Отказ двух двигателей самолета – что будет

Отказ обоих двигателей в самолете – страшный сон аэрофобов. Да и не только аэрофобов, даже в сознании самого спокойного человека при мысли о неполадках в двигателях, сразу возникает образ самолета, падающего камнем вниз. На самом же деле людей пугает неинформированность.

Содержание статьи:

  1. Как это устроено
  2. Частичный и полный отказ

Что же будет в действительности, если оба двигателя самолета откажут? Сколько времени лайнер сможет оставаться тогда на лету?

Как это устроено

Двигатели действительно играют в управлении воздушными судами очень важную роль. Кроме того, что они поднимают самолет с земли, заставляют двигаться с огромной скоростью в воздухе, они еще и обеспечивают слаженную работу всех систем самолета.

Речь будет идти об устройстве пассажирских лайнеров. У них в двигателях находятся системы подачи электричества – это важно и для работы бортовых компьютеров, и для обеспечения функций всех систем судна в полете. А еще насосы гидравлики – они тоже находятся в двигателях. Без них и шасси не уберется, и подкрылки не поднимутся.

Становится еще страшнее – получается, что от двигателей зависит все. Но самолет – это очень продуманная конструкция. Поэтому, если не будут работать генераторы – сработают запасные аккумуляторы. Есть системы, которые страхуют гидравлику. И есть запасная турбина.

Почему двигатели могут отказать?

  1. Дефекты от производителя – бывает, что ошибки дают о себе знать даже через много лет эксплуатации самолета. Но это редко становится причиной полного отказа двигателей, и чаще в сочетании с другими факторами.
  2. Порча двигателя. Это пресловутые случаи, когда в систему попадают птицы, хотя бывает и другое.
  3. Нет топлива – ситуация чисто теоретическая. В истории пассажирских перевозок такого не случалось.
  4. Жесткая турбулентность. Мощный поток воздуха может вызвать самозатухание двигателя. Случается это только тогда, когда на пути судна какое-то экстремальное природное явление. И даже в этом случае двигатель возможно перезапустить.

Частичный и полный отказ

Перед тем, как взмыть в небо, пилоты учатся на тренажерах. Для них даже отказ двигателей во время взлета – явление не фатальное. Они это проходят во время обучения и справляются.

На одном двигателе самолет может вообще лететь очень долго. Пассажиры могут даже и не узнать, что что-то в полете пошло не так.

Отказ двух двигателей, конечно же, не заметить сложно. Во время взлета этот опасно – самолет еще не набрал высоту. Но если судно уже в эшелоне, при отказе двигателей оно будет планировать. Высоту самолет терять будет, но медленно – примерно 1,6 км на каждые 16 км. То есть если самолет летит на высоте 10 км, он может протянуть без двигателей еще 120-130 км.

Этого зазора достаточно, чтобы пилоты смогли найти аэродром для экстренной посадки. Хотя известны случаи, когда профессионалы сажали воздушные суда и на воду, и на поля. Все это внушает оптимизм – шансы страшной авиакатастрофы не более реальны, чем случайно упавший на голову кирпич.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен и ставьте палец вверх!

«Азимут» впервые в России получит новый SSJ с подержанными двигателями

  • Бизнес

Авиакомпания «Азимут» в этом году впервые в истории российской авиации получит самолет SSJ c двигателями из так называемого подменного пула, резерва для всех эксплуатантов «Суперджета», выяснил «Коммерсантъ». Дальнейшая установка на новые самолеты таких двигателей может привести к простоям действующего парка SSJ, предупредили в других авиакомпаниях

Авиакомпания «Азимут» до конца года пополнит свой монофлот семнадцатым по счету новым SSJ-100, получив его от «ПСБ Лизинга», на самолете установлены подержанные двигатели, сообщает «Коммерсантъ»  со ссылкой на источники в авиапроме, авиакомпании и Минтрансе. По их словам, двигатели взяты из так называемого подменного пула.

По словам одного из источников, это единственный новый SSJ 100 в 2022 году, поставленный с двигателями, «имеющими небольшой налет». В 2023 году авиаперевозчики должны получить еще около десяти «Суперджетов» из плана 2022 года, и некоторые из них будут с двигателями из подменного пула. «Ростех», в чей периметр входят предприятия «Иркут», ОАК и ОДК, подтвердил, что на самолет установлены двигатели «из имеющегося наличия запасных частей».

Материал по теме

В «Ростехе» заверили, что силовые установки находятся «в великолепном состоянии», а их использование никак не скажется на эксплуатационных характеристиках и безопасности полетов. Детали поставки согласованы с заказчиком, «нареканий не поступало», уточнили в компании. По словам источника газеты, передача самолета перевозчику была серьезно задержана из-за того, что в Росавиации долго решали, как оформлять документацию летной годности такого SSJ.

В итоговых документах оставили указание на установку двигателей второй категории, сказал близкий к Минтрансу источник. До конца 2022 года авиакомпании должны получить еще как минимум пять «Суперджетов», один из которых — ремаркетированный — также пойдет в «Азимут». В «России», которая должна получить два новых самолета, сообщили, что «не рассматривают поставку от производителя самолетов SSJ с бывшими в употреблении двигателями».

Материал по теме

В Red Wings подтвердили, что ожидают два новых SSJ-100 в декабре 2022 года с двигателями SaM146. «Мы также прорабатываем возможность получения воздушных судов SSJ-100 с двигателями второй категории»,— добавили в компании. Их планируется заменить двигателями ПД-8. По словам Дмитрия Воскресенского, представителя Willis Lease Financial Company в Восточной Европе (крупнейший лизингодатель двигателей Rolls-Royce, General Electric и CFMI), потребности в подменном пуле на сегодня сложно предсказать.

В международной практике на дальнемагистральный флот в пуле обычно приходится один подменный двигатель на семь-восемь самолетов, отмечает он. Если брать в расчет цикл SaM146, то в пуле должно быть «уже не 30, а 60 двигателей», а сколько потребуется ПД-8 в пуле, будет зависеть от практики эксплуатации.

Почему самолет все еще может летать с отказавшим двигателем

Мягкая сила взлета в небо, мягко и успокаивающе подталкивающая вас обратно на свое место, — одно из уникальных ощущений, которое приходит при путешествии по воздуху. Ваш самолет поднимается все выше и выше, пока, наконец, вы не преодолеете 10 000 футов и облака не скроются внизу. Потом дрожь и легкое замедление. Пилот спокойно включает систему громкой связи, чтобы объявить, что им пришлось заглушить двигатель. Но что этот на самом деле значит?

Во-первых, это значит сохранять спокойствие и слушать экипаж; , а не означает, что ваш самолет поджарен и пора паниковать. Двигатель может потребоваться выключить во время полета по нескольким причинам, начиная от проглатывания материала (птицы, вулканический пепел, град) и заканчивая неисправностью системы. По словам Кена Хоука, капитана Boeing 757/767 и автора сайта AeroSavvy.com, посвященного авиационным объяснениям, в случае «погасания пламени» двигатель «перестает получать топливо и медленно, плавно останавливается». Хок рассказывает Condé Nast Traveler , что «пассажиры, поглощенные хорошей книгой, могут даже не заметить», хотя впереди экипаж будет работать над «замедлением самолета и снижением высоты, пока они устраняют проблему».

Из-за чрезвычайной редкости отказы двигателей попадают в сенсационные заголовки.

Реактивные авиалайнеры оснащены как минимум двумя чрезвычайно мощными двигателями, и способность безопасно работать только с одним, даже во время взлета, одного из наиболее важных этапов полета, требуется такими органами, как Федеральное управление гражданской авиации. (FAA) в США. Если вы путешествуете на самолете, то и сам самолет, и его пилоты с честью прошли этот тест (простите за каламбур). Тем не менее, с одним двигателем дальность полета самолета уменьшается, и велика вероятность, что он направится в ближайший аэропорт, вместо того, чтобы продолжать свой путь, хромая. «Посадка с одним неработающим двигателем очень похожа на обычную посадку, — говорит Хок. «На самом деле, многие современные авиалайнеры могут автоматически приземляться даже с одним выключенным двигателем. Самое большое отличие, которое заметят пассажиры, — это присутствие спасателей в качестве меры предосторожности».

Из-за чрезвычайной редкости отказы двигателей попадают в сенсационные заголовки, иногда спустя годы после того, как они произошли. Возьмите драматический случай с рейсом 32 компании Qantas, у которого в ноябре 2010 года произошел катастрофический отказ двигателя и пожар после взлета из Сингапура по пути в Сидней. Хотя только один из четырех двигателей Airbus A380 вышел из строя, осколки от него повредили крыло и топливную систему, затронув еще два двигателя. Это произошло всего через четыре минуты после начала полета, и тем не менее, поскольку летный экипаж работал над устранением более 50 предупреждающих сигналов при подготовке к аварийной посадке, самолет оставался в воздухе на одном нормально работающем двигателе в течение часа и 45 минут, прежде чем благополучно приземлиться. Из 469человек на борту двухэтажного самолета, никто не пострадал. Сам инцидент длился менее двух часов, но последовавшие за ним удары по фондовому рынку, судебные иски и расследование, длившееся два с половиной года, удержали его в коллективном сознании гораздо дольше.

Неприятно думать, но даже в случае полного отказа двигателя самолет не просто рухнет с неба. Движения воздуха над крыльями достаточно, чтобы самолет мог скользить с безопасным и постепенным снижением до посадки. Рейс 1549 US Airways, более известный как «Чудо на Гудзоне», возможно, приземлился на реке Гудзон, так как она была еще очень низкой после взлета, но потеря обоих двигателей из-за столкновения с птицами не обрекла авиалайнер на гибель, а планирование дало экипажу достаточно времени, чтобы спланировать решение, которое в конечном итоге спасло всех на борту. Другой пример — рейс Air Transat Flight 236, Airbus A330, следовавший из Торонто в Лиссабон в 2001 году, у которого отказали все двигатели из-за неправильного обслуживания. благополучно приземлился на Азорских островах без жертв.

«В большинстве ситуаций с отказом двигателя пассажиры испытывают не что иное, как задержку в планах путешествия», — говорит капитан Хок. И это одна из задержек, которую вы точно не будете возражать. эксперт объясняет

Примечание редактора — взгляды, выраженные в этом комментарии, принадлежат исключительно автору CNN демонстрирует работу The Conversation, сотрудничества между журналистами и учеными для обеспечения анализа новостей и комментариев. Контент производится исключительно The Conversation

(CNN) — Возможно, вы видели новости. Рейс 144 компании Qantas из Окленда благополучно приземлился в Сиднее в январе после того, как пилот был вынужден выключить двигатель и подать аварийный сигнал во время полета над Тихим океаном.

Сообщается, что это был двухреактивный Boeing 737 10-летней давности, на борту которого находилось 145 пассажиров, все из которых после приземления высадились нормально.

Такие случаи, к сожалению, иногда случаются в авиации — у меня самого сломался двигатель во время полета — но хорошая новость в том, что это крайне редко. Это делает авиацию самым безопасным видом транспорта в мире.

Это высококвалифицированные пилоты, которые проводят много времени в полномасштабных симуляторах, прорабатывая подобные события.

Когда у вас остановился двигатель и под вами много воды, вам нужно следовать процессу.

Становится заученным; ты не паникуешь, ты не сходишь с рельсов, ты помнишь свою тренировку, и вот что здесь произошло.

Могут ли самолеты летать только на одном двигателе?

Абсолютно. Именно для этого они предназначены.

По закону самолеты должны летать из точки А в точку Б над водой только на одном двигателе. Руководство, установленное регулирующими органами Австралии по безопасности, требует, чтобы любой самолет, который взлетает с намерением добраться до определенного пункта назначения, должен быть в состоянии добраться туда на одном двигателе — в зависимости от нагрузки при вылете, определенной перед взлетом.

Это правило гарантирует, что даже если один двигатель выйдет из строя — как это, кажется, произошло здесь — самолет все равно сможет прибыть в целости и сохранности. Он может летать, пока не закончится топливо. По сути, эти самолеты построены так, чтобы летать как на одном двигателе, так и на двух.

Наличие только одного работающего двигателя означает, что у вас не будет максимальной мощности тяги для взлета, но вы сможете нормально летать и приземляться.

Но хотя самолет может летать на одном двигателе, очень редко двигатель выходит из строя посреди полета.

Процедуры технического обслуживания авиакомпаний тщательно продуманы, а технические специалисты имеют лицензии того же уровня и качества, что и пилоты. Обычно у вас есть кто-то, кто занимается обслуживанием самолета на земле, но кто-то приходит за ним, осматривает и тестирует его, чтобы убедиться, что он работает со 100% производительностью.

Прежде чем самолет сможет принимать пассажиров, необходимо пройти наземные и летные испытания, а также пройти сертификацию. Вот почему эти события такие необычные.

Удар и отключение кондиционера

Пассажиры сказали, что слышали удар во время полета Qantas в прошлом месяце.

Конечно, отказ двигателя может издавать звук. Это зависит от типа неисправности. Если бы это была часть поломки двигателя, это могло бы издавать достаточно громкий шум, чтобы пассажиры могли его услышать.

Но обычно, если пилоту нужно было изолировать двигатель, и он мог видеть колебания давления или температуру двигателя, превышающую нормальные уровни, он мог отключить его еще до того, как услышал удар.

Первоначальные сообщения о том, что кондиционер самолета впоследствии перестал работать, наводят меня на мысль, что экипажу, вероятно, пришлось отключить некоторые системы, чтобы успешно приземлиться в Сиднее.

Двигатель Boeing 787-9 Dreamliner на взлетно-посадочной полосе в аэропорту Шарля де Голля в Париже.

Бенуа Тессье/Рейтер

Анатомия кризиса

Когда происходит подобное событие, пилоты сканируют свои приборы, чтобы изолировать и выяснить, что происходит.

Как только они это сделают, у нас будет то, что известно как Краткий справочник, к которому можно обратиться. В нем перечислены все потенциальные аварийные ситуации, которые могут произойти в самолете. Затем пилоты следуют этому руководству для анализа каждого шага и каждой возможности, что помогает изолировать и решить проблему.

Похоже, в данном случае решение состояло в том, чтобы выключить этот двигатель.

Из соображений предосторожности авиаторы объявляют аварийный сигнал, когда у нас возникает ситуация, которая, по нашему мнению, означает, что нам нужна срочная помощь. Сигнал бедствия очищает воздушное пространство, чтобы позволить этому самолету стать номером один в очереди на получение приоритета; все остальные самолеты должны уйти с дороги.

Авиадиспетчеры помещают всех остальных в воздух по схеме ожидания или дают им большой разворот, чтобы не допустить их в зону.

Однако через некоторое время после того, как пилот на QF144 издал аварийный сигнал, его статус был понижен до так называемого PAN, что означает «Возможная помощь необходима».

PAN — менее экстремальное событие; это по-прежнему сигнализирует о том, что это чрезвычайная ситуация, и в случае с Qantas это означало, что на взлетно-посадочной полосе были машины скорой помощи, и самолет сохранил свой статус приоритета в очереди.