Содержание
Нерюнгри и освоение Южной Якутии: varandej — LiveJournal
Не секрет, что уголь и алмаз — это почти одно и то же, разница только в структуре и примесях. Главное богатство Якутии — не золото показанного в прошлой части Алдана, а углерод в двух своих самых известных формах. За алмазы отвечает Мирный, куда в этот раз я не добрался, ну а уголь добывают в Нерюнгри — «южной столице» Республики Саха, её втором по величине городе (57 тыс. жителей) на реке Чульман в 820 километрах от Якутска.
Первый раз я увидел Нерюнгри на 4 года раньше, чем остальную Якутию — из иллюминатора самолёта Москва — Южно-Сахалинск. Нерюнгри — явный представитель того же семейства, что соседняя Тында или Усть-Илимск, Надым или маленький Кодинск: многоэтажный спальный район, построенный среди пустой тайги в 1970-80-е годы. Не очевидный факт — это ещё и самый высокогорный город России за пределами Кавказа: 850м над уровнем моря, выше Кисловодска и Владикавказа. По сравнению с Якутском тут более ветрено, теплее зима и холоднее (но мы этого, мягко говоря, не заметили!) лето. На фото город повёрнут относительно карты градусов на 20 — главные улицы Нерюнгри проходят строго по параллелям и меридианам. Они делят город на кварталы, слева направо верхнем ряду Д, В и А (последний — неправильной формы), в среднем (за изогнутой улицей Маркса) Е, Г, Б и (у края правого облака) Л, в нижнем за широком проспектом Дружбы Народов — М, К, Н и левее них незастроенный И. В геометрическом центре города, на косой улице Маркса, можно различить белый собор с золотыми главками, а правее него проходит Южно-Якутская улица. По ней мы дошли на край города, а потом пересекли наискось второй слева в нижнем ряду квартал К, выйдя на проспект Дружбы Народов, к площади Ленина на первом слева перекрёстке. Облако в верхней части кадра скрывает Технопарк и Дворец культуры, которым мы посвятили большую часть времени в городе, а справа хорошо виден «Горняк» (2006-08) с красной крышей — не просто дворец спорта, а целый крытый стадион!
2.
В отличие от перечисленных в прошлом абзаце собратьев по жанру, Нерюнгри в своей тайге ещё и не одинок: вокруг города, как спутники вокруг планеты, расположились несколько ПГТ. В 7 километрах южнее — Беркакит (3,5 тыс. жителей), конечная станция советского Малого БАМа (1979), перпендикулярного «большой» Байкало-Амурской магистрали. Однако — это вполне полноценный БАМ, даже с шефством: Беркакит для братьев по забою строила Кемеровская область.
2а.
В 7 километрах восточнее Нерюнгри на тупиковой железнодорожной ветке Серебряный Бор (2 тыс. жителей) привлекает взгляд правильным полукольцом жилых кварталов и высокими (240м) густо дымящими трубами. Это Нерюнгринская ГРЭС (540 МВт), вместе с которой в 1979-83 годах посёлок и строился.
2б.
Наконец, самый дальний в этой системе Чульман (7,2 тыс. жителей) с обслуживающим Нерюнгри и Тынду аэропортом (1986) не был виден с того самолёта — он стоит в 25 километрах севернее. Но именно с Чульмана начиналась история освоения Южной Якутии. Испокон веков главной дорогой в этих краях служила Лена, причём дорогой скорее белой, чем голубой. Отделённая от Прибайкалья лишь невысокими холмами, она становилась чёрным ходом для степных народов, в итоге сложившихся в этнос саха, ну а в 17 веке туда проникли по волокам и русские люди. Лена выводит на Центральноякутскую равнину с её плодородными аласами, на которых ещё в дорусское время сложилась абсолютно самобытная цивилизация якутов, так и не успевшая стать государством. Россия, закрепившись там, стремилась к экспансии больше на восток и север, а вот южная Якутия от Станового хребта до Алданского нагорья во все времена оставалась углом в прямом смысле слова медвежьим. Сердцем потайного мира эвенков, с языка которых и Нерюнгри (не склоняется, а ударение на первый слог) переводят как Хариусная река. Эвенки знали о выходах чёрного камня, который, постаравшись, можно жарко поджечь, и уже в 1840-х годах об этом писал Александр Миддендорф по итогам своих экспедиций.
3а.
Но русских людей в эту тайгу смогло заманить только золото, к россыпям которого ещё до революции пытались подобраться промышленники с Амура. Они даже начали вскладчину строить колёсную дорогу от станции Большой Невер на Транссибе, в 1913-16 годах пройдя 293 километра (по другим данным — 327км), но с началом Гражданской войны та дорога заросла стланником и травой. При Советах поиски золота возобновились, и увенчались особым успехом в 1923 году на ручье Незаметном — там, где теперь стоит Алдан, в 1920-х дававший СССР почти половину добычи. В 1925-32 годах брошенная за время Гражданской войны дорога была возрождена и продолжена — теперь на 728 километров до Укуланской пристани (нынешний Томмот) с веткой к базе Чуран на Лене. Эта трасса и называлась изначально Амуро-Якутской магистралью, и со всеми станциями да постами представляла собой то ли последний русский ямской тракт, то ли эрзац железной дороги. Станция Якут в 1926 году сделалась центром Тимптонского района, но поворот в судьбе Южной Якутии случился у поста Чульман (изначально, в 1926-28 — Утёсный): в 1932 году в 12 километрах севернее дорожники с парой импортных тракторов «Кейс» наткнулись на угольный пласт. С 1936 года там наладили дОбычу для местных нужд, однако этого хватило, чтобы Чульман к 1941 году разросся до ПГТ и стал центром Тимптонского района. Выше хороший кадр годов так 1970-х — на переднем плане совершенно железнодорожный по архитектуре мост АвтоАЯМа, а поодаль дымит Чульманская ТЭЦ (1959-62) — небольшая (48 МВт), но первая работавшая на южно-якутском угле.
3.
Сам посёлок Угольный, где находилась первая штольня, теперь исчез без следа. Но судьбу каких-нибудь Сангара или Джебарики-Хая (входящими, между прочим, в совсем уж колоссальный Ленский угольный бассейн) с их одинокими шахтами для окрестных нужд Чульман не повторил, так как на Южную Якутию у СССР были свои большие планы. По аналогии с Украинским щитом, где есть Донбасс, Кривбасс, цветные металлы (включая уран) и огромное количество нерудных ископаемых, на Алданском щите советские геологи и госпланщики ожидали таких же несметных богатств. В 1950 году Чульман сделался базой читинских геологов: Чульманская экспедиция искала уголь, Эвотинская — железо, Аямская — нерудное сырьё. В 1951 году все они были сведены в Южно-Якутскую комплексную экспедицию (с 1980 — Южно-Якутская геологоразведочная экспедиция) и впоследствии полностью оправдали надежды. В основном в 1960-70-х ЮЯКЭ (ЮЯГРЭ) обнаружила крупнейшие в мире залежи флогопита (разновидность слюды), множество самоцветов вроде хромдиопсида и дианита (а вот чароит открыли близ Олёкмы чуть раньше), сравнимый с Криворожьем железорудный бассейн (освоение которого пока не началось), крупнейшее в мире (!) Эльконское месторождение урана, ещё какие-то явно упущенные мной богатства, ну и собственно уголь, наконец. Предание о его открытии слишком романтическое и чтобы быть правдой, и чтобы я мог о нём умолчать, хотя другая, не менее красивая версия, гласит, что угольный пласт случайно нашёл владикавказский студент-практикант Альфред Коваленко. Основная легенда же повествует о том, как ещё в 1951 году отряд геологов Чульманской экспедиции (базой которой был посёлок Чульмакан неподалёку) под началом 25-летней волжанки Галины Лагздиной повстречала в тайге старого эвенка Филиппа Лехнова. Тот ещё в 1910-20-х годах работал проводником и каюром со старателями, и хранил в своём чуме записку, которую много лет назад должен был передать по адресу, поехав за порохом и пулями в Алдан. Почему-то не сумев это сделать, старый охотник корил себя, но даже прочесть записку не мог в силу своей неграмотности. А вот Лагдзина прочла: «Здесь, на Нерюнгре, я нашёл уголь. Таких пластов я даже в Горловке не видел. Чистейший антрацит. Это вот и есть настоящее золото«, и молодую (геолого)разведчицу вдохновили эти слова.
Эвенк нарисовал ей карту, и вскоре вышедшая из Чульмакана партия нашла на Хариусной реки пласт с говорящим названием Пятиметровый. В 1953 выше по речке обнаружился пласт Мощный, так что у геологов не осталось сомнений — меж Алданским нагорьем и Становым хребтом вытянулся Южно-Якутский угольный бассейн. С него и было решено начать освоение здешних богатств.
3б.
В 1963-67 годах была налажена добыча на пласту Мощный, посёлочек которой, видимо, теперь погребён под отвалами. Город Нерюнгри начали строить лишь в 1975 году вместе с железной дорогой — это была полноценная часть Байкало-Амурского проекта, разве что без шефства на Большой земле. Первые деревянные дома Нерюнгри ещё стоят на Пионерной и Комсомольской улицах:
4.
Там же проходит проспект Геологов, ведущий в Серебряный Бор. На въезде в него можно увидеть панно, у пересечения с АЯМом — композицию «Олонхосут» (1985; одно из редких напоминаний, что здесь Якутия!), а примерно в километре от мест с этих кадров, на дальней стороне Старого города — памятник Первостроителям (1986). Но мы не увидели ни первое, ни вторую, ни третий — невыносимая жара и недостаток времени от поезда до поезда оставили в моём рассказе много дыр, которые придётся затыкать ссылками на чужие фото. В Старом городе же мы зацепились за грандиозный Дворец культуры имени 40 лет Победы… ну и 10-летия города (1985) заодно.
5.
Большую его часть занимает Театр Актёра и Куклы, вторая половина названия которого появилась в 1985 году, а первая — в 1992-м.
5а.
У второго подъезда ДК задорно щёлкал в воздухе кнутом парень в майке с Егором Летовым, не иначе как один из актёров. Увидев наши фотоаппараты, он сперва нырнул в дверь под крыльцо, но вскоре вернулся и даже охотно спозировал.
6.
Девушка, смотревшая на него с крыльца, требовательно пригласил нас войти — вторую половину здания занимает Нерюнгринский музей истории освоения Южной Якутии, учреждённый ещё в 1976, а в 1981 накопивший достаточно экспонатов, чтобы открыться. Понимая, что времени мало, а на жаре мы ещё и медлительны, я сперва вовсе сюда не собирался, а потом подумал — куплю из вежливости билет без фотосъёмки, пробегусь 10 минут по этажам и пойдём дальше. В итоге мы зависли тут на полтора часа — музеи Якутии, начиная со столичного кластера и продолжая Олёкминском, Майей или Чурапчой, и в этот раз не разочаровали.
7.
Часть кадров отсюда я включил в свои обзорные посты о Якутии, но не меньше экспонатов тут впечатляют интерьеры, разработанные (вместе со всей нынешней композицией) в 1992 году специалистами московского Исторического музея:
8.
На втором этаже — стеклянное панно с важнейшими палеонтологическими и археологическими точками на карте:
9.
Да витрина с атмосферой раскопок — первые зачатки интерактива в советской ещё экспозиции:
10.
Третий этаж с самоцветами украшает карта из разноцветных камней:
11.
Но больше всего впечатляет огромное берестяное пано в духе «Олонхо» над лестницей, через все 3 этажа:
12.
Так и не смог найти про него каких-либо подробностей, даже имени автора. Но вероятно (и вроде бы в музее нам так и сказали), это был иркутянин Евгений Ушаков, чьи творения я прежде видел в Усть-Илимске.
13.
Если говорить про экспонаты, то здешняя коллекция минералов, конечно, проигрывает Сокровищнице Якутии, но точно превосходит Якутский музей. В этнографическом зале по трём сторонам отличные витрины якутов, русских и эвенков. О последних как коренных жителях здешней тайги Нерюнгринский музей рассказывает больше, чем любой из музеев Якутска.
14.
Но самая насыщенная экспозиция — про собственно освоение Южной Якутии, и именно в ней пересняты все фотографии из начала поста, а ещё больше осталось на пост об АЯМе. Вот уголок о поисках угля с инвентарём геологов середины ХХ века. Самые интересные его предметы — макет кустарной буровой вышки и один из первых советских буровых станков КАМ-500, активно использовавшийся в 1930-60-х годах в геологоразведке:
15.
В общем, ради этого музея я пожертвовал осмотром нескольких памятников, но музей явно того стоит. Обиднее всего было не успеть в местный Парк Славы на стыке районов Е и Г с весьма необычным мемориалом «Ника» (2005) от скульпторов из братского Улан-Удэ. Вместо него мы увидели маленький памятник, видимо времён основания города, между ДК, гостиницей и полицией:
16.
Выйдя на Южно-Якутскую улицу, мы побрели в сторону центра. В этой части города ничего не цепляет взгляд, так что вот пока просто детали:
17.
Самая запоминающаяся мелкая деталь Нерюнгри — не на стенах домов или остановок, а под ногами. Алданский щит столь богат, что даже щебень тут похож на самоцветы:
18.
Осилив с полкилометра, мы поняли, что вот-вот помрём от жары, и завалились в кулинарию — как обычно и бывает в русской глубинке, перекусить в городе толком негде. Впрочем, пирожки в кулинарии оказались отменные, а интерьер её оснащён вот такой милотой:
19.
Нерюнгринский центр за улицей Кравченко начинается, внезапно, религией. В квартале А в прямой видимости друг от друга стоят две церкви — евангелистов (1995) в брутальном бетонном здании, похожем больше на ДК какой-то так и не наступившей для Союза эпохи…
20.
…и православная Казанская (1992-93), как бы не первая построенная в Якутии (кроме, разве что, музейной в Соттинцах) со времён революции.
21.
То в общем и немудрено: в шахте во время ЧП, как в окопах под огнём, атеистов не бывает, и уж во всяком случае как бы не большинство редких храмов советской эпохи были построены в 1940-50-х годах именно в шахтёрских посёлках. Здесь, конечно, уголь добывают открытым способом, но народ ехал за длинным рублём и московским снабжением из тех же Донбасса, Кузбасса, Караганды… Да и в наши дни едет: в последние годы неуклонно убывающее с пика в 77 тыс. жителей (1989) население Нерюнгри снова растёт за счёт организованного переселения квалифицированных шахтёров с Донбасса. Кроме того, Нерюнгри в Якутии — не только южная, но и русская столица: славян тут 85%, а якутов (2,5%) немногим больше, чем татар, бурят или эвенков (по 1,5-2%). Крест во дворе Казанской церкви не похож на якутские сурэхи, а пластиковую Рождественскую часовенку поставили в 2009 году «в честь всех строителей Южно-Якутского топливно-энергетического комплекса»:
22.
Третьей культовой постройкой в Южной столице Якутии должна стать мечеть, которая строится теперь в несостоявшемся квартале И. Советские кварталы на прямых или плавно изогнутых (причём чаще всего — в вертикальной плоскости) улицах — это и есть большая часть Нерюнгре. В А, за церквями — гостинки:
23.
В Б за Южно-Якутской улицей — необычные пятиэтажки с высокими трубами на крыше и скруглёнными углами. Они запомнились мне «фишкой» не просто БАМа, а Малого БАМа — я видел такие в Тынде и на станциях южнее неё. Обратите внимание на корпоративный автобус: если сам Нерюнгринский угольный разрез разрабатывает «Якутуголь», то основанная в 2004 году частная компания «Колмар» в 2010-х годах построила в тайге поодаль несколько шахт и разрезов и целый Инаглинский ГОК.
24.
К и Н за проспектом Дружбы Народов застроены вот такими многоэтажками:
25.
Обводы их балконных окон запомнились мне архитектурным лицом Нерюнгри:
26.
Но при всём сходстве с Тындой, Северобайкальском или Новым Ургалом в архитектуре, планировке и самой истории строительства, атмосферой Нерюнгри совершенно на них не похож. Строить пути сквозь глухую тайгу, воспетую Иваном Ефремовым и Григорием Федосеевым, просто куда романтичнее, чем в который раз давать стране угля. Пожалуй, я бы сравнил Нерюнгри с кузбасским Междуреченском или карельской Костомукшей — зажиточный, в меру благоустроенный, далёкий в своей тайге от дрязг большего мира, но всё-таки живущий рабочими буднями обычный город горняков.
27.
На кадре выше — квартал Н, «свечки» у дороги к вокзалу и одинокая труба городской котельной. На сопке поодаль — не горнолыжка, а гранитный карьер. У перекрёстка Южно-Якутской и Дружбы Народов, на стыке кварталов Б, К, Л и Н, мы набрели на стихийный базарчик с дарами леса. В основном продавали то ли чернику, то ли голубику, в конце июля оказавшуюся незрелой и кислой. Засмотревшись на лотки, мы малость потеряли направление среди широких улиц и одинаковых домов, и вместо того, чтобы свернуть на Дружбу Народов, побрели по Южно-Якутской, пока не упёрлись в край города — гаражи на застроенном лишь с одной стороны проспекте Мира. Наша следующая цель лежала на противоположном углу квартала К, и мы пересекли его дворами. Дворы Нерюнгри переполнены машинами, приятно холмисты, а сосенки остались, видимо, от росшего тут прежде леса:
28.
В глубине квартала — симпатичное здание чего-то больничного:
29.
У перекрёстка проспектов Ленина и Дружбы Народов мы вышли к ДК имени Пушкина (1999) — главному общественному пространству в шахтёрском городе:
30.
Он выходит фасадом к площади Ленина, в пейзаже которой у здания администрации соседствуют Аал-Луук-мас и Матрёшка:
31.
Упраздненный в 1963 году и включённый в состав Алданского улуса Тимптонский район был возрождён в 1975-м уже как Нерюнгринский улус. Средний в якутских масштабах по площади (99 тыс. км², примерно с Кемеровскую или Ростовскую области), по населению (70 тыс. человек) он спорит с Мирнинским районом за первое место в Республике. И именно два района добычи двух форм углерода слагают в Якутии русское ядро — картина, удивительно знакомая по большинству стран Ближнего зарубежья! Перед администрацией — три сэргэ (якутские священные коновязи) и покровительница шахтёров Святая Варвара (2015):
32.
Ещё два памятника были изготовлены в уральском Касли (знаменитый центр чугунного литья) по заказу «Якутугля» как подарок городу — «Горняк и сын» (2017) и «Рудознатец» (2015). И если первый вполне себе наш парень, то второй на сибирского косматого геолога не очень-то похож — это копия работы немецкого скульптора Фридриха Ройша (1893), когда-то украшавшего Кёнигсберг.
33.
Мимо торца администрации мы и пошли по проспекту Ленина, высматривая какой-нибудь магазин — нам предстояла дальняя дорога на Улан-Удэ с пересадкой в Сковородино. В итоге мы снова дошли до улицы Маркса между кварталов А, Б, В и Г и там затарились в отличном магазине «Океан». По памятникам, до которых не успели дойти, я было думал покататься на такси, но вызванный водитель был угрюм, а на вопрос, где тут памятник Победы, ответил что-то вроде «понятия не имею, мне такое не интересно». На самом деле до «Ники» от «Океана» нет и полкилометра… однако не интересовался подобным в Нерюнгри и Maps.me, так что мы ни с чем уехали к вокзалу. Куда больше нам повезло с таксистом, который увозил нас с вокзала в город по утру — пожилой доброжелательный человек с мягким голосом и ориентировался прекрасно, и как нам дальше идти пешком очень хорошо объяснил. Всё показанное выше мы смотрели лишь после, а изначально с вокзала отправились к главной достопримечательности Нерюнгри — Технопарку:
34.
Так называют в обиходе Музей горнодобывающей техники, устроенный в 2010 году по соседству с больницей на сопке за пару километров от Старого города. Таксист посетовал, что всё это создавалось прошлым мэром (имя я не запомнил), при котором и на город было приятно смотреть, но с тех пор мэр ушёл и тут всё развалилось. В России, конечно, так говорят чуть менее чем про всё, и ореол созидателей водится только за бывшими мэрами, но в данном случае это выглядит похожим на правду. Вдвойне — в суровом городе шахтёров: набегам вандалов Технопарк подвергается чуть ли с момента открытия, а стоявший здесь изначально УАЗ и вовсе разобрали на запчасти. У входа — внезапная мантра:
34а.
Музей вытянут вдоль Аллеи Первостроителей, которую открывают Як-40 и экскаватор Э-2503, выпускавшийся до конца 1980-х в Воронеже. По сравнению с тем, что я видел издалека на, скажем, Ленских приисках — в общем-то даже и небольшой: объём ковша «всего» 2,5 кубометра, но можно представить, какие страсти видел этот ковш!
35.
Дальше на Аллее Первостроителей стоит среди сосенок нечто, пытающееся выдать себя за Сибирский острог:
36.
Прямо сказать — не слишком убедительно, но надо же детям, пришедшим сюда, хоть где-нибудь лазать?
36а.
Ведь дальше Технопарк вступает в права окончательно, и пожалуй самая потрясающая особенность этого музея — в том, что каждая машина тут не особь, а личность. Вот скажем колёсный бульдозер WD-600-1 справа был произведён в 1989 году японской фирмой «Комацу» специально для «Якутугля», до 2009 года работал на Нерюнгринском разрезе, а в бригаду его входили Евгений Иванов, Александр Титков, Иван Мизун и Владимир Коровин. За ним небольшой (на 30 тонн) «Белаз-75405» 1994 года выпуска с ярославским двигателем, который в 1994-2009 годах под началом Алексея Цымбала, Павла Молчанова, Джыргалбека Джидабаева и Александра Суковатого проехал по карьеру 1 084 067 км и наработал 72 313 моточасов.
37.
Справа на кадре выше — СБШ-250 (Станок буровой шарошечный) от воронежского завода «Рудгормаш»: его вандалы лишили таблички, но я смог нагуглить, что само предприятие живо и такие машины производит с 1985 года до сих пор (ну или производил до санкций). Рядом с СБШ похожей на какую-то машину из детских рисунков бульдозер-кабелепередвижчик D-355U, изготовленный в 1985 «Комацу». Он прокладывал высоковольтные кабеля и перемещал их для прохода тяжёлой техники вроде СБШ или экскаваторов, и наработал под управлением Виктора Медведева, Владимира Конюка и Сергея Щербаченко до списания в 2011 году 90 191 моточас.
38.
Миновав раскрашенный явно не вандалами «Белаз»…
39.
…выходим ещё к паре «Белазов». Вот это уже реально гиганты, и лишь непостижимостью размера в целом можно объяснить, что они кажутся почти одинаковыми. Левый «Белаз-75145» изготовлен в 2002 году, его длина 11,4м, высота 5,6м, ширина 6,2м, диаметр колёс 297 сантиметров, мощность двигателя 1200 лошадиных сил, а грузоподъёмность 120 тонн при 88 тоннах собственной массы. До 2012 года он прошёл 868 752 км и наработал 63 258 моточасов под управлением Виктора Шевченко, Романа Кичула, Андрея Богомолова и Михаила Новикова.
40.
Но если вы думаете «нифига себе здоровый!», то давайте я расскажу про соседа. Правый «Белаз-75306» изготовлен в 2003-м, и его длина 13,4м, высота 6,5м, ширина 7,8м, грузоподъёмность 220 тонн при 156 тоннах собственной массы (на табличке, правда, указано 370 тонн, но как правили меня в комментариях — это с полной загрузкой). Диаметр шин — и вовсе 3,5 метра, то есть два человеческий рост. Сколько надо было проехать, чтобы так стоптать эти шины, я не знаю — табличка его висит недостаточно высоко и потому наполовину испорчена всякой мазнёй. Уцелел, однако, самый, яркий показатель работы — за 7 лет работы (2004-11) самосвал перевёз 13 миллионов 226 тысяч тонн горной породы.
40а.
Не сильно превосходя 120-тонника размером, 220-тонник тяжелее его в несколько раз. Подозреваю, что в первую очередь за счёт двигателя на 2538 лошадиных сил, в пространстве для которого мог бы поместиться салон автобуса. Вернее, собственный двигатель у «Белаза» в каждом колесе, а здесь висел фактически их общий дизель-генератор.
41.
Стоять в полный рост под брюхом автомобиля — незабываемое впечатление:
41а.
Дальше стоит штуковина, которую поиск по картинке Яндекса неизменно принимал за подбитые орудия или обломки самолётов. Немудрено — это шахтная крепь, совсем не умозрительная под открытым небом:
42а.
Шахтный комбайн, опознать модель (а с ней годы и место производства) которого вряд ли хватит компетентности и у меня, и у кого-либо из читающих эти строки. Сзади — обычный маневровый локомотив ТЭМ2, выпускавшийся в 1960-2000 годах в Брянске и Луганске.
42.
Дальше — странная конструкция из шин, на которые так и тянет забраться. Надо сказать, с человеческим ростом шина «Белаза» сравнима даже поперёк, и под моим 100-килограмовым весом они даже не сказать что прогибаются — только пружинят слегка:
43.
А в этой штуковине даже не сразу опознаётся «Белаз». Ведь «о умолчанию этим словом называют самосвалы, которые вывозят породу при расширении и углублении карьера, а здесь — Белаз-углевоз для транспортировки того, что добывают. По сути это тот же 120-тонник, только с таким прицепом он вытягивается до 23 метров и набирает вес до 97 тонн. Под управлением Василия Пермякова, Михаила Назаркевича, Виктора Иващенко и Леонида Антипова машина в 1981-89 годах прошла 536 852 километров и наработала 35 641 моточас.
44.
Дальше Аллея Первостроителей выводит на круг, и по совету таксиста мы пошли этим кругом против часовой стрелки — направо тропы уходят в изумительный сосновый бор на краю косогора:
45.
Под ногами — скалы, мох да недозревшая брусника:
46.
А за опушкой — вид на долину Чульмана:
47.
Суровый и дикий сибирский пейзаж, на котором все дачки, мосты и рельсы кажутся чем-то вроде артефактов изображения:
48.
Железная дорога ведёт к Нерюнгринском разрезу, над которым клубится пыль и то и дело разносится грохот взрывов:
49.
Масштаб его проще всего оценить с самолёта — изувеченная земля вдоль речки Верхняя Нерюнгря тянется на 9 километров.
50.
Вернувшись на аллею и обойдя круг, мы вышли к пустой лыжной базе «Петровы Горы». Её территория открыта и летом, а Лыжный трон под колоннами сосен напоминает о том, что зима близко. В Якутии так всегда:
51.
Петровы горы — это мыс между Чульманом и Беркакитом, и за столь же глубокой долиной висят в мареве городские кварталы. В данном случае — Д и В:
52.
Плывущие в том же мареве горы поодаль — это Становой хребет, разделяющий бассейны двух океанов. За ним начинается Амурская область:
53.
Но интереснее виды, если пройти вдоль просеки перпендикулярно лыжному склону — она ведет к обрыву над слиянием Чульмана и Беркакита:
54.
Там дымит Нерюнгринская обогатительная фабрика (1984), очищающая поднятый уголь от примесей:
55.
Дальше по долине — какая-то ещё инфраструктура вроде автобазы или домостроительного комбината, а где-то на берегу речки немногочисленные нерюнгринские якуты отмечают свой Ысыах:
56.
Южно-Якутский уголь — один из самых качественных в России, а вот здесь показан процесс их добычи в Нерюнгри и Эльге. Около половины запасов Нерюнгринского месторождения приходятся на коксующиеся угли, а в 2012 году началась разработка их крупнейшего в стране месторождения Эльга: это в 400 километрах отсюда на восток и в 300 километрах на север от БАМа, с которого туда проведена опять же самая длинная в России (321км) частная железная дорога. Её операторы не лишены романтики — то уголь пытались возить паровозами (но увы — для их топок он не подошёл), то начинают строить Тихоокеанскую железную дорогу на 486 километров к Манорскому мысу на Охотском море. Причём — с целью организовать там частный экспортный порт, кажется ещё не зная, что для его обслуживания понадобятся ледоколы. Впрочем, Эльга — порождение уже нашей эпохи: Советы бы воздвигли там ещё один городок многоэтажных домов, помпезных ДК и улиц с красивыми названиями, а «Мечел» ограничился вахтовым посёлком, где совсем не ждёт праздных гостей. Освоение Южной Якутии продолжается…
57.
Настолько, что железные дороги тут строятся не только для угля, но и для пассажиров. В следующей части покинем самый большой регион по Амуро-Якутской магистрали.
ЛЕНА-2022
От Усть-Кута до Якутска. Оглавление и обзор.
От Якутска до дельты, а также верховья. Оглавление и обзор.
Верхняя Лена (Иркутская область).
Качугский тракт и Баяндай.
Качугский район. Качуг.
Качугский район. Анга.
Качугский район. Шишкинская писаница и Верхоленск.
Усть-Кут (2020).
Осетрово — Киренск.
Киренск — Ичёра.
Давыдово — Визирный — Витим.
Средняя Лена (Витим — Якутск).
Витим и Ленск.
Лёнск — Олёкминск.
Олёкминск.
Ленские Столбы.
Еланка — Табагинский мыс.
Долина Самартай. Булуус, Турук-Хая, Курулуур.
Кердем, Павловск, Нижний Бестях.
Нижний Бестях — Якутск — Кангалассы. Порты и переправы.
Якутия в общем.
Природа, история, символы.
Якуты. Материальное.
Якуты. Духовное.
Неякуты. Русские и коренные народы Севера.
Якутск. Старый город и новый облик.
Якутск. Вечная мерзлота.
Якутск. Музеи Якутска.
Якутск. Центр.
Якутск. Окраины.
Якутск. Чочур-Муран.
Заречные улусы Якутии.
Усть-Алданский улус. Соттинцы.
Усть-Алданский улус. Алас Мюрю.
Мегино-Хангаласский улус. Майя.
Магино-Хангаласский улус. От Ломтуки до Бютейдяха.
Чурапчинский улус. Чурапча.
Чурапчинский улус. Арылах.
Таттинский улус. Черкех и окрестности.
Таттинский улус. Музей в Черкехе.
Таттинский улус. Ытык-Кюель.
Нижняя Лена.
Суда Нижней Лены. «Ракета», «Ленанефть», «Механик Кулибин».
Суда Нижней Лены. «Михаил Светлов» и «Демьян Бедный».
Якутск — Жиганск. Сорок островов.
Жиганск.
Жиганск — Кюсюр.
Кюсюр и Хараулахский хребет.
Ленская труба — остров Столб.
Остров Тит-Ары.
Амуро-Якутская магистраль
Алдан.
Нерюнгри.
Железная дорога Нижний Бестях — Беркакит.
Toyota: двигатели 4A, 5A, 7A-FE. Руководство
Toyota: двигатели 4A, 5A, 7A-FE. Руководство — часть 19
76 Двигатель — механическая часть
(4A-GE(AE101,AE111))
— Вставьте плоскую отвертку в вы
точку «А» и аккуратно извлеките сто
порное кольцо.
4A-GE(AE101,AE111).
б) Постепенно нагрейте поршень до
7 0 — 8 0 ° С .
в) С помощью пластикового молотка
и латунной выколотки легкими уда
рами Выпрессуйте поршневой палец
из поршневой головки шатуна.
Примечание:
• Не разукомплектовывайте пор
шень и поршневой палец.
• Разложите детали поршневой
группы в требуемом порядке.
Проверка состояния поршня
и шатуна
1. Очистите поршень.
а) Скребком удалите нагар и угле
родные отложения с днища поршня.
б) Очистите канавки поршня от от
ложений куском сломанного кольца.
в) Растворителем и мягкой волося
ной щеткой окончательно очистите
поршень.
Внимание: не применяйте металли
ческую щетку.
2. Проверьте поршень и поршневые
кольца.
А. Проверьте зазор поршень-цилиндр.
Внимание: существует 3 размерных
группы номинального диаметра порш
ня, обозначаемые цифрами «1», «2» и «3»
соответственно. Метка набивается
на днище поршня (как правило, в цен
тре), как показано на рисунке. Для не
которых двигателей (в частности,
для двигателя 4A-GE) эта метка мо
жет быть смещена по направлению к
передней части двигателя.
4A-GE (АЕ101, АЕ111). 1 — к передней
части двигателя, 2 — метка «перед»,
3 — мотка диаметра отверстия под
поршневой палец, 4 — метка диамет
ра поршня.
Обратите внимание на метку «перед»
(стрелку или выемку), по которой пор
шень должен устанавливаться в ци
линдр,
a) (4A-FE(AE101 и АТ190), 5A-F, 5А-
FE и 7A-FE)
Микрометром измерьте диаметр
поршня на расстоянии 24,5 мм от
поверхности днища поршня, как по
казано на рисунке.
(4A-F, 4A-FE (AE92, AE95, AT171 и
AT180) и 4A-GE (АЕ92, AW11 и
АТ160))
Микрометром измерьте диаметр
поршня на расстоянии, заданном от
нижней кромки юбки поршня, как по
казано на рисунке.
Это расстояние составляет:
4A-F, 4A-FE 38,5 мм
4A-GE(AE92, AW11, АТ160)….42,0 мм
(4A-GE(AE101,AE111))
Микрометром измерьте диаметр
поршня на расстоянии 8 мм от оси
отверстия под поршневой палец, как
показано на рисунке.
б) Измерьте диаметр цилиндра в
поперечном направлении см. раздел
«Проверка блока цилиндров».
в) Вычтите диаметр поршня из изме
ренного диаметра цилиндра и опре
делите величину зазора между ци
линдром и поршнем (см. таблицу
«Номинальный и максимальный за
зоры между цилиндром и поршнем»).
Если зазор превышает допустимую
величину, замените все 4 поршня и
расточите все 4 цилиндра.
Внимание: при использовании нового
блока цилиндров необходимо исполь
зовать поршни той же размерной
группы, что и блок цилиндров
(номера меток на поршнях должны
совпадать с номерами меток на бло
ке цилиндров).
Б. Проверьте зазор между компресси
онным кольцом и канавкой, измерив
его плоским щупом, как показано на
рисунке.
Если зазор больше значений, задан
ных в таблице «Номинальный зазор
между компрессионным кольцом и
стенкой канавки», замените поршень.
В. Проверьте зазор в замке поршнево
го кольца.
а) Установите кольцо в цилиндре
блока.
б) Поршнем протолкните кольцо на
расстояние 80 мм (4A-GE (АЕ101,
АЕ111)) 87 мм (4A-FE, 5A-FE и 4А-
GE (AE92, AW11, АТ160)) или 104 мм
(7A-FE) от поверхности блока ци
линдров, как показано на рисунке.
в) Плоским щупом измерьте зазор в
замке.
Если зазор больше допустимого, зама
ните кольцо (см. таблицу «Номиналь
ный и максимальный зазоры в замках
поршневых колец»). Если же зазор
больше допустимого даже при установ
ке нового кольца, расточите все 4 ци
линдра и установите кольца ремонтно
го (увеличенного) размера или замени
те блок цилиндров.
3. (4A-GE)
Проверьте посадку поршневого пальца:
при температуре 80°С поршневой па
лец должен входить в бобышки поршня
под усилием большого пальца.
Двигатель — механическая часть 77
4. Проверьте шатун.
А. Проверьте соосность шатуна.
• Используя специальное приспо
собление и плоский щуп, проверьте
изгиб шатуна.
Максимальный изгиб на 100 мм длины:
4A-FE, 5A-FE u 7A-FE 0,05 мм
4A-GE 0,03 мм
Если изгиб больше допустимого,
замените шатун.
• Аналогичным способом проверьте
скручивание шатуна.
Максимальное скручивание
на 100 мм длины 0,05 мм
Если скручивание больше допусти
мого, замените шатун (вместе с
крышкой шатуна).
Б. Проверьте шатунные болты.
• Наверните гайку на каждый болт и
убедитесь, что гайка легко навора
чивается рукой на всю длину резьбы
болта.
• (4A-FE, 5A-FE и 4A-GE) Если гайка
не наворачивается рукой, измерьте
наружный диаметр резьбы болта
штангенциркулем в зоне наибольше
го износа. Если такую зону трудно
обнаружить визуально, то проводите
измерение на расстоянии 15 мм от
конца болта, как показано на рисунке.
Наружный диаметр резьбы:
Номинальный 8,860 — 9,000 мм
Минимальный 8,600 мм
Внимание: если диаметр меньше
допустимого, замените болт и
гайку.
• (7A-FE) Измерьте наружный диа
метр болта штангенциркулем в зоне
наибольшего износа. Если такую
зону трудно обнаружить визуально,
то проводите измерение на рас
стоянии 20 мм от головки болта, как
показано на рисунке.
Таблица. Номинальные и максимальные значения диаметра поршня (в мм).
Поршень
Номинальный,
метка «1»
Номинальный,
метка «2»
Номинальный,
метка «3»
Ремонтный (увели¬
ченный на 0,5 мм)
Тип двигателя (модель автомобиля)
4A-F, 4A-FE
(АЕ92, АЕ95,
АТ171 и
АТ180)
80,930 —
80,940
80,940 —
80,950
80,950 —
80,960
81,430-
81,460
4A-FE
(АЕ101
и АТ190)
и 7A-FE
80,905 —
80,915
80,915-
80,925
80,925 —
80,935
81,405-
81,435
4A-GE
(АЕ92,
AW11 и
АТ160)
80,980 —
80,900
80,900 —
80,910
80,910-
80,920
81,390-
81,420
4A-GE
(АЕ101,
АЕ111)
80,895 —
80,905
80,905 —
80,915
80,915-
80,925
81,395-
81,425
5A-FE
78,605 —
78,615
78,615-
78,625
78,625 —
78,635
79,195-
79,135
Таблица. Номинальный и максимальный зазоры в замках поршневых
колец (в мм).
Тип двигателя
(модель автомобиля) .
4A-F: номинальный
максимальный
4A-FE (АЕ92, АЕ95, АТ171
и АТ180): номинальный
максимальный
4A-FE(AE101 и АT190):
номинальный
максимальный
5A-FE: номинальный
максимальный
7A-FE: номинальный
максимальный
4A-GE(AE92,AW11,
АТ160): номинальный
максимальный
4A-GE(AE101.AE111):
номинальный
максимальный
Компрессион
ное кольцо №1
0,250 — 0,350
1,070
0,250 — 0,450
1,050
0,250 — 0,450
1,050
0,200 — 0,350
1,050
0,250 — 0,350
1,050
0,250 -0,470
1,070
0,280 — 0,440
0,950
Компрессион
ное кольцо №2
0,150-0,300
1,020
0,150-0,400
1,000
0,350 — 0,600
1,200
0,350 — 0,500
1,200
0,350 — 0,500
1,200
0,200 — 0.420
1,020
0,380 — 0,540
1,050
Маслосъем- I
ное кольцо*
0,100-0,600
1,620
0,100-0,700
1,300
0,100-0,500
1,100
0,100-0,400
1,05
0,150-0,450
1,100
0,150-0,520
1,120
0,130-0,490
1,000
* Примечание: для маслосъемного кольца зазор определяется между скребками.
Таблица. Номинальный зазор между компрессионным кольцом
и стенкой канавки (в мм).
Тип двигателя (модель автомобиля)
4A-F и 4A-FE (АЕ92, АЕ95, АТ171, АТ180)
4A-FE (АЕ101 и АТ190), 5A-FE и 7A-FE
4A-GE (АЕ92, AW11, АТ160)
4A-GE(AE101.AE111)
Компрессионное
кольцо №1
0,040 — 0,080
0,045 — 0,085
0,030 — 0,080
0,040 — 0,080
Компрессионное
кольцо №2
0,030 — 0,070
0,030 — 0,070
0,030 — 0,070
0,030 — 0,070
Таблица. Номинальный и максимальный зазоры между цилиндром
и поршнем (в мм).
Зазор
Номинальный
Максимальный
Тип двигателя (модель автомобиля)
4A-F,4A-FE
(АЕ92, АЕ95,
АТ171,АТ180)
0,060-0,080
0,100
4A-FE(AE101,
AT190),5A-FE
7A-FE
0,085-0,105
0,130 | 0,200
4A-GE (АЕ92,
AW11,AT160)
0,100-0,120
0,150
4A-GE
(АЕ101,
АЕ111)
0,095-
0,115
0,200
Таблица. 4A-GE (АЕ101, АЕ111) диаметры поршневого пальца и отверстия
в поршне (в мм).
Диаметр отверстия в поршне
Метка
АВ
CD
EF
20,003-20,007
20,007-20,011
20,011-20,015
Диаметр пальца
Метка
А
В
С
D
Е
F
20,004-20,006
20,006-20,008
20,008-20,010
20,010-20,012
20,012-20,014
20,014-20,016
78 Двигатель — механическая часть
Наружный диаметр резьбы:
Номинальный 8,860 — 9,000 мм
Минимальный 8,600 мм
Внимание: если диаметр меньше до
пустимого, замените болт и гайку.
5. (4A-GE(AE101, AE111))
Измерьте диаметр поршневого пальца.
Номинальный
диаметр 20,004 — 20,016 мм
При необходимости подберите порш
невой палец, в соответствии с метка
ми на поршне и пальце (см. таблицу
«4A-GE (АЕ101. АЕ111) диаметры
поршневого пальца и отверстия в
поршне (в мм)»).
4A-GE (АЕ101, АЕ111). 1 — к передней
части двигателя, 2 — метка «перед»,
3 — метка диаметра отверстия под
поршневой палец, 4 — метка диамет
ра поршня.
6. (4A-GE)
Проверьте зазор между поршневым
пальцем и втулкой шатуна.
а) Индикатором измерьте внутренний
диаметр втулки шатуна.
Номинальный
диаметр 20,010 — 20,022 мм
б) Микрометром измерьте наружный
диаметр поршневого пальца.
Номинальный
диаметр 20,004 — 20,016 мм
в) Вычтите значение наружного диа
метра пальца из значения внутренне
го диаметра втулки шатуна.
Зазор:
Номинальный 0,004 — 0,008 мм
Максимальный 0,050 мм
Если зазор больше максимального, за
мените втулку шатуна. При необходи
мости замените поршень вместе с
поршневым пальцем.
7. (4A-GE)
При необходимости замените втулку
поршневой головки шатуна.
а) С помощью подходящего приспо
собления Выпрессуйте втулку порш
невой головки шатуна.
б) Совместите отверстия для прохо
да масла во втулке и в поршневой
головке шатуна и подходящим при
способлением запрессуйте новую
втулку.
в) Прошлифуйте отверстие запрес
сованной втулки до получения раз
мера, обеспечивающего номиналь
ный зазор (см. параграф 5).
г) Убедитесь, что поршневой палец
(предварительно слегка смазанный
моторным маслом) входит в запрес
сованную втулку шатуна при ком
натной температуре под усилием
большого пальца.
Расточка цилиндров
Внимание:
• Растачивайте все 4 цилиндра на
один и тот же ремонтный размер
(под поршни увеличенного (ремонт
ного) диаметра).
• Устанавливайте поршневые коль¬
ца также одного ремонтного разме
ра, соответствующего увеличенно
му (ремонтному) размеру поршней.
1. Подберите поршни ремонтного раз
мера.
Диаметр поршня ремонтного
(увеличенного на 0,5 мм) размера:
4A-F, 4A-FE(AE92, AE95. АТ171
и AT180) 81,430 — 81,460 мм
4A-FE(AE101 и AT190)
и 7A-FE 81,405 — 81,435 мм
5A-FE 79,105 — 79,135 мм
4A-GE 81,390 — 81,420 мм
2. Рассчитайте ремонтный размер
расточенного цилиндра.
а) Микрометром измерьте диаметр
поршня (см. параграф 2 подраздела
«Проверка состояния поршня и ша
туна»).
б) Подсчитайте диаметр цилиндра
после расточки.
Диаметр цилиндра = Р + С — Н (мм),
где:
Р — диаметр поршня в мм (значе
ния ремонтного диаметра поршня
и место его измерения см. пара
граф 2 подраздела «Проверка со
стояния поршня и шатуна»),
С — зазор между поршнем и ци
линдром в мм (значения зазора
см. параграф 2 подраздела
«Проверка состояния поршня и
шатуна»),
Н — допуск на хонингование — не
более 0,02 мм.
3. Расточите и отхонингуйте цилиндр
до требуемых размеров.
Максимальный допуск
на хонингование 0,02 мм
Внимание: излишнее хонингование
нарушает окружность цилиндра.
Проверка и ремонт коленча
того вала
1. Проверьте биение коленчатого вала.
а) Уложите коленчатый вал на
призмы.
б) Часовым индикатором проверьте
биение коленчатого вала по сред
ней коренной шейке.
Максимально допустимое биение:
4A-FE(AE101, AT190), 5A-FE
и 7A-FE 0,03 мм
4A-F. 5A-F, 4A-FE(AE92, АЕ95,
АТ171 u AT180) u 4A-GE 0,06 мм
Если биение больше максимально до
пустимого, замените коленчатый вал.
2. Проверьте шатунные и коренные
шейки.
а) Микрометром измерьте диаметр
каждой шатунной и коренной шейки
в двух взаимно перпендикулярных
плоскостях, как показано на рисунке.
Диаметр коренной шейки:
4A-F, 5A-F, 4A-FE, 5A-FE u 7A-FE
Номинальный. .. 47,982 — 48,000 мм
Ремонтный 47,745 — 47,755 мм
4A-GE:
Номинальный… 47,982 — 48,000 мм
Ремонтный 47,745 — 47,755 мм
Диаметр шатунной шейки:
4A-F, 5A-F, 4A-FE и 5A-FE:
Номинальный… 39,985 — 40,000 мм
Ремонтный 39,745 — 39,755 мм
Двигатель — механическая часть 79
7A-FE
номинальный.,.. 47,988 — 48,000 мм
ремонтный 47,745 — 47,755 мм
4A-GE:
номинальный…. 41,989 — 42,000 мм
ремонтный 41,745 — 41,755 мм
Примечание: ремонтный диаметр
шеек уменьшен на 0,25 мм по сравне
нию с номинальным.
Если диаметры шеек не совпадают с
заданными значениями, проверьте за
зор в шатунных и коренных подшипни
ках коленчатого вала. При необходи
мости прошлифуйте шейки или заме
ните коленчатый вал,
б) Проверьте шатунные и коренные
шейки на конусность и эллипсность,
как показано на предыдущем рисунке.
Максимальное значение конусности и
эллипсности:
4A-F, 4A-FE, 7A-FE и 4A-GE…. 0,02 мм
5A-F, 5A-FE 0,005 мм
Если конусность/эллипсность больше
допустимой, замените коленчатый вал.
3. При необходимости перешлифуйте
шатунные и коренные шейки на ре
монтный размер и подберите вкла
дыши ремонтного (0,25 мм) размера.
Проверка обратных клапанов
и форсунок для охлаждения
поршня (4A-GE)
1. Проверьте обратные клапаны.
Надавите на клапан отверткой и убе
дитесь в отсутствии заедания. При
наличии заедания замените клапан.
2. Убедитесь что в форсунках отсутст
вуют повреждения или заедания. В
противном случае замените форсунки.
Замена сальников коленча
того вала
Внимание: существует два метода
(«А» и «Б») замены сальников.
1. Замените передний сальник (саль
ник носка) коленчатого вала.
А. При снятом масляном насосе.
а) Отверткой удалите сальник, как
показано на рисунке.
б) Используя подходящее приспособ
ление и молоток, установите новый
сальник, причем его плоскость долж
на совпасть с плоскостью корпуса
масляного насоса.
в) Нанесите слой смазки на рабочую
кромку сальника.
Б. Масляный насос установлен на дви
гателе,
а) Ножом сделайте разрез на саль
нике, как показано на рисунке.
б) Отверткой удалите сальник.
Внимание: чтобы не повредить ко
ленчатый вал, оберните жало от
вертки клейкой лентой.
в) Нанесите консистентную смазку
на рабочую кромку сальника.
г) Используя подходящее приспо
собление и молоток, установите
сальник на место. Его плоскость
должна совпасть с плоскостью кор
пуса масляного насоса.
2. Замените задний сальник коленча
того вала.
А. При снятом держателе сальника
хвостовика.
а) Отверткой и молотком выбейте
сальник, как показано на рисунке.
б) Используя подходящее приспо
собление и молоток, установите но
вый сальник в держатель, причем,
плоскость сальника должна сов
пасть с плоскостью держателя.
в) Нанесите слой смазки на рабочую
кромку сальника.
Б. Держатель сальника хвостовика ус
тановлен на двигателе.
а) Ножом сделайте надрез на саль
нике, как показано на рисунке.
б) Отверткой, обернутой клейкой
лентой, удалите старый сальник.
в) Нанесите консистентную смазку
на рабочую кромку сальника.
г) Используя подходящее приспо
собление и молоток, установите
сальник на место, причем его плос
кость должна совпасть с плоскостью
держателя сальника.
Замена штуцера (4A-GE)
1. Используя торцевой ключ на 12 мм
и молоток, выбейте штуцер.
2. С помощью накидного ключа и мо
лотка установите (забейте) новый
штуцер.
Сборка узла «поршень-шатун»
1. Соберите шатунно-поршневую
группу.
(4A-F, 5A-F, 4A-FE, 5A-FE u 7A-FE)
а) Нанесите немного моторного
масла на поршневой палец и в от
верстия бобышек поршня.
б) Совместите метки «ПЕРЕД»:
поршня (выемка) и шатуна (выступ).
в) С помощью приспособлений, пока
занных на рисунке, соедините пор
шень и шатун поршневым пальцем.
5501110-501 Подвеска двигателя Grumman AA-5A в сборе
В настоящее время:
400,00 долларов США
- bigcommerce.com/s-lh7wonygtd/images/stencil/1280×1280/products/32840/278126/grumman-5501110-501-grumman-aa-5a-engine-mount-assembly__52006.1667435679.jpg?c=1?imbypass=on»> 1629823085.jpg?c=1?imbypass=on»>
Экспертная доставка
Мы отправляем любые запчасти по всему мируЛучшая в отрасли прибыль
90-дневная гарантия на детали100% безопасные платежи
Несколько вариантов оплатыПозвоните нам: 970-313-4823
Наши специалисты готовы помочь!
Описание товара
90-дневная гарантия на детали
Познакомьтесь со своей командой по запасным частям
Это фрахт, пожалуйста, напишите мне, чтобы узнать стоимость доставки.
Некоторые подробности об этой части:
- Номер детали: 5501110-501
- Двигатель: Lycoming O-320-E2D
Гарантируем работу и прохождение проверки или возврат денег с нашей 90-дневной гарантией.
Если вам нужны дополнительные фотографии или у вас есть какие-либо вопросы, пожалуйста, дайте мне знать, и я свяжусь с вами как можно скорее. Я буду более чем счастлив объединить доставку, если вы покупаете несколько товаров. Кроме того, пожалуйста, не стесняйтесь, присылайте мне по электронной почте расценки на доставку любого товара.
Вниманию иностранных покупателей . Я более чем счастлив экспортировать любую из моих продуктов за пределы США. Однако обратите внимание, что все импортные пошлины, налоги и любые другие сборы не включены в стоимость товара или стоимость доставки. , это ответственность покупателей. Мы не отправляем на станции пересылки, так как для доставки нам требуется либо служебный адрес, либо адрес проживания. Пожалуйста, свяжитесь с таможней вашей страны, чтобы определить, каковы будут эти дополнительные расходы до торгов. Мы также не отмечаем стоимость товаров ниже стоимости покупки и не отмечаем товары как «подарки», поскольку законодательство США и других стран запрещает такое поведение.
Опоры двигателя, #23
Лучшие в отрасли 90-дневная гарантия на детали
Вы можете вернуть детали или запросить замену в течение 90 дней с даты покупки без штрафных санкций. Мы также оплатим стоимость обратной доставки, если возврат является результатом нашей ошибки (если вы получили неправильный или дефектный товар и т. д.).
Мы не принимаем к возврату товары с пометкой CORE, фюзеляжи или что-либо с пометкой «Возврат не принимается».
Если возврат после 90 дней с даты доставки товара с вас может взиматься плата за пополнение запасов. Каждый возврат рассматривается в индивидуальном порядке, и мы делаем все возможное, чтобы быть честными и разумными.
После того, как мы получим ваши возвращенные детали, вы должны рассчитывать на возмещение в течение недели или около того. В большинстве случаев вы получите возмещение быстро.
Если вам необходимо вернуть товар или заменить его, заполните форму ЗДЕСЬ, указав номер вашего заказа, сведения о продукте, который вы хотите вернуть, и причину возврата. Мы быстро ответим и предоставим инструкции о том, как вернуть товары из вашего заказа.
Наша 90-дневная гарантия — это наша приверженность честному и справедливому отношению к нашим клиентам. Мы подвергаем каждую деталь строгому процессу, прежде чем сделать ее доступной для продажи. Несмотря на все наши усилия, иногда у нас нет возможности протестировать определенные элементы или мы можем что-то упустить в процессе проверки.
Знакомьтесь:
ВАШ Отдел запчастей
Отдел продаж BAS обладает знаниями и опытом во всех аспектах бизнеса по утилизации самолетов. Позвольте нашей команде экспертов помочь вам найти нужную деталь с первого раза.
Вы можете связаться с отделом продаж в рабочее время — с 7:30 до 16:00 по стандартному горному времени — по телефону 970-313-4823 или по электронной почте [email protected]
Мы оперативно поможем любым возможным способом, например, проверка правильной детали или номера детали, снятие мерок или дополнительных фотографий, обсуждение или организация доставки и транспортировки перед покупкой или что-либо еще, что вам нужно, чтобы быть уверенным, что вы покупаете правильную деталь у нужных людей.
Мэтт Рэнджел — менеджер по продажам
Мэтт был здесь до официального основания BAS. Мэтт начал работать продавцом в нашей родственной компании Beegles, затем стал исследователем/листером, грузоотправителем и, наконец, занялся продажами.
Mike Rangel
Майк начал работать в BAS в качестве уборщика в августе 2015 года. Он был механиком, грузоотправителем/получателем, а теперь является менеджером по выполнению заказов.
Арика Стюарт
Арика начала свою деятельность в июле 2019 года в качестве исследователя/листера. С тех пор она перешла на должность менеджера по уходу и культуре.
Джефф Уоткинс
Джефф начал работать в BAS в январе 2015 года. С тех пор у него было много разных должностей: продавец, уборщик, листельщик и менеджер магазина Duff. Он больше всего любит ходить в гости и всегда рад помочь.
Мэтт «Снай» Снайдер
Снай работает в BAS с марта 2013 года. Он занимался разборкой, очисткой и составлением списков. Что-то, что он любит в своей работе, — это запоминать книгу запчастей и узнавать больше о деталях.
Джесс МаГи
Джессика присоединилась к семье BAS в январе 2021 года. Она исследователь и литератор. Ее любимая часть ее работы — изображать детали.
Клиенты также просмотрели
Integrated Publishing — ваш источник военных спецификаций и образовательных публикаций
Администрация — Навыки, процедуры, обязанности и т. д. военного персонала
Продвижение —
Военный карьерный рост
книги и т. д.
Аэрограф/метеорология
— Метеорология
основы, физика атмосферы, атмосферные явления и др.
Руководства по аэрографии и метеорологии военно-морского флота
Автомобилестроение/Механика — Руководства по техническому обслуживанию автомобилей, механика дизельных и бензиновых двигателей, руководства по автомобильным деталям, руководства по деталям дизельных двигателей, руководства по деталям бензиновых двигателей и т. д.
Автомобильные аксессуары |
Перевозчик, персонал |
Дизельные генераторы |
Механика двигателя |
Фильтры |
Пожарные машины и оборудование |
Топливные насосы и хранение |
Газотурбинные генераторы |
Генераторы |
Обогреватели |
HMMWV (Хаммер/Хамви) |
и т.д…
Авиация — Принципы полета,
авиастроение, авиационная техника, авиационные силовые установки, справочники по авиационным частям, справочники по авиационным частям и т. д.
Руководства по авиации ВМФ |
Авиационные аксессуары |
Общее техническое обслуживание авиации |
Руководства по эксплуатации вертолетов AH-Apache |
Руководства по эксплуатации вертолетов серии CH |
Руководства по эксплуатации вертолетов Chinook |
и т.д…
Боевой —
Служебная винтовка, пистолет
меткая стрельба, боевые маневры, штатное вооружение поддержки и т. д.
Химико-биологические, маски и оборудование |
Одежда и индивидуальное снаряжение |
Боевая инженерная машина |
и т.д…
Строительство —
Техническое администрирование,
планирование, оценка, планирование, планирование проекта, бетон, кирпичная кладка, тяжелый
строительство и др.
Руководства по строительству военно-морского флота |
Совокупность |
Асфальт |
Битумный корпус распределителя |
Мосты |
Ведро, Раскладушка |
Бульдозеры |
Компрессоры |
Обработчик контейнеров |
дробилка |
Самосвалы |
Землеройные машины |
Экскаваторы |
и т. д…
Дайвинг —
Руководства по водолазным работам и спасению различного снаряжения.
Чертежник —
Основы, методы, составление чертежей, эскизов и т. д.
Электроника —
Руководства по обслуживанию электроники для базового ремонта и основ. Руководства по компьютерным компонентам, руководства по электронным компонентам, руководства по электрическим компонентам и т. д.
Кондиционер |
Усилители |
Антенны и мачты |
Аудио |
Батареи |
Компьютерное оборудование |
Электротехника (NEETS) (самая популярная) |
техник по электронике |
Электрооборудование |
Электронное общее испытательное оборудование |
Электронные счетчики |
и т.д…
Машиностроение —
Основы и методы черчения, составление проекций и эскизов, деревянное и легкокаркасное строительство и т. д.
Военно-морское машиностроение |
Армейская программа исследований прибрежных бухт |
и т. д…
Еда и кулинария —
Руководства по рецептам и оборудованию для приготовления пищи.
Логистика —
Логистические данные для миллионов различных деталей.
Математика —
Арифметика, элементарная алгебра,
предварительное исчисление, введение в вероятность и т. д.
Медицинские книги —
Анатомия, физиология, пациент
уход, оборудование для оказания первой помощи, фармация, токсикология и т. д.
Медицинские руководства военно-морского флота |
Агентство регистрации токсичных веществ и заболеваний
Военные спецификации
— Правительственные спецификации MIL и другие сопутствующие материалы
Музыка
— Мажор и минор
масштабные действия, диатонические и недиатонические мелодии, паттерны такта,
и т.д.
Основы ядра —
Теории ядерной энергии,
химия, физика и т.