как новейший российский двигатель ПД-14 может изменить отечественную авиацию — РТ на русском

Российский пассажирский самолёт МС-21 должен до конца года совершить первый полёт на двигателях ПД-14. Об этом глава Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь рассказал на встрече с Владимиром Путиным. Данный силовой агрегат — первый разработанный в современной России двигатель для магистральных самолётов. В ближайшие годы различные модификации ПД-14 будут устанавливать на широкую линейку отечественной авиатехники. К его преимуществам эксперты относят надёжность, экономичность и меньшие по сравнению с аналогами эксплуатационные расходы. По мнению аналитиков, благодаря ПД-14 Россия, не опасаясь санкций, сможет развивать гражданскую авиацию и наращивать экспорт самолётов.

До конца года российский пассажирский самолёт МС-21 должен совершить первый полёт на перспективных турбореактивных двигателях ПД-14. Об этом заявил генеральный директор Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь в ходе встречи с президентом РФ Владимиром Путиным.

«И крайнее событие у нас в этом году — это вылет МС-21 с нашим отечественным ПД-14. До конца года мы должны работу завершить. В Иркутске двигатели уже установлены на самолёт, сейчас проходят необходимые отработки, и, собственно, новый самолёт МС-21 с новейшим сертифицированным двигателем ПД-14 поднимется», — говорит Слюсарь.

В настоящее время МС-21 находится на этапе испытаний в корпорации «Иркут». На сибирском предприятии планируется выпускать самолёт в двух модификациях: на 163—211 мест и 132—165 мест соответственно.

Также по теме


«На грани научной фантастики»: как конструктор Павел Сухой изменил отечественную авиацию

125 лет назад родился выдающийся советский авиаконструктор Павел Сухой. Эксперты называют его одним из основателей советской…

На первые образцы лайнера до появления серийного ПД-14 планировалось устанавливать силовые агрегаты PW1400G американской компании Pratt & Whitney. Именно с этими двигателями в мае 2017 года опытный образец МС-21 совершил первый демонстрационный полёт. ПД-14 доставили на Иркутский авиационный завод в январе 2020 года. В июле завершилась технологическая установка агрегатов на опытный образец МС-21-310. Как уточнили в «Ростехе», куда входит ОАК, эта «примерка» позволит внести «усовершенствующие корректировки в элементы конструкции двигателя и планёра».

«На первом этапе разработка ПД-14 позволит избавить МС-21 от зависимости со стороны Pratt & Whitney. Это очень важно для продвижения нашего самолёта как на внутреннем, так и на зарубежном рынке. Но, если заказчик захочет всё-таки американский агрегат, не думаю, что тут возникнут какие-то проблемы», — заявил в комментарии RT заслуженный лётчик РФ генерал-майор Владимир Попов.

  • Российский среднемагистральный пассажирский самолёт МС-21-300
  • © Владимир Астапкович/РИА Новости

Аналогичной точки зрения придерживается исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. В беседе с RT эксперт отметил, что разработка ПД-14 не только позволит продвигать на рынке МС-21, но и станет прологом к появлению широкой номенклатуры современных силовых установок разного типа.

«Те инвестиции, которые пошли на программу ПД-14, дают возможность создать целую линейку товарных продуктов, которые найдут применение в гражданской, военно-транспортной авиации, в энергетике и нефтегазовом комплексе», — подчеркнул Пантелеев.

Полностью российский

ПД-14 — первый со времён СССР турбовентиляторный самолётный двигатель, созданный в России. Его разработка началась в 2006 году. Спустя шесть лет стартовали наземные тесты, в 2015 году — лётные испытания. В 2018-м силовой агрегат получил от Росавиации сертификат, подтверждающий готовность изделия к серийному производству и эксплуатации.

Как пояснили эксперты, создание любого нового турбовентиляторного авиационного двигателя — чрезвычайно трудоёмкая задача, требующая привлечения значительного количества кадровых, производственных и финансовых ресурсов. Такой силовой агрегат зачастую разрабатывается дольше своего носителя.

Также по теме


«Единый контур управления»: какая новейшая военная техника усилила боевые возможности ВКС России

Ровно пять лет назад к выполнению задач приступили Воздушно-космические силы, объединившие авиацию, части ПВО и войска…

Например, по информации «Ростеха», развитыми компетенциями в области авиационного двигателестроения и послепродажного обслуживания обладают всего лишь четыре государства. Помимо России, это Соединённые Штаты, Великобритания и Франция. Причём каждая из этих стран внимательно относится к охране своих технологических достижений.

«ПД-14 — это первый после распада СССР гражданский двигатель для магистральных самолётов. Весь научно-технический задел — полностью российский. При создании этого двигателя не использовались какие-либо прототипы, созданные в советское время. Этот проект очень сложный, но Объединённая двигателестроительная корпорация (ОДК), видимо, смогла наладить кооперацию», — подчеркнул Олег Пантелеев.

В создании ПД-14 участвует широкий круг отечественных заводов и научных организаций. Например, АО «ОДК — Пермские моторы» является головным производителем агрегата, а на мощностях ПАО «ОДК-УМПО» (Уфа) выпускается более 30% комплектующих ПД-14.

Ещё одна пермская компания, «ОДК-СТАР», выступает разработчиком и изготовителем системы автоматического управления двигателем. Данное изделие состоит из электронного регулятора, запорного клапана первого коллектора, гидромеханической части (дозатора топлива), блоков насосов и защиты силового агрегата.

  • Мотогондола ПД-14
  • © rostec.ru

Немаловажную роль в создании ПД-14 сыграло московское ФГУП «ВИАМ». Столичный институт разработал 20 материалов нового поколения для производства двигателя, в том числе его мотогондолы. Продукция предприятия обеспечивает ряд ключевых преимуществ нового отечественного авиационного двигателя.

«Применение в конструкции двигателя ПД-14 инновационной продукции материаловедов ВИАМ обеспечивает не только надёжность, но и высокие эксплуатационные характеристики ПД-14, делая его конкурентоспособным на мировом рынке», — говорится на сайте предприятия.

Свой вклад в создание новых материалов для новейшего российского двигателя внесло научно-производственное предприятие «Технология» (Обнинск). В рамках программы «Импортозамещение» компания из Калужской области производит из композитов звукопоглощающие конструкции и прирабатываемые панели, которые обеспечивают безопасную работу лопаток вентилятора силового агрегата.

Также по теме


«Отвечает требованиям XXI века»: как развивается программа по созданию самолётов Ил-96-400М

В Объединённой авиастроительной корпорации заявили о начале испытаний модернизированного навигационного комплекса для широкофюзеляжных…

В общей сложности российские учёные разработали и внедрили в ПД-14 16 ключевых технологий. В частности, как отмечает «Ростех», были изготовлены лопатки турбины «из легчайшего интерметаллида титана или продвинутая система охлаждения, позволяющая турбине работать при температуре до 2000 К (1726,85 °C.RT)».

К преимуществам ПД-14 относят экономичный расход топлива, экологичность и экономичность. Предполагается, что эксплуатационные расходы двигателя будут ниже на 14—17%, чем у существующих аналогов, а стоимость жизненного цикла окажется меньше на 15—20%, указывают в «Ростехе».

Как полагают эксперты, по совокупности качеств ПД-14 не уступает лучшим западным образцам, а в случае успешного завершения всех испытаний и налаживания масштабного серийного производства у российского двигателя будет весьма конкурентная для мирового рынка цена.

В настоящее время Россия уже ведёт подготовку к развёртыванию серийного производства ПД-14. Так, в июле на «Пермских моторах» после опытно-промышленной эксплуатации был открыт Центр обработки данных. Как сообщило руководство предприятия, данное событие имеет большое значение для последующего налаживания выпуска новейших двигателей.

«Решать стратегические задачи»

 

На основе технологических решений, реализованных в ПД-14, российские предприятия планируют создать целое семейство авиационных двигателей. Его различные вариации планируется устанавливать на модификации МС-21, а на образце с уменьшенной тягой ПД-8 смогут летать Sukhoi Superjet 100, Sukhoi Superjet 75, Ан-148, Ту-334, Бе-200.

По информации «Ростеха», на более крупные отечественные гражданские самолёты — Ил-96 и Ту-204 — можно будет монтировать мотор ПД-18 тягой 18—20 т.

«Сфера применения двигателей семейства ПД не ограничится летательными аппаратами. Турбореактивные двигатели на базе единого газогенератора можно будет использовать в промышленных целях в составе электрогенераторных и газоперекачивающих установок», — сообщается в материалах госкорпорации.

Самым мощным представителем семейства отечественных двигателей должна стать модель ПД-35 тягой около 35 т, которая создаётся на базе газогенератора ПД-14 для грандиозного российско-китайского проекта CR929. Это дальнемагистральный самолёт, который совместно разрабатывают ОАК и компания COMAC (Шанхай).

  • Полноразмерный макет носовой части российско-китайского самолёта CR929
  • © ОАК

Первые поставки этого лайнера могут начаться в 2025—2027 году. Однако в «Ростехе» отмечают, что к этому моменту ПД-35 вряд ли будет полностью готов. Скорее всего, российский двигатель будет монтироваться на более поздние серийные образцы CR929, так как опытно-конструкторские работы по агрегату должны завершиться в 2027 году.

Как отметил Владимир Попов, с развитием семейства двигателей типа ПД-14 Россия получит возможность, не опасаясь западных санкций, поступательно развивать высокотехнологичный сектор экономики, собственную гражданскую авиацию и наращивать экспортные поставки авиатехники.

«Сложно переоценить значение, которое имеет для нашей страны технологическая и производственная независимость в сфере авиационного двигателестроения. Она позволяет решать такие стратегические задачи, как загрузка реального сектора экономики, занятость инженерных кадров, разработка, продажа и обслуживание новых самолётов», — подытожил Попов.

Авиация

Великобритания

Высокие технологии

Двигатели

Завод

Запад

Новые технологии

Предприятие

Промышленность

США

Самолет

Франция

Двигательные приводы разъединителей

Двигательные приводы вместо ручных применяются в двух сучаях: если оперирование ножами разъединителя требует слишком больших усилий, что может поставить под угрозу включение или отключение линии, а также, если необходимо удаленное оперирование разъединителем с выносного блока управления.

Двигательные приводы предназначены для электродвигательного оперирования главными и заземляющими ножами разъединителей на напряжения от 35 до 220 кВ при их установке на открытом воздухе. В некоторых случаях двигательные приводы применяют с разъединителями 10 кВ внутренней установки при необходимости удаленного управления ими.

Наиболее распространенные модели двигательных приводов: ПД-11, ПД-14, ПДЖ-1, УМП4.

Электродвигательный привод ПД-14 (ПД14М)

Привод типа ПД-14 УХЛ1 предназначен для электродвигательного оперирования главными ножами и заземлителями разъединителей на напряжение от 35 до 220 кВ на номинальный ток до 2000А при их установке на открытом воздухе, а также разъединителей от 10 до 110 кВ для эксплуатации в закрытом помещении.

Конструктивно привод выполнен в виде одного блока, содержащего приводной электромеханизм и электрические аппараты управления и сигнализации. Предусмотрена работа с выносными блоками управления.

В комплекте с каждым приводом поставляется рукоятка ручного оперирования, магнитный ключ, отвертка для клемм.

Корпус шкафа привода сварной, цельнометаллический, выполнен из нержавеющей стали толщиной 1 мм с полимерным покрытием. Изнутри шкаф имеет теплоизолирующее покрытие, которое позволяет уменьшить расходы на обогрев.

Кинематическая часть привода состоит из трехступенчатого редуктора, имеющего червячную, цилиндрическую и коническую пары зацепления, электродвигателя, блока коммутации БКМ и электромагнитной блокировки.

Червяк имеет выступающий вал для ручного оперирования. Такая конструкция позволяет сократить время ручного оперирования. Для поворота выходного вала на 190 градусов требуется 22 оборота рукоятки.

В редукторе применены подшипники, в которые заложена смазка на весь срок службы.

Редуктор установлен в шкаф таким образом, что после монтажа на разъединитель редуктор является несущей частью привода.

На редукторе установлена электромагнитная блокировка, которая устойчиво работает даже при снижении напряжения питания до 150 В. Все детали блокировки выполнены из нержавеющей стали. При отсутствии питания для разблокирования устройства предусмотрен магнитный ключ. При надетой рукоятке ручного оперирования работа электрических аппаратов блокируется.

УЗНАТЬ ЦЕНУ

Отправьте запрос в любой форме на электронную почту В течение дня мы подготовим для вас предложение со стоимостью и сроком поставки. Или просто позвоните нам по телефону +7 910-973-00-28
Отправить запрос…

Устройство и принцип действия двигателя ПД 14

Внутреннее строение авиамоторов напоминает по конструкции ракетные модели. При этом вместо последних ступеней здесь установлен привод вентилятора. Авиационный двигатель ПД 14, как и все существующие механизмы, обладает определенными преимуществами и недостатками.

Основные достоинства ПД 14:

  1. Повышенная экономичность (расход топлива уменьшен на 12-16%).
  2. Возможность широкого применения в самолетах, работающих на маршрутах различной дальности.
  3. Совместимость с различными моделями самолетов, выпущенных ранее.
  4. Оснащение системой шумопоглощения, обладающей высокой эффективностью.

К имеющимся недостаткам относятся следующие факторы:

  1. Большой вес.
  2. Габариты.

Это создает большое сопротивление набегающим воздушным потокам при полетах.

В сравнении с классическими авиадвигателями отечественного производства, выпущенными ранее, ПД-14 обладает многочисленными конструктивными отличиями и улучшенными техническими характеристиками.

Чаще всего его сравнивают с мотором ПС-90А, который установлен на самолетах ИЛ-76, ТУ-14. В сравнении с предыдущей моделью, новый силовой агрегат более технологичен, имеет больше возможностей, увеличены основные рабочие показатели:

  • степень двухконтурности – вдвое;
  • температура газа у входа в турбину – на 100°К;
  • степень сжатия топлива – на 20-50%.

Двигатель ПД 14 технические характеристики

Название моделиПД-14
Тип моторатурбовентилятор
Диаметр вентилятора двигателя1900 мм
Общий вес2870 кг
Тяга на взлете12,5 т. с.
Схема работы1+3+8-2+6
Степень двухконтурности8,6
Давление в компрессоре38

Универсальный моторный привод УМП4

Привод УМП4 предназначен для оперирования высоковольтными разъединителями переменного и постоянного тока, в том числе, в устройствах электроснабжения железных дорог.

Привод имеет червячную, цилиндрическую и коническую передачи, размещенные в стальном сварном корпусе. Корпус покрыт гальваническим цинком и дополнительно полимерным покрытием RAL 7035. Толщина стенок корпуса 5 мм. Открывающаяся крышка выполнена из нержавеющей стали толщиной 2 мм и имеет полимерное покрытие.

Крышка герметично стыкуется с корпусом и запирается внутренним замком с индивидуальным или групповым ключом английского типа. При открытой крышке дистанционное управление отключается.

Ручное оперирование осуществляется ключом, надеваемым на вал червяка. Для поворота выходного вала на 90 градусов нужно сделать 11 оборотов ключа. Ключ располагается в ложементе под крышкой.

На ступице червячного колеса смонтированы регулируемые упоры, переключающие тумблер. Это позволяет в небольших пределах изменять угол поворота выходного вала.

Подшипники электродвигателя и валов привода заполнены смазкой незамерзающей при -60°С и рассчитаны на весь срок службы.

Привод имеет в своем составе фрикционную предохранительную муфту.

Привод по желанию покупателя для исключения образования конденсата может быть оснащен аэраторами и подогревом: постоянным 15 Вт и регулируемым 25 Вт, который включается при температуре 0°С.

В конструкции привода предусмотрена механическая и электрическая блокировка валов разъединителя и заземлителя, а также дополнительная механическая блокировка вала заземлителя во включенном и отключенном состояниях.

ПД-14 – инновационный российский двигатель

Идея создания двигателя нового поколения появилась в конце 90-х годов. Российской двигателестроительной отрасли требовался проект, который стимулировал бы ее развитие и помог устранить накопившееся технологическое отставание от стран-лидеров.

Конечно, подобный глобальный проект не мог быть реализован одним конструкторским бюро или заводом. Изначально закладывалось участие практически всех отечественных двигателестроительных предприятий и профильных НИИ. В 2008 году было подписано соглашение о создании двигателя, который получил название ПД-14 (перспективный двигатель тягой 14 тонн). Головным разработчиком и головным изготовителем стали пермские предприятия Госкорпорации Ростех «ОДК-Авиадвигатель» и «ОДК-Пермские моторы» соответственно.

ПД-14 с деталями мотогондолы в сборочном цехе

Первые наземные испытания ПД-14 прошли в 2012 году, первые летные – в 2015-м. В 2022 году Росавиация выдала двигателю сертификат типа, подтверждающий готовность изделия к производству и эксплуатации. В связи с вступлением в силу в январе 2022 года нового международного стандарта, в котором были изменены нормы дымности и эмиссии нелетучих частиц, ПД-14 прошел дополнительные испытания по определению эмиссии и получил соответствующее одобрение главного изменения в Росавиации.

Двигатель ПД-14 разработан для перспективного российского лайнера МС-21-310 («Магистральный самолет XXI века»). Он относится к самому массовому сегменту пассажирских самолетов − ближне-среднемагистральным узкофюзеляжным авиалайнерам. МС-21 – авиамашина нового поколения, которая объединяет в себе передовую аэродинамику, современные материалы, высокоэффективную силовую установку и продвинутые системы управления, а также новые решения для комфорта пассажиров. Работы над самолетом велись параллельно с разработкой двигателя. Вместе с такими перспективными моделями отечественного и совместного производства, как Ил-114, SSJ100 и CR929, самолет МС-21 может обеспечить полноценное присутствие российского авиапрома на мировом рынке гражданских лайнеров. По прогнозам экспертов, МС-21 может занять от 5 до 10% мирового рынка в своем сегменте.

МС-21-310 с двигателями ПД-14 в первом полете Фото: ОДК

Стоит отметить, что на сегодняшний день в мире существует всего четыре государства, способные по полному циклу создавать современные турбовентиляторные двигатели: Россия, США, Великобритания и Франция. И каждое строго охраняет результаты исследований и свои ноу-хау в двигателестроении. Например, Франция производит горячую часть двигателей SaM‑146 только на своей территории.

ЭТО ИНТЕРЕСНО: Из истории видеоигр. От Super Mario через Doom до GTA наших дней

Одним из показателей уровня двигателестроения в стране является собственное производство лопаток турбин для авиадвигателей. В России такое производство есть. Уже сегодня на «ОДК-Пермские моторы» Объединенной двигателестроительной корпорации Ростеха создаются центры специализации по различным направлениям с современным технологическим оборудованием и высококвалифицированными специалистами. В реализации 4 проекта: «Лопатки турбины», «Валы ГТД», «Линии конечной сборки», «Центр теплозащитных покрытий». В стадии запуска находятся еще два – «Компрессор и турбина» и «Корпуса и камеры сгорания».

Двигатель ПД-14 уникален еще и тем, что впервые в практике российского двигателестроения производитель разработал не только сам двигатель, но и гондолу к нему (обычно мотогондолу изготавливает под конкретный двигатель фирма, создающая самолет).

Проект ПД-14, помимо создания самого двигателя, включает в себя важнейший элемент – обеспечение послепродажного обслуживания. Планируется большой объем работ по этому направлению: создание центра поддержки с круглосуточной работой 365 дней в году, открытие сети полевых представительств, станций обслуживания двигателей, обеспечение замены модулей в эксплуатации. Ожидается, что это все в совокупности должно увеличить маркетинговые перспективы нового российского двигателя.

Разработка современного турбореактивного двигателя – более длительный процесс, чем разработка самого самолета. ПД-14 разрабатывался на основе проверенных временем конструкторских решений с применением современных технологий. При этом ставилось условие использовать преимущественно отечественные материалы. Конструкторами было разработано и внедрено 16 ключевых технологий.

При создании двигателя использованы новые высокопрочные российские титановые и никелевые сплавы. Конструкция мотогондолы на 65% состоит из композиционных полимерных материалов, освоенных российской промышленностью. Благодаря этому снижается масса двигателя. Всего в ПД-14 использовано около 20 новых российских материалов.

Общий вид мотогондолы ТРДД ПД-14 Фото: ОДК

Внедренные инновации позволили снизить расход топлива, сделав ПД-14 более экологичным и экономичным. Предполагается, что эксплуатационные расходы ПД-14 будут ниже на 14-17%, чем у существующих аналогичных двигателей, а стоимость жизненного цикла ниже на 15-20%.

ПД-14 конкурирует с перспективными продуктами аналогичного назначения лидеров мирового авиадвигателестроения: двигателями PW1400G (самолет МС-21) и PW1100G (самолет А320NEO) компании Pratt & Whitney, а также двигателями Leap-1А (самолет А320NEO) и Leap-1В (самолет В737 МАХ) консорциума CFMI (компании General Electric и Snecma). Двигатель ПД-14 не уступает конкурентам по сумме технико-экономических параметров.

Общий вид ТРДД LEAP-1

Необходимо подчеркнуть, что сфера применения двигателей семейства ПД не ограничится летательными аппаратами. Турбореактивные двигатели на базе единого газогенератора можно будет использовать в промышленных целях в составе электрогенераторных и газоперекачивающих установок. Перед конструкторами стояла задача разработать унифицированный газогенератор, ключевой элемент двигателя, на базе которого можно было бы производить установки различных мощностей для использования в авиации и на земле.

ПД-14 – это первый двигатель в будущем семействе, разработанный для авиалайнера МС-21-300. Среди его ближайших «родственников», планируемых к выпуску Объединенной двигателестроительной корпорацией − модификации ПД-14А для самолета МС-21-200 и ПД-14М для самолета МС-21-400.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Теги: Двигателестроение двигатель ПД-14 ОДК-Авиадвигатель ПД-14

Предыдущая статья МС-21 с новыми двигателями ПД-14 на Дубайском авиашоу

Следующая статья Аддитивные технологии при производстве перспективных авиационных двигателей увеличат производительность в десять и более раз

Предоставлено SendPulse

Нравится 0

Выносной блок управления ВБУ

Выносной блок управления предназначен для управления двигательными приводами разъединителей при температуре окружающей среды от -60°С до +40°С.

Внутри корпуса на панели управления размещены для каждого из трех управляемых приводов кнопки управления «Включить-Отключить», переключатели режима работы «Местное-Дистанционное» и лампа освещения, которая включается при открывании дверки.

Панель управления может поворачиваться на 180 градусов. В рабочем положении она фиксируется магнитной защелкой.

За панелью управления установлен клеммный ряд и автоматический выключатель обогрева, который включает цепи освещения и обогрева. Доступ внутрь привода при монтаже и наладке осуществляется после отпирания замка специальным ключом.

Корпус блока управления выполнен из нержавеющей стали. На дне корпуса и в его верхней части расположены аэраторы.

Подробнее о проекте

В настоящее время разработчиками в лице «Пермского моторного завода» удалось завершить первый летный этап испытаний и подвести к окончанию второй испытательный тур. Данное событие можно рассматривать как весьма весомое, ведь вполне возможно, что в ближайшие годы российское тяжелое производство выйдет на новый уровень. И именно этому авиационному двигателю стоит уделить отдельное внимание.

Начав массово изготавливать авиационные силовые агрегаты, отечественные авиапроизводители смогут немало сэкономить денежных средств. Ведь в настоящее время авиационный двигатель в различной комплектации приобретается у зарубежных партнеров, чтобы российские конструкторы смогли оснастить такой установкой как пассажирские, так и грузовые воздушные суда. Учитывая данные статистики, для оснащения 45 единиц воздушной техники 40 приходится покупать за рубежом, и только 5 производят отечественные фирмы-производители.

Создание двигателя

Для проведения второго летного испытания двигателя ПД-14 агрегат был установлен на самолет МС-21. Испытательный тур был успешно завершен, эксперты однозначно отметили отличные технические характеристики двигателя ПД-14.

Второй уровень эксперимента должен был помочь получить ответ на вопрос относительно работы агрегата на значительной высоте и максимальном скоростном режиме, чтобы эксперты смогли произвести сравнение с зарубежными аналогами. Силовая установка, созданная российскими конструкторами, на «отлично» справилась со своей задачей.

Эксперты отметили не только качественную и надежную сборку агрегата, но и новейшие технологии, используемые при создании турбореактивного двухконтурного двигателя ПД-14. Особых сложностей сборка российского силового агрегата, который в дальнейшем будет использован для оснащения пассажирских и грузовых судов, не вызвала, так как в непосредственном процессе создания принимали участие высокопрофессиональные специалисты из нескольких двигателестроительных объединенных корпораций России.

ПД-14 – так ли он хорош? | Нерубасский

ПД-14 – это так хорошо?

Вадим Нерубасский

Реферат

Вступительная часть статьи содержит информацию об особенностях обозначения современных российских самолетов и двигателей, об исчезновении всемирно известных марок, таких как «Ту», «Як». , «ПС», «НК» и другие. Тон многих публикаций свидетельствует об определенной «мании величия» российского авиапрома, реальные достижения которого сильно преувеличены. Одной из главных гордостей России является ТРДД ПД-14. Эта оценка является целью этой статьи. Приведена история разработки и испытаний ТРД ПД-14. Одновременно указывается, что это был альтернативный двигатель для самолета МС-21, для которого изначально был выбран западный двигатель PW-1000G. Дана подробная информация о производстве и испытаниях опытных двигателей, в том числе в летающей лаборатории. Отмечается, что ПД-14 фактически является программой для всего авиадвигателестроения России и в ее реализации активно участвуют другие предприятия, помимо основных смежников ОДК — «Авиадвигателя» и «Пермского мотора». При разработке ПД-14 использован опыт создания и доводки ПС-9Широкое распространение получил ТРДД 0А2. Указано, что при создании ПД-14 были разработаны и применены многие инновационные и передовые технологии (16 ключевых технологий). Разработчики ПД-14 уделяют значительное внимание созданию эффективной системы послепродажного обслуживания (сеть выездных офисов, станций технического обслуживания двигателей, складов запасных частей, обеспечивающих замену модулей в эксплуатации и т. д.), отсутствию что ранее мешало успешному маркетингу российских двигателей (характерный негативный пример — двигатели SaM-146 регионального авиалайнера SSJ). Приведены общие сведения о программах разработки, основных технических характеристиках и конструктивных особенностях конкурентов ПД-14 — западных ТРД PW1000G и LEAP-1. Эти двигатели уже широко используются на нескольких типах среднемагистральных самолетов. ПД-14 сравнивают со своими основными конкурентами по многим параметрам и конструктивным характеристикам. Сделан вывод о том, что в России создан современный ТРДД 5-го поколения, который по характеристикам и уровню применяемых технологий вплотную приблизился к существующим серийным западным двигателям аналогичного класса тяги. Однако будущее двигателя ПД-14 в нынешних условиях падения экономики России из-за войны с Украиной и санкций ЕС и США выглядит неопределенным.

Ключевые слова

ПД-14; авиационный двигатель; Авиационная индустрия; турбовентиляторный двигатель; ПВ-1000Г; Прыжок-1; МС-21; среднемагистральный пассажирский самолет

Полный текст:

PDF (Українська)

Референс

Разработка двигателя ПД-14 идет при участии Украины. Агентство «Интерфакс-АВН». Режим доступа: https://bmpd.livejournal.com/817123.htm (дата обращения: 16.04.2014).

Вся правда про наш новый авиадвигатель ПД-14. Режим доступа: https://zavodfoto.livejournal.com/6374609.html (дата обращения: 14.08.2019).

Латышев А., Комарова Е. Родоначальник целого семейства силовых установок: как двигатель ПД-14 может повлиять на развитие российской авиации. Родоначальник целого семейства силовых установок: как двигатель ПД-14 может повлиять на развитие российской авиации. Режим доступа: https://www.aviaport.ru/digest/2021/02/10/666427.html (дата обращения: 10.02.2021).

Карпенко А.В. Турбовентиляторный двухконтурный двигатель ПД-14. Режим доступа: http://nevskiy-bastion.ru/engine-pd-14. (дата обращения: 8.04.2022).

Эпштейн, Алан. Турбореактивный двигатель Pratt & Whitney PurePower с редуктором. Technology and Environment Pratt & Whitney, Academie de l’Air de l’Espace, Париж, сентябрь 2015 г. Доступно по адресу: https://academieairespace. com/wp-content/uploads/2018/05/prattw.pdf. (дата обращения: 8.04.2022).

Сато, Ацуши., Имамура, Мицуо., Фуджимура, Тетсудзи. Разработка турбовентиляторного двигателя PW1100G-JM. IHI Engineering Review, 2014, т. 1, с. 47, нет. 1, стр. 23-28.

Производство МС-21 с российскими двигателями ПД-14 начнется в 2024 году [Производство МС-21 с российскими двигателями ПД-14 начнется в 2024 году]. Режим доступа: https://www.m24.ru/news/bezopasnost/05012022/199182. (дата обращения 01.05.2022).

DOI: https://doi.org/10.32620/aktt.2022.4sup1.03

Copyright (c) 2022 Вадим Нерубасский

Россия проводит стендовые испытания своего нового двигателя РФ «Изделие» для стратегического бомбардировщика ПАК-ДА, поскольку Москва фокусируется на гиперзвуке и малозаметности

Россия уже проводит стендовые испытания нескольких прототипов двигателя РФ «Изделие», который разрабатывается для стратегического бомбардировщика ПАК-ДА.

Источник в оборонно-промышленном комплексе сообщил ТАСС, что результаты испытаний показали, что двигатель соответствует проектным параметрам.

«Несколько прототипов двигателей уже прошли часть стендовых испытаний. Сейчас испытания продолжаются. По их результатам можно сказать, что двигатель соответствует заложенным в него параметрам», — сказал источник ТАСС.

«ОДК-Кузнецов» ведет разработку двигателя «Изделие РФ». Заместитель генерального директора-управляющего Кузнецовского завода Алексей Соболев сообщил журналистам в декабре 2020 года, что сборка двигателя началась.

«Первый двигатель «в железе» уже изготовлен, сейчас идет сборка, к концу года будет готов к стендовым испытаниям. Мы планируем запустить их в начале следующего года», — сказал он.

Недавно Россия совершила значительный прорыв в области двигателестроения, разработав серийный ТРДД большой двухконтурности ПД-14 – первый реактивный двигатель 5-го поколения, разработанный в России. Достижения в области технологий двигателей включают:

  • Монокристаллические лопатки для турбин высокого давления
  • Система охлаждения лопаток турбины для работы при температуре газа до 2000°К
  • Широкая полая лопасть вентилятора из титанового сплава
  • Камера сгорания с низким уровнем выбросов из интерметаллического сплава
  • Звукопоглощающие конструкции из композиционных материалов
  • Керамические покрытия на детали горячей части
  • Полые лопатки турбины низкого давления

Поэтому неудивительно, что двигатель «Изделие РФ» обеспечит 30-часовую продолжительность полета.

ПАК-ДА Характеристики

ПАК-ДА — новый дальний стратегический бомбардировщик, разрабатываемый в России. Сообщается, что малозаметный бомбардировщик с летающим крылом способен нести гиперзвуковую ракету во внутреннем бомбовом отсеке и может совместно работать с беспилотниками.

В конструкции летающего крыла фюзеляж не отличается от крыльев, а у самолета нет хвостового оперения для устойчивости и маневрирования.

Конструкция сводит к минимуму радиолокационную заметность. Стабильность и маневренность достигаются бортовым компьютером с помощью электрически активируемых аэродинамических поверхностей, установленных на крыле, таких как закрылки.

Концепция дальнего бомбардировщика ПАК ДА (через Твиттер)

В апреле 2021 года Russia Beyond процитировала профессора Академии военных наук Вадима Козулина: «Бортовое оборудование самолета максимально автоматизировано. Сейчас инженеры экспериментируют с его использованием в беспилотном режиме. Также предполагается, что бомбардировщик сможет управлять группами беспилотных летательных аппаратов и сможет применять весь спектр ракет класса «воздух-воздух».

Россия, у которой уже есть два сверхзвуковых бомбардировщика Ту-160 и Ту-22М, выбрала для ПАК ДА экономичную дозвуковую конструкцию, чтобы увеличить продолжительность полета, а не высокую скорость.

Высокие скорости проникновения и ухода необходимы, когда бомбардировщику необходимо приблизиться к берегу противника для доставки боеприпасов.

Интересно отметить, что новейший стратегический бомбардировщик США B-21 также имеет конструкцию дозвукового летающего крыла и может взаимодействовать с беспилотными летательными аппаратами. Точно так же новый китайский бомбардировщик H-20, вероятно, имеет конструкцию летающего крыла.

Козулин говорит: «Сегодня ВВС России получили мощные ракеты большой дальности Х-555 и Х-101, которые могут летать на 5000 километров (3106 миль), поэтому потребность в дальних бомбардировщиках отпала.

Теперь стратегический бомбардировщик может выполнять свою задачу, не выходя за пределы России и оставаясь под прикрытием средств ПВО».

По оценке Козулина, ПАК-ДА, как и другие современные бомбардировщики, сможет нести до 40 тонн вооружения.

По имеющимся данным, ПАК-ДА заменит устаревающий стратегический бомбардировщик Ту-95 и будет действовать параллельно с Ту-160 и Ту-22М3. Недавно Россия возобновила производство своего бомбардировщика Ту-160 с использованием современных цифровых технологий производства, что свидетельствует о ее неизменной приверженности сверхзвуковому бомбардировщику.

Источники в российской оборонной промышленности говорят, что ПАК-ДА будет оснащен защитным комплексом, который в значительной степени зависит от средств радиоэлектронной борьбы для отражения ракетных атак противника.

Изображение файла: Предложенный ВВС России дальний бомбардировщик Туполев Ту ПАК ДА Через Twitter

История разработки

Предварительная работа по проектированию ПАК ДА в КБ и формирование требований к самолету по воздуху Войска начались в 1999 г. Свои требования к бомбардировщику ВВС России определили в декабре 2007 г.

Минобороны России подписало контракт на НИР по программе ПАК-ДА с ОАО «Туполев» в 2009 году, а эскизный проект бомбардировщика был завершен в 2013 году.

В декабре 2019 года заместитель министра обороны России Алексей Криворучко сообщил в интервью о том, что проект ПАК-ДА утвержден, и КБ Туполева приступило к разработке рабочей конструкторской документации.

В мае 2020 года источники ТАСС сообщили, что начато производство первого опытного образца нового стратегического бомбардировщика.

В конце августа 2021 года тогдашний глава Минпромторга РФ Денис Мантуров сообщил о начале сборки опытных образцов бомбардировщиков ПАК-ДА. По его словам, сейчас собирается несколько прототипов. Самолет планируется ввести в эксплуатацию к 2027 году.

В августе 2021 года ТАСС сообщил со ссылкой на источник в отрасли, что к 2023 году будет собран демонстрационный образец дальнего самолета ПАК ДА.