Содержание
Разборка двигателя ВАЗ 2101 — Ремонт ваз своими руками
Чтобы все узлы и агрегаты двигателя ВАЗ 2101 остались целыми, нужно разбирать двигатель правильно. В нашем руководстве все подробно расписано.
Порядок выполнения разборки двигателя своими руками
1. Вымойте двигатель на моечной установке, установите его на стенд для разборки и слейте из картера масло.
2. Снимите карбюратор, отсоединив от него шланги и тягу привода дроссельной заслонки.
3. Снимите топливный насос, распределитель зажигания, ключом 67.7812.9514 выверните свечи и датчик указателя температуры охлаждающей жидкости
4. Снимите ремень привода генератора и насоса охлаждающей жидкости, снимите генератор и кронштейн генератора.
5. Снимите насос охлаждающей жидкости, отсоединив от насоса и выпускного коллектора трубопровод подвода жидкости из отопителя.
6. Снимите с головки цилиндров выпускной патрубок охлаждающей жидкости и трубопровод отвода жидкости к отопителю.
7. Приспособлением А.60312 отверните и снимите масляный фильтр с прокладкой
8. Выверните датчик контрольной лампы давления масла, снимите крышку сапуна вентиляции картера, картер и масляный насос. Снимите фиксатор сливной трубки маслоотделителя и выньте маслоотделитель вентиляции картера.
9. Снимите шкив коленчатого вала, закрепив маховик фиксатором А.60330/R и отвернув ключом А.50121 храповик.
1 – ключ; 2 – маховик; 3 – болт крепления маховика; 4 – шайба; 5 – фиксатор А.60330/R для удержания маховика от проворачивания; 6 – передняя крышка картера сцепления
10. Снимите крышку головки цилиндров и крышку цепного привода распределительного вала. Отверните болты крепления звездочек распределительного вала и вала привода масляного насоса.
11. Ослабьте колпачковую гайку 6 натяжителя цепи, отверните гайки 4 крепления его к головке цилиндров, снимите натяжитель и, отвернув болт 2, снимите башмак 3 натяжителя цепи.
1 – цепь привода распределительного вала; 2 – болт крепления башмака; 3 – башмак натяжителя; 4 – гайка крепления натяжителя; 5 – корпус натяжителя; 6 – колпачковая гайка натяжителя; 7 – болты крепления успокоителя; 8 – болт крепления звездочки валика привода масляного насоса
12. Отверните ограничительный палец цепи, снимите звездочки привода масляного насоса и распределительного вала и выньте цепь.
13. Ослабьте гайки шпилек 4. Отвернув гайки крепления, снимите корпус подшипников шпилек 4 и, удалив упорный фланец 1, осторожно, чтобы не повредить поверхность опор корпуса 3 подшипников, выньте распределительный вал 2.
14. Отверните болты крепления головки цилиндров и снимите ее вместе с выпускным коллектором и впускным трубопроводом.
15. Снимите упорный фланец 1 валика привода масляного насоса и выньте валик 3 из блока цилиндров (2 – болт крепления фланца, 4 – ключ).
16. Универсальным съемником А.40005/1/7 из комплекта А.40005 снимите звездочку с коленчатого вала.
17. Отверните гайки шатунных болтов, снимите крышки шатунов и осторожно выньте через цилиндры поршни с шатунами.
ВНИМАНИЕ: При разборке двигателя пометьте поршень, шатун, вкладыши коренных и шатунных подшипников, чтобы при сборке установить их на прежнее место. Вам подойдет наша статья о подборе поршня к цилиндру ВАЗ 2101.
18. Установите фиксатор 5 (см. рис. Снятие маховика ), отверните болты 3, снимите шайбу 4 и маховик с коленчатого вала, снимите переднюю крышку картера сцепления.
19. Выталкивателем А.40006 выньте подшипник первичного вала коробки передач из гнезда в коленчатом валу.
20. Снимите держатель сальника коленчатого вала.
21. Отверните болты крышек коренных подшипников. Снимите их вместе с нижними вкладышами, снимите коленчатый вал, верхние вкладыши и упорные полукольца на задней опоре.
Видео. Разборка двигателя ВАЗ 2101
Ремонт двигателя ВАЗ-2101
Прототипом для производства ВАЗ-2101 был итальянский ФИАТ-124 – «автомобиль года» 1965 года. Но ВАЗ-2101 значительно отличается от итальянца, к сожалению не в лучшею сторону. На ваз установили другой мотор с верхним распредвалом и увеличенным межцентровым расстоянием, что позволило увеличивать литраж двигателя.
При объеме 1198 см куб. диаметр цилиндра увеличился на 3 мм с 0,73 см до 0,76 см, а ход поршня, наоборот, уменьшился с 0,715 см до 0,66 см, то есть мотор на теории более приемистый, чем итальянский, но это не значит, что лучше. 800- именно такое число изменений внесли инженеры в ФИАТ-124 и назвали автомобиль ВАЗ-2101.
Осуществляя ремонт двигателя ВАЗ-2101 сильно не давите на ключ, выкручивая или закручивая гайки и болты. Если удобно, пытайтесь тянуть ключ на себя. Но если все же ключ толкаете, делайте это открытой ладонью, в противоположном случае, при соскальзывании ключа вы можете повредить суставы пальцев. Ищите такое положение, которое исключит возможность падения ключа.
Способы восстановления отверстия с поврежденной резьбой:
- Нарезка резьбы большего размера.
- Поврежденные отверстия сначало можно заварить, а потом просверлить нужного диаметра дырку и нарезать резьбу.
- Восстановить с помощью рем. комплекта — восстановление резьбы (FAT). Формирователь резьбы — средство для починки плохой резьбы в различных системах: подачи топлива, смазки, охлаждения, трансмиссиях, крышке ГБЦ.
- С помощью ввертышей.
- С помощью спиральных резьбовых вставок.
Наиболее рациональным способом восстановления отверстия с поврежденной резьбой это применение резьбовых вставок . Вставка выглядит как пружинная спираль из проволоки ромбического сечения, на которой на одной стороне загнут технологический поводок, с помощью которого вставку заворачивают в отверстие.
Ремонт с помощью спиральной вставки рассверливанием дефектного отверстия до нужного размера, потом нарезается резьба, размера спиральной вставки, далее вкручивается спиральная вставка и обламывается поводка по насечке. Продается специальный комплект со спиральными вставками, в состав которого входит: вставки, сверла, метчики, инструменты вворачивания вставок.
Советы по ремонту двигателя
Делая ремонт двигателя необходимо пользоваться советами, приведенные ниже.
В ситуациях, предусмотренных руководством, нужно пользоваться динамометрическими ключами, которые ограничивают крутящий момент.
Шпонки необходимо плотно засаживать в шпоночные пазы валов с использованием молотка или чего то похожего. Не допустим люфт шпонок в пазах валов.
Если большое количестве гаек на элементе двигателя, то их затягивают в нормативном порядке и поочереди, чтобы не произошло повреждение элемента. Если гайки имеют круговое расположение, то их следует затягивать крест-накрест. Если гайки имеют прямоугольное расположение, то их следует затягивать от центра элемента двигателя к краям.
Для начала болты и гайки закручиваются от руки. После каждую из этих элементов затягивают на один полный оборот, и так далее от одного элемента к другому крестообразно или по диагонали. Затем, после затяжки на один полный оборот каждого элемента, начиная от первого элемента и так от элемента к элементу затягиваем на пол-оборота.
И в конце затягиваем элементы на четверть оборота до достижения требуемой величины момента затяжки. Все гайки и болты одного и того же соединения нужно закручивать с равным крутящим моментом. Если допустить перетяжку детали двигателя, это может привести к ухудшению его прочности и к поломке. Если допустить недотяжку , то это может повлечь за собой саморазвинчивание соединения.
Ремонт двигателя ваз 2101 не возможен без крепежных деталей типа болтов и шпилек, у которых есть необходимые моменты затяжки, которые указаны в технических требованиях, прежде всего момент затяжки зависит от материала, из которого они сделаны и их диаметра.
При закручивании корончатой гайки, для вставки шплинта, закрутите гайку до нормативно указанного значения момента, далее затяните дальше к другому отверстию для шплинта. Ни в коем случае не раскручивайте гайку, для совмещения отверстия для шплинта, если нет указаний в инструкции.
При проверке или повторном затягивании болта до нужного значения момента затяжки, раскрутите гайку или болт на четверть поворота, а затем закрутите до необходимого значения.
Резьбовые соединения рекомендуется смазывать специальной смазкой, чтобы при последующей разборке не мучиться с откручиванием, так же рекомендуется смазывать при сборке трущиеся поверхности деталей.
Усилие запрессовки подшипников не должно передаваться через шарики и ролики. Инструмент для запрессовки должен опираться на запрессовываемое кольцо. Усилие запрессовки должно совпадать с осью подшипника во избежание перекоса колец. Правильно установленный подшипник должен плотно упираться торцами своих колец в заплечики вала или корпуса, легко проворачиваться без заедания.
При сборке цилиндрических зубчатых передач следует проверять радиальное и торцевое биение, расстояние между центрами и боковой зазор между зубьями.
Прилегание рабочих поверхностей зубьев конических шестерен проверяется на краску по отпечатку.
При установке шлангов рекомендуется их продуть сжатым воздухом, расположить, что бы не терлись об части двигателя и плотно закрепить.
Следите, что бы во время сборки не было повреждения рабочей кромки сальника. Используйте пленку, перед подгонкой смажьте рабочую кромку маслом, а на сальниках с двойными кромками заполните пространство между ними густой смазкой.
Смажьте тонким слоем герметика гнездо под сальником при установке сальника.
В закрытых резьбовых отверстиях не допустимы следы масла и т.д — возможно трескание корпуса из-за давления болта при закручивании.
Если при сборке поверхность повреждена, то используйте герметик для прокладок. Нанесите его столько, что бы было достаточную для заполнения дефекта.
Для облегчения подсоединения шланга смажьте силиконовой смазкой на внутреннюю поверхность шланга и наружную поверхность штуцера.
Ремонт двигателя ваз 2101
Ремонт двигателя ваз 2103
Ремонт двигателя ваз 2106
Ремонт двигателя ваз 2109
Поршень ремонтный 1 2101-1004015-31 на автомобиль ВАЗ-2101
2103-1004030
#2103-1004030
Верхнее кольцо
2101-1000100-22
#2101-1000100-22
Комплект поршневых колец +0,4
2101-1000104-24
#2101-1000104-24
Комплект подшипников шатунных шатунных -1,0
2101-1004015-22
№ 2101-1004015-22
Ремонтный поршень 2
2101-1004025
№ 2101-1004025
Компрессионное кольцо
2101-1004035
№ 2101-1004035
Кольцо маслоотражателя
2101-1004058
№ 2101-1004058
Подшипники шатуна
2103-1004030-21
#2103-1004030-21
Верхнее кольцо
2101-1004020
#2101-1004020
Палец поршня, класс 1
2103-1004030-22
#2103-1004030-22
Верхнее кольцо
2101-1004020-01
№ 2101-1004020-01
Палец поршня, класс 2
2103-1004030-23
#2103-1004030-23
Верхнее кольцо
2101-1004020-02
№ 2101-1004020-02
Палец поршня, класс 3
2101-1004015
№ 2101-1004015
Поршень, класс А
2101-1004015-02
№ 2101-1004015-02
Поршень, класс С
2101-1004025-21
№ 2101-1004025-21
Компрессионное кольцо
2101-1004015-04
№ 2101-1004015-04
Поршень, класс Е
2101-1004025-22
#2101-1004025-22
Компрессионное кольцо
2101-1004015-21
#2101-1004015-21
Ремонтный поршень 1
2101-1004025-23
№ 2101-1004025-23
Компрессионное кольцо
2101-1004015-23
#2101-1004015-23
Ремонтный поршень 3
2101-1004015-31
2101-1004015-32
#2101-1004015-32
Ремонтный поршень 2
2101-1000100
#2101-1000100
Комплект поршневых колец +0,0
2101-1004035-21
№ 2101-1004035-21
Кольцо маслоотражателя
2101-1000100-21
#2101-1000100-21
Комплект поршневых колец +0,2
2101-1004035-22
№ 2101-1004035-22
Кольцо маслоотражателя
2101-1000100-23
№ 2101-1000100-23
Комплект поршневых колец +0,6
2101-1004035-23
№ 2101-1004035-23
Кольцо маслоотражателя
2101-1000104
#2101-1000104
Комплект шатунных вкладышей
2101-1000104-21
№ 2101-1000104-21
Комплект подшипников шатунных шатунных -0,25
2101-1000104-22
№ 2101-1000104-22
Комплект подшипников шатунных шатунных -0,5
2101-1000104-23
№ 2101-1000104-23
Комплект подшипников шатунных шатунных -0,75
2101-1000100-10
№ 2101-1000100-10
Комплект поршневых колец
2101-1004058-21
№ 2101-1004058-21
Подшипники шатуна
2101-1000100-31
№ 2101-1000100-31
Комплект поршневых колец
2101-1004058-22
№ 2101-1004058-22
Подшипники шатуна
2101-1000100-32
#2101-1000100-32
Комплект поршневых колец
2101-1004058-23
№ 2101-1004058-23
Подшипники шатуна
2101-1004058-24
№ 2101-1004058-24
Подшипники шатуна
2101-1004062
№ 2101-1004062
Болт шатуна
2101-1004045
#2101-1004045
Шатун с крышкой
12555020
#12555020
Замена прокладки ГБЦ на ВАЗ 2101-2107
Если вы разбирали двигатель на автомобиле ВАЗ 2101-2107, то в любом случае потребуется замена прокладки ГБЦ, так как она не предназначена для повторного -монтаж. Также есть и другие случаи, когда его необходимо заменить. Чаще всего приходится менять его, если он сгорел или повредился во время установки.
Если вы заметили на своем автомобиле такие симптомы, как пузырение в расширительном бачке, а также появление тосола или тосола в месте соединения головки и блока цилиндров, то это свидетельствует о повреждении прокладки. В этом случае двигатель долго не работает, будет постоянно перегреваться, а охлаждающая жидкость всегда будет уходить через негерметичные соединения.
На «классических» моделях Жигулей, таких как ВАЗ 2101-2107, для снятия ГБЦ необходимо снимать распредвал, так как другим способом добраться до болтов крепления невозможно.
Итак, для выполнения этой работы нам потребуются:
- Ключ на 10, желательно головка с гаечным ключом или трещоткой
- Головка на 13, 17 и 19
- Отвертки плоские и крестовые
- Удлинители
- 8
- 8
- рукоятки с трещоткой
- Динамометрический ключ является основным инструментом, необходимым для выполнения этой работы.
Сразу скажу, что на представленных в этой статье фотографиях показан процесс с полным снятием карбюратора, впускного и выпускного коллекторов. Но на самом деле можно обойтись и без удаления всех этих узлов. Вы можете полностью демонтировать ГБЦ с установленными на ней карбюратором и коллекторами.
Итак сначала ознакомьтесь с инструкцией по снятию распредвала на ВАЗ 2107 . После этого откручиваем патрубки подачи охлаждающей жидкости:
И после этого отводим в сторону:
Так же не забываем отсоединяем провода от датчика давления масла:
Проверяем все ли шланги и патрубки отсоединены, чтобы ничего не повредить при снятии ГБЦ. Затем можно открутить болты, крепящие головку к блоку цилиндров, сначала оторвать их рукояткой, а потом можно закрутить трещоткой, чтобы дело пошло быстрее:
После полного откручивания всех болтов можно аккуратно приподнять ГБЦ:
И напоследок снимаем с блока, результат чего можно увидеть на фото ниже:
Осторожно осмотрите поверхность головки изнутри, чтобы понять, почему прогорела прокладка и между стыками прошел антифриз (если такие симптомы были на вашем автомобиле). Если рядом с каналами есть следы коррозии, то это не допускается и такую ГБЦ желательно заменить. Если следы коррозии не очень глубокие, то можно отшлифовать поверхность головки, чтобы выровнять канавки по всей площади. Разумеется, после такой процедуры необходимо будет подобрать более толстую прокладку, чтобы сохранить значение степени сжатия.
Если с головкой блока цилиндров все в порядке и нужно просто заменить прокладку, то обязательно тщательно очистите ее поверхность. Я делаю это специальным спреем для снятия подушечек, который наношу на 10-15 минут, а потом счищаю.
После этого тщательно протираем поверхность насухо, устанавливаем новую прокладку на блок так, чтобы она ровно легла по направляющим и можно было устанавливать ГБЦ. Далее нужно затянуть болты в строго определенной последовательности:
Также стоит отметить, что это следует делать только с помощью динамометрического ключа. Лично я использую трещотку Ombra. Он подходит для большинства работ с отечественными автомобилями, а крутящий момент составляет от 10 до 110 Нм.