструктором двигателя стал Тимофей Чупахин.
Константин Челпан, вероятно, не знал, что двигатель, который он помог создать, станет одним из самых долговечных военных двигателей. Изображение предоставлено Hornet Driver CC BY-SA 3.0.
Чупахин входил в состав группы, работавшей над двигателем Ан-1, и использовал все имеющиеся у него знания и опыт, чтобы сделать В-2 более надежным.
В 1938 году три двигателя, проходившие испытания, вышли из строя по механическим причинам, однако в 1939 году двигатель с удовлетворительными результатами прошел государственные испытания и поступил в серийное производство на заводе №75 Харьковского паровозостроительного завода.
В-2 во время Второй мировой войны
Прежде всего, следует отметить, что все двигатели семейства В-2, использовавшиеся во время Второй мировой войны, были только дизельными, но не все они были V12.
Осторожно: названия и расположение цилиндров этих двигателей могут немного запутать из-за их V-образного расположения цилиндров и обозначений «V-».
Первые версии В-2 использовались на легком танке БТ-7М, машинах, которые активно участвовали в испытаниях двигателя.
Показанный здесь БТ-7М широко использовался для испытаний двигателя В-2. Изображение Хворостянова А.С. СС BY-SA 4.0.
Он также устанавливался на первые серии танков Т-34 в 1940 году, но вскоре был заменен на В-2-34. Это использовалось на всех модификациях танка до конца Второй мировой войны, последней из которых был Т-34-85.
Естественно В-2-34 использовались варианты Т-34, такие как САУ СУ-85, СУ-100 и СУ-122.
Другой вариант, 600-сильный В-2К, устанавливался на тяжелые танки КВ-1 и КВ-2 в 1939 году. Такой же двигатель использовался на КВ-1С с 1942 года и тяжелой самоходной артиллерийской установке СУ-152 с 1943 года. , Этот тип имел более высокое давление впрыска топлива и работал на более высоких оборотах, что делало его более мощным, но менее надежным.
В-2К рядом с КВ-1, на котором он установлен. Снимок сделан в Танковом музее.
В-2-ИС (В-2-10) мощностью 520 л. тяжелые САУ ИСУ-122, ИСУ-122С и ИСУ-152.
Тяжелые танки ИС-3 оснащались двигателем В-11 мощностью 520 л.с., который был разработан в В-44, использовавшийся в среднем танке Т-44. В-44 был установлен на Т-44 сбоку и включал элементы конструкции, уменьшающие высоту двигателя, что уменьшало общий профиль танка.
Обнародование ИС-3 шокировало западных лидеров. Однако он оказался довольно тусклым. Изображение Billyhill CC BY-SA 4.0
Были еще две советские машины времен Второй мировой войны, в которых использовались двигатели на базе В-2: легкий танк Т-50 с рядным шестицилиндровым двигателем В-4 мощностью 300 л. Тяжелый артиллерийский тягач «Ворошиловец» с двигателем В-2В мощностью 375 л.с.
V-4 был создан путем разрезания V-2 пополам, чтобы получился рядный шестицилиндровый двигатель.
Фау-2 во время холодной войны
История Фау-2 не заканчивается со Второй мировой войной. Двигатель продолжал разрабатываться на протяжении всей холодной войны, и его использовали почти во всех известных советских танках.
В годы холодной войны все модификации В-2, как серийные, так и опытные, выпускались на Челябинском тракторном заводе. Однако лицензионные копии двигателей В-2 строились во многих странах, включая Китай, Индию, Ирак и Корею.
После Второй мировой войны для тяжелого танка ИС-4 была разработана новая модификация В-12. Он был оснащен нагнетателем и развивал мощность 750 л.с. Эта версия была крайне ненадежной и производилась в небольшом количестве.
Тяжелый танк ИС-4 с двигателем В-12 В12 еще не запутался?
На базе В-12 в 1953 году появился В-12-5, двигатель мощностью 700 л.с. для тяжелого танка Т-10.
Следующим большим шагом в развитии советского танкостроения стал Т-54. Эта машина была революционной для того времени, и многие считают ее одним из первых ОБТ. Он был оснащен двигателем В-54 мощностью 520 л.с., продолжая долгую разработку оригинального В-2, использовавшегося в Т-34. 900:10 В-54, использованный боком в танке Т-54. Эта схема сохранится и на будущих советских ОБТ. Image by Ohikulkija CC BU-SA 4.0
Как и в Т-44, В-54 был установлен сбоку.
Двигатель меньшей мощности применялся на АТ-Т, тяжелом артиллерийском тягаче, построенном на шасси Т-54. Это был В-401 мощностью 415 л.с.
Следующим шагом стал 580-сильный В-55, использовавшийся в Т-55 с 1958 года.
Крайне причудливый артиллерийский тягач АТ-Т. Эта машина была построена на перевернутом шасси Т-54 с кабиной над двигателем В-401. Изображение Billyhill CC BY-SA 4.0.
1960-е годы принесли следующее поколение советских ОБТ, Т-62. И снова Т-62 оснащался современными версиями В-2, начиная с В-55В мощностью 580 л.с. В ходе последующих модернизаций мощность танка увеличилась до 620 л.с.
Менее чем через десятилетие после Т-62 появился Т-72, ОБТ, который следовал базовой компоновке предыдущих машин, но привнес значительный скачок в возможностях. Приводом в действие этого транспортного средства снова была еще одна производная от V-2.
Т-72 был более дешевой и надежной модификацией Т-64 и является одним из самых производимых танков в истории.
Мощность значительно увеличилась до 780 л.с. за счет многотопливного двигателя V-46 с наддувом, а затем и V-46-6.
Две экспортные версии Т-72, Т-72М 1980 года и Т-72М1 1981 года, также используют В-46-6. Вариант этого двигателя, В-46-М5, используется на Т-62М-1 1985 года.
Самоходная зенитная установка 2К22 «Тунгуска» 1982 года также использовала вариант В-46 мощностью 710 л.с.
«Тунгуска» вооружена парой 30-мм пушек и восемью ракетами для поражения низколетящих самолетов. Изображение Schneeleopard2 CC BY-SA 4.0.
После 1984 года Т-72А, Т-72Б и все остальные модификации танка до конца холодной войны оснащались многотопливными двигателями серии В-84 мощностью 840 л.с.
Двигатель В-84А, В12, 780 л.с., многотопливный, дизельный, используется на самоходной гаубице 2С19 «Мста-С», принятой на вооружение в 1989 г.
В-46-6 от Т-72. Этот двигатель по-прежнему визуально похож на оригинальный V-2. Изображение Banznerfahrer CC BY-SA 3.0..
Фау-2 в наши дни
Несмотря на то, что ему около 70 лет, Фау-2, хотя и в модернизированной форме, оказался на российском ОБТ третьего поколения Т-9.0.
Сначала Т-90 оснащался двигателем В-84МС мощностью 840 л.с., однако в последующем Т-90А 2004 г. используется более новый турбированный В-92С2 мощностью 1000 л.с.
Этот же двигатель В-92С2 можно найти и на новой самоходке 2С35 Коалиция-СВ.
2С35 «Коалиция-СВ» — одна из новейших российских тяжелых ББМ. Изображение Дмитрия Фомина CC BY 2.0.
В 2017 году была представлена экспортная модель Т-90М, в результате чего было принято решение о модернизации имеющихся в ВС России танков Т-90А до Т-9.Стандарт 0М.
На этом танке, Т-90АМ и Т-90МС установлен модернизированный В-92С2Ф мощностью 1130 л.с.
Еще одним транспортным средством, использующим этот двигатель, является машина поддержки тяжелых танков «Терминатор-2».
Заключение
Включите JavaScript
Экспериментальный тяжёлый танк T29
Немногие технологии, не говоря уже о двигателях, оставались на вооружении так же долго, как Фау-2.
Этому инженерному сооружению уже около 90 лет, и с момента своего создания он был свидетелем Второй мировой войны, атомного оружия, смерти Иосифа Сталина, выхода человека в космос, Интернета, распада Советского Союза и рождения Российской Федерации. 900:10 Несмотря на множество модификаций Фау-2 со времен Второй мировой войны, наиболее известное его использование было в Т-34. Снимок сделан на TANKFEST 2022.
Оригинальная конструкция Константина Чеплана 1930-х годов принимала множество форм: от шести-, 10- и 12-цилиндровых, рядных, V- и X-образных компоновок — и по сей день существуют новые версии на базе V-2 в разработка.
В этой статье мы рассмотрели наиболее важные примеры V-2, но есть еще много, много других применений этого двигателя в гражданских, промышленных, морских и военных целях, которые у нас просто нет места для освещения.
История этого невероятного двигателя, которая началась еще в 1931 году, похоже, не закончится в ближайшее время.
Ford Crown Victoria.
в Швеции решил, что его Ford Crown Victoria вместо этого должен быть оснащен 27-литровым двигателем Rolls-Royce «Meteor» V12, позаимствованным у танка времен Второй мировой войны.
В интервью американскому изданию Road & Track Даниэль Вернер сказал, что проект рождается сердцем, а не головой.
«Это неразумный выбор двигателя, если вы хотите иметь 2500 л.с. и участвовать в гонках. Более того, я хотел сделать это из чистого энтузиазма», — сказал Вернер.
Пост, опубликованный The Meteor Interceptor (@the_meteor_interceptor)
Имея в виду 2500 л. Это немного больше мощности по сравнению с исходными 410 кВт двигателя.
Чтобы выдержать вес двигателя Meteor, Вернер адаптировал переднюю часть от пикапа Chevrolet C10 и будет использовать модернизированную трансмиссию Th500, чтобы преобразовать эту мощность в движущую силу.
Meteor V12 был измененной версией двигателя Rolls-Royce Merlin V12, установленного на истребителе Spitfire и бомбардировщике Lancaster времен Второй мировой войны. Спортивное купе Chevrolet Bel Air 1955 года выпуска. В итоге он выдал 3000 л.с. (2237 кВт), но это не соревнование…
«Это будет не идеальная машина», — сказал Вернер в интервью Road & Track. «Но для меня это идеально. Достаточно всего 1647 кубических дюймов».
Если вы хотите следить за сборкой, вы можете посмотреть ее в Instagram, Facebook и YouTube.
2 изображения
1/2 Ford Crown Victoria получает замену 27-литрового танкового двигателя V122/2 Продажа автомобилей
БОЛЬШЕ:Выставочный зал Ford
БОЛЬШЕ:Новости Ford
БОЛЬШЕ:Обзоры Ford
БОЛЬШЕ:Поиск подержанных автомобилей Ford на продажу
Бен Захария – опытный писатель и автожурналист из Мельбурна. чем 15 лет. Бен ранее работал водителем грузовика между штатами и получил степень магистра делового администрирования в области финансов в начале 2021 года. Он считается экспертом в области инвестиций в классические автомобили.