ДВС РОТОРНЫЙ EMDRIVE РАСКОКСОВКА HONDAВИДЫ

Большая Энциклопедия Нефти и Газа. Судовой двигатель


Судовой двигатель - это... Что такое Судовой двигатель?

        входит в состав судовой энергетической установки. Различают главные С. д. (обеспечивает движение судна (См. Судно)) и вспомогательные С. д. (для привода электрогенераторов, насосов, вентиляторов и т. п.). В качестве С. д. используют двигатели внутреннего сгорания (См. Двигатель внутреннего сгорания) (двс), паровые турбины (См. Паровая турбина), и газовые турбины (См. Газовая турбина). Особенностями С. д. являются: большой ресурс, возможность реверсирования, умеренная трудоёмкость технического обслуживания, проводимого в судовых условиях, использование топлива в основном тяжёлых сортов, отсутствие жёстких ограничений по массе и размерам двигателя.          Чаще всего на судах используются двс — дизели (См. Дизель), обладающие наибольшей экономичностью из всех типов С. д. На транспортных, промысловых и вспомогательных судах применяются мало-, средне- и высокооборотные дизели с Наддувом (см. Крейцкопфный двигатель, Тронковый двигатель). Малооборотные двс используются как главные двигатели судов различных типов; их агрегатная мощность составляет 2,2—35 Мвт, число цилиндров 5—12, удельный эффективный расход топлива 210—215 г/ (квт․ч), частота вращения 103—225 об / мин. Среднеоборотные двс используются преимущественно в качестве главных двигателей судов среднего размера; их мощность достигает 13,2 Мвт, число цилиндров 6—20, эффективный расход топлива 205—210 г/(квт․ч), частота вращения 300—500 об/мин. Высокооборотные двс применяются в основном как главные двигатели на малых судах, а также в качестве вспомогательных двигателей на судах всех типов; их агрегатная мощность до 2 Мвт, число цилиндров 12—16, удельный эффективный расход топлива 215—230 г/(квт․ч), частота вращения свыше 500 об/мин.          Паровые турбины по степени распространённости несколько уступают двс; используются в качестве главных двигателей на крупных Танкерах, Контейнеровозах, Газовозах и других судах, а также на судах с ядерной энергетической установкой (см. Атомный ледокол «Ленин» (См. Атомный ледокол Ленин)). Применяются также как вспомогательные двигатели. Мощность паротурбинных установок достигает 80 Мвт, удельный эффективный расход топлива 260—300 г/(квт․ч), частота вращения турбины 3000—4000 об/мин.          Газовые турбины в составе судовых двигателей применяются в основном в качестве главных двигателей на военных кораблях, транспортных судах на подводных крыльях (См. Судно на подводных крыльях) и на судах на воздушной подушке (См. Судно на воздушной подушке). Транспортные водоизмещающие суда с газотурбинными двигателями имеются в СССР, США, Австралии. На судах используют газовые турбины индустриального типа, приспособленные для сжигания топлива тяжёлых сортов и техобслуживания на борту судна, а также авиационные газовые турбины (См. Авиационная газовая турбина) с редуктором. Мощность газотурбинных установок транспортных судов 0,07— 14,5 Мвт, удельный эффективный расход топлива 285—330 г/(квт․ч), частота вращения турбины 5000—8000 об/мин. Перспективно применение газовых турбин мощностью 6—37 Мвт в качестве главных двигателей крупных судов с горизонтальным способом погрузки, паромов, судов ледового плавания и т. п., а также как вспомогательных двигателей.

         Лит.: Петровский Н. В., Судовые двигатели внутреннего сгорания и их эксплуатация, М., 1966; Гаврилов В. С., Камкин С. В., Шмелев В. П., Техническая эксплуатация судовых дизельных установок, М., 1967; Плаксионов Н. П., Берете А. Г., Судовые турбинные установки, М., 1973; Справочник судового механика, под ред. Л. Л. Грицая, т. 1—2, М., 1973—74.

         Г. И. Белозерский, В. В. Маслов.

dic1.academic.ru

Судовой двигатель - это... Что такое Судовой двигатель?

        входит в состав судовой энергетической установки. Различают главные С. д. (обеспечивает движение судна (См. Судно)) и вспомогательные С. д. (для привода электрогенераторов, насосов, вентиляторов и т. п.). В качестве С. д. используют двигатели внутреннего сгорания (См. Двигатель внутреннего сгорания) (двс), паровые турбины (См. Паровая турбина), и газовые турбины (См. Газовая турбина). Особенностями С. д. являются: большой ресурс, возможность реверсирования, умеренная трудоёмкость технического обслуживания, проводимого в судовых условиях, использование топлива в основном тяжёлых сортов, отсутствие жёстких ограничений по массе и размерам двигателя.          Чаще всего на судах используются двс — дизели (См. Дизель), обладающие наибольшей экономичностью из всех типов С. д. На транспортных, промысловых и вспомогательных судах применяются мало-, средне- и высокооборотные дизели с Наддувом (см. Крейцкопфный двигатель, Тронковый двигатель). Малооборотные двс используются как главные двигатели судов различных типов; их агрегатная мощность составляет 2,2—35 Мвт, число цилиндров 5—12, удельный эффективный расход топлива 210—215 г/ (квт․ч), частота вращения 103—225 об / мин. Среднеоборотные двс используются преимущественно в качестве главных двигателей судов среднего размера; их мощность достигает 13,2 Мвт, число цилиндров 6—20, эффективный расход топлива 205—210 г/(квт․ч), частота вращения 300—500 об/мин. Высокооборотные двс применяются в основном как главные двигатели на малых судах, а также в качестве вспомогательных двигателей на судах всех типов; их агрегатная мощность до 2 Мвт, число цилиндров 12—16, удельный эффективный расход топлива 215—230 г/(квт․ч), частота вращения свыше 500 об/мин.          Паровые турбины по степени распространённости несколько уступают двс; используются в качестве главных двигателей на крупных Танкерах, Контейнеровозах, Газовозах и других судах, а также на судах с ядерной энергетической установкой (см. Атомный ледокол «Ленин» (См. Атомный ледокол Ленин)). Применяются также как вспомогательные двигатели. Мощность паротурбинных установок достигает 80 Мвт, удельный эффективный расход топлива 260—300 г/(квт․ч), частота вращения турбины 3000—4000 об/мин.          Газовые турбины в составе судовых двигателей применяются в основном в качестве главных двигателей на военных кораблях, транспортных судах на подводных крыльях (См. Судно на подводных крыльях) и на судах на воздушной подушке (См. Судно на воздушной подушке). Транспортные водоизмещающие суда с газотурбинными двигателями имеются в СССР, США, Австралии. На судах используют газовые турбины индустриального типа, приспособленные для сжигания топлива тяжёлых сортов и техобслуживания на борту судна, а также авиационные газовые турбины (См. Авиационная газовая турбина) с редуктором. Мощность газотурбинных установок транспортных судов 0,07— 14,5 Мвт, удельный эффективный расход топлива 285—330 г/(квт․ч), частота вращения турбины 5000—8000 об/мин. Перспективно применение газовых турбин мощностью 6—37 Мвт в качестве главных двигателей крупных судов с горизонтальным способом погрузки, паромов, судов ледового плавания и т. п., а также как вспомогательных двигателей.

         Лит.: Петровский Н. В., Судовые двигатели внутреннего сгорания и их эксплуатация, М., 1966; Гаврилов В. С., Камкин С. В., Шмелев В. П., Техническая эксплуатация судовых дизельных установок, М., 1967; Плаксионов Н. П., Берете А. Г., Судовые турбинные установки, М., 1973; Справочник судового механика, под ред. Л. Л. Грицая, т. 1—2, М., 1973—74.

         Г. И. Белозерский, В. В. Маслов.

die.academic.ru

Судовой дизельный двигатель

Компания «Дизельзипсервис» - надёжный поставщик дизельных установок и запчастей для различных отраслей промышленности, машиностроения и энергетики, судоходства и железных дорог.

Судовой дизельный двигатель

Большому кораблю — большое плавание, говорим мы. Но эти слова останутся просто словами, если судну не придать движения. Основным «трудягой», задающим скорость движения любого судна, является судовой дизельный двигатель.

Судовой дизельный двигатель 6Ч12/14

Типы судовых дизельных двигателей

Эти агрегаты условно можно условно разделить на два типа:

  1. Главный судовой двигатель, который придаёт ход и регулирует скорость движения корабля.
  2. Вспомогательный двигатель, непосредственно служащий для бесперебойной работы различных насосов, электрогенераторов, вентиляторов и т. д.

Также существуют и успешно эксплуатируются:

Судовой дизельный двигатель 6Ч12/14 с турбонаддувом (К169)Судовой дизельный двигатель Scania DI 12 59 M

Судовой дизельный двигатель 8NVD36-1AU

Отдельно можно отметить, что:

Что касается двигателей, работающих на топливе, отличном от судовых дизельных двигателей, то здесь можно выделить:

Паровые турбины (двигатели) с успехом несут свою вахту на судах, которые специализируются на перевозке контейнеров, нефтетанкерах и судах обладающих ядерной энергетической установкой.

Однако судовые дизельные дизели — это самые экономичные ДВС (двигатели внутреннего сгорания) для судов из всех, которые существуют на данный момент.

При этом продолжается усиленный поиск возможности по уменьшению габаритов двигателей с параллельным решением задач по усилению их мощности.

Оставить заявку

spbdiesel.ru

Судовой двигатель — с русского на немецкий

См. также в других словарях:

translate.academic.ru

Судовой двигатель - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Судовой двигатель

Cтраница 1

Судовые двигатели 2ДС - 16 / 20 снабжены однотипным плунжерным насосом для откачки трюмной воды. В случае необходимости второй насос может быть использован для охлаждения двигателя.  [1]

Судовые двигатели 2ДС - 16 / 20 поставляются с реверсивной муфтой. Реверсивная муфта чугунная с коническими шестернями. На ведущей шестерне муфты смонтирован привод масляного плунжерного и водяного насосов.  [2]

Судовые двигатели оборудуются механизмом реверса, позволяющим при маневре изменять направление вращения коленчатого вала.  [3]

Судовые двигатели имеют замкнутую, двухконтурную систему охлаждения. Циркуляция пресной воды в двигателе осуществляется центробежным насосом, установленным на переднем торце двигателя и имеющим шестеренчатый привод от коленчатого вала.  [4]

Судовые двигатели подразделяют нз главные реверсивные, работающие на гребной винт, главные нереверсивные, снабженные реверсивной муфтой, и вспомогательные нереверсивные.  [5]

Судовые двигатели при работе на электрогенератор обычно снабжаются только однорежимным ( предельным) регулятором.  [6]

Судовые двигатели Зульцер строятся двухтактные простого или двойного действия, компрессорные или бескомпрессорные. Двигатели двойного действия-самые мощные. Поперечный разрез 8-цилиндрового двигателя Зульцер двойного действия 7 600 fPeff представлен на фиг. В крышке цилиндра имеется только один нефтяной клапан, а в днище цилиндра - два нефтяных клапана под углом 180, пусковой и предохранительно-компрессионный. Клапанный привод состоит из распределительного вала 8 на уровне днищ цилиндров. Цилиндр состоит из двух частей, поршень - из трех и охлаждается водой.  [7]

Судовые двигатели, изготовляемые в СССР.  [8]

Современные судовые двигатели Дизеля обладают большой мощностью, при которой является целесообразным устанавливать утилизационные котлы, которые используют тепловую энергию отработанных газов. На судах применяются утилизационные котлы различных систем - водотрубные и огнетрубные - которые работают только отработанными газами или также жидким топливом. Утилизационные котлы устанавливаются или непосредственно у двигателя ( для использования большей темп-ры отработанных газов) или наверху рядом с глушителем. Применение утилизационных котлов повышает кпд установки. При уменьшении хода судовых двигателей нагнетание воздуха прекращается, и двигатель начинает работать, как обыкновенный. Из нескольких систем наддува наиболее часто встречается система Бюхи, при к-рой турбокомпрессор вращается отработанными газами двигателя. Она представлена на фиг. Отработанные газы по патрубкам А и В поступают к газовой турбине С и из нее уходят по трубе D. Турбина вращает двухступенчатую воздуходувку Е, в к-рую воздух поступает по трубе F, а от воздуходувки уходит по трубе G к всасывающим клапанам двигателя. Судовые двигатели всегда снабжаются вало-поворотными машинками для проворачивания двигателя. Кроме охлаждающих масляных трубных насосов, приводимых в действие двигателем, устраиваются еще такие же запасные вспомогательные механизмы, приводимые в действие отдельными электродвигателями.  [9]

Для судовых двигателей это не является главным ограничением.  [10]

Регулятор судовых двигателей имеет устройство ручного и дистанционного управления. Дистанционное управление регулятором судового двигателя осуществляется электропневматическим сервомотором, конструкция которого несколько отлична от конструкции тепловозного сервомотора.  [11]

Шатун судового двигателя, работающего с воспламенением топлива от сжатия, должен быть рассчитан на продольный изгиб.  [12]

Для тяжелых судовых двигателей и для других сильно напряженных валов иногда применяют малолегированные и легированные стали.  [13]

Реверсирование судовых двигателей Дизеля достигается различными способами. Наиболее часто делают два комплекта кулачных шайб - переднего и заднего хода - и передвигают либо сам кулачный вал либотолько муфту с кулачными шайбами, скользящую по шпонке на распределительном валу, и иногда ограничиваются одним комплектом кулаков, но устраивают два комплекта тяг с роликами клапанного привода: один - для переднего хода, другой - для заднего.  [14]

Охлаждение судовых двигателей Дизеля может производиться: 1) забортной водой ( соленой - на морских теплоходах), 2) пресной водой ( то же на морских теплоходах) и 3) маслом. Наиболее проста система охлаждения забортной водой, и она чаще всего применяется, но при ней возможно образование накипи и осадка в охлаждаемых полостях двигателя. Охлаждение пресной водой требует добавочных насосов и холодильников. Кроме того утечка масла является добавочной смазкой.  [15]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

Главный судовой двигатель - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Главный судовой двигатель

Cтраница 1

Главные судовые двигатели приводят в движение гребные винты, а вспомогательные судовые двигатели работают в основном для освещения и для ряда других вспомогательных нужд коробля. Иногда главные судовые двигатели одновременно работают на винт и на вспомогательный электрогенератор для обслуживания внутренних нужд судна.  [1]

Главные судовые двигатели при электрической передаче и вспомогательные судовые двигатели эксплуатируются в основном на постоянном числе оборотов, поэтому и условия их работы такие же, какие имеют стационарные двигатели на электростанциях.  [2]

Главные судовые двигатели с непосредственным реверсом должны обеспечивать возможность пуска при любом положении коленчатого вала, а также под нагрузкой. При меньшем числе цилиндров перед пуском необходимо проворачивать коленчатый вал для установки поршней в пусковое положение.  [3]

Главные судовые двигатели внутреннего сгорания большой мощности выпускаются преимущественно двухтактными. Развитие дизелей этого типа характеризуется ростом мощности в одном агрегате в результате увеличения числа и диаметра цилиндров и применения наддува, внедрением сварных остовов и использованием более дешевого котельного топлива и сырой нефти вместо дизельного топлива.  [4]

Регуляторы главных судовых двигателей ( модификации 161.44.000 и 558.44.000 - 1) отличаются конструкцией механизма настройки скорости, выполненного в виде рычага с сектором, а также отсутствием механизма для изменения наклона статической характеристики, катаракта и рукоятки Стоп ( фиг.  [5]

На главных судовых двигателях отбор мощности осуществляется от фланца редукторного.  [6]

В главных судовых двигателях, непосредственно работающих на винт, существенным является влияние п на условия работы винта. Число оборотов п ( вместе с S) определяет быстроходность двигателя.  [7]

Применение турбин в качестве главного судового двигателя связано с именем талантливого изобретателя инженера-механика русского флота П. Д. Кузьминского, который в 1892 г. начал постройку опытной турбинной установки для быстроходного катера. Однако эта инициатива не была поддержана царским правительством. Через два года после первых опытов П. Д. Кузьминского подобные работы были начаты Парсонсом, который в 1894 - 1896 гг. на яхте Турбиния установил трехвальную турбинную установку.  [8]

В том случае, когда главный судовой двигатель должен по условиям эксплуатации продолжительное время работать на частичных скоростных режимах, двигатель необходимо оборудовать все-режимным автоматическим регулятором.  [9]

Согласно правилам - Регистра пуск главного судового двигателя должен быть обеспечен при температуре машинного отделения не ниже 8 С. Время, потребное на реверс, не должно превышать 10 - 15 сек. По данным испытаний ряда судовых двигателей время реверсирования в среднем составляет 10 - 18 сек. Кроме того, Регистр СССР требует определенной емкости баллонов пускового воздуха. Для двигателей с непосредственным реверсом емкость воздухо-хранителей должна быть достаточной для производства не менее 12 последовательных пусков и реверсов двигателя, начиная с холодного его состояния. Если требуется пуск двигателя при температуре ниже 8 С, то должно быть предусмотрено устройство для подогрева двигателя, например, подача пара в зарубашечное пространство.  [10]

В настоящее время практически во всех главных судовых двигателях, установленных на английских торговых судах, применяется тяжелое топливо и ведутся работы по применению высоковязких топлив в высокооборотных вспомогательных двигателях. Так, фирма Elder Dempster Lines в течение ряда лет применяет мазут на нескольких судах.  [11]

Предельные регуляторы прямого действия используются на главных судовых двигателях внутреннего сгорания в тех случаях, когда двигатель работает непосредственно на гребной винт.  [12]

Предельные регуляторы прямого действия используются на главных судовых двигателях внутреннего сгорания в тех случаях, когда двигатель работает непосредственно на гребной винт. Их назначением является предотвращение чрезмерного увеличения числа оборотов двигателя при выходе из воды или потере гребного винта, а также при его поломке.  [13]

При непрерывной длительной работе дизелей, например, главные судовые двигатели кораблей дальнего плавания, нужно при расчете поверхности фильтрации пользоваться характеристиками загрязнения непрерывной фильтрации. При периодической - фильтрации для расчета фильтрующих элементов следует пользоваться характеристикой загрязнения, снимаемой с перерывами.  [14]

Рассмотрение внешних и винтовых характеристик показывает, что зона возможных эксплуатационных мощностей главных судовых двигателей в зависимости от класса судна и типа судовой установки может лежать между внешней характеристикой номинальной мощности ( см. фиг.  [15]

Страницы:      1    2

www.ngpedia.ru

Судовой двигатель - Большая советская энциклопедия

Судно, корабль, плавучее сооружение, предназначенное для выполнения определённых хозяйственных и военных задач, научных исследований, водного спорта и др. Классификация С. По назначению различают С…

Двигатель внутреннего сгорания, тепловой двигатель, в котором химическая энергия топлива, сгорающего в рабочей полости, преобразуется в механическую работу. Первый практически пригодный газовый Д. в…

Паровая турбина, первичный паровой двигатель с вращательным движением рабочего органа - ротора и непрерывным рабочим процессом; служит для преобразования тепловой энергии пара водяного в механическую…

Газовая турбина, тепловой двигатель непрерывного действия, в лопаточном аппарате которого энергия сжатого я нагретого газа преобразуется в механическую работу на валу. Нагревание сжатого газа может…

Дизель, двигатель внутреннего сгорания (ДВС) с воспламенением от сжатия. Воспламенение в цилиндре Д. происходит при впрыске топлива в воздух, нагретый до высокой температуры в результате сжатия…

Наддув, увеличение количества свежего заряда горючей смеси, подаваемой в двигатель внутреннего сгорания, за счёт повышения давления при впуске. Н. обычно применяется с целью повышения мощности (на 20-…

Крейцкопфный двигатель, двигатель внутреннего сгорания, как правило, дизель, в котором шатун и поршень связаны между собой крейцкопфом (ползуном). При работе двигателя крейцкопф передаёт продольное (…

Тронковый двигатель (от франц. tronc - ствол), бескрейцкопфный двигатель внутреннего сгорания. Отличается от крейцкопфного двигателя тем, что боковые усилия, возникающие в кривошипном механизме…

Танкер (английское tanker, от tank - цистерна, бак, резервуар), наливное судно, судно для транспортировки жидких грузов наливом. Т. перевозят сырую нефть и продукты её переработки, сжиженные газы…

Контейнеровоз автомобильный, специализированный полуприцеп для перевозки контейнеров по автомобильным дорогам. Грузоподъёмность от 5 до 30 т. В СССР наиболее распространены К. грузоподъёмностью 5 т;…

Газовоз, судно, перевозящее сжиженные газы (пропан, бутан, метан, аммиак и др.). Газы транспортируются в цистернах под давлением 1-1,8 Мн/м2 (10-18 кгс/см2), сильно охлажденными либо при небольшом…

Атомный ледокол "Ленин", первое в мире судно гражданского назначения с ядерной силовой установкой, созданное в СССР. А. л. "Ленин" спущен на воду 5 декабря 1957; вступил в эксплуатацию в конце 1959…

С>дно на подводных крыльях, судно, корпус которого при движении поднимается над водой под действием подъёмной силы, создаваемой погруженными в воду крыльями. Патент на С. на п. к. выдан в России в…

Судно на воздушной подушке, парящее судно, судно, которое приподнимается над поверхностью воды нагнетаемым под днищем воздухом, благодаря чему уменьшается сопротивление движению судна. Конструкцию…

Авиационная газовая турбина, один из основных агрегатов авиационных газотурбинных двигателей; по сравнению со стационарными газовыми турбинами, А. г. т. при большой мощности имеет малые габариты и…

Судовой двигатель, входит в состав судовой энергетической установки. Различают главные С. д. (обеспечивает движение судна) и вспомогательные С. д. (для привода электрогенераторов, насосов, вентиляторов и т. п.). В качестве С. д. используют двигатели внутреннего сгорания (двс), паровые турбины, и газовые турбины. Особенностями С. д. являются: большой ресурс, возможность реверсирования, умеренная трудоёмкость технического обслуживания, проводимого в судовых условиях, использование топлива в основном тяжёлых сортов, отсутствие жёстких ограничений по массе и размерам двигателя.

Чаще всего на судах используются двс — дизели, обладающие наибольшей экономичностью из всех типов С. д. На транспортных, промысловых и вспомогательных судах применяются мало-, средне- и высокооборотные дизели с наддувом (см. Крейцкопфный двигатель, Тронковый двигатель). Малооборотные двс используются как главные двигатели судов различных типов; их агрегатная мощность составляет 2,2—35 Мвт, число цилиндров 5—12, удельный эффективный расход топлива 210—215 г/ (квт×ч), частота вращения 103—225 об / мин. Среднеоборотные двс используются преимущественно в качестве главных двигателей судов среднего размера; их мощность достигает 13,2 Мвт, число цилиндров 6—20, эффективный расход топлива 205—210 г/(квт×ч), частота вращения 300—500 об/мин. Высокооборотные двс применяются в основном как главные двигатели на малых судах, а также в качестве вспомогательных двигателей на судах всех типов; их агрегатная мощность до 2 Мвт, число цилиндров 12—16, удельный эффективный расход топлива 215—230 г/(квт×ч), частота вращения свыше 500 об/мин.

Паровые турбины по степени распространённости несколько уступают двс; используются в качестве главных двигателей на крупных танкерах, контейнеровозах, газовозах и других судах, а также на судах с ядерной энергетической установкой (см. Атомный ледокол "Ленин"). Применяются также как вспомогательные двигатели. Мощность паротурбинных установок достигает 80 Мвт, удельный эффективный расход топлива 260—300 г/(квт×ч), частота вращения турбины 3000—4000 об/мин.

Газовые турбины в составе судовых двигателей применяются в основном в качестве главных двигателей на военных кораблях, транспортных судах на подводных крыльях и на судах на воздушной подушке. Транспортные водоизмещающие суда с газотурбинными двигателями имеются в СССР, США, Австралии. На судах используют газовые турбины индустриального типа, приспособленные для сжигания топлива тяжёлых сортов и техобслуживания на борту судна, а также авиационные газовые турбины с редуктором. Мощность газотурбинных установок транспортных судов 0,07— 14,5 Мвт, удельный эффективный расход топлива 285—330 г/(квт×ч), частота вращения турбины 5000—8000 об/мин. Перспективно применение газовых турбин мощностью 6—37 Мвт в качестве главных двигателей крупных судов с горизонтальным способом погрузки, паромов, судов ледового плавания и т. п., а также как вспомогательных двигателей.

Лит.: Петровский Н. В., Судовые двигатели внутреннего сгорания и их эксплуатация, М., 1966; Гаврилов В. С., Камкин С. В., Шмелев В. П., Техническая эксплуатация судовых дизельных установок, М., 1967; Плаксионов Н. П., Берете А. Г., Судовые турбинные установки, М., 1973; Справочник судового механика, под ред. Л. Л. Грицая, т. 1—2, М., 1973—74.

Г. И. Белозерский, В. В. Маслов.

allencyclopedia.ru


Смотрите также