Содержание
Вертолет десантно-транспортный Ми-8 МТ. СССР
В конце 1950-х годов в Советском Союзе начались работы по созданию вертолетов второго поколения с газотурбинными двигателями. В 1957 году в ОКБ М.Л. Миля приступили к разработке для замены многоцелевого вертолета Ми-4 принципиально нового вертолета В-8 грузоподъемностью 1,5 — 2 тонны, оснащенного вертолетным вариантом газотурбинного двигателя АИ-24В. При этом предполагалось использовать от вертолета Ми-4 – шасси, трансмиссию, винты и другие агрегаты и системы. Разработку нового вертолета инициировало Министерство гражданской авиации, поддержанное позже и командованием ВВС.
20 февраля 1958 года вышло Постановление Совета Министров СССР о создании нового вертолета В-8 в ОКБ Миля, а следующем году началось его рабочее проектирование. Руководство разработкой вертолета осуществлял заместитель главного конструктора В. А. Кузнецов. В ходе работы над этим вертолетом было принято решение о переходе с одного двигателя к двухдвигательной машине. Двухдвигательная силовая установка позволяла увеличить не только ее грузоподъемность, но и обеспечивала высокую надежность, достаточную для выполнения горизонтального полета без снижения при отказе одного из двигателей. Специально для вертолета В-8 были спроектированы в ОКБ С.П. Изотова новые двигатели ТВ2-117, которые развивали взлетную мощность по 1500 л.с. и обладали сравнительно высокими удельными показателями.
Двухдвигательный пассажирский 20-местный вертолет В-8А 17 сентября 1962 года совершил свой первый полет. В процессе последующих государственных испытаний вертолет В-8А подвергся существенной доработке: четырехлопастный несущий винт заменили пятилопастным, что позволило снизить уровень вибраций; рулевой винт с деревянными лопастями был заменен новым, на кардановом подвесе с цельнометаллическими лопастями; однокамерные стойки шасси заменены двухкамерными с пневмомасляными амортизаторами; силовая установка получила автоматическую систему регулирования работы двигателей, обеспечивающую их синхронизацию и поддержание скорости вращения несущего винта в заданных пределах, а в систему управления был включен четырехканальный автопилот.
Модифицированный вертолет, получивший обозначение В-8АТ, разрабатывался для Советской Армии в десантно-транспортном варианте с грузовой кабиной с откидными сиденьями для 20 десантников и грузовым люком для погрузки различной военной техники. В 1963 году вертолет В-8АТ был представлен на государственные испытания. По сравнению с вертолетом Ми-4 новый вертолет обладал более высокими летными характеристиками и вдвое большей грузоподъемностью. В ноябре 1964 года, после успешного проведения летных испытаний, было принято решение о серийном производстве пассажирского вертолета под обозначением «Ми-8П» и десантно-транспортного вертолета под обозначением «Ми-8Т» на Казанском вертолетном заводе, где с 1965 года было построено более 7300 вертолетов Ми-8, а затем и Ми-17 (в экспортном варианте). С 1970 года вертолеты Ми-8 и Ми-17 стали производиться на авиационном заводе в Улан-Удэ, где было построено более 3800 вертолетов.
В середине 1960-х годов был создан еще более мощный (2200 л. с.) газотурбинный вертолетный двигатель ТВЗ-117, прошедший в 1972 году государственные испытания. Его появление привело к созданию глубокой модификации вертолета — Ми-8МТ, который мог нести нагрузку, первоначально до 3000 кг, а на внешней подвеске (в варианте Ми-8МТВ-2) – и до 4000 кг. Это позволило существенно расширить номенклатуру и вес арсенала боевой машины. Модернизированный вертолет Ми-8 получил более мощные двигатели ТВЗ-117МТ с пылезащитными устройствами. Помимо новых двигателей, на нем также установили вспомогательную силовую установку АИ-9В, необходимую для запуска двигателей с помощью сжатого воздуха, и изменили расположение рулевого винта. Были внесены в конструкцию и другие изменения, направленные на повышение боевых и эксплутационных характеристик Ми-8. Так, он получил протектированные топливные баки, что исключало пожары и взрывы баков — даже при попадании крупнокалиберных пуль. Тогда же — были разнесены тросы управления рулевым винтом; экранированы магистрали масляных и гидросистем, заменены дюралевые трубки шлангами в металлической оплетке, что повысило живучесть машины. Благодаря усилению носовых частей лопастей несущего винта они получились более стойкими к механическим повреждениям при соударении с поднятыми с земли мелкими камнями и песком, что увеличило его ресурс. Летные испытания Ми-8МТ, построенного в Казани, начались 17 августа 1975 года, и в 1977 году года этот вертолет был запущен в серийное производство. При тех же, что и у Ми-24, двигателях и близкой огневой мощи Ми-8МТ был на тонну легче, что повлияло на его лучшую маневренность и скороподъемность. По числу построенных (более 13 000) вертолеты Ми-8 и их развитие Ми-17, производившиеся более чем в 30 основных модификациях, значительно превосходят все зарубежные вертолеты такого класса, при этом, более 3000 вертолетов Ми-8 и Ми-17 разных модификаций были поставлены за рубеж.
Модернизированный десантно-транспортный вертолет Ми-8МТ предназначался для борьбы с бронированными наземными, надводными, подвижными и неподвижными малоразмерными целями; для поражения живой силы противника; перевозки десанта, грузов, раненных, а также выполнения поисково-спасательных операций. Этот вертолет производился в нескольких военных вариантах: Ми-8АМ и Ми-8МТВ с различным оборудованием и вооружением; а также в гражданском варианте — Ми-8MTB-1A.
Вертолет Ми-8МТ был выполнен по одновинтовой схеме с пятилопастным несущим и трехлопастным рулевым винтами и трехопорным неубирающимся шасси. Крепление лопастей несущего винта шарнирное (с вертикальным, горизонтальным и осевым шарнирами), а лопастей рулевого винта — совмещенное (горизонтальный и осевой), карданного типа. Лопасти несущего винта — цельнометаллические. Фюзеляж вертолета — каркасной конструкции. В носовой части размещалась трехместная кабина экипажа. В состав экипажа входили: командир – левый летчик; второй летчик, выполнявший функции оператора НУР и ПТУР при поиске целей, пуске и наведении на цель управляемых ракет, а также — обязанности штурмана и бортмеханик, также выполнявший функции стрелка кормовой и носовой пулеметных установок. Остекление кабины обеспечивало хороший обзор, правый и левый сдвижные блистеры были снабжены механизмами аварийного сбрасывания. В центральной части размещалась грузовая кабина, рассчитанная на перевозку грузов массой до 4 тонн и снабженная откидными сиденьями для 24 пассажиров, а также узлами для крепления 12 носилок.
В транспортном варианте грузовая кабина имела грузовой люк со створками, увеличивающими длину кабины, и с центральной сдвижной дверью с механизмом аварийного сбрасывания; на полу грузовой кабины располагались швартовочные узлы и электролебедка, а над дверью — стрела электролебедки. Силовая установка состояла из двух газотурбинных двигателей со свободной турбиной ТВ2-117АТ, установленных сверху фюзеляжа и закрытых общим капотом с открывающимися створками. При отказе одного из двигателей в полете другой двигатель автоматически выходил на повышенную мощность, при этом горизонтальный полет выполнялся без снижения высоты. Ми-8 был оборудован четырехканальным автопилотом АП-34, обеспечивающим стабилизацию крена, тангажа и направления, а также высоты полета (± 50 м). Навигационно-пилотажные приборы и радиооборудование во всех модификациях вертолета позволяли совершать полеты в любое время суток и в сложных метеоусловиях. Вертолеты различных модификаций весьма существенно различались по составу оборудования. На военных вариантах Ми-8МТ монтировалась станция инфракрасных (ИК) помех «Липа»; экранно-выхлопное устройство для подавления ИК-излучения двигателей; контейнеры с системой создания пассивных помех; кабина экипажа получила бронирование. На этих вертолетах Ми-8МТ устанавливались одноствольный пулемет 12,7-мм А-12,7 или четырехствольный пулемет 12,7-мм ЯкБ-12,7 или четырехствольный пулемет 7,62-мм ГШГ-7,62, монтировавшиеся в носовой подвижной установке; строенные держатели на форменных пилонах по бокам фюзеляжа для установки до шести блоков УБ-32-57 неуправляемых авиационных ракет С-5 или бомб калибром 100, 250 и 500 кг, а также размещались сверху до четырех ПТУР 9М17 «Фаланга» на балочных держателях. На пилонах могли подвешиваться также контейнеры с пулеметами или пушками, а в блистерах и боковых проемах грузовой кабины могли устанавливаться на шкворнях пулеметы и гранатометы.
За свою 50-летнюю историю вертолеты Ми-8 приняли участие в большом количестве локальных военных конфликтов, в том числе в Афганистане и в обеих чеченских войнах. Ми-8 летали на предельно малых высотах и высоко в горах, базировались вне аэродромной сети и приземлялись в труднодоступных местах при минимальном техническом обслуживании, каждый раз доказывая свою высокую надежность и эффективность. И в настоящее время многоцелевой вертолет Ми-8, созданный еще в середине прошлого века, является одним из наиболее востребованных в своем классе и еще долгие годы будет востребован на российском и мировом рынке авиационной техники.
Вертолет Ми-8. Летно-технические характеристики — РИА Новости, 02.03.2020
Ми-8 — многофункциональный вертолет, сферы применения которого расширяются за счет постоянной модернизации и возможности оснащения его широким набором дополнительного оборудования для выполнения различных задач. Вертолет имеет возможность применения в широком диапазоне условий и температур (от —50 до +50 градусов по Цельсию), прост в эксплуатации и обслуживании.
4 сентября 2014, 17:05
Аварии и катастрофы вертолетов Ми‑8 в России в 2012 — 2014 ггПодробнее об авариях и катастрофах вертолетов Ми-8 в России в 2012 — 2014 годах читайте в справке РИА Новости.
Разработка вертолета В-8 (Ми-8) началась в ОКБ им. М.Л. Миля (ныне ОАО «Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля», входящий в холдинг «Вертолеты России») в мае 1960 года для замены хорошо зарекомендовавшего себя в эксплуатации многоцелевого поршневого вертолета Ми-4. Ми-8 создавался как глубокая модернизация вертолета Ми-4 с газотурбинным двигателем. Вертолет разрабатывался одновременно в двух вариантах: пассажирском Ми-8П и транспортном Ми-8Т.
Первый прототип нового вертолета (с одним двигателем и четырехлопастным несущим винтом) поднялся в воздух в июле 1961 года, второй (с двумя двигателями и пятилопастным винтом) — в сентябре 1962 года, первый полет опытного вертолета состоялся в 1962 году.
Серийное производство Ми-8 началось в 1965 году на ОАО «Казанский вертолетный завод» и ОАО «Улан-Удэнский вертолетный завод».
На вертолетах Ми-8 в 1964-1969 годах было установлено семь мировых рекордов (в основном женщинами-вертолетчицами).
Ми-8 превосходит вертолет Ми-4 по максимальной грузоподъемности в 2,5 раза и по скорости в 1,4 раза. Трансмиссия вертолета Ми-8 аналогична вертолету Ми-4.
Вертолет выполнен по одновинтовой схеме с рулевым винтом, двумя газотурбинными двигателями и трехопорным шасси.
Лопасти несущего винта цельнометаллические. Они состоят из полого лонжерона, спрессованного из алюминиевого сплава. Все лопасти несущего винта оснащены пневматической сигнализацией повреждения лонжерона. В системе управления используются мощные гидроусилители. Ми-8 оборудован противообледенительной системой, которая работает как в автоматическом, так и в ручном режимах.
Система внешней подвески вертолета позволяет перевозить грузы массой до 3000 килограмм.
При отказе одного из двигателей в полете другой двигатель автоматически выходит на повышенную мощность, при этом горизонтальный полет выполняется без снижения высоты. Ми-8 оборудован автопилотом, обеспечивающим стабилизацию крена, тангажа и рыскания, а также постоянную высоты полета. Навигационно-пилотажные приборы и радиосредства, которыми оснащен вертолет, позволяют совершать полеты в любое время суток и в сложных метеоусловиях.
Вертолет, в основном, используется в транспортном и пассажирском вариантах. В пассажирском варианте вертолет (Ми-8П) оборудован для перевозки 28 пассажиров. По специальному заказу, в Казани, может быть изготовлен вариант с салоном «люкс», рассчитанный на семь пассажиров. Такие заказы выполнялись для Бориса Ельцина, Нурсултана Назарбаева, Михаила Горбачева.
Военный вариант Ми-8Т имеет пилоны для подвески вооружения (неуправляемые ракеты, бомбы). Следующая военная модификация Ми-8ТВ имеет усиленные пилоны для подвески большого количества вооружения, а также пулеметную установку в носовой части кабины.
Ми-8МТ — модификация вертолета, которая явилась логическим завершением перехода от транспортного к транспортно-боевому вертолету. Установлены более современные двигатели ТВЗ-117 МТ с дополнительной газотурбинной установкой АИ-9В и пылезащитным устройством на входе в воздухозаборники. Для борьбы с ракетами типа «земля-воздух» имеются системы рассеивания горячих газов двигателей, отстрела ложных тепловых целей и генерации импульсных ИК-сигналов. В 1979-1988 годах вертолет Ми-8МТ принимал участие в военном конфликте в Афганистане.
Ми-8 может использоваться при решении самых различных задач: для огневой поддержки, подавления огневых точек, доставки десанта, перевозки боеприпасов, оружия, грузов, продуктов, медикаментов, эвакуации раненых и погибших.
Вертолет неприхотлив и безотказен. Ми-8 называют «рабочей лошадкой», «солдатской машиной».
Вертолеты Ми-8 являются наиболее распространенными в мире транспортными вертолетами.
В истории мирового вертолетостроения по общему числу выпущенных машин — свыше 12 тысяч (около 8 тысяч в Казани и свыше 4 тысяч в Улан-Удэ) — вертолет Ми-8 не имеет аналогов среди аппаратов своего класса.
По числу модификаций Ми-8 является мировым рекордсменом. Их насчитывается более сотни. Модификации создавались на МВЗ им. М. Л. Миля, на казанском и улан-удэнском заводах, ремонтных предприятиях, непосредственно в воинских частях и отрядах Аэрофлота, а также за рубежом в процессе эксплуатации.
Тактико-технические характеристики вертолета:
Экипаж — 3 человека.
Максимальная взлетная масса — 13 000 кг.
Двигатель ГТД Климов ТВ3-117 — 2.
Мощность — 2 на 1620 кВт.
Длина — 18,424/25,352 м.
Высота — 4,756/5,552 м.
Максимальная скорость — 250 км/ч.
Практическая дальность полета — 950 км.
Практический потолок — 5000 м.
Полезная нагрузка — до 24 солдат или 12 носилок с сопровождающими или 4000 кг груза.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Средний транспортный вертолет Ми-8
|
Ми-8
(название по западным сообщениям Hip) — один из самых массовых вертолетов общего назначения, когда-либо существовавших.
построено более 7 300 экземпляров, выпущенных с 1961 года.
Бой
доказанный Ми-8 прочен и надежен, и большое количество остается в
Широкое применение. Ми-8 и улучшенный
Вариант Ми-17 продолжает формироваться
костяк боевой транспортной авиации армейской авиации России;
они также служат более чем в 70 других авиационных подразделениях по всему миру.
Большинство
широко выпускаемой версией для военных заказчиков является Ми-8Т Hip-C,
стандартный коммунальный транспорт. Модифицированные комплекты вооружения Ми-8ТБ Hip-E
тяжелый удар с обучаемым пулеметом, бомбами, ракетами и
противотанковые управляемые ракеты.
Для улучшения характеристик Ми-8 был переоснащен двигателями ТВ3-117МТ мощностью 1874 л.с. для производства Ми-17 (НАТО).
обозначение Хип-Н). Этот
вариант был представлен в 1975 году. Экспортные клиенты часто используют гражданский
Обозначение Ми-17, но ВВС СНГ используют Ми-8МТ.
обозначение. Вертолеты Hip-H на службе в СНГ часто оснащены
дополнительная броня кабины, ИК-глушители и дозаторы мякины / сигнальных ракет.
же базовым вертолетом без вооружения является Ми-8АМТ.
Базовый уровень
Ми-8 управляется экипажем из 3 человек, включая пилота, второго пилота и
бортинженер. Он может перевозить до 24 полностью экипированных военнослужащих.
Ми-8/17
породили ошеломляющий диапазон версий, которые удовлетворяют
широкий спектр специализированных ролей. Специальные варианты боевой поддержки
включать в себя резервный КП, средства радиоэлектронного противодействия Ми-8ППА (с бортовыми постановщиками помех),
Ретранслятор связи и разведки. Другие версии осуществляют подачу топлива
передовым частям, фоторазведке, артиллерии
корректировки огня, разведки, VIP-транспорта, минных постановок и
разминирование. Эти специализированные варианты в основном служат с
Российские силы, но также встречаются с другими операторами СНГ
включая Белоруссию и Украину.
Боевой опыт в Чечне
привело к разработке возможности ночной атаки. Это
оснащен кабиной, совместимой с очками ночного видения,
перспективный инфракрасный и лазерный
дальномер. Миль также производил производную версию Ми-8 берегового базирования.
в
Ми-14 Дымка
для различных военно-морских задач, включая противолодочную войну,
поисково-спасательных и противоминных мероприятий. Наиболее значимые
Текущий эксплуатант — российская морская авиация.
Миля разработал новый
Ми-38, который
предложенная замена
для устаревающих вертолетов Ми-8 и Ми-17. Совершил свой первый полет в 2003 году.
и в настоящее время находится на стадии подготовки к производству. Ми-38 продается для
как военного, так и гражданского применения.
Ми-8 — Технические характеристики — Технические данные / Описание
Ми-8
Средний многоцелевой вертолет
Фото ©: Karsten Palt
Ми-8 — двухмоторный средний многоцелевой вертолет, разработанный советским производителем ОКБ Миля, сегодня Московский вертолетный завод имени МИЛ, ОАО (Россия).
Ми-8 сегодня (2010 г. ) все еще находится в производстве как Ми-8, Ми-17 и Ми-171.
Экипаж | 3 | |
Пассажиры | 32 |
Engine Model | Klimov TW2-117A / TV2-117A | |
Engine Power (each) | 1251 kW | 1678 shp |
Speed | 259 km/h | 140 kts 161 миль в час |
Потолок обслуживания | 4,500 м | 14,764 FT |
Диапазон | 500 км | 270 нм 311 МИ. |
Масса пустого | 6,800 кг | 14,991 фунта |
макс. Takeoff Weight | 12.000 kg | 26.455 lbs |
Rotor Blades (main/tail) | 5/3 | ||
Main Rotor Diameter | 21,29 m | 69 ft 10 in | |
Диаметр хвостового винта | 3,91 м | 12 футов 10 дюймов | |
Площадь диска ротора | 356,0 м | 3832 фута | 0 |
Length | 25,24 m | 82 ft 10 in | |
Height | 5,65 m | 18 ft 6 in |
First Flight | 24. 06.1961 | |
Production Статус | В производстве | |
Общая производство | > 12000 |
ICAO Code | MI8 | |
IATA код | MI | |
IATA | MI | |
ita | MI8 9009 | |
Код НАТО | Бедро | |
Данные (версия) | Ми-8 | |
Варианты | Ми-СТБ, Ми-8Т,8-8, Ми-8 , MI-17 |
Следующее самолет
[Фото-ID: 12895] Karsten Palt 2016-07-09 | |
99 | MIL MI-1719198.198.198.198.198.198.198.198.198.198.198. 223 № по каталогу: 171S00071913007U |
Royal International Air Tattoo 2016 [RAF Fairford (EGVA / FFD)] |
[Photo-ID: 12896] Karsten Palt 2016-07-09 | |||
Mil Mi- 171sh ВВС хорватских сил Рег. : 223 C / n: 171S00071913007U | |||
Королевский международный воздушный татт 85] Карстен Палт 2006-08-26 | |||
MIL MI-8PS Германский флот / Морской пехотин. | [Photo-ID: 10543] Karsten Palt 2014-06-08 | ||
Mil Mi-8PS-11 Czech Air Force Reg.: 0830 c/n: 10830 | |||
Letecke Muzeum Kbely [Прага] |
. n: 105104 ex FlBschft BMVg, ex DDR LSK/LV 914 | |
Luftwaffenmuseum [Berlin — Gatow] |
[Photo-ID: 3545] Karsten Palt 2010-06-12 | |||
Мил MI -8S Немецкие ВВС/LUFTWAFFE Рег.: 93+51 C/N: 105104 EX FLBSCHFT BMVG, EX DDR LSK/LV 914 | |||
LUFTWAFFENMM99 | |||
LUFTWAFFENMM99 | |||
LUFTWAFFENMM9 | LSK/LV 914 | LSK/LV 914 | 9097
3
|