Расследования авиационных происшествий и инцидентов

Дата события06.08.2014
Регистрационный номер ВСRA-17890
Место вылета ВС
Аэропорт вылета
Планируемый пункт назначения
Планируемый аэропорт прилета
Место событияв районе н.п. Протоцкое Красноармейского района Краснодарского края
Широта
Долгота
ВСАн-2
Заводской №
Эксплуатант ВС
Владелец ВСООО «Юг-Лайн»
Дата завершения расследования (отчета)23.04.2015
Количество погибших0
Точность данных
Степень разрушения ВСВС уничтожено
Отчет

report_ra-17890.pdf (1.47 MB)

Вид авиацииКоммерческая
Тип работ
Примечание
Статус расследования

07 августа 2014

     06. 08.2014 г. в районе н.п. Протоцкое Красноармейского района Краснодарского края произошло авиационное происшествие с самолетом Ан-2 RA-17890, принадлежащим ООО «Юг-Лайн». По имеющейся информации, находившиеся на борту два члена экипажа не пострадали, воздушное судно разрушено и частично сгорело.

      В соответствии с российским воздушным законодательством Межгосударственный авиационный комитет сформировал комиссию по расследованию данного авиационного происшествия. Комиссия приступила к работе.

28 апреля 2015

     Комиссия Межгосударственного авиационного комитета завершила расследование авиационного происшествия с самолетом Ан-2 RA-17890 ООО Авиакомпания «Юг-Лайн», происшедшего 06.08.2014 г. в Краснодарском крае.

      Причиной авиационного происшествия с самолётом Ан-2 RA-17890 явилось его капотирование при выполнении вынужденной посадки на рисовый чек, покрытый водой.

      Необходимость выполнения вынужденной посадки была обусловлена падением мощности двигателя в полёте из-за разрушения жаровой трубы выхлопного коллектора и прогара заслонки всасывающего устройства карбюратора с дальнейшим попаданием выхлопных газов с высокой температурой во входное устройство карбюратора двигателя.

      Разрушение жаровой трубы выхлопного коллектора произошло по магистральной трещине возле гибкого патрубка всасывающего устройства карбюратора и носит усталостный характер, началось от поверхности поврежденного отверстия под болт крепления трубы к выхлопному коллектору. К моменту образования магистральной трещины оба отверстия в левой жаровой трубе под болт крепления к выхлопному коллектору имели недопустимые повреждения и размеры. При последнем ремонте системы выхлопа двигателя самолета Ан-2 RA-17890 левая жаровая труба уже имела недопустимые дефекты в узле ее крепления к выхлопному коллектору, которые не были устранены.

      Разрушение заслонки всасывающего устройства двигателя произошло в результате оплавления границ зерен ее материала в условиях сильного температурного воздействия, обусловленного разрушением стенки левой жаровой трубы по магистральной трещине. Подобному характеру разрушения заслонки способствовало несоответствие ее материала (алюминиевый сплав Д-16) заданной чертежом марке алюминиевого сплава АЛ-9Т.

     
По результатам расследования разработаны рекомендации по повышению безопасности полетов.

Как устроена силовая установка пассажирского самолета / Хабр

Всем привет. Недавно я читал ликбез очередному студенту на тему общего устройства оборудования самолёта. Вводный рассказ, хоть и отработанный до автоматизма, отнял пару часов времени и выявил необходимость ещё в двух-трёх вводных. Но лень — двигатель прогресса и я наконец дозрел до оформления всех этих «лекций» в печатном виде. А там, где есть внутренняя методичка, недалеко и до публикации на Хабре: вдруг, кому ещё интересно почитать будет. 

Перед началом изложения хочу оговориться, что моя основная специализация — бортовое оборудование, так что из моего описания может вполне получиться «идеальный самолёт для технолога». Тех, кого этот подход не пугает, а также всех тех, кому интересно зачем в кабине экипажа нужны все эти кнопки и ручки — прошу оценить первую публикацию «Силовая установка».



Кликабельная картинка, чтобы рассмотреть получше:



Силовая установка — общее название двигателей летательных аппаратов. Начну с них потому, что без двигателей самолет — не самолет, а в лучшем случае планер. Цена двигателей, к слову, составляет половину стоимости авиалайнера и компетенциями в разработке современных гражданских авиадвигателей обладают гораздо меньше стран, чем тех, кто обладают компетенциями в разработке самолетов.

На авиалайнерах сейчас ставят почти исключительно двухконтурные турбореактивные двигатели (ТРДД). Вот принципиальная схема такого двигателя:


  

Детали устройства можно прочитать во многих источниках, начиная с Википедии. Для нас, электронщиков, важно понимать следующие факты о работе такого двигателя:

  1. Компрессор сжимает забираемый снаружи воздух перед подачей его в камеру сгорания,
  2. В камере сгорания к воздуху подмешивается топливо,
  3. В камере сгорания происходит постоянное горение топливовоздушной смеси, приводящее к тому, что разогретый газ расширяется в сторону турбины,
  4. Турбина крутится под воздействием расширяющихся газов и крутит компрессор и/или вентилятор,
  5. Как правило, в двигателях бывает две связки турбина-компрессор: высокого давления и низкого давления. Они могут крутиться независимо друг от друга,
  6. Основную тягу, как это ни странно, даёт не горячий газ, выходящий из сопла, а вращение вентилятора,
  7. Обороты и тягу двигателя можно регулировать подачей топлива,
  8. В большинстве современных авиационных двигателей работой двигателя управляет специальный компьютер FADEC. Этот прибор анализирует параметры работы двигателя, внешние условия и управляющие сигналы от органов управления двигателем и управляет всеми приводами, влияющими на работу двигателя, например, топливным краном. Часть названия «Full Authority» означает, что: 
    • FADEC отвечает за ВСЕ аспекты работы двигателя,
    • Только FADEC отвечает за работу двигателя, т. е. нет никакого резервного контура управления, механических тяг управления газом и т. д.
  9. Кроме сигналов от органов управления двигателем FADEC анализирует данные от:
    • Системы воздушных сигналов (СВС): давление и температуру наружного воздуха, воздушную скорость самолёта — для уточнения параметров работы,
    • Датчиков обжатия шасси — для дополнительного контроля возможности включения реверса.

      Про обжатие шасси

      Обжатие шасси — термин, означающий, что самолёт не летит, опираясь на крылья, а стоит/едет по земле, опираясь на шасси. При этом амортизаторы шасси сжимаются и специальные датчики «датчики обжатия шасси» регистрируют это. Важно понимать, что коснуться полосы колёсами и обжать шасси — это два разных события.

    • Системы кондиционирования воздуха — чтобы вносить поправки в режимы работы двигателя в зависимости от количества воздуха, отбираемого для пассажирского салона и/или для работы пневматической системы для запуска второго двигателя.
  10. Основным параметром, ограничивающим предел мощности двигателя, является температура газов сразу за камерой сгорания. Разработчики двигателя хотели бы её поднять, но фундаментальные свойства известных материалов пока не позволяют этого сделать.


Чтобы запустить двигатель, надо раскрутить турбину высокого давления, подать топливо и дать первоначальную искру. После того, как турбина раскрутится примерно до 50% оборотов, двигатель начнёт раскручивать себя сам.

Первоначальную раскрутку двигателя можно осуществлять электрическим стартер-генератором (для маленьких двигателей) или специально поданным воздухом высокого давления от пневматической системы. К слову, воздух высокого давления в пневматической системе берется от второго (уже запущенного) двигателя, вспомогательной силовой установки (ВСУ) или внешнего источника. 

Про ВСУ

ВСУ — это такой небольшой (относительно основных, конечно) газотурбинный двигатель, который предназначен для генерации электроэнергии, давления в гидросистемах и воздуха высокого давления для запуска основных двигателей. Он меньше и его проще запустить электромотором от батарей. А раскручивать большие двигатели можно уже с его помощью. Также его используют, когда техникам надо поработать с оборудованием, а «гонять» большие двигатели, чтобы получить источник энергии, нецелесообразно. Подробнее про ВСУ расскажу в другой публикации.


Пример пульта управления, используемого для запуска двигателя:


Для автоматического запуска надо выполнить следующие действия:

  1. Переключатель «ENG START» (1) перевести в положение «IGN/ON» 
  2. Тумблер «ENG MASTER» (2) перевести в положение «ON» (вперёд). В этот момент FADEC:
    • Откроет кран пневматической системы для раскрутки турбины и компрессора высокого давления
    • Откроет кран топливной системы — чтобы было чему гореть
    • Даст искру на свечи зажигания
  3. Контролировать процесс запуска. Если что-то пойдёт не так — немедленно перевести тумблер запуска обратно в положение OFF
  4. Когда двигатель успешно выйдет на обороты малого газа — запустить второй двигатель по аналогичной процедуре
  5. Когда оба двигателя запустятся — перевести тумблер ENG START в положение OFF — во время нормальной работы двигателя дополнительные искры на свечах зажигания не нужны
  6. Во время автоматического запуска двигателя кнопки ручного запуска (3) не используются

Иногда нам надо покрутить двигатель, но не заводить его. Например, для проверок или чтобы «помыть» его внутренности керосином после консервации. В этом случае переключатель ENG START надо переводить в положение CRANK (прокрутка). Вся процедура запуска будет та же, но искры на свечах не будет. Нет искры — нет огня. 


Управление двигателями осуществляется с помощью рычагов управления двигателями (РУД). 


На каждый двигатель — свой рычаг. Тут всё просто: толкаем рычаг от себя — двигатель крутится быстрее, тяга растёт. Тянем рычаг на себя — крутится медленнее. Так как РУД не связан с топливным дросселем напрямую, можно не бояться, что мы сожжем двигатель большим количеством топлива или заглушим недостаточным. FADEC в любом случае не даст ему превысить предельную температуру выхлопных газов или заглохнуть. Кстати, с ограничением температуры выхлопных газов связан тот факт, что в жару и/или на высокогорных аэродромах двигатель может выдать меньшую тягу. 

В районе «малого газа» у рычага упор. Чтобы разблокировать перевод рычагов в зону режимов реверса, надо потянуть за специальную скобу. При реверсе двигателя специальные створки разворачивают поток от вентилятора двигателя в обратном направлении, помогая самолету остановиться:


Вообще, с помощью реверса самолёт может даже поехать назад, но, так как в этом режиме для двигателей, висящих под крылом, возможна ситуация засасывания в двигатель мусора и даже камней с взлётно-посадочной полосы, для авиалайнеров не рекомендуется включать реверс на малых скоростях. 

Для включения реверса FADEC анализирует не только положение РУДов, но и датчики обжатия шасси, так что случайно в воздухе запустить реверс невозможно.

Ещё у двигателей, бывает специальный «аварийный» режим. Включить его можно пересиливанием РУДов в положение, находящееся дальше взлетного режима (на картинке это положение APR — Automatic Power Reserve). Такой режим используется только при отказе одного из двигателей при взлете, когда надо гарантировать набор высоты в ущерб ресурса рабочего двигателя. Правда, после приземления работающий в аварийном режиме двигатель придется «перебрать».


Данные работы двигателей, как правило, отображаются на неотключаемой части центрального дисплея пилотов и на специальной странице с расширенными данными по двигателю.


В постоянно индицируемом окне статуса работы двигателя доступны следующие данные:

а. Текущие обороты вентилятора двигателя (напрямую влияют на тягу)
б. Температура выхлопных газов — параметр работы двигателя, часто ограничивающий максимальную тягу. FADEC ограничивает ток топлива в том числе, чтобы не расплавить конструкцию лопаток турбин. Лётчику тоже важно понимать, почему обороты не растут, хотя он «просит»
в. Заданные обороты вентилятора двигателя (разгон двигателя с малого газа до взлётного режима занимает десятки секунд и текущие обороты не всегда совпадают с заданными)
г. Обороты турбины высокого давления. Помните, что турбин две и они работают независимо? Так вот данные оборотов турбины высокого давления важны при запуске двигателя. В полёте контролировать их не надо
д. Текущий расход топлива
е. Признак включения реверса
ж. Установившийся режим работы двигателя (малый газ, взлётный, набор высоты)

На специальной странице дополнительных параметров работы двигателя может выводиться такая информация, например как:

  • Уровень, давление и температура масла,
  • Уровень вибрации двигателя,
  • Количество топлива, израсходованного с момента последнего запуска,
  • Давление воздуха в пневматической системе,
  • И т.д.


Двигатели, в которых вентилятор вынесен за пределы мотогондолы (корпуса двигателя) называются турбовинтовыми. Они обладают лучшими взлетно-посадочными характеристиками, но быстро теряют эффективность при росте скорости больше 0.5 скорости звука (приблизительно). Поэтому они в основном применяются в самолётах для местных авиалиний и военно-транспортной авиации, где возможность использования коротких и неподготовленных взлетно-посадочных полос важнее, чем крейсерская скорость. В конструкции таких двигателей также часто применяется понижающая трансмиссия, как, например, на рисунке ниже. 


Газотурбинные двигатели также используются на вертолётах, только в этом случае они крутят не пропеллер, а винт, сами двигатели в этом случае называются турбовальными. Хорошее видео, иллюстрирующее принципы их работы:


Ещё газотурбинные (турбовальные) двигатели ставят на танки (Т-80, Абрамс).

К преимуществам таких двигателей относят высокую удельную мощность, хороший запуск даже при низких температурах, возможность тянуть «с низов» — турбина высокого давления отделена от силовой турбины и двигатель не глохнет, когда гусеницы стоят неподвижно.

К недостаткам – высокую стоимость двигателя, сложность технического обслуживания, низкую приёмистость. По каждой из особенностей применения газотурбинных двигателей для танков есть разные полярные мнения, я же не специалист по танкам — не кидайте в меня камни. Я мог ошибиться. 🙂


Одним из «свойств» двигателя, сильно влияющим на конструкцию бортового оборудования, является так называемый «нелокализованный разлёт осколков двигателя». Это событие возникает при взрывном разрушении двигателя, когда лопатки компрессоров и турбин разлетаются во все стороны. 

При оценке последствий такого отказа, считается, что осколки обладают «бесконечной» энергией, которой достаточно, чтобы пробить любые преграды, разрубить любые трубы и провода. Для обеспечения безопасного завершения полета в случае такого нелокализованного разлета разработчики архитектуры электронного оборудования для каждого критического провода должны предусмотреть резервный, проложенный в отдельном канале, который не может быть перебит тем же осколком, что и основной провод.

Примечание для впечатлительных: на самом деле разработчики двигателей делают всё возможное, чтобы избежать нелокализованного разлёта, и действительно они случаются очень редко. Даже попадание крупной птицы в двигатель не сломает его. Но авиация — отрасль консервативная и мы закладываем в архитектуру противодействие всем потенциально возможным рискам.

Пояснение про ‘идеальный самолёт для технологов’:

Идеальный самолёт глазами инженеров. Лично мне взгляд технологов особенно симпатичен.

Сопряжение мобильного устройства с Windows | Wallpaper Engine

Вы можете соединить свои мобильные устройства с компьютером, чтобы по беспроводной сети передать свою коллекцию обоев в приложение-компаньон Wallpaper Engine на мобильном устройстве.

Приложение Android не может напрямую загружать обои из Мастерской из-за технических и юридических ограничений, которые не позволяют приложению Android напрямую подключаться к Мастерской.

СОВЕТ

Если сопряжение не работает, см. Backup Solution в нижней части этой страницы, чтобы узнать, как создавать пакеты обоев для мобильных устройств ( . mpkg ) и как импортировать их на мобильное устройство.

  • 1. Установите бесплатное приложение-компаньон Wallpaper Engine для Android
  • 2. Подготовка Wallpaper Engine для Windows
  • 3. Подключение мобильного устройства
  • 4. Перенос обоев на мобильное устройство
  • Решение проблем сопряжения мобильных устройств
  • 6 Установите бесплатное приложение Wallpaper Engine Android Companion 9.0027

    Прежде чем продолжить, обязательно установите последнюю версию сопутствующего приложения Wallpaper Engine для Android.

    Мы рекомендуем установить приложение через официальную версию магазина приложений, но вы также можете напрямую загрузить последнюю версию приложения прямо с нашей домашней страницы. Ссылки для загрузки и дополнительную информацию см. на нашей странице загрузки для Android:

    • Скачать Wallpaper Engine для Android

    Из соображений безопасности мы не рекомендуем устанавливать приложение из любых источников, не указанных на нашем веб-сайте.

    2. Подготовка Wallpaper Engine в Windows

    В приложении Windows нажмите кнопку Mobile в правом верхнем углу пользовательского интерфейса. Откроется обзор мобильного устройства. В нижней части обзора устройств нажмите кнопку Подключить новое устройство . Wallpaper Engine покажет вам 4-значный PIN-код, который вы можете использовать для сопряжения одного мобильного устройства на следующем шаге.

    Ваш браузер не поддерживает видео тег.

    3. Подключение мобильного устройства

    В мобильном приложении Wallpaper Engine нажмите Добавить в правом нижнем углу, а затем нажмите Сопряжение с компьютером . Приложение Wallpaper Engine будет искать в вашей локальной сети запущенные экземпляры Wallpaper Engine для Windows. Ваш компьютер с Windows должен появиться через несколько секунд, что позволит вам подключиться к нему, щелкнув по нему. Если вы подключаетесь впервые, вам будет предложено ввести 4-значный PIN-код (см. раздел Windows выше).

    Ваш браузер не поддерживает видео тег.

    После ввода PIN-кода строка состояния в мобильном приложении становится зеленой и показывает, к какому компьютеру оно подключено. В приложении Windows кнопка Mobile теперь также окрашена в зеленый цвет, чтобы указать, что мобильное соединение активно.

    По умолчанию Wallpaper Engine теперь всегда автоматически подключается к вашему компьютеру, если вы одновременно запускаете Wallpaper Engine на мобильном устройстве и на компьютере.

    4. Перенос обоев на мобильное устройство

    После установления соединения кнопка Mobile в правом верхнем углу становится зеленой.

    Теперь вы можете просто нажать кнопку Отправить на мобильное устройство справа или щелкнуть правой кнопкой мыши любой совместимый фоновый рисунок и выбрать Отправить на мобильное устройство , а затем выбрать свое устройство из списка.

    Scene Wallpapers

    Динамические и интерактивные обои типа Scene сначала будут оптимизированы для использования на мобильных телефонах и для обеспечения совместимости с мобильным оборудованием. Этот процесс может занять некоторое время. Вас также спросят, какой вариант качества вы хотели бы использовать, особенно для обоев с высоким разрешением, мы рекомендуем попробовать Сбалансированный вариант , если вы заметили проблемы с производительностью на своем мобильном устройстве.

    Ваш браузер не поддерживает видео тег.

    СОВЕТ

    Вы также можете перенести несколько обоев одновременно, нажав на несколько обоев, удерживая клавишу CTRL на клавиатуре.

    Решение проблем сопряжения мобильных устройств

    Если не удается выполнить сопряжение мобильного устройства с компьютером, прочтите наше руководство по устранению неполадок сопряжения мобильных устройств:

    • Решение проблем сопряжения мобильных устройств

    В руководстве также объясняется, как использовать встроенную функцию экспорта и вручную импортировать обои в приложение через USB или другим способом по вашему выбору.

    Как зарегистрировать устройства iOS с помощью Apple Configurator 2?

    Популярность использования устройств Apple для работы заставила ИТ-администраторов передать их под корпоративное управление. Используя такие инструменты, как Apple Configurator, администраторы могут регистрировать эти устройства и беспрепятственно управлять ими с помощью Mobile Device Manager Plus.

    Что такое Apple Configurator?

    Apple Configurator — это бесплатное служебное приложение для регистрации и подготовки устройств, которое позволяет ИТ-администраторам регистрировать и настраивать устройства Apple через USB-подключение. Используя Apple Configurator, администраторы могут просто подключить iPhone, iPad и Apple TV к устройству Mac, чтобы предварительно загрузить на эти устройства профили управления устройствами iOS, iPadOS и tvOS соответственно и распределить на них необходимые приложения, прежде чем назначать их пользователям. .

    Apple Configurator 2 — это последняя доступная версия этого инструмента, которая упрощает и делает процесс развертывания корпоративных устройств iOS более простым и эффективным. Вы также можете назначать пользователей устройствам и контролировать их, осуществляя дополнительный контроль. Администраторы могут применять мобильную безопасность на управляемых устройствах, импортируя существующие профили или создавая новые профили конфигурации с помощью Apple Configurator 2. Вы можете использовать Apple Configurator 2 для регистрации устройств, не приобретенных непосредственно у Apple или ее торгового посредника, в ABM, как описано здесь.

    Аналогично, Mobile Device Manager Plus также поддерживает регистрацию Apple TV с помощью Apple Configurator 2. Выполните приведенные здесь шаги, чтобы узнать, как использовать Apple Configurator 2 для регистрации Apple TV.

    Преимущества интеграции MDM с Apple Configurator 2

    Преимущества использования Apple Configurator 2:

    1. Отправка предопределенных конфигураций для корпоративных устройств iOS.
    2. Автоматическая регистрация с помощью Mobile Device Manager Plus.
    3. Массовая регистрация устройств.
    4. Расширенный контроль над контролируемыми устройствами. Дополнительные сведения об контролируемых устройствах и их преимуществах см. здесь.

    Подробное руководство по Apple Configurator смотрите в этом видео.

    Как зарегистрировать устройства iOS с помощью Apple Configurator?

    Предварительные условия для регистрации:

    1. Чтобы использовать Apple Configurator 2, убедитесь, что ваш Mac работает под управлением операционной системы 10.7 или более поздней версии .
    2. Перед установкой утилиты Apple Configurator рекомендуется обновить iTunes.
    3. Apple Configurator с MDM можно использовать только для устройств под управлением iOS 6 или более поздних версий. Если используется какое-либо устройство с более ранними версиями, операционная система устройств автоматически обновляется до последней версии.

    Вы можете использовать Apple Configurator для одновременной регистрации нескольких устройств. Выполните шаги, указанные ниже, чтобы зарегистрировать несколько устройств с помощью Apple Configurator.

    1. Подготовьте Apple Configurator 2.0
    2. Регистрация устройств
    3. Назначение пользователей

    Подготовка Apple Configurator 2.0

    После установки Apple Configurator 2 необходимо выполнить описанные ниже шаги для подготовки Apple Configurator 2.0:

      1. В Apple Configurator 2 нажмите «Файл», выберите «Новый профиль», а затем выберите «Wi-Fi». . Не изменяйте никакие другие профили, так как это может повлиять на профили, распространяемые с помощью MDM.
      2. Создайте профиль Wi-Fi и сохраните его.

      3. Нажмите «Файл», выберите «Новый чертеж» и назовите его.

      4. Откройте только что созданный план и нажмите «Профили», вам нужно добавить недавно созданный профиль Wi-Fi (который был создан на шаге № 2).

      5. Щелкните правой кнопкой мыши и выберите «Подготовить», как показано на рисунке ниже.

      6. Укажите Тип конфигурации как Ручной. Если вы хотите добавить мобильные устройства на портал Apple Business Manager (ABM) из Apple Configurator 2, включите Добавить в Apple School Manager или Apple Business Manager . Узнайте, как, из этого документа.

      7. Добавьте сведения о новом сервере, указав имя сервера и URL-адрес регистрации. URL-адрес регистрации, настроенный на сервере MDM.

      8. Сертификаты якоря доверия добавляются автоматически . Если Apple Configurator слишком долго загружает сертификаты привязки, пропустите и перейдите непосредственно к Назначить организации шаг, нажав Далее.

      9. Укажите название и сведения об организации, создав новую организацию в Apple Configurator 2.

      10. Выберите «Создать новый идентификатор контроля», чтобы создать новый идентификатор контроля в Apple Configurator 2.

      11. Если вы включили возможность добавления устройств в DEP с помощью Apple Configurator, введите данные своей учетной записи ABM

      12. Настройте помощника по настройке iOS, нажав «Подготовить».

      13. После завершения настройки в Apple Configurator 2 подключите устройства к Mac через USB. Теперь в Apple Configurator выберите устройство, выберите созданный план и добавьте его на регистрируемое устройство. После этого устройство перезагружается, и процесс завершается принятием созданного профиля в устройстве. После завершения устройство добавляется на сервер MDM, откуда его можно назначить пользователю.

    Регистрация устройств на сервере MDM из Apple Configurator

    Чтобы зарегистрировать устройства, необходимо указать URL-адрес сервера ME MDM в Apple Configurator 2.