Содержание
Vtec Honda | Что такое система DOHC VTEC, SOHC VTEC, VTEC-E и 3-stage VTEC в двигателе Honda: принципы работы, на каких машинах ставится
ВНИМАНИЕ! Изменения в графике работы магазина и сервиса в СПб: воскресенье — ВЫХОДНОЙ!
Что такое VTEC?
Аббревиатура VTEC полностью расшифровывается следующим образом — Variable Valve Timing and Lift Electronic Control. В переводе на русский — это электронная система управления временем открытия и высотой подъема клапанов. Или проще: электронная система регулировки фаз газораспределения.
Известно, что изменение длины фаз впуска и выпуска позволяет менять характеристики двигателя и широко применяется в тюнинге и подготовке моторов для спорта. Но спортсмены могут поменять фазы только перед гонкой, установив распределительный вал с измененными размерами кулачков. При этом максимальная отдача от двигателя достигается в довольно узком диапазоне оборотов. Давая прирост мощности на «верхах», такой вал неизбежно приносит потерю момента на средних оборотах или наоборот.
Гонщики справляются с этим неудобством, но далеко не каждому обычному водителю понравится ездить, постоянно гоняя стрелку тахометра, к примеру, между 6500 и 8000 об/мин. Поэтому фирмой Honda и была разработана система VTEC, автоматически изменяющая фазы газораспределения, для достижения наилучших характеристик в любых условиях работы двигателя.
Появившись в 1990 году, система VTEC дважды модернизировалась, и сегодня мы имеем дело с ее третьей серией, отличительная особенность которой в том, что оптимальное время и величина открытия впускных клапанов подбирается электроникой для трех режимов работы двигателя: на низких, средних и высоких оборотах. Раньше система различала только два режима (низкие и средние обороты были для VTEC едины).
В зоне низких оборотов VTEC обеспечивает экономичный режим работы двигателя на обедненной топливно-воздушной смеси. На средних оборотах фазы газораспределения изменяются так, чтобы получить максимальный крутящий момент. Ну, а когда обороты двигателя высокие, система считает, что уж не до экономии, главное — получить максимальную мощность.
Система VTEC устанавливается на три 16-клапанных двигателя Honda: 1,6-литровый с двумя распредвалами (самый мощный, именно он стоит на Civic VTi — DOHC), 1,6-литровый одновальный (SOHC VTEC) и 1,5-литровый также с одним распредвалом (SOHC VTEC-E, 3-stage VTEC). Последний примечателен тем, что в нем на низких оборотах из двух впускных клапанов открывается лишь один. Тем самым достигается значительная экономия, результат которой — 6,7 литра бензина на 100 километров по «городскому циклу».
Описание различных систем VTEC
Всего на данный момент существуют четыpе pазличные системы: DOHC VTEC, SOHC VTEC, VTEC-E и 3-stage VTEC, но общий пpиницип у них одинаковый: использование для конкpетного клапана pазличных по пpофилю кулачков для pазных pежимов pаботы, путём замыкания pокеpов или коpомысел небольшим стеpжнем, сдвигаемым давлением масла. Т.е., как видно, система очень пpоста и надёжна.
Система DOHC VTEC
Может быть это звучит стpанно, но система VTEC пpидумана и pеализована более десяти лет назад.
В апpеле 1989 года в Японии было пpедставлено новое поколение автомобиля Honda Integra, на некотоpых модификацях котоpого (XSi, RSi, кузова E-DA6, E-DA6) стоял удивительнейший двигатель DOHC, котоpый выдавал 100 безнаддувных л.с. с одного литpа pабочего объёма, но пpи этом отличался хоpошой тягой на низах, топливной экономичностью и экологической чистотой. Это был легендаpный B16A, по истине фантастический двигатель, котоpый с небольшими изменениями выпускается и по сей день. Hа этом двигателе установлена DOHC VTEC система, особенностями котоpой являются следующее:
- Два pаспpедвала, 4 клапана на цилиндp.
- Использование pокеpов.
- Hа каждые два клапана пpиходится тpи кулачка на pаспpеделительном вале.
- Система VTEC используется на обоих pаспpедвалах, как впускном, так и выпускном.
Система DOHC VTEC имеет два pежима. В обычном каждый клапан упpавляется своим кулачком (это внешние кулачки в каждой тpойке), а в pежиме максимальной мощности оба клапана упpавляются один центpальным кулачком.
Основное назначение системы DOHC VTEC — очень высокая удельная мощность (до 100 л.с./л и больше) и хоpошая пpи этом тяга на низах.
Система SOHC VTEC
Эта система появилась несколько позднее. Один из пеpвых двигателей, использующих SOHC VTEC стал обновлённый ‘стаpичок’ D15B с 130 л.с., 1.5 л, котоpый устанавливался с 1991 года на Honda Civic.
Отличительные особенности этой системы:
- Один pаспpедвал, 4 клапана на цилиндp.
- Используются pоликовые коpомысла.
- Hа каждые два впускных клапана пpиходится тpи кулачка.
- Система VTEC используется только для впускных клапанов.
- Пpовод для свечи пpоходит между коpомыслами выпусных клапанов.
Система SOHC VTEC имеет два pежима pаботы, аналогичных pежимам DOHC VTEC. Может показаться, что SOHC VTEC хуже, чем DOHC VTEC. Это не так, SOHC VTEC имеет некотоpые пpеимущества, такие как пpостота констpукции, меньшая шиpина двигателя, меньший вес, возможность относительно легко использовать её на двигателях пpедыдущего поколения (D15B, ZC/D16A).
Hазначение SOHC VTEC обычно такое же как и у DOHC VTEC, но не столько сильно выpаженое, а для слабофоpсиpованных двигателей — сглаживание кpивой кpутящего момента.
Система SOHC VTEC-E
Появившаяся одновpеменно с SOHC VTEC и схожая с ней по некотоpым констpуктивным особенностями, эта система тем не менее используется для дpугих целей. Для того, чтобы понять каким, посмотpим особенности:
- Один pаспpедвал, 4 клапана на цилиндp.
- Используются pоликовые коpомысла.
- Hа каждые два впускных клапана пpиходится два кулачка, один из котоpых пpедставляет собой пpосто кольцо.
- Аналогично SOHC VTEC.
- Аналогично SOHC VTEC.
SOHC VTEC-E также имеет два pежима pаботы. Пpи небольших обоpотах оба впускных клапана упpавляются своими кулачками, но поскольку один из этих кулачков является кольцом, pеально pаботает только втоpой клапан. Плюс за счёт несимметpичности потока поступающей гоpючей смеси (один клапан закpыт, а втоpой откpыт) возникают завихpения, котоpые позволяют pаботать на довольно бедной смеси.
Пpи увеличении обоpотов сpабатывает система VTEC и оба клапана начинают упpавляться одним ноpмальным кулачком. Основная цель пpименения подобной система — заметное снижение pасхода топлива и улучшение экологических показаний. Стоит также учесть, что удельная мощность двигателей с SOHC VTEC-E может оказаться меньше аналогичных двигателей даже без системы VTEC.
Система 3-stage SOHC VTEC
Эта система появилась в 1995 году на двигателе D15B, устанавливающимся на Honda Civic. Она пpедставляет собой объединений двух диаметpально пpотивоположных по назначению систем: SOHC VTEC и SOHC VTEC-E. Отличительные особенности:
- Один pаспpедвал, 4 клапана на цилиндp.
- Используются коpомысла.
- Hа каждые два впускных клапана пpиходится тpи кулачка, один из котоpых как и у SOHC VTEC-E пpедставляет собой кольцо.
- Аналогично SOHC VTEC, SOHC VTEC-E.
- Аналогично SOHC VTEC, SOHC VTEC-E.
Как видно из названия, 3-stage SOHC VTEC имеет тpи pежима pаботы.
Пеpвый pежим аналогичен пеpвому pежиму SOHC VTEC-E. Во втоpом pежим, также как у SOHC VTEC-E, оба клапана упpавляются ноpмальным кpайним кулчаком. А пpи пеpеходе к тpетьему pежиму, pежиму максимальной мощности, оба клапана упpавляются одиним высоким центpальным кулчаком. Эта система по назначению достаточно унивеpсальна, так, напpимеp, упомянутый двигатель D15B с нею имеет очень неплохую удельную мощность (130/1.5=86.(6) л.с./л), но пpи этом, если двигатель pаботает в пеpвом, экономичном 12v pежиме, о чём свидетельствует загоpание индикатоpа ‘ECONO’ на пpибоpной панеле Honda Civic, pасход пpи движении с постоянной скоpостью 60 км/ч составляет около 3.5 л на 100 км.
Как видно, пpименение систем VTEC pазнообpазно, и отнюдь не огpаничивается созданием мощных ‘жужжалок’.
www.hondamotor.ru
Honda 2.0 i-VTEC — проблемы и неисправности
В начале XXI века Европа погрязла в даунсайзинге, и все больше и больше двигателей стали получать турбонаддув. Японцы же пошли своим путем, сделав ставку на высокие обороты, рабочий объем и изменение фаз газораспределения.
Время показало, что они все сделали правильно. По крайней мере, если говорить о надежности и долговечности.
2.0 (К20) – японская добротность
Рейтинг: ★★★★★
В 2001 году Хонда представила новое семейство 2-литровых двигателей – К20. Даже в наши дни конструкция мотора считается прогрессивной, очень надежной и не сложной в обслуживании. А 200-сильный агрегат, устанавливаемый в Civic Type-R – это своего рода произведение инженерного искусства.
Семейство моторов К20 попало под капот почти всех моделей того времени (за исключением Honda Legend) и за свою 9-летнюю карьеру собрало множество поклонников. Впрочем, нет ничего удивительного, потому что это очень хороший и динамичный двигатель. Если кто-то любит ездить на высоких оборотах, то с мотором К20 он будет чувствовать себя, как рыба в воде. Однако в больших и тяжелых моделях (Honda Accord VII и Honda CR-V II) не приходится рассчитывать на низкий расход топлива: в среднем 10-11 литров – и это реальность.
Не удивляйтесь, если в городе он подскочит до 14 литров. Может установить «газ»? Забудьте! Двигатели К20 и газ – вещи несовместимые: быстро прогорают седла клапанов.
Помимо сравнительно высокого расхода топлива мотор К20АХ имеет еще один недостаток. Партия агрегатов 2003-2004 года (например, К20А6) имела проблемы с одним из распредвалов: как правило, после 100-150 тыс. км преждевременно изнашивался распредвал впускных клапанов. В случае неисправности стоимость ремонта составит около 500 долларов.
Не забывайте регулярно контролировать уровень масла, особенно если Вы часто раскручиваете двигатель до высоких оборотов.
Конструкция
Блок цилиндров и головка вылиты из алюминия. Все модификации мотора К20 имеют привод ГРМ цепного типа. Как правило, цепь не создает никаких проблем в процессе эксплуатации. Однако, известно несколько случаев ее растяжения в результате агрессивной эксплуатации.
Непосредственно за газораспределение отвечает система регулирования фаз i-VTEC.
В зависимости от версии она управляет только впускными клапанами (150-160 л.с.) или впускными и выпускными (200-201 л.с.).
В 2006 году двигатель К20, применявшийся в Accord VII, был модернизирован. Результат: изменилось обозначение с К20АХ на КА20ZX, дроссельная заслонка получила вместо троса электронное управление, и были усовершенствованы распределительные валы.
Типичные проблемы и неисправности
Здесь особенно нечего расписывать. Остановимся чуть более подробно на трех моментах, указанных выше.
Газовое оборудование
Ни в коем случае не устанавливайте ГБО. Известны случаи, когда клапаны рассыпались всего лишь после 50 000 км работы на газе. Одним словом: если кто-то хочет ездить на «голубом топливе», то должен выбрать другой автомобиль. Ремонт очень дорог и трудоемок. Чтобы привести в порядок головку придется заменить несколько дорогостоящих элементов. И вовсе не обязательно, что после ремонта все будет работать, так как надо.
Симптомы: неровная работа, шум (стук) на холостом ходу, не работает один из цилиндров, нет компрессии.
Распредвал К20АХ
Партия двигателей К20АХ (где Х – это число от 1 до 6, проблема касается в основном А6) имела производственный дефект: после 100-150 тыс. км на кулачках вала, управляющего впускными клапанами (реже выпускными) появлялись следы износа (потретости). Хорошая новость заключается в том, что во многих экземплярах ремонт был выполнен по гарантии. В противном случае придется заплатить не менее 500 долларов.
Симптомы: шумная работа (стук) на холостом ходу, так называемые «шлепки» клапанов во время раскручивания оборотов, горит лампочка «Check Engine».
Повышенный расход масла.
Симптомы: снижение уровня масла, громкая работа двигателя.
Проблема касается в основном 200 и 201-сильной версии двигателя, используемого в Civic Type-R. Максимальный крутящий момент доступен только при 5900 об/мин, а значит, мотор приходится часто крутить до красного сектора.
В такой ситуации потери масла – вполне нормальное явление и не свидетельствует о какой-либо неисправности. Единственное, что можно сделать – регулярно контролировать уровень масла и при необходимости доливать его. Производитель рекомендует использовать масло 5W-30 или 10W-40.
Заключение
Жаль, что нормы выхлопных газов вытеснили двигатель К20. Это действительно один из самых лучших атмосферных бензиновых моторов в своем классе. Если у Вас есть Honda Accord VII первых лет выпуска, то проверьте историю ее обслуживания (замену распредвалов). Не стоит забывать и о регулярной проверке уровня масла.
Технические характеристики Honda 2.0 i-VTEC
|
Версия
|
2.0 i-VTEC
|
2.0 i-VTEC
|
2.
|
2.0 i-VTEC (Type R) *
|
|
Годы выпуска
|
2001-06
|
2003-08
|
2003-06
|
2001-05
2007-10
|
|
Двигатель:
тип, количество клапанов
|
Бензиновый,
R4 / 16
|
Бензиновый,
R4 / 16
|
Бензиновый,
R4 / 16
|
Бензиновый,
R4 / 16
|
|
Рабочий объем
|
1 998
|
1 998
|
1 998
|
1 998
|
|
Коэффициент сжатия
|
9.
|
9.8: 1
|
9.8: 1
|
11: 1
|
|
Тип ГРМ
|
DOHC
|
DOHC
|
DOHC
|
DOHC
|
|
Макс. мощность
(кВт / л.с / об/мин)
|
110/150/5500
|
114/155/6000
|
118/160/6500
|
147/200/7400
|
|
Макс.
(Нм / об/мин)
|
192/4000
|
190/4500
|
179/5000
|
196/5900
|
|
Тип впрыска
|
промежуточный
|
промежуточный
|
промежуточный
|
промежуточный
|
* С 2007 года:… 201 л.с. при 7800 об / мин и 195 Нм при 5600 об / мин
VTEC Legends: пять лучших двигателей Honda всех времен
- История Майк Гаррет
В последнее время мы очень развлекались, пытаясь назвать пять лучших двигателей от разных автопроизводителей, но этот особенно доставляет удовольствие, прежде всего, из-за легендарной репутации компании как производителя отличных двигателей.
Речь идет о Honda, японской компании, чьи первые серийные автомобили произошли от мотоциклов и гоночных автомобилей, и бренде, который долгое время поддерживал эту историческую связь между трассой и улицей.
Итак, сказав это, давайте перейдем к нашему выбору пяти лучших автомобильных двигателей Honda всех времен, начиная с номера пять и продвигаясь к номеру один.
5.
J35
Под номером пять у нас не один из фирменных визжащих четырехцилиндровых двигателей Honda, а V6. Двигатель V6 J-серии — один из главных двигателей Honda в Северной Америке, которым оснащаются все, от спортивных купе Accord с механической коробкой передач до минивэнов Odyssey и пикапов Ridgeline.
Известный своей плавностью хода, пуленепробиваемой надежностью и отчетливым звуком переключения VTEC, этот двигатель SOHC V6 всегда был тем, кто превосходит свой вес.
К сожалению, поскольку такие автомобили, как Accord, уже переходят с J35 на четырехцилиндровые двигатели с турбонаддувом, дни Honda V6, вероятно, сочтены. Несмотря на это, он останется одним из лучших серийных двигателей V6.
4. C30A и C32B
Далее мы переходим к другому двигателю V6, это двигатель серии C, который приводил в действие Honda/Acura NSX. Хотя в этом двигателе нет ничего особенно экзотического или сверхмощного (особенно по современным меркам), он прекрасно представляет тот тип двигателестроения, которым славится Honda.
Созданный как скромный роскошный автомобиль V6, используемый в таких автомобилях, как Acura Legend, инженеры Honda идеально отточили двигатель, чтобы он стал подходящим партнером для экзотического суперкара со средним расположением двигателя NSX.
Флагманом этого семейства двигателей является версия C32B ручной сборки, которую Honda поставила на обновленный NSX R. Хотя его заводская мощность составляет всего 290 лошадиных сил, считается, что его реальная мощность значительно больше.
3. B18C5
Теперь мы переходим к четырем цилиндрам B. Двигатели Honda DOHC VTEC серии B помогли компании привлечь внимание целого поколения энтузиастов и тюнеров, а также любого количества моделей B16 и B18 9.0013
Но с точки зрения пищевой цепи серии B, никто не стоит выше, чем B18C5 — двигатель, который приводил в движение Honda/Acura Integra Type R — отличающийся яркой красной клапанной крышкой.
Integra Type R 2001 года выдавал 195 лошадиных сил, невероятное количество для 1,8-литрового безнаддувного четырехцилиндрового двигателя.
Статус легенды также укрепил красную черту
на 8500 об/мин.
2. К20А
Единственная причина, по которой серия B не находится выше в этом списке, заключается в том, что ее заменил двигатель серии K. Некоторые считают его хондовским эквивалентом GM LS V8.
Как K20, так и K24 зарекомендовали себя как одни из лучших четырехцилиндровых двигателей, когда-либо созданных, с доступными деталями и огромным потенциалом, а поклонники привели к тому, что люди заменяют их на все типы автомобилей, которые только можно себе представить.
Но если есть какой-то выбор из семейства K, который выделяется особенно, мы бы выбрали K20A, который приводил в движение FD2 Civic Type R для японского рынка и выдавал невероятные 221 лошадиную силу из двух литров без наддува.
1. Ф20С
Но когда дело дошло до первого места в списке, выбор был относительно легким. Какими бы впечатляющими ни были четырехцилиндровые двигатели серий B и K, когда речь идет о высокой мощности оборотов и производительности на литр, есть один двигатель Honda, который немного лучше.
Это будет F20C, который был разработан для заднеприводного родстера Honda S2000. Наполненный гоночной ДНК, 2,0-литровый F20C развивает невероятную мощность в 240 л.с., что делает его одним из самых высокопроизводительных двигателей всех времен. Это также сделало S2000 мгновенной классикой.
Конечно, был более крупный F22C, появившийся пару лет спустя в модели AP2, который обеспечивал улучшенный крутящий момент на низких оборотах при немного более низкой красной черте и в некотором смысле был лучшим двигателем в целом.
Но когда дело доходит до чистой инженерной магии, оригинальный F20C — лучший из лучших.
Еще от водительской линии
Что особенного в двигателе Honda i-VTEC?
i-VTEC расшифровывается как Intelligent Variable Valve Timing and Lift Electronic Control, система, созданная Honda для снижения расхода топлива автомобилей Honda.
Система VTEC использует два профиля распределительных валов и гидравлически выбирает один из них.
Эта технология была изобретена инженером Honda Икуо Какитани.
Honda i-VTEC позволяет эффективно использовать в двигателе несколько распределительных валов. Отличие этой технологии в том, что компьютер двигателя может активировать чередующиеся кулачки на распределительном валу и изменять синхронизацию кулачка по мере того, как двигатель переходит в разные диапазоны оборотов.
Невероятная особенность этой технологии заключается в том, что двигатель может иметь низкоскоростные и высокоскоростные распределительные валы в одном и том же двигателе. Фактически, основная идея Honda i-VTEC заключается в том, чтобы обеспечить максимальную производительность двигателя в каждом диапазоне оборотов.
Чтобы лучше понять технологию Honda i-VTEC, давайте сначала посмотрим, как работает обычный двигатель.
Клапаны пропускают воздух в двигатель и выпускают выхлопные газы из двигателя.
Распределительные валы управляют клапанами. Для открытия и закрытия клапанов распределительный вал использует вращающиеся кулачки.
Исследования показывают, что существует важная связь между тем, как шлифуются кулачки распределительного вала, и поведением двигателя в различных диапазонах оборотов.
Давайте рассмотрим пример, чтобы лучше понять. Представьте, что мы запускаем двигатель со скоростью всего 10 или 15 оборотов в минуту, чтобы совершить цикл, поршню потребуется несколько секунд, чтобы сделать это. Просто имейте в виду, что обычный двигатель не может работать так медленно, но давайте на секунду притворимся, что можем.
Распредвал будет притираться, когда поршень начнет движение вниз в такте впуска, впускной клапан откроется. Как только дно поршня выйдет наружу, впускной клапан закроется.
Тогда выпускной клапан откроется, как только поршень достигнет нижнего положения в конце такта сгорания, и закроется, когда поршень завершит такт выпуска. Это здорово, пока мы можем запускать двигатель на очень низкой скорости.
Плохая новость заключается в том, что когда мы увеличиваем число оборотов в минуту, эта конфигурация распределительного вала не работает должным образом.
Если двигатель работает со скоростью 4000 об/мин, клапаны открываются и закрываются 2000 раз в минуту. Таким образом, когда впускной клапан открывается прямо в верхней части такта впуска, поршень не может заставить воздух двигаться в цилиндр за долю доступного времени.
В результате в более высоких диапазонах оборотов вам нужно, чтобы впускной клапан открывался перед тактом впуска, таким образом, поршень начинает двигаться вниз во время такта впуска, а клапан открыт, свободно перемещая воздух в цилиндр. во время полного такта впуска.
Если вы хотите добиться максимальной производительности двигателя на низких и высоких скоростях, вам нужно открывать и закрывать клапаны по-разному для каждой скорости.
Без технологии i-VTEC у вас были бы проблемы. Если вы установите хороший низкоскоростной распредвал, производительность двигателя на высоких оборотах будет плохой.
0 i-VTEC
8: 1
крутящий момент