Содержание

Российский мотор V12 для «Кортежа»: все подробности

  • Главная
  • Статьи
  • Российский мотор V12 для «Кортежа»: все подробности

Автор:
Андрей Чепелев

Стенд НАМИ на Московском автосалоне был далеко не самый большой и пафосный. Однако для любителей техники там приготовили кое-что интересное: совершенно новый 12-цилиндровый мотор, который уже скоро встанет под капот президентского лимузина и других автомобилей проекта «Кортеж». Характеристики впечатляют: с объема в 6,6 литра обещают «снять» 856 л. с. и 1 000 Нм — такой отдачи нет ни у Mercedes-Benz, ни у BMW, ни у Ferrari с Aston Martin.

 

Вообще, когда речь заходит о каких-то перспективных разработках отечественного автопрома, губы бывалых автожурналистов непроизвольно искривляются в скептическую гримасу. Каких только мертворожденных проектов мы не видели за последние 25 лет: и лимузины Москвич, и Волги с V8, и Лады на топливных элементах, и гибридные Ё-мобили, и суперкары Маруся… Все это, помелькав в прессе, со временем благополучно почило в бозе.

К выставочному образцу мотора V12 я поначалу тоже отнесся со скепсисом. Но пока мы общались с сотрудниками НАМИ на стенде, скепсис постепенно таял. Потому что если «сказочники» из «Ё-авто» про свой фэнтезийный роторно-поршневой мотор рассказывали очень туманно, избегая деталей, московские инженеры охотно комментировали каждое техническое решение, применяемое в отечественном V12.

Итак, все известные подробности о моторе по состоянию на конец августа 2016 года.

Блок цилиндров

Выставочный образец — с 12-цилиндровым V-образным блоком с углом развала 60 градусов. На его основе планируется также создать целую серию: V8, V6 и рядную «четверку». Предполагается, что у всех моторов линейки будет одинаковый диаметр цилиндра (88 мм), но ход поршня (у V12 он равен 90 мм) будет варьироваться. Сами поршни, предположительно, тоже будут унифицированы.

Мотор — «цельноалюминиевый», из легкого сплава выполнены и блок, и головка блока — в итоге «сухая» масса без жидкостей составляет 310 килограмм. В НАМИ говорят, что состав сплава — их собственное ноу-хау, и литейное оборудование для выпуска блоков — тоже свое.

Цилиндры — с вполне традиционными «сухими» тонкостенными чугунными гильзами. Была идея отказаться от гильз вообще и нанести на стенки цилиндров «никасиловое» покрытие для сокращения потерь на трение. Однако от нее отказались, так как «никасил» очень хрупок и от детонации после заправки топливом с недостаточным октановым числом просто разрушается.

Газораспределительный механизм

Клапанная конструкция более-менее традиционная: четыре клапана на цилиндр, по два распредвала на ряд, то есть в сумме 48 клапанов и четыре распредвала. На каждом установлен фазовращатель, корректирующий время открытия в зависимости от оборотов, по аналогии с «тойотовской» системой VVT и многими другими. Регулировка высоты подъема клапанов, по примеру «хондовской» VTEC, не предусмотрена. Привод распредвалов — цепной.

Система питания, наддува и охлаждения

Впрыск — непосредственный, причем на каждые три цилиндра работает отдельный ТНВД. Давление в топливной рампе достигает 250 атмосфер. Систему наддува в НАМИ называют «Quadro turbo». Турбин действительно четыре, опять же по одной на три цилиндра. Производитель уже определен — это не BorgWarner и не KKK, а российский завод «Турботехника» из города Протвино Московской области.

Локализация

В НАМИ особо подчеркивают, что все проектирование целиком и полностью выполнено своими силами, без привлечения зарубежных инжиниринговых компаний и каких-либо наработок. Что касается комплектущих, то на прототипе «А», который и показали на ММАС, пока иностранных деталей довольно много: это и система питания, и все датчики, и катушки зажигания, и даже поршни с кольцами. Однако к моменту старта серийного производства стоит цель повысить долю локализации до 85%.

Заявленный ресурс

Срок службы мотора, который закладывается в него при проектировании — 350 000 километров. Капремонт техдокументацией не предусматривается в принципе, однако чисто теоретически гильзы можно перепрессовать — так неофициально поясняют в НАМИ.

Испытания и производство

Если этот V12 все-таки дойдет до серийного выпуска, это будет один из самых быстро созданных моторов в мире. Работа над ним началась всего 1,5 года назад, и уже через год мотор, по планам НАМИ, будет готов к испытаниям в составе автомобиля. В данный момент полным ходом идут стендовые испытания двигателя, и конструкция постепенно дорабатывается. Хочется надеяться, что темпы в духе «первых пятилеток» на качество продукта негативно не повлияют.

Быть или не быть?

На мой вопрос, почему все эти годы создать конкурентные в мировом масштабе моторы и коробки никак не получалось, а теперь вдруг получится, в НАМИ ответили сразу и без раздумий: «теперь есть заказчик». От себя добавлю, что заказчик у НАМИ вполне персонифицированный – V12 строят, в первую очередь, для президента Путина, который пожелал сменить свой S600 Pullman на отечественную машину. Что ж, раз ставки столь высоки, то и результат должен получиться достойным. Во всяком случае, будем держать пальцы скрещенными.

Аналоги

Выпуском моторов V12 серийно занимаются всего пять компаний в мире: Daimler AG, BMW, Volkswagen (если точнее — принадлежащий ему Lamborghini, и только для себя любимых), а также FCA для своих Ferrari и Maserati и независимый английский Aston Martin, который, впрочем, сотрудничает с Daimler, покупая у немцев кое-какую электрику.

Борис Игнашин

эксперт Kolesa.ru

«Новый отечественный мотор, на первый взгляд, вызывает радостное «могут же». Но если присмотреться к конструкции, возникает множество каверзных вопросов.

Во-первых, внушительные цифры мощности не стоит воспринимать как знак тотального превосходства технологий. Для турбированного мотора такого объема цифры совсем не запредельные, конкуренты с легким чип-тюнингом имеют и лучшие параметры. Просто весь вопрос в экологичности, ресурсе и качестве работы системы на промежуточных режимах.

Конструкция умеренно сложна и весьма консервативна. Я только приветствую сухие чугунные гильзы, но вот насчет возможности их замены есть сомнения. Гарантированный ресурс выглядит не очень внушительным, 350 тысяч километров для большого и консервативного мотора – это немного, а что ограничивает ресурс, пока непонятно. Впрочем, если это цифры гарантийного пробега (понятия эти совершенно разные), то результат очень хорош.

Система питания и наддува выглядит чрезмерно переусложненной, пока не становится понятно, что по сути этот V12 – это два V6, скомпонованные самым незамысловатым образом. Прежде всего на это намекает угол развала блоков 60 градусов — это идеальный параметр для шестицилиндрового мотора, при котором для нейтрализации вибраций не требуется установка балансирных валов. Соответственно, и «квадро-наддув» с четырьмя турбинами, и наличие четырех ТНВД (притом что для мощных V12 обычно «за глаза» хватает двух помощнее). В общем, в конструкцию изначально заложена возможность не очень дорогого и относительно несложного масштабирования, что неплохо.

Но к компоновке все равно остаются вопросы. Мотор выглядит ощутимо громоздким, легковые агрегаты у конкурентов, на первый взгляд, заметно компактнее. Творение НАМИ по пропорциям больше напоминает танковый В2. Компоненты впуска находятся рядом с местами, где в будущем расположатся катализаторы, а как будут приводиться навесные агрегаты, пока неясно. Судя по компоновке блока, генератор и компрессор кондиционера придется вешать куда-то очень далеко от блока цилиндров. Удивили силиконовые трубки явно китайского происхождения, но это можно списать на то, что мотор пока находится на стадии прототипа.

Теперь что касается системы питания. Высокоточные форсунки и ТНВД для бензиновых моторов – товар совсем не ширпотребный, производят его не так много компаний. И не зря, ибо это весьма сложные устройства, и их настройка на конкретном моторе требует помощи специалистов особой квалификации. Рассчитывать на быструю и качественную локализацию я бы не стал, да и не нужно это при небольших объемах выпуска. .. Вот если мотор встанет на УАЗ, в том числе на новый, и будет расходиться тиражом хотя бы в сотню тысяч экземпляров в год, тогда дело другое».

Опрос

Верите ли вы в то, что российский V12 поступит в серийное производство?

Ваш голос

Всего голосов:

ммас
технологии

 

Новые статьи

Статьи / Популярные вопросы

Не только опасное вождение: как и почему ПДД запрещают частые перестроения

Частые перестроения на дороге многие ассоциируют только с опасным вождением, которое, как известно, запрещено ПДД. Однако на самом деле перестроения регламентируются даже в условиях, когда в…

57

0

0

21. 11.2022

Статьи / Интересно

5 причин покупать и не покупать Mitsubishi Pajero Sport I

Если вы изучаете возможность реализовать свою давнюю мечту и прикупить комфортабельный внедорожник просто потому, что это круто – можете смело переходить к чтению какого-то другого материала…

4367

5

2

20.11.2022

Статьи / История

Стосорокет, равных которому нет: 10 самых уникальных версий Mercedes S-class W140

Третье поколение Mercedes S-класса с заводским индексом W140 – один из наиболее знаковых штутгартских звездоносцев. Во-первых, в 1991-м «эска» впервые получила шестилитровый двигатель V12, в…

3027

3

6

19. 11.2022

Популярные тест-драйвы

Тест-драйвы / Тест-драйв

Haval Dargo против Mitsubishi Outlander: собака лает, чужестранец идет

В дилерском центре Haval на юге Москвы жизнь кипит: покупатели разглядывают машины, общаются с менеджерами и подписывают какие-то бумаги. Пока я ждал выдачи тестового Dargo, такой же кроссов…

16932

7

205

13.09.2022

Тест-драйвы / Тест-драйв

Мотор от Mercedes, эмблема от Renault, сборка от Dacia: тест-драйв европейского Logan 1,0

Казалось бы, что нового можно рассказать про Renault Logan второго поколения, известный каждому российскому таксисту, что называется, вдоль и поперёк? Однако конкретно в этом автомобиле есть.. .

13788

10

41

13.08.2022

Тест-драйвы / Тест-драйв

Geely Coolray против Haval Jolion: бесплатный сыр? Если бы!

Хотите купить сегодня  машину с полноценной гарантией, в кредит по адекватной ставке, без диких дилерских накруток? Сейчас это та еще задачка, ведь полноценную цепочку «представительство – з…

10896

26

30

10.08.2022

Видео — Наука — Испанец построил самый маленький на свете работающий двигатель V12


9428

Поделиться

Инженер Патело собрал «для детей» 12-цилиндровый V-образный двигатель, который, как он уверяет, является самым маленьким подобным двигателем в мире. Двигатель состоит из 261 элемента, изготовленных из алюминия, бронзы и нержавеющей стали. И — самое интересное — он работает как настоящий автономно на бензине.

Подписаться

Что еще почитать

  • «У нас уже был пожар»: выяснилось, кто сгорел заживо на цветочном складе

    Фото

    7234

    Виктория Чумакова

  • Дерипаска: Россия рискует оказаться на обочине истории

    23028

    Артем Кошеленко

  • Ирина Отиева: «Надо брать Харьков, Николаев, Одессу и Днепропетровск»

    Фото

    16147

    Денис Сорокин

  • Власти Херсонской области объявили срочную эвакуацию из Каховского района

    19070

    Артем Кошеленко

  • Водитель задавившего московскую школьницу КАМАЗа рассказал о причине аварии

    Видео

    11578

    Виктор Карпушин

Что почитать:Ещё материалы

В регионах

  • Секрет пластиковых окон: 2 вещи, о которых забывают сказать установщики

    7172

    Калмыкия

  • «Он навсегда в моём сердце»: каким запомнили Олега Сороканюка в Чите

    Фото

    5526

    Чита

    Семен Прокофьев

  • Секрет мягкой и сочной печени: вот чем нужно посыпать кусочки перед обжариванием

    4771

    Калмыкия

  • Талицкий лесотехнический колледж прочно вошел в число лучших образовательных учреждений страны

    Фото

    4433

    Екатеринбург

    Владимир Кусков
    Фото: МК-Урал

  • Смертельное ДТП под Симферополем: внедорожник на бешеной скорости влетел в «КАМАЗ»

    3826

    Крым

    Фото: соцсети, kianews24. ru

  • В пензенской школе №70 учитель заставил детей засовывать галстуки в рот

    3426

    Пенза

В регионах:Ещё материалы

Когда-то Ferrari выпустила 1,5-литровый двигатель V12, и он сформировал компанию, какой мы ее знаем

Крошечный двигатель V12 от Ferrari приводил в действие ее первый в истории автомобиль и просуществовал вплоть до 1989 года после нескольких всплесков роста

Напомнить позже

Существует мнение, что V12 всегда были мощными двигателями. Действительно, нынешний 12-цилиндровый двигатель Ferrari F140, который используется в 812 Superfast и GTC4Lusso, имеет объем 6,5 литров. Но первый в истории Маранелло V12 немного меньше этого.

Оригинальный двигатель Colombo V12 имеет огромное значение для компании. Это был первый двигатель Ferrari, и он приводил в действие 125 S, первый автомобиль, украшенный маркой Ferrari. Этот V12 имеет объем всего 1,5 литра.

60-градусный двигатель, как вы, наверное, уже догадались, в четыре с небольшим раза меньше, чем у F140. Если вы пьете чашку чая или кофе прямо сейчас, скорее всего, вы сможете с комфортом разместить внутри один из поршней V12 — диаметр каждого из них составляет всего 55 мм.

Первоначально он был разработан Джоаккино Коломбо с помощью Луиджи Бацци и Джузеппе Буссо, последний человек наиболее известен своей Alfa Romeo V6, которая производилась вплоть до 2006 года. блок цилиндров с двумя клапанами на цилиндр и три карбюратора Webber. При 6800 об/мин достигается пиковая мощность в 118 л.с. Это может показаться не таким уж большим, но 125 S, получивший свое название от рабочего объема 124,73 см³ каждого цилиндра, весил всего 650 кг. И эй, это было 1947.

Энцо Феррари назвал гоночный дебют гоночной версии на трассе Пьяченца «многообещающим провалом», поскольку машина смогла возглавить гонку, но сошла с дистанции из-за проблемы с топливным насосом за несколько кругов до финиша. Последующие выступления были гораздо более успешными: 125 побед в шести из 13 гонок, в которых он участвовал за месяцы, последовавшие за дебютом в Пьяченце.

Существовала и гоночная версия для Гран-при. Теперь именуемый 125 F1 (первоначально называвшийся 125 GPC или Grand Prix Compressore), он использовал версию 1,5-литрового Colombo с наддувом Roots мощностью 228 л.с. Несмотря на то, что он боролся за мощность с конкурирующими автомобилями от Maserati и Alfa Romeo, французу Рэймонду Саммеру удалось вывести автомобиль на третье место в 19-й гонке.48 Гран-при Италии в Валентино.

Перед гонкой Энцо Феррари, по-видимому, поднимал шум о том, чтобы уйти из спорта из-за его высокой стоимости, но обнадеживающий финиш на подиуме вскоре развеял эти мысли. Если бы не этот результат, Ferrari как компания и как конкурент могла бы оказаться существенно иной, чем мы ее знаем сегодня.

В то же время Colombo 125 вырос до 1,9литров за счет увеличения диаметра цилиндра и хода поршня, приводя в действие недолговечный 159 S. В дальнейшем двигатель переключился на четырехкамерную компоновку и в конечном итоге увеличился до 4,9 литров. Он оставался в конюшне Ferrari вплоть до 1989 года под длинным капотом модели 412, просуществовав достаточно долго, чтобы отказаться от карбюраторов и перейти на впрыск топлива Bosch.

Автомобильному миру пришлось ждать несколько лет, пока не пришла замена, и 12-цилиндровый двигатель Ferrari (который был больше похож на «сплющенный» V12, чем на оппозитный двигатель из-за его противоположных поршней, имеющих общие шатунные шейки), остался единственным двигателем Маранелло. 12-цилиндровый двигатель на период.

В 1992 году появилась модель 456 с совершенно новым F116, 65-градусным двигателем V12 с сухим картером, который превратился в F133, а затем был заменен F140. Славная династия V12, история которой рассказывается до сих пор, а все началось с двигателя такого же объема, как и рядный трехцилиндровый двигатель Ford Ecoboost.

Испанский инженер изготовил «самый маленький в мире» двигатель V-12

Выдающиеся люди

Просмотр 17 изображений

Посмотреть галерею — 17 изображений

Любой, кто ценит искусство точного проектирования двигателей, должен получить удовольствие от этого предложения от испанского инженера по имени Патело. Начав с кусков алюминия, бронзы и нержавеющей стали, он потратил более 1200 часов на проектирование, фрезерование, токарную обработку и сверление того, что, как он утверждает, является «вероятно» самым маленьким двигателем V12 в мире. Приводимое в действие впрыском сжатого воздуха (0,1 кг/кв. см), это маленькое чудо может похвастаться общим рабочим объемом 12 кубических сантиметров благодаря двенадцати поршням диаметром 11,3 мм и работает как шарм. Лучше всего то, что вы можете увидеть, как это происходит, в подробном видео, которое следует ниже.

Построенный в первую очередь для образовательных целей, Патело не планирует продавать мини-моторы. Фактически, чтобы доказать, что это длительное упражнение в металлической точности было действительно делом любви, он посвятил двигатель своим четырем внукам. Все 261 часть двигателя он изготовил с нуля, но черту подвел с помощью 222 винтов, которые купил, предположительно для того, чтобы у него было хотя бы немного времени, чтобы провести его с внуками.

Вот английский перевод терминов в видео на случай, если у вас нет под рукой испанского словаря (просмотр займет девять минут и смена потрачена не зря): 9

  • Установка: Начать установку
  • Левый вал: распределительный вал
  • Соединение левого кронштейна: опорный подшипник распределительного вала
  • Распределительный узел: ГРМ
  • Volante: Маховик
  • Цилиндры: Цилиндры
  • Поршни: Поршни
  • Comprobamos con un taladro que todo esta en orden: Проверьте с помощью дрели, все ли в порядке
  • Culatas: Головки цилиндров
  • Балансины: Валы коромысла
  • Коллекторы впуска: Впускные коллекторы
  • Коллекторы выхода: Выпускные коллекторы
  • Ответвительная часть: Распределительная крышка
  • Бомбы охлаждения: Насосы охлаждения
  • Enfriador de agua dulce: Охладитель пресной воды
  • Фильтр на входе: Фильтр на входе
  • Pruebas de funcionamiento: Функциональные тесты
  • Camara lenta: Медленное движение
  • Количество отверстий/винтов: Количество штук 9045/винтов trabajo: Часы работы
  • Возможно, это музыка в видео, но прецизионная обработка не может быть более захватывающей, чем эта.