«Москвич» и «Формула 1» — Единый Транспортный Портал

29 сентября 2021

Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.

«Формула 1» – признанная «королева автоспорта». В ней собрано все самое лучшее и дорогое из мира автогонок: машины, водители, технологии. В СССР этот вид капиталистического автоспорта официально порицали, но втайне все же восхищались и даже иногда подумывали принять участие в международной гоночной карусели. О том, как в «Формуле 1» мог оказаться автомобиль марки «Москвич», наш сегодняшний рассказ.

фото с выставки “Мечта Москвича” / Музей Транспорта Москвы

«Для гонщиков это «соревнование» равносильно игре со смертью. Хозяева требуют наивысшей скорости, борьбы за каждую секунду, ибо на этих состязаниях автомобильные концерны всего капиталистического мира борются за первенство своих марок…». Так писала газета «Советский спорт» в январе 1955 года о зарубежных соревнованиях по автогонкам.

На момент публикации этих строк СССР все еще стоял в стороне от мирового автоспортивного сообщества. По факту – гонок в стране в общепринятом понимании на тот момент и не было. Лишь заезды раз в год по Минскому шоссе да установление отдельных рекордов.

Но крамольные мысли о том, чтобы порвать капиталистических гоночных ястребов в их собственном логове, впервые появились у советских автоспортивных функционеров еще в послевоенную сталинскую эпоху. И для этой цели даже были построены специальные гоночные автомобили. Но о сталинских гоночных «Соколах» мы как-нибудь поговорим отдельно. А пока перенесемся в года 1960-е.

К тому моменту советская страна открылась миру. Еще в октябре 1956 года курирующий автоспорт Центральный автоклуб СССР вступил в Международную автомобильную федерацию (ФИА). Советские спортивные чиновники стали посещать зарубежные гонки, приводить классификацию машин к общепринятой. Гоночный мир в СССР стал оживать, хотя редкие визиты иностранных спортсменов на советские соревнования приносили только разочарования. На фоне зарубежных гонщиков и их машин, даже если они не являлись представителями высшей лиги, советские спортсмены и техника выглядели совершенно не конкурентными. Оно и понятно. Откуда взяться опыту, если советский спорт варился сам в себе, а большинство гоночных машин в СССР делали фактически «на коленке», собирая из узлов обычных «Побед» и «Волг».

«Москвичи-Г4» 1963 года по своей компоновке уже вполне соответствовали болидам мировой «формулы». Фото из архива Льва Шугурова

Но были в этой системе и приятные исключения. Например, Московский завод малолитражных автомобилей, выпускавший «Москвичи». Благодаря главному конструктору предприятия Александру Андронову и его заместителю Игорю Гладилину на московском заводе с середины 1950-х годов последовательно строили специальные гоночные автомобили. Постепенно, вместе с генеральной линией развития советского автоспорта, переходя от машин для рекордных заездов к болидам для кольцевых гонок.

Последние, особенно в модели Г4 (гоночный четвертый), были уже близки к конструкциям общемирового образца, что доказывали их стабильные победы в Чемпионате СССР. На Г4 прописалась совсем недавно внедренное в мировом автоспорте центральное расположение двигателя за кокпитом пилота, трубчатое основание кузова, независимая подвеска всех колёс, реечное рулевое управление. Но барабанные тормоза на основе серийных деталей от «Москвича-407» не шли ни в какое сравнение с современными дисковыми механизмами на европейских гоночных машинах. Да и четырехцилиндровый мотор основанный, опять же, на серийной конструкции, не оставлял советской машине ни единого шанса в случае выезда на зарубежные трассы. Для того, чтобы достичь мирового уровня, следовало сделать следующий, и весьма радикальный шаг – создать специальный гоночный двигатель вместо того, чтобы вытягивать последние силы из форсировки серийных агрегатов.

Над «Москвичом-Г4» под руководством куратора гоночной программы МЗМА Игоря Гладилина трудился молодой инженер Лев Шугуров, в будущем известный автомобильный журналист и автоисторик. Он тщательно изучал всевозможную зарубежную прессу, чтобы быть в курсе последних тенденций мира гоночных машин. И переписывая в блокнот свои наблюдения, Шугуров пришел к выводу, что в текущей ситуации задача сделать машину для «Формулы 1» не является такой уж непосильной. Напротив, этот процесс надо было запускать именно здесь и сейчас.

MT-GD2 Лев Михайлович Шугуров у своего детища – мотора «Москвич-ГД1». Фото из архива Льва Шугурова

Условия действительно были на тот момент весьма благоприятные. В мировых «Гран-При» с 1961 года гоняли машины с рабочим объемом двигателя до 1,5 литров, достаточно простые и недорогие в разработке. Бюджеты команд были вполне посильные, допускалось выставлять на старт всего один болид, обязательное участие во всех этапах не требовалось.

В Советском Союзе, в свою очередь, с 1957 года осуществлялась практика управления народным хозяйством посредством региональных Совнархозов. И это было весьма на руку, если требовалось получить финансирование на неординарный проект. Предприятия при системе Совнархозов подчинялись местному начальству взамен прежней вертикали отраслевых министерств. Сонархозы были ближе к народу, станкам и полям, яснее видели перспективы подконтрольных заводов и щедро выделяли средства на интересные проекты. Поэтому заявка на создание «Гоночного автомобиля Формулы 1» прошла в Московском Совнархозе без проблем – ведь ее подал любимчик МЗМА.

Это был, конечно, совершенно идеалистический порыв – ведь мало сделать достойную машину. Для участия в чемпионате «Гран-При» также требовались гонщики мирового уровня, а у советских спортсменов опыта участия в международных гонках фактически не было. Также следовало иметь приличные суммы на содержание команды, переезды, покупку импортных свечей, карбюраторов, шин, масел – ничего из перечисленного в СССР не делали на уровне, необходимом для выступления в «Формуле 1». А это все – драгоценная валюта, которую требовалось выбивать в расчете на довольно мифологический успех.

Но создатели советской «Формулы 1» рассчитывали, что вначале следует сделать машину, а там вдруг, что и выйдет – ведь речь идет о престиже советской страны, советского строя.

Надежду давал пример Центрального конструкторского бюро (ЦКБ) мотоциклетостроения из города Серпухова. Оно в 1960-х годах создало серию гоночных мотоциклов «Восток», которые показывали неплохие результаты на этапах мирового чемпионата по мотогонкам. На основе мотора одного из «Востоков» Гладилин и Шугуров и решили делать силовой агрегат для советской «Формулы 1». Условно говоря, собрав четыре двухцилиндровых мотора по 350 куб. см. в восьмицилиндровый двигатель рабочим объемом 1,5 литра – как раз под регламент «Формулы 1». Индекс разработки – ГД1: «гоночный двигатель первой формулы».

MT-GD3. Коробку передач от отмененного проекта «Формулы 1» потом применили на гоночном «Москвиче-Г5» Фото из архива Льва Шугурова

Конечно, просто было на бумаге. А в реальности, например, требовалось перевести силовой агрегат с воздушного на жидкостное охлаждение. Но все же имеющиеся наработки коллег из мотопрома существенно упрощали постройку. Тем более, что по расчетам будущий мотор должен был выдать мощность в 200 л. с. Показатель как раз на уровне большинства потенциальных конкурентов по «Формуле 1».

Два года шла сборка двигателя с постоянным решением возникающих проблем, поиском импортных комплектующих (карбюраторов, свечей), привлечением секретных военных производств, так называемых «почтовых ящиков», когда надо было применить нестандартную технологию. Одновременно к мотору проектировалась специальная пятиступенчатая коробка передач. Причем в отличие от зарубежных аналогов она была полностью синхронизированная, чтобы максимально облегчить процесс переключения передач гонщиком. Зачем были такие сложности? Просто Шугуров, опять же исходя из своего технического романтизма, предполагал, что когда-нибудь она потребуется для спортивного автомобиля, доступного любому гражданину Советского Союза. И посему – надо трансмиссию делать изначально по гражданским спецификациям.

Увы, ничего подобного не случилось ни тогда, ни позже. Хотя именно коробка передач все-таки увидела гоночные трассы. Правда только отечественные и только в союзе с форсированным серийным мотором от «Москвича-412». Этот комплект был поставлен на два образца «Москвича-Г5» – последний гоночный болид московского автозавода.

Но это будет потом, а сейчас, то есть в 1965 году, восьмицилиндровый гоночный мотор готов к испытаниям на стенде. Пока формульный двигатель осторожно раскручивают только до 6000 оборотов в минуту. Чтобы развить максимальные 10500 оборотов требуется дальнейшая доводка, но и сейчас мотор выдает вполне оптимистичные 162 силы – видно, что потенциал велик.

Правда, к тому моменту уже становится понятно, что вся проведенная работа «ляжет в стол». С 1966 года в регламент мировой «Формулы 1» вводится допустимый рабочий объем двигателя в 3 литра. А это означает, что советский проект летит в корзину и всю работу надо начинать заново. Только денег на очередное «баловство» уже никто не даст. В 1965 году, после отставки Хрущева, его любимые Совнархозы упраздняют и взамен восстанавливают общесоюзные отраслевые министерства. А им нужен план, конкретные цифры, а не странные игры в «Формулу».

Примерно так мог выглядеть советский болид «Формулы 1». Представленный на фото «Москвич-Г5» должен был стать основой для машины «Гран-При». Фото с выставки «Мечта Москвича» / Музей Транспорта Москвы

По инерции, работы над мотором-мечтой еще продолжатся какое-то время, но постепенно его создатели начинают заниматься другими делами. Гладилин станет курировать разработку очередного болида для Чемпионата СССР – «Москвича-Г5», а Шугуров, разочаровавшись в своей инженерной романтике, в марте 1967 года покинет МЗМА, чтобы стать журналистом. Именно тогда, на полпути, остановится и постройка шасси под советский болид «Гран-При».

Но сам мотор для «Формулы 1» не пропал, а был в свое время из экспериментального цеха передан в музей АЗЛК. А сейчас он украшает один из залов нашей выставки «Мечта Москвича» на ВДНХ в историческом павильоне «Транспорт СССР». В компании с двумя «Москвич-Г5» – единственными живыми свидетелями былой гоночной славы московского автозавода.

Нам по пути ❤️

Сайт Музея Транспорта Москвы

Продолжаем готовить новое здание Музея Транспорта Москвы и «Депо-2» к открытию

11 октября 2022

Сегодня Музей Транспорта Москвы и МГХПА им. С.Г. Строганова подписали соглашение о сотрудничестве

26 мая 2022

Уникум

16 марта 2022

Статья о Москвиче из The Free Dictionary

Следующая статья взята из Большой советской энциклопедии (1979). Он может быть устаревшим или идеологически предвзятым.

 

наименование модельного ряда легковых автомобилей, выпускаемых Московским автомобильным заводом имени Ленинского комсомола (до 1969 года — Московский завод малолитражных автомобилей). Помимо базовых моделей (см. табл. 1), выпускалось еще несколько групп автомобилей «Москвич», в том числе легковые автомобили с ручным управлением, предназначенные для инвалидов (модели 401Б, 402Б, 407Б, 403Б, 408Б), универсалы с универсальными кузовами. (модели 423, 424, 426, 427), фургоны (модели 422, 430, 432, 433, 434), легковые автомобили с хорошей проходимостью (модели 410 и 410N), пикапы (модель 411). Отличные эксплуатационные и экономические характеристики автомобилей «Москвич», а также их надежность и долговечность стали решающими факторами

3

4,00510

Table 1. Specifications of basic models of the Moskvich
  400 401 402 407 403 408 412
Wheelbase (mm)………. 2, 340 2, 340 2, 370 2, 370 2, 380 2, 400 2, 400
Размеры (мм)
Длина . ……. 3, 855 3, 9551

4, 855 3, 9551

40051 40051 40051 40051 4555 3. , 055 4, 055 4, 040 4, 090 4, 196
height………. 1, 545 1, 555 1 , 560 1, 560 1, 560 1, 480 1, 480
ширина……… 1, 375 1, 400 1, 540 1, 540 1, 540 1, 550 1, 550
CURB). …. 845 855 980 990 980 990 1, 045
Двигатель. Двигатель.

1,07 1,22 1,36 1,36 1,36 1,48
Максимальная мощность двигателя кВт (л.с.)……… 17 (23) 19,2 (26) 25,9 (35) 33,3 (45)4 (5) ) 37 (50) 55,5(75)
Частота вращения двигателя при максимальной мощности (об/мин)………. 3, 400 4, 000 4, 500 4, 500 4, 750 5, 800
Максимальная скорость (км/ч)………. 90 90 105 115 115 120.

Кузов, двигатель, подвеска Двигатель, трансмиссия, главная передача Подвеска, рулевое управление, тормоза Кузов, двигатель Двигатель
Год начала производства………. 1946 1954 1956 1958 1962 1964 1967
Год

факторы успешности спортсменов, выступавших на них в соревнованиях, в том числе многодневных соревнованиях раллийного типа.

Миллионный автомобиль «Москвич» (модель 408) изготовлен 19 мая.67. К 1 января 1973 г. было произведено около 1,6 млн. штук. С 1967 года они также производятся в Ижевске.

И. К. С ГАРНОЦКИЙ и Р. А. Л ИПГАРТ

Большая Советская Энциклопедия, 3-е издание (1970-1979). © 2010 The Gale Group, Inc. Все права защищены.

Спидометр в сборе СП44 402-3802010 к а/м Москвич-403/407

Я согласен с пользовательским соглашением

Я согласен получать новости

Отзывы клиентов (0)

Добавить отзыв

Качество обслуживанияОтличноХорошоНормальноПлохоУжасно

Удобство использования веб-сайтаОтличноХорошоНормальноПлохоУжасно

Качество товараОтличноеХорошееНормальноПлохоеУжасно

ДоставкаОтличноХорошоНормальноПлохоУжасно

Загрузить

КАТЕГОРИЯ

  • показать все автозапчасти
  • Body  55
  • Body rear part  4
  • Body rear part  4
  • Windshield and rear window  5
  • Windshield Wiper and Drive  3
  • Windshield and rear window parts  2
  • Пол тела 2
  • Крышки люка и ковры напольных классов в передней части 1
  • Крышки люка и напольные ковры в редкой части 1 903
  • Переднее и заднее крылья 6
  • Боковой фланец панели радиатора и крыльев 1
  • Капот и фурнитура 4
  • Brightwork 2
  • 5 Задняя дверь0306 2

  • Задний вход 1
  • Угловые и угловые окна и регулятор заднего дверного окна 1
  • Сиденья 2
  • Рама кушиза и подплек
  • Покрытие крыши и задней части 1
  • Передняя часть кузова 3
  • Перчаточный ящик 1
  • Панель приборов 2 Передняя 2
  • 9090 дверь0306 14

  • Передний вход 4
  • Окно и регулятор окна передней двери 3
  • Блокировка, ручки и петли из передней двери 7
  • Докладные. Орнамент, бренд, декоративная надпись и накладки 5
  • Вентиляция и отопление 1
  • Вентилятор отопителя 1
  • Двигатель 36
  • COOLING SYSTEM  11
  • Cooling system pipelines, hoses and thermostat  2
  • Propeller pump of cooling system  7
  • Radiator  1
  • Fan and driving belt  1
  • FUEL SYSTEM  4
  • Карбюратор 4
  • Двигатель 21
  • Двигатель в сборе 1
  • Распределительный вал 2 80306 4
  • Оборудование, единицы и детали на правой стороне двигателя 2
  • Вторичный нефтяной фильтр 3
  • Двигатель Длинейный участок 3
  • Двигатель Двигатель.
  • Крепежные элементы крышки распределительных шестерен 1
  • Всасывающий коллектор масляного насоса и масляный насос двигателя 2
  • Трансмиссия 20
  • Задняя ось 3
  • Финальный дифференциал привода и задней ось. Коробка передач 13
  • Механизм управления коробкой передач 3
  • Четырехступенчатая коробка передач 2
  • Трехступенчатая коробка передач 7
  • Механизм управления четырехступенчатой ​​коробкой передач0306 1
  • Undercarriage  14
  • Suspension  5
  •   1
  • Spring, steering knuckle and arms of front suspension  4
  • Wheels  4
  • Wheel and tire  3
  • Ступица переднего колеса 1
  • Передний мост 5
  • Поворотные рычаги и рулевые тяги 5
  • Механизмы управления
    21
  • Steering  6
  • STEERING  6
  • Brakes  15
  • Brake hydraulic drive high pressure line  2
  • Brake pedal and drive  1
  • Front wheel brake  1
  • Front wheel Тормозной цилиндр 2
  • Тормозной цилиндр заднего колеса 2
  • Тормоз заднего колеса 2
  • Главный тормозной цилиндр 5
  • Electrical
    equipment  39
  • Electrical equipment  27
  • Ignition coil, plug and wires  3
  • Ignition distributor  1
  • Direction indicator switch  1
  • Head lamp  1
  • Блок предохранителей  1
  • Стартер  2
  • Схема подключения  5
  • Задний сигнальный фонарь  7
  • Фонарь капота  1
  • License plate lamp  3
  • Interior lamp  1
  • Flasher unit  1
  • RADIO EQUIPMENT  4
  • RADIO EQUIPMENT  4
  • Devices and sensors  8
  • Clock 1
  • Спидометр 2
  • Комбинации приборов 5
  • ПРИНАДЛЕЖНОСТИ 1
  • Инструменты и оборудование 1
  • Инструменты водителя 1
  • Детали по запросу
  • документация

Связанные продукты

Зеркало Moskvich-403E

403э-Miror

$ 101,85, чтобы купить

Front Fender Guard

30-8403351

$ 108,68 для Buy 9000

351

$ 108,68 для Buy

351

$ 108,68 для Buy

351

$ 108,68 для Buy 9000

3351

$ 108,68. тормоз

400-3501051

$10,63 Купить

Замок капота в сборе

21-8406012-Б

17,64 $ Купить

Патрон фильтра масляного фильтра тонкой очистки в сборе

51-1017035-А4

Комплект крепежных деталей

0

$13,64 Для обивки

21-6102080

$ 18,60 для покупки

Assy Assy в ассортименте

12-1004014

$ 75,60. 3707051, 20-3707053

39,85 $ Купить

Уплотнитель стекла вентиляции передней двери на стойке в сборе

21-6103148

20,53 $ Купить

Комплект прокладок

12,05 12-сб комплект

Купить

Кратковая пластина проведена Assy

21A-1601130-A

$ 50,40, чтобы купить

ArmRests Assy

21-6

  • 0/11 00059

    $ 132,83.