Двигатель Победы: эксперт рассказал о преимуществах мотора Т-34

Двигатель Победы: эксперт рассказал о преимуществах мотора Т-34 — ТРК Звезда Новости, 08.05.2022

ОПК

Владимир Расходчиков

11:44 08.05.2022

Решение советских конструкторов использовать дизельное топливо в танке Т-34 позволило сделать один из лучших двигателей времен Великой Отечественной войны.

© Видео:
ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»
©
Фото: ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»

Читайте нас на:

Двигатель для танков линейки Т-34 — полностью советская разработка. При его создании конструкторы ориентировались на авиационные моторы, которые были созданы в середине XX века. Об этом в эфире «Военной приемки» рассказал старший научный сотрудник музея Отечественной военной истории в деревне Падиково Юрий Пашолок.

«Это полностью советская разработка, смотрели на современные моторы, которые тогда производились авиационные. В результате сделали свой двигатель. Его ни у кого не копировали, это полностью своя разработка. Изначально у него 500 лошадиных сил, он создавался в трех основных вариациях: форсированный для тяжелого танка, дефорсированный для тягача, и мотор непосредственно для Т-34», — объяснил эксперт.

По словам Пашолока, конструкторы сразу же приняли решение, что двигатель Т-34 будет работать на дизельном топливе. Это позволило сократить расход топлива, увеличить пробег и сделать танк менее пожароопасным. Военная техника немцев и союзников, которая в те времена в основном использовала бензин, сильно проигрывала в показателях дальности хода.

«Проселок у Т-34 — порядка 300 литров на 100 километров. Для понимания, примерно в тех условиях испытание было танка “Першинг”, там расход где-то порядка 600 литров на 100 километров, Примерно столько же у “Пантеры”», — заявил сотрудник музея.

Смотрите новый выпуск программы «Военная приемка. Т-34. Броня Победы» на сайте телеканала «Звезда», а также в приложении SMART. TV. В этом выпуске вы узнаете, как эволюционировала машина во время войны, и какие секреты она хранит до сих пор.

  • ТЕГИ:
  • ОПК
  • танк
  • двигатель
  • Т-34
  • Военная приемка
  • дизель

Экспертное мнение и аналитика

Картина дня

14:13
Армия

МО РФ сообщило о групповом ракетном ударе по пунктам временной дислокации резерва противника

13:35
В стране и мире

Удар украинских боевиков по Донецку полностью разрушил жилой дом

12:08
В стране и мире

Дарью Трепову включили в перечень террористов и экстремистов

11:51
Армия

Шойгу заявил, что ни один совместный проект России и Индии в области ВТС не был свернут

11:22
В стране и мире

Глава Тывы поблагодарил фонд Шойгу за вклад в крупнейший буддийский монастырь в РФ

Популярное

Имя Пеле включили в словарь португальского языка как синоним слова «лучший»

Мишустин сравнил госуправление с погоней льва за газелью

Костомаров столкнулся с проблемами при восстановлении подвижности

Опубликованы кадры пылающего состава с деревом в охваченной пожаром Сосьве

Daily Mail: звезда «Гарри Поттера» Рэдклифф впервые стал отцом

Песков назвал враньем слухи о двойниках и бункерах Путина

Читать далее

читайте ниже следующую новость

/news/next/?referer=/news/2022581034-5u1vj. html&date=2022-05-08 11:44:01

Предлагаем посмотреть эту страницу на версии сайта для мобильных устройств.

https://mcdn.tvzvezda.ru/storage/news_other_images/2022/05/08/e5cf101b483f44d087e0ef5532db7876.jpg

характеристики, производители, достоинства и недостатки

Когда говорят о передовом вооружении, то в первую очередь подразумевают мощь оружия, способного нанести противнику сокрушительное поражение. Легендарный танк Т-34 стал олицетворением победы Советского Союза во Второй мировой войне. Но есть менее значимые составляющие, например, танковый двигатель В-2, без которого легенда не могла бы существовать.

Военная техника работает в самых тяжелых условиях. Моторы конструируются с учетом использования некачественного топлива, минимального обслуживания, но при этом они должны сохранять изначальные характеристики на протяжении долгих лет. Именно такой подход был воплощен в создании дизельного двигателя танка Т-34.

Прообраз двигателя

В 1931 году Советское правительство взяло курс на совершенствование военной техники. Тогда же Харьковский паровозостроительный завод им. Коминтерна получил задание на разработку нового дизельного двигателя для танков и самолетов.

Тягач Ворошиловец: краткое описание конструкции,…

Артиллерийский тягач «Ворошиловец»: история создания, технические характеристики,…

Новизна разработки должна была заключаться в принципиально новых характеристиках мотора. Номинальная частота вращения коленвала дизелей того времени составляла 260 об/мин. Тогда, как в задании было оговорено, что новый двигатель должен выдавать 300 л.с, при частоте вращения 1600 об/мин. А это уже предъявляло абсолютно иные требования к методам разработки узлов и агрегатов. Технологий, которые бы позволяли создать подобный двигатель в Советском Союзе, не существовало.

Конструкторское бюро переименовали в Дизельное, и началась работа. После обсуждения возможных вариантов конструкции, остановились на V-образном 12-ти цилиндровом двигателе, по 6 цилиндров в каждом ряду. Он должен был запускаться от электрического стартера. На тот момент не было топливной аппаратуры, которая могла бы обеспечивать топливом подобный двигатель. Поэтому в качестве топливного насоса высокого давления, было решено установить ТНВД фирмы Bosch, который впоследствии планировалось заменить на насос собственного производства.

Т-34: гайд. Т-34-85: гайд. Т-34-3: гайд

Самым популярным советским танком времен Второй мировой войны был Т-34. До сих пор все считают, что…

До создания первого испытательного образца прошло два года. Поскольку двигатель планировалось использовать не только в советском танкостроении, но и в самолетостроении на тяжелых бомбардировщиках, то специально оговаривался малый вес мотора.

Доработка мотора

Двигатель пытались создать из материалов, которые ранее не применялись для постройки дизелей. Например, блок цилиндров делали из алюминия, и он, не выдерживая испытаний на стенде, постоянно трескался. Большая мощность заставляла легкий несбалансированный мотор сильно вибрировать.

Танк БТ-5, на котором проводились испытания дизеля, так и не дошел своим ходом до полигона. Дефектовка мотора показала, что был разрушен блок картера, подшипники коленчатого вала. Для того чтобы конструкция, воплощенная в бумаге, перекочевала в жизнь, нужны были новые материалы. Оборудование, на котором делались детали, также не годилось. Не хватало класса точности изготовления.

В 1935 году Харьковский паровозостроительный завод пополнился опытными цехами по производству дизелей. Устранив какое-то количество недоработок, мотор БД-2А был установлен на самолете Р-5. Бомбардировщик поднимался в воздух, но низкая надежность двигателя не позволяла его использовать по назначению. Тем более что к тому времени подоспели более приемлемые варианты авиационных двигателей.

Танк Т-34 глазами американских экспертов

Советский Т-34 считается шедевром мирового танкостроения. В его конструкции применены технические…

Подготовка дизеля к установке на танк шла с трудом. Приемную комиссию не устраивала высокая дымность, которая была сильным демаскирующим фактором. Кроме того, большой расход топлива и масла был неприемлем для военной техники, которая должна отличаться большим запасом хода без дозаправки.

Основные трудности позади

В 1937 году коллектив конструкторов доукомплектовали военными инженерами. Тогда же дизелю было присвоено название В-2, под которым он вошел в историю. Однако работы по усовершенствованию не были закончены. Часть технических задач были делегированы Украинскому институту авиадвигателестроения. Команду конструкторов дополнили сотрудниками Центрального института авиационных моторов.

В 1938 году проводились государственные испытания второго поколения дизелей В-2. Было представлено три мотора. Ни один не прошел тестов. У первого заклинил поршень, у второго растрескался блок цилиндров, а у третьего потек картер. Кроме того, плунжерный насос высокого давления не создавал достаточной производительности. Ему не хватало точности изготовления.

В 1939 году мотор был доработан и прошел испытания.

Впоследствии на танк Т-34 двигатель В-2 был установлен в этом виде. Дизельный отдел был реформирован в завод по производству танковых моторов, целью которого, был выпуск 10 000 единиц в год.

Окончательный вариант

В начале Второй мировой войны завод был срочно эвакуирован в Челябинск. ЧТЗ уже имел производственную базу для выпуска танковых моторов.

За некоторое время до эвакуации, дизель был опробован на тяжелом танке КВ.

Еще долгое время В-2 подвергался модернизациям и усовершенствованиям. Уменьшались и недостатки. Достоинства двигателя танка Т-34, позволяли судить о нем, как о непревзойденном образце конструкторской мысли. Даже военные эксперты считали, что замена в 60-70 годах В-2 новыми дизелями, была вызвана тем, что мотор устарел лишь с моральной точки зрения. По многим техническим параметрам он превосходил новинки.

Можно сравнить некоторые характеристики В-2 с современными двигателями, чтобы понять насколько он был прогрессивен для того времени. Запуск обеспечивался двумя способами: от ресивера со сжатым воздухом и электростартера, что обеспечивало повышенную “живучесть” двигателю танка Т-34. Четыре клапана на цилиндр повышали эффективность работы газораспределительного механизма. Блок цилиндров и картер были выполнены из алюминиевого сплава.

Сверхлегкий мотор выпускался в трех модификациях, отличавшихся мощностью: 375, 500, 600 л.с, для техники различного веса. Изменение мощности достигалось за счет форсирования — уменьшения камеры сгорания и повышения степени сжатия топливной смеси. Даже был выпущен мотор мощностью 850 л. с. На нем был применен турбонаддув от авиадвигателя АМ-38, после чего дизель был испытан на тяжелом танке КВ-3.

Уже в то время наметилась тенденция к разработке военных моторов, работающих на любом углеводородном топливе, что в условиях войны упрощает снабжение техники. Двигатель танка Т-34 мог работать как на солярке, так и на керосине.

Ненадежный дизель

Несмотря на требование наркома В. А. Малышева, дизель так и не стал надежным. Скорее всего, дело было не в недостатках конструкции, а в том, что производство, эвакуированное на ЧТЗ в Челябинске, нужно было разворачивать в огромной спешке. Материалы, которые требовались в соответствии со спецификациями, отсутствовали.

Два танка с двигателями В-2 были отправлены в Соединенные Штаты для изучения причин, приводящих к преждевременному выходу из строя. После проведения годовых испытаний Т-34 и КВ-1, было дано заключение, что воздушные фильтры совершенно не задерживают частицы пыли, и они проникают в двигатель, приводя к износу поршневой группы. Из-за недоработки технологии, масло, содержащееся в фильтре, вытекало через контактную сварку в корпусе. Пыль, вместо того, чтобы оседать в масле, беспрепятственно проникала в камеру сгорания.

На протяжении войны работа над надежностью двигателя танка Т-34 велась постоянно. В 1941 году моторы 4-го поколения едва могли отработать 150 моточасов, тогда как требовалось 300. К 1945 году срок службы двигателя смогли увеличить в 4 раза, а количество неисправностей сократилось с 26 до 9 на каждую тысячу километров.

Производственных мощностей ЧТЗ “Уралтрак” было недостаточно для военной промышленности. Поэтому было принято решение о строительстве заводов по выпуску двигателей в Барнауле и Свердловске. Они производили тот же самый В-2 и его модификации для установки не только на танки, но и на самоходные машины.

ЧТЗ “Уралтрак” также выпускал моторы для разнообразной техники: тяжелых танков серии КВ, легких танков БТ-7, тягачей тяжелой артиллерии “Ворошиловец”.

Танковый двигатель в мирной жизни

Карьера двигателя танка Т-34 не завершилась с окончанием войны. Доработка конструкции продолжалась. Она легла в основу для множества модификаций танковых V-образных дизельных двигателей. В-45, В-46, В-54, В-55 и др. — все они стали прямыми потомками В-2. У них была такая же V-образная, 12-цилиндровая концепция. Различные углеводородные смеси могли служить им топливом. Корпус выполнялся из алюминиевых сплавов и отличался легкостью.

Кроме этого, В-2 послужил прототипом для множества других моторов, которые не имели отношения к военной технике.

Гражданские суда “Москва” и “Москвич” получили такой же двигатель, какой стоял на танке Т-34, с небольшими изменениями. Эта модификация называлась Д12. Кроме этого, для речного транспорта выпускались дизели, которые представляли собой 6-ти цилиндровые половинки В-2.

Дизелем 1Д6 оснащались маневровые локомотивы ТГК-2, ТГМ-1, ТГМ-23. Всего этих агрегатов было выпущено свыше 10 тыс. единиц.

Карьерные самосвалы МАЗ получили дизель 1Д12. Мощность мотора составляла 400 л. с. при частоте вращения 1600 об/мин.

Интересно, что после доработок значительно вырос потенциал двигателя. Теперь назначенный моторесурс до капитального ремонта составлял 22 тыс. моточасов.

Характеристики и конструкция двигателя танка Т-34

Быстроходный, бескомпрессорный дизель В-2 имел водяное охлаждение. Блоки цилиндров располагались по отношению друг к другу под углом 60 градусов.

Работа мотора осуществлялась следующим образом:

  1. Во время такта всасывания через открытые впускные клапаны подается атмосферный воздух.
  2. Клапаны закрываются, и происходит такт сжатия. Давление воздуха увеличивается до 35 атм, а температура поднимается до 600 °C.
  3. В конце такта сжатия через форсунку топливный насос подает топливо под давлением 200 атм, которое воспламеняется от высокой температуры.
  4. Газы начинают резко расширяться, увеличивая давление до 90 атм. Происходит рабочий такт двигателя.
  5. Выпускные клапаны открываются, и отработанные газы выбрасываются в выхлопную систему. Давление внутри камеры сгорания понижается до 3-4 атм.

Затем цикл повторяется.

Пусковой механизм

Способ запуска танкового двигателя отличался от гражданского. Помимо электрического стартера мощностью 15 л. с, была пневматическая система, состоящая из баллонов со сжатым воздухом. Во время работы танка, дизель нагнетал давление 150 атм. Затем, когда было нужно завестись, воздух через распределитель поступал прямо в камеры сгорания, заставляя вращаться коленчатый вал. Такая система обеспечивала запуск даже с отсутствующим аккумулятором.

Система смазки

Смазывался мотор авиационным маслом МК. Смазочная система имела 2 масляных бака. Дизель имел сухой картер. Это было сделано для того, чтобы в момент сильного крена танка на пересеченной местности, двигатель не переходил на масляное голодание. Рабочее давление в системе было 6 — 9 атм.

Система охлаждения

Силовой агрегат танка охлаждался при помощи двух радиаторов, температура которых достигала 105-107 °C. Вентилятор работал при помощи центробежного насоса, работающего от маховика двигателя.

Особенности топливной системы

Топливный насос высокого давления НК-1 изначально имел 2-режимный регулятор, который впоследствии был заменен на всережимный. ТНВД создавал давление топлива 200 атм. Фильтры грубой и тонкой очистки обеспечивали удаление механических примесей, содержащихся в топливе. Форсунки были закрытого типа.

Tank Archives: Бензиновые Т-34

Не будет преувеличением сказать, что главной особенностью Т-34 был дизельный двигатель В-2-34. Этот двигатель придавал Т-34 высокую подвижность. Однако не все танки Т-34 имели этот двигатель. Достаточно большое количество танков Т-34, выпущенных в самые тяжелые периоды Великой Отечественной войны, оснащались бензиновыми двигателями М-17Т и М-17Ф. Эта статья расскажет сказку о том, что такое двигатель М-17, как выглядели танки Т-34 с ними, и в чем была причина этой замены.

Двигатель БТ-7 для Т-34

Четырехтактный бензиновый танковый двигатель М-17Т В-12 был производным от авиационного двигателя М-17Ф, адаптированным для использования в танках. Максимальная мощность М-17Ф (715 л.с.) была снижена до 500 л.с. Как и его авиационный «собрат», М-17Т работал на авиационном бензине Б-70. До войны двигатели М-17Т производились в Рыбинске на заводе №26 и устанавливались на танки БТ-7. В семействе М-17 был еще один член, М-17Л. Этот двигатель применялся на танках Т-28 и Т-35. Он имел более высокую мощность (650 л.с.) и воздушный стартер.

Двигатель танка М-17Т.

Поскольку на танках следующего поколения (КВ-1, Т-34 и БТ-7М) использовался дизельный двигатель В-2, двигатели М-17Т и М-17Л были сняты с производства. Все специализированные инструменты и оборудование, необходимые для их производства, были сданы на длительное хранение.

Вопрос об оснащении танков двигателями М-17Т вернулся с началом Великой Отечественной войны. Решение об установке двигателей М-17Т на танки Т-34 было принято 1 июля 19 г.41 с постановлением Государственного Комитета Обороны (ГКО) № 1сс. Этот документ предписывал заводу №112 в Красном Сормово немедленно приступить к производству танка Т-34. Вместо дизеля В-2-34 разрешили использовать двигатель М-17Т. Горьковскому заводу ГАЗ имени Молотова было поручено производство двигателей М-17Т. Этим же постановлением требовалось от Наркомата среднего машиностроения (НКСМ) провести опытные работы по адаптации М-17Т для работы на тяжелом топливе: дизельном топливе или газойле.

Использование двигателей М-17Т в танках Т-34 было временным и необходимым злом. Единственным заводом, производившим двигатели В-2, был завод №75 в Харькове. Он не мог удовлетворить возросший спрос на производство танков. Для решения этой проблемы Государственный Комитет Обороны подписал постановление №29.сс «О создании резервных заводов по выпуску танковых дизелей и об эвакуации заводов по производству танковых дизелей» от 5 июля 1941 г. Этим постановлением предписывалось эвакуировать дизельные заводы вглубь страны. Производство на новых мощностях должно было быть достаточным для удовлетворения программы производства новых КВ и Т-34. Завод №75 эвакуировался на Челябинский тракторный завод, авиадизельный завод Кировского завода — на завод УралТурбоМаш в Свердловске, а дизельный завод Харьковского тракторного завода — на СТЗ в Сталинграде. Сокращение производства танковых двигателей в результате эвакуации производивших их заводов было неизбежным. Недостаток должен был быть восполнен за счет производства более простого, хотя и менее эффективного М-17Т на ГАЗе.

Первая страница Постановления Госкомитета Обороны №1сс.

Напомним, что В-2 имел ряд преимуществ перед М-17Т:

  • Уменьшенный расход топлива и соответственно большая дальность плавания.
  • Более стабильный температурный диапазон во время работы.
  • Простота обслуживания (из-за отсутствия карбюраторов или глючного стартера).
  • Снижение пожароопасности.

Температура вспышки бензина (температура, при которой образуется достаточное количество паров для образования взрывоопасной смеси с воздухом) -40°С. Температура вспышки дизельного топлива +40°С. Улучшенная пожарная безопасность дизелей ликвидировала практически все пожары, возникающие в результате эксплуатации цистерн.

Кроме того, использование более дешевого и доступного топлива (дизеля типа ДТ или газойля типа Е) имело значительный экономический эффект. Например, за проезд танка БТ-7 на гусеницах 188 рублей 50 копеек казна заплатила 188 рублей 50 копеек. Такое же расстояние, пройденное танком БТ-7М с дизелем В-2, стоило в четыре раза меньше: 42 рубля 30 копеек. Столь значительная разница была достигнута за счет использования более дешевого топлива и более экономичного двигателя.

Адаптация двигателя М-17Т к работе на тяжелом топливе должна была частично компенсировать его недостатки по сравнению с В-2. Приказ НКСМ № 280сс от 2 июля 19 г.41 поручил это исследование заводу №183. Заводу №183 также была поручена разработка документации по установке двигателя М-17Т на Т-34 для передачи заводу №112.

Трансплантат

Фабрика №183 сразу приступила к работе и 10 июля сообщила фабрике №112, что чертежи придется сильно переделывать. Для установки двигателя М-17Т потребовались новая станина двигателя, переборка моторного отсека, системы смазки и охлаждения, воздухоочистители, стартер, выхлопная система, главный фрикцион, органы управления, электрооборудование и боеукладки.

Чертежи установки двигателя М-17Т на танк Т-34, разработанные на заводе №183 в июле 1941 г.

90 022 Завод №183 провел испытания М-17Т двигатель установлен на танк Т-34 в середине июля. Результаты летнего вождения не обнадеживали. Система охлаждения не справлялась с нагревом при длительной езде на четвертой передаче. Температура масла и воды превысила допустимые параметры. Тем не менее, чертежи были переданы на завод №112 без согласования с заказчиком (ГАБТУ).

Экспериментальные работы по адаптации М-17Т под тяжелое топливо также не дали хороших результатов. Проведенные в августе испытания показали неудовлетворительную работу танка Т-34 с двигателем М-17Т и специальным приспособлением для подготовки топлива при заправке газойлем или тракторным керосином.

Завод №183 не смог смягчить недостатки двигателя М-17Т, адаптировав его для работы на тяжелом топливе. В отчете специалистов ГАБТУ указано, что танк Т-34 с двигателем М-17Т имел следующие недостатки по сравнению с Т-34 с двигателем В-2:

  • Запас хода уменьшен вдвое.
  • Более высокая рабочая температура.
  • Повышенный риск возгорания.
  • Требуется более подготовленный экипаж для обслуживания танка.

В результате НКСМ и ГАБТУ в середине сентября 1941 г. решили, что установка двигателя М-17Т на танк Т-34 требует доработки. В связи с эвакуацией завода №183 в Нижний Тагил, завод №112 оказался на крючке этих доработок. Перед ними была поставлена ​​задача: устранить дефекты системы охлаждения, приводившие к перегреву воды и масла на любом режиме работы, разработать новую электрическую систему на 12 В, отличную от предложенной заводом №183, разработать пневматический стартер совместно с завода ГАЗ, и выполнить ряд других задач по обеспечению нормальной работы двигателя М-17Т и его трансмиссии на танке Т-34. Дополнительно должен был быть разработан и представлен в ГАБТУ и НКТП перечень изменений, направленных на снижение пожароопасности двигателя М-17Т.

Танк Т-34 с двигателем М-17Т на параде на Красной площади 7 ноября 1941 года.

Завод №112 частично выполнил задания им дали. Заводу удалось быстро наладить производство танков Т-34 с двигателями М-17Т. Первые такие танки были поставлены в октябре 1941 года. Интересно, что часть этих танков поступила в 128-й отдельный танковый батальон и приняла участие в параде на Красной площади, состоявшемся 7 ноября 1941 года.41.

С неба на землю

Надо понимать, в каком тяжелом положении находилось советское танкостроение к октябрю 1941 года. Завод №75 был эвакуирован в Челябинск, а СТЗ и УралТурбоМаш только начинали осваивать дизель. производство двигателей. Производство двигателя М-17Т на заводе ГАЗ тоже шло не гладко. Из-за ряда производственных трудностей и организационных недочетов ГАЗ в августе выполнил план на 20%, а в сентябре — на 14,6%. Это означало, что этот завод поставил только 13 полных двигателей.

Постановление ГКО № 732сс от 4 октября 1941 года было направлено на решение этой ситуации. Указом начальнику Управления ВВС П.Ф. Жигарев и нарком авиастроения А.И. Шахурина поставить 900 авиадвигателей М-17Ф для их ремонта и переделки для установки на танки Т-34 и КВ в октябре-декабре 1941 года включительно. НКТП своим приказом № 54 от 7 октября предписывает Кировскому заводу, СТЗ и заводу № 183 к «незамедлительно приступить к ремонту и адаптации полученных от УВВС авиадвигателей М-17 для установки вместо них на танки КВ и Т-34». В-2». Этим же приказом заводу №183 предписывалось приступить к установке двигателей М-17Т на танки Т-34, начиная с первого танка, произведенного в Нижнем Тагиле. Тот же было поручено СТЗ сделать «таким образом, чтобы можно было установить двигатели М-17 в случае отсутствия двигателей В-2 без отклонения от графика производства».

Через некоторое время, 11 октября 1941 года, ГАЗу было поручено отремонтировать отработавшие гарантийный срок авиадвигатели М-17Ф в самолетах и ​​переоборудовать для установки на танки Т-34 на заводе №112.

На практике только два завода производили танки Т-34 с двигателями М-17Т и модернизированные двигатели М-17Ф, адаптированные для использования в танках: завод №112 и СТЗ. Завод №183 был полностью укомплектован дизельными двигателями. Танки Ал Т-34 производства завода №183 в Нижнем Тагиле имели двигатели В-2-34.

Сколько Т-34 имели бензиновые двигатели?

943 Танка Т-34 с бензиновыми двигателями М-17Т и М-17Ф изготовлено и поставлено с октября 1941 по апрель 1942 года включительно. Из них 632 – с завода №112 и 311 – со СТЗ.

 

1941

1942

октябрь

ноябрь

декабрь

Январь

февраля

марта

апрель

Завод №112

20

53

83

145

131

150

50

СТЗ

15

93

109

94 в первом квартале

В этот период завод №112 выпускал танки Т-34 только с двигателями М-17Т и М-17Ф. СТЗ производил в основном танки Т-34 с дизельными двигателями и использовал только М-17Т и М-17Ф, чтобы восполнить дефицит. СТЗ прекратил выпуск танков Т-34 с бензиновыми двигателями, как только стали достаточны поставки двигателей В-2-34.

Решение о прекращении производства танков Т-34 с двигателями М-17Т и М-17Ф на заводе №112 принято ГКО 14 марта 1942. Производство и ремонт двигателей М-17 на ГАЗе прекращены. Используемый для этого автомобильный цех был преобразован в собственное производство и передан в НКАП для производства авиационных дизелей М-105П. Приказом НКТП № 268с от 15 марта 1942 года директору завода № 112 за предписывалось «немедленно приступить к подготовке производства танков Т-34 с дизелями В-2 и перейти к производству танков Т-34 с дизелями В-2». 1 апреля текущего года».

Поставки двигателей В-2-34 на завод №112 должны были осуществляться с Кировского завода в Челябинске. Завод №112 выполнил этот заказ и приступил к выпуску танков Т-34 с двигателями В-2. Последние 50 танков с бензиновыми двигателями, выпущенные в марте, не были достроены из-за нехватки гусениц и приняты заказчиком только в апреле.

Недостатки и меры по их устранению

Как было сказано выше, танки Т-34 с бензиновыми двигателями имели ряд недостатков по сравнению с танками с дизельными двигателями. Прежде всего, это были проблемы с системой охлаждения. Завод №112 так и не решил их полностью. Танки Т-34 с бензиновыми двигателями прекрасно себя чувствовали зимой из-за более низких температур, но практически не годились летом.

Опасность возгорания была еще одним недостатком. Завод №112 смягчил это рядом изменений, в том числе установкой двух огнетушителей (переносного и стационарного с выходом патрубков в моторный отсек), дополнительным охлаждением выхлопных коллекторов двигателей, составлением специальных инструкций, включающих указания по водитель. Тем не менее, военные жаловались на возгорания танков Т-34, оснащенных двигателями М-17Т и М-17Ф, в основном из-за «течения топлива в карбюраторах».  Кроме того, в случаях пробития топливных баков бронебойными или кумулятивными боеприпасами вероятность взрыва топлива и возгорания у танков Т-34 с бензиновыми двигателями была значительно выше, чем у танков с дизельными двигателями.

Подбитый танк Т-34 с накладной броней и бензиновым двигателем М-17Т.

Военные также жаловались на низкую надежность этих двигателей. Особенно это касалось отремонтированных двигателей М-17Ф (большинство из них досталось машинам СТЗ). Наиболее частой причиной проблем с этими двигателями были протечки масла через различные уплотнения в двигателе и протечки воды из рубашек цилиндров. Военные представители ГАБТУ на СТЗ заявили, что «эти дефекты связаны с не вполне удовлетворительным ремонтом двигателей М-17Ф и их большим износом, так как двигатели, поступающие на СТЗ, наработали в самолетах минимум 500-700 часов, некоторые — более 1000 часов».

По приказу НКТП №303с от 8 апреля 1942 г. были устранены указанные выше недостатки и дефекты и улучшены характеристики этих танков в летних условиях. Данным приказом заводу № 112 предписывалось разработать новую систему охлаждения двигателя М-17Т, обеспечивающую его нормальную работу в летнее время. Заводу №112 и СТЗ также было поручено разработать инструкцию по замене бензиновых двигателей на танках Т-34 на В-2-34. 1-му отделу НКТП было приказано «до 18 апреля составить и согласовать с БТУ график снабжения ремонтных баз ГАБТУ двигателями В-2 со всеми деталями, необходимыми для замены двигателя М-17 и улучшенными системами охлаждения танков, на которых останется М-17».  

В заключение отметим, что, несмотря на недостатки бензиновых двигателей М-17Т и М-17Ф, их применение позволило советской промышленности выпустить почти тысячу очень боеспособных и остро необходимых танков Т-34, что, несомненно, внесло значительный Вклад в борьбу с немецкими захватчиками в Великой Отечественной войне.

Оригинал статьи Алексея Макарова.

Средний танк Т-34

Средний танк Т-34

ФАС |
Военные |
ДОД 101 |
Системы |
Земля |
РЯД ||||

Индекс |
Поиск |
Присоединяйтесь к ФАС



Т-34 был технологически новаторской конструкцией, в которой были устранены недостатки более ранней серии колесно-гусеничных танков БТ. Т-34 был разработан в 1936-37, опытный образец был готов в начале 1939 г., а в сентябре 1940 г. Т-34 был запущен в серийное производство с 76-мм пушкой. Модель 1940 года, первый серийный вариант Т-34, был вооружен 76,2-мм пушкой Л-11, которая была значительно короче, чем последующая 76,2-мм пушка Ф-34 образца 1941 года и более поздних моделей. Маска также была круглой, в отличие от более квадратных накидок более поздних моделей. Основным преимуществом танка была его простая конструкция, которая позволяла легко производить и ремонтировать его серийно. Т-34 также был небольшим и сравнительно легким, а дизельный двигатель с водяным охлаждением сводил к минимуму пожароопасность и увеличивал радиус действия танка. Конструкция преодолела технологическое превосходство немецких войск в годы Великой Отечественной войны. Построенный в Украине на Харьковском заводе паровых двигателей (ХПЗ), немецкий генерал фон Рунштедт назвал Т-34 «лучшим танком в мире», а фон Клейст назвал его «лучшим в мире». У Т-34 была более мощная пушка, чем у немецких танков, более высокая максимальная скорость (32 мили в час против 25 миль в час), улучшенная наклонная броня и превосходная сварная конструкция. Однако немецкие танки «Тигр» и «Пантера» превосходили по дальности исходную 76-мм пушку Т34, и впоследствии на танк Т-34 была установлена ​​85-мм пушка. Т-34/85 представлял собой модификацию Т-34, оснащенную более мощной броней и пушкой. Т-34/85 имел более плоскую башню, что придавало этому и без того новаторскому дизайну танка тот вид, который переняли все танки после окончания войны. Хотя они и не уступали немецким танкам «Пантера» и «Тигр», огромное количество Т-34 с лихвой компенсировало их технологические недостатки.

Пользователи: Алжир, Ангола, Болгария, Куба, Чехословакия, Финляндия, Германия, Венгрия, Северная Корея, Польша, Румыния, Россия, Сирия, Украина, Вьетнам, бывшая Югославия и другие страны СНГ.

Экипаж: 5
Вооружение: 85-мм пушка
  7,62-мм лук DTM MG
  7,62 мм DTM коаксиальный MG
Максимальная скорость движения: 55 км/ч
Максимальный радиус действия: 300 км
Двигатель: В-2-34 В-12 дизель мощностью 500 л.с.


Источники и методы

  • Российская военная зона Развитие советского танкостроения 1920-1945 гг.