Система смазки двигателей КАМАЗ Евро-2-3 – 740.50, 740.51

Содержание

  • Масляный насос
  • Фильтр масляный
  • Термоклапан 
  • Водомасляный теплообменник
  • Картер масляный
  • Система вентиляции картера
  • Насос масляный откачивающий

Двигатели 740.50 и 740.51 – отличаются мощностью, ТНВД и некоторыми единицами навесного оборудования,
абсолютно взаимозаменяемы и похожи между собой.

Смазочная система – комбинированная, с “мокрым” картером. Система включает масляный
насос, фильтр очистки масла, водомасляный теплообменник, картер масляный, маслоналивную горловину,
направляющую трубку и указатель уровня масла.

Различные комплектации двигателя могут отличаться формой картера масляного, расположением и глубиной копильника
масла. Соответственно, масляный насос имеет различные маслозаборники. Двигатели оснащаются маслозаливной
горловиной и указателем уровня масла расположенными в передней крышке или на картере маховика.

Схема смазочной системы показана на рисунке 23. Из картера 13 масляный насос 1 подает масло в фильтр очистки
масла 3 и через водомасляный теплообменник 6 в главную магистраль, и далее к потребителям. В смазочную систему
также включены клапан 2 системы, обеспечивающий давление в главной масляной магистрали 392…539кПа (4,0…5,5
кгс/см2) при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя и температуре масла 80.. .95 °С,
перепускной клапан 4, отрегулированный на срабатывание при перепаде давления на фильтре 147…216 кПа (1,5…2,2
кгс/см2) и термоклапан 11 включения водомасляного теплообменника.

Рисунок 23 – Схема смазочной системы
1 – насос масляный; 2 – клапан; 3 –
фильтр; 4 – перепускной клапан; 5 – частично-поточный фильтроэлемент; 6 – водомасляный
теплообменник; 7, 8 и 9 – приборы контроля; 10 – форсунки охлаждения поршней; 11 – термоклапан; 12 –
полнопоточный фильтроэлемент; 13 – картер масляный; 14 – клапан предохранительный.

При температуре масла ниже 95 °С, клапан открыт и основной поток масла поступает в двигатель минуя теплообменник.
При температуре масла более 110 °С, термоклапан закрыт и весь поток масла проходит через теплообменник, где
охлаждается водой. Тем самым обеспечивается быстрый прогрев двигателя после запуска и поддержание оптимального
температурного режима в процессе эксплуатации. Конструктивно термоклапан расположен в корпусе масляного фильтра.
Максимальная температура масла в системе смазки 115 °С.

Рисунок 24 – Насос масляный
1 – крышка; 2 – корпус; 3 – шестерня
ведущая; 4 – ведомое зубчатое колесо; 5 – шпонка; 6 – гайка; 7 – зубчатое колесо; 8 – ось; 9 – шплинт;
10- пробка; 11, 12 – пружины; 13 – клапан; 14 – шарик; 15 – шайбы регулировочные.

Масляный насос

Масляный насос закреплен на нижней плоскости блока цилиндров. Ведущее зубчатое колесо напрессовано на
передний носок коленчатого вала и имеет 64 зуба, ведомое 52.

Зазор в зацеплении зубчатых колес привода регулируется прокладками, устанавливаемыми между привалочными
плоскостями насоса и блока цилиндров и составляет 0,15…0,35 мм. Момент затяжки болтов крепления масляного насоса
к блоку должен быть 49…68,6 Н м (5…7 кгс м).

Масляный насос шестеренчатый, односекционный. Содержит корпус 2, крышку 1, шестерни 3 и 7. В крышке расположен
клапан смазочной системы 13, с пружиной 11, отрегулированный на давление срабатывания 392.. .439 кПа (4.. .4,5
кгс/см2). Также насос имеет предохранительный клапан выполненный в виде шарика 14 подпружиненного
пружиной 12. Давление срабатывания клапана 833…882 кПа (8,5…9,5 кгс/см2).

Рисунок 25 – Фильтр масляный с теплообменником: 
1 – корпус
фильтра; 2, 3 – уплотнительные кольца; 4 – частично-поточный фильтрующий элемент; 5 – теплообменник;
6 – термосиловой датчик; 7 – прокладка; 8 – полнопоточный фильтрующий элемент; 9, 11 – колпаки; 12 –
сливная пробка; 13 – поршень термоклапана; 14 – пружина термоклапана; 15 – перепускной клапан; 16
– пружина перепускного клапана.

Фильтр масляный

Фильтр масляный закреплен на правой стороне блока цилиндров, состоит из корпуса 1, двух колпаков 9 и 11, в
которых установлены полнопоточный 8 и частично-поточный 4 фильтроэлементы.

Колпаки на резьбе вворачиваются в корпус. Уплотнение колпаков в корпусе осуществляются кольцами 2 и 3.

В корпусе фильтра также расположен перепускной клапан 15 и термоклапан включения водомасляного теплообменника.
Очистка масла в фильтре комбинированная. Через полнопоточный фильтроэлемент 8 проходит основной поток масла
перед поступлением к потребителям, тонкость очистки масла от примесей, при этом, составляет 40 мкм.
Через частично-поточный фильтроэлемент 4 проходит 3…5 л/мин, где удаляются примеси размерами более 5 мкм.
Из частично-поточного элемента масло сливается в картер. При такой схеме достигается высокая степень очистки
масла от примесей.

Термоклапан 

Термоклапан включения водомасляного теплообменника состоит из подпружиненного поршня 13 с термосиловым
датчиком 6. При температуре ниже 95 °С поршень 13 находится в верхнем положении и основная часть потока масла,
минуя теплообменник, поступает в двигатель. При достижении температуры масла омывающего термосиловой датчик 6
(95+2) °С, активная масса, находящаяся в баллоне, начинает плавиться и, увеличиваясь в объеме, перемещает шток
датчика и поршень 13.

При температуре масла (110+2) °С поршень 13 разобщает полости в фильтре до и после теплообменника и весь поток
масла идет через теплообменник.

При превышении температуры масла выше 115 °С срабатывает датчик температуры и на щитке приборов загорится
сигнальная лампочка.

Водомасляный теплообменник

Водомасляный теплообменник 5 (рисунок 25) установлен на масляном фильтре, кожухо-трубного типа, сборный.
Внутри трубок проходит охлаждающая жидкость из системы охлаждения двигателя, снаружи – масло. Со стороны масла
трубки имеют оребрение в виде охлаждающих пластин. Поток масла в теплообменнике четыре раза пересекает трубки с
водой, чем достигается высокая эффективность охлаждения масла.

Картер масляный

Картер масляный 13 (рисунок 23) штампованный, крепится к блоку цилиндров через резино-пробковую прокладку.
Момент затяжки болтов крепления масляного картера 14…17,8 Н м (1,4…1,8 кгс м).

Рисунок 26 – Система вентиляции картера двигателя
1 – угольник; 2 –
завихритель; 3 – уплотнительное кольцо; 4 – труба; 5 – втулка внутренняя; 6 – труба слива масла; 7 –
маслоотделитель; 8 – шланг угловой; 9,10 – хомуты; 11 – трубка отвода газов; 12 – дроссель; 13 –
кляммер.

Система вентиляции картера

Система вентиляции картера (рисунок 26) открытая, циклонного типа. Картерные газы отводятся из штанговой
полости второго цилиндра, через угольник 1, в котором установлен завихритель 2. При работе двигателя картерные
газы проходят через завихритель 2 и получают винтовое движение. За счет действия центробежных сил капли масла,
содержащиеся в газах, отбрасываются к стенке трубы 4 и через трубку 6 сливаются обратно в картер. Очищенные
картерные газы выбрасываются в атмосферу.

Насос масляный откачивающий

Насос масляный откачивающий (рисунок 27) устанавливается на двигатели для автомобилей специального
назначения, работающих с углами кренов – продольные вперед и назад до 30° и поперечные до 20°. Установка
шестерни привода откачивающего масляного насоса показана на рисунке 2 поз. 18.

Рисунок 27 – Насос масляный откачивающий
1 – корпус; 2 – крышка; 3 –
шестерня ведомая привода; 4 – вал-шестерня ведущая; 5 – клапан; 6 – пружина клапана; 7 – пробка; 8 –
ведомая вал-шестерня.

Насос масляный откачивающий закрепляется на пятой коренной опоре коленчатого вала. Момент затяжки болтов
крепления масляного насоса, которые одновременно являются креплением крышки коренной опоры, должен быть 275…295
Н м (28…30 кгс м). Зазор в зацеплении приводных шестерен регулируется также прокладками, устанавливаемыми между
корпусом насоса и крышкой, при этом зазор должен быть 0,2…0,4 мм.

Откачивающий масляный насос также шестеренный, односекционный. Состоит из корпуса 1, крышки 2, ведущей 4 и
ведомой 8 вал-шестерен. В корпусе расположен предохранительный клапан 5, с пружиной 6, отрегулированный на
давление срабатывания 600.. .650 кПа (6…6,5 кгс/см2).


 

Каталог двигателей Евро-2 (Евро-3)

Не найдено


     


    Двигатели КАМАЗ


    Покупайте запчасти у нас :

    Комплектуем заявки любой сложности, конкурентные цены, система скидок от объема.
    Мы даем понятную гарантию качества запчастей от производителей
    Оперативная доставка по России
    Звоните по телефону (900) 323-41-41, или напишите на [email protected]
    Потребуется информация: модель авто, год выпуска, модель агрегата, класс Евро.

     

    Система смазки двигателя КамАЗ

    Система смазки двигателя КамАЗ

    Система смазки двигателей предназначена для подачи предварительно очищенного масла к трущимся поверхностям и охлаждения их при работе двигателя.

    Подача масла к трущимся поверхностям должна быть бесперебойной. При недостаточной подаче масла теряется мощность двигателя, повышается износ деталей и в результате их нагрева возможно заклинивание поршней и остановка двигателя. Избыточная подача масла приводит к проникновению его в камеру сгорания, что увеличивает отложение нагара и ухудшает условия работы двигателя.

    В двигателях ЯМЗ-740 и ЯМЗ-741 применена комбинированная система смазки, при которой часть деталей смазывается под давлением, часть самотеком и часть разбрызгиванием. Схема смазки двигателя ЯМЗ-740 показана на рис. 1.

    Рекламные предложения на основе ваших интересов:

    Дополнительные материалы по теме:

    Система смазки состоит из маслозаборника, масляного насоса с двумя секциями нагнетательной и радиаторной и двумя предохранительными и одним дифференциальным клапанами, системы масляных каналов, масляного фильтра с перепускным клапаном, фильтра центробежной очистки масла с перепускным клапаном и предохранительным клапаном масляного радиатора, поддона кар-ера, указателя уровня масла, маслоналивного патрубка, закрыемого крышкой, сапуна лабиринтного типа с фланцем в сборе и масляного радиатора, установленного перед водяным радиатором. Заливка масла в поддон картера осуществляется через патрубок, расположенный справа двигателя на картере маховика. Емкость системы смазки без масляного радиатора двигателя ЯМЗ-740 равна 21 л, а двигателя ЯМЗ-741 —26 л. Уровень масла контролируют по меткам на маслоизмерительном стержне. На указателе выбиты. метки «Н» и «В». Уровень масла должен находиться вблизи метки «В», не превышая ее.

    Рис. 1. Схема системы смазки двигателя ЯМЗ-740:
    1 — маслозаборник; 2 — предохранительный клапан нагнетающей секции масляного насоса; 3 — нагнетающая секция масляного насоса; 4 — масляный фильтр; 5 — перепускной клапан маслофильтра; 6 — лампа сигнализации; 7 — дифференциальный клапан системы смазки; 8 — радиаторная секция масляного насоса; 9 — предохранительный клапан радиаторной секции; 10 — фильтр центробежной очистки масла; 11 — перепускной клапан центрифуги; 12 — предохранительный клапан радиатора; 13 — маслорадиа-тор

    Рекомендуемое масло для двигателя летом при температуре выше плюс 5 °С М10ГФЛ по ТУ 38—1—164—68, а зимой при температуре ниже плюс 5 °С М8ГФЗ ТУ—38—1—164—68.

    Давление масла на прогретом двигателе при номинальном числе оборотов должно быть 4—5,5 кгс/см2; при номинальном числе оборотов холостого хода — не менее 1 кгс/см2.

    При работе двигателя нагнетательная система масляного насоса, вал которого приводится шестеренчатым приводом от носка коленчатого вала, подает под давлением масло в основную магистраль через последовательно включенный масляный фильтр. Очищенное в фильтре масло поступает в центральный масляный канал, а оттуда по системе сверлений к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала, подшипникам распределительного вала, к автомату включения гидромуфты вентилятора, к топливному насосу высокого давления и к компрессору. Из блока двигателя масло поступает в масляные каналы головок через сверления в блоке и далее через сверление в одном из штифтов, фиксирующих головки на привалочных плоскостях блока.

    Из головок блока масло под давлением поступает в вертикальные масляные каналы стоек коромысел, а затем по горизонтальным каналам оси и через отверстия в стенке оси к втулкам коромысла. Из зазора между осью коромысла и отверстием в коромысле масло через канал, выполненный в коротком плече, поступает к регулировочным винтам и верхним наконечникам штанг. через два отверстия в толкателе сливается на тарелки толкателей и кулачки распределительного вала, смазывая их.

    Масло, поступающее к коромыслам самотеком, смазывает стержни клапанов и механизмы их поворота. Масло, скапливающееся в полостях головок блока, стекает через наклонные каналы, выполненные в головках, к полостям блока для прохода штанг и по ним в картер двигателя. Стенки цилиндров, поршни с кольцами, поршневые пальцы и другие трущиеся поверхности смазываются масляным туманом и разбрызгиваемым при работе механизмов маслом.

    Радиаторная секция масляного насоса подает масло в фильтр центробежной очистки масла и далее в масляный радиатор. Очищенное масло фильтром центробежной очистки и охлажденное в масляном радиаторе непрерывно сливается в поддон картера.

    Рис. 2. Масляный насос:
    1 — пружина предохранительного клапана нагнетающей секции; 2. 5 — регулировочные прокладки; 3, 4 — пробки; б — пружина предохранительного клапана радиаторной секции; 7 — плунжер клапана нагнетающей секции; 8 — плунжер клапана радиаторной секции; 9— отверстие для про хода клапана нагнетающей секции; 10 — отверстие для подвода масла от маслозаборника; 11 — отверстие для установки клапана радиаторной секции; 12 — отверстие для установки ведущего валика; 13 — корпус радиаторной секции; 14 — ведущая шестерня радиаторной секции; /5 — про-ставка; 16 — ведущая шестерня нагнетающей секции; 17 — ведущий валик; 18 — отверстие для установки клапана нагнетающей секции; 19 — перепускной канал; 20 — отверстие для установки ведущего валика; 21 — канал отвода масла от радиаторной секции; 22 — отверстие отвода масла от нагнетающей секции; 23 — отверстие отвода масла от радиаторной секции; 24 — шестерня привода масляного насоса; 25 — отверстие для установки дифференциального клапана; 26 — пружина клапана; 27 — ведомая шестерня нагнетающей секции; 28 — ось ведомых шестерен; 29 — отверстие для отвода масла от радиаторной секции; 30 — ведомая шестерня радиаторной секции; 31 — отверстие для прохода масла от маслозаборника; 32— стопорное кольцо; 33 — дифференциальный клапан; 34 — пробка клапана,

    Масляный насос служит для создания необходимого давления в системе смазки и для подачи масла под давлением к трущимся поверхностям. Насос шестеренчатый, двухсекционный с передаточным числом шестеренчатого привода от носка коленчатого вала, равным 1,075. Он установлен внутри поддона картера и крепится к нижней части блока цилиндров при помощи болтов.

    Насос состоит из чугунного корпуса нагнетающей секции, корпуса радиаторной секции и проставки корпусов, установленной между ними. Каждая секция состоит из пары цилиндрических пря-мозубных шестерен. Шестерни изготовлены из стали 40Х и термически обработаны. Нагнетающая секция подает масло в главную магистраль системы, а радиаторная — прокачивает масло через фильтр центробежной очистки масла и масляный радиатор.

    Производительность нагнетающей секции должна быть не менее 87 л/мин при числе оборотов ведущего валика насоса 2800 в минуту, давлении масла на выходе из насоса 3,5—4 кгс/см2, разрежении на всасывании 100 мм. рт. ст., температура масла 75—85 °С.

    Производительность радиаторной секции должна быть не менее 31 л/мин при 2800 об/мин ведущего валика насоса, давлении масла на выходе из насоса 7—7,5 кгс/см2, разрежении на всасывании 100 мм рт. ст., температуре масла 75 – 85 °С.

    Ведущая шестерня нагнетающей секции напрессована на среднюю часть валика и фиксируется сегментной шпонкой. Ведомая шестерня нагнетающей секции свободно вращается на стальной оси, установленной в корпусе масляного насоса. На оси и ведущем валике устанавливают подшипники. На них же устанавливается ведущая и ведомая шестерни радиаторной секции. Ведущая шестерня фиксируется на валике сегментной шпонкой. Удлиненным концом ведущий валик устанавливается в подшипник корпуса нагнетающей секции. На наружную часть его на шпонке устанавливается шестерня, привода масляного насоса. Зазор между торцом бобышки корпуса и ступицей шестерни должен быть в пределах 0,5—1,0 мм. Каждая пара шестерен работает в специальных расточках, выполненных в литых чугунных корпусах. При вращении шестерен насоса их зубья захватывают масло у входного отверстия, проносят у стенок корпуса и выдавливают в выходное отверстие. Между корпусами насоса установлена стальная шлифованная проставка, обработанная до твердости HRC 44—52. В проставке выполнено отверстие 31, объединяющее всасывающие полости обеих секций. Поэтому масло из поддона двигателя засасывается обеими секциями через один маслозаборник. Оба корпуса и проставка стягиваются болтами, которые контрятся специальными стопорными шайбами. Втулки обрабатываются со °Ре с корпусом. На корпусе радиаторной секции масляного на имеются резьбовые отверстия, в которые устанавливаются предохранительный клапан нагнетающей секции, предохранительный клапан радиаторной секции и дифференциальный клапан системы смазки, причем клапан радиаторной секции расположен непосредственно в корпусе радиаторной секции, а клапан нагнетающей секции и дифференциальный клапан устанавливаются только со стороны корпуса радиаторной секции, а их плунжеры расположены в самих отверстиях корпуса насоса.

    Начало открытия предохранительных клапанов нагнетающей и радиаторной секций масляного насоса происходит при достижении давления в полости нагнетания в пределах 8—8,5 кгс/см2, а начало открытия дифференциального клапана системы смазки происходит при давлении масла, равном 4—4,5 кгс/см2.

    Рис. 3. Маслозаборник:
    1 — крючок крепления сетки заборника; 2 — сетка заборни-ка с ободком; 3— заборник; 4 — всасывающая трубка; 5 — кронштейн; 6 — фланец

    Масло поступает к масляному насосу через маслозаборник с сетчатым фильтром.

    Маслозаборник. В двигателях ЯМЗ-740 и ЯМЗ-741 маслозаборник неподвижный и состоит из всасывающей трубки о кронштейном, фланцем и чашкой в сборе, металлической сетки за-борника с ободком и крючка крепления сетки.

    Фланец всасывающей трубки маслозаборника крепится к корпусу масляного насоса двумя болтами. Перемещение маслозаборника в поддоне картера ограничивается кронштейном, который од« ним концом приварен к всасывающей трубке, а вторым — крепится к коренной крышке подшипника коленчатого вала.

    Поддон двигателя отштампован из стального листа. Он закрывает блок-картер двигателя снизу и служит резервуаром для масла. Находящееся в нем масло охлаждается благодаря теплообмену с окружающим воздухом через стенки поддона. Поддон через уплотнительную прокладку крепится к нижнему фланцу блок-картера болтами. Внутренняя полость масляного поддона корытообразной формы. Чтобы предотвратить чрезмерное расплескивание масла при движении автомобиля, в поддон вварены перегородки. В глубокой части поддона имеются две масло-сливных пробки.

    Рис. 4. Масляный фильтр:
    1 — стержень фильтра; 2, 13 — проклад-з — сливная пробка; 4 — колпак фильтра; 5 — пружина; 6 – прокладка колпака; 7 стопорное кольцо; 8 — шан-ga. д уплотнительная чашка; 10 — упютнительная прокладка; 11 — фильтрующий элемент; 12 — втулка корпуса; 13 – корпус фильтра; 15 — прокладка пробки; 16 — пробка клапана; 17—винт сигнализатора; 18 — неподвижный контакт; 19 — регулировочная шайба; 20 — пружина клапана; 21 — корпус сигнализатора; 22 — подвижный контакт сигнализатора; 23 — перепускной клапан; 24 — пробка; 25 — отверстие для отвода масла; 26 — окно для подвода масла от нагнетающей секции масляного насоса

    Масляный фильтр предназначен для очистки Масла, подаваемого в главную масляную магистраль нагнетающей секцией масляного насоса. Он крепится с правой стороны блока при помощи болтов и состоит из корпуса, двух фильтрующих элементов, двух колпаков, перепускного клапана маслофильтра. Корпус соединен с колпаками через уплотни-тельные прокладки. Внутри каждого колпака на стержень установлен каркас фильтрующего элемента, который сверху упирается в выступ корпуса, снизу поджимается пружиной колпака. Фильтрующий элемент масляного фильтра составной. Сверху и снизу на длине 15—20 мм материал элемента — древесная мука марки 400 ГОСТ 16 361—70 со связывающим веществом ПБ ГОСТ 3552— bo по ТУ 31.960.005—71, а в средней части элемента — древесная мука марки 1250 по ТУ 13—234—71 со связывающим материалом ГОСТ 3552-63 по ТУ 319.60.005-71.

    Рис. 5. Фильтр центробежной очистки масла;
    1 — болт; 2 — корпус фильтра; 3—отверстие для прохода неочищенного масла; 4 — пластина стопора; 5 — турбинка ротора; 6— уплотнительное кольцо; 7— шарикоподшипник; 8 — упорная шайба; 9 — колпак фильтра; 10— гайка крепления колпака фильтра; 11 — гайка крепления колпака ротора; 12 — гайка; 13 — колпак ротора; 14 — ротор; 15 — отверстие для отвода очищенного масла; 16—ось ротора; 17—трубка отвода масла; 18 — палец стопора; 19 — пружина стопора; 20 — отверстие для слива масла при неработающей центрифуге; 21 — плунжер предохранительного клапана; 22 — пружина; 23 — регулировочная прокладка; 24 — пробка клапана; 25 — отверстие для отвода масла при неработающей центрифуге; 26 — отверстие для отвода масла при срабатывании предохранительного клапана; 27 — отверстие для подвода масла от радиаторной секции масляного насоса; 28 — отверстие для отвода масла при срабатывании перепускного клапана; 29 — пробка перепускного клапана; 30 — регулировочная шайба; 31 — пружина перепускного клапана; 32 — плунжер перепускного клапана; 33 — заглушка

    Для слива масла при промывке фильтра в колпаке предусмотрено отверстие, закрываемое резьбовой конической пробкой.

    В корпусе масляного фильтра установлен перепускной клапан, который при перепаде I , давлений до и после фильтра, равных 2,5—3 кг/см2 (при чрезмерном загрязнении элемента фильтра или повышенной вязкости применяемого масла), открывается, и масло, минуя масляный фильтр, поступает неочищенным в главную масляную магистраль. Это предохраняет подшипники двигателя и другие трущиеся поверхности от перегрева из-за недостатка смазки и, как следствие, от повышенных износов

    и возможного выхода из строя. Однако следует помнить, что подача в двигатель неочищенного масла с наличием крупных механических частиц неблагоприятно сказывается на работе трущихся I деталей, вызывая задиры и глубокие риски. При срабатывании перепускного клапана замыкаются контакты сигнализатора, и на щитке приборов загорается лампочка. Свечение лампочки допустим0 при пуске двигателя на холодном масле и при прогреве, в других случаях необходимо заменить фильтрующие элементы. Своевременное обслуживание масляного фильтра и применение рекомендуемых сортов масел в условиях низких температур исключают длительную подачу неочищенного масла в двигатель, что предохраняет его от преждевременного выхода из строя.

    Фильтр центробежной очистки масла с реактивным приводом установлен с правой стороны двигателя, в передней его части, и крепится к передней крышке блока при помощи болтов. Фильтр предназначен для очистки масла от мелких механических примесей величиной от 1 мкм и от продуктов окисления и осмоления. Он состоит из корпуса с клапанами ротора с втулками в сборе, турбинки ротора из цинкового сплава, колпака ротора. Колпак закреплен на оси ротора при помощи гайки и закрыт сверху неподвижным кожухом. Между ротором и колпаком устанавливается уплотнительное кольцо. Ротор центробежного фильтра вращается под действием струи масла, поступающего под давлением от радиаторной секции масляного насоса. При вращении ротора тяжелые частицы, загрязняющие масло, сбрасываются на стенки колпака, на которых и оседают. Очищенное масло стекает в поддон картера или при включенном масляном радиаторе поступает в него, где охлаждается. Все масло, прошедшее через радиатор, также попадает в поддон картера. В корпусе фильтра центробежной очистки масла устанавливаются два клапана. Один клапан перепускной, второй — предохранительный. Оба клапана плунжерного типа. Перепускной клапан обеспечивает подачу масла в масляный радиатор, минуя фильтр центробежной очистки при его загрязнении. Начало открытия перепускного клапана происходит при давлении масла в входной полости, равном 6—6,5 кгс/см2. Начало открытия предохранительного клапана происходит при давлении масла в полости, равном 0,5—0,7 кгс/см2.

    Масляный радиатор. В жаркое время года и при эксплуатации автомобилей КамАЗ в тяжелых дорожных условиях температура масла в картере двигателя настолько повышается, что оно становится очень жидким и давление в системе смазки падает.

    Для предотвращения разжижения масла в систему смазки двигателей ЯМЗ-740 и ЯМЗ-741 включен масляный радиатор.

    Масляный радиатор трубчато-пластинчатого типа, воздушного охлаждения. Он установлен перед основным радиатором системы охлаждения двигателя и состоит из двух бачков и горизонтальных трубок, расположенных между ними. Для увеличения поверхности охлаждения и повышения жесткости радиатора труб-КН ^реплены металлическими ребрами.

    Масляный радиатор должен быть постоянно включен, и отключить его следует только при пуске холодного двигателя при температуре окружающего воздуха ниже 0 °С.

    Маслоналивной патрубок предназначен для удобства заправки двигателя маслом и крепится двумя болтами к картеру маховика с правой стороны двигателя. Патрубок герметично закрывается резьбовой пробкой, уплотняется прокладкой. В нижней части маслоналивного патрубка имеется металлическая сетка.

    Указатель уровня масла служит для периодического контроля за уровнем масла в поддоне двигателя. Указатель уровня масла состоит из стержня и резинового уплотнителя и установлен в специальной трубке с правой стороны блока двигателя. На нижней части стержня сделаны две метки: «Н» — нижняя, соответствует минимальному, а верхняя «В» — максимальному уровню масла.

    Вентиляция картера. Во время работы двигателя через зазоры, имеющиеся между зеркалом цилиндра и кольцами, проникают в картер пары топлива и отработавшие газы, которые разжижают масло и ухудшают его смазывающие свойства. Пары топлива и отработавшие газы удаляются из картера двигателя при помощи системы вентиляции. В двигателях ЯМЗ-740 и ЯМЗ-741 вентиляция картера естественная с сапуном лабиринтного типа.

    Сапун состоит из корпуса, трех стаканов (внутреннего, среднего и верхнего), патрубка, экрана, фланца. Из картера двигателя отработавшие газы выходят через сапун и вытяжную трубку в атмосферу за счет разрежения, создаваемого во время движения автомобиля, около конца вытяжной трубки.

    Наличие сапуна лабиринтного типа препятствует уносу масла через вытяжную трубку.

    Техническое обслуживание системы смазки. Техническое обслуживание системы смазки заключается в систематической проверке уровня масла в картере и его качества, смене фильтрующих элементов масляного фильтра и промывке ротора центробежного фильтра, смене отработавшего масла и в устранении появившихся неисправностей в системе смазки.

    Рис. 6. Установка масляного радиатора:
    1 — масляный радиатор; 2 — правый кронштейн крепления масляного радиатора; 3 — трубка подвода масла; 4 — водяной радиатор; 5 — левый кронштейн крепления масляного радиатора; 6 — трубка отвода масла; 7 — масляный радиатор усилителя руля

    Проверка уровня и качества масла в двигателе. Уровень масла в картере необходимо проверять ежедневно перед выездом в рейс, а также в пути при работе на длинном расстоянии и не раньше, чем через 10 мин после остановки двигателя. Для проверки автомобиль нужно установить на ровную горизонтальную площадку. Уровень масла контролируется по меткам.

    Для контроля необходимо вынуть масляный указатель, стержень протереть ветошью и вставить в трубку до упора. Уровень масла должен находиться между метками «В» и «Н» маслоизмерительного указателя ближе к метке «В». Если уровень масла близок к нижней метке «Н», необходимо долить свежее масло до нормы через воронку из чистой заправочной тары. Наливать масло выше метки «В» не рекомендуется, так как его излишек будет попадать в камеру сгорания и вызывать закоксовывание колец, нагарообразование на днищах линдров.

    При проверке необходимо обратить внимание на качество масла, которое в эксплуатационных условиях оценивают по допустимому содержанию механических примесей.

    Рис. 7. Маслоналивной патрубок:
    1 — маслоналивной патрубок; 2— сетка патрубка

    Рис. 8. Указатель уровня масла:
    1 — стержень; 2 — уплотнитель

    Если масло светлое и на стержне через масляную пленку отчетливо видны риски отметок, можно считать, что масло еще пригодно для дальнейшей работы. Если масло темное или черное и риски плохо заметны, масло следует заменить.

    Степень загрязненности масла можно оценить по цвету масляного пятна на белой, лучше фильтровальной, бумаге.

    Если середина пятна черная, следует сменить фильтрующие элементы масляного фильтра и промыть ротор центробежного фильтра, а если цвет не изменится, заменить масло. При значительном окислении масла поясок пятна имеет коричневый или желто-коричневый цвет. В этом случае масло также заменить.

    Смена масла в двигателе. Масло в двигателе рекомендуется заменять при втором ТО-1. Сразу после остановки двигателя слить его через сливные пробки поддона картера, так как горячее масло вместе с грязью и посторонними частицами легче удалить из системы. Липкие мазеобразные осадки, оставшиеся в поддоне двигателя, портят сзежее масло. Поэтому при смене масла в двигателе, кроме смены фильтрующих элементов фильтра и промывки ротора центробежного фильтра, рекомендуется снять и промыть поддон картера и сетку заборника масляного насоса, а также очистить от отложений сапун заборника масляного насоса и сапун вентиляции картера с отводящим патрубком.

    Запрещается в целях экономии удлинять сроки смены масла, работать на загрязненном масле и нарушать сезонность его смены, так как загрязненное масло вызывает усиленный износ и сокращает срок службы деталей двигателя.

    Смена фильтрующих элементов масляного фильтра. Для смены фильтрующих элементов масляного фильтра необходимо:
    — отвернуть сливные пробки на колпаках и слить масло;
    — отвернуть болт крепления колпака фильтра и снять колпак вместе с элементом, предварительно подставив под фильтр посуду для слива масла;
    — вынуть фильтрующий элемент из колпака;
    — в том же порядке снять второй колпак и вынуть фильтрующий элемент;
    — промыть в дизельном топливе колпаки фильтров;
    — заменить фильтрующие элементы и собрать фильтр;
    — проверить отсутствие течи в соединениях фильтра при работающем двигателе; при наличии подтекания подтянуть болты колпаков.

    Рис. 9. Сапун с фланцем в сборе:
    1 — корпус сапуна; 2 — фланец сапуна; 3—патрубок; 4 — верхний стакан; 5 — средний стакан; 6 — внутренний стакан

    Промывка ротора центробежного фильтра. Для промывки ротора центробежного фильтра необходимо:
    — отвернуть гайку колпака фильтра и снять колпак;
    — повернуть ротор вокруг оси так, чтобы стопорные пальцы вошли в отверстие ротора;
    — отвернуть гайку крепления колпака ротора и снять колпак;
    — удалить с ротора и его колпака осадок, промыть колпак ротора в дизельном топливе;
    — собрать фильтр в обратной последовательности, проверив состояние уплотняющей прокладки колпака фильтра, если необходимо прокладку заменить.

    Возможные неисправности системы смазки и способы их устранения

    От исправного состояния системы смазки, ее грамотного технического обслуживания и своевременного устранения появившихся неисправностей в процессе эксплуатации автомобиля в значительной степени зависит надежность работы двигателя и его долговечность. Для того чтобы правильно и быстро определять неисправности и устранять их, нужно знать признаки и причины их возникновения и возможные способы устранения.

    Внешними признаками неисправностей системы смазки являются изменения уровня масла в картере двигателя, давления, вязкости и цвета масла. Синий оттенок отработавших газов указывает на сгорание масла в цилиндрах из-за сильного износа поршневых колец, гильз и др.

    Устранение причин неисправностей системы смазки

    При пониженном давлении масла проверить уровень масла в поддоне двигателя, его температуру и качество, убедиться, нет ли течи и правильно ли работает масляный манометр.

    Подключить к системе смазки контрольный манометр и сличить его показания с показаниями проверяемого.

    Проверить, не произошло ли разжижение масла топливом или водой. При недостаточной вязкости масло следует заменить, а также устранить причину попадания топлива или воды.

    Воду в масле можно обнаружить, если слить около 200 см3 масла из поддона картера и дать ему отстояться в течение 1 ч.

    Прозрачный слой на дне сосуда укажет на наличие воды в масле.

    Вода может попасть в систему смазки при недостаточной затяжке болтов крепления головок цилиндров, разрушении уплотни-тельных колец головок цилиндров, при повреждении резиновых уплотнительных колец гильз цилиндров, в результате трещин в головках и блоке цилиндров.

    При просачивашш воды между плоскостью блока и головками цилиндров проверить и при необходимости подтянуть болты креп-ения головок цилиндров, заменить поврежденные резиновые коль-,TJn а при обнаружении трещин отправить двигатель в ремонт.

    При попадании топлива в масло тщательно протереть места присоединения топливопроводов к форсункам. Затем пустить двигатель и дать ему поработать 3—4 мин при 1700—1900 об/мин. По каплям топлива, которые появятся в соединениях топливопроводов, определить место пропуска топлива.

    Если топливо не просачивается, а масло разжижается, необходимо снять форсунки и проверить их герметичность на приборе. Проверить и при необходимости заменить фильтрующие элементы масляного фильтра, промыть сетку маслоприемника масляного насоса и ротор центробежного фильтра. Проверить клапаны: предохранительный нагнетающей секции масляного насоса, предохранительный радиаторной секции и дифференциальный системы смазки. При засорении клапан необходимо вывернуть, промыть в дизельном топливе, не разбирая, и установить на место. При усадке или поломке пружин целесообразно заменить весь клапан в сборе. Следует иметь в виду, что клапаны отрегулированы на разное давление открытия, поэтому менять их местами или заменять один клапан другим категорически запрещается.

    Если давление в системе смазки по-прежнему остается пониженным, прочистить масляные каналы, промыть систему смазки, убедиться в исправности масляного насоса. Если же это не даст результатов, вероятно, появился износ подшипников и шеек коленчатого вала, втулок и шеек распределительного вала, втулок и осей толкателей. В этом случае необходимо заменить или отремонтировать неисправные детали.

    При чрезмерно высоком давлении масла проверить вязкость масла и при повышенной вязкости заменить его. Проверить, нет ли заедания плунжера клапанов системы смазки и устранить заедание. Если в системе смазки при наличии масла в картере и исправном указателе вообще отсутствует давление масла, то вероятнее всего, произошло повреждение привода масляного насоса или заедание плунжера дифференционного клапана в положении, соответствующем перепуску. Отремонтировать привод, устранить заедание плунжера.

    В системе смазки может появиться течь из соединений в результате ослабления креплений или небрежной сборки, может повыситься температура масла. Течь устранить подтяжкой соединений или заменой прокладок, а повышенную температуру масла — очисткой от пыли и грязи масляного радиатора.

    Система смазки КАМАЗ

    Система смазки обеспечивает подачу масла на трущиеся поверхности деталей, что снижает трение между ними и их износ, а также снижает потери мощности двигателя на преодоление сил трения

    При работе двигателя масло, введенное между деталями, циркулирует непрерывно; в то же время охлаждает детали, защищает их от коррозии и уносит продукты износа.

    Тонкий слой масла на поршнях, поршневых кольцах и цилиндрах не только снижает износ, но и улучшает компрессию двигателя.

    Система смазки автомобиля КамАЗ комбинированная. Это означает, что масло подается к трущимся частям несколькими способами: под давлением, разбрызгиванием и самотеком.

    Масло под давлением нагнетают в зазоры между наиболее нагруженными трущимися деталями:

    • — в коренные и шатунные вкладыши коленчатого вала, подшипники распределительного вала;
    • — к втулкам коромысла и верхним наконечникам тяг толкателей;
    • — к подшипникам ТНВД, компрессора воздушного тормоза и турбокомпрессоров.

    Система смазки состоит из масляного насоса, установленного на нижней плоскости картера внутри поддона 14 (рис. 1.), полнопоточного масляного фильтра 22, центробежного масляного фильтра (центрифуги) 4, масляного линия 23 с каналами, радиатор 16, маслозаливная горловина, указатель уровня масла.

    Масляный поддон — это резервуар для масла.

    В него заливается масло через горловину до уровня верхней метки на указателе уровня (щупе). Нижняя отметка указывает на минимально допустимое количество масла.

    Глубокая часть картера автомобилей КамАЗ с колесной формулой 6Х4 расположена в задней части двигателя, на автомобилях КамАЗ-4310, -43105 — в передней части двигателя. Это связано с компоновкой вагонов.

    При работе двигателя масло из поддона 14 через сетчатый маслоприемник 17 засасывается двухсекционным насосом. Отсюда меньшая часть масла по каналам картера и передней крышки блока постоянно перекачивается секцией радиатора в центрифугу 4.

    Очищенное центрифугой масло поступает в радиатор 16 через вентиль 3, где охлаждается и затем сливается в поддон.

    При закрытии крана 3 или повышении давления масла в радиаторе до 50…70 кПа оно из центрифуги через открытый сливной кран стекает в поддон, минуя радиатор.

    Большая часть масла поступает во всасывающую полость напорной части маслонасоса из поддона и подается его шестернями на полнопоточный фильтр 22, где очищается, проходя через два фильтроэлемента, соединенных параллельно, а затем поступает магистраль 23 через канал в блоке.

    Из этой магистрали масло подается по каналам в перегородках и стенках блока цилиндров к коренным подшипникам коленчатого вала, подшипникам распределительных валов и втулкам коромысел газораспределительного механизма.

    Из кольцевых канавок на вкладышах коренных подшипников через каналы в коренных шейках и щеках коленчатого вала масло поступает в грязеулавливающие полости шатунных шеек, где подвергается дополнительной центробежной очистке, после чего поступает в смазка шатунных подшипников.

    Выдавливаемое из зазоров масло разбрызгивается вращающимися частями кривошипно-шатунного механизма, при этом образуется масляный туман, который оседает на поверхности гильз цилиндров, поршней, толкателей и других деталей и таким образом смазывает их.

    Масло, удаляемое со стенок цилиндра маслосъемным кольцом, поступает в поршень и смазывает подшипники поршневых пальцев в бобышках и шатунный подшипник.

    Через каналы в коротких плечах коромысел газораспределительного механизма и в регулировочных винтах подается масло к верхним наконечникам тяг.

    Стекая по тягам, она смазывает их нижние наконечники, толкатели, а затем попадает в поддон.

    Носки коромысел и стержни клапанов смазываются маслом, которое вытекает из зазоров втулок коромысел и разбрызгивается движущимися частями, затем отводится по наклонным каналам в полость для штоков и далее в поддон картера.

    Часть масла из магистрали по каналу в блоке цилиндров и трубке подается в полость ТНВД, смазывает его подшипники и детали регулятора скорости, а затем поступает в картер двигателя через дренажная трубка.

    Из магистрали масло подается как к подшипникам турбонагнетателей, так и к коленчатому валу компрессоров пневматических тормозов.

    Также имеется постоянная подача масла под давлением на переключатель 12 гидромуфты привода вентилятора.

    При разомкнутом выключателе масло поступает в рабочую полость гидромуфты 13, откуда стекает в поддон картера.

    Давление масла в системе контролируется манометром 9 на панели приборов в кабине.

    Кроме того, имеется аварийная сигнализация давления. Когда оно становится меньше 70 кПа, на манометре загорается красная лампочка 8. В этом случае необходимо заглушить двигатель и выявить причину неисправности.

    Лампа 7 служит для сигнализации о максимальном засорении фильтрующих элементов масляного фильтра 22.

    Постоянное свечение этой лампы свидетельствует об открытии перепускного клапана и попадании сырой нефти в магистраль в обход фильтрующих элементов.

    Допускается кратковременное (пока двигатель не прогреется) горение сигнальной лампы 7, при постоянном ее свечении необходима замена фильтрующих элементов.

    Клапаны системы смазки. Масло к трущимся частям подается под определенным давлением. Если его недостаточно, то из-за снижения скорости потока в зазорах ухудшается вымывание из них продуктов износа и охлаждение деталей.

    Избыточное давление увеличивает нагрузку на сборочные единицы системы смазки и энергоемкость привода масляного насоса.

    Давление масла в магистрали зависит от частоты вращения коленчатого вала, температуры масла, степени износа деталей, сопротивления масляных фильтров, радиатора и т. д.

    Чтобы нормальная работа не нарушалась при изменении этих факторов, система оснащен автоматически работающими плунжерными клапанами.

    Всего их шесть: три у масляного насоса — предохранительный и 2 (рис. 2.) соответственно радиаторной и напорной секций и клапана 7; центрифуга имеет сливной 12 и перепускной 11 клапаны и один перепускной клапан 5 полнопоточного масляного фильтра.

    Клапан 7 необходим для поддержания нормального давления (400…550 кПа) масла в магистрали прогретого двигателя.

    По принципу работы дифференциальный клапан представляет собой плунжер с кольцевой канавкой А.

    С одной стороны нагружен силой давления масла от магистрали, а с другой — пружиной .

    При этом сила давления, передаваемая непосредственно от нагнетательной секции масляного насоса по каналу Б в канавку А, не нарушает равновесия, так как действует на равные по площади торцевые поверхности канавки.

    При превышении давления в магистрали допустимого клапан, преодолевая сопротивление пружины, сместится и канавка А соединит каналы Б и Б , в результате чего масло из насоса будет свободно стекать по каналу В в поддон.

    Перепускной клапан 5 срабатывает при засорении фильтроэлементов полнопоточного фильтра 4.

    С одной стороны на клапан 5 действует сила давления сырой нефти, а с другой стороны сила давления очищенной нефти и сила пружины, скорректированная на разность (разность) в давление до и после фильтра, равное 250…300 кПа.

    Когда сопротивление фильтра превышает значение перепада давления, клапан открывается и часть масла перепускается в магистраль в обход фильтра.

    Таким образом, при срабатывании перепускного клапана предотвращается случайное повреждение двигателя, но при этом увеличивается износ деталей из-за подачи к ним сырой нефти.

    Для того, чтобы водитель знал об этом, в перепускном клапане имеется контактное устройство, включающее лампу 6 на панели приборов в кабине, сигнализирующую о том, что двигатель работает на нерафинированном масле.

    Предохранительные клапаны 2 и 9 предотвращают создание избыточного давления, создаваемого секциями масляного насоса, размеры которых завышены для работы на пониженных оборотах, горячего масла и определенного износа двигателя.

    Со стороны нагнетательной полости на клапан действует сила давления масла, а с противоположной стороны — сила пружины.

    Когда усилие нажима превышает сопротивление пружины (например, при подкачке холодного масла при запуске холодного двигателя), клапан открывается и перебрасывает избыток масла во всасывающую полость, снижая нагрузку на детали насоса.

    Для обеспечения нормальной работы центрифуги требуется достаточно высокое давление поступающего в нее масла, поэтому перепускной клапан 11 настраивают на давление открытия 600…650 кПа.

    Для предотвращения разрушения тонкостенных трубок маслорадиатора давление масла в его магистрали должно быть значительно ниже, поэтому сливной кран 12 открывается при давлении 50-70кПа.

    Конструкция маслосистемы двигателя Камаз-740.

    30-260

    Комбинированная система смазки с мокрым картером

    В состав системы входят масляный насос, масляный фильтр, водомасляный теплообменник, масляный картер, маслоналивная горловина, индикаторная трубка и указатель уровня масла.

    Схема системы смазки представлена ​​на рис. 1

    Из картера 13 масляный насос 1 подает масло к масляному фильтру 3 и через водомасляный теплообменник 6 в магистраль, далее к потребителям.

    В состав системы смазки также входит клапан 2 системы, обеспечивающий давление в главной маслопроводе 392-539кПа (4,0-5,5 кгс/см 2 ) при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя, перепускной клапан 4, отрегулированный на работу при перепаде давления на фильтре 147-216 кПа (1,5-2,2 кгс/см 2 ) и термоклапан 11 для включения водомасляного теплообменника.

    При температуре масла ниже 95 °С клапан открыт и основной поток масла поступает в двигатель, минуя теплообменник.

    При температуре масла более 110°С термоклапан закрывается и весь поток масла проходит через теплообменник, где охлаждается водой.

    Обеспечивает быстрый прогрев двигателя после запуска и поддерживает оптимальную температуру во время работы.

    Конструктивно термоклапан расположен в корпусе масляного фильтра.

    Масляный насос (см. рисунок) установлен на нижней плоскости блока цилиндров.

    Шестерня ведущая напрессована на передний конец коленчатого вала и имеет 64 зуба, ведомая 52, то есть передаточное число 0,8125.

    Зазор в зацеплении ведущих шестерен регулируется прокладками, установленными между сопрягаемыми поверхностями насоса и блока, который должен быть 0,15-0,35 мм, момент затяжки болтов крепления масляного насоса к блоку должен быть 49-68,6 Нм (5-7 кгс.м).

    Насос масляный шестеренный, односекционный. Содержит корпус 2, крышку 1 и шестерни.

    В крышке клапан системы смазки 13, с пружиной 11. В нагнетательном канале установлен предохранительный клапан, состоящий из шарика, пружины и регулировочных шайб.

    Масляный фильтр (см. рисунок) закреплен с правой стороны блока цилиндров и состоит из корпуса 1, двух крышек 9 и 11, в которых установлены полнопоточный 8 и частичнопоточный 4 фильтрующие элементы.

    Резьбовые крышки вкручиваются в корпус. Герметизация крышек в корпусе осуществляется кольцами 2 и 3.

    В корпусе фильтра также имеется перепускной клапан 15 и термоклапан включения водомасляного теплообменника.

    Комбинированная очистка масла в фильтре.

    Основной поток масла проходит через полнопоточный фильтрующий элемент 8 до поступления к потребителям, тонкость очистки масла от примесей 40 мкм.

    Через частично проточный фильтрующий элемент 4 проходит 3-5 л/мин. где удаляются примеси размером более 5 микрон.

    Масло сливается из частично паточного элемента в картер. При такой схеме достигается высокая степень очистки масла от примесей.

    Масляный картер штампованный, крепится к блоку цилиндров через резиновую пробковую прокладку. Момент затяжки болтов крепления картера 8 — 17,8 Нм (0,8 — 1,8 кгс.м).

    Термоклапан включения водомасляного теплообменника состоит из подпружиненного поршня 13 с датчиком тепловой силы 6.

    При температуре ниже 93 °С поршень 13 находится в верхнем положении и основная часть потока масла, минуя теплообменник, поступает в двигатель.

    При достижении температуры масла (95+2) °С, омывающего датчик тепловой силы 6, активная масса в цилиндре начинает плавиться и, увеличиваясь в объеме, перемещает шток датчика и поршень 13.

    При при температуре масла (110+2) °С поршень 13 разделяет полости в фильтре до и после теплообменника и весь поток масла проходит через теплообменник.

    При температуре масла выше 115 °С срабатывает датчик температуры и загорается сигнальная лампа на панели приборов.

    Теплообменник масляно-водяной (рис. Фильтр масляный с теплообменником) устанавливается на фильтр масляный кожухотрубного типа, сборно-разборный.

    Охлаждающая жидкость проходит по трубкам от системы охлаждения двигателя, снаружи — масло.

    Со стороны масла трубы оребрены в виде охлаждающих пластин.

    Поток масла в теплообменнике четыре раза пересекает водяные трубки, благодаря чему достигается высокая эффективность охлаждения масла.

    Система вентиляции картера (см. рисунок) открытая, циклонного типа.

    Отвод картерных газов из штоковой полости второго цилиндра, через колено 1, в котором установлен завихритель 2.

    При работе двигателя картерные газы, проходя через завихритель 2, получают винтовое движение.

    Под действием центробежных сил капли масла, содержащиеся в газах, отбрасываются к стенке патрубка 4 и через патрубок 6 сливаются обратно в картер.

    Очищенные картерные газы выводятся в атмосферу.

    Неисправность

    — Причина неисправности

    Способ устранения

    Повышенный расход масла

    — Длительная работа двигателя на холостом ходу.

    Без необходимости не работать на холостом ходу двигателя.

    — Утечка масла через соединения в системе смазки турбокомпрессора.

    Подтянуть соединения, при необходимости заменить прокладки и резиновые втулки.

    — Износ сопряжения клапан-гильза в ГБЦ, старение резиновой манжеты клапана.

    Проверить и заменить изношенные детали.

    — Засорен воздухоочиститель или колпак воздухозаборника.

    Обслуживание воздухоочистителя и очистка сетки колпака.

    Снижение давления масла в системе смазки

    — Низкий уровень масла в маслоотстойнике.

    Проверить и при необходимости долить масло до метки «В».

    — Неисправность устройств контроля давления

    Убедиться в исправности устройств

    — Использование масла неподходящей вязкости

    Замените масло на соответствующую химико-химическую карту.

    — Загрязненные элементы масляного фильтра

    Замените элементы фильтра.

    — Нарушение регулировки или заклинивание предохранительного клапана или клапана системы смазки

    Проверить клапаны и устранить заклинивание, при необходимости отрегулировать или заменить неисправные детали.

    — Засорен впуск масляного насоса

    Промыть впуск

    — Попадание охлаждающей жидкости в масло

    Проверить герметичность водяной полости, уплотнение гильз цилиндров, герметичность водомасляного теплообменника, заменить неисправные детали .

    — Утечки масла в местах соединений и маслопроводов системы смазки

    Проверить состояние технологических пробок, заглушек, затяжку креплений в местах соединений, состояние уплотнительных колец и прокладок

    — Нарушение работы масляного насоса

    Снимите насос и проверьте работу на специальном стенде.

    — Недопустимое увеличение зазоров в подшипниках коленчатого и распределительного валов

    Ремонт двигателя.

    Подсветка аварийного указателя температуры масла

    — Неисправность аварийного датчика температуры масла

    Убедиться в исправности датчика, при необходимости заменить.

    — Залипание термоклапана включения теплообменника, неисправность датчика тепловой силы

    Проверить работу термоклапана включения теплообменника, при необходимости устранить заедание или заменить датчик.

    — Засоренные трубы или грязные охлаждающие пластины

    Проверить масловодяной теплообменник на наличие засоренных трубок и загрязнения охлаждающих пластин, при необходимости промыть или заменить теплообменник.

    Повышение давления масла в системе смазки

    — Повышенная вязкость масла

    Замена масла на соответствующую химматокарту

    — Нарушение герметичности управляющей сигнальной линии, соединяющей магистральный маслопровод с насосом или его засорение

    Проверить трубку подачи масла к насосу, затяжку болтов крепления, наличие отверстия в крышке

    — Заедание или разрегулировка клапана системы смазки.

    Проверить клапан и устранить заедание, при необходимости заменить неисправные детали.

    Ремонт элементов маслосистемы

    Для разборки, сборки и осмотра масляного насоса:

    — слить масло из картера, отвернуть болты крепления и снять картер;

    • — снять всасывающую трубку 4 (рис.) с фланцем, кронштейном и чашкой в ​​сборе и входную трубку клапана системы смазки;
    • — Выверните болты крепления масляного насоса 1, снимите насос;

     

    — снять шестерню масляного насоса съемником И80 1. 02.000 (рис.), для этого ввернуть болты 3 в шестерню 5 до упора, ввернуть 1 до конца вала.

    Вращая рукоятку, ввернуть винт в траверсу до полного снятия шестерни;

    • — Отвернуть болты крепления нагнетательной и радиаторной секций масляного насоса и разобрать его;
    • — измерить радиальные и торцевые зазоры напорной и радиаторной секций, зазоры в зацеплении зубьев шестерен в радиаторной и напорной секциях, между приводным валом и отверстием в корпусе, между осью и шестерней.

    При необходимости заменить изношенные детали;

    — при сборке насоса не использовать повторно лепестковые шайбы.

    После сборки насоса ролик должен вращаться от руки плавно, без заеданий;

    — испытание насоса на стенде с использованием масла М10Г2К или М10ДМ.

    При частоте вращения ролика 2800 — 60 мин -1 и вакууме на всасывании 12-15 кПа подача насоса должна быть не менее 130 л/мин при давлении на выходе 0,35 — 0,40 МПа;

    — отрегулировать давление срабатывания клапана системы смазки, которое должно быть 0,40 — 0,45 МПа.

    Для регулирования допускается использовать не более 3-х шайб, устанавливаемых под пружину.

    При несоответствии открытия клапана пуска под давлением замените пружину. Повторное использование пробкового шплинта не допускается.

    Моменты затяжки резьбовых соединений, Н.м (кгс.м)

    • Болты крепления масляного насоса 49,0 — 68,6 (5 — 7)
    • Болты крышки 39,2–54,9 (4–5,6)
    • Болты крепления трубки к насосу 19,6-24,5 (2-2,5)
    • Крышки масляного фильтра 49,0–58,8 (5–6)
    • Заглушка термоклапана фильтра 47,0–58,8 (4,8–6)
    • Заглушки сливных пробок 24,5–39,2 (2,5–4,0)
    • Болты крепления масляного фильтра 88,2-112,6 (9,0-12,5)
    • Гайка крепления ведомой шестерни привода масляного насоса 98.1-117.6 (10-12)

    Размеры деталей и допустимый износ, мм

    • Диаметр шестерни 55,44 — 55,47
    • Допустимый диаметр шестерни 55,4
    • Радиальный зазор между зубьями шестерни и стенкой корпуса 0,130-0,206
    • 0,25 допустимый радиальный зазор
    • Высота шестерни 34,913 -34,975
    • Допустимая высота зубчатого колеса 34 900
    • Глубина люка 35. 050-35.089
    • Торцевой зазор 0,075-0,176
    • 0,2 допустимый торцевой зазор
    • Диаметр шейки валка 19.920 — 19.899
    • Допустимый диаметр горловины 19,85
    • Диаметр втулок в корпусе шейки ролика 19,98-19,959
    • Допустимый диаметр втулки 20.10
    • Диаметр оси 19.987 — 20.000
    • Допустимый диаметр оси 19,85
    • Диаметр втулок ведомых шестерен 20.040-20.073
    • Допустимый диаметр втулки 20.080
    • Диаметр плунжера клапана 15,968-15,941
    • Допустимый диаметр плунжера 15,92
    • Диаметр отверстия крышки клапана 16 000–16 027
    • Усилие пружины клапана, сжатое до размера 44 мм, Н 60-74

    Для разборки, сборки и проверки масляного фильтра:

    • — слить охлаждающую жидкость из системы охлаждения двигателя;
    • — вывернуть сливные пробки из крышек и слить масло из фильтра;
    • — отсоединить патрубки подвода и отвода охлаждающей жидкости к теплообменнику;
    • — открутить пять болтов крепления и снять фильтр с теплообменником;
    • — отвернуть гайки и отсоединить теплообменник от фильтра;
    • — открутить крышки от корпуса, промыть внутреннюю полость дизельным топливом, проверить целостность уплотнительных колец, упорных пружин, при наличии повреждений заменить;
    • — проверить собранный фильтр на герметичность сжатым воздухом 490 кПа в воде;
    • — проверить давление в начале открытия перепускного клапана, которое должно быть 0,147-0,216 МПа;
    • — проверить работу термоклапана включения теплообменника.