Космос: Наука и техника: Lenta.ru

Предприятия космической отрасли России уже в 2020 году ощутят негативные последствия, вызванные отказом США от покупки двигателей РД-180 и РД-181, говорится в пояснительной записке к годовому отчету за 2017 год НПО «Энергомаш». Почему известные на весь мир ракетные двигатели сегодня оказались невостребованными не только за рубежом, но и в России, разбиралась «Лента.ру».

Если долго прыгать на батуте

Формально отказ США от покупки РД-180 и РД-181 объясняется требованиями американского законодательства. В пояснительной записке отмечается, что 12 декабря 2017 года Конгресс Соединенных Штатов принял закон о полномочиях в сфере национальной обороны на 2018 финансовый год, вносящий важные изменения в порядок государственных закупок Минобороны страны. «В 1603 разделе рассматриваемого закона отдельно указано, что к странам, подпадающим под рассматриваемый запрет, относится и Россия. Ограничения не будут применяться к запускам, осуществляемым до 31 декабря 2022 года. Однако с учетом сроков производства ракет-носителей российские предприятия начнут испытывать негативные последствия уже в 2020 году», — отмечается в записке.

В «Роскосмосе» о возможности отказа США от покупки российских ракетных двигателей и грядущих последствиях рассуждают давно, особенно активно — после событий 2014 года на Украине. При этом одни официальные лица напрямую заявляли об острой зависимости «Энергомаша» от американских партнеров, тогда как другие всячески игнорировали данный факт.

«Сегодня зарубежные контракты обеспечивают более половины выручки, остальное — госзаказ. Основная часть выручки формируется из поставок ракетных двигателей в США — РД-180 для United Launch Alliance и РД-181 для Orbital ATK», — сказал в январе 2018 года гендиректор «Энергомаша» Игорь Арбузов.

Естественно, что с незавидными перспективами российской космической отрасли знакомы и США. «Российские официальные лица продолжают бить в барабан», говоря о запусках США ракетных двигателей РД-180 для Atlas 5 и о том, что российские «Союзы» остаются единственным средством достижения МКС, писал в SpaceNews через неделю после заявлений Арбузова американский журналист Мэтью Боднер, однако «совсем не развита общественная дискуссия о том, что означал бы конец такому положению вещей для российской космической отрасли».

Материалы по теме:

В своей публикации журналист отмечал, что в 2014 году НАСА и «Роскосмосу» удалось сохранить деловые отношения, несмотря на заявления российских политиков, в частности предложение США использовать для полетов на орбиту батут, сделанное Дмитрием Рогозиным, занимавшим в то время должность вице-премьера правительства России.

На заметку Боднера незамедлительно отреагировал Рогозин, назвав публикацию хамской. «Никогда наша ракетно-космическая отрасль не зависела от американцев. Было как раз прямо наоборот», — заверил Рогозин. Тогда же чиновник, сославшись на коммерческую тайну, отказался называть суммы, которые «Энергомаш» получает от США за продажу ракетных двигателей.

Выручка и затраты

Реальную степень «независимости» российской ракетно-космической отрасли от американцев раскрывает та же пояснительная записка к годовому отчету «Энергомаша». В 2018 году предприятие, говорится в документе, планирует поставить заказчикам силовые агрегаты трех типов — 11 двигателей РД-180, два РД-191 и шесть двигателей РД-181. То есть из 19 ракетных двигателей 17 предназначены для США и только 2 — для России. Неудивительно, что в документе «Энергомаш» называет себя «экспортером высокотехнологичной и наукоемкой продукции со значительной частью выручки, номинированной в долларах США, и основной частью затрат, номинированных в рублях».

Материалы по теме:

Поставляемые «Энергомашем» в США двигатели РД-180 в настоящее время используются в ракетах Atlas V, а РД-181 — в Antares. Действующие соглашения предусматривают поставки до конца 2019 года. Договор от 1997 года предусматривал поставку 101 двигателя РД-180 на общую сумму около 1 миллиарда долларов. В 2016 году США заказали у НПО еще 18 двигателей РД-180. Стоимость опциона на поставку 60 двигателей РД-181, заключенного в 2014 году, не превышает 1 миллиард долларов.

Несложно оценить, что один РД-180 обходится американской стороне минимум в 10 миллионов долларов, тогда как один РД-181 стоит не менее 15 миллионов долларов. Также очевидно, что поставляемые по договору 2016 года РД-180 уже не могут быть дешевле РД-181 хотя бы потому, что первый силовой агрегат сложнее и в два раза мощнее второго.

Упущенное время

США начали покупать у России РД-180 по двум основным причинам. Во-первых, американцев привлекли характеристики и цена российского двигателя. Во-вторых, таким образом западные партнеры избежали продажи за бесценок советских ракетных технологий в Китай. Если бы США не согласились покупать РД-180 у РФ двадцать лет назад, не стоит сомневаться, что сегодня аналогичные силовые агрегаты были бы у КНР. Ситуация с продажей советских технологий пилотируемой космонавтики наглядно это демонстрирует.

Однако сегодня ситуация принципиально отличается от той, что была 20 лет назад. Еще в январе 2018 года Арбузов признал, что хотя Китай «создает двигатель, близкий по своим характеристикам к российскому РД-180», «Энергомаш» допускает сотрудничество с Поднебесной «в области научно-исследовательских работ, обмена специалистами, консультаций в решении возникающих проблем». Если Россия и продаст Китаю свои ракетные технологии, то наверняка условия сделки не будут столь выгодными, как в случае с США.

Материалы по теме:

Отказ США от РД-180 и РД-181 можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, отпадает острая потребность в ракете Atlas 5, которую сегодня с успехом заменяют дешевые Falcon 9 и Falcon Heavy. Последний носитель, между прочим, недавно получил сертификацию Пентагона на запуск космических аппаратов сразу на все нужные военным опорные орбиты. Во-вторых, в 2020 году должна полететь ракета Vulcan, создаваемая на замену Atlas 5. Тогда же должен стартовать носитель New Glenn компании Blue Origin. В-третьих, и, пожалуй, это самое важное, разрабатываемые американские тяжелые ракеты получат новые двигатели на топливной паре метан-кислород. Сегодня силовые агрегаты, использующие керосин, уходят на второй план, а их созданием если кто и занимается, то небольшие аэрокосмические стартапы, работающие над собственными легкими носителями.

Возникает естественный вопрос: куда уходили сотни миллионов долларов, которые Россия получала от США за ракетные двигатели? В настоящее время видно, что эти денежные средства направлялись явно не на создание перспективных ракетных силовых агрегатов. Все 20 последних лет подмосковный «Энергомаш» занимался исключительно упрощением и доработкой РД-170, оставшегося от советской сверхтяжелой ракеты «Энергия». При этом внутри России потребность в продукции «Энергомаша» незначительна: РД-171 устанавливался на украинскую ракету «Зенит-2», а РД-191 — на российскую «Ангару».

От керосина к метану

В июне 2018-го генеральный директор «Энергомаша» Игорь Арбузов заявил, что ракетные двигатели на метане перспективнее силовых агрегатов на керосине, а США опережают Россию в создании таких установок. «Наибольшая степень готовности сегодня у американской компании Blue Origin, она ведет активные работы по созданию двигателя BE-4, который должен заменить двигатель РД-180, поставляемый нами для американской компании ULA», — сказал Арбузов.

Он отметил, что современному рынку требуются недорогие, а также «максимально простые и надежные решения». «В наибольшей степени этим требованиям сегодня отвечает метан, поскольку он имеет наиболее развитую сырьевую базу, а по энергетике превосходит керосин», — сказал Арбузов.

По его словам, «метан — это наиболее универсальное средство, позволяющее с использованием меньших ресурсов и вложений восстановить агрегат для повторного использования ступени», поскольку «газ практически не дает нагара, агрегаты не испытывают таких нагрузок, как при использовании других видов топлива, например смеси кислорода с керосином или кислород-водородного топлива».

Материалы по теме:

Гендиректор также добавил, что «Энергомаш» совместно с КБХА (Конструкторское бюро химавтоматики) работает над двигателем на метане, который «в металле» планируется создать до 2020 года. «На сегодняшний день это в большей степени научно-технический задел, поскольку пока нет средства выведения, на которое мог бы быть установлен такой двигатель. По крайней мере, в той версии федеральной космической программы, которая есть сегодня», — пояснил Арбузов.

Впоследствии слова Арбузова подтвердил главный конструктор «Энергомаша» Петр Левочкин, который заявил, что «выпущен эскизный проект, где рассмотрены все типы схем» силовых агрегатов на метане. Фактически кроме двигателей на керосине и гептиле у России ничего нет.

По словам главы научно-технического совета «Роскосмоса» Юрия Коптева, Россия единственная из космических держав не использует водород в качестве топлива в ракетных двигателях (хотя такой силовой агрегат использовался в ракете «Энергия»). Например, Atlas 5 имеет водородные двигатели RL-10A-4-2 на второй ступени, а все силовые агрегаты американской Delta 4 и вовсе работают на водороде.

Российская космическая отрасль известна множеством проектов, которые существуют исключительно на бумаге. Если «Энергомашу» не удалось создать силовой агрегат на метане, продавая американским партнерам РД-180, то крайне сомнительно, что такой двигатель появится тогда, когда сотрудничество с США свернется.

Перестарались

На самом деле ситуация с «Энергомашем» еще хуже. На предприятии, заявляя о многоразовом использовании своих силовых агрегатов, всячески игнорируют фактическую невозможность создания ракеты с многоразовой ступенью на основе двигателей семейства РД-170. Причина заключается в том, что любой из производимых подмосковным предприятием агрегатов оказывается слишком мощным для того, чтобы обеспечить вертикальную посадку первой ступени, как это делает SpaceX.

Материалы по теме:

При вертикальной мягкой посадке первой ступени Falcon 9 из ее девяти двигателей Merlin 1D+ работает всего один центральный силовой агрегат, притом на конечном участке траектории — на минимально допустимой мощности. Изделия «Энергомаша» просто не способны на это — любой из производимых подмосковным предприятием агрегатов, работая даже на минимальной мощности, будет удерживать ступень в воздухе до тех пор, пока не закончится топливо, после чего элемент ракеты совершит жесткую посадку. Конечно, эту проблему можно решить увеличением массы первой ступени, однако в таком случае неизбежно упадет масса выводимой полезной нагрузки.

Девять двигателей Merlin 1D+ первой ступени тяжелой ракеты Falcon 9

Фото: SpaceX

Остается вариант спасения двигателя при помощи парашюта, однако в этом случае ступень ракеты будет совершать жесткую посадку, после которой ее повторное использование без капитального ремонта попросту невозможно.

Фактически двигатели семейства РД-170 если и допускают использование в многоразовой ракете, то лишь тогда, когда ступень такого носителя получит крылья. В этом случае мягкая посадка будет совершаться планированием элемента ракеты. Возможности России реализовать подобный проект сегодня вызывают большие сомнения.

Дополнительно стоит отметить, что именно из-за невозможности использования изделий «Энергомаша» в составе многоразовой ракеты компания S7 Space, которой принадлежит «Морской старт», запланировала возобновить производство ракетных двигателей НК-33 и НК-43 для создания возвращаемой ракеты «Союз-5SL».

Перспективы

Получается, что современной России не требуется большое число ракетных двигателей, а интерес США и Китая к советскому наследию стремительно угасает. Фактически выручка «Энергомаша» в результате отсутствия спроса на его продукцию упадет в разы, что не может не сказаться на ракетной отрасли.

В такой ситуации один из ведущих мировых производителей ракетных силовых агрегатов рискует превратиться в еще одно убыточное предприятие наподобие «Центра Хруничева». Рогозин в июне 2018 года заявлял, что госкорпорация рассмотрит вопрос об использовании в «Союз-5» двигателя на основе метана, однако в КБХА явно не торопятся с созданием новой силовой установки. Вместо этого «Энергомаш» сконцентрируется на выпуске РД-191 для «Ангары», а фактически — на технологиях вчерашнего дня.

В США объяснили закупку космических двигателей у России — РБК

adv.rbc.ru

adv.rbc.ru

adv.rbc.ru

Скрыть баннеры

Ваше местоположение ?

ДаВыбрать другое

Рубрики

Курс евро на 16 декабря
EUR ЦБ: 68,45

(+1)

Инвестиции, 15 дек, 15:51

Курс доллара на 16 декабря
USD ЦБ: 64,3

(+0,94)

Инвестиции, 15 дек, 15:51

Актуальные данные о коронавирусе в России и мире. Инфографики

Общество, 11:42

Шесть причин оцифровать кадровый документооборот и командировки

РБК и Trivio, 11:41

Клубы не отпустили Погба и Эрнандеса на финал ЧМ в Катар с Макроном

Спорт, 11:37

adv.rbc.ru

adv.rbc.ru

Военная операция на Украине. Главное

Политика, 11:36

В Берлине лопнул 16-метровый аквариум. Видео

Общество, 11:34

Объявлены изменения в работе московского метрополитена в праздники

Life, 11:33

В Улан-Удэ разбился вертолет Ми-8

Общество, 11:30

Действительно полезный подарок

Интенсивы РБК Pro — возможность освоить востребованный навык за неделю

Подарить интенсив

МИД Украины призвал Грузию отправить Саакашвили за границу на лечение

Политика, 11:28

Где найти развивающую среду для ребенка в Москве

РБК и AFI Park Воронцовский, 11:27

Кавилл не вернется к «Ведьмаку» даже после отмены съемок в «Супермене»

Life, 11:26

Сервисов по релокации все больше, а переехать все сложнее. В чем причина

Pro, 11:24

В Японию завезли Lada и УАЗ казахстанского производства

Авто, 11:24

В Киеве приостановили движение на всех линиях метро

Политика, 11:21

Правила этикета: интеллигентный тест

РБК и ГАЛС, 11:19

adv.rbc.ru

adv.rbc.ru

adv.rbc.ru

Власти США не хотели, чтобы российские конструкторы ракетно-космических систем после окончания холодной войны отправились работать в Северную Корею и Иран, поэтому было решено закупать двигатели у России, заявил глава ULA

Модель двигателя РД-180

(Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости)

Глава компании United Launch Alliance (подрядчик NASA) Тори Бруно объяснил, почему для запусков ракет семейства Atlas на протяжении многих лет используются российские двигатели РД-180. Об этом президент ULA рассказал в Twitter, отвечая на соответствующий вопрос от подписчика.

«Правительство США попросило нас купить их в конце холодной войны, чтобы российские ученые-ракетчики не оказались в Северной Корее и Иране», — написал он.

adv.rbc.ru

Двигатели РД-180 были разработаны НПО «Энергомаш» (предприятие «Роскосмоса») в середине 1990-х годов на базе советского РД-170, который был мощнейшим ракетным двигателем в мире и использовался на сверхтяжелой ракете-носителе «Энергия». РД-180 поставляются на экспорт в США, где их используют в запусках ракет семейства Atlas. Соглашение о поставках двигателей РД-180 американцам было заключено в 1997 году. По данным «Энергомаша», всего в Штаты было отправлено 119 двигателей, при этом выполнено 89 полетов на ракетах Atlas.

adv.rbc.ru

В 2014 году РД-180 попали под санкции США — в апреле американский суд по федеральным искам запретил United Launch Alliance использовать эти двигатели. ULA было запрещено «производить какие-либо покупки или платежи с НПО «Энергомаш». Однако уже в мае того же года Вашингтон отменил запрет. В 2016 году конгресс пытался отказаться от использования РД-180 с 2019 года, однако из-за отсутствия аналогов прекратить закупки российских двигателей не получилось.

В американских СМИ регулярно появляются сообщения о том, что Вашингтон пытается ускорить процесс замены РД-180, однако создать конкурентный двигатель, который мог бы заменить его в ближайшие годы, американским разработчикам пока не удалось.

В апреле прошлого года Тори Бруно на полях 35-го симпозиума по космосу в Колорадо-Спрингс заявил, что качество российских ракетных двигателей РД-180 находится на высоком уровне и у США никогда не было никаких вопросов с поставками. Тогда он сообщил, что запас этих двигателей на складах ULA покрывает потребности примерно на два года вперед. При этом президент компании затруднился ответить на вопрос, будет ли она закупать РД-180 после 2022 года (Минобороны США настаивает на том, чтобы покупка российских двигателей прекратилась именно в этом году). До этого времени, как указал Бруно, для обеспечения национальной безопасности было разрешено закупить 18 двигателей. Глава консорциума уточнил, что в 2022 году необходимо прекратить закупки, а использовать двигатели в дальнейшем будет можно.

Ракетные двигатели Aerojet и Blue Origin хуже, чем «Сделано в России»?

» Не секрет, что Соединенные Штаты стремятся заменить наши двигатели, возможно, менее надежными и более дорогими, но отечественными двигателями. » — Игорь Комаров, экс-генеральный директор Роскосмоса

» скажем, просто прекратить [продажу ракетных двигателей в Соединенные Штаты]? Мы можем. » — вице-премьер России Дмитрий Рогозин

Заявления российской политики не всегда имеют большой смысл и не всегда последовательны. (Опять же, в наши дни это не обязательно ограничивается Россией, не так ли?) Тем не менее, некоторые из заявлений, исходящих в последнее время из империи президента Путина, поднимают планку несоответствия.

Blue Origin запускает космическую гонку и создает новый двигатель, чтобы освободить Америку от зависимости от российских ракетных двигателей. Источник изображения: Blue Origin.

С одной стороны, столкнувшись с перспективой изобретения американскими компаниями нового ракетного двигателя для запуска ракет Atlas V United Launch Alliance (ULA), российское космическое агентство бросило тень на американскую космическую промышленность. Цены на американские двигатели завышены, считает г-н Комаров. И они хуже по качеству, чем ракетные двигатели, сделанные в России — подразумевается, что ULA должна покупать российские двигатели РД-180 вместо новых двигателей от Blue Origin или 9.0015 Aerojet Rocketdyne (AJRD -0,64%).

С другой стороны, Россия угрожает отказаться от продажи того же двигателя, который она так хочет, чтобы ULA продолжала покупать. Вторя прошлым угрозам вице-премьера России Дмитрия Рогозина, в прошлом месяце председатель бюджетного комитета Сената России Сергей Рябухин предупредил , что Россия может прекратить экспорт ракетных двигателей в США, если не снимет свои «отвратительные и циничные» экономические санкции против России.

Так хочет Россия продавать нам свои ракетные двигатели или нет? Что, задается вопросом космический инвестор, может заставить Россию принять решение?

Россия принимает решение

Как оказалось, ответ на этот вопрос — «деньги». Отказавшись от прошлых угроз, вице-премьер Дмитрий Рогозин теперь говорит, что Россия должна «взвесить все за и против» с точки зрения «экономического прагматизма». И когда это происходит, чаша весов решительно склоняется в пользу продолжения зарабатывания денег на американской космической программе.

Ранее в этом месяце Рогозин пришел к выводу , что «необходимо продолжать экспорт высокотехнологичных» ракетных двигателей в США. Какими бы ни были их политические разногласия, Рогозин заявил российскому государственному информационному агентству ТАСС, что «Россия зависит от поставок ракетных двигателей в США» и «США также зависят от поставок российских ракетных двигателей».

Продажа РД-180 необходима России

Первая часть этого утверждения совершенно верна. По оценкам DefenseNews.com, российская компания Энергомаш, которая производит ракетные двигатели как для Роскосмоса, так и на экспорт, получает примерно половину своей годовой выручки от продажи массивных ракетных двигателей РД-180 для ракет ULA Atlas V. Дополнительный доход поступает от продажи меньшего двигателя РД-181, используемого в ракете Northrop Grumman Antares.

Без этих доходов Энергомаш, который в большинстве лет едва ли был прибыльным, почти наверняка скатился бы в убыток.

Но годится ли РД-180 для Америки?

Что касается того, являются ли российские ракетные двигатели «[более] надежными и [менее] дорогими», чем ракеты их американских конкурентов, — ну, это гораздо более спорный вопрос.

По данным ТАСС, «Энергомаш» продает свои двигатели РД-180 ULA примерно по 9,9 млн долларов за штуку. Это довольно дешево, и с тягой 860 000 фунтов на уровне моря один единственный двигатель РД-180 достаточно мощный, чтобы служить основным двигателем на ракете-носителе Atlas V, разработанной Lockheed Martin.

Чтобы заменить РД-180, две американские компании разрабатывают двигатели меньшего размера, которые будут работать в паре для запуска новой ракеты ULA Vulcan, которая, как ожидается, заменит Atlas V в 2020 году.

Aerojet Rocketdyne надеется, что ULA выберет жидкий кислород (LOX) / керосиновый двигатель «AR1» для замены РД-180 на будущих ракетах ULA, начиная с 2019 года. Создавая 500 000 фунтов тяги на уровне моря, он всего на 58% мощнее РД-180. Более того, Aerojet рассчитывает, что стоимость каждого двигателя AR1 составит от 10 до 12,5 миллионов долларов, а это означает, что пара, вероятно, будет стоить в два раза больше, чем цена РД-180. (И даже это не включает амортизацию затрат на разработку AR1, которые, как ожидается, достигнут 1 миллиарда долларов.)

Blue Origin заявляет, что ее BE-4, работающий на LOX/метане — в настоящее время фаворит для двигателей Vulcan ULA — будет готов к полету к 2019 году. Blue Origin не опубликовала точную цену на BE-4, но обещает, что после разработки он будет продаваться «примерно на 30–40 процентов дешевле, чем двигатель РД-180».

Это подразумевает минимальную цену в 6 или 7 миллионов долларов, но будет ли это стоимость всего лишь одного двигателя ВЕ-4 (помните, что Вулкану потребуется два таких двигателя, чтобы оторваться от земли) или стоимость рабочего пара не выяснена. Потенциально при цене 7 миллионов долларов за двигатель решение Blue Origin может стоить 14 миллионов долларов.

Это на 40% больше, чем Россия просит за РД-180. С другой стороны, Blue Origin отмечает, что с общей тягой в 1,1 миллиона фунтов на уровне моря пара БЕ-4 может поднять столько же, сколько РД-180 и могут поднять дополнительный твердотопливный ускоритель. По словам Blue Origin, устранение необходимости покупать ракету-носитель сэкономит 10 миллионов долларов на каждом запуске тяжелых миссий. При таком сценарии два БЕ-4 могут оказаться дешевле, чем один РД-180 плюс один дополнительный ускоритель — лот меньше.

Результат для космических инвесторов

Нет-нет, мне кажется, что НАСА и ВВС не будут слишком много платить надбавку за переход с российского РД-180 на БЕ-4 компании Blue Origin, и может даже сэкономить деньги на некоторых миссиях. А как же утверждение Комарова о том, что американские двигатели уступают по качеству? Могут ли ВВС и НАСА позволить себе рискнуть перейти с российских двигателей на Blue Origin?

Качество РД-180 неоспоримо. Он без проблем осуществил 68 полетов Atlas V на орбиту для United Launch Alliance. При этом у Blue Origin довольно хорошая репутация в плане качества. На сегодняшний день это Многоразовая ракета New Shepard (с двигателем BE-3, предшественником BE-4) имеет 100-процентный показатель надежности, совершив девять полетов подряд без происшествий. Действительно, несколько из этих испытательных полетов проводились на одном и том же ракетном корабле с одним и тем же двигателем, чего Россия не может сказать о своем РД-180.

Хотя мы не будем знать для определенного , насколько надежным будет БЕ-4, пока он не начнет летать, нам не придется долго ждать ответа. Первый полет Vulcan и BE-4 запланирован на следующий год.

При условии, что все пойдет хорошо, зависимость Америки от российских ракетных двигателей может скоро закончиться, и Blue Origin может получить свой первый добросовестный источник дохода и стать на путь становления жизнеспособной коммерческой космической компанией.

У Рича Смита нет позиций ни в одной из упомянутых акций. У Motley Fool нет позиций ни в одной из упомянутых акций. У Motley Fool есть политика раскрытия информации.

Затраты и выгоды программы замены двигателя РД-180 обсуждаются

Американское космическое сообщество национальной безопасности этой весной задалось вопросом, будет ли российская компания продолжать поставлять ему двигатели, необходимые для запуска тяжелых грузов на его ракетах Atlas.

Речь шла о РД-180, двигателе первой ступени, необходимом для питания Atlas V. Кризис на Украине вызвал ряд санкций между Россией и США. Заявление высшего российского руководства о том, что страна прекратит поставку двигателей российского производства в Соединенные Штаты для военных целей, подчеркнуло зависимость США от двигателей для запусков Atlas V.

«Опираться на российские двигатели для запуска спутников для наших миссий национальной безопасности всегда было плохой политикой», — говорится в заявлении члена палаты представителей CA «Датч» Рупперсбергера, доктора медицины и высокопоставленного члена комитета Палаты представителей по разведке.

Формулировка законопроекта о разрешении на оборону на 2015 финансовый год предусматривает выделение 220 миллионов долларов на запуск отечественного производства нового ракетного двигателя первой ступени, который заменит РД-180.

По словам опрошенных экспертов, это будет лишь небольшой авансовый платеж, на который уйдет несколько лет и около 1,5 миллиарда долларов.

«Такой мощный двигатель — довольно сложная задача, и для этого потребуется много работы», — сказал Джефф Фауст, старший аналитик Futron Corp., консалтинговой фирмы из Бетесды, штат Мэриленд, которая специализируется на космическом бизнесе. .

Обеспокоенность по поводу поставок РД-180 до украинского кризиса побудила Пентагон сформировать группу по изучению РД-180 для изучения вариантов. Под председательством генерал-майора ВВС в отставке Х. Дж. «Митча» Митчелла, ныне возглавляющего Аэрокосмическую корпорацию, и под сопредседательством бывшего администратора НАСА Майкла Гриффина члены правления пришли к выводу, что «последствия потери РД-180 значительны, и краткосрочные (с 2014 финансового года по 2017 финансовый год) варианты их смягчения значительны».

Отчет не был обнародован, но на веб-сайте Scribd была размещена презентация в формате PowerPoint с его ключевыми выводами.

Документ рассказывает историю того, как космические агентства США оказались в своем нынешнем затруднительном положении. Это восходит к началу программы усовершенствованных одноразовых ракет-носителей (EELV) в 1990-х годах, когда ВВС финансировали Lockheed Martin и McDonnell Douglas, которые позже объединились с Boeing, для производства ракет нового поколения. Министерство обороны хотело конкуренции за контракты на запуск и производство более надежных ракет.

Компания Lockheed Martin для своих ракет Atlas III и V выбрала РД-180 производства НПО Энергомаш в качестве двигателя первой ступени.

Причина была проста, сказал Фауст. Двигатель был просто лучшим в мире. «Нет ничего похожего на РД-180 от американских или других западных компаний. Это действительно очень качественный двигатель», — сказал он.

С момента принятия РД-180 на вооружение по апрель 2014 года было проведено 50 последовательных успешных пусков, отмечается в так называемом отчете Митчелла. По словам Фауста, когда неудачный запуск может означать потерю спутника стоимостью в несколько миллиардов долларов и откладывание космических программ национальной безопасности на несколько лет назад, агентства США уделяют большое внимание надежности.

По словам Фауста, у российских инженеров был дополнительный стимул, чтобы они продолжали нанимать эти ракеты для рынка США, а не поставлять свои ноу-хау северокорейским или иранским программам межконтинентальных баллистических ракет.

Тем временем компания United Launch Alliance, предлагающая ракеты Atlas V для ВВС, Национального разведывательного управления и НАСА, имеет в своем запасе около двух лет двигателей РД-180.

Нынешний пусковой манифест и способ закупки ракет из России являются «наилучшей ценностью», говорится в отчете Митчелла. По его словам, любые изменения будут стоить налогоплательщикам больше денег.

На Atlas V приходится 56% запланированных запусков до 2020 финансового года, отмечается в сообщении.

Фауст сказал, что придется много переделывать манифест, если Россия прекратит продажи и закончатся запасы. Ракета Delta IV, созданная McDonnell Douglas/Boeing для программы EELV, может выводить на орбиту тяжелые грузы. Он даже способен запускать более тяжелые грузы, чем Atlas. Он добавил, что он не так надежен, как Atlas V, и стоит дороже.

«Вопрос: что они будут делать, если прекратится поставка РД-180?» — спросил Фуст. Кто будет иметь приоритет и для каких миссий?

Сделка по закупке ракет РД-180 включала лицензию на их совместное производство внутри страны, отметил Фауст. Но этого не произошло.

В отчете Митчелла подробно описывается ряд отказов и изменений политики, в результате которых выпуск отечественной версии двигателя был отложен на неопределенный срок.

«Высокая стоимость и время, затрачиваемое на это, а также тот факт, что двигатели были легко доступны и относительно недороги, продолжали отодвигать эти планы», — сказал Фауст.

Один из вариантов — совместное производство. Лицензия действует до 2022 года, отметил он.

Тодд Харрисон, старший научный сотрудник Центра стратегических и бюджетных оценок, сказал, что это нежизнеспособная альтернатива.

«Этот вариант может быть мертвым, потому что мы потратили бы пять лет, используя лицензию, изучая, как делать двигатели. Так что это будет не раньше 2019 года, и, вероятно, это займет немного больше времени», — сказал он в интервью. По истечении срока действия лицензии «мы снова окажемся во власти россиян».

Следующим вариантом является наращивание разработки и производства совершенно нового двигателя, предложение, которое пользуется некоторой поддержкой в ​​Конгрессе, несмотря на то, что это потребует времени и денег.

Рупперсбергер сказал: «Конгресс должен действовать немедленно, чтобы профинансировать план, который поощряет американские инновации, чтобы окончательно лишить нас нашей зависимости от российских двигателей».

Комитет Палаты представителей по вооруженным силам в начале мая внес поправки в Закон о государственной обороне 2015 года, добавив формулировку, которая запустит некую программу замены.

«Министр обороны должен разработать жидкостный ракетный двигатель следующего поколения, который обеспечит эффективный, действенный и целесообразный переход от использования двигателей космического запуска, не принадлежащих союзникам, к отечественной альтернативе для космических запусков в целях национальной безопасности», — говорится в законопроекте. Он не достался присваивателям, и подобные формулировки не были введены в Сенате.

Опрошенные законодатели и эксперты уверены, что промышленность США может производить собственные двигатели. Сколько времени это займет, и сколько денег потребуется, является предметом обсуждения.

Генерал Уильям Шелтон, командующий Космическим командованием ВВС, заявил журналистам на космическом симпозиуме в Колорадо-Спрингс в мае, что «было несколько оценок по этому поводу. Во-первых, на это уйдет пять лет; тот, который займет целых восемь лет. Я думаю, что мы на самом деле не знаем этого, пока не приступим к работе, чтобы увидеть, насколько сложной будет технологическая задача».

Что касается НАСА, то все усилия ULA по сертификации ракеты для пилотируемых космических полетов были сосредоточены на Atlas V. Агентству придется начинать все сначала с Delta IV, что потребует «значительного объема инженерных работ». — сказал Фуст.

Харрисон сказал, что есть три варианта: использовать лицензию на производство отечественного совместного производства РД-180, начать работу над новой ракетой или позволить ситуации развиваться самой собой.

«Мы могли бы рискнуть, по-прежнему полагаясь на российский двигатель, и, может быть, они продадут его нам, а может быть, и нет. … Это не требует дополнительных затрат, кроме риска», — добавил он.

Варианты совместного производства и нового старта являются дорогостоящими. Цифры, которые распространяются, говорят о пяти годах и 1,2 миллиарда долларов, сказал Фауст.

Харрисон сказал, что выбрать новый вариант запуска не так уж и сложно, а не использовать лицензию. «Попытка воспроизвести и построить один и тот же двигатель сопряжена с риском. Возможно, мы не сможем этого сделать».

Что касается нового старта, то это может стоить еще всего 300 миллионов долларов, сказал он. «И тогда мы будем использовать этот новый двигатель бесконечно».

Шелтон сказал, что поднял вопрос финансирования перед законодателями.

«Когда я высказал эту оговорку Конгрессу, они сказали: «Вы не беспокойтесь об этом. Вы говорите нам, что вам нужно, а мы побеспокоимся о деньгах». На это я ответил: «Да, сэр»9.0005

Джули Ван Клеек, вице-президент по передовым космическим и стартовым двигателям производителя ракет Aerojet Rocketdyne, сказала, что ее компания тщательно изучила этот вопрос и пришла к выводу, что она может начать производство замены РД-180 менее чем за четыре года и примерно за 1 миллиард долларов. .

«Есть и другие люди с другим мнением», — сказала она Национальной обороне. «Наши цифры основаны на очень надежной базе данных как исторических данных, так и аналитических моделей, которые помогают нам предсказать, сколько будут стоить эти вещи».

Важно помнить, что разработка не начнется с чистого листа, отметила она. В течение последнего десятилетия ВВС и НАСА финансировали исследования и разработки, посвященные новым процессам и технологиям ракетных двигателей. Две компании, которые объединились в прошлом году, также в течение многих лет тратили собственное внутреннее финансирование исследований и разработок.

«Техника, я думаю, по большей части есть на руках. Никаких технологических прорывов не требуется. С нашей точки зрения, это инженерная проблема», — сказала она.

Эти цифры будут зависеть от постоянного финансирования Конгресса. «Ограничения по финансированию могут привести к разным срокам», — отметила она.

Самой сложной частью будет сжигание, когда жидкое топливо превращается в горячий газ, сказала она. По ее словам, до запуска программы должны быть разработаны надежные конструкции.

Также необходимо решить, насколько новые появляющиеся процессы, такие как аддитивное производство, будут частью программы. Они могут сделать двигатель более доступным, но есть некоторый риск при интеграции их в новую программу, добавила она.

Фауст сказал, что оценки того, сколько времени займет программа и сколько она будет стоить, следует воспринимать с долей скептицизма. «Как это часто бывает с аэрокосмическими программами в целом, у вас может быть первоначальный график и смета бюджета, но вы можете превзойти их в ходе самой программы».

Харрисон согласился: первая смета расходов и сроков обычно превышается.

«Это почти всегда будет стоить дороже и займет больше времени», — сказал он.

«В реальности новый двигатель может занять от шести до семи лет и стоить около 2 миллиардов долларов», — сказал он.

В отчете Митчелла говорится, что новая ракета-носитель может быть сертифицирована к 2023 году.

В отчете Митчелла говорится, что это долгосрочные решения краткосрочной и среднесрочной проблемы. По его словам, программа Delta не может вовремя нарастить производство, чтобы восполнить пробел. Израсходование запасов РД-180 без замены приведет к задержке девяти миссий в среднем на два года. Потребуется обсуждение того, как расставить приоритеты миссий между Министерством обороны, NRO, НАСА, Национальным управлением океанических и атмосферных исследований и коммерческими заказчиками ULA.

«Крупные беспорядки требуют межведомственных обсуждений», — говорится в отчете.

В отчете говорится, что отставание Delta не будет ликвидировано до 2019 финансового года.

Еще одним фактором является подъем компании SpaceX миллиардера Илона Маска, которая стремится сертифицировать свою новую ракету Falcon 9, а затем ее версию Falcon Heavy.

Харрисон сказал, что ВВС могут попытаться ускорить квалификацию корабля SpaceX и, возможно, других ракет-носителей, которые они хотели бы вывести на рынок.

В отчете, который идентифицирует SpaceX как «нового участника», говорится, что он не ожидал, что он будет сертифицирован до 2017 года. Текущий график, чтобы сделать это к 2015 году, является «агрессивным», говорится в сообщении.

Исследовательская группа дала несколько рекомендаций по устранению недостатков ракетного двигателя, но в конечном итоге предложила перейти к новому двигателю.

«Независимо от жизнеспособности РД-180 [] США необходимо разработать отечественный двигатель», — говорится в PowerPoint.

Харрисон сказал, что промышленные мощности и возможности для создания такого надежного двигателя, как РД-180, существуют в Соединенных Штатах. Он не думал, что SpaceX захочет вмешаться. По его словам, компания предпочла бы конкурировать за весь контракт на запуск, а не за один компонент.

Ван Клеек сказал, что новая программа появится как раз вовремя. Инженеры поколения бэби-бумеров уходят на пенсию, и им на смену приходит новое поколение. Для них это была бы хорошая возможность передать свои знания новому поколению.

«Чтобы действительно пройти разработку ракетного двигателя, требуется другой набор процессов и опыта», — сказала она. Она добавила, что новый двигатель ускорит обучение и развитие следующего поколения.