Лада/АвтоВАЗ 2121 Нива | MAR Online

Авторские права на текст и фотографии принадлежат Автору(ам), если не указано иное.

Следующий Ваз/Лада , о котором стоит написать, это легендарный Ваз 2121 , также известный как Лада Нива . Об этом будут две статьи: первая будет про машину, а вторая про модели 2121 в моей коллекции.

Эта статья проиллюстрирована моими фотографиями, сделанными во время моего отпуска в Молдове.

Нива многими обозревателями и специалистами автомобильной промышленности считается лучшим продуктом, сошедшим с конвейера советской , а затем российской / украинской . В любом случае, можно с уверенностью сказать, что этот автомобиль оказался революционным и в первые годы был нишевым продуктом, не имевшим конкуренции. Идея создания компактного городского автомобиля переросла в создание внедорожника, который впоследствии имел ошеломительный успех и экспортировался более чем в сотню стран мира. Уже более четырех десятилетий полноприводный автомобиль на базе Жигули выпускался в Тольятти . За это время легендарная Нива сохранила привычный силуэт, но стала мощнее, тише, комфортнее и экономичнее. В сегодняшней линейке продуктов все еще есть Niva Legend с тремя или пятью дверями, но в остальном очень похожая на оригинальную 2121 . Действительно, «Нивы» до сих пор импортируются в Великобританию в небольших количествах, хотя, к сожалению, похоже, что «Лада» объявила о прекращении производства классических 9-цилиндровых автомобилей.0003 Нива закончится в 2023 году.

Лада Нива Легенда – фотография с сайта Lada Group

Транспортная система Советского Союза была во многом «заточена» под хозяйственную деятельность страны. Функциональность преобладала над стилем, а мода стояла в конце списка приоритетов. Тем не менее, как и оригинальный Mini , Niva с его бескомпромиссными простыми линиями удалось объединить функциональность с неподвластным времени стилем.

Как дешевле обеспечить полный привод?

К концу 1960-х годов стало ясно, что существует острая необходимость в вездеходе, пригодном для использования населением в целом. Но он должен был быть менее грубым, чем жесткие, но спартанские полевые автомобили, такие как УАЗ-469 . В 1970 году тогдашний председатель Совета Министров Алексей Косыгин поручил сразу трем автогигантам — АЗЛК , АвтоВАЗ и Ижмаш — создать, как он выразился, автомобиль «для деревни». Предложение от АвтоВАЗ рассматривался как лучшее из предложенных решений.

Изначально конструкторы АвтоВАЗ думали взять обычный Жигули ( Лада/АвтоВАЗ ) и увеличить его дорожный просвет и оснастить полным приводом, но в итоге решили сделать принципиально новый автомобиль с нуля . В результате появился первый в мире комфортабельный мини-внедорожник . Всегда популярный во всем мире Jeep 4×4 вообще имел отключаемый передний привод, зависимую подвеску, рамную конструкцию и весьма скромный салон. 9У советских разработчиков 0003 был другой подход: постоянный полный привод, независимая подвеска, несущий кузов и далеко не утилитарный салон. В конструкции использовалось как можно больше ранее существовавших агрегатов ВАЗ , чтобы минимизировать производственные затраты, и, тем не менее, это был очень эффективный внедорожник, а также достаточно удобный дорожный автомобиль.

Первые ходовые прототипы появились в 1972 году. Их испытывали на Урале и в Средней Азии, сравнивали с британскими машинами типа Land Rover и Range Rover , а также с УАЗ 469 . Тестовые программы охватывали как «на дороге», так и «внедорожье». По сравнению со своими конкурентами « Нива » хуже чувствовала себя на затяжных, сложных участках бездорожья, но зато настолько хорошо преодолевала короткие ухабистые участки, что испытатели даже придумали специальный термин — «облет». Чтобы скрыть реальную природу прототипа от любопытных, было сказано, что это румынский FIAT , проходящий испытания.

После успешных испытаний заказ на запуск в производство был сделан в 1975 году, а вагоны на гусеницах начали выпускать в 1976 году. Начало производства было приурочено к съезду партии и его запуск получил широкую огласку как История успеха советского . Производство началось с 25 000 единиц в год, но вскоре превысило 50 000, а затем 70 000. Экспортные продажи заняли 80% производства, заработав много столь необходимой иностранной валюты, а Niva отличается тем, что является единственным Советский автомобиль экспортирован в Япония .

Нива стала своего рода пионером – первой массовой полноприводной моделью. У него был практически полный полный привод до того, как Audi представила свою систему Quattro . Советские рекламные ролики могли быть очень длинными – от десяти до двадцати минут, посвященных одному товару или группе товаров. Для рекламы Нивы был снят 30-минутный видеоролик. В нем автомобиль продемонстрировал зрителям все свои возможности, представленные как Советский триумф .

Первая Нива стоила около 9000 руб. Однако летом
1979 года все советских автомобиля подорожали, а интерес к новому автомобилю, который сейчас
стоил 10300 рублей, несколько упал, поэтому было решено вернуться к прежнему ценнику. Но массовое владение Нивой произошло не сразу даже при более низкой цене, ведь почти все модели, выпущенные на конвейере, сразу же отправились на экспорт. Следовательно, их было мало в Советский Союз .

За границей Нива стоила достаточно дорого, что контрастировало с другими экспортируемыми советскими автомобилями, которые продавались по бюджетным ценам на зарубежных рынках за пределами стран СЭВ. Кроме того, экспортные модели, как правило, были лучше оснащены, чем автомобили для внутреннего рынка. У них были панорамные зеркала, улучшенные дисковые тормоза и легкосплавные диски, а также шины западных производителей. В стандартную комплектацию входили даже задние дворники, тогда как на первых отечественных автомобилях их обычно не было. Часто добавлялись обвесы, а зарубежные импортеры также часто устанавливали внедорожное оборудование, такое как лебедки, чтобы сделать их более привлекательными для покупателей.

В UK их основную конкуренцию составляли полноприводные пикапы Subaru 4×4, а дилеры Lada в сельской местности продали много Nivas фермерам и другим менеджерам сельской местности. Он также получил высокую оценку в странах Бенилюкс . В Германия стояла очередь на доставку в один момент так популярна была Нива , Австрийский автомобильный журнал писал так: « Россияне тщательно проанализировали рынок и однозначно нашли пустующую нишу ». В 1979 году на Европу обрушились небывалые снегопады. Это не могло не сказаться на продажах -й Нивы , которая легко справлялась со снегом, в то время как гораздо более дорогие автомобили не выдерживали суровой зимы даже на зимних шинах и цепях. Нива продавалась более чем в ста странах мира. Сегодня он по-прежнему экспортируется, хотя и в меньших количествах, чем раньше, поскольку конкуренция на рынке небольших полноприводных внедорожников сейчас огромна.

Нива и экстрим

Конечно, как и УАЗ в свое время, Нива выиграла множество испытаний и конкурсов. Например, в 1998 году «Ниве » удалось подняться на Эверест, конечно, до вершины она не дошла, но экспедиция вполне успешно добралась до базового лагеря, на высоте 5200 метров. Затем, через год, этот рекорд был побит еще на полкилометра. На этот раз в Гималаях, на Тибетском плато, они достигли 5726 метров. Потом Нива достигла высшей точки сакральной Японский гора Фудзияма до достижения Северного полюса . Хотя в данном случае «Нива » на парашюте достигла арктических льдов, а затем доехала до крайней северной точки планеты Земля. Обыкновенная советская « Нива » проработала 15 лет в Антарктиде . Его привезли полярникам еще в 1990 году. И хотя общий пробег за эти годы составил всего около 12 000 километров, можно представить, в каких условиях он эксплуатировался. Ведь в Антарктиде нет ни дорог, ни тепла — только снег. Красный «Нива » стала первой колесной машиной, использовавшейся для связи между станциями. По сравнению с этими экстремальными условиями пейзажи марафонов, таких как Париж-Дакар , Ралли Туниса или Ралли Алжира , кажутся менее изнурительными, чем они есть на самом деле. «Нива » принимала участие во всех этих сложных гонках и часто финишировала в лидерах. Нива выиграл
требовательный Атлас Ралли в Африка в 1984, большое достижение, учитывая, что из 120 стартовавших машин только треть дошла до финиша. А потом, в 1986 году, советские гонщики тоже взяли все три призовых места на австралийском « Вин-Сафари ».

Специальные версии и модернизация

Среди интересных разработок стоит отметить плавающую
Ниву предназначенную для армии. Он прошел успешные испытания, но до серийной машины дело не дошло. остался проект. А вот посетители военного автомобильного музея в Рязань можно посмотреть этот прототип. Еще один интересный экспериментальный образец был изготовлен в виде микрогрузовика под названием « Капрал ». И самая неожиданная разработка была сделана для Юрия Никулина цирк . На этой Ниве могли ездить… медведи. Автомобиль был открытым и простым в управлении, а небольшое количество было изготовлено специально для использования в цирке.

Он также был переделан в шестиколесный автомобиль, но в небольшом количестве.

Последние годы

Какой бы замечательной ни была Нива к середине 1990-х она немного устарела. В 1994 году было предложено его модернизировать. Вот поэтому и появилась Нива-Тайга 21213 . У него был новый двигатель объемом 1,7 литра, модернизированный салон и более удобная задняя дверь. По маркетинговым причинам его «заменили» на Chevrolet-Niva , он же LADA 4X4 . Но этот автомобиль продвинулся в сегменте рынка под влиянием General Motors причастность к Lada Group .

В 2009 году была выпущена рестайлинговая версия Chevrolet Niva , дизайн которой разработали итальянцы. В народе его ласково называют «Шнивой», «Шивой» и «Шевиком», и хотя инженеры из GM внесли в его конструкцию более тысячи мелких изменений, и внешне он стал совсем другим, внутри все еще много чего есть из старой доброй Нивы , так что это еще довольно патриотичная машина.

В последние годы влияние GM на Lada исчезло, так как Renault Group фактически поглотила Lada Group . Niva в настоящее время продается в двух формах: Lada N i va Legend , которая по-прежнему тесно связана с 2121 и которую планируется снять с производства в 2023 году, и Lada Niva Travel , которая имеет пластик. обвес и стайлинг ближе к современным 4х4 от Dacia и Сузуки .

Лада Нива Путешествия с сайта Лада Групп

Представления о Лада Нива

Со временем об этом автомобиле появилось несколько тезисов. В разделе ниже рассматриваются некоторые из них.

ИДЕЯ 1: Ничего похожего на Ниву не было – правда!

Прочный несущий кузов типа «универсал» в сочетании с прочным постоянным полным приводом с межосевым дифференциалом и мостами с большим размахом хода сделали «Ниву» уникальной в своем классе. Несмотря на то, что внедорожники 4×4 доступны от многих производителей, сейчас немногие из них имеют возможности для бездорожья.

ИДЕЯ 2: Привод на передние колеса включался салонным рычагом – ложь

В реальности с межосевым дифференциалом все четыре колеса Нивы постоянно приводились в движение коробкой передач. Такое решение позволило одновременно разделить крутящий момент поровну между осями, что вдвое уменьшило нагрузку на детали трансмиссии. Постоянный (а не частичный) полный привод положительно сказался на устойчивости и управляемости автомобиля, который даже при короткой базе был вполне послушным и предсказуемым.

Рычаги в кабине давали доступ к пониженному диапазону передач и могли блокировать межосевой дифференциал. Обе операции помогли улучшить внедорожные качества автомобиля, но не были нужны для обычного использования.

ИДЕЯ 3: Нива побывала на Северном полюсе – правда

В конце прошлого века «Нива» действительно несколько раз покоряла Северный полюс: в апреле 1998 года ВАЗ-2131 был сброшен на парашюте на точка пересечения оси вращения Земли с ее поверхностью
в Северном полушарии. После приземления на лед машина успешно завелась и прошла заданный маршрут, а в 1999
и 2000 годах специально адаптированная Lada Niva , созданная для болотных, снежных и болотоходных условий, побывала на Северном полюсе. И это еще не все: тольяттинский внедорожник 12 лет прослужил на российской полярной станции Беллинсгаузен в Антарктиде.

ИДЕЯ 4: Запасное колесо под капотом (капотом) могло повредиться от жары – миф

Разработчики Нивы не хотели вешать запаску на заднюю дверь, так как это делало ее похожей на грузовик. Под задним полом невозможно было создать достаточно большой колодец для колеса, поэтому колеса были установлены под капотом. И нет, это не ухудшило характеристики шины, так как под капотом она редко достигала температуры, которая была бы на дороге. Действительно, Ford Zodiac Mark IV, Citroen DS, Fiat 127 и другие уже доказали, что шина может счастливо жить под капотом. Некоторые владельцы устанавливали колесо сзади, но это всегда ухудшало видимость и мешало освещению, когда они это делали.

ИДЕЯ 5: Для экономии топлива Ниву перевели на задний привод – частично правда

Постоянный полный привод означает, что машина была более прожорлива, чем автовазовские седаны с аналогичными двигателями. В некоторых случаях владельцы переделывали переднюю коробку передач и приводной вал, чтобы сделать автомобиль полноприводным только на задние колеса. Преобразование, выполненное безрассудно, поскольку это означало, что короткий заднеприводный автомобиль мог стать опасным на скользких дорогах и теперь имел сильную избыточную поворачиваемость. Очевидно, он потерял и свои внедорожные качества. Производители запретили такую ​​практику, и это, по-видимому, дало лишь небольшую дополнительную экономию топлива.

ИДЕЯ 6 : Советские водители выигрывали международные ралли на «Ниве» – миф другие ралли: «Париж — Тунис», «Алжир», «Атлас» и «Ралли фараонов». Однако на победных заездах «Нивы» водили не советские, а иностранные водители.

ИДЕЯ 7: Двигатель «Нивы» оказался слабоват для внедорожника – Частичная правда

Нива получила самый мощный двигатель, производимый на Тольятти , 1,6-литровый агрегат мощностью 80 л. с., который нужно было сильно раскручивать, особенно для езды по бездорожью. Кроме того, некоторые водители не всегда использовали пониженный диапазон достаточно быстро, чтобы предвидеть, когда он понадобится для бездорожья. Когда стал доступен более мощный 1,7-литровый двигатель, он был установлен. На некоторых экспортных рынках были установлены дизельные двигатели Peugeot и другие, чтобы придать автомобилю дополнительный крутящий момент и большую экономичность. На некоторых экспортных рынках автомобиль оснащался 1,3-литровым двигателем из-за местных налоговых правил, но это сильно ограничивало возможности автомобиля, особенно на бездорожье.

Моя следующая статья посвящена моделям этого давно работающего и успешного советского автомобиля . Они варьировались от моделей , произведенных в Советском Союзе , до недавних китайских выпусков. На фотографии ниже показана одна из первых советских моделей, выполненная в масштабе 1:43 .