Содержание

технические характеристики, применение, группы всесезонных масел

Содержание статьи:

  • Группы базовых масел
  • Присадки
  • Классификация и маркировка всесезонных масел


Всесезонное моторное масло предназначено для смазки двигателей внутреннего сгорания в течение всего года. Для увеличения срока службы узлов и деталей необходимо правильно подобрать марку и вид материала.


Качество всесезонного масла для двигателя, согласно API (American Petroleum Institute), определяется следующими показателями:

  • индексом вязкости. Параметр представляет собой безразмерную величину. Величина индекса указывает зависимость вязкости всесезонного масла от температуры;
  • долей насыщенных углеводородов. Чем больше их содержит всесезонное моторное масло, тем выше его химическая стабильность;
  • процентом серосодержащих соединений. Из-за высокой реактивной способности содержание таких веществ очень нежелательно и строго ограничивается.


Состав и характеристики всесезонных смазок зависят от технологии получения базового масла, количества и вида присадок. Последние определяют сферу применения материала.

Группы базовых масел

  1. Исходным сырьем являются нефтепродукты. Технологический процесс заключается в удалении нежелательных компонентов, причем глубина очистки не является значимым показателем. Так изготавливаются недорогие минеральные всесезонные масла. Содержание серы составляет от 0,03 % и выше, насыщенных углеводородов – до 90 %. Индекс вязкости варьируется в пределах 80–120, как правило, около 90.
  2. Принцип производства – тот же, но очистка осуществляется более совершенными методами. Поэтому состав и рабочие характеристики минерального масла II группы несколько лучше. При том же разбросе индекса вязкости (80–120) его среднее значение выше – около 95–100. Содержание серы – не более 0,03 %, насыщенных углеводородов – не менее 90 %.
  3. Минеральное всесезонное масло третьей группы получают из нефтяного (реже – газового) сырья. В производстве используется метод каталитического гидрокрекинга – путем трансформации нежелательных примесей в молекулы с заданными характеристиками. Химические реакции проходят при высокой температуре и давлении в присутствии водородного катализатора. Конечный продукт по своим характеристикам приближается к синтетическим всесезонным моторным маслам. Содержание насыщенных углеводородов – не менее 90 %, серы – не превышает 0,03 %, индекс вязкости – от 120 (в среднем 140–150).
  4. К этой группе относятся полиальфаолефины (ПАО). Они производятся методом химического синтеза. Технология производства всесезонного синтетического масла является более сложной, из-за чего стоимость его будет выше, по сравнению с минеральной продукцией. ПАО отличается от материалов I–III групп более однородным составом. Это обуславливает лучшие рабочие показатели синтетического всесезонного моторного масла – низкую испаряемость, термическую стабильность и т. п.
  5. В эту категорию входят полигликоли, силиконы и другие вещества, которые не относятся к предыдущим группам.


Чтобы обеспечить необходимые рабочие свойства и удержать стоимость продукта на доступном уровне, используются различные сочетания исходного сырья. Поэтому в маркировке обязательно указывается тип всесезонного масла – «полусинтетическое», «минеральное» и т. п. На рынке автомобильных смазок присутствуют следующие виды продукции:

  • Full Synthetic. Синтетическое всесезонное масло является самым дорогим, отличается наилучшими эксплуатационными свойствами;
  • Mineral. Смазочный материал изготавливается путем переработки нефти. Минеральное масло имеет меньшую стоимость, несколько худшие рабочие показатели;
  • Semi-Synthetic. Полусинтетические всесезонные масла являются разумным компромиссом между первыми двумя категориями.

Присадки


Чтобы получить материал с заданными свойствами, например универсальные всесезонные моторные масла, в базовый состав вводятся модифицирующие добавки. Для этого используются следующие виды присадок:

  • вязкостно-загущающие. Они особенно важны для получения всесезонных масел для двигателя. Будучи внесены в нужном количестве, такие загущающие присадки обеспечивают необходимую вязкость смазочного материала в широком диапазоне температур. Это позволяет применять масла как зимой, так и летом;
  • антиокислительные и антикоррозионные. Присадки замедляют (ингибируют) реакции, происходящие в масле при контакте с кислородом в воздухе и металлическими поверхностями, особенно под воздействием высокой температуры;
  • депрессорные. Добавки улучшают низкотемпературные характеристики минеральных масел и их синтетических аналогов. Предотвращают образование и последующее сращивание кристаллов парафина, сохраняют прокачиваемость и фильтруемость смазочного материала в зимнее время;
  • моющие (детергенты). Предотвращают образование лака и нагара в зонах значительной нагрузки. Являются компонентом универсальных всесезонных масел, предназначенных как для бензиновых, так и для дизельных двигателей;
  • диспергирующие. Поддерживают нерастворимые соединения во взвешенном состоянии, не допуская образования нагара и лака. Особенно эффективны в сочетании с детергентами.

Классификация и маркировка всесезонных масел


Российским регламентирующим документом является межгосударственный ГОСТ 17479.1-2015.


Автомобильные масла маркируются буквенно-цифровой аббревиатурой:

  • М – «моторное», вне зависимости от состава и свойств;
  • цифры, указывающие кинематическую вязкость;
  • группа масел по эксплуатационным свойствам.


Для техники с минимальными требованиями к характеристикам смазочного материала рекомендуется продукция категории А. Группа Е предназначается для высокофорсированных двигателей, работающих в тяжелых условиях.


В соответствии с ГОСТом, продукция для бензиновых двигателей маркируется индексом 1, для дизелей – 2. Например, М-8-В1 и М-8-В2.


В маркировке универсальных всесезонных моторных масел такое обозначение отсутствует. Это означает, что смазка подходит как для бензиновых, так и для дизельных двигателей.


Вязкостно-температурные свойства всесезонных масел указываются согласно классификации SAE J300. Маркировка материала представляет собой две цифры: первая, с буквой W (winter – «зима») обозначает класс вязкости для холодного времени года, вторая, идущая через дефис, – для лета. Например, SAE 10W-40.

Всесезонное моторное масло для дизельного двигателя, ТОП масел

06.10.2021 23:05

Содержание

  • Принцип работы дизельного двигателя
  • Откуда появляются проблемы при работе дизельного двигателя
  • Дизельное моторное масло
  • Состав
  • Индексация по SAE и API
  • Стандарт ACEA
  • Выбор дизельного моторного масла в зависимости от сезона
  • Требования к универсальной смазочной жидкости
  • Критерии выбора всесезонного масла
  • ТОП всесезонных масел

Может показаться, что дизельный двигатель мало чем отличается от родственного ему бензинового варианта, если рассматривать их технические особенности. И тот и другой силовой агрегат состоит из цилиндров, поршней, шатунов и других элементов, известных большинству автолюбителей. Однако отличия есть, и мы о них расскажем ниже.

Принцип работы дизельного двигателя

Если в бензиновых моторах смесь топлива и воздуха воспламеняется при воздействии искрового заряда, то в дизельном другой принцип. Воспламенение здесь происходит из-за повышения давления, от сжатия топливо-воздушной смеси. При этом принцип работы заключается в следующем: чистый воздух попадает в цилиндр и прогревается до невероятно высокой температуры (показатели могут достигать 700–900 градусов по Цельсию). Далее под высоким давлением осуществляется впрыск дизельного топлива в камеру сгорания. В этот момент воздух уже очень сильно нагрет, поэтому воспламенение происходит мгновенно, существенно повышая давление в цилиндре. Все это позволяет применять относительно недорогое топливо и сократить расходы на заправку автомобиля.

Откуда появляются проблемы при работе дизельного двигателя

Данный агрегат практически всегда является неприхотливым, однако можно выделить сразу несколько распространенных групп неисправностей, связанных с особенностями конструкции, безответственного обслуживания или ремонтных работ низкого качества.

Недостатки конструкции

Как правило, они проявляются исключительно при тяжелых условиях эксплуатации, а также в случае, когда пробег приближается к своему максимальному ресурсу, заявленному заводом. Также дизельный двигатель плохо переносит зимний сезон.

Некачественное топливо

Проблемы с запуском, тарахтение, неустойчивые обороты — все это может быть результатом использования низкокачественного топлива. Дело в том, что для подобных агрегатов используется не привычный многим бензин, а так называемая солярка. Зимой, особенно при больших морозах, она может застывать. Многое зависит от ее цетанового числа: чем больше цифра, тем легче происходит запуск двигателя и тем правильнее происходят процессы внутри агрегата. В случае если солярка не дотягивает до рекомендуемых параметров, она может не полностью сгорать. Остатки смеси могут попадать в моторное масло, что часто приводит к преждевременному износу технических узлов и снижает эффективность смазочного вещества.

Дизельное моторное масло

Безусловно, обслуживание мотора, которое не может считаться качественным, может приводить к неприятным последствиям. Но куда большей проблемой является использование неподходящего моторного масла для дизельного силового агрегата. Также следует учитывать, что масло вырабатывает свой ресурс, поэтому его нужно вовремя сливать, чтобы залить новое. Если обратить внимание на рекомендации производителей относительно регламента эксплуатации, то мы увидим, что вопрос с заменой моторного масла в дизельном двигателе должен решаться каждые 7500–10 000 км пробега. При частой интенсивной езде с большими нагрузками на рабочие элементы следует сокращать эксплуатационные интервалы до самого минимума. Такие требования обуславливаются тем, что дизельное топливо в большинстве случаев содержит немалое количество серы. По этой причине масло может окисляться слишком быстро, что может привести к неприятным последствиям.

Состав

Обычно состав моторного масла для дизельных силовых агрегатов мало чем отличается от аналогичных продуктов для бензиновых двигателей. Что же в него входит? Это базовое масло, а также многочисленные модификаторы вязкости и разнообразные многокомпонентные присадки. Такое решение позволит не только снизить температуру застывания масла, но и увеличить ее текучесть, защитить поверхности всех рабочих элементов движка, а также предотвратить образование отложений. База производится различными способами. Из наиболее популярных решений можно выделить такие методы, как олигомеризация, рефининг, перегонка и этерификация.

Индексация по SAE и API

Интересно, что, как и многие другие масла, жидкость для дизельных агрегатов может классифицироваться по нескольким системам. Общепринятыми во всем автомобильном мире считаются определения от Американского общества автомобильных инженеров (SAE) и Американского института нефти (API).

SAE

Позволяет определить вязкостные свойства конкретного продукта, который планируется использовать для обслуживания дизельного силового агрегата. Если моторное масло предназначается для эксплуатации в зимнее время года, рядом с цифрой будет W, что означает Winter.

API

С классификацией по API все немного сложнее, ведь маркировка включает в себя несколько пар букв, написанных через дробь. Такой подход позволяет объединить не только данные о том, для каких двигателей предназначено масло, но и о том, какому классу качества или эксплуатационных свойств соответствует данное дизельное моторное масло. Давайте рассмотрим доступные классы.

CI-4

Обеспечивают защиту от высокотемпературных отложений в цилиндропоршневой группе и низкотемпературных отложений в картере, обладают высокими противокоррозионными характеристиками.

CH-4

Отвечают требованиям американских и европейских производителей дизельных двигателей. Удовлетворяют повышенным требованиям по уменьшению износа клапанов и уменьшению образования нагара.

Стандарт ACEA

Ассоциация европейских автопроизводителей также решила распределить все автомобильные масла по ключевым группам:

  • Категория А не интересна нам на данный момент, ведь она относится к бензиновым силовым агрегатам.
  • В объединяет масла для классических дизельных движков.
  • Е включает в себя масло для моторов в тяжелых грузовиках, а также для мощных дизельных двигателей.
  • С предназначена как для бензиновых, так и для дизельных агрегатов. Важное уточнение заключается в том, что они должны быть совместимы с катализаторами и сажевыми фильтрами.
  • Дополнительно выделяются энергосберегающие классы. В этом случае бензиновые моторы получают жидкость с маркировкой А1 и А5, в то же время для дизеля будут применять масла с индексом В1 или В5. Остальные варианты считаются стандартными.

Выбор дизельного моторного масла в зависимости от сезона

Как мы уже упоминали выше, зимнее обслуживание является одним из самых важных с точки зрения большей сохранности двигателя. Если говорить о выборе конкретного масла с учетом сезона, следует понимать, что синтетические смазки обладают достаточно высокими эксплуатационными качествами. Тем не менее нельзя однозначно заявить, что следует выбирать исключительно такой вид продукции для зимних испытаний. Минеральные масла также могут использоваться при отрицательных температурах. Что же рекомендуют специалисты? Все ситуации индивидуальны, однако почти всегда наиболее оправданным является применение синтетического или полусинтетического масла. Все потому, что данная продукция отличается стабильностью эксплуатационных характеристик на протяжении длительного времени, обладает большой устойчивостью по отношению к негативным факторам, а также имеет улучшенные свойства, которые позволяют во многом упростить запуск силового агрегата даже в сильные морозы, когда столбик термометра опускается значительно ниже уровня нуля.

Требования к универсальной смазочной жидкости

Можно ли избежать сложного выбора? Да, ведь существует всесезонное моторное масло для дизельных двигателей. Следует понимать, что данный продукт должен соответствовать все тем же параметрам, что и другая аналогичная продукция:

  • Зависимость вязкости от температуры, которая может значительно меняться в разных климатических поясах.
  • Доля насыщенных углеводородов, которые влияют на химическую стабильность моторного масла (лучше, когда их больше).
  • Процент серосодержащих соединений, избыток которых чреват образованием отложений и другими серьезными проблемами, способными вывести агрегат из строя.

Критерии выбора всесезонного масла

При выборе всесезонного масла следует учитывать состояние двигателя. В некоторых ситуациях необходимо использовать более вязкий продукт, чтобы обеспечить оптимальную защиту силового агрегата и улучшить его работу. Условные всесезонные качества могут иметь большое значение, когда идет речь о работе дизельного мотора в разных климатических условиях. В ситуации, когда показатели вязкости не соответствуют требуемым параметрам (если верхний и нижний пороги вязкости выходят за пределы допустимых значений), эксплуатационный ресурс двигателя может значительно уменьшиться. Также выбор дизельного всесезонного моторного масла может быть оправдан при езде в условиях регулярных температурных перепадов.

ТОП всесезонных масел



Моторное масло TAKAYAMA DIESEL SAE 10W-40Полусинтетическое моторное масло разработано для применения в современных дизельных двигателях, которые работают в условиях высоких нагрузок. Подходит для использования в бензиновых двигателях грузовых и легковых транспортных средств. Обладает антиокислительными и противоизносными свойствами. Обеспечивает улучшенную защиту двигателя от отложений и шлама за счет современного пакета присадок и высокотехнологичных базовых масел.



Моторное масло TAKAYAMA SAE 10W-40Полусинтетическое всесезонное моторное масло для бензиновых и дизельных двигателей, произведенное из высококачественных компонентов и современного пакета присадок. Обеспечивает высокую стойкость к окислительным процессам внутри двигателя, прекрасные смазочные свойства при любых условиях эксплуатации



Моторное масло TAKAYAMA DIESEL SAE 15W-40Минеральное моторное масло рекомендуется к использованию в высокомощных дизельных двигателях грузовых автомобилей и внедорожной техники. Имеет эффективные моющие диспергирующие свойства. Предотвращает образование отложений при работе двигателя в режимах максимальных нагрузок. Подходит для всесезонного использования.

состав и параметры полусинтетического масла для мотора

Полусинтетическое масло для двигателя – это оптимальный выбор, если не требуется обеспечивать специфические свойства. Если автомобиль не рассчитан на применение масла нормальной вязкости и не оснащен сложными системами снижения токсичности отработанных газов, для него может использовать полусинтетический продукт. Главное – чтобы он соответствовал требованиям производителя к вязкости, классу качества и имел соответствующие допуски.

Состав и технические параметры полусинтетических масел

Если говорить о составе, то полусинтетика в качестве моторного масла является разумным компромиссом между минеральными и синтетическими маслами. Совмещая минеральную базу высокой степени очистки и гидрокрекинговую синтетику в достаточной доле, ROLF Lubricants GmbH создает продукты, превосходящие «минералку» по всем эксплуатационным характеристикам. В условиях, когда к свойствам масла не предъявляются максимально жесткие требования, полусинтетика практически не проигрывает в защите двигателя, в то же время оставаясь более доступной по цене, чем синтетика.

Вязкостные характеристики полусинтетических масел также устанавливаются как средние между минеральными и синтетическими маслами. Если минеральные масла в основной массе производятся с высокими индексами зимней вязкости (от SAE 25W до SAE 15W), а большинство синтетических моторных масел маловязкие, то полусинтетика обычно получает индексы SAE 15W – SAE 10W. Индекс высокотемпературной вязкости для большинства сортов масла – SAE 40W. Таким образом, полусинтетические масла, и особенно наиболее популярный их тип SAE 10W-40, имеют широкую применяемость. Как всесезонное масло для двигателя полусинтетика может быть использована в большинстве регионов России, а при наличии предпускового подогревателя – и в холодных климатических поясах.

Причины перехода на полусинтетику

Заливать в мотор полусинтетику можно и вместо минерального масла, и в ряде случаев вместо синтетического. Эта «промежуточность» характеристик дает свои плюсы в любом случае.

  • Имея больший ресурс, полусинтетика может заменяться реже, чем минеральное масло. Это не просто нивелирует разницу в цене, а при больших пробегах может даже обеспечить выгоду. За счет отличных моющих и диспергирующих свойств полусинтетика больше подходит для дизельных двигателей. Уменьшается объем нагара и прочих отложений внутри двигателя. Лучшая стабильность при высоких температурах хорошо заметна в высокофорсированных бензиновых двигателях. Благодаря добавлению синтетических компонентов эти масла лучше переносят низкокачественный бензин, медленнее теряя свои свойства под действием проникающих в картер отработанных газов. Облегчается зимний запуск двигателя, снижается его износ за период прогрева.
  • Полусинтетика дешевле, чем синтетические масла, особенно полиальфаолефиновые и эстеровые. Несмотря на то, что чистая синтетика служит дольше, более дешевый продукт выгоден при сравнительно небольших пробегах: моторное масло меняется не только по пробегу, но и по временным срокам. Для автомобилей с пробегом более густая полусинтетика меньшего класса качества, чем синтетическое масло, обеспечит даже лучшую защиту. У современных синтетических продуктов в числе прочего снижено щелочное число, то есть полусинтетика в таких условиях сохранит щелочную реакцию даже дольше, чем дорогая синтетика.

В российских условиях эксплуатации полусинтетические масла ROLF демонстрируют отличные результаты, сохраняя выгодные цены и одновременно гарантируя защиту от подделок.

Виды по сезонности применения

Изначально все моторные масла делились на летние и зимние, но по мере развития нефтехимии все большее распространение стали получать всесезонные масла. Сейчас они занимают подавляющую долю на рынке, так как наиболее удобны для использования в большей части климатических поясов. Особенно это заметно на примере крупных автопарков, которые могут закупать масло одной и той же марки крупными партиями, гарантированно исключая возникновение дефицита сезонного сорта.

У масел зимних марок, в отличие от летних, основное тестирование по требованиям стандарта происходит при отрицательных температурах. Стандарт SAE J300 предусматривает два испытания: на проворачиваемость коленчатого вала и на прокачиваемость масла. Такие тесты позволяют установить условную нижнюю границу применяемости масла по температуре. В то же время для летних материалов измеряется вязкость при стандартизированных температурах, моделируя тем самым работу прогретого мотора и повышенные тепловые нагрузки, а низкотемпературные свойства не контролируются и не нормируются.

Для всесезонных материалов применяются обе методики тестирования, то есть такое масло имеет гарантированные пусковые свойства при заданной температуре зимой и характеристики при рабочих температурах двигателя.

Рекомендации

При выборе полусинтетического масла необходимо обеспечить его соответствие требованиям производителя автомобиля как к вязкости, так и к спецификации качества по API/ACEA. Указанный в характеристиках моторного масла класс качества должен быть не ниже того, что требуется сервисной документацией, однако и значительное его превышение не имеет большого смысла. Хотя продукты более высоких классов качества и обеспечивают лучшую защиту от износа, проявляется это в высокофорсированных моторах, для которых эти классы и разрабатываются. Если допускается применять более ранний класс качества, то более дорогое масло увеличит стоимость обслуживания, не дав ощутимого прироста ресурса.

При наличии специфических требований к допускам производителя необходимо, чтобы заливаемое при замене масло также их имело. Это связано с тем, что в собственных допусках автоконцерны могут либо ужесточать ряд требований относительно принятых в общих стандартах наподобие API, либо вводить дополнительные, стандартами не предусмотренные.

Каталог полусинтетических моторных масел ROLF


ROLF Energy 10W-40 SL/CF