Содержание
ЗМЗ-409: технические характеристики и ремонт
Владельцы и фанаты УАЗ Патриот ценят этот автомобиль за такие качества, как: проходимость, комфорт, надежность, красивый внешний вид. Действительно, во многом это так и есть. Однако, познакомившись с автомобилем поближе, понимаешь, что по некоторым моментам автомобиль далек от идеала. В частности, это касается мощности заводского двигателя.
Для поднятия мощности можно попробовать заняться чип тюнингом УАЗ Патриот. Это самый доступный вид тюнинга двигателя, поскольку для его осуществления не нужно менять или модернизировать детали двигателя. Достаточно изменить параметры блока управления двигателем. Помимо чип тюнинга двигателя ЗМЗ 409, существуют также другие способы тюнинга УАЗ Патриот: установка турбины и другие доработки «железа».
Зачем всё это
Чем выше мощность двигателя, тем больше возможностей у водителя в управлении авто на бездорожье. Нехватка мощности особенно заметна во время движения на малых оборотах и на трассе. Примечательно то, что каждый двигатель УАЗ Патриот с завода предрасположен к увеличению мощности, поскольку изначально он «задушен» нормами токсичности выхлопа. Поэтому, не стоит бояться замены заводской программы ЭБУ (блок управления мотором) на более «мощную».
Правда, для такого тюнинга двигателя УАЗ Патриот нужно обладать некоторыми знаниями и соответствующим оборудованием, либо доверить это дело специалисту. При помощи чип тюнинга можно добиться увеличения мощности двигателя УАЗ Патриот до 30%, тем самым подняв крутящий момент мотора и количество лошадиных сил.
Красной стрелкой указана кривая момента. Видно, что с 2600 об/мин крутящий момент начинает падать — необходимо дорабатывать «впуск» и «выпуск» автомобиля.
Для чип тюнинга необходимо использовать только качественные «прошивки», проверенные на реальных автомобилях. Иначе, есть риск поломки двигателя из-за детонации или выхода из строя самого ЭБУ.
Однако, чип тюнинг Патриота не сводится только к повышению мощности. Также, в качестве причины может выступать установка пустой выхлопной трубы («паука») вместо катализатора. Чтобы в будущем не загоралась ошибка лямбда зонда (чек), многие предпочитают перепрошивать свой автомобиль, чем делать установку различных «обманок», которые не всегда работают. Ну а еще — после установки ГБО, когда требуются иные углы опережения зажигания и другие параметры работы.
Загрузка калибровок
Далее необходимо запустить KIA Flasher и выбрать «ошибки».
Важно все хорошо запомнить (можно записать) и удалить. Если вы сделаете правильно этот шаг, то все будет работать хорошо, вы установите соединение. Далее нужно выбрать пункт «Загрузка» и указать файл калибровок. Придется подождать окончания операции.
Загрузка может занять около 20 минут. Когда загрузка закончится, нужно выключить зажигание и подождать 5 минут. Адаптер в это время можно отключить, ноутбуку уже можно выключить. Возможно, во время загрузки произойдет ошибка или случатся обстоятельства, которые ее прервут.
В этой ситуации нужно выключить зажигание, устранить причину, что вызвала прерывание и начать процедуру заново. Через пять минут включите зажигание автомобиля, заведите мотор и наслаждайтесь. Можно, как запасной вариант, взять с собой заводскую калибровку, которая для большинства называется ADE1I52.
Особенности конструкции
Кроме микропроцессорного управления КМПСУД, двигатель ЗМЗ 409 имеет следующие нюансы:
- цилиндры изготовлены в чугунном блоке ;
- крышки подшипников не обладают взаимозаменяемостью, так как подогнаны по месту;
- масляный картер сделан из отдельной детали, что облегчает промывку системы смазки и замену масла;
- ГБЦ имеет оригинальные размеры, от предыдущих серий не подходит;
- распредвалы, не только обеспечивают вертикальное перемещение гидротолкателей, но и вращают их для равномерного износа;
- благодаря гидрокомпенсаторам отпадает необходимость периодической регулировки зазоров клапанов.
Производитель рекомендует тюнинг турбированием, так как прочие варианты слишком дорогие и неэффективные.
Производить капитальный ремонт можно собственными силами, поскольку в конструкции нет сложных технических решений.
Тюнинг змз 406, определимся в понятиях
Вспомним классику: русский тюнинг, бессмысленный и беспощадный )). Так или примерно так )) Я занимаюсь различными двигателями уже много лет, и честно говоря, язык не поворачивается, то непотребство и глумление, которое творят над двигателями, называть тюнингом. Но наш народ уже привык к этому волшебному слову, поэтому будем пользоваться этой терминологией. Мне нравится, как данный вопрос трактуется у америкосов. Есть понятие ремонт – ставятся детали, идущие по каталогу. В нашем случае это заводские детали. Следующее понятие – рефреш (освежение). Устанавливаются детали, штатных параметров, на штатные места, но с улучшенными характеристиками. Ну и наконец, волшебное слово тюнинг. Данное понятие подразумевает внесение изменений в заводскую конструкцию. Так что если перевести на данный язык этапы тюнинга, которые я обозначил. Первые две ступени, это рефреш в чистом виде, и только тюнинг гбц, является действительно тюнингом.
Небольшое отступление. Очень долгое время я занимался ВАЗовскими двигателями. Каждый раз вскрывая их, думал, что хуже по качеству быть не может. Оказывается, может – это двигатели ЗМЗ. Правда, на форуме мотористов, ребята мне сказали, что если когда-нибудь займешься двигателями УМЗ, то изменишь свое мнение еще раз. Это я к тому, что качественные детали для данных двигателей уже способны преобразить их характеристики.
Перечень модификаций ДВС
С семейство движков 409 изготовителем включено шесть версий.
Базовый мотор 409.10 под стандарт Евро-2 с характеристиками 143 л. с., степень сжатия 9, крутящий момент 230 Нм. Зажигание модульное с пучком высоковольтных проводов, имеется датчик дроссельной заслонки.
Улучшенная модификация 40904.10 отличается от предыдущего варианта системой зажигания – индивидуальная катушка для каждой свечи, ДПДЗ здесь отсутствует, вместо него использован дроссельный узел для обеспечения Евро-3. Имеется автоматический натяжитель ремня генератора, который в 409.10 не предусмотрен.
Модификация 40905.10 имеет стандартные характеристики, предназначена для внедорожников Хантер, Патриот и грузовиков Карго, Пикап производителя УАЗ.
Двигатель 4091.10 считается дефорсированным с нормами безопасности Евро-3. Имеет мощность 112 л. с., устанавливается на Таблетки и Буханки УАЗ 462.
Силовой привод маркировки 40911.10 обладает моментом 219,5 Нм и мощностью 125 л. с. Соответствует регламенту Евро-4, предназначен для полноприводных грузовиков УАЗ с формулой 4х4 (не отключаемая).
Мотор 4092.10 не вошел в серию, создан специально для автомобилей ГАЗ Волга и УАЗ 3160 (вседорожник полноприводный). Крутящий момент в районе 225 – 235 Нм, мощность около 135 – 138 л. с.
С завода моторы имели лишь самое необходимое навесное, без ГУРа и прочего. Этим оборудованием их комплектовал уже автопроизводитель на конвейере. В механизме ГРМ используются не одинаковые распредвалы:
- 40904 и 4905 профиль кулачков впускного и выпускного вала одинаковый, приподнимает клапаны на 9 мм;
- 40911 профиль кулачков разный, подъем 8 мм на впуске и 9 мм на выпуске.
Клапанные пружины можно использовать от ВАЗ-2108, так как они взаимозаменяемые на всех моделях ЗМЗ 409.
4.Популярные модели автомобилей (внедорожники, двигатели с 2004 года и по сегодня)
Самыми популярными двигателями на автомобилях Toyota и Lexus являются следующие серии:
Toyota
Маркировка двигателя | Год выпуска | Топливо | Объем двигателя, литров | Лошадиные силы | Примерный ресурс, тыс. км. | Дополнительная информация | Устанавливается на |
2GR | С 2005 и по сегодня | Бензин | 3,5 | 249-360 | 300+ | V6, блок цилиндров алюминий, инжектор, цилиндры/клапаны на цилиндр 6/4 | Alphard, Aurion, Avalon, Camry, Crown, Estima/Previa, Harrier, Highlander/Kluger, Mark X, Mark X Zio, RAV4, Sienna, Venza |
2AR | С 2008 и по сегодня | Бензин | 2,5 | 154-181 | 300+ | Рядный, цилиндры/клапаны на цилиндр 4/4, блок цилиндров алюминий, инжектор | Zelas, Alphard, Avalon, Camry, Crown, Harrier, RAV4 |
1AR | С 2008 и по сегодня | Бензин | 2,7 | 185-190 | 300+ | Рядный, цилиндры/клапаны на цилиндр 4/4, блок цилиндров алюминий, инжектор | Highlander/Kluger, Sienna, Venza |
1VD | С 2007 и по сегодня | Дизель | 4,5 | 202-286 | 400+ | V-образный, блок цилиндров чугун, цилиндры/клапаны на цилиндр 8/4 | Land Cruiser |
1GR-FE | С 2009 и по сегодня | Бензин | 4,0 | 228-282 | 300+ | V-образный, цилиндры/клапаны на цилиндр 6/4, DOHC, жидкостное охлаждение | 4Runner, FJ Cruiser, Fortuner, Hilux Surf, Land Cruiser, Land Cruiser Prado, Tacoma, Tundra |
2UZ-FE | С 2005 по 2017 | Бензин | 4,7 | 230-288 | 300+ | V-образный, цилиндры/клапаны на цилиндр 8/4, DOHC, жидкостное охлаждение | 4Runner, Land Cruiser, Land Cruiser Cygnus, Sequoia, Tundra |
1GD-FTV | С 2013 и по сегодня | Дизель | 2,8 | 150-177 | 400+ | Турбина, рядный, цилиндры/клапаны на цилиндр 4/4, DOHC | Fortuner, GranAce, Hiace, Hilux Pick Up, Land Cruiser Prado, Regius Ace |
1KD-FTV | С 1999 и по сегодня | Дизель | 3,0 | 136-190 | 500+ | Турбина, рядный, цилиндры/клапаны на цилиндр 4/4, DOHC | Dyna, Fortuner, Hiace, Hilux Pick Up, Hilux Surf, Land Cruiser Prado, Regius Ace, ToyoAce |
2KD-FTV | С 2004 и по сегодня | Дизель | 2,5 | 88-144 | 500+ | Турбина, рядный, цилиндры/клапаны на цилиндр 4/4, DOHC | Dyna, Fortuner, Hiace, Hilux Pick Up, Regius Ace, ToyoAce |
2TR-FE | С 2002 и по сегодня | Бензин | 2,7 | 148-166 | 400+ | Турбина, рядный, цилиндры/клапаны на цилиндр 4/4, DOHC | Dyna, Fortuner, Hiace, Hilux Pick Up, Hilux Surf, Land Cruiser Prado, Regius Ace, Tacoma, ToyoAce |
2GD-FTV | С 2015 и по сегодня | Дизель | 2,4 | 150 | 300+ | Турбина, рядный, цилиндры/клапаны на цилиндр 4/4 | Hilux Pick Up |
1UR-FE | С 2007 и по сегодня | Бензин | 4,6 | 296-347 | 300+ | V-образный, цилиндры/клапаны на цилиндр 8/4, DOHC, распределенный впрыск топлива | Land Cruiser, Sequoia, Tundra |
1VD-FTV | С 2007 и по сегодня | Дизель | 4,5 | 217-272 | 300+ | Турбина, V-образный, цилиндры/клапаны на цилиндр 8/4, прямой впрыск топлива Common-rail, DOHC | Land Cruiser |
3UR-FE | С 2006 и по сегодня | Бензин | 5,7 | 362-383 | 300+ | Турбина, V-образный, цилиндры/клапаны на цилиндр 8/4, распределенный впрыск, DOHC | Land Cruiser, Sequoia, Tundra |
5L-E | С 2002 по 2013 | Дизель | 3,0 | 95-100 | 300+ | Рядный, цилиндры/клапаны на цилиндр 4/4, DOHC | Land Cruiser Prado |
Lexus
Маркировка двигателя | Год выпуска | Топливо | Объем двигателя, литров | Лошадиные силы | Примерный ресурс, тыс.![]() | Дополнительная информация | Устанавливается на |
1UR-FE | С 2007 и по сегодня | Бензин | 4,6 | 296-347 | 300+ | V-образный, цилиндры/клапаны на цилиндр 8/4, DOHC, распределенный впрыск топлива | GS460, GX460 |
2UZ-FE | С 2002 по 2017 | Бензин | 4,7 | 230-288 | 300+ | V-образный, цилиндры/клапаны на цилиндр 8/4, DOHC, жидкостное охлаждение | GX470, LX470 |
1VD-FTV | С 2012 и по сегодня | Дизель | 4,5 | 217-272 | 300+ | Турбина, V-образный, цилиндры/клапаны на цилиндр 8/4, прямой впрыск топлива Common-rail, DOHC | LX450d |
3UR-FE | С 2007 и по сегодня | Бензин | 5,7 | 362-383 | 300+ | Турбина, V-образный, цилиндры/клапаны на цилиндр 8/4, распределенный впрыск, DOHC | LX570 |
3ZR-FAE | С 2014 по сегодня | Бензин | 2,0 | 148-158 | 300+ | Рядный, цилиндры/клапаны на цилиндр 4/4, DOHC | NX200 |
8AR-FTS | С 2014 по сегодня | Бензин | 2,0 | 180-245 | 400+ | Турбина, рядный, цилиндры/клапаны на цилиндр 4/4, электровпрыск, DOHC | GS200t, GS300, IS200t, IS300, NX200t, NX300, RC200t, RC300, RX200t, RX300 |
2AR-FXE | С 2012 по сегодня | Бензин | 2,5 | 152-161 | 400+ | Рядный, цилиндры/клапаны на цилиндр 4/4, dual VVT-i, DOHC | ES300h, LM300h, NX300h |
1AR-FE | С 2010 по 2012 | Бензин | 2,7 | 181-188 | 300+ | Рядный, цилиндры/клапаны на цилиндр 4/4, dual VVT-i, DOHC | RX270 |
3MZ-FE | С 2003 по 2009 | Бензин | 3,3 | 208-233 | 300+ | V-образный, цилиндры/клапаны на цилиндр 6/4, DOHC, жидкостное охлаждение | ES330, RX330, RX400h |
2GR-FE | С 2008 по 2018 | Бензин | 3,5 | 249-280 | 300+ | V-образный, цилиндры/клапаны на цилиндр 6/4, DOHC, распределительный впрыск | ES350, RX350 |
2GR-FKS | С 2014 и по сегодня | Бензин | 3,5 | 249-318 | 300+ | V-образный, цилиндры/клапаны на цилиндр 6/4, DOHC, распределительный впрыск, VVT-iW, VVT-i | GS350, RC350, RX350, RX350L |
2GR-FXE | С 2011 и по сегодня | Бензин | 3,5 | 231-295 | 400+ | V-образный, цилиндры/клапаны на цилиндр 6/4, DOHC, dual VVT-i | GS450h, RX450h |
M20A-FKS | С 2021 и по сегодня | Бензин | 2,0 | 149-174 | 400+ | Рядный, цилиндры/клапаны на цилиндр 4/4, электровпрыск | UX200 |
Для автомобилей Toyota и Lexus часть двигателей были идентичными. Некоторые модели двигателей разрабатывались специально под определенные модели обоих брендов, которые устанавливались только на Toyota или Lexus.
Общие положения
У всех двигателей и конструкций, есть так называемые «родовые болезни», и проявляются они одинаково. Иногда разница составляет несколько сотен километров. Статистика дама упрямая, и против нее не попрёшь. Данные этапы расписаны для тех, кто исповедует религию превентивного ремонта, то есть не дожидаться момента, когда машина раскорячится на трассе за несколько сотен километров от дома. Напоминаю, что двигатели семейства ЗМЗ 406, 405, 409 являются близнецами по своей конструкции, поэтому в дальнейшем я не буду делать данные пояснения.
Перепрошивку ЭБУ я рассматриваю как отдельно взятое действо, не имеющее отношение к «железу». Этой тематике я посвящу отдельное повествование. Тема достаточно обширна. Единственное о чем я хочу сказать вкратце, это об отношении мотористов и диагностов. Основной конфликт заключается в извечном споре, что раньше появилось курица или яйцо. Диагносты и перепрошившики иногда рассматривают свое творчество как отдельно взятый этап в тюнинге двигателя. Я как человек, имеющий академическое образование в области механики и двигателестроения, придерживаюсь точки зрения, что чиптюнинг, это лишь маленький шаг в дороге, под названием «доводка мотора».
Данные этапы касаются всех двигателей семейства ЗМЗ 406, 405, 409, не зависимо от того на какой машине они стоят. И конечно речь идет об атмосферных двигателях, без турбин и компрессоров. Все три этапа тюнинга двигателя «выстраданы» на нескольких десятках двигателей Волг, Газелей, Хантеров и Патриотов. Итак, перед вами «нулёвый» двигатель, или движок, который имеет определенный пробег. Итак, погнали
Необходимость чип тюнинга на УАЗ Патриоте
Чип тюнинг представляет собой модернизацию автомобиля, но не его внешности, а технических характеристик. Сегодня мы рассмотрим чип тюнинг УАЗ Патриот, что он собой представляет, зачем нужен, на что влияет и как проводится своими руками.
Содержание
- Зачем нужен чип тюнинг
- Особенности прошивки
- Чип тюнинг своими руками
- Чип тюнинг Евро
Итак, мы выяснили, что чип тюнинг представляет собой техническое перевоплощение автомобиля, но при этом, не прибегая к серьезным его изменениям. Каждый внедорожник УАЗ Патриот, который сходит с конвейера Ульяновского завода, имеет хороший потенциал мощности, скрытый от автовладельца. Поначалу после приобретения автомобиля владелец довольствуется тем, что есть. Но приходит время, когда хочется выкладывать своего железного коня на полную. Если у вас возникло такое желание, значит, пора присмотреться к чип тюнингу.
Послепродажная доработка современного автомобиля является абсолютно нормальным явлением, поэтому не следует переживать о том, что после этого станет только хуже. Чип тюнинг представляет собой замену прошивки мозгов. То есть штатная прошивка является стандартным решением, которое не дает автомобилю работать на полную мощь. Если заменить прошивку мозгов на современную, то свой автомобиль можно даже не узнать по техническим показателям.
Таким образом, чип тюнинг двигателя внедорожника УАЗ Патриот дизельного ЗМЗ-51432 или бензинового ЗМЗ-409, предполагает получение новой прошивки, но обязательно лицензированной и протестированной. Если вы решили попробовать установку прошивки новых мозгов без лицензии, то есть пиратскую, то рискуете в итоге закончить печально.
Оборудование для перепрошивки
Особенности прошивки
На внедорожник УАЗ Патриот двигателя ЗМЗ-409 бензин или ЗМЗ-51432 дизель, при желании можно установить сразу два вида прошивок. Такой способ установки является нестандартным и используется только для внедорожников. Таким образом, после установки двух прошивок мозгов на движок ЗМЗ-409 можно перекдючать управление по трассам и бездорожью.
Для того чтобы две прошивки можно было установить на внедорожник УАЗ Патриот двигателя ЗМЗ -51432 или ЗМЗ-409, необходимо оборудовать его специальным контроллером и тумблером переключения режимов. Такой тумблер устанавливается в салоне, для того, чтобы автовладелец мог самостоятельнопереключать режим работы двигателя ЗМЗ-409 или ЗМЗ-54132. Чип тюнинг позволяет добавить движку ЗМЗ-409 внедорожника дополнительные 20-25 лошадиныех сил, что является отличным показателем.
В последнее время все большую популярность набирает вид прошивки под названием «перцовка». Отзывы автовладельцев, которые произвели прошивку мозгов своего автомобиля, непросто положительные, а ошеломительные. «Перцовка» непросто добавляет мощности движку, но и при этом снижается расход топлива. После «перцовки» взять на обгон любой зарубежный кроссовер не составляет проблем.
Для всех видов прошивок следует учитывать, что данной процедурой должен заниматься мастер своего дела, который дает гарантию за выполненную работу.
Чип тюнинг своими руками
Чип тюнинг осуществляется на всех современных автомобилях, но менять прошивку своими руками без надлежащих на то способностей не рекомендуется. Неправильное действие может привести к тому, что потребуется покупать новый ЭБУ. Мы рассмотрим, что входит в процесс установки прошивки мозгов своими руками на УАЗ Патриот.
Для того чтобы установить новую прошивку, потребуется скачать такие программы:
- Загрузчик Combiloader;
- Прошивка – лицензия;
- Ноутбук и программатор.
Суть проведения чип тюнинга своими руками заключается в подключении к мозгам автомобиля ноутбука и закачки в них новой программы. Ничего сложного, особенно если есть опыт работы с компьютером. Для начала необходимо найти разъем ЭБУ, к которому собственно и подключается ноутбук. Потребуется также и специальный шнур (программатор) с переходниками, который служит связующим звеном между компьютером и разъемом ЭБУ.
После подключения мозгов автомобиля к компьютеру необходимо запустить утилиту Combiloader, а затем и инсталлировать прошивку. Поворачиваем ключ в замке зажигания, и запускается программа загрузки. Далее будут выпадать «окна», в которых необходимо указывать необходимые параметры. Когда настройки будут установлены, начнется загрузка программы.
После установки программы, необходимо отключить зажигание авто, извлечь программатор из разъема и провода, подходящие к ноутбуку. Только после этого можно запустить двигатель ЗМЗ-409 и увидеть совершенно новую его работу. Но при условии, что все было сделано правильно.
После установки новой прошивки своими руками, например, перцовки, можно обнаружить следующие изменения:
- Увеличение мощности двигателя, как минимум, на 20 лошадей.
- Увеличение крутящего момента.
- Улучшение динамики.
- Снижение расхода топлива почти в 1,5 раза.
В итоге получаем автомобиль с новыми техническими параметрами двигателя, которые вам точно понравятся. Кстати, после прочтения данной статьи, вам будет очень сложно устоять, чтобы не установить себе такую прошивку.
Чип тюнинг Евро
В зависимости от экологического стандарта двигателя Евро, который имеет автомобиль, возможно, его изменение с помощью чип тюнинга. Итак, чип тюнинг нового УАЗ Патриот с двигателями ЗМЗ-409 или ЗМЗ-51432 с Евро-4 обычно подразумевает установку на них прошивки под Евро-2. Почему снижаются до Евро-2? Устанавливается прошивка под экологический стандарт Евро-2 для того, чтобы дать больше свободы двигателю и исключить ошибку неисправности катализатора и лямбда-зонда, которая часто возникает после пробега в 60-80 тысяч км. В таком случае осуществляется отключение лямбда-зонда и снятие катализатора.
Евро-2 избавляет автомобиль от множества проблем, таких как:
- троение;
- неправильная работа;
- вибрации;
- увеличение оборотов при включении кондиционера.
Таким образом, переход с Евро-4 на Евро-2 позволяет добиться максимальных результатов снижения расхода топлива на различных дорогах и увеличения мощности движка. Но если вы решили перейти на Евро-2, то следует быть осторожными при прохождении ТО.
Подводя итог, следует подчеркнуть, что чип тюнинг полезная штука, которая если не для нового внедорожника, то с пробегом более 60 тысяч км точно потребуется, чтобы вернуть чувства приятного вождения. Улучшайте свой автомобиль, и вы будете им довольны.
Porsche Модель изысканности
Создатель модельного набора: Джон Энсон, инженер издательства Franzis Verlag, разработал первый двигатель Porsche 911 в масштабе 1:4.
Когда ремесленники берутся за детализированную модель двигателя, результатом становится большая страсть в маленьком масштабе. Каждый винт, каждый цвет должен быть идеальным, чтобы плоский двигатель на полке был точной копией двигателя Porsche 911. сувенирный магазин музея Porsche в Цуффенхаузене, и неудивительно. Это шедевр в миниатюре — мнение, разделяемое фанатами. Скрытый электродвигатель медленно приводит модель в движение. Маленькие светодиоды мигают красным: 1 – 6 – 2 – 4 – 3 – 5. Последовательность зажигания идеальна; звук исходит из небольшого динамика под плоским двигателем в масштабе 1: 4. Готовая модель была получена с общим количеством 290 штук, минимум два часа времени сборки, и ни капли клея на пальцах. Вместо этого детали подогнаны и свинчены, как и в случае с оригинальным шестицилиндровым Porsche 911 1966 года выпуска.
Поклонники Porsche не были бы фанатами Porsche, если бы не подошли к этому комплекту с особым вниманием к деталям. Один из них превратил его в функциональную модель, способную генерировать до 3000 об/мин. «Невероятно», — восхищенно присвистывает Фрэнк Весселс. 52-летний энтузиаст моделей из Хавиксбека, недалеко от Мюнстера, Германия, осматривает свою версию 9.11 модель. «Удивительно, что возможны такие обороты двигателя! Для этого двигатель должен иметь специальные подшипники из металла. В противном случае это было бы сложно — только с точки зрения игры между частями. У тебя бы быстро поршневая дробилка была в руках. Он смеется и поворачивает двигатель, установленный на тележке перед ним, лицом к себе. Потом он вдруг становится задумчивым. Небольшой токарный станок, немного латуни — вот и все, что нужно, чтобы поставить подшипники на коленчатый вал. Не проблема. Его гараж хорошо оборудован и настолько опрятен, насколько это возможно. Весселс, конечно же, возится и с полноразмерными автомобилями, но его страстью остается построение моделей. На сборку модели двигателя у него ушло всего два часа. В процессе он заметил детали, которые хотел уточнить дальше.
Как будто прямо с конвейера: благодаря детализированному карбюратору версия комплекта модели двигателя 911 от Фрэнка Весселса еще более изысканна, чем базовая модель.
С патиной и чешуей: Немного ржавчины на выхлопной трубе не было исключено в 1966 году.
Детали, заметьте, которые вскружили бы голову, если бы издательство Franzis Verlag включило их. Головки цилиндров, например: «Наши двигатели дисплеев всегда требуют некоторого компромисса. Они должны быть прочными, и вы должны иметь возможность собирать их без клея», — объясняет Джон Энсон, конструктор двигателей Franzis Verlag и «отец» небольшого оппозитного двигателя. Цилиндры, например, нельзя вставлять по отдельности; вместо этого они объединяются в одну часть на банк. Корпус двигателя разделен горизонтально, а не вертикально, чтобы упростить сборку. Почему конструктор двигателей Porsche Ханс Мезгер не подумал об этом? Энсон отмахивается от предложения с улыбкой. «Нет нет. Оригинал имеет лучшее решение. Но мы, производители моделей, должны найти правильный баланс: как можно ближе к оригиналу, но и как можно практичнее». Весселс понимает. На самом деле, он в восторге. «Это оставляет больше работы таким сумасшедшим фанатикам, как я». Его двигатель, конечно же, имеет металлическую натяжную ленту вокруг корпуса вентилятора и соответствующую наклейку. Благодаря прокладочной бумаге, хромированной фольге, латунным винтам и кропотливому нанесению аэрозольной краски миниатюрный шедевр приобрел форму.
В городе Нёрдлинген в Баварии местные жители Томас Мюллер и Йоахим Нисляйн также возятся со своими наборами моделей. «Посмотрите на это!» Томас Мюллер — один из организаторов легендарной встречи «утиного хвоста» — постукивает пальцем по фотографии. «Выхлопная труба выглядит хорошо такой чистой». Йоахим Нисляйн кивает. Он реконструировал не менее пяти миниатюрных двигателей. У Вальтера Рёрля есть один из них, подарок на его семидесятилетие. «Он был в полном восторге, — говорит Мюллер. Для Ниссляйна «двигатель Рёрля» — это его шедевр. Кроме биплана, который он построил и сам летает. В масштабе 1:1, т.
Страсть компании Nießlein — создание патины, или впечатления состаренных строительных деталей. Процесс занимает часы. Например, выхлоп Ниссляйн сначала покрыл подходящей краской, а затем натер масляной краской и скипидаром. Темная масляная краска осталась в небольших углублениях на пластике. Таким образом, простая формованная деталь стала произведением искусства — с добавлением натяжных лент из сверхтонкого листового алюминия толщиной всего 0,4 миллиметра. «Больше фольги», — говорит Ниссляйн. Он всегда тратил много времени на сборку комплектов двигателей. После нескольких недель кропотливых усилий ошеломляющие результаты вызывают жадные взгляды в гостиных и мастерских его друзей.
Одного поля ягоды: Томас Мюллер (слева) знаком со специалистом по моделированию Иоахимом Нисляйном еще со школьной скамьи.
Полная поддержка: Музей Porsche открыл свои архивы и предоставил Franzis Verlag все необходимые данные.
Идеи обретают форму в сотрудничестве с Мюллером. Одним из прекрасных примеров является исключительно детализированный карбюратор на «двигателе Рёрля». Копируются даже экранирующие пластины — необъявленные экраны, предназначенные для защиты карбюратора от перегрева. Для следующего двигателя Nießlein попытается воспроизвести привод карбюратора.
Это не совсем то, что имел в виду Мартин Кошева, ответственный за маркетинг в Franzis Verlag, когда впервые связался с Йоргом Тиловом из музея Porsche. Его первоначальная идея заключалась в том, чтобы продавать в магазине только функциональные модели — двигатели без конкретной модели: «Это были наши первые наборы моделей. На самом деле они были предназначены только для иллюстрации того, как работает двигатель». Но через четверть часа по телефону Тилов сказал, что Porsche поможет Franzis Verlag создать реплику первой версии культовой 9.11, именно таким, каким его разработал Ганс Мецгер. И они это сделали, предложив дизайнерские чертежи из архива и посещение Porsche Classic — они сделали все возможное.
Результаты убедительны. Поэтому вполне логично, что на следующем этапе своего сотрудничества Porsche и Францис намерены представить на рынок еще одну модель осенью 2018 года. И это круто: легендарный двигатель Fuhrmann. Прототип в масштабе 1:3 уже готов, включая привод распределительного вала с вертикальным валом.
Искусно изготовленные воздушные фильтры и тщательно проработанный карбюратор, безусловно, усложняют задачу сборщикам моделей. — О, ты действительно так думаешь? — спрашивает Тилов, подмигивая. Кажется, он подозревает, что такие фанаты, как Фрэнк Весселс и Йоахим Нисляйн, исчезнут в своих комнатах для хобби в первый день рождественских каникул 2018 года и превратят свои наборы Type 547 в масштабе 1:3 в совершенно особенные миниатюрные произведения искусства.