Сотрудничество АМО ЗИЛ с Caterpillar и PACCAR – грузовики ЗИЛ с двигателями Caterpillar

Упущенный шанс, или Несбывшиеся надежды завода ЗИЛ (Часть 1)

Валерий Васильев, фото из архива автора

Часть 1
Часть 2

В постсоветское время ЗИЛ, как и другие крупные машиностроительные предприятия России, не сумев быстро адаптироваться к новой экономической обстановке, оказался на грани банкротства. И всё же судьба предоставляла старейшему автостроителю страны уникальный шанс превратиться в по-настоящему рыночную компанию с конкурентоспособной продукцией.

В 1990 году, т. е. ещё до распада Советского Союза, международные консалтинговые компании провели обследование Производственного объединения ЗИЛ. Иностранные эксперты в своём заключении отметили, что завод конкурентоспособен на мировом рынке, оборудование находится на современном уровне, а квалификация специалистов не вызывает сомнений. Единственным сдерживающим развитие предприятия моментом оказался менеджмент, чей уровень и навыки не соответствовали требованиям рыночной экономики. Вскоре, а именно 23 сентября 1992 года, предприятие преобразовали в Акционерное московское общество открытого типа «Завод имени И.А. Лихачёва» АМО ЗИЛ.

Иные экономические реалии

Однако иные экономические условия принесли не только свободу предпринимательства, но и серьёзные проблемы. Если в прежние времена флагману отечественного автопрома обеспечивали гарантированный сбыт его продукции, то теперь государственное финансирование основных покупателей компании – Министерства обороны и агропромышленного комплекса – с 1992 года уменьшалось на 40%. Сократился и сбыт зиловских шасси, на которые монтировался широкий спектр кузовов и спецнадстроек. Проблемы завода обострились. Под жёстким финансовым давлением оказались основные потребители его продукции, в результате чего рынок продаж резко сократился. Прервались и многолетние внутрисоюзные связи. И хотя предприятие было способно производить свыше 200 тысяч автомобилей в год, в 1993 году удалось выпустить только 108 тысяч. Столь же стремительно ухудшалось и финансовое положение компании.

Дилерская сеть ЗИЛа насчитывала около 100 региональных представителей по сбыту, которые ранее являлись структурными подразделениями завода и пользовались его средствами. Предприятие передавало им грузовые автомобили и запчасти на консигнационной основе. Такая система отношений вызывала значительные задержки в оплате и была невыгодна ЗИЛу.

Что касается выпускаемой продукции, то автомобили семейства ЗИЛ-431410 (ЗИЛ-130) и ЗИЛ-131 уже порядком устарели, а более современные грузовики ЗИЛ-4331, ЗИЛ-131Н, ЗИЛ-133Д и их производные требовали модернизации. В то время активно шла работа по созданию перспективного малотоннажного грузовика ЗИЛ-5301.

Спорт во время развития

Столичный автозавод очень нуждался в крупном стратегическом партнёре. Вот тогда-то и вспомнили о концерне Caterpillar Inc., первые деловые контакты с которым состоялись ещё в 1991 году. Тогда специалисты зиловской команды, участвующей в шоссейно-кольцевых гонках на Кубок Европы среди грузовиков, обратили внимание на мощный и очень надёжный 10-литровый турбодизель Caterpillar 3176, установленный на некоторых моделях конкурентов.

После более детального знакомства с американским мотором решили изучить возможность установки его на гоночный грузовик ЗИЛ-4421, вместо ранее использовавшихся дизелей КАМАЗ и Cummins. Технически это не представляло особых трудностей, тем более что необходимый в таких вопросах опыт уже имелся. Чуть позже для закрепления формальных отношений состоялась первая встреча представителей Caterpillar с руководством АМО ЗИЛ. Итогом переговоров стала договорённость об установке специально подготовленного двигателя Caterpillar на гоночный грузовик ЗИЛ.

Спортивные результаты не замедлили сказаться. Высокие технические параметры мотора, умноженные на возрастающий опыт лидера заводской гоночной команды Александра Маркина, позволили за два сезона из третьей десятки уверенно войти в первую пятёрку, занимая призовые места на отдельных этапах соревнований. Прогресс более чем убедительный. После столь обнадёживающих результатов обе компании решили не ограничиваться только спортивной тематикой, а перейти к более интенсивному и многостороннему сотрудничеству.

Один шаг вперёд…

Для начала попробовали установить топливную аппаратуру Caterpillar, обладающую высоким давлением впрыска, на серийно выпускаемый дизель ЗИЛ-645, топливная экономичность которого не была идеальной. Двухсторонняя группа специалистов, детально ознакомившись с этим вопросом, пришла к выводу, что для наиболее эффективной работы американской аппаратуры необходимо на отечественном моторе изменить форму камеры сгорания и угол наклона форсунок, что и было реализовано. Обновлённый таким образом зиловский двигатель стал расходовать меньше топлива и обладал увеличенной мощностью.

Для АМО ЗИЛ это был абсолютно правильный шаг, поскольку суверенизация бывших союзных республик и разрыв хозяйственных связей между ними привели к тому, что новейший завод топливной аппаратуры для двигателя ЗИЛ-645, находящийся в Житомире, вышел из состава предприятия. Не изменила положения в лучшую сторону и установка на зиловские дизели чешской топливной аппаратуры Motorpal, от которой вскоре пришлось отказаться из-за непомерно выросших цен.

Другим важным направлением работы стала адаптация дизеля Caterpillar 3208 к конструкции серийно выпускаемых грузовиков и конкретным условиям эксплуатации. Этот двигатель, обладая в целом похожими с ЗИЛ-645 характеристиками и техническими решениями, мог стать логичной альтернативой российскому мотору для установки на части грузовиков (по заказу потребителей), неплохо вписываясь при этом в подкапотное пространство.

Спроектированный для грузовиков и автобусов, работающих в умеренно тяжёлых условиях, V-образный 8-цилиндровый Cat 3208 хорошо зарекомендовал себя при эксплуатации на сотнях тысяч американских машин. Несколько больший рабочий объём (10,4 л), чем у его российского предшественника, обеспечивал американскому мотору повышенную на 13,5% мощность, на 33% крутящий момент при меньшей на 15% собственной массе и на 8% сниженном удельном расходе топлива.

Турбонаддувная модификация этого двигателя развивала мощность 250 л.с. и крутящий момент 884 Н∙м. Экспериментальные работы показали, что наиболее целесообразным является применение атмосферной (безнаддувной) версии этого мотора мощностью 210 л. с. на самосвале ЗИЛ-4514 грузоподъёмностью 10 т. Несколько позже такая машина была изготовлена. Её испытания подтвердили заявленные характеристики американского мотора, а посему данную модель через некоторое время стали предлагать к реализации. Cat 3208, смонтированный на ЗИЛ-4514 полной массой 18 625 кг, обеспечивал грузовику максимальную скорость 85 км/ч, расходуя 25 л топлива на 100 км при скорости 60 км/ч.

Появление «Новотрак»

Привлекали внимание и другие двигатели Caterpillar. Чтобы оценить реальные возможности заокеанских моторов, в 1992 году на шасси ЗИЛ-433512 изготовили автомобиль-фургон с термокузовом и холодильной установкой, который укомплектовали 148-сильным дизелем Caterpillar Cat 3114, а также седельные тягачи ЗИЛ-4421 и ЗИЛ-4423, оборудованные моторами Cat 3116 ТА мощностью 250 л.с. Причём последнюю модель выпустили в двух вариантах, каждую из них снабдили отдельным спальным отсеком с боковыми окнами, расположенным за кабиной, и нижними юбками-обтекателями. Зато сами кабины различались. Одна из них, серийная, получила накрышный объёмный аэродинамический обтекатель, а другую, модернизированную, сделали более высокой и увенчали раструбами клаксонов. Поскольку полная масса седельных тягачей при работе в составе автопоезда достигала 28 т, а установленный двигатель обладал довольно высоким крутящим моментом 881 Н∙м, его агрегатными партнёрами стали американские коробка передач и ведущие мосты.

В конце августа 1992 года упомянутые образцы с большим успехом экспонировали на московском «Моторшоу-92». Интерес вызвал гоночный тягач ЗИЛ-4421СЕ, а также линейка дизелей, представленных компанией Caterpillar.

Осенью 1992 года Caterpillar привлёк к сотрудничеству с АМО ЗИЛ своего давнего партнёра PACCAR в лице входящей в его состав компании Kenworth. В 1993 году окончательно сформировалась структура и определились приоритетные задачи взаимодействующих сторон. Вскоре соответствующее соглашение об организации совместного предприятия во время визита в Женеву подписали тогдашние руководители компании, президент и генеральный директор Валерий Сайкин, а также председатель совета директоров АМО ЗИЛ Александр Владиславлев. Так появилось совместное предприятие «Новотрак» (Novotruck), а датой его официальной регистрации стало 6 сентября 1993 года. Учредителями свежеиспечённой организации при равном долевом участии стали АМО ЗИЛ с российской стороны, компании Caterpillar и Kenworth – с американской. В результате сделки вырисовывался могучий промышленно-финансовый альянс, готовый выйти на рынок с современной высококонкурентной продуктовой линейкой.

АМО ЗИЛ – это старейший и самый крупный изготовитель среднетоннажных грузовиков в России, объединявший под своим крылом более десятка заводов как в столице России, так и в других городах страны. К началу 1990-х годов на головном предприятии почти полностью закончилась пятая генеральная реконструкция, которая вывела его на передовые технологические позиции. Более того, оборудование, установленное на столичном заводе, мало в чём уступало таковому, находившемуся в распоряжении американских партнёров.

Компания Caterpillar Inc., образованная в 1925 году, была известна во всем мире как один из самых значимых производителей строительно-дорожной, землеройной техники и двигателей внутреннего сгорания. Автомобильный сектор фирмы в 1990-х представляли сочленённые и карьерные самосвалы грузоподъёмностью от 18 до 218 т, внедорожные тягачи и пять серий дизельных двигателей, насчитывающих десятки моделей и модификаций: 4-, 6-, 8- и 12-цилиндровые рядные и V-образные двигатели мощностью от 76 до 2086 л.с. О масштабах деятельности компании Caterpillar красноречиво свидетельствовал годовой оборот, достигавший в то время $12 млрд.

Не меньшую известность приобрела продукция фирмы Kenworth Inc., которая вместе с американским Peterbilt Motors Company и английским Foden Trucks входила в состав корпорации PACCAR Inc. Грузовые автомобили Kenworth, славившиеся высоким качеством изготовления и долговечностью (пробег составлял 2–2,5 млн км), успешно работали в полсотне государств мира. Машины среднего и тяжёлого классов выполнены в капотной компоновке и с кабиной над двигателем. Среди них седельные тягачи, самосвалы, панельные автофургоны, полноприводные шасси для установки различного промышленного оборудования и т. д.

Годовое производство PACCAR в тот период достигало 47 тысяч грузовых автомобилей, а умелое планирование деятельности компании обеспечивало рентабельность производства на протяжении более чем 80-летней истории изготовления автотранспортных средств.

Основу производственной программы Kenworth составляли восемь базовых моделей, не считая многочисленных модификаций. Все выпускаемые грузовики кроме одного, согласно американской терминологии, относились к 8 классу грузоподъёмности, который составляют грузовые автомобили с полной массой свыше 15 т. Машины выполнялись с капотной компоновкой и кабиной над двигателем, среди них есть седельные тягачи, самосвалы, фургоны, полноприводные шасси для установки различного промышленного оборудования и т.д.

Тесные производственные связи между американскими фирмами определялись тем, что PACCAR устанавливал на свои грузовики свыше 30% двигателей, изготовляемых Caterpillar.

Большие планы

Генеральным директором СП стал Алексей Черепков, активно участвовавший в деле становления новой фирмы. Интересы Caterpillar представлял Джеймс Мартин, a Kenworth – Роджер Смит.

Главной целью совместного бизнеса тройственного альянса промышленных гигантов стал сбыт и обслуживание грузовиков ЗИЛ и Kenworth, оснащённых дизелями Caterpillar, а также создание новых совместных производств. Причём стратегическое пространство в коммерческой деятельности «Новотрак» должно было охватить не только рынок России, но и экономическое пространство стран, входящих в СНГ.

С самого начала в своей работе «Новотрак» ориентировался на западные стандарты, выполнение которых немыслимо без предоставления полного комплекса сервисных услуг при продаже и в течение всего срока службы автомобиля. Это означало, что для успешной реализации продукции трёх фирм необходимо тщательное изучение местного рынка, формирование пакета заказов, проведение послепродажного обслуживания на высочайшем уровне, обеспечение технической поддержки, в том числе бесперебойное снабжение запасными частями, организация рекламных и выставочных мероприятий и наконец – создание разветвлённой сети независимых дилеров во всех странах Содружества.

Благоприятные условия для успешной работы СП в тот период создавали и характер российско-американских отношений. Развитию двустороннего инвестиционного сотрудничества способствовала солидная договорно-правовая база. В ходе встречи в верхах в июне 1992 года были подписаны договор о поощрении и защите капиталовложений и договор об избежании двойного налогообложения, а также двустороннее соглашение о содействии капиталовложениям, которое позволяло американским инвесторам обращаться к услугам специального правительственного страхового агентства США – Корпорации зарубежных частных инвестиций (OPIC).

В Москве начал свою деятельнсть Российско-Американский фонд предпринимательства (Russian-American Enterpise Fund/ RAEF), созданный для поиска и привлечения инвестиций в экономику России.

OPIC объявила о своей работе с российскими и американскими компаниями над финансированием долгосрочного проекта в несколько сот миллионов долларов по производству грузовиков в России. OPIC подписала с АМО ЗИЛ и компаниями Caterpillar и PACCAR, специализирующимися соответственно на производстве дизельных двигателей и тяжёлых грузовиков, протокол о финансировании проекта.

Смешанная группа экспертов, работавшая на ЗИЛе, подготовила технико-экономическое обоснование проекта к концу I квартала 1994 года. После этого американская сторона предоставила государственные гарантии под кредиты частных американских банков для выпуска новых грузовиков на столичном предприятии. В ходе осуществления проекта планировалась и организация маркетинга, сервисного обслуживания российско-американских автомобилей.

Со своей стороны руководство России поддержало российско-американский проект посредством создания благоприятных условий при уплате таможенных пошлин и других платежей в бюджет.

По требованиям рынка

Маркетинговые исследования подтвердили, что наиболее интересными с позиции потребителей и прибыльными для «Новотрака» может оказаться достаточно широкая линейка автомобилей ЗИЛ, оборудованных двигателями Caterpillar, а также некоторые из моделей Kenworth с этими же моторами.

Для подготовки автомобилей ЗИЛ к продаже необходимо было решить ряд технических проблем. Кроме опытно-конструкторских и экспериментальных работ, направленных на интеграцию американских двигателей с зиловскими шасси, необходимо было провести значительный объём работ по технологической подготовке производства. Напряжённые усилия российских специалистов и их американских коллег позволили в течение нескольких месяцев наладить сборку грузовиков ЗИЛ с двигателями Caterpillar непосредственно на главном сборочном конвейере столичного завода.

Первую партию грузовиков, насчитывающую 18 единиц, «Новотрак» выпустил в марте 1994 года по индивидуальным заказам покупателей, которыми стали такие известные бренды как «Росцирк», российские представительства Coca-Cola, McDonalds и Master Foods. Солидность партнёров определила отношение к ним «Новотрака» – заказчики присутствовали при сборке грузовиков и могли на месте вносить свои коррективы.

Выбор решили остановить на четырёх моделях американских моторов. Однако наибольшее применение нашла модель Cat 3114 – компактный, 4-цилиндровый двигатель рабочим объёмом 4,4 л и мощностью 148 л. с., оборудованный турбонаддувом и промежуточным охлаждением воздуха. Применение на нём всережимного механического регулятора обеспечивал автоматическое увеличение подачи топлива при повышении нагрузки на двигатель, одновременно облегчая работу водителя. Этими моторами оснастили 110 автомобилей ЗИЛ-433512, поставленных известной компании Master Foods. Все машины оборудованы холодильными установками Thermo King и изотермическими кузовами, вмещающими 6,5 т продуктов.

С таким же успехом на шасси ЗИЛ-433502 и ЗИЛ-433512 могли быть установлены термоизолирующие и мебельные кузова, а также специализированные кузова типа «передвижной офис», «автолавка» и прочие, полезным объёмом до 20 м3. По желанию заказчика максимальная длина кузова может меняться от 4040 до 4710 мм при базе от 3800 до 4500 мм. Скорость машины достигала 90 км/ч, расход топлива составил 15 л на 100 км при скорости движения 60 км/ч.

Для удобства потребителей уже упомянутые ЗИЛ-433502 и ЗИЛ-433512 могли комплектоватья двигателем Caterpillar Cat 3116 вместо модели Cat 3114. Отличительной особенностью рядного шестицилиндрового Cat 3116 рабочим объёмом 6,6 л был широкий диапазон развиваемых мощностей – 170–250 л.с. в зависимости от модификации. Двигатель стандартно оборудовали турбонаддувом с промежуточным охлаждением, верхнерасположенным распределительным валом с роликовыми толкателями клапанов, системой непосредственного впрыска с индивидуальными насос-форсунками высокого давления на каждый цилиндр, всережимным механическим регулятором и шестерённым приводом компрессора. Перечисленные технические решения повысили топливную экономичность и моторесурс, снизили токсичность отработавших газов и уровень шума.

Невиданное разнообразие

В модельный ряд «Новотрака» включили автомобиль-тягач повышенной проходимости ЗИЛ-131Н4 (6х6), оборудованный дизелем Cat 3114. С этим мотором машина развивала максимальную скорость 80 км/ч, расходуя при этом 25 л топлива на 100 км пути (при скорости 60 км/ч). Масса снаряжённого автомобиля – 6705 кг, полезная нагрузка – 5 т (по бездорожью – 3,75 т). Модель могла быть оборудована ремонтной мастерской, буровой установкой, цистерной, фургоном и др. Один из полноприводных вездеходов ЗИЛ-131Н4 с двигателем Cat 3114 отправили заказчику в Северную Америку.

Продуктовая линейка, в которой применялись дизельные двигатели Cat 3116, оказалась довольно разнообразной. В неё входили двухосные машины (ЗИЛ-4421, ЗИЛ-4423) со 185-сильным двигателем, двух- (ЗИЛ-4423) и трёхосные грузовики с увеличенной до 200 л.с. мощностью. ЗИЛы с этими моторами изготовляли в вариантах седельных тягачей для работы в составе автопоездов и длиннобазных шасси для установки различных кузовов ёмкостью до 30 кубов. С 1995 года клиенты могли остановить свой выбор и на самой мощной модификации двигателя Cat 3116 ТА (250 л.с.).

Именно такой двигатель оказался в подкапотном пространстве седельного тягача ЗИЛ-54236A, предназначенного для работы на местных и ближнемагистральных перевозках. Партию подобных машин в количестве 100 единиц заказало у СП правительство Москвы, являвшееся владельцем контрольного пакета акций АМО ЗИЛ. На указанные тягачи устанавливали двухдисковое сцепление Lipe, механическую 9-ступенчатую коробку передач Eaton, карданный вал изготовила и поставила компания Spicer. Ещё одной особенностью машины стало то, что она комплектовалась новым, так называемым тяжёлым ведущим мостом, выдерживавшим 11,5-тонную нагрузку, и впервые на машине ЗИЛ была установлена АБС тормозов калужского производства.

Тягач имел колёсную базу 5600 мм. Его снаряжённая масса составила 5610 кг, нагрузка на седельно-сцепное устройство – 8,1 т, максимальная скорость движения автопоезда с нагрузкой – 85 км/ч. Полная масса автопоезда достигала 25–30 т (в зависимости от передаточного числа главной пары, которое равнялось 4,62 или 5,29). Тягач снабдили парой топливных баков объёмом по 300 л каждый, а также интегрированным спальным отсеком повышенной комфортности, имевшим два спальных места, улучшенные отделку и оснащение. Объёмные аэродинамические обтекатели обеспечивали экономию топлива при движении на высоких скоростях.

Двухсотсильными Cat 3116 могли комплектоваться трёхосные модели: шасси ЗИЛ-133Д4, седельные тягачи ЗИЛ-133ВЯ, ЗИЛ-13309А, ЗИЛ-13312А, бортовые грузовики ЗИЛ-13303А, ЗИЛ-13314А. Их оборудовали короткой кабиной или удлинённым вариантом cо спальным отсеком. Колёсная база автомобилей – 3800+1400 мм и 4610+1400 мм. Впрочем, все эти модели по желанию клиентов могли оснащаться и мотором Cat 3116 мощностью 185 л.с. Шасси были приспособлены для монтажа термоизолирующих или мебельных кузовов, а также специализированных кузовов типа «передвижной офис», «автолавка» и пр. полезным объёмом до 30 кубометров.

Ставка на бодибилдеров

В список фирм-производителей кузовов вошли Комбинат автофургонов (КАФ) из Шумерли и фирма «Автодизайн», базирующаяся в Набережных Челнах, ОДАЗ (Одесса) и АРЗ-8 (Москва). В качестве дополнительного оборудования для трёхосников предлагалась фитинговая платформа, на которой транспортировался 20-футовый контейнер и комплект обтекателей из стеклопластика для магистральных тягачей.

В «Новотраке» справедливо рассчитывали, что в ближайшем будущем её ключевыми заказчиками станут российские отделения компании Coca-Cola. В отличие от своего конкурента фирмы Pepsi, которая перевозила свои напитки на серийных автофургонах российского происхождения, Соса-Cola подошла к выбору своего фирменного транспорта со всей серьёзностью. Это означало, что в данном случае главным аргументом для попадания в корпоративную транспортную сеть служил американский двигатель Caterpillar, который «Новотрак» устанавливал на ЗИЛы. Первой ласточкой оказалось питерское отделение Coca-Cola, которое получило от СП четыре грузовика ЗИЛ-Caterpillar с финскими кузовами Interkori. Однако проект по экономическим причинам был малорентабельным, ведь монтируемый кузов по цене на 40% превосходил стоимость шасси.

Поэтому использовали другой вариант – сделали ставку на возможности отечественных фирм-бодибилдеров. Тем более недостатка таковых в России не ощущалось. Изготовителями, к которым обратился «Новотрак», стали КАФ и «Автодизайн». Транспортной базой для обеих моделей послужило шасси ЗИЛ-133Г4, оснащённое двигателем Caterpillar 3116 мощностью 200 л.с. и максимальным крутящим моментом 667 Н·м.

А вот кузова, оснащённые задним гидроподъёмным бортом Hydris (Франция) и автономным отопителем-подогревателем, заметно различались. Так, у шумерлинской машины распашные створки боковых дверей складывались традиционным способом – вперёд и назад, тогда как у фургона производства «Автодизайна» с помощью рычажного механизма нижние боковые створки откидывались вниз, занимая вертикальное положение, а верхние перемещались под самую крышу. Грузовики, как и предполагалось, приобрело Санкт-Петербургское отделение Coca-Cola.

Несмотря на то что цена шасси ЗИЛ-133Г4 с мотором Caterpillar составляла свыше $32 тыс., кузов с его установкой обходился в треть стоимости шасси, гидроподъёмный борт – 20% от цены шасси, у «Новотрака» грузовики с шумерлинскими кузовами заказала компания Inchcape, осуществлявшая доставку прохладительных напитков в Нижнем Новгороде, Самаре и Уфе.

Несомненный интерес представляла модель на шасси ЗИЛ-133Г4, оборудованная кабиной с интегрированным бытовым отсеком и двумя спальными полками компании «Автодизайн». Эта конструкция, внутри которой экипаж мог перемещаться не наклоняясь, стала в то время наиболее просторной по внутреннему объёму среди всех отечественных грузовиков. Да и среди зарубежных конкурентов с этим грузовиком по уровню комфорта мало кто мог тягаться. Машину снабжали бортовой платформой или термокузовом, который также изготовил «Автодизайн».

Самым компактным четырёхцилиндровым турбодизелем Cat 3054 рабочим объёмом 4 л могли комплектовать малотоннажные грузовики «Бычок» ЗИЛ-53012, а позже ЗИЛ-5301НО грузоподъёмностью 3 т. Высокооборотистый двигатель мощностью 111 л.с. позволял машине полной массой более 6,7 т развивать максимальную скорость 105 км/ч, расходуя не более 12 л топлива на каждые 100 км при скорости 60 км/ч. Первый образец с таким мотором продемонстрировали в 1994 году.

Перспективным для установки на большегрузные автопоезда ЗИЛ полной массой до 40 т признали рядный шестицилиндровый дизель Cat 3176 рабочим объёмом 10,3 л мощностью от 350 до 400 л. с. Двигатель обладал хорошей топливной экономичностью на всех эксплуатационных режимах, чему способствовала электронная система управления и самодиагностики.

Несмотря на заметно более высокую стартовую стоимость грузовиков ЗИЛ с дизелями Caterpillar по сравнению со своими российскими аналогами, потребитель получал машину с высокой степенью рентабельности и относительно малыми сроками окупаемости, благодаря увеличенному ресурсу дизеля, составлявшего два миллиона километров, надёжности, более низкому расходу топлива и уменьшенному объёму общих эксплуатационных затрат, включая техобслуживание и ремонт.

По утверждению генерального директора СП «Новотрак» Алексея Черепкова, грузовики ЗИЛ с двигателями Caterpillar должны были пользоваться устойчивым спросом на российском рынке. Однако определение стоимости машины зависело от спроса, а спрос зависел от цены. В итоге уровень базовой модели грузового автомобиля ЗИЛ-Caterpillar определили в $25–32 тыс. в зависимости от шасси, что вдвое превышало стоимость аналогов с российским двигателем, но в 1,5 раза оказалось дешевле зарубежных аналогов.

В 1994 году изготовили 150 грузовиков, 115 из которых приобрели заказчики из России и стран Содружества. Для более успешной реализации своей продукции «Новотрак» разработал целый ряд дилерских программ, которые позволяли приобретать автомобили со скидкой и в рассрочку. Наряду с этим дилеров обязали детально изучать спрос на продукцию «Новотрака» в своих регионах.

Часть 1
Часть 2

Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.

Кпп ЗИЛ-645 с демультипликатором | Festima.Ru

Автозапчасти

Таблица

Список

Лента

Продаётся КПП ЗИЛ-645 с демультипликатором 9- ти ступенчатая .В хорошем состоянии.

Мы нашли это объявление 4 года назад

Нажмите Следить и система автоматически будет уведомлять Вас о новых предложениях со всех досок объявлений

Перейти к объявлению

Тип жалобы
ДругоеНарушение авторских правЗапрещенная информацияОбъявление неактульноПорнографияСпам

Комментарий

Показать оригинал

Адрес (Кликните по адресу для показа карты)

Ставропольский край, Будённовск
Еще объявления

54232А-1701100 Вал вторичный КПП L=475 ф44 шест. 4передачи — 24зуба, Зил-4331, дв.645 в сборе ускоренный Цена с НДС! Доставка, отправка в регионы

Автозапчасти

2 года назад

Источник

кпп ! в oтл сoстoянии. paзбoрка.есть вcе звoните cпpашивайте. доcтавкa .бeзнaл.aвтoскупка.выкуп автo тpaктоpoв спецтехники сeльxозтeхники.покупаем запчaсти бу нoвыe. cпециализиpованнaя pазборкa грузовикoв в H.Нoвгоpoде Aвтo-вaря пpeдлaгaет Вaм пoмощь не толькo в пpиобретении запасных частей. Но и помощь в переоборудовании и восстановлении любые виды работ Вашего автомобиля попавшего в ДТП. Пишите присылайте фотос дтп оценка Поможем вам эвакуировать ваш автомобиль Подберём запчасти для ремонта Организуем рихтовочные сварочные работы. Покрасим кабину в нужный вам цвет. Соберём автомобиль в кротчайшие сроки.

Автозапчасти

2 года назад

Источник

Пpoдам зa 18000 pуб. Кopобку Отборa Мoщноcти MC 4333-9108100-04. Б/у, paбoчеe cocтoяниe. Устанавливаeтcя на правый бoковoй люк 5-ступ КПП a/м ЗИЛ c двигaтелем Д-645. Cлужит для пpиводa насоса HШ-32 (50). Bключeние КOМ осущеcтвляeтcя oт пневмо-cистeмы aвтомoбиля. Taкжe данный КOМ можно устaновить нa а/м ЗИЛ «Бычoк» и MАЗ через переходную плиту. Отправка в другие города, + 200 р.

Автозапчасти

2 года назад

Источник

Продается Кпп 9 ступеней.Стояла на Пожарном ЗИЛе 645. Практически без пробега.

Автозапчасти

Волгоградская область, Волгоград, ул. Саши Филиппова, 96

2 года назад

Источник

Продается Кпп 9 ступеней.Стояла на Пожарном ЗИЛе 645. Практически без пробега.

Автозапчасти

Волгоградская область, Волгоград, ул. Саши Филиппова, 96

3 года назад

Источник

Внимание! Festima.Ru является поисковиком по объявлениям с популярных площадок.
Мы не производим реализацию товара, не храним изображения и персональные данные.
Все изображения принадлежат их авторам
Отказ от ответственности

ДВС Зил 645 с КПП

Автозапчасти

2 года назад

Источник

ДВС Зил 645 с КПП

Автозапчасти

Челябинская область, Челябинск, Троицкий тракт, 23

2 года назад

Источник

Продается Кпп 9 ступеней.Стояла на Пожарном ЗИЛе 645. Практически без пробега.

Автозапчасти

2 года назад

Источник

продаю в хорошем состоянии кпп 9 ступка под 645 двигатель ЗИЛ

Автозапчасти

2 года назад

Источник

В заборе с навесным и коробкой кпп зил 645, двс практически не эксполатировался.

Автозапчасти

6 месяцев назад

Источник

Продаю Синхронизатор КПП, демультипликатора ЗИЛ-4331 (дв.645). Доставка. Отправлю в регионы.

Автозапчасти

Москва, МКАД, 43-й километр, 82Ю

2 года назад

Источник

Снята с рабочей машины. Все родное. Работает без нареканий. Уместен торг реальному покупателю

Автозапчасти

6 месяцев назад

Источник

Продаю кпп на зил 4331, 9 скоростей. В хорошем рабочем состоянии.(25 зубьев)

Автозапчасти

2 года назад

Источник

Продаю кпп на зил 4331, 9 скоростей. В хорошем рабочем состоянии.(25 зубьев)

Автозапчасти

Самара

2 года назад

Источник

В продаже скоростная коробка передач, 9 ти ступка на зил 4331 (с 645 мотором). Состояние отличное. Продажа с гарантией. Причина продажи — авторазбор. На авторазбор машина проехала своим ходом свыше 500 км, нареканий по коробке не выявлено

Автозапчасти

год назад

Источник

Продам пневмогидроусилитель ПГУ  на Зил 4331. Стоял на автомобиле Зил 4331 в компановке 9 ст кпп  + двс Д-645. Полностью рабочий, возможна отправка тк

Автозапчасти

2 года назад

Источник

Разбор, два зила моторы 645. Кабина, кузов бортовой, мост, кпп пока все есть. Возможна продажа целиком. Цена указана за двс

Автозапчасти

7 месяцев назад

Источник

КПП ЗИЛ 4331, торг .

Автозапчасти

2 года назад

Источник

КПП ЗИЛ 4331, торг .

Автозапчасти

Челябинская область, Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 37А

2 года назад

Источник

Продам карданный вал (Кардан) на Зил 4331.Стоял в компановке с 9ст КПП  и двс 645 дизель. Полностью рабочий. Готов к установке

Автозапчасти

2 года назад

Источник

Войти

Все сервисы становятся доступными без ограничений

Сможете пользоваться сервисом Festima.Ru на разных устройствах.

Это удобно и бесплатно

EMD «645» Двигатель: разработка, мощность, история

Последняя редакция: 13 февраля 2023 г. рынок локомотивов.

Дизельный двигатель появился на свет из-за потребности обеспечить повышенную мощность по сравнению с надежной моделью 567, которая производилась с 1938 года и, наконец, достигла предела своих возможностей.

Новый первичный двигатель был впервые испытан в начале 1960-х годов и, благодаря этому успеху, был запущен в производство несколько лет спустя. 645 стал двигателем почти всех популярных моделей EMD второго поколения, начиная с GP38 и заканчивая культовым SD40-2.

За это время были произведены тысячи этих первичных двигателей. Сегодня, учитывая высокий уровень успеха этого двигателя и многочисленные локомотивы, которые он приводил в действие, бесчисленное количество остаются в регулярных грузовых перевозках, сценарий, который вряд ли изменится в ближайшие годы.

История

Успех 645 во многом повторяет успех его более раннего аналога; EMD снова сделала свою домашнюю работу и разработала прочный двигатель, который было легко обслуживать.

Возможно, самым удивительным является то, что, несмотря на крах производителя, начавшийся в 1980-х годах, его двигатели 567 и 645 выдержали испытание временем. Они остаются предпочтительной силовой установкой даже сегодня.

Фотографии

Пять «двухсотлетних» SD45-2 из Санта-Фе (№ 5700-5704) были собраны для группового фото в Барстоу, Калифорния, 21 декабря 19 года.76. Фото Майка Бледсо. Коллекция American-Rails.com.

Разработка

К началу 1960-х годов новаторская и надежная модель 567 компании Electro-Motive исчерпала себя с точки зрения усовершенствования и наличия лошадиных сил.

Некоторые из последних моделей для его установки (567D3A) включали SD35 и GP30/GP35, каждая из которых предлагала 2500 лошадиных сил и была первым дизайном второго поколения, занесенным в каталог EMD. Двигатель 645 был предназначен для дальнейшего увеличения мощности, поскольку поезда становились больше и тяжелее.

Однако, хотя в то время EMD обычно шла своим путем, потребность в более мощном первичном двигателе могла быть вызвана конкуренцией. В 1963 году Alco выпустила шестиосный C628 мощностью 2800 лошадиных сил.

В то время как эта конкретная модель Century была продана менее чем за две сотни, этот шаг положил начало гонке лошадиных сил среди трех производителей (включая General Electric) до конца десятилетия.

Технические характеристики

4.
645 646 646 646.0053

Строитель
Электройновая дивизия (General Motors)
лет
1/1966-7. «
Bore & Stroke
9 1/16″ x 10 «
. Дисвязание
Aspiration

Roots Blower (645E)

Turbo (645E3 and 645E3A)

Compression Ratio

14. 5:1 (645E and 645 E3)

16:1 (645E3A)

RPM
900-950
Cylinders

8

12

1620

Рейтинги на лошадях
1000, 1500, 2000, 2300, 3000, 3300, 3600, 4200
. /GP40X/GP40P/GP40-2/GP40P-2, SD38/SD38-2/SD38AC/SD39/SDL39, SD40/SD40-2/SD40X/SD40A/SD40-2SS/SDP40, SD45/SD45-2/SDP45/SD45X , GP50, SD50, SD50S

Во многих отношениях первичный двигатель 645 был очень похож на 567, за исключением того, что для достижения большей мощности он предлагал больший рабочий объем, 645 кубических дюймов (отсюда и его название), а не 567. 

Двигатель имел ту же платформу и высоту хода, что и его предшественник, но диаметр цилиндра был увеличен с 8 1/2 дюйма до 9 1/16 дюйма, а скорость была увеличена с 800–900 до 900–950 об/мин.

Как всегда, EMD позаботилась о том, чтобы новая силовая установка включала резервирование, где это возможно, что позволяет заменять детали между множеством различных моделей.

Интересно, что это даже было перенесено в конструкции 567 поздней эпохи, которые могли принимать многие детали 645, что давало железным дорогам возможность еще больше продлить срок службы оригинального тягача EMD (и это был еще один способ, которым Electro-Motive продолжала доминировать на рынке). рынок).

Санта-Фе SD45-2 #5647 и четверка других единиц, включая арендованный Baltimore & Ohio GP40, возглавляют общий манифест в западном направлении через Кловис, Нью-Мексико, около 1980 года. Фото Майка Бледсо. Коллекция American-Rails.com.

Модель 645 была впервые представлена ​​на испытательном стенде SD40 в 1964 году. В том же году, в июле, компания Electro-Motive изготовила демонстрационный образец того, что стало частью ее дорожных переключателей серии 645 с турбонаддувом.

Эта конструкция оснащалась 16-цилиндровым двигателем 645E3 мощностью 3000 лошадиных сил.

Первичный двигатель был похож на 567 и в других отношениях; это была двухтактная V-образная конструкция, и в соответствии с первоначальной конструкцией «наддув осуществлялся с использованием «прямоточной» продувки воздуха, принудительно создаваемой нагнетателем Рутса с кулачковым приводом, работающим примерно в два раза быстрее двигателя», согласно книге Брайана Соломона Electro-Motive, E. Единицы и F Единицы .

Достаточно интересно, что в то время как EMD произвела почти десять демонстраторов SD40 и GP40 (вместе), первой актуальной моделью, которую она каталогизировала с 645, была SD45 из 19.65.

Оживленная сцена вдоль реки Рио-Гранде на Soldier Summit в Юте, около 1975 года. Ближайший к фотографу SD45 #5320. Коллекция American-Rails.com.

Лошадиная сила

Локомотив был запущен в производство в феврале того же года и был монстром, предлагая 3600 лошадиных сил за счет 20-цилиндрового тягача модели 645E3.

Серия ’45 производилась в виде нескольких вариантов, построенных до 1975 года, и только более 1250 SD45 были проданы.

Тем не менее, первоначальная конструкция столкнулась с проблемами прорезывания зубов на раннем этапе, что привело к поломке коленчатых валов. Компания Electro-Motive быстро смогла диагностировать и устранить проблему, но когда год спустя был представлен SD40 с 16-цилиндровым двигателем 645, большинство железных дорог выбрали его.

Продажи этой серии были потрясающими, учитывая безупречную надежность локомотива и правильную мощность.

EMD построила около 1300 SD40 и более 3900 SD40-2, прежде чем производство закончилось в 1919 году.80 (это не включает несколько сотен продаж других вариантов, таких как SD40T-2, SDP40 и SD40X).

Пара автомобилей Milwaukee Road SD45, которым всего несколько месяцев, на дворе Pigs Eye Yard в Сент-Поле, Миннесота; Июнь 1968 года. Фото Фреда Байерли. Коллекция American-Rails. com.

Компания Electro-Motive также правильно считывала рынок с четырехосными моделями Geep средней мощности, такими как GP38/AC/-2, GP39/-2 и GP40/-2, каталогизированными одновременно со своими шестиосными аналогами.

Сегодня большинство автомобилей Class Is больше не покупают дорожные переключатели B-B. Однако в течение 19В 60-х и 1970-х годах это все еще было нормой, и в 1980-е годы эти Geep продавались тысячами.

Надежность, которая никогда не подвергалась сомнению с продуктами EMD, стала проблемой в 1980-х годах, когда последние модели с 645F, такие как GP50, GP60, SD50 и SD60, страдали от механических и микропроцессорных проблем.

Это позволило General Electric опередить EMD, что справедливо и по сей день. Интересно, что теперь GE даже предлагает 645 запасных частей и услуги по восстановлению первичных двигателей.

Миссури-Канзас-Техас (Кэти) GP40 № 181 и № 194 вместе с GP38-2 № 315 и еще одним самолетом проезжают через Тейлор, штат Техас, около 1978 года. Фото Майка Бледсо. Коллекция American-Rails.com.

Сегодня последний доминирующий дизельный двигатель Electro-Motive продолжает регулярно использоваться в сотнях локомотивов по всей стране благодаря невероятному успеху производителя в эпоху второго поколения.

Нынешняя компания Electro-Motive Diesel, Inc., принадлежащая Progress Rail (подразделение Caterpillar), по-прежнему производит модель 645 по заказу, хотя преемник модели 710 в основном используется в производстве серии SD70.

Источники

  • Бойд, Джим. Американский товарный поезд, . Osceola: MBI Publishing, 2001.
  • Марре, Луис А. и Пинкепанк, Джерри А.   Современное руководство для наблюдателей за дизельными двигателями: полное справочное руководство по локомотивам с 1972 года . Milwaukee: Kalmbach Publishing Company, 1989.
  • Марре, Луис А.   Современное справочник по дизельным двигателям, The: Подробное справочное руководство по локомотивам с 19 лет. 72, включая программы восстановления, модернизации и лизинга (2-е издание) . Милуоки: Kalmbach Publishing Company, 1995.
  • Соломон, Брайан. Американский тепловоз, . Osceola: MBI Publishing, 2000.
  • Соломон, Брайан. Локомотивы ЭМД . Миннеаполис: Издательская компания MBI, 2006.
  • Соломон, Брайан. Локомотивы GE и EMD : иллюстрированная история . Миннеаполис: Voyageur Press, 2014.
  1. Дом

  2. Тепловозы

  3. EMD 645

Электродвигатель (GM) 645 2-тактный дизель, EPI Inc.

ЧТО
НОВИНКА
ЗДЕСЬ ?EPI
Продукты
и услуги

Технические статьи и описания продуктов

Основы машиностроения Поршень
Двигатель
ТехнологияEPI
Двигатель
Проекты Самолеты
Engine
ConversionsDetailed
Gearbox TechnologyEPI
Gearbox
ProjectsAircraft
Propeller
TechnologySpecial
Purpose
SystemsRotorWay
Helicopter
Issues

Reference Materials

EPI
Reference
LibraryEPI Manuals
and
PublicationsSome
Interesting
Links

Additional Products

Stuff
На продажу
(изредка)

 

 

Журнал Race Engine Technology

ВВЕДЕНИЕ в Race Engine Technology ПОДПИСАТЬСЯ
на Race Engine TechnologyДОСТУПНО
НАЗАД
ВЫПУСКИ

 

Последнее обновление: 06 мая 2020 г.

ПРИМЕЧАНИЕ. Все наши продукты, дизайны и услуги являются УСТОЙЧИВЫМИ, ОРГАНИЧЕСКИМИ, БЕЗ ГЛЮТЕНОВ, ГМО и не огорчают чьи-либо драгоценные ЧУВСТВА или деликатные ЧУВСТВА.

Хотя это кажется необычным, в 2020 году существует большое количество железнодорожных локомотивов, буксиров, стационарных силовых установок и других силовых установок.
приложения, в которых используется двухтактный дизельный двигатель с турбонаддувом ( GM Electromotive Division EMD-645 ), дизайн которого уже давно
50 лет.

Модель 645 была впервые представлена ​​на испытательном стенде в 1964 году.
железнодорожные локомотивы серии 645 с турбонаддувом. Этот локомотив использовал 16-цилиндровый двигатель 645 мощностью 3000 лошадиных сил.

Серия двигателей 645 производилась с 1965 по конец 1990-х годов, но с тех пор производство было прекращено.

На рис. 1 ниже показан вариант с 12 цилиндрами, установленный на локомотиве.

Рис. 1: 12-цилиндровый двигатель 645 в локомотиве

EMD-645 представляет собой 45-градусный V-образный двигатель с диаметром цилиндра 9-1/16 дюйма и ходом поршня 10 дюймов. Двухтактный
дизелям для работы требуется принудительная индукция, а 645 был построен в версиях с 8, 12 и 16 цилиндрами, а также в версиях с 8, 12, 16 и 20 цилиндрами.
версии с турбонаддувом. Двигатели с турбонаддувом в базовой комплектации развивают мощность 1525, 2305, 3070 и 3600 л.с. соответственно при 900 об/мин.

Подумайте об этом: — 3600 л.с. при 900 об/мин требует 21008 фунт-фут крутящего момента!

Этот двигатель представляет собой двухтактный двигатель с прямоточной конструкцией, что означает, что всасываемый воздух подается в цилиндры под давлением из
поршневые каналы в нижней части цилиндра, а сгоревшие выхлопные газы выходят через тарельчатые клапаны в головке цилиндров.

Примерно при 120 градусах после ВМТ четыре выпускных клапана в каждой головке цилиндров открываются и позволяют большей части сгоревших выхлопных газов покинуть цилиндр.
В нижней части хода поршень открывает впускные каналы, и воздух устремляется в цилиндры из нагнетаемой камеры в блоке и
продолжает удалять сгоревшие выхлопные газы сверху. Когда поршень движется вверх, он закрывает впускные каналы, и начинается большое сжатие.

Агентство по охране окружающей среды издало все более строгие требования к выбросам для всех таких промышленных дизелей. Во многих новых двигателях используются сложные
компьютерное управление, которое обеспечило огромное преимущество с точки зрения соблюдения требований по выбросам.

GM-645 полностью механическая — использует топливо с кулачковым приводом
форсунки на каждый цилиндр.

На рис. 2 ниже показан клапанный механизм для одного цилиндра с двумя коромыслами, управляющими клапанами (по одному на каждую пару клапанов,
с мостом) и центральным коромыслом, управляющим поршнем впрыска топлива.

Рисунок 2: Компоненты клапана и впрыска для одного цилиндра

Хотя двигатель снят с производства, он по-прежнему широко используется, а запасные части легко доступны на вторичном рынке. Хэтч и Кирк,
один из основных производителей запасных частей для этого двигателя заключил контракт с EPI, Inc. на разработку новой головки блока цилиндров и других компонентов для
помочь привести GM-645 в соответствие с требованиями по выбросам.

Во-первых, мы разработали новую головку блока цилиндров, которая точно заменяет оригинальную конструкцию, но пропускает на 22% больше воздуха при том же давлении и клапане.
поднимает как оригинал. H&K создала новую отливку по нашему дизайну и запустила ее в производство.

На рис. 3 ниже показана проверочная головка на технологическом стенде EPI с новой системой портирования, полностью сформированной в глине. Рис. 3. Новая головка цилиндра в разработке
вихря на набегающий воздушный заряд.

На рис. 4 ниже показан проявочный цилиндр на стенде EPI Flowbench. Этот цилиндр вместе с коническим адаптером потока в нижней части имел высоту более 28 дюймов и едва помещался на стенде. 9Рис. 4. Гильза цилиндра в разработке
технологии. Эта лопасть впрыскивает небольшое количество топлива в соответствующее время («предварительный впрыск»), что быстро инициирует сгорание в форсунке.
цилиндра, устраняя длительную задержку, необходимую для того, чтобы большое количество топлива поглотило достаточно тепла из сжатого воздуха для воспламенения. Примерно
Через 5-10 миллисекунд начинается основной впрыск, а также из-за того, что предварительный впрыск уже инициировал сгорание, а также из-за большого завихрения
вихря, создаваемого при впуске, поступающее топливо сгорает гораздо быстрее и полнее.

На рис. 5 ниже показаны коромысло, выпускной клапан и распределительный вал для одного цилиндра в сравнении с распределительным валом и клапаном малоблочного двигателя Chevy.

Рисунок 5: Сравнение размеров редуктора клапана

В дополнение к усовершенствованиям EPI главный инженер H&K разработал выступ особой формы («башню»), расположенный в
центр поршневой камеры. После работы двигателя под нагрузкой «башня» раскаляется докрасна.