ЗМЗ-402: технические характеристики устройства

К легендам силовых агрегатов, разработанных в Советском Союзе, по праву относится модель ЗМЗ-402. Официальным производителем силовой установки является Заволжский моторный завод. Комбинат выпустил несколько серий, в том числе и версию 24-Д, которая не прижилась в серийном потреблении по причине дорогого обслуживания и частых поломок. рассмотрим особенности и характеристики прибора.

Разработка и история создания

Главным конструктором мотора ЗМЗ-402 стал инженер Г. В. Эварт. Рассматриваемый мотор должен был заменить «волжский» аналог типа ГАЗ-21. Указанный силовой агрегат часто называют отпрыском модели 21. Изначально намечалась установка двигателя на различные модели автомобилей.

Мотор ЗМЗ-402 обладает улучшенными характеристиками в плане системы охлаждения, позволяющей уменьшить расход горючего. Эта версия была выведена из массового производства, по причине перегрева моторов, иногда приводящего к катастрофическим ситуациям.

Применение

Использование мотора ЗМЗ-402 предрасположено к установке на ряд легковых транспортных средств. Данный силовой агрегат часто можно встретить на «уазиках» модели 469. Это связано с тем, что устаревшие двигатели переживали не лучшие времена.

Именно в этот период решено было заменить «движки» аналогами от ЗМЗ. Такая практика имела место быть недолго. Вскоре ульяновские конкуренты предъявили полноценный вариант, на порядок улучшенный.

Доработка и установка

Модернизировать агрегат ЗМЗ-402 не составит особых проблем. Многие пользователи стараются при усовершенствовании поменять карбюраторную систему впрыска на инжекторный аналог. В первую очередь, доработке подвергается поршневой блок. Например, вместо штатного элемента монтируют облегченную версию. Это дает возможность усилить крутящий момент и повысить показатели мощности силового агрегата.

На следующей стадии выполняется проточка коленвала и установка вкладышей спортивного образца. В итоге повышается динамика и набор скорости. Проводят манипуляции с блоком подачи и выпуска отработанных газов. Для этого меняют штатные коллекторы на усовершенствованные модификации, а также ставят карбюратор от ВАЗ-2107 или аналог с моноинжектором. Здесь выгода заключается в снижении потребления горючего. Улучшить подачу воздушной смеси дополнительно позволит атмосферный фильтр нулевого сопротивления.

Дорабатывают зажигание ЗМЗ-402. Между контактным и неконтактным типом пуска часто выбирают промежуточный вариант со стартом от кнопки, без использования ключа. В рамках модернизации указанного силового агрегата, такая система стала довольно популярной.

Техническое обслуживание

Одним из моментов обслуживания, согласно техническим картам завода-изготовителя, является регулярное ТО, в которое входит:

  • Замена масляного масла с фильтром через 1 тысячу км.
  • Аналогичная процедура с заменой воздушного элемента, свечей зажигания, проводки после 8-ми тысяч километров пробега.
  • Повторные работы, указанные выше, проводятся через 17 000 км.
  • Дополнительно после 25 тысяч километров делают регулировку клапанов и процедуру, характерную для восьмитысячного пробега.
  • Через 35 000 км меняют ГРМ с ремнем.

Диагностика

В этом режиме проводится определение твердости и толщины шеек коленчатого вала и последующей ремонтопригодности узла. Аналогичная процедура применяется к блоку цилиндров ЗМЗ-402, промеряются гильзы с вычислением возможного объема починки поршней. По возможности детали шлифуются и протачиваются, или меняются на новые элементы.

На диагностической операции выявляются трещины в корпусе. Для этого закрывают все отверстия, кроме впускного гнезда для подачи хладагента. В него подается керосин или горячая вода, которая покажет наличие деформаций. Если они имеются, агрегат подлежит сварочной обработке. Используется аргонная техника, так как блок сделан из алюминия. В некоторых случаях может применяться холодная сварка.

Основные проблемы и ремонт

Двигатель ЗМЗ-402 достаточно легко поддается ремонту, даже если находится в максимально плохом техническом состоянии. В перечень работ входит переборка мотора с головкой блока цилиндров и замена расходных деталей. Процесс выполняется поэтапно, начинается с диагностики. Также в капитальный ремонт силового агрегата входит еще ряд работ, которые рассмотрим далее.

Мотор разбирается полностью, головка демонтируется, снимается поддон и прочие детали. В процессе одновременно проводится деффектовка агрегата (промывка блока цилиндров, прессовка, замер коленвала).

БЦ и коленчатый вал подвергаются расточке. Если детали отработали свой ресурс, монтируются стандартные 92-миллиметровые гильзы. На этой стадии выполняется хонинговка (расточка блока цилиндров при помощи специального станка, который полирует элементы при помощи специального камня на высоких оборотах).

ГБЦ ЗМЗ-402

Этот узел также подвержен переборке. В перечень работ включены преимущественно следующие операции:

  • Замена клапанов.
  • Установка новых сальников, манжет, седел и клапанов.
  • Монтаж новых направляющих втулок.
  • Использование технологии k-line с 9-миллиметровыми гильзами.

Довольно часто производится замена распределительного вала. Износ элемента достигает максимальных показателей через 20 лет работы, поэтому на эту запчасть обращают особое внимание, при необходимости шлифуют головку блока.

Характеристики в цифрах

Ниже приведены основные параметры мотора ЗМЗ-402 (карбюратор):

  • Тип – бензиновый мотор.
  • Конфигурация – двигатель внутреннего сгорания с четырьмя продольно размещенными цилиндрами.
  • Модификации – 402, 4021, 4025, 24С.
  • Мощность – 95 лошадиных сил.
  • Диаметр/ход поршня – 92/92 мм.
  • Число клапанов – 8 штук.
  • Вид охлаждения – жидкостного типа.
  • Материал изготовления – алюминиевый сплав.
  • Узел зажигания – контактная или бесконтактная система.

Особенности

Крышки коренных подшипников сделаны из чугуна способом ковки, каждый элемент фиксируется на блоке посредством пары шпилек (диаметром 12 мм). В первом люке оборудованы гнезда для монтажа шайб упорного подшипника. Растачивается узел в сборе с блоком, при проведении ремонта они должны устанавливаться на свои места. Для облегчения этого процесса все крышки маркируются порядковыми номерами.

С торца крепится алюминиевая крышка распределительных шестерен с паронитовой прокладкой и резиновой уплотнительной манжетой. В задней части имеется картер сцепления, фиксируемый посредством шестью болтов. Точное расположение элемента, позволяющее корректно функционировать коробке переключения передач, обеспечивается парой установочных штифтов (13 миллиметров).

Соотношение осей первичного вала КПП и коленвала гарантирует задний торец картера со специальным монтажным отверстием. В связи с особенностями конструкции, указанные детали не являются взаимозаменяемыми. Цилиндры агрегата сделаны из легкосъемных мокрых гильз, отлиты из износостойкого чугуна, основание помещается нижней частью в предусмотренное гнездо.

Рекомендации

Клапана ЗМЗ-402 должны помещаться на свое место при сборке мотора. При правильных действиях объем камеры сгорания составит до 77 кубических сантиметров. Разница между вместимостью отсеков рассматриваемых двигателей, в зависимости от модификации, не должна превышать 2 куб. см. Через каждые 20 тысяч километров пути рекомендуется проводить подтяжку крепления ГБЦ и корректировку зазоров между клапанами и коромыслами.

При выполнении указанного процесса на горячем моторе, затяжка гаек после остывания агрегата окажется не полной. Это обуславливается значительной разницей между коэффициентами расширения шпилек, блок и головки приспособления. В связи с этим фиксацию всех крепежных деталей выполняют на холодном двигателе. Корпусные модели на отечественных машинах не требуют специального обслуживания, кроме своевременного дополнения масла, очистки от грязи, пыли и подтяжки соединений на резьбе.

Эксплуатация

Отечественный мотор ГАЗ ЗМЗ-402 устанавливался не только на автомобили горьковского комбината, но и на аналогичные транспортные средства. Во многом, эта ситуация сложилась с переходным периодом с устаревшего варианта УМЗ-417 на 421.

Указанная модификация двигателя внутреннего сгорания также активно эксплуатировалась на «Газелях» в различном исполнении. Позже на смену этим движкам на малотоннажных грузовиках пришли версии под индексами 405 и 407. Двигатель ЗМЗ-402 получил довольно широкое распространение не только на территории СССР и постсоветского пространства, но и в Прибалтике, Германии, Африке.

Модернизация

Самым простым способом «прокачать» «Волгу» или другую машину с установкой ЗМЗ-402 является применение компрессора типа SC-14 с последующим продуванием карбюратора. ШПГ при этом в усилении не нуждается. Система выдерживает без проблем давление порядка 0,5-0,7 бар, выхлопную часть меняют на прямоточный элемент.

Подобное исполнение не отличается элегантностью и красотой, зато дает неплохой эффект, в плане динамики и экономичности. Дополнительно рекомендуется установить и отрегулировать кованный коленчатый вал, специальные ресиверы, и инжекторный привод. В части турбонаддува желательно подобрать подходящий коллектор, форсунки, пайпинги и валы. В итоге стоимость модернизации указанным способом обойдется в двойном, а то и тройном размере по цене. Поэтому на ЗМЗ-402 такая модернизация практикуется редко. Обычно усиливают атмосферную часть агрегата либо переставляют некоторые детали с аналога типа ЗМЗ-406.

Подытожим

Как видно, рассматриваемый двигатель был очень популярным для установки на многие отечественные и некоторые зарубежные модели легковых автомобилей. К плюсам «движка» относят его надежность и высокий показатель ремонтопригодности. При правильном обслуживании, силовая установка способна проработать до 500 тысяч километров без капитального ремонта.

Какая длина штанги двигателя 402

Проектировался двигатель ЗМЗ 402 из мотора 24Д в 70-х годах, прототип которого использовался, еще в «полуторках» ГАЗ-56 и ГАЗ-21. Изначально был цельноалюминиевым, со штангами и коромыслами механизма ГРМ и нижним распредвалом. Уплотнение коленвала осуществлялось пропитанным графитовой смазкой жгутом, а не полноценным резинотехническим изделием.

ДВС ЗМЗ 402

Текущий ремонт и обслуживание можно было производить, не только в гараже, но и в чистом поле, «на коленке» ввиду предельно простой конструкции. Однако для капремонта требовался тельфер или кран-балка, поскольку силовой привод весит под 200 кг, учитывая навесное оборудование.

Использована в двигателе простая, примитивная старая конструкция с газораспределительным механизмом по схеме OHV, паранитовыми и асбестовыми прокладками, алюминиевым блоком, головкой и ее крышкой, чугунными коллекторами впуска и выпуска.

Конструкция ЗМЗ 402

Рядная 4-х цилиндровая схема двигателя предназначена для продольного расположения под капотом.

Основные технические характеристики ЗМЗ 402 выглядят следующим образом:

Изготовитель ЗМЗ
Марка ДВС 402
Годы производства 1981 – 2006
Объем 2445 см3 (2,45 л)
Мощность 73,5 кВт (100 л. с.)
Момент крутящий 182 Нм (на 2500 об/мин)
Вес 181 – 184 кг
Степень сжатия 8,2 (7,6)
Питание карбюратор, распределенный впрыск
Тип мотора рядный, бензиновый, 4 цилиндровый
Зажигание коммутаторное, бесконтактное
Число цилиндров 4
Местонахождение первого цилиндра ТВЕ
Число клапанов на каждом цилиндре 2
Материал ГБЦ сплав алюминиевый
Впускной коллектор дюралевый
Выпускной коллектор литой чугунный
Распредвал оригинальный профиль кулачков
Материал блока цилиндров алюминиевый сплав с пропиткой смолой
Диаметр цилиндра 92 мм
Поршни оригинальные
Коленвал от 2103
Ход поршня 92 мм
Горючее А-76, АИ-92
Нормативы экологии Евро-0
Расход топлива трасса – 5,3 л/100 км
смешанный цикл 6,6 л/100 км

город – 13,5 л/100 км

Расход масла максимум 0,2 л/1000 км
Какое масло лить в двигатель по вязкости 5W30, 10W30, 5W40, 0W30, 0W40
Какое масло лучше для двигателя по производителю Liqui Moly, ЛукОйл, Роснефть
Масло для ЗМЗ 402 по составу синтетика, полусинтетика, минеральное
Объем масла моторного 6 л
Температура рабочая 80 – 110°
Ресурс ДВС заявленный 200000 км
реальный 250000 км
Регулировка клапанов винты регулировочные + щупы
Система охлаждения принудительная, антифриз
Объем ОЖ 3,5 л без учета шлангов, отопителя и радиатора
Помпа с пластиковой крыльчаткой
Термостат двухклапанный ТА107-05 либо ТС107-05
Свечи на ЗМЗ 402 чешские Brisk DR17YC/A
Зазор свечи 0,7 – 0,85 мм
Шестерня ГРМ Gates, ширина 22 мм, ресурс 200000 км пробега
Порядок работы цилиндров 1-3-4-2
Воздушный фильтр Nitto, Knecht, Fram, WIX, Hengst, сменный картридж
Масляный фильтр Mannol SCT Sh515, Mann H727/4
Маховик диаметр 330 мм, вес 13,2 кг
Болты крепления маховика М12х1,25 мм, длина 26 мм
Маслосъемные колпачки
Компрессия от 7 бар, разница в соседних цилиндрах максимум 1 бар
Обороты ХХ 800 – 850 мин-1
Усилие затягивания резьбовых соединений свеча – 31 – 39 Нм
маховик – 62 – 87 Нм

болт сцепления – 19 – 30 Нм

крышка подшипника – 68 – 84 Нм (коренной) и 43 – 53 (шатунный)

головка цилиндров – три стадии 20 Нм, 69 – 85 Нм + 90° + 90°

В таблице приведено описание базового мотора, которое подходит для всех вариантов этой серии.

Особенности конструкции

В сравнении с «нулевым» прототипом двигатель ЗМЗ 402 получил весьма незначительные улучшения конструкции, так как задача увеличить мощность не стояла:

  • изначально блок цилиндров отливался в кокиль, гильзы цилиндров фиксировались в расточке верхней плиты, по верхнему буртику;
  • затем руководство завода перешло на технологию литья под давлением, верхняя рубашка стала открытой, гильзы крепились внутри нижнего пояса;
  • позже производитель вновь вернулся к кокильному литью, поэтому в машинах эксплуатируются, и те, и другие блоки.

Разобранный мотор

Очередной особенностью силового привода является использование масляного радиатора, чтобы система охлаждения работала эффективнее.

Масляный радиатор

Газораспределительный механизм имеет морально устаревшую уже на момент создания ДВС схему OHV – распредвал снизу, управление коромысло-штанговым механизмом. Именно из-за этого узла мотор получился очень тяжелым, несмотря на легкий блок цилиндров.

Модификации мотора

402-ой движок имеет несколько модификаций. Отличаются они от базовой версии установкой других, более улучшенных карбюраторов, новой системой зажигания. Давайте посмотрим на эти ДВС:

  • двигатель модификации 402.1;
  • ЗМЗ 402.2;
  • ЗМЗ 402.

Отличаются по степени сжатия: 6,7 у первых версий и 8,2 – у последних. Вес движков ЗМЗ 402, которые устанавливались на Газель чуть больше обычной версии на 3 килограмма и равен 184 кг.

Читайте также:  Двигатель Toyota 1JZ-GE Марк 2, Краун, Чайзер, Креста – характеристики, замена масла, неисправности, обслуживание

ЗМЗ 402.1 эксплуатируется на транспортных средства Волга. Работает на 92 бензине. Экокласс таких моторов не выше 0.

Двигатели ЗМЗ 4021.10 – это первые версии моторов. Они создавались под топливо с 76 октановым числом. Степень сжатия также здесь была сниженной – 6,7. Использовались на ранних версиях «Волга».

Похожая статья Проблемы и отзывы мотора Мерседес M274

На силовые аппараты ЗМЗ 4022. 10 устанавливались форкамерно-факельное зажигание. Такой вид движков был отличен тем, что изменили расположение распредвала, головку блока цилиндров, карбюратор новой версии. Конструкция мотора стала более сложной. Однако в девяносто втором году выпуск таких движков прекратили. Больше не ставили форкамерное зажигание на модели мотора ЗМЗ 402.

Силовые аппараты серии 402.5 и 402.6 эксплуатировались преимущественно на Газели и ничем не различались от первых движков.

Внимание! 402.2 движки по конструкции были «слизаны» с двигателей машин Хонда. Экспериментальные движки должны были стать более экономичными. Однако улучшения не дали результатов. Поэтому эксперимент прекратили.

Плюсы и минусы

Основными недостатками серии двигателей ЗМЗ 402 являются:

  • морально устаревшая конструкция ГРМ;
  • головка блока цилиндров затрудняет тюнинг;
  • очень слабые прокладки и задний сальник коленвала;
  • высокие вибрации, приводящие к ослаблению резьбовых соединений.

Асбестовая прокладка ГБЦ

С другой стороны, мотор очень надежный, рассчитан на высокие эксплуатационные нагрузки. При нормальном обслуживании реальный ресурс составляет 300 – 350 тысяч км пробега.

Технические характеристики 402 двигателя

Технические характеристики двигателя модели ЗМЗ 402 указаны ниже в таблице.

Параметр Значение
Питание От карбюратора
Объем двигателя 2,5 л
Вес двигателя 181 кг, некоторые модели весили 184 кг
Мощность 100 и 90 лошадиных сил, зависит от модели серии
Расход топлива на 100 км 13,5 литров при движении только городу
Объем масла 6 литров, но при замене заливается 5,8 л
Количество цилиндров 4
Количество клапанов 2
Крутящий момент Нм 182/2500 мин/об
Сжатие 8,2
Диаметр цилиндров и ход поршня 92 мм (квадрат)
Жизненный ресурс двигателя в тыс. км 200 тыс км по данным завода

Внимание! Существуют различные модели двигателей ЗМЗ 402. Поэтому парметры могут быть различны. Но все они карбюраторные, в этой модификации не использовались инжекторные силовые агрегаты. В качестве топлива используется бензин.

Многие новички автолюбители интересуются, сколько масла жрет этот движок. Опытные механики отвечают, что на 1000 километров до 100 грамм. Также опытные автовладельцы советуют менять смазывающее средство не через 10 000 километров, как написано в инструкции, а через пять тысяч. Это относится к старым движкам, которые уже изрядно износились.

Все двигателя являются атмосферными. Турбированных моторов не выпускалось заводом. Хотя многие автолюбители пытаются тюнинговать этот двигатель. Выпускались моторы с 1980 ода по 2006. Затем их выпуск был приостановлен.

Список моделей авто, в которых устанавливался

Создавался мотор ЗМЗ 402 для Горьковского и Ульяновского автозаводов, Рижской автобусной фабрики, поэтому применялся для комплектации автомобилей:

  • ГАЗ-24-10 Волга – 1985 – 1993;
  • ГАЗ-3102 Волга – 1981 – 2006, только форкамерные модификации ДВС;
  • ГАЗ-31029 Волга – 1992 – 1997;
  • ГАЗ-3110 Волга – 1997 – 2005;
  • ГАЗ-31105 Волга – 2002 – 2006;
  • ГАЗ-3302 Газель – 1994 – 2003;
  • ГАЗ-33023 Газель-Фермер – 1995 – 2003;
  • ГАЗ-2705 Газель грузопассажирская – 1995 – 2003;
  • ГАЗ-3221 Газель микроавтобус – 1996 – 2003;
  • ГАЗ-32213 Газель микроавтобус повышенной комфортности – 1996 – 2003;
  • ГАЗ-322132 Газель маршрутное такси (сдвижная дверь) – 1996 – 2003;
  • ГАЗ-32214 Газель «скорая помощь» – 1996 – 2003;
  • РАФ-М1 Роксана и РАФ-М2 Стилс – выпущены в единственном экземпляре, не пошли в серию;
  • РАФ-33111 – грузовик двухместный бортовой 1 т;
  • РАФ-22038 – маршрутное такси, небольшие объемы производства;
  • РАФ-22039 – маршрутное такси крупногабаритное.

Характеристики двигателя позволяли использовать его в Газелях спецтехники, линейка которых выпускалась Мытищинским заводом Купава. В Украине Часовоярский ремзавод собирал автобусы Рута с этими моторами, Черниговский завод – Богдан-А049 и ТУР-А049, Бориспольский автозавод – БАЗ-2215 Дельфин.

БАЗ Дельфин

Социальные (реанимация и катафалк) и школьные автобусы с силовым приводом ЗМЗ 404 собирал Семеновский авторемонтный завод с 1995 по 2006 год. Некоторые детали использовались в двигателях УАЗ в качестве комплектующих.

Об истории предприятия и двигателя «3M3-402»

3аволжский моторный завод находится в шестидесяти километрах от Горьковского автомобильного завода, и с самого дня своего основания выпускал продукцию, главным образом, для его нужд. Сначала, с 1956-го года, предприятие выпускало детали, запасные части и алюминиевое литьё для ГА3а. Но уже с 1958-го года начало работать как завод по производству двигателей – для комплектации автомобилей ГА3 и УА3.

Первый четырёхцилиндровый двигатель для «Волги ГАЗ-21» на 3M3 был выпущен в 1959 году. С 1963 года завод освоил производство не только четырёхцилиндровых «легковых» моторов, но и восьмицилиндровых – для грузовых машин «ГАЗ» и автобусов «ПАЗ». На пике своего развития 3аволжский моторный завод выпускал свыше 450 тысяч двигателей в год. Это первое в России двигателестроительное предприятие, которое сертифицировало систему менеджмента качества всего производства на соответствие требованиям международных стандартов «ИСО-9001».

С 2006 года 3аволжский моторный завод входит в машиностроительный холдинг «Соллерс». в сегодняшнем ассортименте предприятия – не только бензиновые, но и дизельные, и работающие на газе двигатели; в том числе и полностью соответствующие требованиям актуального экологического стандарта «Евро-5».

Двигатель «3M3-402» не является совершенно новой разработкой, созданной «с нуля». За основу при его создании был взят выпускавшийся с 1968 года мотор«ЗМЗ-24Д», модернизированный и оптимизированной для значительно изменившейся «Волги». Конструкционно «3M3-24Д»,в свою очередь, восходит к «сердцу» «Волги ГАЗ-21» первого поколения – мотору «3M3-21», который серийно выпускался с 1957 года.

Это были весьма прогрессивные для своего времени двигатели. Верхнеклапанные, с полусферическими камерами сгорания; с расположенными под углом (а не в ряд) клапанами; впускным коллектором на левой и выпускным на правой сторонах головки цилиндров; с цепным (а не шестерёнчатым) приводом высоко расположенного распределительного вала.

Базовый двигатель 402-го семейства – «3M3-402.10», для легковых машин, в заводской комплектации предназначался для использования 92-го бензина. А модификация для такси и микроавтобусов – «3M3-4021.10» – была рассчитаны на бензин 76-й (80-й по-нынешнему). Поэтому в процессе эксплуатации некоторые владельцы «Волг» переделывали моторы, изначально рассчитанные на высокооктановый бензин, под более недорогое, всегда и везде имеющееся в наличии низкооктановое топливо. Поскольку, несмотря на то, что в СССР бензин стоил дёшево, и расход топлива 402-го мотора был существенно выше, чем у двигателей современных машин. А 76-м бензином можно было зачастую заправляться и бесплатно – из, так сказать, «сэкономленных» на работе запасов. Ведь все грузовики-среднетоннажники работали на нём.

«3M3-402» «задержался» на конвейере предприятия на долгие годы и был выпущен 6-миллионным тиражом не только из-за специфики советской экономики. Это был действительно хороший мотор, с очень приличным крутящим моментом, без явных провалов во всем диапазоне рабочих оборотов (максимальный – 182,4 Н.м). Обладавший отменной эластичностью. Потрясающая ремонтопригодность, дешёвые запасные части, простота конструкции также обеспечили ему повсеместную популярность и долгую жизнь на конвейере.

Разумеется, карбюраторный «3M3-402» не может сравниться с современными инжекторными двигателями – прежде всего, по показателям экономичности и экологичности. Но для 80-х годов он не только отвечал всем актуальным требованиям, предъявляемым к моторам его класса, но и соответствовал уровню аналогичной продукции ведущих мировых производителей.

Начиная с 1996-го года, Горьковский автозавод, оставшийся к тому времени единственным потребителем мотора «3M3-402», начинает выводить его из ассортимента силовых агрегатов, устанавливающихся на новые машины завода. На смену 402-му приходят инжекторные «3M3-406» и «3M3-409».

Регламент обслуживания ЗМЗ 402

Официальный мануал содержит сроки замены расходных материалов, чтобы двигатель ЗМЗ 402 прослужил весь заявленный ресурс:

  • моторное масло через 10000 км;
  • охлаждающая жидкость после 60000 км или 2 лет эксплуатации;
  • регулировка тепловых зазоров клапанов каждые 15000 км;
  • протяжка гаек ГБЦ каждые 20000 км;
  • картридж воздушного фильтра служит 20000 км, а топливный фильтр 30000 км.

Изначально в устройство ДВС заложены очень ненадежные прокладки. Пропитанный графитом асбестовый лист толщиной 1,5 мм между блоком и головкой нормально держит температуру, но от вибраций ослабляются гайки. Крышка ГРМ и поддон картера уплотняются паранитовыми прокладками, обладающими низким ресурсом и маслостойкостью.

ГРМ привод зубчатым колесом

Ни ремня, ни цепи ГРМ здесь нет, передача вращения на нижний распредвал осуществляется зубчатой шестерней. Ее ресурс значительно выше, но контроль за состоянием венца необходим периодически.

Устройство 402 двигателя

Четыреста второй аппарат – это рядный, карбюраторный движок. Блок цилиндров его отлит из чугуна, а головка блока создана из алюминиевого сплава. Гильзы также вылиты из чугуна. Они не влиты в блок, как делают это сейчас на современных моторах, а являются съемными.

Однако крышки коренных подшипников и поддон соединены вместе с блоком и не являются заменяемыми. Коленвал мотора отлит из чугуна. Опор у этого устройства – пять. Элемент динамично сбалансирован с маховиком и ведущим диском сцепления.

Давайте теперь глянем на схему устройства двигателя на картинке в следующем блоке.

Схема двигатель ЗМЗ 402

На картинке ниже дана схема движка ЗМЗ 402. Охлаждающая система у мотора закрытая. Заливается охлаждающая жидкость. Перед радиатором устанавливается вентилятор, потому что двигатель не любит перегревов.

Распределительный вал имеет пять опорных шеек. на него устанавливается приводная шестерня датчика распределителя зажигания и масляной помпы. Приводится в действие распредвал путем полиамидной шестерни. Она соединена своими шестеренками со звездой коленвала.

Кулачки распределительного вала удараются толкатели, которые в свою очередь приводят в действие клапаны через коромысло.

Смазка у движка ЗМЗ 402 является комбинированной. Охлаждается смазочное вещество с помощью масляного радиатора. Посредством крана можно регулировать подачу смазки в радиатор.

Похожая статья Технические характеристики двигателя OM 906 LA

Также имеется регулятор подогрева. Он поделен на два деления: зима и лето. Впускную трубу подогревают отработанные газы.

Головка блока ЗМЗ 402

Головка блока цилиндров мотора ЗМЗ 402 отлита из алюминия. В ней монтируются свечи зажигания, клапаны с пружинами и форсунки. Дополнительно ГБЦ уплотнена резиновой прокладкой.

Как видно схема простая у мотора. Но она имеет проблемы и недостатки, полученные еще на заводе.

Многие автолюбители пытаются тюнинговать движок ЗМЗ 402. Для этого устанавливают турбокомпрессор. Покупают компрессор, который ставят в карбюратор. А выхлоп заменяют на прямоточный. Однако эффекта не будет, если сам карбюратор не заменить на инжектор. Поменять распредвал, а коленчатый вал установить кованый.

Для установки турбины покупают турбокит. Опытные механики порой собирают турбину сами. Но для этого нужны руки и мозги. Изготавливают коллектор под турбину, пайпинг, покупают специальные форсунки СС, новые распределительные и коленчатые валы.

Если все это у вас есть и бесплатно, то можете делать движок турбированным. Однако, если нет, то установка турбины обойдется в две цены автомобиля. Поэтому порой опытные механики советуют начинающим автолюбителям просто свапнуть мотор ЗМЗ на 1 JZ GE.

Обзор неисправностей и способы их ремонта

В принципе, мотор ЗМЗ 402 недоработан изначально, так как на момент создания уже были более прогрессивные технические решения. Основным достоинством является безопасность при срезании зубьев шестерни ГРМ – поршень не гнет клапана.

Зато коленвал шлифуется бесцентровым методом, возникают радиальные биения, при оборотах свыше 2500 – 2700 мин-1 веревочный задний сальник не справляется с задачей. Выхлоп идет в картер, повышается давление масла. Характерны для моторов семейства ЗМЗ 402 следующие неисправности:

Течь масла прокладка прогорает из-за более сильного нагрева средней части ГБЦ замена прокладки и своевременная протяжка
Перегрев мотора поломка помпы, термостата, воздушная пробка в системе охлаждения замена помпы/термостата, удаление пробки
Вибрации дисбаланс системы зажигания, карбюратора или КШМ, износ подушек балансировка систем, замена подушек

Стук может возникать во вкладышах подшипников коленвала и клапанах, исчезает после замены.

Какая длина штанг ГБЦ? длина штанг Оценка: 2 Голосов

#1 gen69

  • Гуру
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 152
  • Регистрация: 26 Июль 11
  • Поблагодарили: 0
  • Пол: Мужчина
  • Город: Братск, Иркутская обл.
  • Настоящее имя: Евгений
  • Автомобиль: ГАЗ-21Р 1969г., мопеды: Рига-4, Рига-12, Рига-13, Мини -Рига, Верховина-3
  • Телефон
  • Возраст: 46
  • Отношение к аутентичности: Незначительные изменения

Сообщение отредактировал gen69: 24 Март 2021 — 10:06

#2 Латыш

  • Куплю пиджак с отливом, автомашину с магнитофоном — и в Ялту!
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 938
  • Регистрация: 27 Апрель 08
  • Поблагодарили: 0
  • Пол: Мужчина
  • Город: Уфа
  • Настоящее имя: Анатолий
  • Автомобиль: газ-21И1961.
  • Отношение к аутентичности: Незначительные изменения

#3 gen69

  • Гуру
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 152
  • Регистрация: 26 Июль 11
  • Поблагодарили: 0
  • Пол: Мужчина
  • Город: Братск, Иркутская обл.
  • Настоящее имя: Евгений
  • Автомобиль: ГАЗ-21Р 1969г., мопеды: Рига-4, Рига-12, Рига-13, Мини -Рига, Верховина-3
  • Телефон
  • Возраст: 46
  • Отношение к аутентичности: Незначительные изменения

Сообщение отредактировал gen69: 24 Март 2021 — 10:07

#4 Латыш

  • Куплю пиджак с отливом, автомашину с магнитофоном — и в Ялту!
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 938
  • Регистрация: 27 Апрель 08
  • Поблагодарили: 0
  • Пол: Мужчина
  • Город: Уфа
  • Настоящее имя: Анатолий
  • Автомобиль: газ-21И1961.
  • Отношение к аутентичности: Незначительные изменения

#5 gen69

  • Гуру
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 152
  • Регистрация: 26 Июль 11
  • Поблагодарили: 0
  • Пол: Мужчина
  • Город: Братск, Иркутская обл.
  • Настоящее имя: Евгений
  • Автомобиль: ГАЗ-21Р 1969г., мопеды: Рига-4, Рига-12, Рига-13, Мини -Рига, Верховина-3
  • Телефон
  • Возраст: 46
  • Отношение к аутентичности: Незначительные изменения

#6 Латыш

  • Куплю пиджак с отливом, автомашину с магнитофоном — и в Ялту!
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 938
  • Регистрация: 27 Апрель 08
  • Поблагодарили: 0
  • Пол: Мужчина
  • Город: Уфа
  • Настоящее имя: Анатолий
  • Автомобиль: газ-21И1961.
  • Отношение к аутентичности: Незначительные изменения

#7 gen69

  • Гуру
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 152
  • Регистрация: 26 Июль 11
  • Поблагодарили: 0
  • Пол: Мужчина
  • Город: Братск, Иркутская обл.
  • Настоящее имя: Евгений
  • Автомобиль: ГАЗ-21Р 1969г., мопеды: Рига-4, Рига-12, Рига-13, Мини -Рига, Верховина-3
  • Телефон
  • Возраст: 46
  • Отношение к аутентичности: Незначительные изменения

#8 Shurik

  • Верховный шаман

Конструкция масляного насоса двигателя ЗМЗ-402

Масляный насос (рис. 1.) шестеренчатого типа устанавливается внутри масляного картера

Насос крепится двумя шпильками к аппарелям на третьем и четвертом дефлекторах цилиндрический блок.

Точность установки насоса обеспечивается запрессованными в блок цилиндров двумя втулочными штифтами.

Корпус насоса 4 отлит из алюминиевого сплава, шестерни 3 и 6 с прямыми зубьями изготовлены из металлокерамики (спекшегося металлического порошка).

Ведущая шестерня 3 закреплена на валу 5 шпилькой.

На верхнем конце ролика выполнено шестигранное отверстие, в которое входит приводной вал масляного насоса.

Ведомая шестерня 6 свободно вращается на оси, запрессованной в корпус насоса.

Крышка 2 насоса изготовлена ​​из серого чугуна и крепится к насосу четырьмя болтами.

Под крышкой имеется картонная прокладка толщиной 0,3 мм.

Маслоприемник и приемный патрубок 1 масляного насоса выполнены в едином корпусе из алюминиевого сплава.

На приемную часть насадки наматывается сетка.

Патрубок крепится к масляному насосу четырьмя болтами вместе с крышкой масляного насоса через паронитовую прокладку 8.

Производительность масляного насоса значительно выше требуемой двигателем.

Запас производительности необходим для обеспечения соответствующего давления масла в системе на любом режиме работы двигателя.

При этом избыточное масло стекает из нагнетательной полости насоса через редукционный клапан обратно во всасывающую полость.

При увеличении расхода масла через зазоры в подшипниках (при износе двигателя) в системе также поддерживается необходимое давление, но в этом случае меньшее количество масла проходит через редукционный клапан обратно в всасывающая полость насоса.

Редукционный клапан плунжерного типа расположен в корпусе масляного насоса.

На конец плунжера 1 (рис. 2) действует давление масла, под действием которого плунжер, преодолевая усилие пружины 2, движется.

При достижении определенного давления плунжер открывает отверстие дренажного канала, пропуская излишки масла во всасывающую полость насоса.

Пружина редукционного клапана опирается на плоскую шайбу 3 и фиксируется шплинтом 4, пропущенным через отверстия в выступе на корпусе насоса.

Редукционный клапан нерегулируемый; требуемая напорная характеристика обеспечивается геометрическими размерами корпуса насоса и характеристикой пружины: для сжатия пружины до длины 40 мм требуется усилие 43,5–48,5 Н (4,35–4,85 кгс).

В процессе эксплуатации не допускается каким-либо образом изменять усилие пружины редукционного клапана.

Привод масляного насоса и датчика распределения зажигания (рис. 3.) осуществляется от распределительного вала парой косозубых шестерен.

Ведущая шестерня стальная, залитая в корпус чугунного распределительного вала.

Шестерня ведомая 8 изготовлена ​​из стали термоупрочненной, закреплена шкворнем на ролике 5, вращающемся в чугунном корпусе.

Верхний конец ролика снабжен втулкой 2, имеющей прорезь (смещенную на 1,15 мм от оси ролика) для привода датчика распределителя зажигания.

Втулка на ролике закреплена штифтом 3.

С нижним концом ролика шарнирно соединен шестигранный ролик 10, нижний конец которого входит в шестигранное отверстие ролика масляного насоса.

При вращении шестерня 8 прижимается к торцу чугунного корпуса привода через упорные шайбы 6 и 7.

Этот узел, как и ролик в корпусе привода, смазывается маслом, разбрызгиваемым ведущими шестернями и стекает по стене блока.

Масло, стекающее по стенкам, попадает в прорезь (ловушку) на нижнем торце корпуса привода и далее через отверстие на поверхность ролика.

В отверстии для ролика в корпусе привода прорезана спиральная канавка, по которой масло поднимается вверх при вращении ролика и равномерно распределяется по всей его длине.

Избыточное масло из верхней полости корпуса привода сливается обратно в картер через сливное отверстие в корпусе.

Правильное положение распределителя зажигания на двигателе обеспечивается такой установкой привода в блоке, при котором в момент поршня первого цилиндра в ВМТ (такт сжатии) прорезь на приводе втулка параллельна оси двигателя на максимальном расстоянии от нее.

ГАЗ-24 «Волга» — сайт СовАвто

ГАЗ-24 «Волга» — сайт СовАвто

Сайт СовАвто.

 

Тормоза барабанные

Модель  ГАЗ-24 «Волга»
Сиденье 5-6
Снаряженная масса, кг ВСЕГО 1 420
передний мост
задний мост
Масса брутто, кг ВСЕГО 1 825
передний мост
задний мост
Грузоподъемность [грузоподъемность] масса, кг
Допустимая масса [полу]прицепа, кг
Длина, мм 4735
Ширина, мм 1820
Высота, мм 1490
Колесная база, мм 2800
Ширина колеи, мм передний
задний
Минимальный дорожный просвет, мм под передний мост
под заднюю ось 180
Минимальный радиус поворота, м б/н бордюра (внешнее переднее колесо)
б/н стены (крайний наружный размер
Максимальная скорость, км/ч 145
Расход топлива, л/100 км 8,0 при 50 км/ч, 10,2 при 90 км/ч, 12,9 при 120 км/ч
Время разгона от 0 до 100 км/ч, сек 23
Трансмиссия коробка передач 4 скорости с синхронизаторами на всех передних скоростях
Передаточные числа коробки передач
Передаточное число главной передачи одинарный, гипоидный
передаточное отношение раздаточной коробки
сцепление однодисковые, сухие, с гидравлическим приводом
Колеса номер 4 + 1
размер шины 7,35-14
Давление в шинах, кг/см 2
Подвеска передний независимая, шарнир переднего моста, пружинная, поперечный рычаг; ж / гидравлический
телескопические амортизаторы двойного действия
задние на двух продольных полуэллиптических рессорах; ж / гидравлический
телескопические амортизаторы двойного действия
Рулевое управление шестерня конический червяк и 3-х ребристый ролик
Передаточное число
Тормоза тормозной путь, м
сервис (ножной) с раздельным гидроприводом, гидровакуумным усилителем и
автоматическая регулировка зазора тормозных колодок, на все колеса
парковочная (ручная) Тормоза барабанные с механическим приводом на задние колеса
Заправочные емкости, л топливный бак 55 (Аи-93)
Система охлаждения двигателя
Система смазки двигателя
корпус коробки передач
корпус моста
Цилиндр системы рулевого управления
амортизаторы
гидравлический тормозной привод
воздушный фильтр
Карбюратор
Электрооборудование
Аккумуляторная батарея
Генератор [альтернатор]
Реле-регулятор
Стартер
Таймер-распределитель
Свечи зажигания
Двигатель тип двигателя ЗМЗ-402, 4-х линейный цил. , карб., 4-х тактный, OHV *
цилиндр рабочий наряд
Максимальная мощность, л.с. 98 при 4500 об/мин
максимальный крутящий момент, Нм
Рабочий объем, л 2.445
степень сжатия 9,2:1
диаметр цилиндра/ход, мм
Годы выпуска 1968-1992
Всего произведено единиц ?
Колесная формула 4 х 2
Фотографии 63 КБ (цвет, схема
рисунок [7])

43 КБ (цв., лиц.
вид [7])

47 КБ (цв, вид сбоку [7])

44 КБ (цв, вид сзади [7])

44 КБ (цвет, вид изнутри [7])

30 КБ (цв, вид сбоку [40])

22 КБ (цв, вид сбоку, в
вода [4])

13 КБ (цвет, вид сбоку [4])

19 КБ (цв, вид сбоку,
чертеж [106])

11 КБ (ч/б, вид спереди, рисунок
[105])

75 КБ (цвет, вид спереди,
милицейская машина [14])

* ранние модели имели двигатель ГАЗ-24; их характеристики такие же, как
для ЗМЗ-402

Ниже представлена ​​таблица с фото и характеристиками многочисленных ГАЗ-24
«Волга» модификации.

Модель Комментарий Лет вып. Особые характеристики Фото
ГАЗ-24-01 «Волга» первая версия такси 1970-19?? Высота 1490 мм, масса 1420 кг, двигатель работает на АИ-76, компрессия
передаточное отношение 6,7:1, 85 л.с.
моющиеся сиденья
ГАЗ-24-02 «Волга» универсал 1972-1987 Высота 1576 мм, масса 1530 кг, мощность 99 л.с. (31 КБ ч/б, вид сзади [16]),
(33 КБ ч/б, вид спереди [16]), (25 КБ цвет, вид сбоку [41])
ГАЗ-24-03 «Волга» универсал, скорая помощь 1975-19??
ГАЗ-24-10 «Волга» обычная вторая версия 1986-1992 Высота 1476 мм, масса 1400 кг, мощность 100 л. с. (33 КБ цвет, вид спереди [4])
ГАЗ-Тамро «Волга» Tamro (специализированная машина скорой помощи) версия (45 КБ цвет, вид сбоку [42])
ГАЗ-24 Кабриолет версия кабриолет (24 КБ цвет, вид сбоку [4])
ГАЗ-24-11 «Волга» седан-такси второго поколения 1986-1992 Высота 1575 мм, масса 1400 кг, мощность 90 л.с.
ГАЗ-24-12 «Волга» универсал второго поколения 1987-1992 Высота 1522 мм, масса 1540 кг, 7 пассажиров или 2 + 400
кг, 100 л.с.
(44 КБ ч/б, вид сбоку [4])
ГАЗ-24-13 «Волга» Универсал скорой помощи второго поколения Высота 1656 мм, масса 1540 кг, 4 пассажира + 1 на
носилки, 100 л. с.
(48 КБ ч/б, вид сбоку [4]),
(55 КБ цвет, вид сбоку [3])
ГАЗ-24-14 «Волга» Универсал-такси второго поколения Высота 1574 мм, масса 1540 кг, 7 пассажиров или 2 +400
кг, 90 л.с.
ГАЗ-24-17 «Волга» седан такси Высота 1576 мм, масса 1520 кг, работа на сжиженном газе (34 КБ ч/б, вид спереди [4])
ГАЗ-24 Техносервис 4 Х 4 на шасси УАЗ-3151 один опытный образец 1999 года выпуска Кузов ГАЗ-24-12, двигатель Toyota 3RZ-FE, 2,7 л, 150 л.с. при 4800 об/мин,
УАЗ-3151 шасси
(цвет 23 КБ, вид сбоку [11]), (21
Цвет КБ, вид спереди [11]), (23 КБ
цвет, вид сзади [11])

Модели первого поколения имели металлическую решетку и некоторые другие
незначительные отличия от машин второго поколения с пластиком
радиаторы и выдвижные ручки, а не металлические ручки для толкания.