Содержание

Мощность и крутящий момент | www.auto-diagnostic.by

<p>Пользуясь случаем хотелось бы пролить свет на вечные споры о мощности и крутящем моменте двигателей внутреннего сгорания. Одни считают главным показателем максимальную мощность мотора, другие ставят во главу угла крутящий момент. Встречаются люди, которые считают, что 100 «дизельных» л.с. соответствуют примерно 140 «бензиновым» л.с. Также бытует мнение, что <em>VW Golf TDI</em> c 330 Нм крутящего момента будет ускоряться лучше, чем <em>Porsche 911</em> с 320 Нм.</p>

Пользуясь случаем хотелось бы пролить свет на вечные споры о мощности и крутящем моменте двигателей внутреннего сгорания. Одни считают главным показателем максимальную мощность мотора, другие ставят во главу угла крутящий момент. Встречаются люди, которые считают, что 100 «дизельных» л.с. соответствуют примерно 140 «бензиновым» л.с. Также бытует мнение, что VW Golf TDI c 330 Нм крутящего момента будет ускоряться лучше, чем Porsche 911 с 320 Нм.

Очевидно, что эти утверждения не соответствуют действительности.

Определения и разъяснения:

Крутящий момент:

Крутящий момент двигателя прилагается к коленчатому валу двигателя или к первичному валу коробки передач. Крутящий момент изменяется в зависимости от частоты вращения двигателя. Крутящий момент на колесах зависит от передаточного отношения трансмиссии.

Крутящий момент на колесах:

Это преобразованный трансмиссией крутящий момент двигателя.

Мощность двигателя непосредственно взаимосвязана с крутящим моментом двигателя, а именно, через соотношение P=M*n/9550, где М- крутящий момент двигателя. Единица измерения 1 Н*м, n – частота вращения двигателя в об/мин.

Диаграммы крутящего момента достаточно, чтобы просчитать кривую мощности (и наоборот).

Возьмем два двигателя. У обоих максимальный крутящий момент 200 Нм при 4000 об/мин и мощность 147 л. с. при 6000 об/мин. Несмотря на то, что основные данные этих двух моторов одинаковы, они все же отличаются по динамическим характеристикам. Диапазон крутящего момента и мощности первого двигателя лучше чем у второго. Предположим, что переключение передач происходит при 6500 об/мин и обороты двигателя на следующей, более высокой передаче опускаются до 4300 об/мин. Первый двигатель имеет до точки при 6000 об/мин непрерывно больший крутящий момент и мощность. Таким образом, первый автомобиль будет ускоряться лучше. Это показывает, что основные данные двигателя дают только частичную информацию.

Так что мы теперь знаем о «крутящем моменте» и «мощности двигателя»? На самом деле сравнительно мало. Поскольку трансмиссия и ее передаточное отношение играю существенную роль в движении автомобиля. Старые американские автомобили были оборудованы 2-3 ступенчатыми коробками передач, и несмотря на значительные мощности двигателей, разгонялись они достаточно скромно, т.к. падение оборотов при переключении передач было слишком большим. Как грубое сравнение можно привести Mercedes S-Klasse. Он оборудован 7-ступенчатым автоматом, который позволяет полностью использовать имеющуюся в распоряжении мощность двигателя.

Почему это так?

Все мы знаем, что ускоряется автомобиль лучше в определенной области оборотов двигателя. Оптимально, когда обороты двигателя постоянно находятся в этом диапазоне. Но это возможно лишь на немногих автомобилях оборудованных CVT (безступенчатыми трансмиссиями).

Чем больше передач имеется в распоряжении, тем меньше становится скачок оборотов и тем ближе мы становимся к оптимальному числу оборотов двигателя между переключениями. Усилие на ведущих колесах, это то, что приводит автомобиль в движение. Это сила, приложенная по касательной к окружности колеса. Она несет в себе всю информацию (Крутящий момент, передаточное отношение трансмиссии, размер колес) и направлена противоположно силе сопротивления движению и силе инерции.

Когда нужно переключаться?

Оптимальная точка переключения достигается тогда, когда на следующей высшей передаче имеется большее усилие на ведущих колесах чем на актуальной передаче. Чтобы найти оптимальную точку переключения, необходимо воспользоваться кривой крутящего момента. Диаграмма тягового усилия на ведущих колесах зависит от передаточного отношения трансмиссии и размера установленных шин. Как только пересекутся кривые отдельных передач, нужно переключиться на следующую передачу, чтобы достичь лучшего ускорения. Если же кривые не пересекаются, тогда следует выкручивать двигатель до ограничителя. Далее отображены диаграммы тягового усилия на ведущих колесах, чтобы можно было прочувствовать теорию в деле.

Влияние передаточного отношения

Турбодизель достигает очень высоких значений крутящего момента при низких оборотах двигателя.

Но это только цифры, по которым можно судить о том, как автомобиль будет ускоряться и по ним нельзя делать окончательные выводы. Почему? Потому что дизелю нужно значительно дольше переключаться, чтобы достичь одинаковую с бензином скорость(т.к. число оборотов дизеля существенно ниже чем у бензинового двигателя). Это приводит к тому, что бензиновый двигатель свой низкий крутящий момент преобразует значительно лучше за счет коротких передач, чем дизель с длинными передачами.

Турбодизель против высокооборотистого атмосферного двигателя.

Несмотря на длинные передаточные отношения дизель как правило имеет лучшую тяговитость при низких оборотах. Наглядно это отображено на диаграмме сравнения BMW М3 3.2 л двигателя и BMW 535d. Несмотря на гигантский крутящий момент дизеля (520Нм), бензиновый двигатель (365Нм) в очень широком диапазоне оборотов двигателя имеет значительно большее тяговое усилие на ведущих колесах. Так что этот бензиновый двигатель (вопреки многим мнениям) может ездить с редкими переключениями, иногда даже ленивее чем 535d (на шестой передаче тяговое усилие на колесах стабильно выше чем у 535d, независимо при каких оборотах и какой скорости). Но можно говорить о том, что большая часть турбированных двигателей имеет лучшую приемистость (на низких оборотах) чем атмосферные двигатели. Так что предпочитаете ли вы двигатели имеющие «подрыв» на низких скоростях, или те, которые выдают тягу плавно, это остается делом вкуса.

Турбодизель против турбобензина

Сравним BMW E90 335i с 306 л.с. и 400 Нм и BMW E90 335d с 286 л.с. и 560 Нм. На низших передачах в среднем диапазоне оборотов тяга на колесах дизеля существенно выше, чем у бензинового двигателя. При высоких оборотах бензин свою мощность отыгрывает. На 6-й передаче бензин имеет стабильно большее усилие на колесах чем дизель.

Диаграмма тягового усилия BMW E90 335i и E90 335d

Дизель или бензин как тягач

Широко распространено мнение, что дизельный двигатель из-за его высокого крутящего момента лучше подходит для буксировки. Тем не менее из-за огромного скачка в развитии бензиновых двигателей это не совсем верно. Современные бензиновые двигатели все чаще оснащаются турбонагнетателями, которые могут создавать достаточное давление наддува при низких оборотах, и следовательно достигать высокого крутящего момента. Сравним двигатели 1.4 TSI (170 л.с., 240 Нм) и 2.0TDI (170 л.с., 350 Нм) в VW Golf5.

За основу взят 5% уклон, коэффициент лобового сопротивления 0.7, площадь лобового сопротивления 5.87 м2 и общая масса 3250 кг. 1-я передача для лучшего рассмотрения исключена.

Все режимы выше голубой линии возможны с вышеназванными условиями. Все режимы ниже голубой линии ведут к снижению скорости и в конечном счете к переходу на низшую передачу. Можно увидеть, что дизель может использовать первые четыре передачи, TSI – первые пять. Максимально допустимые скорости следующие:

TDI:

68 км/ч на второй передаче (в ограничителе оборотов)

104 км/ч на третьей передаче (вблизи ограничителя оборотов около 4400 об/мин)

TSI:

99 км/ч на второй передаче (вблизи ограничителя оборотов около 7000 об/мин)

106 км/ч на третьей передаче (при около 5500 об/мин)

90 км/ч на четвертой передаче (при около 3500 об/мин)

65 км/ч на пятой передаче (при около 2300 об/мин)

В целом TSI гораздо лучше подходит для движения с прицепом. Единственным недостатком может быть значительный рост расхода топлива у бензина.

Как выглядит диаграмма тягового усилия авто со ступенчатыми коробками передач мы уже знаем.

Для полноты картины следует отметить бесступенчатую трансмиссию Audi «Multitronic».

Рассмотрим кратко, так как эта трансмиссия имеет призрачные шансы на существование. Это безступенчатая трансмиссия с различными профилями вождения. Спортивно настроенный водитель использует голубую линию для максимального ускорения, с высокими оборотами и большим расходом. Средний водитель будет использовать более низкие обороты. А значит тяга на колесах будет не так высока как в спорт режиме. Соответственно автомобиль ускоряется медленнее. CVT, как уже говорилось ранее, превосходное решение. Теоретически она позволяет получить максимальную производительность. На практике все выглядит по другому. Авто с Мультитроником ускоряются хуже, чем авто с МКПП. Потери в трансмиссии слишком велики и перекрывают все преимущества.

А что же насчет двигателей грузовиков и коммерческих автомобилей?

Глядя на кривые мощности и крутящего момента грузовиков можно быстро обнаружить существенные отличия от легковых автомобилей. В то время как на двигателях легковых авто целью является как можно более равномерное и высокое значение крутящего момента, двигателям грузовиков необходим пик крутящего момента. Покажем качественные отличия грузовых и легковых турбодизелей:

Почему так?

Области применения полностью различны. Легковому автомобилю необходимо достичь максимального ускорения и как можно более высокой максимальной скорости. В тоже время необходимо принять во внимание тот факт, что эти двигатели практически постоянно используются в режимах частичной нагрузки. Грузовые же двигатели (в качестве простого примера возьмем двигатели бульдозера или трактора) обычно используются на максимальной нагрузке. Максимальные крутящие момент и мощность ему необходимы при низких оборотах, а также как можно большее нарастание крутящего момента. Почему не падение а именно нарастание крутящего момента станет ясно в следующем абзаце.

Цель этого нарастания величины крутящего момента может быть хорошо объяснена на примере бульдозера. Насыпь земли перед ковшом бульдозера всегда большая, поэтому возникает необходимость увеличить мощность, чтобы продвинуть насыпь дальше. При этой нагрузке частота вращения двигателя падает и вместе с тем падает скорость сдвига. Снижение числа оборотов двигателя благодаря типичной для грузовых транспортных средств кривой крутящего момента ведет к росту крутящего момента и мощности двигателя (смотри график). Таким образом в некоторой степени предотвращается дальнейшее падение оборотов и скорости сдвига – чем сильнее падение числа оборотов, тем больше мощности отдает двигатель. В переносном смысле можно сказать: кривая крутящего момента таких двигателей позволяет независимо от нагрузки относительно сохранять необходимую скорость. Такие моторы имеют «иммунитет» против увеличения нагрузки и становятся ненамного медленнее при ее увеличении. Но все же почему «нарастание крутящего момента» а не «падение»? Теперь нужно смотреть на график в направлении рабочих оборотов. При нагрузке число оборотов падает и происходит РОСТ крутящего момента.

Как посчитать крутящий момент на валу двигателя

Содержание

  1. График мощности и крутящего момента
  2. Почему это важно?
  3. Что это означает на практике?
  4. Зачем измерять мощность и крутящий момент?
  5. Какой максимальный вращающий момент и как его можно увеличить?
  6. Что такое крутящий момент
  7. Формула расчета крутящего момента
  8. От чего зависит крутящий момент
  9. На что влияет крутящий момент
  10. Как увеличить крутящий момент
  11. Определение крутящего момента на валу
  12. Измеритель крутящего момента
  13. Датчик крутящего момента
  14. Максимальный крутящий момент
  15. Какому двигателю отдать предпочтение
  16. Бензиновый двигатель
  17. Дизельный двигатель
  18. Электродвигатель
  19. Улучшение разгона авто за счет изменения момента вращения
  20. Зависимость мощности от крутящего момента
  21. Крутящий момент двигателя: что это такое
  22. Крутящий момент и лошадиная сила
  23. Физические определения мощности и крутящего момента двигателя
  24. Как изменение крутящего момента влияет на динамику машины
  25. Крутящий момент у бензиновых и дизельных моторов
  26. Какие можно сделать выводы по вышесказанному
  27. Способы прироста в крутящем моменте двигателя
  28. Как правильно разгоняться, используя максимальный крутящий момент
  29. Видео

График мощности и крутящего момента

На написание данной статьи подвигла частая путаница между такими понятиями как мощность и крутящий момент.

Пример графика мощности и крутящего момента, полученный со стенда для испытания двигателей PowerTest.

Важно отметить что мощность в этой формуле получается в ваттах, для получения результата в лошадиных силах мощность в кВт необходимо умножить на коэффициент 0,735499.

Часто кажется, что люди не вполне понимают разницу между МОЩНОСТЬЮ и МОМЕНТОМ, тем более, последние связаны друг с другом через еще один ключевой параметр, как на стенде испытаний двигателя, так и в условиях реальной эксплуатации. Это угловая скорость вращения вала.

Например к нам часто приходят запросы «Нам нужно измерить параметры двигателя мощностью 200л.с.» или «какой гидротормоз вы посоветуете на 140 кВт?»

Ответить на этот вопрос можно, но это не гарантирует что заказчик получит желаемый результат. Потому что в вопросе отсутствует информация о скоростных режимах испытываемого на стенде двигателя.

Почему это важно?

При выборе нагружающего устройства это критически важно, так как одну и ту же мощность двигатель может выдавать на стенде как при 1500 об/мин (дизельный двигатель), так и на 20 000 об/мин (двигатель гоночного мотоцикла). Для каждого типа двигателя необходимо подбирать соответствующее нагружающее устройство. А иногда даже не одно, а тандем из двух, первое из которых работает при низких оборотах, а второе при высоких. Если речь идет об испытаниях вновь создаваемых двигателей с широким скоростным диапазоном вращения вала.

Что это означает на практике?

При движении в горку двигатель выдает большую мощность при тех же оборотах.
(при неизменной передаче). Это легко проверить, взглянув на текущий расход топлива.

Также это объясняет, зачем двигателю нужна коробка передач, ведь для эффективного разгона и преодоления подъёмов нам необходимо поддерживать обороты в диапазоне максимальной мощности двигателя.

А вот электромобили обходятся без нее. Кривая крутящего момента и мощности у электродвигателя намного более линейна, и к тому же электродвигатель выдает куда большую мощность на низких оборотах.

Зачем измерять мощность и крутящий момент?

Во-первых это необходимая процедура при разработке и сертификации любого нового двигателя.

Во-вторых эти данные помогут при дальнейшей настройке и доработке двигателя, чтобы добиться наилучших эксплуатационных характеристик.

Графики мощности дизельного двигателя до ремонта и после ремонта, полученные с испытательного стенда на базе гидротормоза, который можно приобрести в нашей компании.

Источник

Какой максимальный вращающий момент и как его можно увеличить?

Мощность двигателя – важнейший его показатель. Как в плане эксплуатации, так и в плане начисления налогов на авто. Крутящий момент нередко путают с мощностью или упускают его из виду в процессе оценки ходовых качеств авто. Многие упрощают автомобиль, считая, что большое количество лошадиных сил – главное преимущество любого мотора. Однако, вращающий момент – более важный показатель. Особенно, если автомобиль не предполагается использовать в качестве спортивного.

Что такое крутящий момент

Крутящим моментом называют единицу силы, которая необходима для поворота коленчатого вала ДВС. Эта не «лошадиная сила», которой должна обозначаться мощность.

ДВС вырабатывает кинетическую энергию, вращая таким образом коленвал. Показатель мощности двигателя (сила давления) зависит от скорости сгорания топлива. Крутящий момент – результат от действия силы на рычаг. Эта сила в физике считается в ньютонах. Длина плеча коленвала считается в метрах. Поэтому обозначение крутящего момента – ньютон-метр.

Технически, крутящий момент – это усилие, которое должно осуществляться двигателем для разгона и движения машины. При этом сила, оказывающая действие на поршень, пропорциональна объему двигателя.

Формула расчета крутящего момента

Показатель КМ рассчитывается так: мощность (в л. с.) равно крутящий момент (в Нм) умножить на обороты в минуту и разделить на 5,252. При меньших чем 5,252 значениях крутящий момент будет выше мощности, при больших – ниже.

В пересчете на принятую в России систему (кгм – килограмм на метр) – 1кг = 10Н, 1 см = 0,01м. Таким образом 1 кг х см = 0,1 Н х м. Посчитать вращательный момент в разных системах измерений ньютоны/килограммы и т.д. поможет конвертер – в практически неизменном виде он доступен на множестве сайтов, с его помощью можно определять данные по практически любому мотору.

График:

На графике изображена зависимость крутящего момента двигателя от его оборотов

От чего зависит крутящий момент

На КМ будут влиять:

Основная механика образования КМ заключается в том, что чем больше двигатель по объему, тем сильней он будет нагружать поршень. То есть – будет выше значение КМ. Аналогична взаимосвязь с радиусом кривошипа коленвала, но это вторично: в современных двигателях этот радиус сильно изменить нельзя.

Давление в камере сгорания – не менее важный фактор. От него напрямую зависит сила, давящая на поршень.

Для снижения потерь крутящего момента при тряске машины во время резкого газа можно использовать компенсатор. Это специальный (собранный вручную) демпфер, компенсация которого позволит сохранить вращающий момент и повысить срок эксплуатации деталей.

На что влияет крутящий момент

Главная цель КМ – набор мощности. Часто мощные моторы обладают низким показателем КМ, поэтому не способны разогнать машину достаточно быстро. Особенно это касается бензиновых двигателей.

ВАЖНО! При выборе авто стоит рассчитать оптимальное соотношение вращательного момента с количеством оборотов, на которых чаще всего мотор будет работать. Если держать вращательный момент на соответствующем уровне, это позволит оптимально реализовать потенциал двигателя.

Высокий КМ также может влиять на управляемость машины, поэтому при резком увеличении скорости не лишним будет использование системы TSC. Она позволяет точнее направлять авто при резком разгоне.

Широко распространенный 8-клапанный двигатель ВАЗ выдает вращательный момент 120 (при 2500-2700 оборотах). Ручная коробка или АКПП стоит на машине – не принципиально. При использовании КПП немаловажен опыт водителя, на автоматической коробке плавный старт обеспечивает преобразователь.

Как увеличить крутящий момент

Увеличение рабочего объема. Чтобы повышать КМ используются разные методы: замена установленного коленвала на вал с увеличенным эксцентриситетом (редко встречающаяся запчасть, которую трудно находить) или расточка цилиндров под больший диаметр поршней. Оба способа имеют свои плюсы и минусы. Первый требует много времени на подбор деталей и снижает долговечность двигателя. Второй, увеличение диаметра цилиндров с помощью расточки, более популярен. Это может сделать практически любой автосервис. Там же можно настроить карбюратор для повышения КМ.

Изменение величины наддува. Турбированные двигатели позволяют достичь более высокого показателя КМ благодаря особенностям конструкции – возможности отключить ограничения в блоке управления компрессором, который отвечает за наддув. Манипуляции с блоком позволят повысить объем давления выше максимума, указанного производителем при сборке автомобиля. Способ можно назвать опасным, поскольку у каждого двигателя есть лимитированный запас нагрузок. Кроме того, часто требуются дополнительные усовершенствования: увеличение камеры сгорания, приведение охлаждения в соответствие повышенной мощности. Иногда требуется отрегулировать впускной клапан, иногда – сменить распредвал. Может потребоваться замена чугунного коленвала на стальной, замена поршней.

Изменение газодинамики. Редко используемый вариант, поскольку двигатель – сложная конструкция, созданием которого занимаются профессионалы. Теоретически можно придумать, как убрать ограничения, заложенные конструкторами для увеличения срока эксплуатации двигателя и его деталей. Но на практике, если убрать ограничитель, результат не гарантирован, поскольку поменяются все характеристики: например, динамика вырастет, но шина не будет цепляться за дорогу. Чтобы усовершенствовать двигатель такие образом надо быть не просто автомобильным конструктором, но и математиком, физиком и т.д.

ВАЖНО! Простой способ повысить КМ – использовать масляный фильтр. Он снизит засорение двигателя и продлит срок эксплуатации всех деталей.

Определение крутящего момента на валу

Для измерения крутящего момента на валу автомобильного двигателя применяется множество методик. Это может быть показатель подачи топлива, температуры выхлопных газов и т.д. Такие методы не гарантируют высокой точности.

Распространенный метод повышенной точности – применение тензометрического моста. На вал крепятся тензометры, электрически соединенные по мостовой схеме. Сигнал передается на считывающее устройство.

Измеритель крутящего момента

Главная сложность в измерителе крутящего момента, использующего тензометры, является точность передачи данных. Применявшиеся ранее контактные, индукционные и светотехнические устройства не гарантировали необходимой эффективности. Сейчас данные передаются по цифровым радиоканалам. Измеритель представляет собой компактный радиопередатчик, который крепится на вал и передает данные на приемник.

Сейчас такие устройства доступны по стоимости и просты в эксплуатации. Применяются в основном в СТО.

Датчик крутящего момента

Аналогичные устройства, измеряющие КМ, в автомобиле могут быть установлены не только на коленвал, но и на рулевое колесо. Он ставится на модели машин с электроусилителем руля и позволяет отслеживать работу системы управление автомобилей. При выходе датчика из строя, усилитель, как правило, отключается.

Максимальный крутящий момент

Максимальным называется крутящий момент, представляющий пик, после которого момент не растет, несмотря на количество оборотов. На малых оборотах в цилиндре скапливается большой объем остаточных газов, в результате чего показатель КМ значительно ниже пикового. На средних оборотах в цилиндры поступает больше воздуха, процент газов снижается, крутящий момент продолжает расти.

При высоких оборотах растут потери эффективности: от трения поршней, инерционных потерь в ГРМ, разогрева масла и т.д. будет зависеть работа мотора. Поэтому рост качества работы двигателя прекращается или само качество начинает снижаться. Максимальный крутящий момент достигнут и начинает снижаться.

В электродвигателях максимальный вращательный момент называется «критический».

Таблица марок автомобилей с указанием крутящего момента:

650-2000+

Модели автомобиля ВАЗКрутящий момент (Нм, разные марки двигателей)
210793 – 176
210879-186
210978-118
2110104-196
2112104-162
2114115-145
2121 (Нива)116-129
2115103-132
210692-116
210185-92
210585-186
Двигатели ЗМЗ
406181,5-230
409230
Других популярные в России марки автомобилей
Ауди А6500-750
БМВ 5290-760
Бугатти Вейрон1250-1500
Дэу Нексия123-150
КАМАЗ
Киа Рио132-151
Лада Калина127-148
Мазда 6165-420
Мицубиси Лансер143-343
УАЗ Патриот217-235
Рено Логан112-152
Рено Дастер156-240
Тойота Королла128-173
Хендай Акцент106-235
Хендай Солярис132-151
Шевроле Каптив220-400
Шевроле Круз118-200

Какому двигателю отдать предпочтение

Сегодня множество моделей производители оснащают разными типами моторов: бензиновым или дизельным. Эти модели идентичны только по цене и другим характеристикам.

Из-за разных типов мотора одна и та же модель может отличаться по показателям мощности мотора и крутящему моменту, при этом разница может быть значительной.

Бензиновый двигатель

Бензиновый двигатель формирует воздушно-топливную смесь, заполняющую цилиндр. Температура внутри него поднимается до примерно 500 градусов. У таких моторов номинальный коэффициент сжатия составляет порядка 9-10, реже 11 единиц. Поэтому, когда происходит впрыск необходимо использование свечей зажигания.

Дизельный двигатель

В цилиндрах работающего на дизеле движка коэффициент сжатия смеси может достигать показателя в 25 единиц, температура – 900 градусов. Поэтому смесь зажигается без использования свечи.

Электродвигатель

Чтобы ответить на вопрос – дизельный, бензиновый или электродвигатель лучше, надо сначала исключить третий вариант, поскольку электродвигатели пока не так распространены, как первые два типа.

ВАЖНО! Что касается выбора между бензиновым и дизельным двигателями, они в первую очередь отличаются мощностью и крутящим моментом. На практике это означает, что при одинаковом объеме двигателя дизельный быстрее разгоняется, а бензиновый позволяет давать более высокую скорость.

Улучшение разгона авто за счет изменения момента вращения

Чем выше показатель крутящего момента – тем быстрее двигатель набирает мощность. Таким образом, вырастет скорость движения. На практике это означает, что, например, во время разгона крутящий момент позволит быстрее обогнать едущий впереди автомобиль.

Чтобы улучшить разгон автомобиля за счет изменения момента вращения, достаточно повысить показатели последнего. Как это сделать – описано выше.

Зависимость мощности от крутящего момента

Крутящий момент, как говорилось выше, это показатель того, с какой скоростью двигатель может набирать обороты. По сути, мощность мотора – прямая производная от КМ на коленвале. Чем больше оборотов – тем выше показатель мощности.

Зависимость мощности от вращательного момента выражается формулой: Р = М*n (Р – мощность, М – крутящий момент, n – количество оборотов коленвала/мин).

Источник

Крутящий момент двигателя: что это такое

Крутящий момент мотора (он же вращательный момент, или момент силы) – это векторная физическая величина, характеризующая вращательное действие силы на твёрдое тело и равная векторному произведению радиус-вектора, который проведёт от оси вращения к точке приложения силы. В физике момент силы понимается в качестве «вращающей силы». В общепринятой системе единиц единицей измерения момента силы стал Ньютон-метр (Н.м). 1 Н.м равен силе в 1 Ньютон, приложенной к рычагу в 1 метр.

Крутящий момент и лошадиная сила

Автолюбители нередко дискутируют друг с другом: чей двигатель мощнее. Но иногда и не представляют при этом, из чего складывается данный параметр. Общепринятый термин «лошадиная сила» был введён изобретателем Джеймсом Уаттом в XVIII веке. Он придумал его, наблюдая за лошадью, которая была запряжена в поднимающий уголь из шахты механизм. Он рассчитал, что одна лошадь за минуту может поднять 150 кг угля на высоту 30-ти метров. Одна лошадиная сила эквивалентна 735,5 Ватт, или 1 кВт равен 1,36 л.с.

В первую очередь, мощность любого мотора оценивают в лошадиных силах, и лишь потом вспоминают о крутящем моменте. Но эта тяговая характеристика тоже даёт представление о конкретных тягово-динамических возможностях автомобиля. Крутящий момент является показателем работы силового агрегата, а мощность – основным параметром выполнения этой работы. Эти показатели тесно связаны друг с другом. Чем больше производится двигателем лошадиных сил, тем больше и потенциал крутящего момента. Реализуется этот потенциал в реальных условиях через трансмиссию и полуоси машины. Соединение этих элементов вместе и определяет, как именно мощность может переходить в крутящий момент.

Простейший пример – сравнение трактора с гоночной машиной. У гоночного болида лошадиных сил много, но крутящий момент требуется для увеличения скорости через редуктор. Чтобы такая машина двигалась вперёд, надо совсем немного работы, потому что основная часть мощности используется для развития скорости.

Что касается трактора, то у него может быть мотор с таким же рабочим объёмом, который вырабатывает столько же лошадиных сил. Но мощность в этом случае используется не для развития скорости, а для выработки тяги (См. тяговый класс). Для этого она пропускается через многоступенчатую трансмиссию. Поэтому трактор не развивает высоких скоростей, зато он может буксировать большие грузы, пахать и культивировать землю, и т.д.

В двигателях внутреннего сгорания сила передаётся от газов сгорающего топлива поршню, от поршня – передаётся на кривошипный механизм, и далее на коленчатый вал. А коленвал, через трансмиссию и приводы, раскручивает колёса.

Естественно, крутящий момент двигателя не постоянен. Он сильней, когда на плечо действует бо́льшая сила, и слабей – когда сила слабнет или перестаёт действовать. То есть, когда водитель давит на педаль газа, то сила, воздействующая на плечо, повышается, и, соответственно увеличивается крутящий момент двигателя.

Мощность обеспечивает преодоление всевозможных сил, которые мешают двигаться автомобилю. Это и сила трения в двигателе, трансмиссии и в приводах автомобиля, и аэродинамические силы, и силы качения колёс и т.д. Чем больше мощность, тем большее сопротивление сил машина сможет преодолеть и развить большую скорость. Однако мощность – сила не постоянная, а зависящая от оборотов мотора. На холостом ходу мощность одна, а на максимальных оборотах – совершенно другая. Многими автопроизводителями указывается, при каких оборотах достигается максимально возможная мощность автомобиля.

Зачастую водитель сталкивается с такими ситуациями, когда требуется придать автомобилю значительное ускорение для выполнения необходимого маневра. Прижимая педаль акселератора в пол, он чувствует, что автомобиль ускоряется слабо. Для быстрого ускорения нужен мощный крутящий момент. Именно он и характеризует приёмистость автомобиля.

Основную силу в двигателе внутреннего сгорания вырабатывает камера сгорания, в которой воспламеняется топливно-воздушная смесь. Она приводит в действие кривошипно-шатунный механизм, а через него – коленчатый вал. Рычагом является длина кривошипа, то есть, если длина будет больше, то и крутящий момент тоже увеличится.

Однако увеличивать кривошипный рычаг до бесконечности невозможно. Ведь тогда придётся увеличивать рабочий ход поршня, а вместе с ним и размеры двигателя. При этом уменьшатся и обороты двигателя. Двигатели с большим рычагом кривошипного механизма можно применить только лишь в крупномерных плавательных средствах. А в легковых автомашинах с небольшими размерами коленчатого вала не поэкспериментируешь.

Физические определения мощности и крутящего момента двигателя

Из курса физики за девятый класс нам известно, что крутящий момент М равняется произведению силы F, прикладываемой к рычагу длиной плеча L. Высчитывается он по формуле: М = F * L.

Определение мощности мотора и понимание данного параметра, сложившееся в науке, звучит следующим образом: это физическая величина, которая характеризует работу двигателя, выполняемую им за определённое время. То есть, мощность показывает, как быстро машина, имеющая определённую массу, сможет преодолеть определённое расстояние. Чем выше мощность, тем большую максимальную скорость разовьёт автомобиль при его неизменной снаряжённой массе. В классической физике мощность измеряют в ваттах или киловаттах, а лошадиная сила является внесистемной единицей измерения.

Понимание крутящего момента сложнее. Крутящим моментом двигателя является качественный показатель, который характеризует силу вращения коленчатого вала мотора. Рассчитывается он как произведение силы, приложенной к поршню, на плечо (т.е. расстояние от центра оси вращения коленвала до места крепления поршня (шатунной шейки). Крутящий момент напрямую зависит от силы давления газов в цилиндре на поршень, а также от рабочего объёма мотора и от степени сжатия топливно-воздушной смеси в цилиндрах. Значительно более высоким крутящий момент получается у дизельных двигателей – как раз потому, что у них чрезвычайно высока степенью сжатия смеси солярки и воздуха в камерах сгорания.

Высокий крутящий момент двигателя даёт автомашине лучшую динамику разгона, уже при низких оборотах вращения коленчатого вала, существенным образом увеличивает тяговые характеристики мотора: повышает грузоподъёмность машины и её проходимость.

Своего наибольшего значения крутящий достигает при определённых оборотах. Моторам бензиновым оборотов требуется больше, чем дизелям. По сути, мощность двигателя является вторичной рабочей характеристикой мотора, которая является производной крутящего момента. Она линейно зависима от частоты вращения коленвала: чем обороты выше, тем больше и мощность мотора (естественно, до определённых пределов).

Крутящий момент тоже увеличивается при увеличении оборотов двигателя. Но, достигнув своего наивысшего значения (при определённой частоте вращения коленчатого вала), его показатели начинают понижаться, уже вне зависимости от дальнейшего прироста оборотов.

Как изменение крутящего момента влияет на динамику машины

Чтобы обеспечить как можно более высокие динамические характеристики машины, автопроизводителями разрабатываются такие силовые агрегаты, которые обладают максимальным крутящим моментом в более широком диапазоне оборотов мотора. Высокий крутящий момент характерен для дизелей, а также для моторов многоцилиндровых и турбированных.

Чтобы реально оценить роль мощности и крутящего момента при формировании динамических характеристик машины, требуется учесть следующее:

Таким образом, вне зависимости от мощности двигателя, разгонная динамика машины, его способность без проблем преодолевать подъёмы всецело зависят от того, каков максимальный крутящий момент. Чем больший крутящий момент передастся на ведущие колёса, и чем шире диапазон оборотов мотора, в котором он будет достигнут, тем увереннее автомобиль будет ускоряться и преодолевать непростые участки дорог.

Необходимо заметить, что прямое сравнение характеристик конструкционно идентичных, но имеющих различные крутящие моменты двигателей, будет иметь смысл только при одинаковых параметрах и трансмиссии тоже – когда коробки переключения передач будут обладать схожими передаточными отношениями. Если же эти параметры будут разными, то и сравнивать крутящие моменты и возможности двигателей нет практического смысла.

Крутящий момент у бензиновых и дизельных моторов

Бензиновые двигатели отличаются не самым большим крутящим моментом. Своего наибольшего значения крутящий момент бензинового двигателя достигает на оборотах не менее чем 3-4 тыс. об/мин. Однако бензиновый двигатель быстро сможет увеличить мощность и раскрутиться до 7-8 тыс. об/мин. При таких сверхвысоких оборотах мощность возрастает в разы.

Дизельный двигатель не отличается высокими оборотами. Обычно это 3-5 тыс. об/мин максимум, и тут он бензиновым моторам проигрывает. Однако крутящий момент дизельного двигателя выше в разы, и доступным он становится очень быстро, практически с холостого хода.

В качестве конкретного примера, можно вспомнить тесты двух двигателей от фирмы Ауди – один дизельный: 2.0 TDI мощностью 140 л.с. и крутящим моментом 320 Н.м, а второй бензиновый: 2.0 FSI мощностью 150 л. с. и крутящим моментом 200 Н.м. По итогам контрольной прогонки в различных режимах получается, что дизель на целых 30-40 л.с. мощнее бензинового двигателя в диапазоне от 1 до 4,5 тыс. оборотов. Поэтому и не сто́ит смотреть только на лошадиные силы. Бывает, что мотор с меньшим рабочим объёмом, но с высоким крутящим моментом показывает себя намного динамичнее, чем двигатель с большим рабочим объёмом, но низким крутящим моментом.

В технических характеристиках, которые указываются для каждого автомобиля и его двигателя, показатель максимального крутящего момента всегда указывается в сочетании с величиной оборотов, при которых такой крутящий момент может быть достигнут. При этом обычно считается: если максимальный крутящий момент может быть достигнут на оборотах до 4,5 тыс. об/мин., то такой двигатель можно назвать низкооборотным; а если более 4,5 тыс. об/мин – то высокооборотным.

При малом количестве оборотов в область сгорания поступает незначительное количество воздушно-топливной смеси за единицу времени, поэтому крутящий момент и мощность невелики. Увеличивая обороты, количество топливно-воздушной смеси (а вслед за ним и мощность, и крутящий момент) возрастают. Достигая значительных параметров, мощность начинает снижаться из-за механических потерь на трение механизмов; инерционных потерь; от недостаточного нагнетания воздуха (именуемого кислородным голоданием).

Из соображений обеспечения максимальных количеств поступающего воздуха в камеру сгорания даже на незначительных оборотах двигателя применяются системы турбированного наддува с электронным регулированием. Применяя такие системы турбонаддува, можно обеспечивать равномерность характеристик крутящего момента в широком диапазоне оборотов двигателя.

Какие можно сделать выводы по вышесказанному

Оценивая эксплуатационные параметры автомобиля и непосредственно рабочие характеристики его мотора, величина крутящего момента будет обладать большим приоритетом, чем мощность. Среди двигателей, которые имеют примерно одинаковые конструктивные и рабочие параметры, более предпочтительными будут те, у которых крутящий момент выше.

Для обеспечения лучшей динамики разгона машины и обеспечения оптимальных тяговых свойств двигателя, частоту вращения коленчатого вала надо поддерживать в том диапазоне значений, при которых крутящий момент может достичь пиковых своих показателей.

В итоге, можно сделать вывод о том, что классифицировать и сравнивать машины только по мощности (лошадиных силам) двигателя не совсем правильно. Необходимо обращать особенное внимание ещё и на крутящий момент (Н.м). Если крутящий момент двигателя значительно выше, чем у аналогичного или близкого по ТТХ конкурента, то такой мотор будет обладать бо́льшей динамикой.

Для движения в городском ритме лучше всего подходят низкооборотные моторы с турбонаддувом. Если же есть желание посоперничать в скоростях на трассе, то лучше выбрать автомобиль с высокооборотным силовым агрегатом.

Способы прироста в крутящем моменте двигателя

Величину, которая необходима для крутящего момента той или иной модели автомобиля, определяют инженеры ещё на предварительном этапе конструкторской разработки мотора. От неё зависят и другие элементы автомобиля: его подвеска, тормозное и рулевое управление, аэродинамика. Поэтому, прежде чем приступать к самостоятельному форсированию двигателя, важно убедиться, что машина не развалится от умощнения двигателя.

Способов увеличения крутящего момента и, вместе с ним, мощности двигателя, может быть много:

Однако принудительное увеличение крутящего момента и мощности двигателя в значительной степени уменьшает ресурс его работы.

Как правильно разгоняться, используя максимальный крутящий момент

Для этого важно уметь работать с коробкой передач. Для максимального разгона надо переключаться так, чтобы обороты упали примерно на пик крутящего момента либо выше него, но чтобы оставался запас по увеличению оборотов – разгон больше оборотов максимальной мощности будет проходить медленней. Идеальным вариантом на обычных машинах можно назвать разгон «от пика момента до пика мощности». В тоже время, на двигателях современных автомобилей электроника просто не даст «перекрутить» мотор более его пика мощности – произойдёт «отсечка».

Источник

Видео

Крутящий момент — самое простое объяснение!

Крутящий момент, обороты и мощность двигателя. Простыми словами

Крутящий момент. Что это такое и зависит ли от мощности?

Экспериментальный стенд для измерения крутящего момента и мощности на валу. ч.1

Ременная передача. Урок №3

Расчет вала на прочность и жесткость. Эпюра крутящих моментов

Как посчитать обороты и передаточное число.

Как узнать параметры трехфазного двигателя если нету бирки

Крутящий момент. Введение

Мощность или крутящий момент? Что важнее для грузовика?

Крутящий момент двигателя

Крутящий момент двигателя — это тяговая характеристика двигателя, которая в отличие от мощности дает весьма отдаленное представление об истинных возможностях автомобиля. Для более полного раскрытия этого понятия необходимо прежде всего уяснить, что момент двигателя и момент на колесах автомобиля — это две большие разницы. Крутящий момент двигателя, будучи величиной равной силе на плечо (Н*м) — сила давления сгоревших в двигателе газов через поршень и шатун на плечо кривошипа коленвала — показывает лишь потенциал мотора, а сам автомобиль, в конечном итоге, движет крутящий момент на колесах.

Для оценки реальных тягово-динамических возможностей автомобиля необходимо провести довольно утомительный расчет. Для данного расчета также понадобятся, указанные в технических характеристиках, величины оборотов двигателя, передаточных чисел КПП и главной передачи, диаметра колес и т.д. Тогда как указанная величина мощности двигателя, не требуя дополнительных данных и расчетов, наглядно демонстрирует тягово-динамические возможности автомобиля, то есть крутящий момент на колесах.

График: зависимость крутящего момента от мощности

Пример №1. Суперкар мощностью 500 сил с крутящим моментом двигателя 500 Н*м и магистральная фура-тягач с отдачей 500 сил и 2500 Н*м на колесах тем не менее имеют абсолютно равный крутящий момент при движении с одинаковой скоростью на оборотах максимальной мощности: М (момент на колесах, приводящий машины в движение) = N (мощность двигателя) / n (обороты колеса, при условии, что у суперкара и фуры они одинакового диаметра).

Вывод: цифра мощности отражает тягу и динамику автомобиля, а цифра крутящего момента двигателя, не учавствующая в вычислениях, может быть любой и не имеет значения.

Пример №2. Зайдем с другой стороны. Тот же суперкар и фура с вышеуказанными характеристиками (аналоги Porsche 911 GT3 RS 4.0, Scania R500 и многие другие суперкары и грузовики), как правило, имеют максимальные обороты двигателя около 9000 и 1800 соответственно. Для того чтобы компенсировать пятикратную разницу в оборотах (иметь ту же скорость движения), на фуре придется применять в пять раз более «длинную» трансмиссию, которая, соответственно, будет передавать в 5 раз меньше момента на колеса: 2500 Н*м делим на 5 и получаем те же 500 Н*м (приведенный момент), как в суперкаре.

Вывод: мы получили то же равенство тягово-динамического потенциала машин равной мощности, что и в примере №1.

В представленной таблице крутящего момента двигателей цифры Нм приведены к величине 7000 об/мин.







































































































 Марка автомобилямощность, л.с.при об/минкрутящий момент, Нмприведенный момент, Нм
1Alfa Romeo 8C Competizione4507000470470
2Aston Martin DB94776000600514
3Audi A3 Sedan 2. 0 TDI1504000320183
4Audi A6 3.0 TDI2044500400257
5Audi RS5 Coupe4508250430507
6Audi S33006200380337
7Audi S43337000441441
8Audi S85206000652559
9Audi Q7 4.2 TDI3273750760407
10Audi R8 4.24207800430479
11Bentley Mulsanne51242001020612
12BMW 330d F302584000560320
13BMW M135i F213205800450373
14BMW M5 F105607000680680
15BMW M550d xDrive F103814400740465
16BMW 750i F014505500650511
17BMW M3 E924208300400474
18BMW X5 M50d E703814400740465
19Bugatti Veyron 16. 41001600012501071
20Cadillac Escalade4035700565460
21Chevrolet Camaro ZL15806000754646
22Chevrolet Corvette Z065076300637573
23Citroën C5 V6 HDi 2402403800450244
24Citroën DS5 eHDi 1601603750340182
25Dodge Challenger SRT8 3924706000637546
26Dodge SRT Viper6506150814715
27Ferrari 458 Italia5709000540694
28Ferrari 550 Maranello4807000569569
29Ferrari F12 Berlinetta7408700690858
30Ferrari FF6608000683781
31Ford Explorer 2. 0L EcoBoost2435500366288
32Ford Fiesta ST1825700240195
33Ford Focus ST2506000340291
34Ford Kuga 1.6 EcoBoost1825700240195
35Ford Mondeo 2.2 TDCi2003500420210
36Honda Civic Type-R mk82017800193215
37Honda CR-V1907000222222
38Honda S20002407800220245
39Hyundai Santa Fe 2. 2 CRDi1973800421229
40Infiniti G37 Sport3337000365365
41Infiniti FX30d2383750550295
42Jaguar XF 3.0 V6 D S2754000600343
43Jaguar XJ 5.0 SC Supersport5106500625580
44Jaguar XKR-S Coupe5506500680631
45Jeep Grand Cherokee 3.0 CRD2504000570326
46Jeep Grand Cherokee SRT84656000624535
47Kia Optima 2. 41806000231198
48Kia Sorento 2.2 CRDi1973800421229
49Koenigsegg Agera940690011001084
50Lamborghini Aventador LP700-47008250690813
51Land Rover Discovery 4 5.0 V83756500510474
52Land Rover Discovery 4 SDV62454000600343
53Lexus LF-A5608700480597
54Lexus IS-F4236600505476
55Maserati 3200GT3706250491438
56Maserati Granturismo S4407000490490
57Maybach 575505250900675
58Mazda 6 2. 2 SkyActiv-D1754500420270
59Mazda CX-9 Touring AWD2776250366327
60Mclaren F16277500651698
61Mclaren MP4-12C6007000600600
62Mercedes-Benz A 45 AMG3606000450386
63Mercedes-Benz C 250 CDI W2042014200500300
64Mercedes-Benz CLA 2502115500350275
65Mercedes-Benz GL63 AMG5585250759569
66Mercedes-Benz S 600 W2215175000830593
67Mercedes-Benz S 63 AMG W2225855500900707
68Mercedes-Benz SL 65 AMG R23163050001000714
69MINI Cooper SD Countryman1434000305174
70MINI JCW2116000280240
71Mitsubishi Lancer Evolution X2956500422392
72Mitsubishi Outlander 3. 02306250291260
73Mitsubishi Pajero 3.2 DI-D2003800441239
74Nissan GT-R R355506400632578
75Nissan Patrol4055800560464
76Opel Astra OPC2805500400314
77Opel Insignia 2.0 CDTI1954000400229
78Opel Insignia OPC3255250435326
79Peugeot 308 2. 0 HDI1404000340194
80Peugeot RCZ 200 THP2005800275228
81Porsche 911 Carrera S 9914007400440465
82Porsche 911 Turbo S 9915606750750723
83Porsche Carrera GT6128000590674
84Porsche Cayenne S Diesel3823750850455
85Porsche Panamera Diesel3004000650371
86Range Rover 5. 0 Supercharged5106500625580
87Range Rover Sport 4.4 TDV83393500700350
88Renault Clio RS2007100215218
89Renault Megane dCi 1601603750380204
90Rolls-Royce Ghost5705250780585
91Rolls-Royce Wraith6355600800640
92Skoda Fabia RS1806200250221
93Skoda Octavia 2. 0 TDI1434000320183
94Subaru Impreza WRX STI3006200350310
95Subaru Legacy Outback 3.62506000335287
96Toyota GT862007000205205
97Toyota RAV41806000233200
98Volkswagen Golf GTI2306200350310
99Volkswagen Touareg 3.0 TDI2044750450305
100Volvo S60 T63045600440352
101Volvo XC60 D52154000420240

← Круиз-контроль

Ксенон →






Название исходного параметра

Значение

Введите
отношение радиуса кривошипа к
длине шатуна λ

0,23…0,30

Введите
радиус кривошипа r,
мм

=S/2

Введите
угловую скорость коленчатого вала
ω , c-1

=
π 
ne/
30

Введите
давление в конце впуска Pa, MПa

(2. 15)
или
(2.16)

Введите
давление в конце сгорания Pz, MПa

(2.37)
или (2.38)

Введите
давление в конце выпуска Pr, MПa

(2.13)
или (2.14)

Введите
степень сжатия ε

По
заданию

Введите
показатель политропы сжатия n1

(2.27)

Введите
показатель политропы расширения
n2

(2. 40)

Введите
степень предварительного расширения
ρ

1
(бенз.) или (2.44)

Введите
давление окружающей среды, MПa

или

Введите
площадь поршня Fп, мм2

(4.2)

Введите
массы, совершающие возвратно-поступательное
движение mj,
кг

(4.3)

Введите
число цилиндров i

По
заданию

Введите
среднее значение суммарного
индикаторного крутящего момента
Miср,
Нм

= Ме
/ ηМ

Введите
массу шатуна mш,
кг

(4. 6)

Введите
Рсум
при 60 град, МПа

РГ
из (4.1)

МОДЕЛЬ СЕРИИ

ГАЙКА МАХОВИКА

ГОЛОВКА ЦИЛИНДРОВ

СОЕДИНИТЕЛЬ

60000

55 футов. Фунты

140 дюймов фунтов

100 дюймов фунтов

80000

55

140

100

81000

55

140

100

82000

55

140

100

55

140

100

55

140

100

55

140

100

55

140

100

95000

55

140

100

100200

60

140

100

100900

60

140

100

100700

55

140

100

110000

55

140

100

120000

55

140

100

130000

60

140

100

170000

65

165

165

171100

65

165

165

1

65

165

185

1

65

165

185

1

65

165

185

1

65

165

185

220000

65

165

185

250000

65

165

185

280000

65

165

185

230000

145

190

190

240000

145

190

190

300000

145

190

190

320000

145

190

190

400000

150

160

190

420000

150

160

190

460000

150

160

190

287700

65

220

См. Винт 130

Лг. Винт 260

Оба одинакового размера 185

28Н700

65

220

См. Винт 130

Лг. Винт 260

28П700

65

220

См. Винт 130

Лг. Винт 260

28Q700

65

220

См. Винт 130

Лг. Винт 260

28У700

65

220

См. Винт 130

Лг. Винт 260

28W700

65

220

См. Винт 130

Лг. Винт 260

235400

60

35 футов

175

245400

60

35 футов

175

Тип крепления Спецификация крутящего момента
Болты основной крышки 60-70 футофунтов
Наружные 2 болта основных болтов крышки 35-40 ft-lbs (только для крышек коренных подшипников с 4 болтами)
Болты шатуна 22-25 фут-фунтов (40-45 фут-фунтов для 289 HP и Boss 302)
Болты головки блока цилиндров 65-72 фут-фунт.
Коромысел 17–23 футофунта.
Болты впускного коллектора 23-25 ​​футофунтов
Болт масляного насоса 23-28 футо-фунтов.
Кулачковые болты 40-45 фут-фунтов.
Болты упорной пластины кулачка 8-10 фут-фунтов.
Болты демпфера гармоник 70–90 футофунтов.
Болты маховика/гибкой пластины 75–85 фут-фунтов.
Болты прижимной пластины 35 футо-фунтов.
Болты передней крышки 12-15 футо-фунтов.

Тип крепления Спецификация крутящего момента
Болты основной крышки 95-105 фут-фунтов
Болты шатуна 40-45 фут-фунтов.
Болты головки блока цилиндров 90–100 футофунтов.
Коромысел 17–23 футофунта.
Болты впускного коллектора 23-25 ​​футо-фунтов.
Болты масляного насоса 23-28 футо-фунтов.
Кулачковые болты 40-45 фут-фунтов.
Болты упорной пластины кулачка 8-10 фут-фунтов.
Болт демпфера гармоник 70–90 футофунтов.
Болты маховика/гибкой пластины 75–85 фут-фунтов.
Болты прижимной пластины 35 футо-фунтов.
Болты передней крышки 12-15 футо-фунтов.

Тип крепления Спецификация крутящего момента
Болты основной крышки 95-105 фут-фунтов.
Болты шатуна 40-45 фут-фунтов. (45-50 ft-lbs. Для Boss 351C)
Болты головки блока цилиндров 105 футо-фунтов. (125 футо-фунтов. Для Boss 351C)
Коромысел (нерегулируемый) Коромысел (нерегулируемый)
5/16 дюймов. болты впускного коллектора 21–25 футо-фунтов.
3/8 дюйма. болты впускного коллектора 28-23 фут-фунт
Болт масляного насоса 25 футо-фунтов.
Кулачковые болты 40-45 фут-фунтов.
Болты упорной пластины кулачка 9-12 футо-фунтов.
Болт демпфера гармоник 70–90 футофунтов.
Болты маховика/гибкой пластины 75–85 фут-фунтов.
Болты прижимной пластины 35 футо-фунтов.
Болты передней крышки 12-18 футо-фунтов.

Тип крепления Спецификация крутящего момента
Болты основной крышки 95-105 фут-фунтов.
Поперечные болты для 406-427 40 футо-фунтов.
Болты шатуна 40-45 фут-фунтов. (53-58 ft-lbs. Для 406 и 427)
Болты головки блока цилиндров 80-90 фут-фунтов. (100-110 футо-фунтов. Для 1963-67 427)
Болты оси коромысел 40-45 фут-фунтов.
Болты впускного коллектора 32–35 футо-фунтов.
Болт масляного насоса 12-15 футо-фунтов.
Кулачковые болты 40-45 фут-фунтов.
Болт демпфера гармоник 70–90 футофунтов.
Болты маховика/гибкой пластины 75–85 фут-фунтов.
Болты прижимной пластины 35 футо-фунтов.
Болты передней крышки 12-15 футо-фунтов.

Тип крепления Спецификация крутящего момента
Болты основной крышки 95-105 фут-фунтов
Болты шатуна 40-45 фут-фунтов.
Болты крепления головки блока цилиндров 140 футо-фунтов.
Коромысел (нерегулируемый) 18-22 фут-фунт.
Болты впускного коллектора 25–30 футофунтов.
Болт масляного насоса 25 футо-фунтов.
Кулачковые болты 40-45 фут-фунтов.
Болт демпфера гармоник 70–90 футофунтов.
Болты маховика/гибкой пластины 75–85 фут-фунтов.
Болты нажимной пластины 35 футо-фунтов.
Болты передней крышки 12-18 футо-фунтов.

СЕРИЯ МОДЕЛЕЙ ГАЙКА МАХОВИКА ГОЛОВКА ЦИЛИНДРОВ ШАТУН
60000 55 футов. 140 дюймов фунтов 100 фунтов стерлингов
80000 55 140 100
81000 55 140 100
82000 55 140 100

55 140 100
55 140 100
55 140 100
55 140 100
95000 55 140 100
100200 60 140 100
100900 60 140 100
100700 55 140 100
110000 55 140 100
120000 55 140 100
130000 60 140 100
170000 65 165 165
171100 65 165 165
1

65 165 185
1 65 165 185
1 65 165 185
1

65 165 185
220000 65 165 185
250000 65 165 185
280000 65 165 185
230000 145 190 190
240000 145 190 190
300000 145 190 190
320000 145 190 190
400000 150 160 190
420000 150 160 190
460000 150 160 190
287700 65 220 См. Винт 130 Lg. Винт 260 Оба Одинаковый размер 185
28N700 65 220 См. Винт 130 Lg. Винт 260
28P700 65 220 См. Винт 130 Lg. Винт 260
28Q700 65 220 См. Винт 130 Lg. Винт 260
28U700 65 220 См. Винт 130 Lg. Винт 260
28W700 65 220 См. Винт 130 Lg. Винт 260
235400 60 35 футов 175
245400 60 35 футов 175

Деталь
Спецификация
Болты кронштейна троса управления акселератором 89 дюймов фунт
Болты компрессора кондиционера 37 футов фунт
Болты кронштейна компрессора кондиционера 37 футов фунт
Болт натяжного шкива кондиционера 37 фунтов-футов
Болт натяжителя кондиционера 18 фунтов-футов
Болты крепления трубопровода системы впрыска воздуха (AIR) к выпускному коллектору 15 футов фунт
Болты крепления распределительного вала 18 фунтов-футов
Болт датчика распредвала 18 фунтов-футов
Болты звездочки распределительного вала 26 фунтов-футов
Гайка каталитического нейтрализатора 18 фунтов-футов
Болты шатуна — первая конструкция (первый проход) 15 футов фунт
Болты шатуна — первая конструкция (окончательный проход) 60 градусов
Болты шатуна — вторая конструкция (первый проход) 15 футов фунт
Болты шатуна — вторая конструкция (последний этап) 75 градусов
Датчик температуры охлаждающей жидкости 15 футов фунт
Болт балансира коленчатого вала (установка проходит, чтобы убедиться, что балансир полностью установлен) 240 фунтов-футов
Болт противовеса коленчатого вала (первый проход — установите НОВЫЙ болт после прохода установки и затяните, как описано в первом и последнем проходах) 37 фунтов-футов
Болт балансира коленчатого вала (последний проход) 140 градусов
Болты крышек коренных подшипников коленчатого вала (внутренние болты — первый проход в последовательности) 15 футов фунт
Болты крышек коренных подшипников коленчатого вала (внутренние болты — последний проход в последовательности) 80 градусов
Боковые болты крышки подшипника коленчатого вала 18 фунтов-футов
Шпильки крышек коренных подшипников коленчатого вала (внешние шпильки — первый проход в последовательности) 15 футов фунт
Шпильки крышек коренных подшипников коленчатого вала (внешние шпильки — последний проход в последовательности) 53 градуса
Гайки маслоотражателя коленчатого вала 18 фунтов-футов
Болт датчика положения коленчатого вала 18 фунтов-футов
Болты головки блока цилиндров (сначала вставьте все болты M11 по очереди) 22 фунта-фута
Болты головки блока цилиндров (второй заход всех болтов M11 подряд) 90 градусов
Болты головки блока цилиндров (окончательная затяжка всех болтов M11 в последовательности, за исключением болтов средней длины спереди и сзади каждой головки цилиндров) 90 градусов
Болты головки блока цилиндров (заключительный проход болтов M11 средней длины спереди и сзади каждой головки цилиндров последовательно) 50 градусов
Болты головки блока цилиндров (внутренние болты M8 в последовательности) 22 фунта-фута
Пробка охлаждающей жидкости головки блока цилиндров 15 футов фунт
Заглушка основного отверстия головки цилиндра 15 футов фунт
Болт натяжного шкива приводного ремня 37 фунтов-футов
Болты натяжителя приводного ремня 37 фунтов-футов
Сливные пробки охлаждающей жидкости блока цилиндров 44 фунта-фута
Нагреватель блока цилиндров 30 фунтов-футов
Пробки масляного канала блока цилиндров 44 фунта-фута
Болты и шпильки воздуховода охлаждающей жидкости двигателя 106 дюймов в фунтах
Болты поперечины двигателя (большие) 107 фут-фунтов
Болты поперечины двигателя (маленькие) 92 фунта-фута
Болты маховика двигателя (первый проход) 15 футов фунт
Болты маховика двигателя (второй проход) 37 фунтов-футов
Болты маховика двигателя (последний проход) 74 фунта-фута
Болты крепления маховика двигателя к гидротрансформатору 44 фунта-фута
Болты передней крышки двигателя 18 фунтов-футов
Гайки теплозащитного экрана крепления двигателя 89 дюймов фунт
Шпилька крепления двигателя к блоку двигателя 37 фунтов-футов
Сквозные болты крепления двигателя 70 фунтов-футов
Подвеска двигателя Сквозные гайки 59 фут-фунтов
Болты крепления двигателя к блоку двигателя 37 фунтов-футов
Болты задней крышки двигателя 18 фут-фунтов
Кронштейн подъемника для обслуживания двигателя Болты M10 37 фунтов-футов
Кронштейн подъема двигателя Болт M8 18 фунтов-футов
Болты крышки отсека двигателя 18 фунтов-футов
Болт зажима жгута проводов двигателя 37 фунтов-футов
Болт хомута заземления жгута проводов двигателя 37 фунтов-футов
Болты клапана системы рециркуляции отработавших газов (EGR) (первого прохода) 89 дюймов фунт
Болты клапана EGR (последний проход) 22 фунта-фута
Болты крепления трубы клапана рециркуляции отработавших газов к головке блока цилиндров 37 фунтов-футов
Болты крепления трубы клапана рециркуляции отработавших газов к выпускному коллектору 22 фунта-фута
Болт трубы клапана EGR к впускному коллектору 89 дюймов фунт
Болты выпускного коллектора (первый проход) 11 фут-фунтов
Болты выпускного коллектора (последний проход) 18 фунтов-футов
Болты теплозащитного экрана выпускного коллектора 80 дюймов фунт
Гайки выпускного коллектора 26 фунтов-футов
Болты крепления переднего амортизатора к двигателю 48 фунтов-футов
Болты топливной рампы впрыска топлива 89 дюймов фунт
Болты кронштейна генератора 37 фунтов-футов
Болт крепления заднего кронштейна генератора к блоку двигателя 18 фунтов-футов
Болт крепления заднего кронштейна генератора к генератору 18 фунтов-футов
Болт хомута заземления (сзади головки блока цилиндров) 37 фунтов-футов
Болты крепления катушки зажигания к кронштейну 106 дюймов в фунтах
Болты крепления кронштейна катушки зажигания к коромыслу клапана 106 дюймов в фунтах
Болты впускного коллектора (первый проход в последовательности) 44 фунта в дюйме
Болты впускного коллектора (последний проход) 89 дюймов фунт
Датчики детонации 15 футов фунт
Масляный фильтр 22 фунта-фута
Фитинг масляного фильтра 40 фунтов-футов
Болт трубки указателя уровня масла 18 фунтов-футов
Датчик уровня масла 115 дюймов фунт
Болты перегородки масляного поддона 106 фунтов
Болт запорной крышки масляного поддона (с левой стороны) 106 дюймов в фунтах
Болт запорной крышки масляного поддона (правая сторона) 106 дюймов в фунтах
Болты крышки масляного поддона 106 дюймов в фунтах
Сливная пробка масляного поддона 18 фунтов-футов
Болты M8 масляного поддона (масляный поддон к блоку двигателя и масляный поддон к передней крышке) 18 фунтов-футов
Болты M6 масляного поддона (масляный поддон к задней крышке) 106 дюймов в фунтах
Датчик давления масла 15 футов фунт
Болты крепления масляного насоса к блоку двигателя 18 фунтов-футов
Болты крышки масляного насоса 106 дюймов в фунтах
Пробка предохранительного клапана масляного насоса 106 дюймов в фунтах
Гайки сетки масляного насоса 18 фунтов-футов
Болт крепления экрана масляного насоса к масляному насосу 106 дюймов в фунтах
Кислородный датчик 31 фунт-фут
Гайка хомута системы принудительной вентиляции картера (PCV) (на шпильке правого переднего патрубка отвода паров) 106 дюймов в фунтах
Болты насоса гидроусилителя рулевого управления 18 фунтов-футов
Болты кронштейна насоса гидроусилителя руля 18 фунтов-футов
Свечи зажигания (головки цилиндров, новые) 15 футов фунт
Свечи зажигания (все последующие установки) 11 фут-фунтов
Болты корпуса дроссельной заслонки 106 дюймов в фунтах
Болт корпуса коробки передач 37 фунтов-футов
Направляющие болты толкателя клапана 106 дюймов в фунтах
Болты коромысла клапана 22 фунта-фута
Болты крышки коромысла клапана 106 дюймов в фунтах
Болты корпуса водозаборника 11 фут-фунтов
Болты водяного насоса (первый проход) 11 фут-фунтов
Болты водяного насоса (последний проход) 22 фунта-фута
Болты крышки водяного насоса 11 фут-фунтов
Применение
Спецификация
Болт крепления крышки аккумулятора к корпусу 6–10 футофунтов
Удлинитель корпуса для болта корпуса 31–35 футофунтов
Удлинитель корпуса для болта корпуса (поставка 4WD) 8,3–16,7 футофунтов
Болт крышки преобразователя 89 дюймов фунт
Винт корпуса преобразователя к корпусу 48–55 футофунтов
Соединитель трубы охладителя 26–30 фунтов-футов
Болт стопорной пружины к корпусу клапана 15–20 футофунтов
Болт напольного механизма переключения передач 89 дюймов фунт
Болт крепления маховика к гидротрансформатору 46 фут-фунтов
Болт передней крышки гидроаккумулятора к корпусу клапана 6–10 футофунтов
Теплозащитный экран к болту коробки передач 13 фунтов-футов
Пробка линейного давления 6–10 футофунтов
Ручной вал к внутренней гайке стопорного рычага 20–25 футофунтов
Болт отрицательного кабеля аккумуляторной батареи 11 фут-фунтов
Болт указателя уровня масла г. 35 футов фунт
Болт масляного поддона к картеру коробки передач 97 дюймов фунт
Болт крышки масляного канала к картеру 6–10 футофунтов
Болт кронштейна стояночного тормоза к картеру 20–25 футофунтов
Винт переключателя парковочного/нейтрального положения 27 дюймов фунт
Болт крепления пластины к корпусу (транспортировочный) 20–25 футофунтов
Пластина к болту преобразователя (транспортировочный) 20–25 футофунтов
Пробка в сборе, масляный поддон автоматической коробки передач (C/K) 22,1–29,5 футофунтов
Пробка в сборе, масляный поддон автоматической коробки передач (Y) 20,7–23,6 футофунта
Болт кронштейна электромагнитного клапана управления давлением к корпусу клапана 6–10 футофунтов
Болт корпуса насоса в сборе 19–24 фунта-фута
Болт крепления крышки насоса к корпусу насоса г. 15–20 футов-фунтов
Винт втулки троса переключения передач 15 дюймов в фунтах
Крепление троса управления переключением передач 15 футов фунт
Болт крепления датчика скорости 7,7–10 футофунтов
Шпилька, удлинитель картера автоматической коробки передач (Y-car) 13–16 футофунтов
Соленоид TCC в сборе с болтом корпуса 6–10 футофунтов
Крепление трансмиссии к трансмиссионному болту 18 фунтов-футов
Ручной датчик положения клапана давления трансмиссионной жидкости к болту корпуса клапана 6–10 футофунтов
штуцер трубы охладителя трансмиссионного масла 26–30 фунтов-футов
Болт масляного поддона коробки передач к картеру 7–10 футофунтов
Болт коробки передач к двигателю 35 фунтов-футов
Болт корпуса клапана к корпусу 6–10 футофунтов