Популярный и распространенный двигатель ЗМЗ 409 устанавливается на автомобили УАЗ Патриот и УАЗ Хантер. Бензиновый четырехцилиндровый рядный двигатель с инжектором обладает превосходным крутящим моментом и повышенной мощностью. Несмотря на ряд недостатков, обладает хорошими тяговитыми качествами, быстрым разгоном и большим ресурсом при определенной доработке.
406 и 409 двигатели очень похожи. Понятное дело 406 более ранняя разработка. В своей основе 406 двигатель имеет родственные связи с движком от спортивного СААБ 900. Множественные доработки и изменения привели к тому, что мы сейчас и имеем – ЗМЗ 409. Что же конкретно было сделано и как это отразилось на характеристиках, рассмотрим ниже.
Для повышения мощности и надежности двигателя были осуществлены следующие изменения:
Моноблочный блок двигателя ЗМЗ 409 выполняется из чугуна. Располагается двигатель ниже оси коленчатого вала. В верхней плите между цилиндрами выполнены прорези для охлаждающей жидкости. Пять гнезд коренных подшипников располагаются в нижней части блока. Головка цилиндров 409 двигателя отливается из алюминиевого сплава. На каждый цилиндр имеется по два впускных и два выпускных клапана. Два распределительных вала расположены в верхней части головки. В центре камер сгорания располагаются отверстия под свечи зажигания.
Поршня двигателя ЗМЗ 409 имеют юбку с бочкообразным вертикальным профилем. Это сделано для лучшей приработки и снижения потерь при трении. Материалом поршня является алюминиевый сплав. Днище каждого поршня имеет специальные цековки. Они предотвращают удары о днище поршня тарелок клапанов при нарушении фаз газораспределения. Каждый поршень имеет по три кольца, два из которых компрессионные и одно маслосъемное. Верхнее компрессионное кольцо, которое прилегает к цилиндру, имеет слой пористого хрома. Нижнее кольцо покрывается либо слоем олова, либо фосфатируется.
Коленчатый вал двигателя 409 отливается из чугуна особой высокой прочности. Конструктивно вал имеет пять опор и восемь противовесов. С обеих сторон коленвал двигателя ЗМЗ имеет самоподжимные каучуковые сальники. Осевое перемещение вала ограничивается двумя шайбами, расположенными по обе стороны от третьего коренного подшипника. Динамически сбалансированный коленчатый вал вращается в правом направлении, то есть по часовой стрелке. Шатун двигателя также изготавливается из стали и имеет отверстия для подачи масла в нижнюю часть поршня. Благодаря этому происходит эффективное охлаждение поршней. Коренные и шатунные вкладыши выполняются из сплава стали и алюминия. Верхние вкладыши коренных подшипников имеют специальные канавки.
Наиболее важная система работоспособности двигателя ЗМЗ 409 – система смазки маслом. Основные элементы системы:
Работа системы начинается с масляного насоса, который нагнетает масло в двигатель через фильтр. Для охлаждения масла имеется масляный радиатор с предохранительным клапаном.
"Лайки" в соц. сетях:
Читайте также:
tuningui.com
409 двигатель используется на таких популярных и распространенных автомобилях нашей страны, как Газель, Соболь и внедорожник УАЗ. Этот двигатель имеет 4 цилиндра, клапана, которых расположены сверху и жидкостное охлаждение. Система питания инжекторная и система зажигания управляется микропроцессором.
409 двигатель имеет объем 2,7 литра. Степень сжатия 9 и мощность 142,8 л.с. при 4400 об/мин. Высокий крутящий момент (230 Н.м при 3700-4100 об/мин) позволяет автомобилю чувствовать себя в любых условиях эксплуатации. Расход топлива 195 г/лсч, что вполне приемлемо для автомобилей этого класса. Двигатель отвечает экологическому классу Евро 2. Диаметр цилиндра 94,5мм. Ход поршня 94 мм. Масса 190 кг.
Благодаря применению последних достижений науки и техники 409 двигатель получился достаточно надежным экономичным. В его производстве применены самые качественные, прочные и износостойкие материалы, как то поршни, блок цилиндров, головка блока цилиндров, распределительные валы, коленчатый вал, шатуны.
Если грамотно эксплуатировать двигатель, вовремя проводить техническое обслуживание, обращать внимание на все нюансы работы двигателя и вовремя устранять неполадки, то двигатель змз 409 прослужит долгие годы и пробежит не одну сотню тысяч километров. Обращайте внимание на выхлоп из трубы. «Неправильный» цвет дыма может указать на конкретную неисправность.
Синий дым означает, что в камеру сгорания поступает масло. При сильном и постоянном дымлении можно предположить, что износ цилиндропоршневой группы достиг большого значения. Также необходимо посмотреть и маслосъемные колпачки.
Черный дым указывает на богатую смесь вследствие неправильной работы системы управления мотором.
Сизый дым показывает, что тосол попал камеру сгорания. Это происходит если прокладка головки вышла из строя. Бывает, что охлаждающая жидкость попадает в масляный поддон и масло портится и не выполняет своей функции по защите мотора.
Если двигатель 409 перегрелся, не допускайте ошибок, которые могут привести к поломке двигателя. Не глушите двигатель никогда. Пусть он работает на холостых, а в это время необходимо открыть капот и включите печку на полную мощность. Когда температура опустится, выключите двигатель. Пробку бачка не открывайте, чтобы жидкость не выплеснулась, иначе можно получить ожог.
awtosowet.ru
______________________________________________________________________________
Двигатель ЗМЗ-409, устанавливаемый на автомобили УАЗ-Патриот (УАЗ-3163), УАЗ Хантер 315195, бензиновый, 4-Двигатель ЗМЗ-409, устанавливаемый на автомобили УАЗ-Патриот (УАЗ-3163), УАЗ Хантер 315195, бензиновый, 4-цилиндровый, рядный с комплексной микропроцессорной системой управления впрыском топлива и зажиганием двигателя.
Двигатель ЗМЗ-409
1 - датчик указателя температуры ОЖ; 2 - датчик температурного состояния двигателя; 3 - датчик сигнализатора аварийного давления масла; 4 - датчик указателя давления масла; 5 - грузовая проушина; 6 - стержневой указатель уровня масла; 7 - датчик фазы; 8 - экран датчика фазы; 9 - сливная пробка масляного картера; 10 - выпускной коллектор; 11 - сливной краник ОЖ.
Устройство и запасные части двигателя ЗМЗ-409
Блок цилиндров и коленвал ЗМЗ-409
ГРМ и клапаны ЗМЗ-409
Система смазки ЗМЗ-409
Система охлаждения и питания ЗМЗ-409
Основные характеристики двигателя ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот (УАЗ-3163), УАЗ Хантер 315195
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм - 95,5×94Рабочий объем цилиндров, см3 - 2693Степень сжатия - 9,0Порядок работы цилиндров - 1-3-4-2Направление вращения коленчатого вала (наблюдая со стороны шкива) - правоеНоминальная мощность при частоте вращения 4400 мин-1, кВт (л.с.) - 105 (142,8)Максимальный крутящий момент при частоте вращения 3900±200 мин-1, Нм (кг/см) - 230,0 (23,5)Минимальный удельный расход топлива, г/кВт/ч ( г/л.сч) - 265,2(195)Расход масла на угар, % от расхода топлива - 0,3Масса незаправленного двигателя со сцеплением, кг - 190Система питания топливом - впрыск топлива во впускную трубуСистема вентиляции - закрытая, принудительная, действующая за счет разрежения во впускной системеСистема смазки - комбинированная, под давлением и разбрызгиваниемМасляный фильтр - 2105С-1012005-НК-2Датчик указателя давления масла - ММ-358Датчик сигнализатора аварийного давления масла - 30.3829Система охлаждения - жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией жидкостиТермостат - ТС107-05, ТР-01Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости - ТМ106-11Воздушный фильтр - сухой, с картонным фильтрующим элементом
Электрооборудование - постоянного тока, однопроводное, отрицательные клеммы источников и потребителей соединены с корпусомНоминальное напряжение, В - 12
Генератор - 9422.3701 или 2502.3771, со встроенным выпрямительным блоком и регулятором напряжения. Трехфазный синхронный генератор переменного тока 9422.3701 со встроенным выпрямительным блоком и регулятором напряжения Я212А11Е предназначен для работы в качестве источника электрической энергии параллельно с аккумуляторной батареей в системе электрооборудования автомобиля ГАЗ - 31029.
Стартер - 6012.3708 или 406.3708. Стартер представляет собой электродвигатель постоянного тока независимого возбуждения с номинальным напряжением 12 В.Система зажигания - микропроцессорная, осуществляющая управление углом опережения зажиганияКатушки зажигания - 406.3705Свечи зажигания - А14ДВР
Параметры регулировки и контроля двигатель ЗМЗ-409 автомобиля УАЗ-Патриот (УАЗ-3163), УАЗ Хантер 315195
Давление в системе смазки на прогретом двигателе ЗМЗ-409 в месте установки датчика аварийного давления масла при частоте вращения коленчатого вала на холостом ходу 850±50 мин-1, кПа (кгс/см2), не менее - 98 (1,0)
Прогиб ремня привода вспомогательных агрегатов при нажатии с усилием 8 кгс, мм - 14 ± 1Зазор между электродами свечей зажигания, мм - 0,7...0,85Нормальная температура жидкости в системе охлаждения, °С - 80...90Минимальная частота вращения коленчатого вала на холостом ходу, мин-1 - 850 ± 50
Необходимость в ремонте двигателя ЗМЗ-409 наступает после пробега 200-250 тыс.км. в зависимости от условий эксплуатации. К этому пробегу зазоры достигают величин, вызывающих падение мощности, уменьшение давления масла в масляной магистрали, резкое увеличение расхода масла (свыше 200 г/100км), чрезмерное дымление двигателя, повышенный расход топлива, а также возможны стуки.
Зазоры в сопряжении основных деталей двигателя ЗМЗ-409 (УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер 315195) вследствие износа не должны превышать следующих величин в мм:
юбка поршня - цилиндр блока - 0,25поршневое кольцо - канавка в поршне (по высоте) - 0,15поршень - поршневой палец - 0,015замок поршневого кольца - 2,5верхняя головка шатуна - поршневой палец - 0,03шатунные и коренные подшипники - шейки коленвала - 0,15стержень клапана – втулка - 0,20шейки распредвалов – опоры в головке - 0,20осевой люфт коленчатого вала - 0,36
Работоспособность двигателя ЗМЗ-409 может быть восстановлена либо заменой изношенных деталей новыми, стандартного размера, либо восстановлением изношенных деталей и применением сопряженных с ними новых деталей ремонтного размера.
Для этой цели предусмотрен выпуск поршней, поршневых колец, вкладышей шатунных и коренных подшипников коленчатого вала, направляющих втулок впускных и выпускных клапанов и ряда других деталей ремонтного размера.цилиндровый, рядный с комплексной микропроцессорной системой управления впрыском топлива и зажиганием двигателя.
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
avtotehkar.ru
______________________________________________________________________________
Распределительные валы двигателя ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер отлиты из чугуна. Для достижения высокой износостойкости рабочей поверхности введено отбеливание кулачков. Распредвалы вращаются в подшипниках, образованных головкой цилиндров и съемными алюминиевыми крышками. Эти крышки обрабатываются в сборе с головкой цилиндров и поэтому не взаимозаменяемы.
Привод распредвалов ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер - цепной, двухступенчатый. Включает в себя: звездочку 1 коленчатого вала, ведомую 5 и ведущую 6 звездочки промежуточного вала, ведомые звездочки 12 и 14 распределительных валов, две цепи (72 и 92 звена) 4 и 9, гидронатяжители с усиленной пружиной 2 и 8, рычаги натяжного устройства 3 и 7 и успокоители цепей 13, 16 и 17.
Натяжение цепи каждой ступени осуществляется гидронатяжителями, размещенными: один – на передней крышке блока цилиндров (крышке цепи), другой – на головке цилиндров.При ремонте двигателя ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер гидронатяжитель необходимо разобрать, промыть его детали и собрать.
Гидронатяжитель ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер
1 - клапан в сборе; 2 - кольцо запорное; 3 - плунжер; 4 - корпус; 5- пружина; 6 - кольцо стопорное.
Сборка гидронатяжителя двигателя УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер производится в следующем порядке:
- на закрепленную вертикально оправку установить корпус 4 гидронатяжителя;- в корпус гидронатяжителя вставить плунжер 3 до упора стопорного кольца 6 на плунжере в оправку;- в плунжер вставить пружину 5. На пружину установить клапан гидронатяжителя 1 и, сжимая пружину, завернуть его в корпус, при этом стопорное кольцо на плунжере должно находиться в проточке корпуса и препятствовать перемещению плунжера в корпусе.
Не допускается на собранном гидронатяжителе нажатие на выступающий из корпуса носик плунжера во избежание выхода плунжера из зацепления с корпусом под действием сжатой пружины. Не допускается при сборке зажимать корпус гидронатяжителя во избежание нарушения геометрии плунжерной пары.
Привод распределительных валов ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер
1 – звездочка коленчатого вала; 2 – гидронатяжитель нижний; 3 – рычаг натяжного устройства нижней цепи; 4 – цепь нижняя; 5 –звездочка промежуточного вала ведомая; 6 – звездочка промежуточного вала ведущая; 7 – рычаг натяжного устройства верхней цепи; 8 – гидронатяжитель верхний; 9 – цепь верхняя; 10 – установочная метка на звездочке; 11 – установочные штифты; 12 – звездочка распределительного вала впускных клапанов; 13 –успокоитель цепи верхний; 14 – звездочка распределительного вала выпускных клапанов; 15 – верхняя плоскость головки цилиндров; 16 – успокоитель цепи средний; 17 – успокоитель цепи нижний; М1 и М2 – установочные метки на блоке
Клапаны ЗМЗ-409 - изготовлены из жаропрочной стали и имеют возможность в процессе работы проворачиваться. Клапаны взаимозаменяемы с аналогичными клапанами двигателя ВАЗ.
Привод клапанов от распределительных валов двигателя ЗМЗ-409 (УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер) непосредственный через цилиндрические гидротолкатели 7, для которых выполнены направляющие отверстия в головке цилиндров. Применение гидравлических толкателей исключает необходимость регулировки зазоров.
Привод клапанов ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер
1 - клапан впускной; 2 - головка цилиндров; 3 - тарелка пружины клапана; 4 - колпачок маслоотражательный; 5 - пружина клапана наружная; 6 - вал распределительный выпускных клапанов; 7 - гидротолкатель; 8 - сухарь клапана; 9 - клапан выпускной; 10 - пружина клапана внутренняя; 11 - шайба опорная пружины клапана; 12 - вал распределительный впускных клапанов.
Пружины клапанов - двойные. Пружины и детали их крепления взаимозаменяемы с аналогичными деталями двигателя ВАЗ. Гидротолкатели ЗМЗ-409 (УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер) выполнены в виде цилиндрического стакана с плунжерной парой и подводом масла от магистрали в головке цилиндров.
Вал промежуточный - предназначен для установки на нем звездочек 3 и 4 привода распределительных валов, а также винтовой шестерни 9 привода масляного насоса.
Промежуточный вал ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер
1 - болт; 2 - пластина стопорная; 3 - звездочка ведущая; 4 - звездочка ведомая; 5 - втулка передняя вала; 6 - вал промежуточный; 7 -труба промежуточного вала; 8 - гайка; 9 - шестерня привода масляного насоса ведущая; 10 - втулка задняя вала; 11 - блок; 12 - фланец промежуточного вала; 13 - штифт; 14 - шестерня привода масляного насоса ведомая.
Головка блока цилиндров и клапанный механизм ЗМЗ-409
При наличии пробоин, прогара и трещин на стенках камеры сгорания и разрушения перемычек между гнездами головку бракуют. Резьбовые отверстия, имеющие износ или срывы резьбы более двух ниток, ремонтируются нарезанием резьбы увеличенного ремонтного размера, постановкой резьбовых ввертышей с последующим нарезанием в них резьбы нормального размера или установкой резьбовых спиральных вставок, последний способ ремонта наиболее эффективный и малотрудоемкий.
При сборке головки цилиндров ЗМЗ-409 (УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер) очистить камеры сгорания и газовые каналы головки цилиндров от нагара и отложений, протереть и продуть сжатым воздухом. Если двигатель работал на этилированном бензине, то надо предварительно смочить нагар керосином. Это предотвращает распыление нагара при его удалении и предупреждает попадание ядовитой пыли в дыхательные пути.
Притереть клапаны, используя притирочную пасту, составленную из одной части микропорошка М-20 и двух частей масла. Перед началом притирки следует проверить, нет ли коробления тарелки клапана и прогорания клапана и седла. При наличии этих дефектов восстановить герметичность клапана одной притиркой невозможно и следует сначала прошлифовать седло, а поврежденный клапан заменить новым.
Если зазор между клапаном ЗМЗ-409 (УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер) и втулкой превышает 0,20 мм, то герметичность также не может быть восстановлена. В этом случае клапан и втулку следует заменить новыми. Клапаны в запасные части выпускаются стандартного размера, а направляющие втулки - с внутренним диаметром стандартного размера и наружным диаметром трех ремонтных размеров.
Выпрессовывание изношенной направляющей втулки производится с помощью оправки. Перед выпрессовыванием направляющих втулок необходимо определить ремонтопригодность головки цилиндров.
Головка цилиндров ЗМЗ-409 (УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер) является ремонтопригодной, если после перешлифовки седла расстояние от оси распределительного вала до торца стержня клапана, прижатого к рабочей фаске седла, будет составлять не менее 35,5 мм. Если данное условие не выполнимо – головка цилиндров ремонту не подлежит.
При замене направляющих втулок, перед сборкой их надо охладить в двуокиси углерода (сухом льду) до –40…–45 °С, а головку цилиндров нагреть до температуры +160…+175 °С. Втулки при сборке должны вставляться в гнезда головки свободно или с легким усилием.
Втулки первого ремонтного размера двигателя ЗМЗ-409 (УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер) запрессовываются в головку без дополнительной обработки отверстий в головке под втулки, втулки второго и третьего ремонтного размера - с предварительной расточкой (разверткой) отверстий до Ø 14,2 -023,005.
После запрессовки втулок фаски седел прошлифовать, центрируя по отверстию во втулке. При шлифовке следует выдерживать размеры и обеспечить концентричность фаски на седле клапана с отверстием во втулке в пределах 0,025 мм. общих показаний индикатора (биение рабочей фаски седла относительно отверстия втулки 0,05 мм).
После шлифования фаски необходимо уменьшить ширину седел клапанов фрезерованием: у седла впускного клапана - 2 ± 0,4 мм; у седла выпускного клапана - 2 ± 0,3 мм.
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
avtotehkar.ru
Рис. 5.1. Двигатель мод. ЗМЗ-409 (вид с левой стороны) |
Рис. 5.2. Двигатель мод. ЗМЗ-409 (вид с правой стороны) |
Рис. 5.4. Поперечный разрез двигателя ЗМЗ-409: 1 – масляный картер; 2 – приемник масляного насоса; 3 – масляный насос; 4 – привод масляного насоса; 5 – шестерня промежуточного вала; 6 – блок цилиндров; 7 – впускная труба; 8 – ресивер; 9 – распределительный вал впускных клапанов; 10 – впускной клапан; 11 – крышка клапанов; 12 – распределительный вал выпускных клапанов; 13 – указатель уровня масла; 14 – гидравлический толкатель клапана; 15 – наружная пружина клапана; 16 – направляющая втулка клапана; 17 – выпускной клапан; 18 – головка блока цилиндров; 19 – выпускной коллектор; 20 – поршень; 21 – поршневой палец; 22 – шатун; 23 – коленчатый вал; 24 – крышка шатуна; 25 – крышка коренного подшипника; 26 – сливная пробка; 27 – корпус толкателя; 28 – направляющая втулка; 29 – корпус компенсатора; 30 – стопорное кольцо; 31 – поршень компенсатора; 32 – шариковый клапан; 33 – пружина шарикового клапана; 34 – корпус шарикового клапана; 35 – разжимная пружина |
Кроме того, автомобили UAZ Hunter оснащают дизельными двигателями. До 2006 г. устанавливали дизельный двигатель Andoria 4CT90, который впоследствии был заменен отечественным дизелем. Двигатели устанавливают продольно.
В данном издании описан ремонт двигателя ЗМЗ-409, а также приведены особенности конструкции дизельного двигателя ЗМЗ-5143.
Блок цилиндров отлит из серого чугуна. Между цилиндрами имеются каналы для охлаждающей жидкости. Цилиндры расточены непосредственно в теле блока. На блоке цилиндров выполнены специальные приливы, фланцы и отверстия для крепления деталей, узлов и агрегатов, а также каналы главной масляной магистрали. В нижней части блока цилиндров расположены пять опор коренных подшипников коленчатого вала со съемными крышками, которые крепятся к блоку болтами. Крышки коренных подшипников двигателей обработаны в сборе с блоком и невзаимозаменяемы. Крышка третьего подшипника в сборе с блоком цилиндров обработана по торцам для установки двух упорных сталеалюминиевых полуколец, ограничивающих осевое перемещение коленчатого вала. К торцам блока цилиндров болтами прикреплены крышка цепи и сальникодержатель с манжетами коленчатого вала. Снизу к блоку цилиндров прикреплен масляный картер.
Головка блока цилиндров
Рис. 5.3. Схема установки крышек распределительных валов двигателя ЗМЗ-409 |
Распределительные валы отлиты из чугуна. Профили кулачков впускного и выпускного валов одинаковые. Кулачки смещены на 1,0 мм относительно оси гидротолкателей, что при работе двигателя заставляет гидротолкатели вращаться. Это уменьшает износ поверхности гидротолкателя и делает его равномерным. Сверху головка блока цилиндров закрыта крышкой, отлитой из алюминиевого сплава.
Поршни также отлиты из алюминиевого сплава. На днище поршня выполнены четыре углубления под клапаны, которые предотвращают удары поршня по клапанам при нарушении фаз газораспределения. Для правильной установки поршня в цилиндр на боковой стенке у бобышки под поршневой палец отлита надпись «ПЕРЕД». Поршень устанавливают в цилиндр так, чтобы эта надпись была обращена к передней части двигателя. На каждом поршне установлены три кольца: два компрессионных и одно маслосъемное. Компрессионные кольца отлиты из чугуна. Бочкообразная рабочая поверхность верхнего кольца покрыта слоем пористого хрома, что улучшает приработку кольца. Рабочая поверхность нижнего кольца покрыта слоем олова. На внутренней поверхности нижнего кольца имеется проточка. Кольцо нужно устанавливать на поршень этой проточкой вверх, к днищу поршня. Маслосъемное кольцо состоит из трех элементов: двух стальных дисков и расширителя. Поршень прикреплен к шатуну с помощью поршневого пальца плавающего типа, т.е. палец не закреплен неподвижно ни в поршне, ни в шатуне. От перемещения в осевом направлении палец удерживается двумя пружинными стопорными кольцами, которые установлены в канавках бобышек поршней.
Шатуны стальные, кованые, со стержнем двутаврового сечения. В верхнюю головку шатуна запрессована бронзовая втулка. Нижняя головка шатуна снабжена крышкой, прикрепленной двумя болтами. Гайки шатунных болтов имеют самостопорящуюся резьбу, поэтому дополнительно не стопорятся. Крышки шатунов обрабатывают в сборе с шатуном, поэтому их нельзя переставлять с одного шатуна на другой. На шатунах и их крышках выбиты номера соответствующих цилиндров. Для охлаждения днища поршня маслом в стержне шатуна и верхней головке выполнены отверстия. В нижнюю головку шатуна устанавливают тонкостенные вкладыши.
Коленчатый вал отлит из высокопрочного чугуна. Вал имеет восемь противовесов. От осевого перемещения его удерживают упорные полукольца, установленные на средней шейке. К заднему концу коленчатого вала прикреплен маховик. В отверстие маховика вставлены распорная втулка и подшипник носка первичного вала коробки передач. Шкив водяного насоса приводится во вращение вместе со шкивом генератора поликлиновым ремнем (GPK 1220) от шкива коленчатого вала. Натяжение ремня регулируют изменением положения натяжного ролика. Таким же ремнем (но несколько большей длины) приводятся во вращение шкивы насоса гидроусилителя рулевого управления и вентилятора.
automn.ru