Двигатель ВАЗ-21179: характеристики, особенности, конструкция, применяемость

Ни участившиеся в последние годы кризисы, ни чехарда со сменой руководства не помешали объединению «АвтоВАЗ» запустить в производство несколько новинок, последними из которых явились LADA Vesta и LADA XRAY. Автолюбители ждут от современных моделей и нового, более динамичного двигателя.

XRAY и «Веста» комплектуются 3 различными силовыми агрегатами: ВАЗ-21129, HR16DE и ВАЗ-21179. Об одном из них, претендующем на первое место в тройке, — ВАЗ-21179 — и пойдет сегодня речь.

Муки рождения

Двигатель ВАЗ-21179 появился не на пустом месте. Вся предшествующая история его возникновения — череда активных проектных работ и периодов забвения. Началось все в начале 2000-х с планов создания на ВАЗ новой модели, относящейся к классу «С» — проекта «Силуэт». Для более тяжелой машины требовался и более мощный движок.

Выпускающиеся 16-клапанные двигатели с объемом 1,6 литра для этой цели не подходили. Следует сказать, что в линейке вазовских двигателей имелся силовой агрегат с объемом 1,8 л. Речь идет об агрегате 2130, который устанавливался на полноприводные машины: пятидверную «Ниву» и минивэн «Надежда».

Однако тот был рассчитан исключительно лишь на «тракторную» тягу и обладал мощностью всего 85 лошадиных сил. Поэтому для проекта «Силуэт» и стали разрабатывать новый двигатель. Затем планы руководства сменились, и разработки были сданы в архив.

В 2008-м снова вернулись к прежней идее, однако на полностью новый агрегат решили не замахиваться, а ограничиться глубокой модернизацией старого 1,6-литрового в связи с недостатком финансирования. Одним из намеченных инновационных решений стало использование системы регулирования фаз газораспределения.

Поскольку вазовские инженеры не имели опыта в этой области, было решено заключить контракт с английским концерном Ricardo, обладающим необходимыми компетенциями, на проведение расчетно-исследовательских работ. Так же в свое время благодаря сотрудничеству с фирмой Porsche был создан довольно удачный двигатель для «восьмерки», явившийся прототипом для всех последующих переднеприводных моделей.

Работы несколько раз останавливались, затем снова возобновлялись, поскольку ВАЗ, как и вся российская экономика, переживал тяжелые времена. И вдруг, совершенно неожиданно, в марте 2016 года новый двигатель ВАЗ с индексом 21179 был запущен в серийное производство.

Концепция разработки: я тебя слепила из того, что было.

За ценой не постоим?

Блок цилиндров (БЦ) является самой трудоемкой деталью, требующей значительного количества металлорежущего, в основном автоматического оборудования. Его замена или модернизация требует огромных финансовых вложений. Поэтому при проектировании двигателя была сделана ставка на максимальное использование в конструкции серийных деталей, в первую очередь таких трудоемких, как БЦ.

Что значило бы, к примеру, заменить чугунный блок алюминиевым? Это повлекло бы пересмотр всей технологической цепочки: вместо существующих литейных линий нужно было бы закупать дорогостоящие машины для литья под давлением. А как это отразится на себестоимости, следовательно, и на продажной цене? Ведь алюминий дороже чугуна.

Его обработка производится на других режимах резания, поэтому все металлорежущее оборудование необходимо заменить или кардинально модернизировать. Из этих соображений и было решено обойтись малой кровью.

За основу нового двигателя была взята конструкция мотора ВАЗ-21127 или 21129, отличающихся между собой только прошивками. Это 16-клапанные агрегаты с рабочим объемом 1,6 л, которые устанавливаются на модели Priora, Kalina, Granta.

А блок цилиндров у них применяется от агрегата 21126, устанавливающегося на ВАЗ-2170 LADA Priora. В таблице приведены в качестве сравнения основные характеристики нового двигателя, его предшественника и ближайших конкурентов.

Наименование параметраМарка двигателя
ВАЗ-21127ВАЗ-21129HR16DEВАЗ-21179
Модель автомобиляLADA Kalina, LADA GrantaLADA XRAY, LADA VestaLADA XRAY, LADA VestaLADA XRAY, LADA Vesta
Рабочий объем, см³1596159615981774
Степень сжатия11,010,510,710,3
Мощность, л.  с.106106114122
Крутящий момент, Нм148148156170

Отсутствие чересчур инновационных решений в условиях российских реалий является скорее положительным фактором для отечественных автовладельцев.

Основа основ

Как было сказано выше, БЦ разработчики взяли от 126-го движка. При этом прирост рабочего объема обеспечили за счет увеличения не диаметра цилиндров, а хода поршней, что опять же объясняется стремлением сократить переделки основной корпусной детали. На первый взгляд отличия незаметны (да и на второй тоже). Тем не менее, разработчики приложили немало усилий, чтобы адаптировать блок к новым условиям:

  • Между 1-м и 2-м цилиндрами появился дополнительный вертикальный маслоканал для подачи масла к фазорегулирующему устройству («фазеру»), которого на прежних движках не было.
  • В процессе испытаний агрегата обнаружился повышенный износ поршневых колец. Выяснилось, что это вызвано недостаточным охлаждением межцилиндровых перемычек. Проблему решили путем сверления дополнительных наклонных отверстий, пересекающихся в теле перемычек (в виде буквы V).
  • Ввели автоматический селективный контроль постелей коренных подшипников с нанесением соответствующей маркировки на торце блока (3 размерные группы).
  • Перенесли место нанесения порядкового номера двигателя с заднего торца блока на левую сторону. Это сделано для того, чтобы номер мог читаться при продольной установке агрегата (на полноприводных машинах).
  • Наконец, чтобы двигатель 1.8 вставал как на «Весту» (вазовская платформа), так и на XRAY, Largus (платформа B0), на переднем торце блока добавили резьбовые отверстия для крепления кронштейна правой установочной опоры двигателя.

Коленчатый вал — кручу, верчу…

В эту деталь также были внесены изменения, не повлекшие особо затратных мероприятий:

  • Главное отличие: для увеличения хода поршней, 84 мм вместо прежних 75,6, изменен радиус кривошипа — с 37,8 мм до 42.
  • Внесены изменения в конфигурацию смазочных каналов. Вместо системы перпендикулярных сверлений, заглушаемых технологическими пробками, введены «косые» отверстия (из шейки в шейку), что уменьшает возможность сохранения в них стружки из-за некачественной продувки.
  • Уже было подчеркнуто, что в новом двигателе внедрен селективный метод сборки коренных опор. Поэтому коренные шейки после контроля также разбиваются на 3 группы с указанием их номера на торце коленвала.
  • С целью сокращения механических потерь на трение уменьшены диаметры шатунных шеек с 47 до 43 мм.
  • Смазочные канавки коренных вкладышей имеют переменную глубину: сходят на нет в месте стыка. Цель такого решения — уменьшить расход масла в этой зоне, чтобы поднять давление перед «фазером».
  • Шатунные вкладыши обладают небольшой эллипсностью, чтобы под нагрузкой принять форму правильной окружности.

Более 50 % основных деталей изготавливаются на ВАЗ или российскими поставщиками, что устраняет дефицит наиболее дорогих запасных частей.

ШПГ — группа риска

Для снижения температурного градиента в зоне верхнего компрессионного кольца на 1,3 мм увеличен «жаровой» пояс — расстояние от головки поршня до кольца. Компрессионные кольца заимствованы с базового мотора, а маслосъемное получило хромовое покрытие. Конструкция поршня, к сожалению, не исключает поломок клапанов в случае обрыва зубчатого ремня. А ведь были на вазовских двигателях безопасные решения: ВАЗ-2105 и ВАЗ-21083.

Появление на юбке «пятачков», не имеющих графитового покрытия, облегчает контроль базового диаметра поршня. Шатун в связи с изменением хода поршня соответственно укорочен. Новая технология обеспечивает стабильные массовые характеристики, что позволило сделать шатуны взаимозаменяемыми, без разбивки по группам веса. В прежних конструкциях самоустановка шатуна обеспечивалась за счет фиксации поршневых пальцев в поршне.

Разработчики сочли нужным перенести место фиксирования на более развитую часть шатуна — торцы коренных шеек, объясняя это увеличением износа сопряжения поршень — палец при увеличившихся нагрузках.

Детали ШПГ поставляет лидер по выпуску автомобильных запчастей — компания Federal Mogul (с размещением главного офиса в США). Следует подчеркнуть, что из-за рубежа (Индия) привозятся только шатуны, производство остальных деталей локализовано в РФ (Тольятти, Набережные Челны).

Всему голова

Вторая по значимости корпусная деталь двигателя — головка блока цилиндров (ГБЦ) — была подвергнута следующим доработкам:

  • Новые кулачковые валы составной конструкции. В основе лежит стальная труба, к которой припаиваются кулачки, изготовленные методом порошковой металлургии. Помимо уменьшения инерционных нагрузок, эта конструкция позволяет изменять угловую конфигурацию кулачков по требованию заказчика.
  • Впускной кулачковый вал снабжен механизмом регулирования фаз («фазером»), а также датчиком положения и приводным соленоидом. Для подвода масла к соленоиду в головке выполнено дополнительное отверстие (смотри раздел, касающийся блока цилиндров).
  • Изменена расточка под переднюю подшипниковую опору кулачкового вала в связи с внедрением «фазера».
  • Увеличение пропускной способности охлаждающих каналов.
  • Применение металлической прокладки ГБЦ, в результате чего уменьшилась деформация цилиндров при затяжке винтов крепления (25 микрон против 90 у двигателя 21126).

Дышите глубже

Съем мощности с единицы рабочего объема, а также удельный расход топлива зависит от эффективности наполнения цилиндров воздухом и удаления отработанных газов. ВАЗ-21179 получил доработанный модуль впуска.

Как и у предшественника, вместо ДМРВ установлена комбинация датчиков абсолютного давления и температуры, дроссельная заслонка имеет электронный привод. А вот дополнительный ресивер вместе с системой изменения длины воздушного тракта в отличие от 127-го впуска здесь отсутствует.

Очевидно, разработчики сочли это устройство после увеличения рабочего объема уже не столь актуальным. Надежность двигателя от этого, безусловно, выиграет, поскольку лишние детали внутри впускной системы в случае их саморазборки представляют определенную опасность для цилиндров.

Более легкому дыханию двигателя способствуют впускные каналы увеличенного сечения. Аналогичным образом с 36 до 39 мм увеличены диаметры выпускных каналов катколлектора, а также его объем.

Сдвиг по фазе

Речь, естественно, пойдет не о душевном заболевании, а о системе изменения фаз газораспределения (VVT), которая появилась на автомобиле «Лада Веста» с новым двигателем 1.8. Выше упоминалось, что на 179-м моторе вазовцы впервые применили это устройство, хотя оно используется уже более 30 лет. Применен самый простой конструктивный вариант — принудительный поворот кулачкового вала в зависимости от режимов работы двигателя.

Устройство представляет собой поворотную гидравлическую муфту, установленную на торце распредвала и состоящую из двух деталей: статора и ротора. Одна из деталей жестко соединена с ведущим шкивом ГРМ, другая — с кулачковым валом. На статоре имеются лопасти, а на роторе — выемки, за счет чего образуются двусторонние масляные камеры «А» и «Б».

В зависимости от режима работы привода ЭБУ выдает управляющий сигнал гидравлическому золотнику, который направляет масло из внутренних каналов распредвала в ту или иную гидравлическую полость муфты. При этом вал изменяет свое угловое положение относительно ведущего шкива, и фазы открытия и закрытия клапанов опережают или, наоборот, отстают от первоначального состояния.

По финансовым соображениям система VVT установлена пока только на впускном валу, поскольку именно он определяет наибольшую эффективность действия системы. Поставщиком деталей выбрана известная немецкая компания, специализирующаяся на производстве гидравлических компонентов, — INA.

Еще ГРМ получил новый натяжной ролик зубчатой цепи. А лучше было бы перейти на цепную передачу или хотя бы исключить «встречу» клапанов с поршнями.

Использование фирменных комплектующих является трендом современной мировой автоиндустрии, тем более в двигателестроении.

Не свисти — денег не будет

Как упоминалось выше, при доводке нового агрегата много внимания конструкторы уделили повышению эффективности охлаждения мотора, в основном за счет добавления охлаждающих отверстий, как это можно заметить на примере БЦ, или увеличения диаметров жидкостных каналов — на ГБЦ. Заодно заменили и охлаждающий насос — водяную помпу.

Насос корейской фирмы GMB имеет надежную конструкцию подшипниковой опоры, исключающую попадание антифриза в смазку подшипника. Как известно, свист изношенного подшипника помпы был одной из «фишек» вазовских движков. Разработчики уверяют, что с мотором 1.8 эта проблема будет навсегда закрыта.

Кое-что о смазке

Новый насос упомянутой выше корейской компании получила и система смазки. В этом случае замена была вызвана необходимостью увеличить производительность аппарата. Дело в том, что применение гидравлической системы регулирования фаз привело к увеличению расхода смазывающей жидкости.

Кроме того, потребовался дополнительный запас производительности, чтобы обеспечить максимальное быстродействие «фазера». Прежний насос уже не удовлетворял изменившимся требованиям.

Если посмотреть на двигатель из смотровой канавы, в глаза бросится непривычно белый цвет картера. Эта деталь выполнена литой — из алюминиевого сплава. Внутренняя полость стала более объемной, что позволило увеличить заливаемый объем масла с 3,5 до 4,4 литра. Это позволит увеличить ходимость моторного масла.

Однако при наезде на бордюр или пенек придется заказывать эвакуатор, поскольку литье, в отличие от штамповки, не гнется, и масло, скорее всего, вытечет.

179-й мотор, как обещают разработчики, обладает повышенным ресурсом по сравнению с предшественниками — 220 тысяч километров до капитального ремонта.

Скрытые резервы конструкции

Возможности 179-го мотора не исчерпаны сегодняшним исполнением. При наличии потребности и финансирования возможны следующие варианты форсирования:

  • Установка 2-го «фазера». Основной плюс этого решения состоит в улучшении экологических параметров, прибавка мощности не очень значительна. Притом вариант является непростым и довольно затратным.
  • Прибавки мощности можно добиться удлинением выпускных каналов катколлектора (так называемые «штаны»). При коротких трубах перед «бочонком» образуется турбулентность рабочей среды, вызываемая скачками давления в результате выхлопа. С удалением нейтрализатора от БЦ характер движения газов приближается к ламинарному, сокращаются потери мощности, но одновременно ухудшается очистка выброса. Тем не менее, при компромиссном решении этот вариант вполне приемлем, и его осуществление связано только с перекомпоновкой силового агрегата. А ухудшившиеся экологические характеристики можно компенсировать системой VVT.
  • Благодаря легкоизменяемой конструкции кулачковых валов можно экспериментировать с отладкой всех параметров работы ГРМ.
  • Наконец, можно вернуться к двухрежимной системе впуска: длинный путь при низких оборотах и короткий — при высоких. Как было сказано выше, сейчас реализован компромиссный вариант — средняя протяженность впускного тракта.

Автомобили XRAY и «Веста» с двигателем 1.8 эксплуатируются еще меньше года, поэтому каких-либо системных недостатков за этими моторами пока не замечено. Как говорится, полет нормальный. Во всяком случае, конструкторские службы АвтоВАЗа способны оперативно устранить возможные недоработки, чтобы двигатель 21179 не обманул ожидания автолюбителей.

Двигатель VAZ 21179: характеристики, описание

Главная » ВАЗ 2109

ВАЗ 2109

Автор Сергей Жигулин На чтение 3 мин. Опубликовано

Необычной новинкой от АвтоВАЗа стал двигатель ВАЗ-21179, характеристики которого уже известны и будут приведены в этой статье. На смену старым 1,6-литровым шестнадцатиклапанным двигателям пришел 1,8-литровый двигатель с изменяемыми фазами газораспределения и многими другими нововведениями.

Кроме того, двигатель будет производиться на сборочной линии на никогда не использовавшемся сборочном заводе. Мощность автомобиля составляет внушительные 122 лошадиные силы, а внешний вид очень похож на современный. Однако следует отметить, что двигатель новый: в разработке принимали участие инженеры отечественного завода.

Содержание

  1. «Гаражный тюнинг»
  2. История развития
  3. Техническая часть и основа

«Гаражный тюнинг»

Если каждому современному владельцу отечественного автомобиля рассказать о мощности, развиваемой новым двигателем ВАЗ-21179, то «шестнадцатиклапанник», скорее всего, «разгонится» до 122 сил за счет сверления блока, составления нового ПО и установки кованых поршней. Однако стоит знать, что за заводскими решениями подкупает все та же «гаражная посадка». А все потому, что сборка бегового мотора, который будет массово устанавливаться в современные автомобили с увеличением прибыли и ресурсов, процесс трудоемкий и затратный.

Можно сколько угодно говорить, что прежний 1,6-литровый «ладник» при соответствующей настройке выдаст большую мощность. Но не будем забывать, что после долгих и упорных усилий инженеров автомобилисты получат двигатель ВАЗ-21179, характеристики которого позволяют говорить о гораздо большем потенциале. Для поддержания такового прокладка двигателя ваз периодически будет требовать замену.

История развития

История агрегата, который вскоре появится в серии АвтоВАЗ, прошла через множество событий, взлетов и падений.

А в целом ВАЗ-21179 должен быть лучшим по составу и установке (помимо «силуэтных» моделей), а также по внедорожникам. Однако разработка застопорилась, так как руководство не одобрило Z-класс, а вернулось к нему в 2008 году с новыми силами.

Несмотря на это, было решено собрать новую силовую установку на базе старых двигателей объемом 1,6 л, так как строить полностью новую было бы дорого. Результатом исследований и размышлений стало подписание контракта с британской компанией Ricardo.

Техническая часть и основа

Система двигателя реализована таким образом, что машину можно свободно запускать в производство на существующих заводах. Конечно, нужно было сделать выбор в пользу того или иного двигателя, чтобы он стал основой нового. Выбор пал на ВАЗ, то есть 21127 объемом 1,6 литра (также использовался индекс 21129).

Как было сказано выше, новый РВД-21179 развивает мощность 122 л.с. З. (по сравнению с 106 л.с. с базовым двигателем). Один только крутящий момент остался в пределах 170 Нм, 21127е развивал 148 Нм. Стоит отметить, что новинка достигает впечатляющих 127 Нм при 1000 об/мин, что позволяет наслаждаться хорошей динамикой при разгоне. Старые двигатели не могли добиться таких показателей даже на полных оборотах, в этом случае уже можно увидеть эффективность доработок.

Оцените автора

Лада Веста Универсал 1.8 (122 лс) Автомат 2015

Лада Веста Универсал 1.8 (122 лс) Автомат выпускается с 2015 года по настоящее время. Автомобили выпускаются в кузовах универсал (универсал) и могут комплектоваться бензиновыми двигателями объемом 1,8 л, двигатели выдают мощность 122 л.с.

, со стабилизатором McPherson

0010

Общие данные

Поколение Веста Универсал
Модификация

12 1980p0017
Start of production 2015 year
Powertrain Architecture Internal Combustion engine
Body type Station wagon (estate)
Seats 5
Doors 5
Тип топлива Бензин (Gasoline)
Модель ВАЗ-21179

Расход топлива (экономия)

Стандарт выбросов Евро 5

Технические данные двигателя

Мощность л. с.
Мощность на литр 68,8 л.с./л
Крутящий момент 170 Нм при 3700 об/мин.
Расположение двигателя Переднее, поперечное
Объем двигателя 1774 см3
Количество цилиндров 4
Position of cylinders Inline
Cylinder Bore 82 mm
Piston Stroke 84 mm
Compression ratio 10.5
Number of valves per цилиндр 4
Топливная система Многоточечный непрямой впрыск
Всасывание двигателя Безнаддувный двигатель
Мощность Электроусилитель руля

Характеристики подвески и тормозов

Трансмиссия Двигатель внутреннего сгорания.
Ведущее колесо Передний привод
Количество передач (автоматическая коробка передач) 5
Передняя подвеска0017
Rear suspension Semi-independent, coil spring
Front brakes Ventilated discs
Rear brakes Drum
Assisting systems ABS (Anti-lock braking system)
Тип рулевого управления Рулевая рейка и шестерня
Размер шин 185/65 R15
Размер колесных дисков

R 5009

Dimensions

Length 4410 mm
Width 1764 mm
Height 1512 mm
Wheelbase 2635 mm
Front track 1510 мм
Задняя колея 1510 мм
Высота дорожного просвета 178 мм
Объем топливного бака 55 л

ВАЗ Лада Веста Кросс 1.

8i (122 л.с.) 5-роб Технические характеристики. 1.8i (122 л.с.) 5-роб и др. комплектация на АвтоТрас

  1. Дом
  2. ВАЗ
  3. ВАЗ Лада Веста Кросс 2018
  4. 1.8i (122 л.с.) 5-робот

Посмотреть другие стандартные функции и опции ВАЗ Лада Веста Кросс
и другие модели этой марки.

Другие характеристики ВАЗ Лада Веста Кросс

# Модификация лошадиных сил Объем двигателя Макс. вместимость Трансмиссия
1 1.6 (106 л.с.) 5-мех 106 л.с. 1596 см 3 5 5
2 1.8i (122 л.с.) 5-мех 122 л.с. 1774 см 3 5 5
3 1. 8i (122 л.с.) 5-роб 122 л.с. 1774 см 3 5 5
Технические характеристики
Двигатель
Двигатель 1.8i
Код двигателя ВАЗ-21179
Тип двигателя ДВС
Вид топлива Бензин
Рабочий объем, см3 1774
Расположение цилиндров Встроенный
Количество цилиндров 4
Клапаны 16
Сжатие 10,5
Мощность, л.с. 122
Число оборотов макс.