Нерюнгри и освоение Южной Якутии: varandej — LiveJournal

Не секрет, что уголь и алмаз — это почти одно и то же, разница только в структуре и примесях. Главное богатство Якутии — не золото показанного в прошлой части Алдана, а углерод в двух своих самых известных формах. За алмазы отвечает Мирный, куда в этот раз я не добрался, ну а уголь добывают в Нерюнгри — «южной столице» Республики Саха, её втором по величине городе (57 тыс. жителей) на реке Чульман в 820 километрах от Якутска.

Первый раз я увидел Нерюнгри на 4 года раньше, чем остальную Якутию — из иллюминатора самолёта Москва — Южно-Сахалинск. Нерюнгри — явный представитель того же семейства, что соседняя Тында или Усть-Илимск, Надым или маленький Кодинск: многоэтажный спальный район, построенный среди пустой тайги в 1970-80-е годы. Не очевидный факт — это ещё и самый высокогорный город России за пределами Кавказа: 850м над уровнем моря, выше Кисловодска и Владикавказа. По сравнению с Якутском тут более ветрено, теплее зима и холоднее (но мы этого, мягко говоря, не заметили!) лето. На фото город повёрнут относительно карты градусов на 20 — главные улицы Нерюнгри проходят строго по параллелям и меридианам. Они делят город на кварталы, слева направо верхнем ряду Д, В и А (последний — неправильной формы), в среднем (за изогнутой улицей Маркса) Е, Г, Б и (у края правого облака) Л, в нижнем за широком проспектом Дружбы Народов — М, К, Н и левее них незастроенный И. В геометрическом центре города, на косой улице Маркса, можно различить белый собор с золотыми главками, а правее него проходит Южно-Якутская улица. По ней мы дошли на край города, а потом пересекли наискось второй слева в нижнем ряду квартал К, выйдя на проспект Дружбы Народов, к площади Ленина на первом слева перекрёстке. Облако в верхней части кадра скрывает Технопарк и Дворец культуры, которым мы посвятили большую часть времени в городе, а справа хорошо виден «Горняк» (2006-08) с красной крышей — не просто дворец спорта, а целый крытый стадион!

2.

В отличие от перечисленных в прошлом абзаце собратьев по жанру, Нерюнгри в своей тайге ещё и не одинок: вокруг города, как спутники вокруг планеты, расположились несколько ПГТ. В 7 километрах южнее — Беркакит (3,5 тыс. жителей), конечная станция советского Малого БАМа (1979), перпендикулярного «большой» Байкало-Амурской магистрали. Однако — это вполне полноценный БАМ, даже с шефством: Беркакит для братьев по забою строила Кемеровская область.

2а.

В 7 километрах восточнее Нерюнгри на тупиковой железнодорожной ветке Серебряный Бор (2 тыс. жителей) привлекает взгляд правильным полукольцом жилых кварталов и высокими (240м) густо дымящими трубами. Это Нерюнгринская ГРЭС (540 МВт), вместе с которой в 1979-83 годах посёлок и строился.

2б.

Наконец, самый дальний в этой системе Чульман (7,2 тыс. жителей) с обслуживающим Нерюнгри и Тынду аэропортом (1986) не был виден с того самолёта — он стоит в 25 километрах севернее. Но именно с Чульмана начиналась история освоения Южной Якутии. Испокон веков главной дорогой в этих краях служила Лена, причём дорогой скорее белой, чем голубой. Отделённая от Прибайкалья лишь невысокими холмами, она становилась чёрным ходом для степных народов, в итоге сложившихся в этнос саха, ну а в 17 веке туда проникли по волокам и русские люди. Лена выводит на Центральноякутскую равнину с её плодородными аласами, на которых ещё в дорусское время сложилась абсолютно самобытная цивилизация якутов, так и не успевшая стать государством. Россия, закрепившись там, стремилась к экспансии больше на восток и север, а вот южная Якутия от Станового хребта до Алданского нагорья во все времена оставалась углом в прямом смысле слова медвежьим. Сердцем потайного мира эвенков, с языка которых и Нерюнгри (не склоняется, а ударение на первый слог) переводят как Хариусная река. Эвенки знали о выходах чёрного камня, который, постаравшись, можно жарко поджечь, и уже в 1840-х годах об этом писал Александр Миддендорф по итогам своих экспедиций.

3а.

Но русских людей в эту тайгу смогло заманить только золото, к россыпям которого ещё до революции пытались подобраться промышленники с Амура. Они даже начали вскладчину строить колёсную дорогу от станции Большой Невер на Транссибе, в 1913-16 годах пройдя 293 километра (по другим данным — 327км), но с началом Гражданской войны та дорога заросла стланником и травой. При Советах поиски золота возобновились, и увенчались особым успехом в 1923 году на ручье Незаметном — там, где теперь стоит Алдан, в 1920-х дававший СССР почти половину добычи. В 1925-32 годах брошенная за время Гражданской войны дорога была возрождена и продолжена — теперь на 728 километров до Укуланской пристани (нынешний Томмот) с веткой к базе Чуран на Лене. Эта трасса и называлась изначально Амуро-Якутской магистралью, и со всеми станциями да постами представляла собой то ли последний русский ямской тракт, то ли эрзац железной дороги. Станция Якут в 1926 году сделалась центром Тимптонского района, но поворот в судьбе Южной Якутии случился у поста Чульман (изначально, в 1926-28 — Утёсный): в 1932 году в 12 километрах севернее дорожники с парой импортных тракторов «Кейс» наткнулись на угольный пласт. С 1936 года там наладили дОбычу для местных нужд, однако этого хватило, чтобы Чульман к 1941 году разросся до ПГТ и стал центром Тимптонского района. Выше хороший кадр годов так 1970-х — на переднем плане совершенно железнодорожный по архитектуре мост АвтоАЯМа, а поодаль дымит Чульманская ТЭЦ (1959-62) — небольшая (48 МВт), но первая работавшая на южно-якутском угле.

3.

Сам посёлок Угольный, где находилась первая штольня, теперь исчез без следа. Но судьбу каких-нибудь Сангара или Джебарики-Хая (входящими, между прочим, в совсем уж колоссальный Ленский угольный бассейн) с их одинокими шахтами для окрестных нужд Чульман не повторил, так как на Южную Якутию у СССР были свои большие планы. По аналогии с Украинским щитом, где есть Донбасс, Кривбасс, цветные металлы (включая уран) и огромное количество нерудных ископаемых, на Алданском щите советские геологи и госпланщики ожидали таких же несметных богатств. В 1950 году Чульман сделался базой читинских геологов: Чульманская экспедиция искала уголь, Эвотинская — железо, Аямская — нерудное сырьё. В 1951 году все они были сведены в Южно-Якутскую комплексную экспедицию (с 1980 — Южно-Якутская геологоразведочная экспедиция) и впоследствии полностью оправдали надежды. В основном в 1960-70-х ЮЯКЭ (ЮЯГРЭ) обнаружила крупнейшие в мире залежи флогопита (разновидность слюды), множество самоцветов вроде хромдиопсида и дианита (а вот чароит открыли близ Олёкмы чуть раньше), сравнимый с Криворожьем железорудный бассейн (освоение которого пока не началось), крупнейшее в мире (!) Эльконское месторождение урана, ещё какие-то явно упущенные мной богатства, ну и собственно уголь, наконец. Предание о его открытии слишком романтическое и чтобы быть правдой, и чтобы я мог о нём умолчать, хотя другая, не менее красивая версия, гласит, что угольный пласт случайно нашёл владикавказский студент-практикант Альфред Коваленко. Основная легенда же повествует о том, как ещё в 1951 году отряд геологов Чульманской экспедиции (базой которой был посёлок Чульмакан неподалёку) под началом 25-летней волжанки Галины Лагздиной повстречала в тайге старого эвенка Филиппа Лехнова. Тот ещё в 1910-20-х годах работал проводником и каюром со старателями, и хранил в своём чуме записку, которую много лет назад должен был передать по адресу, поехав за порохом и пулями в Алдан. Почему-то не сумев это сделать, старый охотник корил себя, но даже прочесть записку не мог в силу своей неграмотности. А вот Лагдзина прочла: «Здесь, на Нерюнгре, я нашёл уголь. Таких пластов я даже в Горловке не видел. Чистейший антрацит. Это вот и есть настоящее золото«, и молодую (геолого)разведчицу вдохновили эти слова. Эвенк нарисовал ей карту, и вскоре вышедшая из Чульмакана партия нашла на Хариусной реки пласт с говорящим названием Пятиметровый. В 1953 выше по речке обнаружился пласт Мощный, так что у геологов не осталось сомнений — меж Алданским нагорьем и Становым хребтом вытянулся Южно-Якутский угольный бассейн. С него и было решено начать освоение здешних богатств.

3б.

В 1963-67 годах была налажена добыча на пласту Мощный, посёлочек которой, видимо, теперь погребён под отвалами. Город Нерюнгри начали строить лишь в 1975 году вместе с железной дорогой — это была полноценная часть Байкало-Амурского проекта, разве что без шефства на Большой земле. Первые деревянные дома Нерюнгри ещё стоят на Пионерной и Комсомольской улицах:

4.

Там же проходит проспект Геологов, ведущий в Серебряный Бор. На въезде в него можно увидеть панно, у пересечения с АЯМом — композицию «Олонхосут» (1985; одно из редких напоминаний, что здесь Якутия!), а примерно в километре от мест с этих кадров, на дальней стороне Старого города — памятник Первостроителям (1986). Но мы не увидели ни первое, ни вторую, ни третий — невыносимая жара и недостаток времени от поезда до поезда оставили в моём рассказе много дыр, которые придётся затыкать ссылками на чужие фото. В Старом городе же мы зацепились за грандиозный Дворец культуры имени 40 лет Победы… ну и 10-летия города (1985) заодно.

5.

Большую его часть занимает Театр Актёра и Куклы, вторая половина названия которого появилась в 1985 году, а первая — в 1992-м.

5а.

У второго подъезда ДК задорно щёлкал в воздухе кнутом парень в майке с Егором Летовым, не иначе как один из актёров. Увидев наши фотоаппараты, он сперва нырнул в дверь под крыльцо, но вскоре вернулся и даже охотно спозировал.

6.

Девушка, смотревшая на него с крыльца, требовательно пригласил нас войти — вторую половину здания занимает Нерюнгринский музей истории освоения Южной Якутии, учреждённый ещё в 1976, а в 1981 накопивший достаточно экспонатов, чтобы открыться. Понимая, что времени мало, а на жаре мы ещё и медлительны, я сперва вовсе сюда не собирался, а потом подумал — куплю из вежливости билет без фотосъёмки, пробегусь 10 минут по этажам и пойдём дальше. В итоге мы зависли тут на полтора часа — музеи Якутии, начиная со столичного кластера и продолжая Олёкминском, Майей или Чурапчой, и в этот раз не разочаровали.

7.

Часть кадров отсюда я включил в свои обзорные посты о Якутии, но не меньше экспонатов тут впечатляют интерьеры, разработанные (вместе со всей нынешней композицией) в 1992 году специалистами московского Исторического музея:

8.

На втором этаже — стеклянное панно с важнейшими палеонтологическими и археологическими точками на карте:

9.

Да витрина с атмосферой раскопок — первые зачатки интерактива в советской ещё экспозиции:

10.

Третий этаж с самоцветами украшает карта из разноцветных камней:

11.

Но больше всего впечатляет огромное берестяное пано в духе «Олонхо» над лестницей, через все 3 этажа:

12.

Так и не смог найти про него каких-либо подробностей, даже имени автора. Но вероятно (и вроде бы в музее нам так и сказали), это был иркутянин Евгений Ушаков, чьи творения я прежде видел в Усть-Илимске.

13.

Если говорить про экспонаты, то здешняя коллекция минералов, конечно, проигрывает Сокровищнице Якутии, но точно превосходит Якутский музей. В этнографическом зале по трём сторонам отличные витрины якутов, русских и эвенков. О последних как коренных жителях здешней тайги Нерюнгринский музей рассказывает больше, чем любой из музеев Якутска.

14.

Но самая насыщенная экспозиция — про собственно освоение Южной Якутии, и именно в ней пересняты все фотографии из начала поста, а ещё больше осталось на пост об АЯМе. Вот уголок о поисках угля с инвентарём геологов середины ХХ века. Самые интересные его предметы — макет кустарной буровой вышки и один из первых советских буровых станков КАМ-500, активно использовавшийся в 1930-60-х годах в геологоразведке:

15.

В общем, ради этого музея я пожертвовал осмотром нескольких памятников, но музей явно того стоит. Обиднее всего было не успеть в местный Парк Славы на стыке районов Е и Г с весьма необычным мемориалом «Ника» (2005) от скульпторов из братского Улан-Удэ. Вместо него мы увидели маленький памятник, видимо времён основания города, между ДК, гостиницей и полицией:

16.

Выйдя на Южно-Якутскую улицу, мы побрели в сторону центра. В этой части города ничего не цепляет взгляд, так что вот пока просто детали:

17.

Самая запоминающаяся мелкая деталь Нерюнгри — не на стенах домов или остановок, а под ногами. Алданский щит столь богат, что даже щебень тут похож на самоцветы:

18.

Осилив с полкилометра, мы поняли, что вот-вот помрём от жары, и завалились в кулинарию — как обычно и бывает в русской глубинке, перекусить в городе толком негде. Впрочем, пирожки в кулинарии оказались отменные, а интерьер её оснащён вот такой милотой:

19.

Нерюнгринский центр за улицей Кравченко начинается, внезапно, религией. В квартале А в прямой видимости друг от друга стоят две церкви — евангелистов (1995) в брутальном бетонном здании, похожем больше на ДК какой-то так и не наступившей для Союза эпохи…

20.

…и православная Казанская (1992-93), как бы не первая построенная в Якутии (кроме, разве что, музейной в Соттинцах) со времён революции.

21.

То в общем и немудрено: в шахте во время ЧП, как в окопах под огнём, атеистов не бывает, и уж во всяком случае как бы не большинство редких храмов советской эпохи были построены в 1940-50-х годах именно в шахтёрских посёлках. Здесь, конечно, уголь добывают открытым способом, но народ ехал за длинным рублём и московским снабжением из тех же Донбасса, Кузбасса, Караганды… Да и в наши дни едет: в последние годы неуклонно убывающее с пика в 77 тыс. жителей (1989) население Нерюнгри снова растёт за счёт организованного переселения квалифицированных шахтёров с Донбасса. Кроме того, Нерюнгри в Якутии — не только южная, но и русская столица: славян тут 85%, а якутов (2,5%) немногим больше, чем татар, бурят или эвенков (по 1,5-2%). Крест во дворе Казанской церкви не похож на якутские сурэхи, а пластиковую Рождественскую часовенку поставили в 2009 году «в честь всех строителей Южно-Якутского топливно-энергетического комплекса»:

22.

Третьей культовой постройкой в Южной столице Якутии должна стать мечеть, которая строится теперь в несостоявшемся квартале И. Советские кварталы на прямых или плавно изогнутых (причём чаще всего — в вертикальной плоскости) улицах — это и есть большая часть Нерюнгре. В А, за церквями — гостинки:

23.

В Б за Южно-Якутской улицей — необычные пятиэтажки с высокими трубами на крыше и скруглёнными углами. Они запомнились мне «фишкой» не просто БАМа, а Малого БАМа — я видел такие в Тынде и на станциях южнее неё. Обратите внимание на корпоративный автобус: если сам Нерюнгринский угольный разрез разрабатывает «Якутуголь», то основанная в 2004 году частная компания «Колмар» в 2010-х годах построила в тайге поодаль несколько шахт и разрезов и целый Инаглинский ГОК.

24.

К и Н за проспектом Дружбы Народов застроены вот такими многоэтажками:

25.

Обводы их балконных окон запомнились мне архитектурным лицом Нерюнгри:

26.

Но при всём сходстве с Тындой, Северобайкальском или Новым Ургалом в архитектуре, планировке и самой истории строительства, атмосферой Нерюнгри совершенно на них не похож. Строить пути сквозь глухую тайгу, воспетую Иваном Ефремовым и Григорием Федосеевым, просто куда романтичнее, чем в который раз давать стране угля. Пожалуй, я бы сравнил Нерюнгри с кузбасским Междуреченском или карельской Костомукшей — зажиточный, в меру благоустроенный, далёкий в своей тайге от дрязг большего мира, но всё-таки живущий рабочими буднями обычный город горняков.

27.

На кадре выше — квартал Н, «свечки» у дороги к вокзалу и одинокая труба городской котельной. На сопке поодаль — не горнолыжка, а гранитный карьер. У перекрёстка Южно-Якутской и Дружбы Народов, на стыке кварталов Б, К, Л и Н, мы набрели на стихийный базарчик с дарами леса. В основном продавали то ли чернику, то ли голубику, в конце июля оказавшуюся незрелой и кислой. Засмотревшись на лотки, мы малость потеряли направление среди широких улиц и одинаковых домов, и вместо того, чтобы свернуть на Дружбу Народов, побрели по Южно-Якутской, пока не упёрлись в край города — гаражи на застроенном лишь с одной стороны проспекте Мира. Наша следующая цель лежала на противоположном углу квартала К, и мы пересекли его дворами. Дворы Нерюнгри переполнены машинами, приятно холмисты, а сосенки остались, видимо, от росшего тут прежде леса:

28.

В глубине квартала — симпатичное здание чего-то больничного:

29.

У перекрёстка проспектов Ленина и Дружбы Народов мы вышли к ДК имени Пушкина (1999) — главному общественному пространству в шахтёрском городе:

30.

Он выходит фасадом к площади Ленина, в пейзаже которой у здания администрации соседствуют Аал-Луук-мас и Матрёшка:

31.

Упраздненный в 1963 году и включённый в состав Алданского улуса Тимптонский район был возрождён в 1975-м уже как Нерюнгринский улус. Средний в якутских масштабах по площади (99 тыс. км², примерно с Кемеровскую или Ростовскую области), по населению (70 тыс. человек) он спорит с Мирнинским районом за первое место в Республике. И именно два района добычи двух форм углерода слагают в Якутии русское ядро — картина, удивительно знакомая по большинству стран Ближнего зарубежья! Перед администрацией — три сэргэ (якутские священные коновязи) и покровительница шахтёров Святая Варвара (2015):

32.

Ещё два памятника были изготовлены в уральском Касли (знаменитый центр чугунного литья) по заказу «Якутугля» как подарок городу — «Горняк и сын» (2017) и «Рудознатец» (2015). И если первый вполне себе наш парень, то второй на сибирского косматого геолога не очень-то похож — это копия работы немецкого скульптора Фридриха Ройша (1893), когда-то украшавшего Кёнигсберг.

33.

Мимо торца администрации мы и пошли по проспекту Ленина, высматривая какой-нибудь магазин — нам предстояла дальняя дорога на Улан-Удэ с пересадкой в Сковородино. В итоге мы снова дошли до улицы Маркса между кварталов А, Б, В и Г и там затарились в отличном магазине «Океан». По памятникам, до которых не успели дойти, я было думал покататься на такси, но вызванный водитель был угрюм, а на вопрос, где тут памятник Победы, ответил что-то вроде «понятия не имею, мне такое не интересно». На самом деле до «Ники» от «Океана» нет и полкилометра… однако не интересовался подобным в Нерюнгри и Maps.me, так что мы ни с чем уехали к вокзалу. Куда больше нам повезло с таксистом, который увозил нас с вокзала в город по утру — пожилой доброжелательный человек с мягким голосом и ориентировался прекрасно, и как нам дальше идти пешком очень хорошо объяснил. Всё показанное выше мы смотрели лишь после, а изначально с вокзала отправились к главной достопримечательности Нерюнгри — Технопарку:

34.

Так называют в обиходе Музей горнодобывающей техники, устроенный в 2010 году по соседству с больницей на сопке за пару километров от Старого города. Таксист посетовал, что всё это создавалось прошлым мэром (имя я не запомнил), при котором и на город было приятно смотреть, но с тех пор мэр ушёл и тут всё развалилось. В России, конечно, так говорят чуть менее чем про всё, и ореол созидателей водится только за бывшими мэрами, но в данном случае это выглядит похожим на правду. Вдвойне — в суровом городе шахтёров: набегам вандалов Технопарк подвергается чуть ли с момента открытия, а стоявший здесь изначально УАЗ и вовсе разобрали на запчасти. У входа — внезапная мантра:

34а.

Музей вытянут вдоль Аллеи Первостроителей, которую открывают Як-40 и экскаватор Э-2503, выпускавшийся до конца 1980-х в Воронеже. По сравнению с тем, что я видел издалека на, скажем, Ленских приисках — в общем-то даже и небольшой: объём ковша «всего» 2,5 кубометра, но можно представить, какие страсти видел этот ковш!

35.

Дальше на Аллее Первостроителей стоит среди сосенок нечто, пытающееся выдать себя за Сибирский острог:

36.

Прямо сказать — не слишком убедительно, но надо же детям, пришедшим сюда, хоть где-нибудь лазать?

36а.

Ведь дальше Технопарк вступает в права окончательно, и пожалуй самая потрясающая особенность этого музея — в том, что каждая машина тут не особь, а личность. Вот скажем колёсный бульдозер WD-600-1 справа был произведён в 1989 году японской фирмой «Комацу» специально для «Якутугля», до 2009 года работал на Нерюнгринском разрезе, а в бригаду его входили Евгений Иванов, Александр Титков, Иван Мизун и Владимир Коровин. За ним небольшой (на 30 тонн) «Белаз-75405» 1994 года выпуска с ярославским двигателем, который в 1994-2009 годах под началом Алексея Цымбала, Павла Молчанова, Джыргалбека Джидабаева и Александра Суковатого проехал по карьеру 1 084 067 км и наработал 72 313 моточасов.

37.

Справа на кадре выше — СБШ-250 (Станок буровой шарошечный) от воронежского завода «Рудгормаш»: его вандалы лишили таблички, но я смог нагуглить, что само предприятие живо и такие машины производит с 1985 года до сих пор (ну или производил до санкций). Рядом с СБШ похожей на какую-то машину из детских рисунков бульдозер-кабелепередвижчик D-355U, изготовленный в 1985 «Комацу». Он прокладывал высоковольтные кабеля и перемещал их для прохода тяжёлой техники вроде СБШ или экскаваторов, и наработал под управлением Виктора Медведева, Владимира Конюка и Сергея Щербаченко до списания в 2011 году 90 191 моточас.

38.

Миновав раскрашенный явно не вандалами «Белаз»…

39.

…выходим ещё к паре «Белазов». Вот это уже реально гиганты, и лишь непостижимостью размера в целом можно объяснить, что они кажутся почти одинаковыми. Левый «Белаз-75145» изготовлен в 2002 году, его длина 11,4м, высота 5,6м, ширина 6,2м, диаметр колёс 297 сантиметров, мощность двигателя 1200 лошадиных сил, а грузоподъёмность 120 тонн при 88 тоннах собственной массы. До 2012 года он прошёл 868 752 км и наработал 63 258 моточасов под управлением Виктора Шевченко, Романа Кичула, Андрея Богомолова и Михаила Новикова.

40.

Но если вы думаете «нифига себе здоровый!», то давайте я расскажу про соседа. Правый «Белаз-75306» изготовлен в 2003-м, и его длина 13,4м, высота 6,5м, ширина 7,8м, грузоподъёмность 220 тонн при 156 тоннах собственной массы (на табличке, правда, указано 370 тонн, но как правили меня в комментариях — это с полной загрузкой). Диаметр шин — и вовсе 3,5 метра, то есть два человеческий рост. Сколько надо было проехать, чтобы так стоптать эти шины, я не знаю — табличка его висит недостаточно высоко и потому наполовину испорчена всякой мазнёй. Уцелел, однако, самый, яркий показатель работы — за 7 лет работы (2004-11) самосвал перевёз 13 миллионов 226 тысяч тонн горной породы.

40а.

Не сильно превосходя 120-тонника размером, 220-тонник тяжелее его в несколько раз. Подозреваю, что в первую очередь за счёт двигателя на 2538 лошадиных сил, в пространстве для которого мог бы поместиться салон автобуса. Вернее, собственный двигатель у «Белаза» в каждом колесе, а здесь висел фактически их общий дизель-генератор.

41.

Стоять в полный рост под брюхом автомобиля — незабываемое впечатление:

41а.

Дальше стоит штуковина, которую поиск по картинке Яндекса неизменно принимал за подбитые орудия или обломки самолётов. Немудрено — это шахтная крепь, совсем не умозрительная под открытым небом:

42а.

Шахтный комбайн, опознать модель (а с ней годы и место производства) которого вряд ли хватит компетентности и у меня, и у кого-либо из читающих эти строки. Сзади — обычный маневровый локомотив ТЭМ2, выпускавшийся в 1960-2000 годах в Брянске и Луганске.

42.

Дальше — странная конструкция из шин, на которые так и тянет забраться. Надо сказать, с человеческим ростом шина «Белаза» сравнима даже поперёк, и под моим 100-килограмовым весом они даже не сказать что прогибаются — только пружинят слегка:

43.

А в этой штуковине даже не сразу опознаётся «Белаз». Ведь «о умолчанию этим словом называют самосвалы, которые вывозят породу при расширении и углублении карьера, а здесь — Белаз-углевоз для транспортировки того, что добывают. По сути это тот же 120-тонник, только с таким прицепом он вытягивается до 23 метров и набирает вес до 97 тонн. Под управлением Василия Пермякова, Михаила Назаркевича, Виктора Иващенко и Леонида Антипова машина в 1981-89 годах прошла 536 852 километров и наработала 35 641 моточас.

44.

Дальше Аллея Первостроителей выводит на круг, и по совету таксиста мы пошли этим кругом против часовой стрелки — направо тропы уходят в изумительный сосновый бор на краю косогора:

45.

Под ногами — скалы, мох да недозревшая брусника:

46.

А за опушкой — вид на долину Чульмана:

47.

Суровый и дикий сибирский пейзаж, на котором все дачки, мосты и рельсы кажутся чем-то вроде артефактов изображения:

48.

Железная дорога ведёт к Нерюнгринском разрезу, над которым клубится пыль и то и дело разносится грохот взрывов:

49.

Масштаб его проще всего оценить с самолёта — изувеченная земля вдоль речки Верхняя Нерюнгря тянется на 9 километров.

50.

Вернувшись на аллею и обойдя круг, мы вышли к пустой лыжной базе «Петровы Горы». Её территория открыта и летом, а Лыжный трон под колоннами сосен напоминает о том, что зима близко. В Якутии так всегда:

51.

Петровы горы — это мыс между Чульманом и Беркакитом, и за столь же глубокой долиной висят в мареве городские кварталы. В данном случае — Д и В:

52.

Плывущие в том же мареве горы поодаль — это Становой хребет, разделяющий бассейны двух океанов. За ним начинается Амурская область:

53.

Но интереснее виды, если пройти вдоль просеки перпендикулярно лыжному склону — она ведет к обрыву над слиянием Чульмана и Беркакита:

54.

Там дымит Нерюнгринская обогатительная фабрика (1984), очищающая поднятый уголь от примесей:

55.

Дальше по долине — какая-то ещё инфраструктура вроде автобазы или домостроительного комбината, а где-то на берегу речки немногочисленные нерюнгринские якуты отмечают свой Ысыах:

56.

Южно-Якутский уголь — один из самых качественных в России, а вот здесь показан процесс их добычи в Нерюнгри и Эльге. Около половины запасов Нерюнгринского месторождения приходятся на коксующиеся угли, а в 2012 году началась разработка их крупнейшего в стране месторождения Эльга: это в 400 километрах отсюда на восток и в 300 километрах на север от БАМа, с которого туда проведена опять же самая длинная в России (321км) частная железная дорога. Её операторы не лишены романтики — то уголь пытались возить паровозами (но увы — для их топок он не подошёл), то начинают строить Тихоокеанскую железную дорогу на 486 километров к Манорскому мысу на Охотском море. Причём — с целью организовать там частный экспортный порт, кажется ещё не зная, что для его обслуживания понадобятся ледоколы. Впрочем, Эльга — порождение уже нашей эпохи: Советы бы воздвигли там ещё один городок многоэтажных домов, помпезных ДК и улиц с красивыми названиями, а «Мечел» ограничился вахтовым посёлком, где совсем не ждёт праздных гостей. Освоение Южной Якутии продолжается…

57.

Настолько, что железные дороги тут строятся не только для угля, но и для пассажиров. В следующей части покинем самый большой регион по Амуро-Якутской магистрали.

ЛЕНА-2022
От Усть-Кута до Якутска. Оглавление и обзор.
От Якутска до дельты, а также верховья. Оглавление и обзор.
Верхняя Лена (Иркутская область).
Качугский тракт и Баяндай.
Качугский район. Качуг.
Качугский район. Анга.
Качугский район. Шишкинская писаница и Верхоленск.
Усть-Кут (2020).
Осетрово — Киренск.
Киренск — Ичёра.
Давыдово — Визирный — Витим.
Средняя Лена (Витим — Якутск).
Витим и Ленск.
Лёнск — Олёкминск.
Олёкминск.
Ленские Столбы.
Еланка — Табагинский мыс.
Долина Самартай. Булуус, Турук-Хая, Курулуур.
Кердем, Павловск, Нижний Бестях.
Нижний Бестях — Якутск — Кангалассы. Порты и переправы.
Якутия в общем.
Природа, история, символы.
Якуты. Материальное.
Якуты. Духовное.
Неякуты. Русские и коренные народы Севера.
Якутск. Старый город и новый облик.
Якутск. Вечная мерзлота.
Якутск. Музеи Якутска.
Якутск. Центр.
Якутск. Окраины.
Якутск. Чочур-Муран.
Заречные улусы Якутии.
Усть-Алданский улус. Соттинцы.
Усть-Алданский улус. Алас Мюрю.
Мегино-Хангаласский улус. Майя.
Магино-Хангаласский улус. От Ломтуки до Бютейдяха.
Чурапчинский улус. Чурапча.
Чурапчинский улус. Арылах.
Таттинский улус. Черкех и окрестности.
Таттинский улус. Музей в Черкехе.
Таттинский улус. Ытык-Кюель.
Нижняя Лена.
Суда Нижней Лены. «Ракета», «Ленанефть», «Механик Кулибин».
Суда Нижней Лены. «Михаил Светлов» и «Демьян Бедный».
Якутск — Жиганск. Сорок островов.
Жиганск.
Жиганск — Кюсюр.
Кюсюр и Хараулахский хребет.
Ленская труба — остров Столб.
Остров Тит-Ары.
Амуро-Якутская магистраль
Алдан.
Нерюнгри.
Железная дорога Нижний Бестях — Беркакит.

Toyota: двигатели 4A, 5A, 7A-FE. Руководство

Toyota: двигатели 4A, 5A, 7A-FE. Руководство — часть 19

76 Двигатель — механическая часть

(4A-GE(AE101,AE111))

— Вставьте плоскую отвертку в вы­

точку «А» и аккуратно извлеките сто­

порное кольцо.

4A-GE(AE101,AE111).

б) Постепенно нагрейте поршень до

7 0 — 8 0 ° С .

в) С помощью пластикового молотка

и латунной выколотки легкими уда­

рами Выпрессуйте поршневой палец

из поршневой головки шатуна.

Примечание:

• Не разукомплектовывайте пор­

шень и поршневой палец.

• Разложите детали поршневой

группы в требуемом порядке.

Проверка состояния поршня

и шатуна

1. Очистите поршень.

а) Скребком удалите нагар и угле­

родные отложения с днища поршня.

б) Очистите канавки поршня от от­

ложений куском сломанного кольца.

в) Растворителем и мягкой волося­

ной щеткой окончательно очистите

поршень.

Внимание: не применяйте металли­

ческую щетку.
2. Проверьте поршень и поршневые

кольца.

А. Проверьте зазор поршень-цилиндр.

Внимание: существует 3 размерных

группы номинального диаметра порш­

ня, обозначаемые цифрами «1», «2» и «3»

соответственно. Метка набивается

на днище поршня (как правило, в цен­

тре), как показано на рисунке. Для не­

которых двигателей (в частности,

для двигателя 4A-GE) эта метка мо­

жет быть смещена по направлению к

передней части двигателя.

4A-GE (АЕ101, АЕ111). 1 — к передней

части двигателя, 2 — метка «перед»,

3 — мотка диаметра отверстия под

поршневой палец, 4 — метка диамет­

ра поршня.

Обратите внимание на метку «перед»

(стрелку или выемку), по которой пор­

шень должен устанавливаться в ци­

линдр,

a) (4A-FE(AE101 и АТ190), 5A-F, 5А-

FE и 7A-FE)
Микрометром измерьте диаметр

поршня на расстоянии 24,5 мм от

поверхности днища поршня, как по­

казано на рисунке.

(4A-F, 4A-FE (AE92, AE95, AT171 и

AT180) и 4A-GE (АЕ92, AW11 и
АТ160))

Микрометром измерьте диаметр
поршня на расстоянии, заданном от
нижней кромки юбки поршня, как по­
казано на рисунке.

Это расстояние составляет:

4A-F, 4A-FE 38,5 мм
4A-GE(AE92, AW11, АТ160)….42,0 мм

(4A-GE(AE101,AE111))

Микрометром измерьте диаметр

поршня на расстоянии 8 мм от оси

отверстия под поршневой палец, как

показано на рисунке.

б) Измерьте диаметр цилиндра в

поперечном направлении см. раздел

«Проверка блока цилиндров».

в) Вычтите диаметр поршня из изме­

ренного диаметра цилиндра и опре­

делите величину зазора между ци­

линдром и поршнем (см. таблицу

«Номинальный и максимальный за­

зоры между цилиндром и поршнем»).

Если зазор превышает допустимую

величину, замените все 4 поршня и

расточите все 4 цилиндра.

Внимание: при использовании нового

блока цилиндров необходимо исполь­

зовать поршни той же размерной

группы, что и блок цилиндров

(номера меток на поршнях должны

совпадать с номерами меток на бло­

ке цилиндров).

Б. Проверьте зазор между компресси­

онным кольцом и канавкой, измерив

его плоским щупом, как показано на

рисунке.

Если зазор больше значений, задан­

ных в таблице «Номинальный зазор

между компрессионным кольцом и

стенкой канавки», замените поршень.

В. Проверьте зазор в замке поршнево­

го кольца.

а) Установите кольцо в цилиндре

блока.

б) Поршнем протолкните кольцо на

расстояние 80 мм (4A-GE (АЕ101,

АЕ111)) 87 мм (4A-FE, 5A-FE и 4А-

GE (AE92, AW11, АТ160)) или 104 мм

(7A-FE) от поверхности блока ци­

линдров, как показано на рисунке.

в) Плоским щупом измерьте зазор в

замке.

Если зазор больше допустимого, зама­

ните кольцо (см. таблицу «Номиналь­

ный и максимальный зазоры в замках

поршневых колец»). Если же зазор

больше допустимого даже при установ­

ке нового кольца, расточите все 4 ци­

линдра и установите кольца ремонтно­

го (увеличенного) размера или замени­

те блок цилиндров.

3. (4A-GE)

Проверьте посадку поршневого пальца:

при температуре 80°С поршневой па­

лец должен входить в бобышки поршня

под усилием большого пальца.

Двигатель — механическая часть 77

4. Проверьте шатун.

А. Проверьте соосность шатуна.

• Используя специальное приспо­

собление и плоский щуп, проверьте

изгиб шатуна.

Максимальный изгиб на 100 мм длины:

4A-FE, 5A-FE u 7A-FE 0,05 мм

4A-GE 0,03 мм

Если изгиб больше допустимого,

замените шатун.

• Аналогичным способом проверьте

скручивание шатуна.

Максимальное скручивание
на 100 мм длины 0,05 мм

Если скручивание больше допусти­

мого, замените шатун (вместе с

крышкой шатуна).

Б. Проверьте шатунные болты.

• Наверните гайку на каждый болт и

убедитесь, что гайка легко навора­

чивается рукой на всю длину резьбы

болта.
(4A-FE, 5A-FE и 4A-GE) Если гайка

не наворачивается рукой, измерьте

наружный диаметр резьбы болта

штангенциркулем в зоне наибольше­

го износа. Если такую зону трудно

обнаружить визуально, то проводите

измерение на расстоянии 15 мм от

конца болта, как показано на рисунке.

Наружный диаметр резьбы:

Номинальный 8,8609,000 мм
Минимальный 8,600 мм

Внимание: если диаметр меньше
допустимого, замените болт и

гайку.

(7A-FE) Измерьте наружный диа­

метр болта штангенциркулем в зоне

наибольшего износа. Если такую

зону трудно обнаружить визуально,

то проводите измерение на рас­

стоянии 20 мм от головки болта, как

показано на рисунке.

Таблица. Номинальные и максимальные значения диаметра поршня (в мм).

Поршень

Номинальный,

метка «1»
Номинальный,
метка «2»
Номинальный,

метка «3»
Ремонтный (увели¬

ченный на 0,5 мм)

Тип двигателя (модель автомобиля)

4A-F, 4A-FE

(АЕ92, АЕ95,

АТ171 и

АТ180)

80,930 —

80,940

80,940 —

80,950

80,950 —

80,960

81,430-

81,460

4A-FE

(АЕ101

и АТ190)

и 7A-FE
80,905 —

80,915

80,915-

80,925

80,925 —

80,935

81,405-

81,435

4A-GE

(АЕ92,

AW11 и

АТ160)

80,980 —

80,900

80,900 —

80,910

80,910-

80,920

81,390-

81,420

4A-GE

(АЕ101,

АЕ111)

80,895 —

80,905

80,905 —

80,915

80,915-

80,925

81,395-

81,425

5A-FE

78,605 —

78,615

78,615-

78,625

78,625 —

78,635

79,195-

79,135

Таблица. Номинальный и максимальный зазоры в замках поршневых
колец (в мм).

Тип двигателя
(модель автомобиля) .
4A-F: номинальный

максимальный

4A-FE (АЕ92, АЕ95, АТ171
и АТ180): номинальный

максимальный

4A-FE(AE101 и АT190):

номинальный
максимальный

5A-FE: номинальный

максимальный

7A-FE: номинальный

максимальный

4A-GE(AE92,AW11,
АТ160): номинальный

максимальный

4A-GE(AE101.AE111):

номинальный
максимальный

Компрессион­
ное кольцо №1
0,250 — 0,350

1,070

0,250 — 0,450

1,050

0,250 — 0,450

1,050
0,200 — 0,350
1,050

0,250 — 0,350

1,050

0,250 -0,470

1,070

0,280 — 0,440
0,950

Компрессион­
ное кольцо №2
0,150-0,300
1,020

0,150-0,400

1,000

0,350 — 0,600

1,200

0,350 — 0,500

1,200

0,350 — 0,500

1,200

0,200 — 0.420

1,020

0,380 — 0,540

1,050

Маслосъем- I
ное кольцо*
0,100-0,600

1,620

0,100-0,700

1,300

0,100-0,500

1,100

0,100-0,400

1,05

0,150-0,450

1,100

0,150-0,520

1,120

0,130-0,490

1,000

* Примечание: для маслосъемного кольца зазор определяется между скребками.

Таблица. Номинальный зазор между компрессионным кольцом

и стенкой канавки (в мм).

Тип двигателя (модель автомобиля)

4A-F и 4A-FE (АЕ92, АЕ95, АТ171, АТ180)
4A-FE (АЕ101 и АТ190), 5A-FE и 7A-FE
4A-GE (АЕ92, AW11, АТ160)
4A-GE(AE101.AE111)

Компрессионное
кольцо №1
0,040 — 0,080
0,045 — 0,085
0,030 — 0,080
0,040 — 0,080

Компрессионное
кольцо №2
0,030 — 0,070
0,030 — 0,070
0,030 — 0,070
0,030 — 0,070

Таблица. Номинальный и максимальный зазоры между цилиндром
и поршнем (в мм).

Зазор

Номинальный

Максимальный

Тип двигателя (модель автомобиля)
4A-F,4A-FE

(АЕ92, АЕ95,

АТ171,АТ180)

0,060-0,080

0,100

4A-FE(AE101,
AT190),5A-FE

7A-FE

0,085-0,105

0,130 | 0,200

4A-GE (АЕ92,
AW11,AT160)

0,100-0,120

0,150

4A-GE

(АЕ101,
АЕ111)

0,095-

0,115

0,200

Таблица. 4A-GE (АЕ101, АЕ111) диаметры поршневого пальца и отверстия

в поршне (в мм).

Диаметр отверстия в поршне

Метка

АВ

CD

EF

20,003-20,007

20,007-20,011

20,011-20,015

Диаметр пальца

Метка

А

В

С
D

Е
F

20,004-20,006
20,006-20,008
20,008-20,010
20,010-20,012
20,012-20,014
20,014-20,016

78 Двигатель — механическая часть

Наружный диаметр резьбы:

Номинальный 8,8609,000 мм

Минимальный 8,600 мм

Внимание: если диаметр меньше до­
пустимого, замените болт и гайку.
5. (4A-GE(AE101, AE111))
Измерьте диаметр поршневого пальца.
Номинальный
диаметр 20,004
20,016 мм
При необходимости подберите порш­
невой палец, в соответствии с метка­
ми на поршне и пальце (см. таблицу
«4A-GE (АЕ101. АЕ111) диаметры

поршневого пальца и отверстия в
поршне (в мм)»).

4A-GE (АЕ101, АЕ111). 1 — к передней

части двигателя, 2 — метка «перед»,

3 — метка диаметра отверстия под

поршневой палец, 4 — метка диамет­

ра поршня.

6. (4A-GE)

Проверьте зазор между поршневым

пальцем и втулкой шатуна.

а) Индикатором измерьте внутренний
диаметр втулки шатуна.

Номинальный

диаметр 20,01020,022 мм

б) Микрометром измерьте наружный

диаметр поршневого пальца.

Номинальный

диаметр 20,00420,016 мм

в) Вычтите значение наружного диа­

метра пальца из значения внутренне­

го диаметра втулки шатуна.

Зазор:

Номинальный 0,0040,008 мм

Максимальный 0,050 мм

Если зазор больше максимального, за­

мените втулку шатуна. При необходи­

мости замените поршень вместе с

поршневым пальцем.

7. (4A-GE)
При необходимости замените втулку

поршневой головки шатуна.

а) С помощью подходящего приспо­

собления Выпрессуйте втулку порш­

невой головки шатуна.

б) Совместите отверстия для прохо­

да масла во втулке и в поршневой

головке шатуна и подходящим при­

способлением запрессуйте новую

втулку.
в) Прошлифуйте отверстие запрес­

сованной втулки до получения раз­

мера, обеспечивающего номиналь­

ный зазор (см. параграф 5).

г) Убедитесь, что поршневой палец

(предварительно слегка смазанный

моторным маслом) входит в запрес­

сованную втулку шатуна при ком­

натной температуре под усилием

большого пальца.

Расточка цилиндров

Внимание:

• Растачивайте все 4 цилиндра на

один и тот же ремонтный размер

(под поршни увеличенного (ремонт­

ного) диаметра).

• Устанавливайте поршневые коль¬

ца также одного ремонтного разме­

ра, соответствующего увеличенно­

му (ремонтному) размеру поршней.

1. Подберите поршни ремонтного раз­

мера.

Диаметр поршня ремонтного

(увеличенного на 0,5 мм) размера:

4A-F, 4A-FE(AE92, AE95. АТ171

и AT180) 81,430 — 81,460 мм

4A-FE(AE101 и AT190)

и 7A-FE 81,405 — 81,435 мм

5A-FE 79,105 — 79,135 мм

4A-GE 81,390 — 81,420 мм

2. Рассчитайте ремонтный размер

расточенного цилиндра.

а) Микрометром измерьте диаметр

поршня (см. параграф 2 подраздела

«Проверка состояния поршня и ша­

туна»).

б) Подсчитайте диаметр цилиндра

после расточки.

Диаметр цилиндра = Р + С — Н (мм),

где:

Р — диаметр поршня в мм (значе­

ния ремонтного диаметра поршня

и место его измерения см. пара­

граф 2 подраздела «Проверка со­

стояния поршня и шатуна»),

С — зазор между поршнем и ци­

линдром в мм (значения зазора

см. параграф 2 подраздела

«Проверка состояния поршня и

шатуна»),

Н — допуск на хонингование — не

более 0,02 мм.

3. Расточите и отхонингуйте цилиндр

до требуемых размеров.

Максимальный допуск

на хонингование 0,02 мм
Внимание: излишнее хонингование

нарушает окружность цилиндра.

Проверка и ремонт коленча­

того вала

1. Проверьте биение коленчатого вала.

а) Уложите коленчатый вал на

призмы.

б) Часовым индикатором проверьте

биение коленчатого вала по сред­

ней коренной шейке.

Максимально допустимое биение:

4A-FE(AE101, AT190), 5A-FE
и 7A-FE 0,03 мм

4A-F. 5A-F, 4A-FE(AE92, АЕ95,

АТ171 u AT180) u 4A-GE 0,06 мм

Если биение больше максимально до­

пустимого, замените коленчатый вал.

2. Проверьте шатунные и коренные

шейки.

а) Микрометром измерьте диаметр

каждой шатунной и коренной шейки

в двух взаимно перпендикулярных

плоскостях, как показано на рисунке.

Диаметр коренной шейки:

4A-F, 5A-F, 4A-FE, 5A-FE u 7A-FE

Номинальный. .. 47,98248,000 мм

Ремонтный 47,74547,755 мм

4A-GE:

Номинальный… 47,98248,000 мм

Ремонтный 47,745 — 47,755 мм

Диаметр шатунной шейки:

4A-F, 5A-F, 4A-FE и 5A-FE:

Номинальный… 39,98540,000 мм

Ремонтный 39,74539,755 мм

Двигатель — механическая часть 79

7A-FE

номинальный.,.. 47,98848,000 мм

ремонтный 47,74547,755 мм

4A-GE:

номинальный…. 41,98942,000 мм

ремонтный 41,74541,755 мм

Примечание: ремонтный диаметр

шеек уменьшен на 0,25 мм по сравне­

нию с номинальным.

Если диаметры шеек не совпадают с

заданными значениями, проверьте за­

зор в шатунных и коренных подшипни­

ках коленчатого вала. При необходи­

мости прошлифуйте шейки или заме­

ните коленчатый вал,

б) Проверьте шатунные и коренные

шейки на конусность и эллипсность,

как показано на предыдущем рисунке.

Максимальное значение конусности и

эллипсности:

4A-F, 4A-FE, 7A-FE и 4A-GE…. 0,02 мм

5A-F, 5A-FE 0,005 мм

Если конусность/эллипсность больше

допустимой, замените коленчатый вал.

3. При необходимости перешлифуйте

шатунные и коренные шейки на ре­

монтный размер и подберите вкла­

дыши ремонтного (0,25 мм) размера.

Проверка обратных клапанов

и форсунок для охлаждения

поршня (4A-GE)

1. Проверьте обратные клапаны.

Надавите на клапан отверткой и убе­

дитесь в отсутствии заедания. При

наличии заедания замените клапан.

2. Убедитесь что в форсунках отсутст­
вуют повреждения или заедания. В
противном случае замените форсунки.

Замена сальников коленча­

того вала

Внимание: существует два метода
(«А» и «Б») замены сальников.
1. Замените передний сальник (саль­
ник носка) коленчатого вала.

А. При снятом масляном насосе.

а) Отверткой удалите сальник, как
показано на рисунке.

б) Используя подходящее приспособ­

ление и молоток, установите новый

сальник, причем его плоскость долж­

на совпасть с плоскостью корпуса

масляного насоса.

в) Нанесите слой смазки на рабочую

кромку сальника.

Б. Масляный насос установлен на дви­

гателе,

а) Ножом сделайте разрез на саль­

нике, как показано на рисунке.

б) Отверткой удалите сальник.

Внимание: чтобы не повредить ко­

ленчатый вал, оберните жало от­

вертки клейкой лентой.

в) Нанесите консистентную смазку

на рабочую кромку сальника.

г) Используя подходящее приспо­

собление и молоток, установите

сальник на место. Его плоскость

должна совпасть с плоскостью кор­

пуса масляного насоса.

2. Замените задний сальник коленча­

того вала.

А. При снятом держателе сальника

хвостовика.

а) Отверткой и молотком выбейте

сальник, как показано на рисунке.

б) Используя подходящее приспо­
собление и молоток, установите но­
вый сальник в держатель, причем,
плоскость сальника должна сов­
пасть с плоскостью держателя.

в) Нанесите слой смазки на рабочую

кромку сальника.

Б. Держатель сальника хвостовика ус­

тановлен на двигателе.

а) Ножом сделайте надрез на саль­

нике, как показано на рисунке.

б) Отверткой, обернутой клейкой

лентой, удалите старый сальник.

в) Нанесите консистентную смазку

на рабочую кромку сальника.

г) Используя подходящее приспо­

собление и молоток, установите

сальник на место, причем его плос­

кость должна совпасть с плоскостью

держателя сальника.

Замена штуцера (4A-GE)

1. Используя торцевой ключ на 12 мм

и молоток, выбейте штуцер.

2. С помощью накидного ключа и мо­

лотка установите (забейте) новый

штуцер.

Сборка узла «поршень-шатун»

1. Соберите шатунно-поршневую

группу.

(4A-F, 5A-F, 4A-FE, 5A-FE u 7A-FE)

а) Нанесите немного моторного
масла на поршневой палец и в от­
верстия бобышек поршня.
б) Совместите метки «ПЕРЕД»:

поршня (выемка) и шатуна (выступ).

в) С помощью приспособлений, пока­
занных на рисунке, соедините пор­
шень и шатун поршневым пальцем.

5501110-501 Подвеска двигателя Grumman AA-5A в сборе

В настоящее время:

400,00 долларов США

  • bigcommerce.com/s-lh7wonygtd/images/stencil/1280×1280/products/32840/278126/grumman-5501110-501-grumman-aa-5a-engine-mount-assembly__52006.1667435679.jpg?c=1?imbypass=on»>
  • 1629823085.jpg?c=1?imbypass=on»>
  • Экспертная доставка
    Мы отправляем любые запчасти по всему миру

  • Лучшая в отрасли прибыль
    90-дневная гарантия на детали

  • 100% безопасные платежи
    Несколько вариантов оплаты

  • Позвоните нам: 970-313-4823
    Наши специалисты готовы помочь!

  • Описание товара

  • 90-дневная гарантия на детали

  • Познакомьтесь со своей командой по запасным частям

Это фрахт, пожалуйста, напишите мне, чтобы узнать стоимость доставки.

Некоторые подробности об этой части:

  • Номер детали: 5501110-501
  • Двигатель: Lycoming O-320-E2D

 

Гарантируем работу и прохождение проверки или возврат денег с нашей 90-дневной гарантией.

Если вам нужны дополнительные фотографии или у вас есть какие-либо вопросы, пожалуйста, дайте мне знать, и я свяжусь с вами как можно скорее. Я буду более чем счастлив объединить доставку, если вы покупаете несколько товаров. Кроме того, пожалуйста, не стесняйтесь, присылайте мне по электронной почте расценки на доставку любого товара.

Вниманию иностранных покупателей  . Я более чем счастлив экспортировать любую из моих продуктов за пределы США. Однако обратите внимание, что все импортные пошлины, налоги и любые другие сборы не включены в стоимость товара или стоимость доставки. , это ответственность покупателей. Мы не отправляем на станции пересылки, так как для доставки нам требуется либо служебный адрес, либо адрес проживания. Пожалуйста, свяжитесь с таможней вашей страны, чтобы определить, каковы будут эти дополнительные расходы до торгов. Мы также не отмечаем стоимость товаров ниже стоимости покупки и не отмечаем товары как «подарки», поскольку законодательство США и других стран запрещает такое поведение.

Опоры двигателя, #23

Лучшие в отрасли 90-дневная гарантия на детали

Вы можете вернуть детали или запросить замену в течение 90 дней с даты покупки без штрафных санкций. Мы также оплатим стоимость обратной доставки, если возврат является результатом нашей ошибки (если вы получили неправильный или дефектный товар и т. д.).

Мы не принимаем к возврату товары с пометкой CORE, фюзеляжи или что-либо с пометкой «Возврат не принимается».

Если возврат после 90 дней с даты доставки товара с вас может взиматься плата за пополнение запасов. Каждый возврат рассматривается в индивидуальном порядке, и мы делаем все возможное, чтобы быть честными и разумными.

После того, как мы получим ваши возвращенные детали, вы должны рассчитывать на возмещение в течение недели или около того. В большинстве случаев вы получите возмещение быстро.

Если вам необходимо вернуть товар или заменить его, заполните форму ЗДЕСЬ, указав номер вашего заказа, сведения о продукте, который вы хотите вернуть, и причину возврата. Мы быстро ответим и предоставим инструкции о том, как вернуть товары из вашего заказа.

Наша 90-дневная гарантия — это наша приверженность честному и справедливому отношению к нашим клиентам. Мы подвергаем каждую деталь строгому процессу, прежде чем сделать ее доступной для продажи. Несмотря на все наши усилия, иногда у нас нет возможности протестировать определенные элементы или мы можем что-то упустить в процессе проверки.

Знакомьтесь:

ВАШ Отдел запчастей

Отдел продаж BAS обладает знаниями и опытом во всех аспектах бизнеса по утилизации самолетов. Позвольте нашей команде экспертов помочь вам найти нужную деталь с первого раза.

Вы можете связаться с отделом продаж в рабочее время — с 7:30 до 16:00 по стандартному горному времени — по телефону 970-313-4823 или по электронной почте [email protected]

Мы оперативно поможем любым возможным способом, например, проверка правильной детали или номера детали, снятие мерок или дополнительных фотографий, обсуждение или организация доставки и транспортировки перед покупкой или что-либо еще, что вам нужно, чтобы быть уверенным, что вы покупаете правильную деталь у нужных людей.

Мэтт Рэнджел — менеджер по продажам

Мэтт был здесь до официального основания BAS. Мэтт начал работать продавцом в нашей родственной компании Beegles, затем стал исследователем/листером, грузоотправителем и, наконец, занялся продажами.

Mike Rangel

Майк начал работать в BAS в качестве уборщика в августе 2015 года. Он был механиком, грузоотправителем/получателем, а теперь является менеджером по выполнению заказов.

Арика Стюарт

Арика начала свою деятельность в июле 2019 года в качестве исследователя/листера. С тех пор она перешла на должность менеджера по уходу и культуре.

Джефф Уоткинс

Джефф начал работать в BAS в январе 2015 года. С тех пор у него было много разных должностей: продавец, уборщик, листельщик и менеджер магазина Duff. Он больше всего любит ходить в гости и всегда рад помочь.

Мэтт «Снай» Снайдер

Снай работает в BAS с марта 2013 года. Он занимался разборкой, очисткой и составлением списков. Что-то, что он любит в своей работе, — это запоминать книгу запчастей и узнавать больше о деталях.

Джесс МаГи

Джессика присоединилась к семье BAS в январе 2021 года. Она исследователь и литератор. Ее любимая часть ее работы — изображать детали.

Клиенты также просмотрели

Integrated Publishing — ваш источник военных спецификаций и образовательных публикаций

Администрация — Навыки, процедуры, обязанности и т. д. военного персонала

Продвижение —
Военный карьерный рост
книги и т. д.

Аэрограф/метеорология
Метеорология
основы, физика атмосферы, атмосферные явления и др.
Руководства по аэрографии и метеорологии военно-морского флота

Автомобилестроение/Механика — Руководства по техническому обслуживанию автомобилей, механика дизельных и бензиновых двигателей, руководства по автомобильным деталям, руководства по деталям дизельных двигателей, руководства по деталям бензиновых двигателей и т. д.
Автомобильные аксессуары |

Перевозчик, персонал |

Дизельные генераторы |

Механика двигателя |

Фильтры |

Пожарные машины и оборудование |

Топливные насосы и хранение |

Газотурбинные генераторы |

Генераторы |

Обогреватели |

HMMWV (Хаммер/Хамви) |

и т.д…

Авиация — Принципы полета,
авиастроение, авиационная техника, авиационные силовые установки, справочники по авиационным частям, справочники по авиационным частям и т. д.
Руководства по авиации ВМФ |

Авиационные аксессуары |

Общее техническое обслуживание авиации |

Руководства по эксплуатации вертолетов AH-Apache |

Руководства по эксплуатации вертолетов серии CH |

Руководства по эксплуатации вертолетов Chinook |

и т.д…

Боевой —
Служебная винтовка, пистолет
меткая стрельба, боевые маневры, штатное вооружение поддержки и т. д.
Химико-биологические, маски и оборудование |

Одежда и индивидуальное снаряжение |

Боевая инженерная машина |

и т.д…

Строительство —
Техническое администрирование,
планирование, оценка, планирование, планирование проекта, бетон, кирпичная кладка, тяжелый
строительство и др.
Руководства по строительству военно-морского флота |

Совокупность |

Асфальт |

Битумный корпус распределителя |

Мосты |

Ведро, Раскладушка |

Бульдозеры |

Компрессоры |

Обработчик контейнеров |

дробилка |

Самосвалы |

Землеройные машины |

Экскаваторы |

и т. д…

Дайвинг —
Руководства по водолазным работам и спасению различного снаряжения.

Чертежник —
Основы, методы, составление чертежей, эскизов и т. д.

Электроника —
Руководства по обслуживанию электроники для базового ремонта и основ. Руководства по компьютерным компонентам, руководства по электронным компонентам, руководства по электрическим компонентам и т. д.
Кондиционер |

Усилители |

Антенны и мачты |

Аудио |

Батареи |

Компьютерное оборудование |

Электротехника (NEETS) (самая популярная) |

техник по электронике |

Электрооборудование |

Электронное общее испытательное оборудование |

Электронные счетчики |

и т.д…

Машиностроение —
Основы и методы черчения, составление проекций и эскизов, деревянное и легкокаркасное строительство и т. д.
Военно-морское машиностроение |

Армейская программа исследований прибрежных бухт |

и т. д…

Еда и кулинария —
Руководства по рецептам и оборудованию для приготовления пищи.

Логистика —
Логистические данные для миллионов различных деталей.

Математика —
Арифметика, элементарная алгебра,
предварительное исчисление, введение в вероятность и т. д.

Медицинские книги —
Анатомия, физиология, пациент
уход, оборудование для оказания первой помощи, фармация, токсикология и т. д.
Медицинские руководства военно-морского флота |

Агентство регистрации токсичных веществ и заболеваний

Военные спецификации
Правительственные спецификации MIL и другие сопутствующие материалы

Музыка
Мажор и минор
масштабные действия, диатонические и недиатонические мелодии, паттерны такта,
и т.д.

Основы ядра —
Теории ядерной энергии,
химия, физика и т.