Содержание
АЭРОСАНИ: ИДЕИ И КОНСТРУКЦИИ | МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР
Интерес к аэросаням как индивидуальному средству передвижения по зимнему бездорожью и спортивному типу моторной техники проявлялся давно. Но столь массовому, как сейчас, увлечению любительскими аэросанями способствовало, несомненно, повышение общего технического уровня молодежи. По далеко не полным сведениям, число аэросаней, построенных любителями с 1968 года, увеличилось почти вдвое.
КОГДА ДВИГАТЕЛЬ… ТОРМОЗ
Можно назвать немало населенных пунктов в северных районах нашей страны, где имеется от нескольких экземпляров до 25—35 аэросаней. Их строят не только отдельные любители. Они создаются в школьных технических кружках, Домах и Дворцах пионеров, на городских станциях юных техников, в профессионально-технических училищах.
Большим тормозом при создании аэросаней является то, что наша промышленность не выпускает специальных двигателей, приспособленных для работы с воздушным винтом в тяжелых климатических условиях Севера с его низкими температурами. Существующие мотоциклетные моторы, наиболее часто используемые на самодельных аэросанях, не отвечают предъявляемым требованиям из-за сравнительно малой мощности. Поэтому обычно спаривают двигатели (рис. 1) или приспосабливают по два, а то и три для работы на один или два воздушных винта (рис. 2).
Рис. 1. Аэросани с двумя двигателями ПД-10, работающими на один винт.
Рис. 2. Винтомоторная группа аэросаней конструкции В. Грибанова (Саратовская обл.): два двигателя ПД-10 с толкающими винтами. Привод на винты безредукторный.
Рис. 3. Самодельный двигатель ББ-1 с использованием цилиндров и шатунно-поршневого механизма от мотоцикла ИЖ-56. Аэросани Л. Шустова (Витебск).
В последнее время наметилась тенденция к созданию двигателей собственной конструкции. Они. как правило, выполняются на базе серийных деталей и агрегатов.
Эти двигатели (рис. 3) нередко отличаются оригинальной компоновкой, высокой мощностью и приспособленностью для работы в зимних условиях. Проведенный редакцией опрос показал, что сейчас около 8% общего количества аэросаней оснащены самодельными двигателями. Следует отметить также значительное повышение мощности применяемых двигателей аэросаней: 24,5% из них — собственной конструкции или мотоциклетные типа М-72, М-61, М-63, К-750, Ява-350, мощностью свыше 20 л. с.; 4,2% — автомобильные, мощностью от 40 до 70 л. с.; и 7,2% — старые авиационные двигатели типа М-11, АИ-14, Вальтер-Минор и др.
ЭСТЕТИКА И КОМФОРТ
Анализируя имеющиеся в распоряжении редакции материалы по аэросаням любительской постройки, хочется отметить, что за последнее время значительно повысилась техническая культура конструкций, больше внимания стало уделяться эстетике (рис. 4), комфорту, внешней отделке их. Если лет 10 назад большинство аэросаней строилось по простейшей схеме, без кузова, защищающего водителя и пассажира от встречного потока воздуха и снежной пыли, то сейчас 55% машин выполнено с полузакрытыми и более 20% — с полностью закрытыми кузовами. Причем эти машины, как правило, имеют обтекаемую форму корпуса и моторной установки (рис. 5 и 6).
Всего 3,6% аэросаней построено по мотоциклетной схеме, наиболее выгодной для машин малой мощности.
Преобладает пока еще трехлыжная схема ходовой части: по ней построено 73,5% известных аэросаней. Число четырехлыжных машин по сравнению с 1965—1966 годами возросло от 10 до 10%. Четырехлыжиая схема более трудоемка, но обеспечивает лучшую проходимость саней по рыхлому снегу и хорошую устойчивость при движении по пересеченной местности, особенно при крутых поворотах на большой скорости.
Рис. 4. Аэросани с закрытым кузовом, построенные Н. Мезенцевым (Ленинградская обл.). Двигатель от мотоцикла М-72, привод на винт клиновидными ремнями.
Рис. 5. Сигарообразный закрытый корпус отличает аэросани А. Сироткина (Ярославская обл.). Двигатель от мотоцикла М-72, привод на винт безредукторный.
Рис. 6. Тяжелые аэросани Н. Мазова (г. Железнодорожный Московской обл.) с двигателем «Вальтер-Минор», 200 л. с. Двухместная полностью закрытая кабина.
Любители применяют на своих санях главным образом двухлопастные деревянные блочные воздушные винты, то есть изготовленные из цельного бруска или болванки, склеенной из отдельных тонких досок — дрек.
Всего 5,5% аэросаней снабжены трех- или четырехлопастными воздушными винтами; 3,5% винтов выполнены с металлическими лопастями и столько же — с лопастями изменяемого шага (при неработающем двигателе).
Очень мало (меньше 1%) винтов — с изменением угла атаки лопастей во время движения машины (наш журнал сообщал читателям о таких винтах — см. № 5 за 1969 г. и № 2 за 1972 г.). Около 40% аэросаней снабжены редукторами; 25,8% редукторов выполнены цепными, остальные клиноременными и шестеренчатыми.
Ниже приведены краткие сведения о некоторых любительских аэросанях, представляющих интерес для широкого круга читателей.
В подмосковном городе Железнодорожном уже много лет работает группа самодеятельных конструкторов аэросаней. И. Лукин, В. Машенкии, С. Кузнецов и их юные помощники создали и успешно эксплуатируют целый ряд интересных машин.
ТРИ ЛЫЖИ? ЧЕТЫРЕ?
И. Лукин первые аэросани построил и испытал зимой 1969/70 года. Они имели трехлыжную недостаточно устойчивую схему. Конструктор переделал машину на четырехлыжную (см. вкладку). Передние, управляемые лыжи он установил на прикрепленной к корпусу трубчатой ферме, снабдив их пружинной амортизацией. Низко расположенная (почти у самой подошвы) точка подвески лыж обеспечивает хорошую устойчивость и значительно повышает проходимость машины по мягкому целинному снегу.
Подошвы лыж выполнены из нержавеющей стали, что также способствует улучшению ходовых качеств аэросаней.
Повышение устойчивости машины достигнуто и за счет снижения ее центра тяжести. Двигатель от мотоцикла М-72 размещен на раме корпуса в нижней задней части на специальных узлах. На двигателе имеется магнето и автомобильный бензиновый насос, работающий от кулачкового валика, привод к которому — клиновидный ремень от вала воздушного винта. Для этого на последнем установлен шкивок Ø 26 мм, а на кулачковом валике — Ø 80 мм. Магнето крепится на крышке картера, где располагается снятый с двигателя распределитель зажигания.
Передача от двигателя на вал воздушного винта выполнена двумя параллельными клиновидными ремнями. Это устраняет пробуксовку ремней при передаче полной мощности. Шкив на валу двигателя Ø 130 мм изготовлен из дюралюминия. Ведомый шкив Ø 260 мм посажен на шпонке на валу воздушного винта.
Сам же вал — на выносном пилоне, на двух радиальных шариковых и одном упорном подшипниках.
Передаточное отношение ведущего и ведомого шкивов — 1:2, что позволило сделать воздушный винт с повышенной тягой. Изготовлен он из березового бруска.
В настоящее время И. Лукин работает над созданием более мощного двухцилиндрового двигателя.
С. Кузнецов увлекся аэросанями еще учеником восьмого класса. Интересно, что его первой конструкцией была также трехлыжная, одноместная машина с мотоциклетным двигателем ИЖ-49. Мотор располагался сзади, сверху, па трубчатой сварной раме; воздушный винт устанавливался непосредственно на хвостовик коленчатого вала двигателя. Мотор был оборудован агрегатным магнето «КАТЭК».
Вторая конструкция (рис. 7), созданная С. Кузнецовым в 1972 году, с тем же двигателем, была построена по мотоциклетной схеме. Это одноместная машина с полузакрытым корпусом. Двигатель на ней располагался внизу, на поперечной балке, с передачей на вал воздушного винта двумя клиновидными ремнями.
Рис. 7. Схема легких аэросаней С. Кузнецова (г. Железнодорожный Московской обл.). Двигатель ИЖ-350, передача на винт клиноременная.
Эта конструкция интересна тем, что вся винтомоторная группа представляла собой легкосъемный агрегат. Летом она демонтировалась и без всяких изменений использовалась на воде.
Винт изготовлен из цельного бруска дерева, с прямыми обрезами концов лопастей. Вал воздушного винта смонтирован на шариковых подшипниках, установленных в специальных гнездах, приваренных к раме.
Корпус аэросаней собран на клею и шурупах из брусков сечением 20×20 мм, обшит фанерой толщиной 2 мм. В задней части установлена поперечная доска, служащая опорой для кронштейнов крепления двигателя, рамы воздушного винта и поперечной трубы подвески лыж.
Лыжи аэросаней снабжены стальными подошвами и имеют подрезы, обеспечивающие устойчивость хода.
Следующий этап технического творчества С. Кузнецова — аэросани с двумя двигателями ИЖ-49, с приводом на один винт.
АЭРОСАНИ «СВЕРЧОК» И «КУПАВНА»
А вот Вшивцевы, проживающие в Подмосковье, строят аэросани всей семьей: Кузьма Афанасьевич Вшивцев — глава семьи, жена и сын-школьник.
Начало было положено санями тоже трехлыжной схемы. На них использовался мотор от автомобиля «Запорожец» первых выпусков. Двигатель располагался наверху, а воздушный винт устанавливался непосредственно на хвостовик коленчатого вала. Винт был трехлопастной, металлический, каждая из лопастей своим резьбовым хвостовиком вворачивалась в гнездо втулки и фиксировалась контргайкой. Это позволяло при необходимости изменять углы установки лопастей.
Корпус машины был изготовлен из старой мотоциклетной коляски. Аэросани имели неплохие ходовые качества, но высокое расположение центра тяжести делало их малоустойчивыми.
Поэтому в 1972—1973 годах К. Вшивцев сделал новые, двухместные аэросани «Сверчок» (рис. 8). Двигатель на них использован тот же, но смещен вниз и закреплен на раме корпуса. Привод воздушного винта выполнен тремя клиновидными ремнями. Изменен и сам воздушный винт: он стал двухлопастным.
Рис. 8. Всесезонная машина конструкции К. Вшивцева (Ухтомский Московской обл.), аэросани-аэромобиль «Сверчок». Двигатель ЗАЗ-965, передача на винт клиноременная.
Аэросани «Сверчок» оригинальны тем, что их можно быстро превратить в аэромобиль: они имеют 4 колеса небольшого диаметра, на которые, собственно, и надеваются лыжи, имеющие для этого специальные гнезда и крепление на ось колес.
Низкая посадка машины обеспечивает ей хорошую устойчивость и позволяет свободно двигаться по пересеченной местности, не боясь опрокидывания. Аэросани «Сверчок» участвовали в зимнем празднике в Зеленограде и привлекли внимание многочисленных участников слета.
В свободное от работы время любит промчаться на аэросанях и П. Семкин из подмосковного поселка Купавна. Такие прогулки он считает лучшим отдыхом.
Его аэросани — одноместные, трехлыжные (см. вкладку).
Оригинально выполнены передняя и задняя подвески лыж. Они состоят из подвижных рам-качалок с пружинными амортизаторами. Такая схема подвески помогает саням тронуться с места, даже если лыжи, примерзли. Чтобы носки лыж не зарывались в снег, между ними и рамой-качалкой ставятся оттягивающие пружины. На аэросанях предусмотрены фермы ограждения воздушного винта.
Двухцилиндровый двухтактный мотор развивает мощность 16 л. с., снабжен шестеренчатым редуктором с передаточным отношением 1 :3. Двигатель расположен на трубчатой под-моторной раме вверху, над задним обрезом корпуса. Воздушный винт — деревянный, блочный, установлен на валу редуктора на шпонке.
Корпус аэросаней полузакрытый, обтекаемой формы, имеет ветровое стекло. Сухой вес конструкции всего 96 кг. Сани эксплуатируются с 1965 года.
КАК У САМОЛЕТА
Уже третий год совершенствует свою конструкцию аэросаней И. Светчиков, постепенно добиваясь все большей проходимости, скорости, надежности..
Аэросани С-4 (рис. 9) имеют корпус закрытого типа. В кабине помещаются два человека: водитель — на удобном переднем и пассажир на заднем сиденье. Кабина имеет сдвижной фонарь, подобный самолетному.
Рис. 9. Аэросани московского педагога И. Светчикова имеют полностью закрытую кабину «самолетного» типа.
На аэросанях установлен мотоциклетный двигатель М-72 мощностью 22 л. с.; он размещен в нижней задней части корпуса, с передачей вращения на вал воздушного винта четырьмя клиновидными ремнями. Диаметры шкивов обеспечивают редуцирование оборотов в отношении 1 : 1,4.
Воздушный винт — двухлопастной, деревянный, блочный. Имея диаметр 1,8 м, он обеспечивает тяговое усилие 84 кг.
В КАБИНЕ — ДВОЕ
Шестой год занимается самостоятельной постройкой аэросаней М. Носиков из Нефтегорска Куйбышевской области.
Сани много раз переделывались, зато получены вполне удовлетворяющие конструктора результаты. АНОМИ-4 (рис. 10) — это четвертая и наиболее удачная конструкция любителя. Машина имеет приятный внешний вид, хорошие ходовые качества, устойчива, маневренна и, главное, надежна в работе.
Конструкция выполнена по четырехлыжной схеме, с передними управляемыми лыжами. Корпус полузакрытый, обтекаемой формы. В нем размещаются два человека.
Рис. 10. Двухместные аэросани М. Носикова (г. Нефтегорск) с параллельным расположением сидений.
В отличие от обычно принятой схемы, когда водитель сидит спереди а пассажир сзади, в АНОМИ-4 они сидят рядом.
Несмотря на то, что машина имеет неполностью закрытый кузов, ветровое стекло и верхние застекленные участки входных дверей хорошо защищают пассажиров от встречного потока воздуха.
Задняя часть корпуса выполнена с большим скосом, обеспечивая хороший подход воздуха к работающему винту.
На аэросанях применен мотоциклетный двигатель М-72 мощностью 22 л. с. Он размещен над задним обрезом корпуса и крепится к трубчатой моторной раме. Вал воздушного винта установлен над двигателем на подрамнике. Передача осуществляется через промежуточный вал цепью. Двигатель соединен с промежуточным валом через карданное сочленение, На промежуточном валу, который вращается в шарикоподшипниках, размещены две звездочки: ведущая (для привода вала винта) и маленькая (от заднего колеса велосипеда) — для привода магдины, дающей ток для световых приборов.
На фото (сверху вниз). Необычная передача от двигателя на воздушный винт — двумя коническими редукторами с жестким вертикальным валом — выполнена на аэросанях Н. Мельникова (г. Тюмень).
Аэросани «наоборот»: рулевая лыжа сзади, передние — неподвижные, винт — спереди. Конструкция И. Ципана (Ровен-ская обл.).
Мини-сани Л. Перченко (Мурманская обл.) с двигателем ПД-10/ИЖ-49.
Мини-сани В. Мишагина (г. Горький) с двигателем ИЖ-49, оборудованным шестеренчатым редуктором.
Магдина использована от мотоцикла М-105, но в самодельном корпусе. Размещена под промежуточным валом и крепится болтами к моторной раме.
На задней крышке двигателя установлено двухискровое магнето, что значительно упростило схему зажигания и позволило избавиться от тяжелого аккумулятора.
Воздушный винт — левого вращения, диаметр — 2 м. Изготовлен из соснового прямослойного бруска. Вал винта установлен на шарикоподшипниках.
М. Носиков работает над созданием винта изменяемого (при движении) шага лопастей, с реверсом — для торможения (пока используются штыревые тормоза, расположенные в задних лыжах).
Аэросани имеют ограждение винта, выполненное из труб и редкой защитной сетки.
Скорость движения аэросаней АНОМИ-4 по целинному снегу с полной нагрузкой — 40—45 км/ч.
ДУБЛЬ РЕДУКТОРА
Легкие аэросани с двигателем мощностью в 20 л. с. построил И. Мельников из Тюмени (стр. 16). Закрытая остекленная кабина обеспечивает хороший обзор и необходимый комфорт для водителя машины. В передней части расположена мощная фара.
Для снижения центра тяжести и обеспечения хорошей устойчивости машины двигатель крепится на резиновых муфтах к нижним дюралюминиевым профилям корпуса.
Оригинальная подвеска лыж аэросаней, построенных П. Семкиным, на рамках-качалках.
Оригинально выполнена передача от двигателя на вал винта: через два редуктора с. коническими шестернями и вертикальным валом. Передаточное число 11:20. Шестерни редукторов размещены в специальных фланцевых корпусах. Вертикальный вал, соединяющий оба редуктора, имеет мягкие карданные муфты, компенсирующие возможные неточности при сборке машины.
Воздушный винт имеет три деревянные лопасти, каждая из которых входит своим хвостовиком в гнездо металлической втулки и зажимается специальной гайкой. Угол установки лопастей может регулироваться на месте, при неработающем двигателе; зажимные гайки контрятся проволокой. Диаметр воздушного винта — 1,5 м.
Запас топлива — 40 л, размещен в двух баках, хватает его на 250—300 км. Максимальная скорость аэросаней — 90 км/ч.
АЭРОСАНИ — НАОБОРОТ?
«Вихрь-2» — так названы аэросани, построенные Н. Ципаном из Ровенской области. Они развивают скорость до 50 км/ч.
Аэросани выполнены по «обратной» трехлыжной схеме — две передние лыжи закреплены жестко на поперечной балке, а задняя является управляемой. Двигатель ИЖ-56 мощностью 13 л. с. размещен спереди на балке корпуса, воздушный винт — четырехлопастной, тянущий, диаметром 1,4 м. Передача от двигателя на вал винта осуществляется мотоциклетной цепью.
Верхняя часть двигателя и вал воздушного винта закрыты легкосъемным капотом, обеспечивающим хороший доступ ко всем агрегатам моторной установки.
Лопасти винта изготовлены из фанеры толщиной 10 мм и своей комлевой частью вклепаны в двусторонние лапки втулки, которая крепится к валу на шпонке и затягивается контрящейся гайкой.
Корпус аэросаней — закрытого типа, с одной дверью по левому борту.
МИНИ-САНИ
Несколько вариантов малогабаритных аэросаней, один из которых — см. фото — создал Л. Перченко из поселка Оленья-1 Мурманской области. В качестве двигателя он использовал старый, списанный тракторный «пускач» ПД-10, с небольшими переделками: цилиндр водяного охлаждения заменен на мотоциклетный, воздушного охлаждения, от двигателя ИЖ-49.
Для подачи топлива из бензинового бака (полиэтиленовая канистра), размещенного под двигателем, использован бензонасос подвесного лодочного мотора «Ветерок-8». Для обеспечения двигателя топливом перед пуском между баком и бензиновым насосом установлен насос ручной подкачки.
Воздушный винт — дюралюминиевый, блочный, с усиливающими накладками в комлевой части. Диаметр винта — 1,1 м.
Для увеличения опорной площади и уменьшения прокаливания машины при движении по рыхлому, глубокому снегу она имеет дополнительную четвертую лыжу, расположенную между задними, по оси симметрии машины. При движении задняя лыжа идет по следу передней, управляемой.
В качестве поперечной балки задней подвески использован коренной лист автомобильной рессоры (1 пластина).
Аэросани отличаются малым весом и небольшими габаритами: длина — 3 м, ширина — 1,2 м. Развиваемая скорость — до 50 км/ч.
вниз цилиндром
Сделать маленькую, красивую и легкую машину — такой целью задался и Валерий Мишагин из Горького, разрабатывая свою конструкцию аэросаней (на фото). Это ему удалось. Аэросани ВАМ-1 компактны, изящны, а их вес всего 80 кг. Для этих мини-саней использован двигатель ИЖ-49, расположенный сзади, вниз цилиндром.
Для повышения тягового усилия воздушного винта на двигатель установлен шестеренчатый редуктор с передаточным отношением 1 : 1,5, а двигатель форсирован. Это позволило уменьшить обороты воздушного винта, а за счет увеличения диаметра до 1,4 м увеличить тягу. Винт деревянный (береза), блочный.
Корпус аэросаней в нижней части имеет силовую раму и легкую надстройку обтекаемой формы, которая откидывается вперед вместе с рулевой колонкой, обеспечивая удобства посадки водителя в машину. Длина корпуса всего 2 м.
При испытаниях мини-сани показали скорость 60 км/ч.
И. ЮВЕНАЛЬЕВ, инженер
Как построить легкие аэросани своими руками
В данном разделе сайта рассмотрены основные теоретические положения и конструктивные схемы наиболее распространенных промышленных и любительских аэросаней с мотоциклетными и автомобильными двигателями, даны указания по их постройке, применению и эксплуатации.
Раздел может быть использован не только для общего ознакомления с аэросанями и деталями их конструкции, но и как практическое пособие при постройке аэросаней легкого типа своими руками.
ВВЕДЕНИЕ
Во многих районах нашей страны зима продолжается шесть-восемь месяцев. Снег заносит дороги, лед сковывает реки. И там, где не может пройти ни один вид механического транспорта, нельзя проехать даже на лошади, аэросани могут двигаться со скоростью 30— 50 км/час и более.
В отличие от всех других видов наземного транспорта, аэросани передвигаются не за счет сцепления движителя (колес, гусеничной ленты и т. п.) с грунтом, а благодаря силе тяги, развиваемой воздушным винтам, который приводится во вращение двигателем внутреннего сгорания. По снегу аэросани скользят на широких лыжах. Снег, в зависимости от его состояния, создает большее или меньшее сопротивление движению, на преодоление которого и тратится основная часть мощности двигателя аэросаней.
Первые аэросани были построены в России в 1907— 1908 гг. (рис. 1). В журнале «Автомобилист» № 2 за 1908 г. сообщалось, Что «лыжный автомобиль представляет из себя легкие деревянные сани, полозьями в которых служат обыкновенные 12-футовые беговые лыжи. На заднем конце саней помещается небольшой в З,5 л. с. бензиновый двигатель с воздушным охлаждением… Этот двигатель посредством двух шкивов и ременного шнура вращает четырехлопастный винт… В передней части автомобиля устроен небольшой руль с коньком, дающий направление движению. Седок садится верхом на сани и по ровному снежному полю, в особенности по насту, может развить скорость до 15 верст в час…»
Рис. 1. Первые аэросани, построенные в России в 1907—1908 гг.
За прошедшие 50 с лишним лет было создано много разнообразных конструкций аэросаней с двигателями мощностью от 3—4 л. с. (рис. 2) до 100 (рис. 3) и 300 л. с. (рис. 4).
Рис. 2. Аэросани, построенные любителями тт. Павленко и Рябых, с двигателем мощностью 2 3/4 л. с.
Рис. 3. Шестиместные аэросани ОСГА-6 с двигателем мощностью 100 л. с (конструктор Н. М. Андреев)
Рис. 4. Двенадцатиместные аэросани ОСГА-2 с двигателем мощностью 300 л. с. (конструктор Д. А. Бескурников)
Аэросани использовались в народном хозяйстве и для защиты нашей Родины. В первые же годы после Великой Октябрьской социалистической революции аэросани отечественной постройки были направлены на фронты гражданской войны, на подавление мятежа, возникшего в 1921 г. в Кронштадте *. Позднее аэросани применялись для связи между отдаленными населенными пунктами, доставки срочных донесений, обслуживания регулярных почтово-пассажирских линий, в ряде крупных экспедиций, в агитационных целях, для распространения литературы (рис. 5) и других целей.
Рис. 5. Аэросани — книжный магазин для обслуживания населенных пунктов, находящихся далеко от железных И автомобильных дорог
В период войны с белофиннами (1939 г.) и Великую Отечественную войну аэросани применялись для снабжения передовых участков фронта боеприпасами, вывозки раненых, на них проводились разведывательные и десантные операции в тылу врага, на них патрулировали участки фронтов и не раз участвовали в боях (рис. 6).
Рис. 6. Аэросанная часть капитана Стронова в боевой операции на Западном фронте в 1942 г. (аэросани типа НКЛ-26 конструкции Н. М. Андреева и М. В. Веселовского)
Аэросани являются легковым, быстроходным транспортом ограниченного использования, т. е. из-за наличия воздушного винта они успешно эксплуатируются на открытой местности без крутых подъемов и спусков и при незначительной лесистости. По сравнению с автомобилем аэросани малогрузододъемны, и их использование выгодно лишь при перевозке пассажиров и небольших ценных грузов.
За последние годы получили распространение небольшие легкие аэросани, снабженные мотоциклетными двигателями мощностью от 6—8 до 25—30 л. с. Такие аэросани строят коллективы ДОСААФ (рис. 7), на технических станциях, в технических кружках школ и домов пионеров и отдельные любители (рис, 8, 9 и 10) для спортивных и практических целей.
Рис. 7. Аэросани Ивановского автомотоклуба ДОСААФ
Начало постройки маломощных аэросаней было положено обществом Автодор в 1929 г. Журнал «За рулем» опубликовал результаты конкурса на маломощные аэросани. Было представлено 17 проектов и построенных конструкций аэросаней. Жюри конкурса присудило две премии — аэросаням тт. Шишкина и Валединского с двигателем «Харлей Дэвидсон» (Harley-Davidson) и аэросаням т. Распопова (рис. 11) с двигателем от мотоцикла «Ель» мощностью 9 л. с.
Рис. 8. Аэросани конструкции В. В. Иванова (Свердловская всласть, поселок В, Синячиха) с двигателем «Урал» мощностью 3,5 л. с.
Рис. 9. Аэросани лодочного типа конструкции А. А. Петрова
Рис. 10. Схема аэросаней Г. Липмана с двигателем от мотоцикла М-75
Рис. 11. Аэросани конструкции т. Распопова с двигателем от мотоцикла «Ель» мощностью 9 л. с.
Жюри конкурса отметило оригинальную конструкцию аэросаней Ф. М. Маслова (рис. 12), двухместные аэросани т. Торопова, аэросани простейшей схемы тт. Павленко и Рябых (см. рис. 2) и интересный проект обтекаемых аэросаней конструкции т. Верзилова (рис. 13).
Рис. 12. Аэросани конструкции Ф. М. Маслова
Рис. 13. Проект обтекаемых аэросаней т. Верзилова
Аэросани, строящиеся отдельными любителями, как правило, в кустарных условиях, несмотря на значительную затрату средств и времени, к сожалению, не всегда получаются удачными. Это объясняется специфическими особенностями аэросаней по сравнению с другими видами транспорта, которые обычно не учитываются конструкторами — строителями.
Чтобы аэросани были прочны и удобны в эксплуатации, их необходимо правильно сконструировать. При конструировании и постройке аэросаней не надо слепо придерживаться какой-то определенной формы, необходимо подходить творчески как к выбору основной схемы, так и к ее отдельным конструктивным элементам.
Нужно помнить о том, что хорошие аэросани можно построить только в результате настойчивой и кропотливой работы, Лучше затратить значительное время на подготовительную работу — изготовление чертежей, расчеты и т. д., чем, поторопившись, построить машину и получить недостаточно хорошие результаты.
Необходимо учитывать, что отдельные детали при движении аэросаней испытывают очень большие нагрузки, и, следовательно, материал, идущий на их изготовление, должен быть хорошего качества. Это особенно относится к деталям передачи усилий на воздушный винт и к конструкции лыж, которые необходимо выполнять тщательно.
При самостоятельной постройке аэросаней следует выполнять все технические требования, приведенные в настоящей работе, обобщающей многолетний опыт автора. Автор старался дать как можно больше практического материала, который отвечал бы на многочисленные вопросы, возникающие при самостоятельном конструировании и постройке аэросаней.
* См. книгу Александра Бека «Жизнь Бережкова».
Литература
Бескурников А. А. Аэросани. Журн. «Техника — молодежи», 1934, декабрь.
Бескурников А. А. Снегоход. Журн. «Техника — молодежи», 1958, январь.
Евстюшин Н. И. Развитие аэросанного транспорта в СССР. Изд-во Академии наук СССР, 1959.
Ювенальев И. Н. Аэросани. Оборонгиз, 1939.
Ювенальев И. Н. Самодельные аэросани с маломощным двигателем, Изд-во ДОСАРМ, 1951.
Ювенальев И. Н. Аэросани. Журн. «Знание — сила». 1954, № 1 и 7.
Ювенальев И. Н. Аэросани. Изд-во ДОСААФ, 1967.
Малиновский М. Б. Воздушные санки на старте. Газета «Комсомольская правда», март, 1958, № 75 (10094).
Дроздов Г. Механик-самоучка. Газета «Советская Россия», март, 1958, № 71 (531).
Полторацкий Г. Как сделать аэросани. Газета «Советская Россия», февраль, 1957, № 31 (185).
Конрадов А. М. Аэросани «Север». Журн. «За рулем», 1959, № 2.
Ювенальев И. Н. Аэросани. Изд-во «Детский мир». Приложение к журналу «Юный техник», № 19 (37), и 20 (38).
Журнал «Америка», 1960, № 42, 1
Журнал «Юный техник», 1960, № 3 и 12.
Транспортные средства для отдыха и плавсредства
Обнаружен неподдерживаемый браузер
Используемый в настоящее время веб-браузер не поддерживается, и некоторые функции этого сайта могут работать не так, как предполагалось. Пожалуйста, установите современный браузер, такой как Chrome, Firefox или Edge, чтобы использовать все функции, которые может предложить Michigan.gov.
Поддерживаемые браузеры
- Google Chrome
- Сафари
- Microsoft Edge
- Фаерфокс
Транспортные средства для отдыха и плавсредства
Сопутствующие услуги
Регистрация
Прогулочные транспортные средства и плавсредства должны быть зарегистрированы в штате Мичиган, за исключением исключений. Некоторые также должны быть названы. Транспортное средство или плавсредство для отдыха может быть оформлено и зарегистрировано в офисе государственного секретаря.
Судно (Выберите вкладку)
Плата за право собственности
Регистрация
Регистрационные сборы
Обозначение береговой охраны США
Размещение наклеек
Название используется для назначения и передачи права собственности. Титулы требуются только для гидроциклов:
- 20 футов и более
- Иметь несъемный двигатель (бортовой мотор) независимо от длины
- Название по желанию владельца
Права собственности могут быть выданы водным судам, которые по закону не требуют права собственности, чтобы позволить владельцу добавить правообладателя в запись.
Передача права собственности
Если вы продаете гидроцикл, на который распространяется право собственности, вам необходимо подписать право собственности, чтобы передать право собственности. Если ваше право собственности повреждено или утеряно, вы можете заказать дубликат онлайн через свою учетную запись государственного секретаря или по почте, если вы не живете в Мичигане.
При определенных обстоятельствах вы можете продать гидроцикл без замены утерянного титула, если:
- Продавец и покупатель явятся вместе в отделение Государственного секретаря с подтверждением идентификационного номера корпуса (ИНН)
- В записи о праве собственности отсутствуют залоговые права (банковские кредиты), или, если в записи указано залоговое право, продавец предъявляет заявление о прекращении залогового права, и
- Запись текущего титула находится в компьютерной системе государственного секретаря.
Если больше нет причин сохранять право собственности на гидроцикл, право собственности может быть сдано и аннулировано при регистрации гидроцикла в офисе Государственного секретаря.
- Название гидроцикла: $5
- Мгновенное название: $5
Все гидроциклы должны быть зарегистрированы, , кроме для:
- Гидроциклов длиной 16 футов или короче, приводимых в движение веслами или веслами и не используемых для сдачи в аренду или коммерческих целей.
- Немоторизованные каноэ и байдарки, не используемые для сдачи в аренду или в коммерческих целях, плоты, доски для серфинга, парусные доски и поплавки, независимо от длины.
- Судно, зарегистрированное в другом штате и временно используемое в Мичигане.
Чтобы зарегистрировать гидроцикл, обратитесь в офис Государственного секретаря, чтобы предоставить лицензию или удостоверение личности и подтверждение права собственности, включая одно или несколько из следующих:
- Предыдущая регистрация гидроцикла с подписью продавца
- Купчая, включающая гидроцикл:
— Год и марка
— HIN
— Имя и адрес покупателя
— Имя и адрес продавца - Сертификат происхождения производителя (MCO)
- Название гидроцикла (если гидроцикл требуется)
- Поручительство (для гидроциклов стоимостью более 2500 долларов США)
- Процедура самосертификации (для гидроциклов стоимостью не более 2500 долларов США)
- Сертификат документации береговой охраны США
Запись на визит в офис
Регистрационные сборы зависят от длины гидроцикла.
Налог с продаж в размере 6% также взимается при регистрации гидроцикла, если только вы не предоставите доказательство того, что налог с продаж уже был уплачен или продажа была совершена члену семьи, который имеет право на освобождение.
Если вы покупаете новый или подержанный гидроцикл в дилерском центре, дилер обычно отвечает за регистрацию и право собственности и уплачивает налог с продаж в размере 6 %.
Документация Береговой охраны США обычно выдается на гидроциклы весом 10 000 фунтов и более и является национальной формой регистрации.
Суда, занимающиеся рыболовством в судоходных водах или в исключительной экономической зоне (ИЭЗ), или те, которые перевозят пассажиров или потребительские товары между пунктами в США и ИЭЗ, должны иметь документальный сертификат Береговой охраны США.
Сертификат документации служит доказательством права собственности на гидроцикл, устраняя необходимость в титуле. Однако, если вы владеете лодкой, соответствующей этому определению, вам необходимо зарегистрировать ее в офисе государственного секретаря.
Для получения дополнительной информации о сертификате документации посетите веб-сайт береговой охраны США.
Поместите регистрационную наклейку примерно в трех дюймах справа и на одной линии с номерами MC. Размещение на левом борту носа будет зеркальным отражением того, что на правом борту.
Снегоходы (Выберите вкладку)
Регистрация
Регистрационные сборы
Разрешение на тропу
Размещение наклеек
Исторические снегоходы
В Мичигане снегоходы не обязаны иметь права собственности. Снегоходы с правами, выданными за пределами штата, будут зарегистрированы, но им не будет присвоено звание Мичиган.
Чтобы зарегистрировать снегоход в офисе государственного секретаря, вам необходимо предъявить удостоверение личности и свидетельство о праве собственности, например одно из следующих:
- Предыдущая регистрация снегохода с подписью продавца
- Купчая от дилера
- Купчая с частной продажи, включающая снегоход:
— Год и марка
— Идентификационный номер транспортного средства (VIN)
— Имя и адрес покупателя
— Имя и адрес продавца - Сертификат происхождения производителя (MCO)
- Переназначение права собственности или регистрации, или купчая от дилера или владельца снегоходов, приобретенных за пределами штата.
Регистрация действительна в течение трех лет.
Обратите внимание: нельзя перенести регистрацию с одного снегохода на другой.
Запись на визит в офис
Регистрация стоит 30 долларов.
Налог с продаж в размере 6% также взимается при регистрации снегохода, если только вы не предоставите доказательство того, что налог с продаж уже был уплачен или что продажа была совершена члену семьи, который имеет право на освобождение.
Если вы покупаете снегоход в дилерском центре, дилер обычно отвечает за регистрацию и право собственности и уплачивает налог с продаж в размере 6%.
В дополнение к регистрационной наклейке снегоходы также должны иметь наклейку с годовым разрешением на использование снегоходов на передней части снегохода, расположенную по центру капота над фарой.
Разрешения на прохождение маршрутов стоят 52 доллара США и истекают каждый год 30 сентября. Вы можете приобрести разрешение на прохождение маршрутов в Департаменте природных ресурсов штата Мичиган (DNR).
Снегоходы, используемые исключительно на частных землях или на льду, когда подледная рыбалка на общественных землях освобождаются от требований регистрации и разрешения на след.
Перейдите на веб-сайт Michigan.gov/DNR
Поместите наклейки на переднюю половину кожуха над пространством для ног с каждой стороны салазок.
Снегоходы, которым не менее 26 лет или которые принадлежат коллекционерам, могут быть зарегистрированы как исторические транспортные средства за единовременную плату в размере 50 долларов США. Чтобы зарегистрировать исторический снегоход, подайте заявление на регистрацию исторического снегохода, подтверждение права собственности и необходимую плату (чек или денежный перевод, подлежащий оплате в пользу штата Мичиган) по адресу:
Государственный департамент штата Мичиган
Отделение специальных служб
Лансинг, Мичиган 48918
Исторические регистрации снегоходов бессрочны и не могут быть перенесены на другой снегоход. Снегоходы с исторической регистрацией разрешены для эпизодического использования, например, для участия в клубных мероприятиях, выставках, турах и парадах.
Наклейка с историческим регистрационным номером снегохода размещается над или под фарой. Если на снегоходе нет фары, наклейка размещается на передней половине капота над пространством для ног.
Мопеды (Выберите вкладку)
Регистрация
Регистрационные сборы
Размещение наклеек
Мопеды не обязаны иметь титул в Мичигане. Закон Мичигана определяет мопед как транспортное средство с:
- Двигатель с рабочим объемом поршня не более 100 см3
- Система силового привода, не требующая переключения передач оператором
- Максимальная скорость 30 миль в час или менее на ровной поверхности
Чтобы зарегистрировать мопед, обратитесь в офис государственного секретаря, чтобы предоставить лицензию или удостоверение личности и подтверждение права собственности, включая одно из следующих:
- Предыдущая регистрация мопеда с подписью продавца
- Купчая от дилера
- Купчая с частной продажи, включающая мопед:
— Год и марка
— Информационный номер транспортного средства (VIN)
— Имя и адрес покупателя
— Имя и адрес продавца - Сертификат происхождения производителя (MCO)
- Поручительство, если мопеду менее 10 лет или его стоимость превышает 2500 долларов США
- Постановление суда
Если вы покупаете новый или подержанный мопед в дилерском центре, дилер предоставляет вам свидетельство о праве собственности и подробный чек о продаже, показывающий, что был уплачен налог с продаж в размере 6%. Предоставьте эти документы при регистрации мопеда в офисе государственного секретаря.
Обратите внимание: регистрация не требуется, если мопед эксплуатируется только на частной территории.
Запланируйте посещение офиса
Регистрация стоит 15 долларов.
Налог с продаж в размере 6% также взимается при регистрации мопеда, если только вы не предоставите доказательство того, что налог с продаж уже был уплачен или продажа была совершена члену семьи, который имеет право на освобождение.
Поместите наклейку на заднее крыло двухколесного мопеда и на левое заднее крыло трехколесного мопеда.
Внедорожники (Выберите вкладку)
Использование на дорогах
Плата за право собственности
Разрешение на тропу
Регистрация
Право собственности требуется для продажи ORV, ATV или внедорожного мотоцикла (внедорожника/трейлбайка).
Если вы покупаете новый или подержанный ORV, ATV или внедорожный мотоцикл в дилерском центре, дилер отвечает за право собственности.
Передача права собственности
Если вы покупаете ORV, ATV или внедорожный мотоцикл в ходе частной продажи, передайте право собственности в офисе государственного секретаря, предоставив:
- Действующую лицензию или удостоверение личности
- Присвоенное название с долей продавца и подписью заполнено
- Оплата всех правовых и регистрационных сборов
Если ваше право собственности повреждено или утеряно, вы можете заказать дубликат онлайн через свою учетную запись государственного секретаря или по почте, если вы не живете в Мичигане.
Для эксплуатации вашего ORV, ATV или внедорожного мотоцикла на дорогах общего пользования вам потребуется документ о собранном транспортном средстве и действующая регистрация.
Чтобы подать заявку на получение права собственности на собранное транспортное средство, обратитесь в офис Государственного секретаря и предоставьте:
- Ваши действующие водительские права штата Мичиган или удостоверение личности
- Название
- Соответствующая информация по сборке
- Номер транспортного средства/форма проверки дорожного оборудования, заполненная и подписанная сотрудником правоохранительных органов штата Мичиган
После прохождения повторной проверки в Государственном департаменте штата Мичиган вашему ORV будет присвоен новый информационный номер транспортного средства (VIN).
Плата за право собственности и налог с продаж в размере 6% будут взиматься с материалов, использованных для модернизации ORV, если только не будут представлены товарные квитанции, подтверждающие уплату налога.
Заголовки транспортных средств в сборе
Номер транспортного средства/форма осмотра дорожного оборудования
- Заголовок: $11
- Название автомобиля в сборе: $15
- Новый стикер VIN (только для собранных автомобилей): 10 долларов США
Налог с продаж в размере 6 % также взимается в момент оформления ORV, если только вы не предоставите доказательство того, что налог с продаж уже был уплачен или что продажа была совершена члену семьи, который имеет право на освобождение.
ORV, квадроциклы и внедорожные мотоциклы, используемые на отвечающих требованиям округах, штатах и национальных дорогах, должны быть зарегистрированы в Департаменте природных ресурсов штата Мичиган (DNR). Разрешение DNR требуется для езды по обозначенным штатом тропам и зонам скремблирования. Лицензии ORV и разрешения на след необходимо продлевать каждый год:
- Лицензия DNR/ORV: 26,25 долларов США в год
- DNR/путевое разрешение: $36,25 в год
Лицензии на ORV и информация о разрешениях (DNR)
ORV, квадроциклы и внедорожные мотоциклы, которые считаются собранными транспортными средствами для использования на дорогах, должны быть зарегистрированы в Департаменте штата Мичиган и должны иметь следующее:
- Государственный номерной знак и действующая регистрационная вкладка
- Доказательство действительного страхового полиса штата Мичиган для транспортного средства без вины
Чтобы зарегистрировать собранный вами ORV, ATV или внедорожный мотоцикл, обратитесь в офис Государственного секретаря и предоставьте следующее:
- Ваши действующие водительские права или удостоверение личности
- Название транспортного средства в сборе
- Плата за право собственности и регистрационные сборы
Как и при стандартной регистрации транспортного средства, вам необходимо ежегодно продлевать регистрацию ORV, ATV или внедорожного мотоцикла и номерной знак, а для этого необходимо иметь действующую политику безошибочности штата Мичиган.
Запланировать посещение офиса
Заменить табличку автомобиля и номерной знак
Прицепы (Выберите вкладку)
Прицепы в сборе
Регистрация
Регистрационные сборы
Прицепы весом менее 2500 фунтов не требуют титула.
Если вы приобрели новый или подержанный прицеп или прицеп для отдыха в дилерском центре, дилер занимается процедурами оформления права собственности, включая сбор 6% налога с продаж.
Передача права собственности
Если вы покупаете прицеп на частной продаже, передайте право собственности в офисе государственного секретаря, предоставив:
- Ваши действующие водительские права или удостоверение личности
- Название трейлера
- Плата за право собственности и регистрационные сборы
Если у вас нет права собственности на прицеп, представьте один из следующих документов в качестве доказательства права собственности:
- Документ о присвоении права собственности
- Купчая от дилера
- Купчая от продавца, включая прицеп:
— Год и марка
— Идентификационный номер автомобиля (VIN)
— Имя и адрес покупателя
— Имя и адрес продавца - Документ о прекращении удержания, показывающий, что любой кредит был погашен
Прицепы в сборе должны иметь специальное наименование в сборе. Чтобы подать заявку на получение прицепа в собранном виде, посетите офис государственного секретаря и предоставьте следующее:
- Ваши действующие водительские права или удостоверение личности
- Название трейлера
- Переуступленные документы о праве собственности (пример: уведомление о брошенном транспортном средстве из полицейского управления)
- Оригиналы накладных на все детали или компоненты
- Грузовой прицеп скольжение
- Номер транспортного средства/форма проверки дорожного оборудования, заполненная и подписанная сотрудником правоохранительных органов штата Мичиган
.
Ходовая часть прицепа (рама, ось и колеса) должна быть указана в представленных документах о собственности. Коробка, если таковая имеется, или кузов для прицепов-автобусов или кемпинговых прицепов также должны быть отмечены.
6% будут уплачиваться за материалы, использованные для модернизации прицепа, если только не будут представлены товарные квитанции, подтверждающие уплату налога.
После прохождения окончательной проверки в Государственном департаменте штата Мичиган трейлеру будет присвоен новый VIN-код, и он может быть зарегистрирован в офисе Государственного секретаря.
Небольшие прицепы без правового титула не должны проходить процесс сборки транспортного средства, поскольку эти транспортные средства не проходят проверку, как собранные прицепы весом 2500 фунтов и более, требующие оформления правового титула.
Наименования транспортных средств в сборе
Номер транспортного средства/форма проверки дорожного оборудования
Все прицепы и прицепы-автобусы, произведенные, собранные или самодельные, должны быть зарегистрированы, если они используются на дорогах общего пользования.
Прицепам выдается регистрационный и постоянный номерной знак, срок действия которого не истекает. Номер и регистрация не могут быть перенесены на другой прицеп.
Чтобы зарегистрировать трейлер, обратитесь в офис Государственного секретаря и предоставьте следующее:
- Ваши действующие водительские права штата Мичиган или удостоверение личности
- Вес прицепа или весовой чек
- Свидетельство о праве собственности, например:
— Присвоенное название прицепа с подписью продавца
— Предыдущая регистрация прицепа с подписью продавца
— Сертификат происхождения производителя
— Купчая торговая накладная прицеп:
— Год и марка
— Идентификационный номер автомобиля (VIN)
— Имя и адрес покупателя
— Имя и адрес продавца
После того, как ваш прицеп будет зарегистрирован, вам будут выданы постоянная регистрация прицепа и номерной знак.
Запланируйте посещение офиса
Регистрационные сборы устанавливаются в зависимости от веса пустого прицепа:
- 0-2499 фунтов: 75 долларов США
- 2 500–9 999 фунтов: 200 долл. США
- 10 000 фунтов. и выше: $300
Вы можете изменить свой адрес, указанный в регистрации транспортного средства для отдыха или плавсредства, через свою онлайн-учетную запись государственного секретаря или отправив форму изменения адреса по почте.
Чтобы исправить свое имя в титуле или регистрации, вам необходимо посетить офис государственного секретаря.
Перейти к онлайн-сервисам
Изменить адрес
Исправление заголовка
Судно, которое обычно не имеет права собственности, может быть названо, чтобы добавить правообладателя в запись. Вам нужно будет посетить офис государственного секретаря и принести свое удостоверение личности и подтверждение права собственности, например, регистрацию гидроцикла, чтобы подать заявку на право собственности.
Запланировать посещение офиса
После передачи права собственности на ваше имя вы можете попросить аннулировать прежнее право собственности в офисе государственного секретаря при условии, что гидроцикл больше не находится под арестом.
Запланировать посещение офиса
Нет, если вы не живете в Мичигане, вам не нужна регистрация в Мичигане, чтобы временно использовать снегоход в Мичигане. Тем не менее, вам нужно будет приобрести разрешение Департамента штата Мичиган на использование вашего снегохода на общественных землях.
Перейти на сайт Michigan.gov/DNR
Если ваш автомобиль был построен до 1991 года и не имеет права собственности, вы можете использовать купчую со следующей информацией для передачи права собственности:
- Год и марка автомобиля
- Информационный номер автомобиля (VIN)
- Имя и адрес покупателя
- Имя и адрес продавца
Любой ORV, ATV или внедорожный мотоцикл можно модернизировать для легального использования на дорогах общего пользования, , кроме :
- Четырехколесные вездеходы : Часто называемые «квадроциклами», это устройства с рулем. и сиденье, на котором сидит оператор.
- Серый рынок внедорожных «мини-грузовиков» и «микрофургонов» : Их нельзя модернизировать, чтобы они соответствовали стандартам выбросов Агентства по охране окружающей среды США и стандартам безопасности Министерства транспорта США. Примеры включают Suzuki Carry, Subaru Sambar, Honda ACTY, Mazda Scrum и Daihatsu Hijet.
- Бывшие военные «хамви» и бронетранспортеры
ORV, квадроциклы и внедорожные мотоциклы, которые были модернизированы для использования на дорогах, должны быть застрахованы действующим полисом страхования без вины штата Мичиган до им могут быть выданы регистрационные и номерные знаки. Перед модификацией ORV, ATV или внедорожного мотоцикла убедитесь, что ваш автомобиль может быть застрахован.
По сути, у прицепа нет двигателя, и он буксируется за другим транспортным средством. Прицеп-автобус определяется как транспортное средство, спроектированное и используемое в качестве временного жилого помещения для отдыха, кемпинга или путешествий, которое влечет за собой другое транспортное средство. В эту классификацию входят такие транспортные средства, как выдвижные кемперы, седельные колеса и туристические прицепы.
Автобусы-прицепы и прицепы должны быть зарегистрированы с постоянным номерным знаком прицепа. Все прицепы-автобусы и пикапы должны иметь право собственности, а также любые прицепы весом 2500 фунтов и более.
Массу прицепа можно найти в сертификате происхождения производителя (MCO) или в регистрации. Если у вас нет ни одного из этих документов, вам потребуется взвесить прицеп на сертифицированных весах. По закону прицеп можно буксировать без номерного знака по самому прямому маршруту в сертифицированных масштабах. Сертифицированные весы обычно можно найти на стоянках грузовиков, элеваторах, переработчиках металлолома и на свалках. Возьмите с собой квитанцию о весах, когда пойдете в офис государственного секретаря.
Остались вопросы?
Другие часто задаваемые вопросы
Отвратительные снежные упряжки — Фермерский коллекционер
В первые годы существования моторизованных транспортных средств многие фермеры строили свои собственные тракторы. Используя большой творческий потенциал и любые старые транспортные средства, которые были доступны в качестве основы, они придумали что-то полезное для фермы.
Несмотря на то, что примерно половине страны зимой в той или иной степени приходится иметь дело со снегом, почти нет записей о ранних самодельных попытках построить моторизованные вездеходы. Даже в таких местах с глубоким снегом, как у нас, только в 1930-х годах были изготовлены первые такие машины.
Практичность была не в центре внимания, а отдых. Молодые люди, не занимавшиеся в те месяцы сельским хозяйством, начали делать снежные нарты. Стандартная схема сборки состояла из трех лыж: двух сзади и одной спереди, которые управляли. На этой платформе был построен каркас, на котором сидел водитель. Двигатель разместили позади водителя. На двигатели были установлены специальные гребные винты, которые толкали сани вперед.
Разумеется, ширина и длина лыж (или полозьев, как их называли) зависела от веса рамы, двигателя и водителя. В каждом случае они были в несколько раз больше обычных лыж. Передняя лыжа имела металлическую полосу на нижней стороне, которая торчала в снегу, чтобы можно было управлять. Можно было внести лишь незначительные корректировки, но водитель мог удерживать снегоход в правильном общем направлении.
Дизайн, вдохновленный творчеством
Для успеха любой попытки необходимы три вещи. Во-первых, необходима была довольно длинная (две или более мили в длину) и в основном ровная, заснеженная площадка без препятствий. Сани двигались с довольно высокой скоростью и практически не имели тормозов. Во-вторых, снег должен быть покрыт коркой. По мягкому снегу пройти не удалось. Это означало, что идеальное время для катания на снежных упряжках было в конце зимы, когда снег лежал на земле в течение некоторого времени, а ночи были ниже нуля. В-третьих, удельная мощность снегохода должна быть адекватной.
Мой отец, Клод Баллард, в начале 1930-х помогал строить снежные санки. Из-за нехватки ресурсов использовался двигатель от Ford Model A. Model As была вдвое мощнее Model T, но по-прежнему выдавала всего 40 л.с. Наконец-то прибыл долгожданный пропеллер по спецзаказу. Строители были разочарованы, узнав, что 4-цилиндровый двигатель Ford не обладает достаточной мощностью, чтобы вращать большой винт на достаточно высоких оборотах, чтобы адекватно двигать сани. К тому времени, когда они наняли еще одного члена экипажа, который мог поставить более мощный двигатель Marmon, снежный сезон закончился. К счастью, в следующем году их пневматические сани скользили по снегу волнующим образом.
Как можно себе представить, ранние самодельные санки были довольно грубыми, но через год или два они стали более совершенными. К концу 1930-х некоторые из них были заключены в алюминиевую обшивку, что делало их похожими на самолеты. Из-за необходимости быть легкими ни одна из снегоходов в нашем районе не перевозила больше, чем одного водителя. Члены экипажа должны были получить острые ощущения, когда их творение летело по покрытому коркой снегу или по очереди садилось за штурвал.
Studebaker’s Weasel
Только в первые годы Второй мировой войны практичный вездеход стал реальностью. В 19В 40 г., захватив все более мелкие европейские страны, Германия захватила Норвегию. Англичане, союзники побежденного норвежского правительства, рассматривали нападение, чтобы отвоевать эту скандинавскую страну. Поскольку большую часть года в Норвегии лежит снег, для предполагаемого вторжения требовалась моторизованная снегоходная машина. Из-за своего опасного положения в качестве последней крупной европейской страны, сопротивлявшейся нацистам, у Великобритании не было ресурсов для производства автомобиля с нуля.
Американская компания Studebaker Corp. из Саут-Бенда, штат Индиана, согласилась спроектировать и построить автомобиль, отвечающий британским требованиям, хотя ничего подобного раньше не существовало.
Результатом стал Studebaker Weasel, двухгусеничная легкая машина, способная перевозить трех солдат и буксировать значительный груз по любому снегу. Несмотря на то, что британцы отказались от вторжения в Норвегию, Weasel оказался удачным военным транспортным средством, поскольку, помимо передвижения по снегу, на нем можно было ездить по глубокой грязи и грунтовым дорогам. С прикрепленными к носу и корме плавучими цистернами он стал амфибией. Было построено около 40 000; они использовались нашими военными дольше, чем любая другая машина времен Второй мировой войны.
Weasel стал базовым форматом почти для всех других вездеходов, построенных с тех пор. Теперь каждый горнолыжный курорт использует двухгусеничные снегоходы с огромными широкими гусеницами для подготовки трасс. У западных коммунальных компаний есть парки снегоходов с большими гусеницами, которые могут доставлять припасы туда, где это необходимо во время отключения электроэнергии в зимнее время.
Pacer обретает второе дыхание
Поскольку сегодня коммерческие продукты настолько распространены, то реже можно увидеть попытку человека создать вездеход для передвижения по снегу из кусочков всего, что есть в наличии. Поскольку у незанятых фермерских мальчиков теперь есть индивидуальные снегогенераторы для зимнего отдыха, они, очевидно, не возятся в магазине.
Однако недавно я наткнулся на самодельный снежный трактор, который заставил меня остановиться и посмотреть по двум причинам. Во-первых, то, что я увидел, было в районе, где редко встречается снег. Во-вторых, основной частью автомобиля был необычный коллекционный автомобиль — Pacer от American Motors Corp.
Это интересная история автомобиля, рассказанная владельцем/строителем, который живет в сельской местности на юге Айдахо, где практически нет снега. Горнолыжный курорт в северной Неваде использовал несколько снежных тракторов для подготовки своих трасс. Как можно себе представить, операторам приходилось быть очень осторожными, чтобы не завести машины боком на крутых склонах. Судя по всему, так и произошло, и снегоход несколько раз скатился с холма и разбился. Позже, на летнем аукционе, халк был утилизирован, и его выкупил нынешний владелец.
Не совсем готов к прайм-тайму
Несмотря на то, что в аварии была разрушена основная надстройка, платформа и гусеницы снежного трактора не пострадали. Новому владельцу пришла в голову идея создать полезный автомобиль. Нужно было какое-то тело разместить на платформе.
Поскольку снежные тягачи короткие и широкие, чтобы обеспечить достаточную проходимость по снегу, обычный кузов легкового или грузового автомобиля не подходит. Поездка по авторазборке с рулеткой выявила только AMC Pacer, продаваемый с 1975 до 1980 года как «широкий маленький автомобиль» был близок к этому. Был доступен приличный подержанный Pacer, поэтому его купили и адаптировали к раздетой раме.
Конструкция Pacer называется «unibody», что означает, что у автомобиля нет отдельной рамы. Все, что нужно было сделать, это снять его ходовую часть и модные крепления, чтобы прикрепить его к платформе снежного трактора. 6-цилиндровый двигатель Pacer приводит в движение снегоход через обычную автоматическую коробку передач, которая приводит в действие задние звездочки. Рычаги рулевого управления теперь занимают место, которое когда-то занимало оригинальное рулевое колесо. В процессе сборки менялись только те черты автомобиля, которые абсолютно необходимо было модифицировать. Таким образом, красивая обивка и внутреннее убранство все еще существуют.
С момента завершения строительства этот самый необычный снежный трактор использовался всего пару раз на снегу. Транспортировка его в место, где достаточно снега, чтобы попробовать его, требует некоторых усилий. Когда его спросили о его впечатлениях от него, владелец упомянул только, что он очень медленный, а вибрация довольно драматичная. Для тех, кто видел автомобиль, «драматичный» — отличное описание. FC
Единственные в своем роде снежные санки со спицами и французским акцентом
Предприимчивая команда братьев построила единственные в нашем районе снежные санки в 1930-х годов, это не было «толкачом». Один из братьев Хэллоуэлл прошел обучение на авиамеханика, и в учебном заведении использовались различные виды старинных двигателей для практического опыта. В конце этого обучения студент смог купить, все еще находившийся в ящике, излишки двигателя времен Первой мировой войны, который использовался для установки на самолет французского авиационного корпуса. Предполагается, что, поскольку даже «победители» в этом ужасном конфликте были экономически опустошены, двигатель в конечном итоге был продан в США, чтобы стимулировать иностранную экономику.
Этот двигатель, 80-сильный 9-цилиндровый радиальный двигатель LeRhone, использовался для привода снежных саней, очень похожих на самолет без крыльев. В основном это была трубчатая рама, на которой сидел водитель. Как и в самолете, рулевое управление осуществлялось хвостовым рулем направления. Обратите внимание на небольшие цепи, прикрепленные спереди и сзади к лыжам. Поскольку поверхность снега всегда неровная, цепи были необходимы, чтобы лыжи не засасывало в более высокие, чем обычно, сугробы. Если бы это произошло, произошла бы катастрофа.
Воздушные сани «тянущие» оказались очень успешными. Он был не только уникальным по внешнему виду, но и его 9-цилиндровый двигатель, который был построен в соответствии с авиационными практиками того времени, поражал зрителей. Причина? Коленчатый вал был зафиксирован, а сам двигатель вращался по кругу. В 1930-х годах в сельской местности Айдахо это было почти что из области фантастики.
Вышедший на пенсию учитель истории средней школы, Клелл Баллард работал на фермах с начальной школы, включая 53 лета, которые он провел, работая на засушливом сенокосном и зерновом ранчо своего дяди.