Содержание

Моторное масло для дизельных двигателей: характеристики, классификация

Дизельное моторное масло имеет свою специфику, поэтому оно и выделяется в отдельный класс. В первую очередь это связано с ухудшенными условиями сгорания топлива – смесеобразование происходит уже в конце такта сжатия. Также нужно учитывать повышенное давление в цилиндрах, из-за чего продукты неполного сгорания активнее проникают в картер. При работе мотора на высокосернистом топливе темпы старения масла, в сравнении с бензиновыми двигателями, значительно возрастают.

ROLF Lubricants GmbH, разрабатывая новые сорта специализированных дизельных масел, делает упор на повышенную стабильность, применяет эффективные пакеты диспергирующих и моющих присадок.

Характеристики дизельных масел

Основной характеристикой масла для дизельных двигателей (с эксплуатационной точки зрения) является вязкость. Ее изменение в зависимости от температуры определяет применимость продукта для конкретного двигателя, а также возможность всесезонного использования.

Принятая как де-факто классификация SAE обеспечивает удобство маркировки и сравнения характеристик масел. В ней все масла для автомобилей делятся на зимние, летние и всесезонные. Характеристики вязкости разбиты по диапазонам на несколько классов, получающих символическое числовое обозначение. Чем индекс класса выше, тем больше вязкость масла. Например, масло SAE 5W-40 по сравнению с 5W-30 имеет одинаковые низкотемпературные свойства, но оно более вязкое при работе двигателя. У 5W-30 кинематическая вязкость при 100 °С должна находиться в интервале 9,3–12,5 мм2/с, а у 5W-40 в интервале 12,5–16,3 мм2/с.

Чтобы отличить «зимний» индекс вязкости, к маркировке добавляется суффикс W. У всесезонных масел указываются и «зимнее», и «летнее» обозначения. Так, моторное масло SAE 10W-40 удовлетворяет требованиям класса 10W для низких температур и аналогично по рабочим характеристикам на прогретом моторе летним маслам SAE 40 (с дополнениями, введенными стандартом SAE J300 в 2007 году).

Выбирать моторное масло для дизельного двигателя необходимо по простому принципу – индекс «летней» вязкости должен соответствовать требованиям производителя авто. От этого зависят рабочее давление в системе смазки на прогретом двигателе, эффективность разбрызгивания масла коленчатым валом на стенки цилиндров и так далее. Увеличивать вязкость допустимо только при жесткой эксплуатации, повышенных температурах, на двигателях с ощутимым износом. Индекс низкотемпературной вязкости во многом определяется климатом региона, в котором эксплуатируется автомобиль. Чем ниже температуры зимой, тем меньше должен быть индекс низкотемпературной вязкости: от 20W в жарком климате до 0W в северных широтах.

По перечню эксплуатационных свойств моторное масло для дизеля выделяется:

  • повышенным щелочным числом. Если это допускается классом качества, так как масло активно набирает кислотные соединения. Особенно это актуально при износе ЦПГ и работе на дизтопливе неудовлетворительного качества;
  • активной работой диспергирующих и моющих присадок. Масло должно надежно удерживать в себе сажу, очищать двигатель от нагара, позволяя масляному фильтру отделить частицы загрязнений;
  • отличными противоизносными свойствами. Для дизельных моторов характерны высокие нагрузки на КШМ уже при низких оборотах, когда давление масла в смазочных каналах меньше всего;
  • термостабильностью. Несмотря на то, что дизельный мотор за счет высокого КПД «холоднее» бензинового, в ряде точек масло может нагреваться значительно выше рабочей температуры самого двигателя. Особенно это характерно для мощных турбодизелей.

Качественное моторное масло для дизельных автомобилей производится с добавлением сбалансированного и сложного пакета присадок. Особенно это характерно для специализированных продуктов, которые должны соответствовать актуальным экологическим нормам. Также они должны быть рассчитаны на применение многокомпонентных катализаторов и сажевых фильтров в системе выпуска отработанных газов.

Классификация дизельного моторного масла

Для более удобного подбора масла по характеристикам двигателя следует ориентироваться на системы стандартизации смазочных материалов. Старейшая из них и наиболее распространенная – система American Petroleum Institute (API). В ней масла для дизельных двигателей входят в отдельную группу с префиксом С (Commercial). Аналогично группе масел S для бензиновых двигателей, каждый новый принимаемый стандарт получает обозначение следующей буквой латинского алфавита. При этом требования нового стандарта жестче, чем у предыдущего и/или вводятся дополнительные. Важно, что стандарт обеспечивает совместимость масел в прямом направлении – продукты, изготовленные по новым стандартам, могут применяться в ранее разработанных дизелях.

Однако из-за того, что дизельные двигатели на автомобилях и спецтехнике могут работать и по четырехтактному, и по двухтактному циклу, маркировка класса качества может усложняться еще и указанием на тактность агрегата. Например, масла класса API CF-2 рассчитаны именно на двухтактные моторы, в то время как API CF-4 – на четырехтактные. Между собой они не взаимозаменяемы.

Европейская система ACEA изначально выделяла дизельные масла в группу B, стандарты нумеровались численно в порядке принятия. Но после введения норм Euro и увеличения сложности систем снижения токсичности были созданы две новые группы классов:

  • ACEA C – масла для двигателей, соответствующих экологическим нормам Euro 4 и выше. Стандарт включает в себя специфические требования к зольности, содержанию фосфора и серы, рассчитан преимущественно на легковой транспорт;
  • ACEA E – система классификации масел для тяжелого дизельного транспорта. Масла этой группы не имеют взаимозаменяемости по порядку индексов, подбор ведется по прямому соответствию требованиям производителя техники.

Типы базовых масел

Изначально моторные масла для дизельных двигателей производились на минеральной базе – продуктах переработки нефти. Более того, низкооборотным дизелям с малой удельной мощностью, в сравнении с бензиновыми, дольше подходили масла на минеральной основе. Более жесткие классы качества вводились медленнее. Для коммерческого транспорта с его значительными годовыми пробегами очень важно было и то, что минеральные масла имеют наименьшую стоимость.

Одновременно из-за неудовлетворительной стабильности минеральной базы она должна была дополняться все большим объемом присадок, доводящих качество моторного масла до соответствующего уровня. С распространением турбодизелей, где нагрузки значительно выросли в сравнении с низкофорсированными атмосферными моторами, возникла и потребность в более стабильных и качественных моторных маслах.

Синтетика, производимая на гидрокрекинговой или полиальфаолефиновой базе, создала возможность не только увеличить удельную мощность двигателей, но и улучшить экологические характеристики дизелей. Современные нормы экологии уже невозможно обеспечить исключительно за счет управления смесеобразованием двигателя. Помимо катализаторов, используются специфические системы именно для дизелей (сажевые фильтры, впрыск мочевины). Такие моторы нуждаются в отдельных маслах, производство которых на минеральной базе просто нерентабельно из-за высоких требований к испаряемости, зольности и содержанию фосфора.

Компромиссный вариант – полусинтетика, при производстве которой в минеральную базу вводится достаточный объем синтетического масла. При сохранении демократичной цены полусинтетическое масло становится стабильнее минерального, может соответствовать более жестким классам качества. В случаях, когда использование полусинтетики допустимо по требованиям производителя автомобиля, она дает заметное снижение стоимости эксплуатации машины без особого влияния на ресурс мотора.

Дизельное масло для турбированных двигателей

Специфика дизельных двигателей, описанная выше, наиболее ярко выражена на примере моторов с турбонаддувом. У них увеличиваются и удельные нагрузки, и объем продуктов неполного сгорания топлива, попадающих в масло. Появляются и специфические требования:

  • работоспособность в парах трения «сталь – медные сплавы». В то время как в самом ДВС цветных сплавов такого типа практически нет, подшипники скольжения большинства турбокомпрессоров изготавливаются именно из бронзы. Учитывая, что рабочие обороты турбин доходят до сотен тысяч в минуту, масло в турбокомпрессорном двигателе должно обеспечивать эффективность защиты подшипников;
  • минимальная коксуемость. Турбокомпрессор после работы двигателя на большой нагрузке достаточно долго сохраняет высокую температуру, в то время как поток масла прекращается почти сразу же после остановки мотора. Чрезмерное образование отложений в этом случае быстро выведет турбину из строя. В связи с этим и появились различные типы турботаймеров, которые дают турбине остыть на холостых оборотах. Несмотря на распространение турбокомпрессоров с водяным охлаждением, минимальная коксуемость масла по-прежнему важна.

Полезные советы

Распространенное мнение о возможности оценки качества моторного масла по скорости его потемнения в корне неверно, даже если речь идет о дешевой «минералке». Потемнение дизельного моторного масла возникает неизбежно из-за проникновения в него сажи и, напротив, сигнализирует об эффективной работе диспергирующих присадок.

При выборе моторного масла для современных двигателей с сажевыми фильтрами (DPF) необходимо в обязательном порядке использовать сорта с зольностью, соответствующей требованиям производителя техники. Если сервисная документация допускает использование среднезольных масел (MidSAPS), также могут применяться и малозольные LowSAPS-масла. Но, если в сервисной книжке указано использование только малозольных моторных масел, применение MidSAPS не допускается, так как в таком случае уже возможно снижение срока службы сажевого фильтра.  Так же на срок службы сажевого фильтра влияет дизельное топливо, чем больше в нем серы, тем скорее DPF выйдет из строя, вне зависимости от зольности моторного масла.

Моторные масла ROLF для дизельных двигателей


ROLF GT SAE 0W-40

TAKAYAMA SAE 10W-40Полусинтетическое всесезонное моторное масло для бензиновых и дизельных двигателей, произведенное из высококачественных компонентов и современного пакета присадок.

TAKAYAMA SAE 10W-40 API SN/CFПодходит для применения в дизельных двигателях легких грузовиков. Обеспечивает максимальный ресурс двигателя, защищая его от износа даже в тяжелых условиях эксплуатации.

TAKAYAMA SAE 10W-40 API SL/CFОбеспечивает высокую стойкость к окислительным процессам внутри дизельного двигателя, прекрасные смазочные свойства при любых условиях эксплуатации.

TAKAYAMA SAE 10W-40 API SL/CFПолусинтетическое моторное масло, разработано специально для использования в современных дизельных двигателях, работающих в условиях высоких нагрузок.

ПОКАЗАТЕЛИМЕТОДЗНАЧЕНИЕ
Плотность при +15 °С, г/см2ASTM D40520,8710
Вязкость кинематическая при +100 °С, мм2ASTM D44514,60
Вязкость кинематическая при +40 °С, мм2ASTM D445105,9
Индекс вязкостиASTM D2270157
Динамическая вязкость CCS при — 25 °С, мПа*с, не болееASTM D52936280
Щелочное число, мг КОН/г, не менееASTM D289610,6
Испаряемость по Noack, %, не болееASTM D580010,2
Температура вспышки, °С, не нижеASTM D92221
Температура застывания, °С, не вышеASTM D97-36

ПроизводительНомер деталиНазвание детали
RAVENOL 4014835723917Масло моторное Ravenol vmo SAE, 5W-40, синтетическое, 1L 
RAVENOL  4014835100848Масло моторное Ravenol Turbo-c Hd-c SAE, 15W-40, минеральное, 1L
RAVENOL  4014835718715Масло моторное Ravenol Super synthetik Oel ssl SAE, 0W-40, синтетическое, 1L
RAVENOL  4014835718517 Масло моторное Ravenol Ecs Ecosynth SAE New, 0W-20, синтетическое, 1L
RAVENOL  4014835722514Масло моторное Ravenol Super Fuel Economy sfe SAE New, 5W-20, синтетическое, 1L
RAVENOL  4014835722811Масло моторное Ravenol Hps SAE New, 5W-30, полусинтетическое, 1L
RAVENOL4014835723917Масло моторное Ravenol Hcs SAE New, 5W-40, синтетическое, 1L
RAVENOL  4014835723719Масло моторное Ravenol vdl SAE New, 5W-40, синтетическое, 1L
RAVENOL  4014835723511Масло моторное Ravenol vsi SAE New, 5W-40, синтетическое, 1L 
RAVENOL  4014835723313Масло моторное Ravenol vmp SAE New, 5W-30, синтетическое, 1L
RAVENOL4014835726710Масло моторное Ravenol racing sport synto SAE-60 New, 10W-60, синтетическое, 1L 
RAVENOL  4014835722910Масло моторное Ravenol Hcl SAE New, 5W-30, синтетическое, 1L
RAVENOL  4014835722712Масло моторное Ravenol Lsg SAE New, 5W-30, синтетическое, 1L
RAVENOL  4014835723412Масло моторное Ravenol Fel SAE New, 5W-30, синтетическое, 1L
RAVENOL  4014835726918Масло моторное Ravenol racing rally synto SAE New, 5W-50, синтетическое, 1L
RAVENOL  4014835723610 Масло моторное Ravenol vpd SAE New, 5W-40, синтетическое, 1L 
RAVENOL  4014835724211Масло моторное Ravenol Dlo SAE, 10W-40, полусинтетическое, 1L
RAVENOL  4014835724112Масло моторное Ravenol Tsi SAE, 10W-40, полусинтетическое, 1L
RAVENOL  4014835724617Масло моторное Ravenol Formel standard SAE 1 New, 10W-30, минеральное, 1L

  • Марка Дата Марка API Статус
    Gulf Super Duty Plus 13.06.2020 15W-40 CK-4 1 Зеленый Нет проблем
    Castrol GTX 13.02.2020 15W-40 CK-4 1 Зеленый Нет проблем
    Ford Motorcraft 13.02.2020 15W-40 См. стр. 1 Зеленый Нет проблем
    Шеврон Дело 13.02.2020 15W-40 CK-4 1 Зеленый Нет проблем
    Мобил Делвак 1300 13.02.2020 15W-40 CK-4 1 Зеленый Нет проблем
    Shell Rotella T4 13.02.2020 15W-40 CK-4 1 Зеленый Нет проблем
    Shell Rotella T5 13.02.2020 15W-40 CK-4 1 Зеленый Нет проблем
    Mile Master 22.06.2019 15W-40 CI-4 1 Зеленый Нет проблем
    Wolf’s Head Extreme-Duty 05.10.2018 15W-40 CK-4 1 Зеленый Нет проблем
    CarQuest 26.07.2018 15W-40 CK-4 1 Зеленый Нет проблем
    LUBRIGUARD 26.07.2018 15W-40 CK-4 1 Зеленый Нет проблем
    O’Reilly 26. 07.2018 15W-40 CK-4 1 Зеленый Нет проблем
    Petro-Canada Duron HP 10.07.2018 15W-40 CK-4 1 Зеленый Нет проблем
    CAT DEO-ULS 27.06.2018 15W-40 CK-4 1 Зеленый Нет проблем
    John Deere Plus-50 II 27.06.2018 15W-40 CJ-4 1 Зеленый Нет проблем
    Кубота 27.06.2018 15W-40 CK-4 1 Зеленый Нет проблем
    Traveler 27.06.2018 15W-40 CK-4 1 Зеленый Нет проблем
    Шеврон Дело 400 SDE 26.06.2018 15W-40 CK-4 1 Зеленый Нет проблем
    Ford Motorcraft Super Duty Formula 26.06.2018 15W-40 См. страницу 1 Зеленый Нет проблем
    Mobil Delvac 1300 Super 26. 06.2018 15W-40 CK-4 1 Зеленый Нет проблем
    Северная Америка 26.06.2018 15W-40 CK-4 1 Зеленый Нет проблем
    Королевский фиолетовый DURALEC 26.06.2018 15W-40 CK-4 1 Зеленый Нет проблем
    Shell Rotella T4 26.06.2018 15W-40 CK-4 1 Зеленый Нет проблем
    STP 26.06.2018 15W-40 CK-4 1 Зеленый Нет проблем
    Valvoline 26.06.2018 15W-40 CK-4 1 Зеленый Нет проблем
    Алмазная пластина Duragard 09.12.2017 15W-40 CK-4 1 Зеленый Нет проблем
    Форд Моторкрафт Супер Дьюти Формула 13.05.2017 10W-30 См. стр. 1 Зеленый Нет проблем
    Kendall с Liquid Titanium Super – D XA 12. 05.2017 15W-40 CK-4 1 Зеленый Нет проблем
    Chevron Delo 400 SDE 03.04.2017 15W-40 CK-4 1 Зеленый Нет проблем
    Valvoline Premium Blue 03.04.2017 15W-40 CK-4 1 Зеленый Нет проблем
    Тройная защита Shell Rotella T4 30.03.2017 15W-40 CK-4 1 Зеленый Нет проблем
    Жесткий диск RacePro 28.03.2017 15W-40 CJ-4 1 Зеленый Нет проблем
    Mobil Delvac 1300 Super 07.03.2017 15W-40 CK-4 1 Зеленый Нет проблем
    Шеврон Дело 400XLE 10.08.2016 10W-30 CJ-4 1 Зеленый Нет проблем
    Ford Motorcraft Super Duty 10.08.2016 15W-40 CJ-4 1 Зеленый Нет проблем
    Mobil Delvac 1300 Super 10. 08.2016 15W-40 CJ-4 1 Зеленый Нет проблем
    ProLine All Fleet 10.08.2016 15W-40 CJ-4 1 Зеленый Нет проблем
    Shell Rotella T Тройная защита 10.08.2016 10W-30 CJ-4 1 Зеленый Нет проблем
    Тройная защита Shell Rotella T 10.08.2016 15W-40 CJ-4 1 Зеленый Нет проблем
    SuperTech Heavy Duty 10.08.2016 15W-40 CJ-4 1 Зеленый Нет проблем
    Valvoline Premium Blue 10.08.2016 15W-40 CJ-4 1 Зеленый Нет проблем
    Mystik JT 8 13.04.2016 15W-40 CJ-4 1 Зеленый Нет проблем
    CENEX SUPERLUBE TMS 29.04.2015 15W-40 CJ-4 1 Зеленый Нет проблем
    Брэд Пенн HD Premium Plus 05. 02.2015 15W-40 CJ-4 1 Зеленый Нет проблем
    Traveler 05.02.2015 15W-40 CJ-4 1 Зеленый Нет проблем
    Supers HD FG-2000 04.02.2015 15W-40 CJ-4
    Auto Extra 01.02.2015 15W-40 CJ-4 1 Зеленый Нет проблем
    Blain’s Farm & Fleet 15.01.2015 15W-40 CJ-4 1 Зеленый Нет проблем
    ACE Super Heavy Duty 05.01.2015 15W-40 CI-4 1 Зеленый Нет проблем
    Love’s 05.01.2015 15W-40 CJ-4 1 Зеленый Нет проблем
    Marathon Multipower-3 Ultra 05.01.2015 15W-40 CI-4 1 Зеленый Нет проблем
    Rural King Heavy Duty 05. 01.2015 15W-40 CJ-4 1 Зеленый Нет проблем
    Agip ALL-GUARD XHD-7 25.12.2014 15W-40 CJ-4 1 Зеленый Нет проблем
    Phillips 66 Fleet Supreme EC 04.12.2014 15W-40 CJ-4 1 Зеленый Нет проблем
    Phillips 66 GUARDOL ECT 04.12.2014 15W-40 CJ-4 1 Зеленый Нет проблем
    Castrol GTX Diesel 20.11.2014 15W-40 CJ-4 1 Зеленый Нет проблем
    LUBRIGUARD 20.11.2014 15W-40 CJ-4 1 Зеленый Нет проблем
    ProLine 20.11.2014 15W-40 CJ-4 1 Зеленый Нет проблем
    Шеврон Дело 400ЛЕ 19.11.2014 15W-40 CJ-4 1 Зеленый Нет проблем
    Ford Motorcraft Super Duty 19. 11.2014 15W-40 CJ-4 1 Зеленый Нет проблем
    Mobil Delvac 1300 Super 19.11.2014 15W-40 CJ-4 1 Зеленый Нет проблем
    Shell Rotella T5 19.11.2014 10W-30 CJ-4 1 Зеленый Нет проблем
    Шелл Ротелла Т6 19.11.2014 5W-40 CJ-4 1 Зеленый Нет проблем
    Shell Rotella T Triple Protection 19.11.2014 15W-40 CJ-4 1 Зеленый Нет проблем
    CAM2 Super HD 17.08.2013 15W-40 CJ-4 1 Зеленый Нет проблем
    CITGARD 600 05.08.2013 15W-40 CJ-4 1 Зеленый Нет проблем
    CarQUEST Fleet Plus 20.06.2013 15W-40 CJ-4 1 Зеленый Нет проблем
    Kendall Super-D XA 19. 06.2013 15W-40 CJ-4 1 Зеленый Нет проблем
    Love’s 19.06.2013 15W-40 CJ-4 1 Зеленый Нет проблем
    Lubriguard 19.06.2013 15W-40 CJ-4 1 Зеленый Нет проблем
    Двигатель LucasMAGNUM с удлиненным стоком 19.06.2013 15W-40 CJ-4 2 Желтые рекомендации
    Волчья голова 19.06.2013 15W-40 CJ-4 1 Зеленый Нет проблем
    Брэд Пенн 09.06.2013 15W-40 CJ-4 1 Зеленый Нет проблем
    Шеврон Дело 400ЛЕ 18.04.2013 15W-40 CJ-4 1 Зеленый Нет проблем
    Mobil Delvac 1300 Super 18.04.2013 15W-40 CJ-4 1 Зеленый Нет проблем
    Motorcraft Super Duty 18. 04.2013 15W-40 CJ-4 1 Зеленый Нет проблем
    Shell Rotella T Triple Protection 18.04.2013 15W-40 CJ-4 1 Зеленый Нет проблем
    SuperTech 18.04.2013 15W-40 CJ-4 1 Зеленый Нет проблем
    CITGARD 500 06.04.2013 15W-40 CI-4 1 Зеленый Нет проблем
    Северная Америка 02.03.2013 15W-40 CJ-4 1 Зеленый Нет проблем
    Traveler 05.02.2013 15W-40 CJ-4 1 Зеленый Нет проблем
    MileMaster 02.02.2013 15W-40 CI-4 1 Зеленый Нет проблем
    Sunoco Super C 19.01.2013 15W-40 CJ-4 1 Зеленый Нет проблем
    Service Pro 17. 03.2012 15W-40 CJ-4 1 Зеленый Нет проблем