Стук в двигателе при холостых оборотах – в чём причина и как их определить | Авто-Советник

Даже новички в вождении автомобиля или те, кто его ни разу не водил, знают о важности двигателя. Основной агрегат, обеспечивающий бесперебойную работу автомобилю. Толковые автовладельцы знают, что если машина долгое время простаивала, то необходимо сначала разогреть двигатель. Многие запускают его на холостом ходу для выполнения такой задачи, но в этот момент могут столкнуться со странными звуками, а если быть точнее – стуками.

Из-за чего двигатель может застучать

Если в автомобиле что-то застучало, то это с большой долей вероятности мотор и значит, ему требуется помощь. Уточнить этот момент можно узнав о снижении давления масла на холостом ходу. Как только водитель замечает, что уровень упал, должен прислушаться к тому, как работает его двигатель. Если из под капота слышны удары молотком о металл – это стучит в моторе.

Бывает, что при холостом ходе стук есть, а при высоких оборотах пропадает. В таком случае беспокоиться сильно не стоит. Если при нажатии на педаль газа стук усиливается, то это повод бить тревогу. Вот самые распространённые причины, почему может появиться стук в двигателе:

  • Колесо генератора или помпа касаются картера мотора;
  • Газораспределительный механизм или защита двигателя дрожат;
  • Появился зазор на шестернях агрегата, который оснащён шестерёнчатой передачей;
  • Колесо коленчатого вала открутилось;
  • Шестерни коленвала уже не такие устойчивые;
  • Слабо зафиксирована звёздочка на распределительном вале;
  • Некачественное топливо;
  • Деформация махового колеса при оснащении автоматом.

Стук клапанов

Довольно распространённая причина стука в двигателе кроется в клапанах. Частый случай и не всегда он является поводом бить тревогу. Если стуки продолжаются независимо от оборотов, то потребуется ремонт. Причины стука клапанов:

  • Корпус распределительного вала был деформирован;
  • Повреждено коромысло клапана;
  • Каналы распредвала засорились, и масло не поступает в коромысло.

Знакомые многим причины, но есть ещё несколько. У многих водителей клапана стучали после отдаления рычага кулачка распредвала. Два узла бьют друг об друга, и в результате появляется характерный звон. Если не обращать на это внимание, то рано или поздно мотор откажется работать. Лучше всего заняться регулировкой клапанов или делать это после каждых 10 тысяч пройденных километров. Если стук сопровождается черными выхлопными газами и перегревом двигателя – это детонация в клапанах мотора.

Если стуки появляются только когда авто набирает обороты – это говорит о нехватке масла. Если масло было добавлено, но стук усилился, тогда проблема кроется в подшипниках коленчатого вала.

Для выяснения реальных причин появления шума в клапанах необходимо выяснить в каком состоянии находится выпускной клапан, определить наличие и уровень давления масла в моторе. Толкатель может быть загрязнён и препятствует поступлению жидкости, либо она убегает и не попадает в клапана. В случае если с давлением полный порядок, необходимо осмотреть и отрегулировать клапана.

Стучит распредвал

Когда стучит распределительный вал, то он приглушён и появляется только при холостых оборотах. Долго стоящая в заведённом состоянии машина заставляет масло стекать, освобождая тем самым узлы и агрегаты. В свою очередь они начинают взаимодействовать без смазки. Попробовать увеличить обороты и если громкость усилится, то проблема точно в распредвале.

Если сломается гидрокомпенсатор, то это тоже приведёт к появлению характерных звуков. Если удастся обнаружить такие удары, то следует сделать диагностику машины. Лучше предупредить проблемы, чем потом менять двигатель целиком. Если гидрокомпенсатор отсутствует в данной модели авто, то со стучащим распредвалом оно может ездить ещё 50 000 километров, но итог будет одинаковым. Детальные причины стука в распределительном вале:

  • Произошла деформация постели узла;
  • Система смазки работает не так как нужно;
  • Распредвал повреждён и потерял форму;
  • Нарушена подача топлива в систему;
  • Кулачки износились.

Стуки в поршнях

Если удалось выяснить, что звук идёт с нижней части двигателя, то это указывает на проблемы в поршневой системе. Возможно, цилиндрам не хватило немного проточки, поэтому их так барабанит. Кроме того, это указывает на другие причины:

  • Поршни сместились, и образовался люфт;
  • Поршневой палец сталкивается с топорами. В народе назвали «пальцы стучат»;
  • Ошибочная компоновка поршня с изменением положения оси;
  • Подвижность деталей утрачена.

В основном причина одна – изменение форм изделия. Конкретно в данном случае – поршней. Если от поверхности цилиндра поршня до его юбки образовалось большое расстояние, то потребуется ремонт и нужно подогнать их дистанцию точнее. Тогда стук пропадёт.

Если цилиндр был установлен неправильно, то образуются стуки при любых оборотах. Возможно, проблема кроется в прокладке. Важно, чтобы она идеально подходила по размерам. Если причины стука в этом, то необходимо подобрать новую.

Стучит коленчатый вал

Независимо от типа двигателя может образоваться стук в коленчатом вале. Фокусируется звук в нижней части двигателя, а как только салон прогреется, он усиливается с левой стороны. В большинстве случаев проблема связана с плохой амортизацией подшипников на валу. Вероятнее всего у них образовались проёмы и в скором времени двигатель должен перегреться. Есть ещё несколько причин:

  • Шейки коленвала износились;
  • Слишком мало масла в подшипнике;
  • Отсутствует масло в двигателе;
  • Шейка повреждена или имеет неправильную форму;
  • В масле образовалась или попала в него вода;
  • Если на подшипнике образовался зазор в 0,07 мм, то требуется вмешательство СТО.

Стук коренных шеек

Если в системе ослабло давление, и появился глухой стук, который появляется независимо от оборотов, то это указывает на проблемы с шейками коленвала. Чтобы убедиться можно попробовать поменять масло. Заливающие ранее полусинтетическое масло должны попробовать залить минеральное, тогда звук становится тише. Либо необходимо поменять масла в обратном порядке, но в такой ситуации стук усилится.

Проблемы с трансмиссией

Причины стука в двигателе не всегда находятся внутри него. Вполне реально, что проблемой является коробка передач. Необходимо выжать педаль сцепления до максимума при заведённом двигателе. Если стук пропал, то это указывает на неисправность в трансмиссии.

Вывод

Как удалось выяснить, причин появления стука в двигателе на холостых оборотах действительно много. Можно попробовать определить их самостоятельно, но лучше обратиться к профессионалам. Замена двигателя порой обходится дороже самого автомобиля.

автомобильавтосоветыавторемонт

Поделиться в социальных сетях

Вам может понравиться

Что может стучать в двигателе?

12.11.2014 /
25.04.2018

  •  

34968 /
17029

Стук коленчатого вала

Возникает из-за больших зазоров в шатунных или коренных подшипниках, образовавшихся вследствие износа вкладышей или (и) шеек вала. В исправном двигателе зазор небольшой и составляет примерно 0,020-0,040 мм, увеличение зазора до 0,070 мм для современных высокооборотных двигателей является неприемлемым и говорит о необходимости ремонта. Причиной увеличения зазора может быть:

  • Механические примеси, попадающие в подшипник с маслом. Масляные фильтры со своей задачей справляются довольно хорошо, но если фильтр долго не менять, то он забьется и сработает клапан, который открывает обводной канал для масла, в случаях, когда пропускная способность фильтра становится недостаточной для прохождения необходимого количества масла ( такой клапан имеется не на всех масляных фильтрах, имеющихся в продаже )
  • Некачественное масло. К сожалению сейчас можно купить подделку, под марки масел, известные во всём мире и не вызывающие сомнения в их качестве
  • Недостаточное количество смазки, подаваемое на подшипники. Это может происходить из-за неисправного масляного насоса, засорённого масляного фильтра, не имеющего обводной клапан, или засоренного масляного канала ( что маловероятно ). При таких неисправностях загорается лампочка сигнализирующая о недостаточном давлении масла подаваемого к подшипникам
  • Недопустимая шероховатость или царапины на шейках вала после ремонта или, в результате неправильного хранения
  • Недопустимая овальность шеек вала ( или постелей вкладышей ), например, после замены коленчатого вала на, якобы, хороший, который оказался со «стуканутого» двигателя или двигателя, должного вот-вот начать стучать. По этой причине, покупая коленчатый вал, обязательно обмеряйте все шейки вала микрометром на предмет овальности ( допускается до 0,005 мм, в крайнем случае до 0,010 мм, но тогда подшипники прослужат очень мало 5000-15000 километров )
  • Наличие воды или тосола в масле
  • Работа двигателя без масла

Эти стуки отчётливо слышны при запуске холодного двигателя, когда ещё масло не дошло до подшипников; в некотором диапазоне частот вращения коленчатого вала стук может пропадать, если двигатель только начал стучать.

По тональности стук коленвала глухой на холостом ходу и становится более звонким по мере возрастания частоты вращения и очень частый, даже если стучит только один подшипник.

Стук распределительного вала

По тональности глухой и появляется из-за износа подшипников распредвала, причинами которого могут быть: не качественное масло, наличие механических примесей или воды в масле, недостаточное количество масла, подаваемое на подшипники, работа двигателя без масла, царапины, недостаточная шероховатость или овальность шеек ( что иногда также встречается ).

О том, что распредвал застучал узнают по глухому стуку при запуске холодного двигателя, который пропадает после начала поступления масла на подшипники ( примерно 1-2 секунды ). На таком двигателе можно ещё смело проехать до 50000 км, если только клапана без гидрокомпенсаторов, т.к. при стуке распредвал совершает перемещения ( хоть и очень небольшие ) вверх-вниз. Когда вал переместится вверх образуется зазор между окружностью кулачка ( при закрытом клапане ) и толкателем, и гидрокомпенсатор «выберет» этот зазор, а когда вал займёт нижнее положение, он приоткроет клапан ( ведь зазора больше нет ), отсюда падение компрессии и, как следствие, падение мощности, увеличение расхода топлива, ухудшение пусковых качеств двигателя, отложение нагара на седле клапана, перегрев клапана и, возможно его прогарание.

По мере износа стук будет уже не только при запуске холодного двигателя, но и при запуске тёплого двигателя, а так же, при работе непрогретого двигателя. Частота стука распредвала в два раза меньше частоты стука коленвала.

При раннем впрыске топлива на дизельных или раннем зажигании на бензиновых двигателях происходит детонационное сгорание топливовоздушной смеси, сопровождаемое стуками. Для бензиновых — говорят «пальцы стучат» , для дизельных — жёсткая работа дизеля. Стук клапанов появляется вследствие больших зазоров или, на двигателях с гидрокомпенсаторами, из-за их ненаполнения маслом. Такой стук по частоте совпадает со стуком распредвала, по тональности — звонкий.

Также на дизелях может стучать ТНВД ( топливный насос высокого давления ).

Может стучать поршень, доставая клапана при сбитых фазах газораспределения.

Следующий тип стука, на мой взгляд, является необычным и затрудняющим выявление неисправности — это
стук поршня о головку, вследствие того, что головка стала немного ближе к поршню. Это случается из-за установки под головку прокладки меньшей толщины, чем должна быть или её сильного выжимания. Такая неисправность была у моего приятеля.

Купил он автомашину TOYOTA CROWN 91 года выпуска с 3-х летним пробегом. Всё было нормально, как вдруг, после 3 с половиной месяцев эксплуатации, появился звонкий частый стук в двигателе ( двиг. 1G-GZE ), по мере прогрева он становился немного слабее, но полностью не исчезал. Были подозрения на коленвал, но всё таки смущало то, что звук был звонкий. Разобрал двигатель — вкладыши и коленвал в отличном состоянии, проверил клапана и распредвал — всё в порядке. Кто-то из соседей по гаражу сказал ему, что может стучать поршень о головку, а для выяснения этого надо внимательно осмотреть поршня, в месте контакта не будет нагара.

Так и сделал — всё просмотрел и, на удивление, обнаружил небольшое пятнышко без нагара на поршне 4-го цилиндра. На головке напротив поршня в том же месте было аналогичное еле заметное пятнышко. Даже не верилось, что такой сильный стук был из-за такой ерунды. Обработал слегка поршень напильником, купил новую прокладку, собрал и … нет стука!!!

Как позже выяснилось, предыдущий хозяин два раза перегревал двигатель и после этого обжал «головку», в результате прокладка сильно выжалась и, видимо, на поршне был небольшой дефект в виде выступа, что и послужило причиной стука.

Если в работе двигателя вашего автомобиля появились посторонние стуки и вы не уверены в их природе, посоветуйтесь со знакомыми и со специалистами ( лучше, если оба в одном лице ), и может быть для его устранения не придётся разбирать весь двигатель, а удастся обойтись лёгким и недорогим ремонтом, например, регулировкой тепловых зазоров клапанов.

Руководство по диагностике общих шумов двигателя

Что вы слышите, когда слушаете свой двигатель? Первобытный рев высокой производительности? Или это больше похоже на крик о помощи?

Хорошо, мы никогда не хотим думать, что наши двигатели делают что-либо, кроме как жевать асфальт и будить соседей, не говоря уже о плаче! Но даже у самых мужественных мельниц могут быть проблемы, и звуки, которые они издают, могут помочь нам отследить проблемы. Иногда это ничего; иногда серьезно.

(Изображение/OnAllCylinders)

Мы составили это краткое руководство по диагностике распространенных шумов двигателя, чтобы помочь вам избежать возможных повреждений. В случае странных или необычных звуков двигателя сохраняйте спокойствие, возьмите автомобильный стетоскоп и обратите внимание на:

Шум клапанов и толкателей обычно начинается со щелчка или дребезга при половинной частоте вращения двигателя и затем может исчезнуть при высокие скорости. Причиной часто является чрезмерный зазор клапана или неисправный гидравлический толкатель клапана.

Для проверки зазоров можно вставить толщиномер между штоком клапана и коромыслом или толкателем. Если это уменьшает шум, причиной является чрезмерный зазор, и вам необходимо внести соответствующие коррективы. Если это не уменьшит шум, звук может быть вызван изношенными поверхностями подъемника или грубыми кулачками. К другим вещам, на которые следует обратить внимание, относятся толкатели, которые свободно перемещаются в своих отверстиях, и слабые пружины клапанов.

(Image/ Mike Mavrigian )

Детонация может привести к серьезному повреждению двигателя. Это состояние проявляется в виде стука или металлического «звона» и чаще всего связано с неправильным опережением зажигания, бедным соотношением воздух/топливо или неправильным октановым числом топлива.

Довольно распространенное явление в приложениях с принудительной индукцией. Детонацию можно предотвратить, повысив октановое число вашего топлива, обогатив топливно-воздушную смесь, уменьшив давление во впускном коллекторе или увеличив угол опережения зажигания. Вы также можете рассмотреть возможность использования вторичной системы впрыска воды для некоторых применений.

Если вы слышите легкий стук или стук, шум обычно можно отнести к шатунам. Этот звук часто наиболее заметен, когда двигатель работает на ровных оборотах, не ускоряясь и не замедляясь, и часто вызван износом подшипника или шатунной шейки, смещенным шатуном или отсутствием масла.

Выявить неисправный шатун можно, выполнив балансировку цилиндров. Этот тест в основном закорачивает свечи зажигания по одному цилиндру за раз при работающем двигателе. В конце концов, вы сосредоточитесь на больном шатуне, потому что шум будет уменьшен, когда его основной цилиндр не выдает мощность.



Хотя звук поршневого пальца похож на шум клапанного механизма, он часто имеет уникальный металлический двойной стук и иногда наиболее заметен на холостом ходу с опережающей искрой. Этот шум часто вызван изношенным или ослабленным поршневым пальцем, изношенной втулкой или отсутствием масла.

Как и в случае с шумом шатуна, вы можете найти вызывающие нарушение компоненты, выполнив описанную выше проверку балансировки цилиндров.

Шум поршневых колец также аналогичен шуму клапана и толкателя выше; однако наиболее заметно это при разгоне. Чаще всего этот шум вызван низким натяжением колец, сломанными или изношенными поршневыми кольцами или изношенными стенками цилиндров.

Для устранения неполадок в каждом цилиндре снимите свечи зажигания и добавьте в каждый цилиндр столовую ложку моторного масла. Затем проверните двигатель на несколько оборотов, чтобы масло прошло мимо колец. Затем вы можете установить свечи зажигания и запустить двигатель. Если шум уменьшился, вероятно, причиной проблемы являются кольца.

(Изображение/ Джим Смарт )

Глухой, приглушенный, почти колокольный звук, как правило, хлопает поршень. Это состояние вызвано раскачиванием поршня взад-вперед внутри цилиндра. Непрерывный стук поршня означает, что двигатель нуждается в обслуживании; однако, если вы слышите этот звук только при холодном двигателе, это, скорее всего, не серьезно.

Непрерывный стук поршня обычно вызывается изношенными поршнями, чрезмерным зазором между поршнем и стенкой, несоосностью шатунов, изношенными стенками цилиндра или недостаточным количеством масла.

Сильный, но глухой металлический стук обычно является стуком коленчатого вала. Наиболее громкий стук коленчатого вала при работе двигателя под нагрузкой или ускорением можно диагностировать, обратив пристальное внимание на конкретный тип стука:

  • Регулярный, похожий на грохот стук часто возникает из-за изношенных коренных подшипников.
  • Более отчетливый стук обычно связывают с износом шатунных подшипников.
  • Резкий неравномерный стук может быть из-за изношенного упорного подшипника коленчатого вала.

Это видео также может быть полезным: Понимание разницы между «стуком» и «стуком тяги»

(Изображение/Джим Смарт)

Поиск и устранение неисправностей двигателей классических автомобилей: шумы двигателя

О незакрепленном коренном подшипнике свидетельствует мощный, но глухой глухой стук при пуске двигателя. Если все коренные подшипники ослаблены, будет слышен заметный стук.

Стук происходит регулярно каждый второй оборот. Стук можно определить, закоротив свечи зажигания в цилиндрах, расположенных рядом с подшипником. Стук исчезнет или станет меньше при замыкании штекеров. Этот тест следует проводить на высоких оборотах холостого хода, эквивалентных 15 милям в час на высокой передаче. Если подшипник недостаточно ослаблен, чтобы сам по себе стучать, подшипник может стучать, если масло слишком жидкое или если в подшипнике нет масла.

Свободный маховик

Стук или щелчок, обычно нерегулярный. Для проверки запустите двигатель на холостом ходу на скорости около 20 миль в час и выключите зажигание. Если слышен стук, возможно, маховик разболтался.

Свободный шатунный подшипник

Металлический стук, который обычно наиболее громкий на скорости около 30 миль в час при закрытой дроссельной заслонке. Стук может быть уменьшен или даже устранен закорачиванием свечи зажигания. Если подшипник недостаточно ослаблен, чтобы сам по себе стучать, подшипник может стучать, если масло слишком жидкое или если в подшипнике нет масла.

Поршневой палец

Шумы поршневого пальца, поршня и шатуна трудно отличить друг от друга.

Ослабленный поршневой палец вызывает резкий двойной стук, который обычно слышен при работе двигателя на холостом ходу. Интенсивность детонации должна увеличиваться при коротком замыкании разъема spa/k этого цилиндра. Однако в некоторых двигателях стук становится более заметным на скорости от 25 до 35 миль в час.

Поршневой палец трется о стенку цилиндра из-за ослабления стопорного винта или поломки стопорного кольца.

Поршень и кольца

  1. Чрезмерный зазор между поршнями и цилиндрами (стук поршня).
  2. Некруглые или конические отверстия.
  3. Верхнее поршневое кольцо задевает выступ в верхней части отверстия цилиндра.
  4. Нагар на верхней части поршня ударяет по головке блока цилиндров.
  5. Поршень трется о прокладку головки блока цилиндров.
  6. Сломанное поршневое кольцо.
  7. Чрезмерный боковой зазор кольца в канавке.
  8. Износ или поломка поршневых колец.
  9. Сломанный поршень.

Клапаны

  1. Щелчок клапана из-за слишком большого зазора толкателя, неправильной работы гидравлического толкателя, деформированного клапана, заедания клапана, заедания коромысла.
  2. Недостаточно масла в клапанном механизме, особенно в верхних клапанах.
  3. Изношенные или зазубренные детали в клапанном механизме.
  4. Сломаны пружины клапанов.
  5. Слабые пружины клапанов.
  6. Пружины взведенных клапанов.
  7. Чрезмерный зазор направляющей толкателя.
  8. Нижний конец толкателя с задирами, сколами, шероховатостью, износом или поломкой.
  9. Очень шероховатая поверхность кулачков.
  10. Чрезмерный зазор между штоком клапана и направляющей.
  11. Поверхность клапана не соосна со штоком клапана.
  12. Поверхность седла клапана не концентрична со штоком клапана.
  13. Крышки клапанов на двигателях с верхним расположением клапанов, чрезмерно затянутые, усиливают нормальный шум клапанов.

Гидравлические подъемники

Неисправность гидрораспределителя почти всегда сопровождается щелчками или постукиванием. При холодном двигателе можно ожидать большего или меньшего шума гидравлического подъемника, но если подъемники работают правильно, шум должен исчезнуть при прогреве двигателя.

Если все или почти все подъемники шумные, они могут застрять из-за грязного или липкого масла.

Если шумят все подъемники, давление масла в них может быть недостаточным. Вспенивание масла также может вызвать эту проблему. Если масло вспенится, на щупе уровня масла появятся пузырьки. Вспенивание может быть вызвано водой в масле или слишком высоким уровнем масла или очень низким уровнем масла.

Если гидравлические плунжеры требуют первоначальной регулировки, то при неправильной регулировке они будут шуметь.

Если один подъемник шумит, причина может быть:

  1. Плунжер слишком туго затянут в корпусе толкателя.
  2. Слабая или сломанная пружина плунжера.
  3. Шаровой кран негерметичен.
  4. Плунжер изношен.
  5. Стопорное кольцо (если есть) неправильно установлено или отсутствует.
  6. Отсутствие давления масла на этот плунжер.

Если шаровой клапан протекает, очистите поршень в специальном растворителе, таком как ацетон, и переустановите его. Слишком часто плунжеры осуждаются как неисправные, когда все, что им нужно, — это тщательная очистка.

Смола и грязное масло являются наиболее распространенными причинами неисправности толкателя гидравлического клапана. Моторное масло не должно содержать грязи. Выберите стандартную марку моторного масла и не используйте никакую другую. Смешивание одной стандартной марки с другой может привести к липкому маслу и заеданию плунжеров. Не используйте никакие специальные масла, если это не рекомендовано производителем автомобиля, и меняйте масляный фильтр или элемент через рекомендованные интервалы времени.

Распределительные шестерни

  1. Шестерни ослаблены на ступицах или валах.
  2. Шестерни не выровнены.
  3. Чрезмерный люфт шестерни.
  4. Эксцентриковая шестерня, как правило, из-за высокой шпонки.
  5. Зубья зацеплены слишком туго (новая шестерня увеличенного размера).
  6. Слишком большой осевой люфт распределительного или коленчатого вала.
  7. Чрезмерный зазор переднего подшипника коленчатого вала.
  8. Сколотый зуб обычно на шестерне распределительного вала.

Цепь ГРМ

  1. Цепь ослаблена из-за износа.
  2. Зубья звездочки изношены.
  3. Звездочки ослаблены на ступицах или валах.
  4. Звездочки смещены.
  5. Слишком большой зазор переднего подшипника распределительного вала.
  6. Слишком большой зазор переднего коренного подшипника.
  7. Ослаблен демпфер вибрации или приводной шкив.

Свободные опоры двигателя

Периодический стук при движении автомобиля. Чаще всего замечается в момент открытия или закрытия дроссельной заслонки.

Чрезмерный осевой люфт коленчатого вала

Довольно резкий стук, который возникает на холостом ходу, но может быть слышен и на более высоких скоростях. Шум должен исчезнуть после выключения сцепления.

Водяной насос

  1. Ослаблен шкив вала водяного насоса.
  2. Крыльчатка ослаблена на валу.
  3. Слишком большой осевой люфт вала насоса.
  4. Слишком большой зазор между валом и подшипниками.
  5. Лопасти рабочего колеса трутся о корпус насоса.
  6. Срезан штифт крыльчатки или сломана крыльчатка.
  7. Подшипник шероховатый.
  8. Уплотнение насоса слишком твердое.

Ремень вентилятора

  1. Ремень изношен или сгорел.
  2. Неправильный ремень. Не соответствует канавкам шкивов должным образом.
  3. Ремень слишком натянут. Скрипит.
  4. Ремень или шкив загрязнены или покрыты липким маслом.
  5. Шкив погнут, треснул или сломался.
  6. Ременные шкивы смещены.
  7. Ремень ослаблен; скрипит при разгоне двигателя.

Вентилятор

  1. Лопасти вентилятора погнуты.
  2. Лопасти вентилятора ослаблены на ступице.
  3. Вентилятор разбалансирован при изготовлении.