Рисунок 3.1. Расположение элементов системы смазки двигателя: а — шкив коленчатого вала; b — масляный насос; с — канал; d — поршень; f — коромысла; k — распределительный вал; l — клапана; m — канал; n — масляный фильтр; о — маслоприемная труба
Двигатель четырехтактный, с водяным охлаждением и рядным расположением трех цилиндров с рабочим объемом 769 см3 (68,5х72,0 мм). Смазка двигателя осуществляется под давлением, создаваемым масляным насосом трохоидального типа, расположенным на коленчатом валу со стороны шкива коленчатого вала а (рисунок 3.1). Масло забирается масляным насосом b через маслоприемную трубу о и под давлением подается к масляному фильтру n. Фильтрованное масло движется через два канала в блок цилиндров. Через канал m масло подается к коренным подшипникам и коренным шейкам коленчатого вала. Масло от коренных подшипников коленчатого вала поступает к шатунным подшипникам через канал, просверленный в коленчатом валу. Затем масло разбрызгивается из маленького отверстия на большом конце шатуна, обеспечивая смазку поршней d, поршневых колец и стенок цилиндров. По каналу с, масло поступает в головку блока цилиндров и смазывает коромысла f, клапан l, распределительный вал k и т.д. через отверстие в оси коромысел.
Рисунок 3.2. Головка блока цилиндров и клапана: а — впускной клапан; b — ось коромысел; с — коромысло; d — распределительный вал; е — выпускной клапан
Головка блока цилиндров выполнена из литого алюминиевого сплава для улучшения прочности, твердости и уменьшения веса. Распределительный вал d (рисунок 3.2) и ось коромысел b расположены линейно.
Камера сгорания в соединении с впускным коллектором составляют систему, увеличивающую завихрение топливной смеси. В двигателях используется схема поперечного потока, при которой топливовоздушная смесь поступает в цилиндры двигателя с одной стороны двигателя, а отработавшие газы удаляются с другой стороны двигателя. При такой конструкции двигателя достигается лучшее заполнение цилиндров топливовоздушной смесью и удаление продуктов сгорания.
Коромысла с движутся вверх—вниз, закрывая и открывая впускные а и выпускные е клапаны, поворачиваясь на оси коромысел кулачками распределительного вала на каждом этапе впуска и выпуска.
Блок цилиндров самая большая деталь двигателя, к его наружной поверхности крепятся все необходимые детали. Внутри блока цилиндров имеются отверстия для предотвращения перегрева и для смазки блока цилиндров.
Коленчатый вал преобразовывает поступательное движение во вращательное посредством шатунов, передающих энергию, вырабатываемую сгоранием топливной смеси. С одной стороны к коленчатому валу прикреплены масляный насос, шкив коленчатого вала и шкив зубчатого ремня, с другой стороны — гнездо масляного сальника и маховик. Во избежание изгибов и деформаций использованы специальные сорта стали высокой прочности. Коренные подшипники изготовлены из алюминиевого сплава.
Упорные полукольца расположены около коренного подшипника №3.
Шатуны изготовлены из кованной стали в виде «I», нижней головкой, соединенной с коленчатым валом и верхней головкой, соединенной с поршневым пальцем для передачи энергии.
Нижняя головка шатуна разъемная, а верхняя и нижняя части скреплены болтами после установки шатунных подшипников.
Поршни изготовлены из алюминиевого сплава с высокой теплопроводностью и надлежащим образом удовлетворяющие требованиям для продолжительного и высокоскоростного поступательного движения.
Поршневые кольца состоят из двух компрессионных колец и одного маслосъемного кольца и установлены в канавках поршня для обеспечения высокой скорости поступательного движения и создания герметичности в цилиндре. Это важная деталь для обеспечения компрессии, отсутствия потребления масла и передачи давления.
Поршневой палец «плавающего» типа шарнирно соединяет поршень с верхней головкой шатуна. Поршень может свободно поворачиваться как в верхней головке шатуна, так и в бобышках поршня. Осевое перемещение пальца ограничивается двумя стальными кольцами. Палец использован для передачи энергии от головки поршня к шатуну.
Зубчатый ремень соединяет шкив распределительного вала и шкив коленчатого вала. Зубчатый ремень координирует вращение коленчатого вала с распределительным валом и обеспечивает их синхронизированное вращение. Зубчатый ремень также приводит в действие водяной насос.
Натяжитель ремня должным образом поддерживает натяжение зубчатого ремня. Зубчатый ремень изготовлен из упругой усиленной резины и не требует смазки.
Подвеска двигателя предназначена для поглощения или понижения вибрации двигателя и толчков от неровностей дорожного покрытия. Подвеска двигателя закреплена в передней, задней и правой частях двигателя, а одна подвеска прикреплена со стороны коробки передач.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИГАТЕЛЯ
Описание
Характеристики и параметры
Тип двигателя
с верхним расположением распределительного вала L-1
Диаметр цилиндра, мм
Ход поршня, мм
Рабочий объем, см3
Степень сжатия
Компрессия в цилиндрах, кПа
номинальная
1225,75
предельно допустимая
1176,72-1274,78
Максимальная мощность, кВт при 6000 мин-1
Максимальный момент, Н•м при 4800 мин-1
Частота вращения холостого хода, мин-1
при включенном кондиционере
1000±50
при выключенном кондиционере
Характеристики системы смазки
Параметр
Номинальное значение или тип
Тип смазки
принудительный
Тип масляного насоса
вращающийся
Тип масляного фильтра
полнопоточный
Давление масла при 2000 мин-1, кПа
245,15-294,18
Объем поддона, включая масляный фильтр, л
Зазоры и размеры двигателя
Параметр
Номинальное значение, мм
Предельно допустимое значение, мм
Распределительный вал
высота кулачка впускных клапанов
35,156
35,124
высота кулачка выпускных кулачков
34,814
34,789
прогиб
0,03 и меньше
зазор в шейках
0,050-0,091
внешний диаметр шейки
43,425 — 43,450
43,375
43,625-43,650
43,575
43,825-43,850
43,775
44,025-44,050
43,975
Головка блока цилиндров
внутренний диаметр отверстия под шейку
43,500-43,516
43,525
43,700-43,716
43,725
43,900-43,916
43,925
44,100-44,116
44,125
деформация поверхности плоскости
деформация поверхности коллекторов
Ось коромысел
прогиб
0,005-0,040
Клапаны
радиальное перемещение клапана в направляющей втулке
ширина контакта
впускные клапаны
1,46-1,66
выпускные клапаны
1,46-1,66
Направляющая втулка клапанов
выступающая часть
впускные клапаны
0,020-0,047
выпускные клапаны
0,045-0,072
внутренний диаметр
впускные клапаны
5,500-5,512
выпускные клапаны
5,500-5,512
Стержень клапана
диаметр
впускные клапаны
5,456-5,480
выпускные клапаны
5,440-5,455
зазор кромок
впускные
выпускные
износ кромок
Пружина клапана
свободная высота
предварительный натяг
23,4-27,0
прямоугольность
диаметр
Отверстие цилиндра
конусность (максимальная)
0,1 и меньше
овальность
0,05 и меньше
Поршень
диаметр
номинальный
68,465 — 68,485
увеличенный размер 0,25
68,715-68,735
увеличенный размер 0,50
68,965-68,985
0,025-0,045
Поршневые кольца
зазор канавок для колец
1-е компрессионное кольцо
0,02-0,06
2-е компрессионное кольцо
0,02-0,06
маслосъемное кольцо
0,06-0,10
зазор в замке
1-е компрессионное кольцо
0,15-0,30
2-е компрессионное кольцо
0,15-0,30
маслосъемное кольцо
0,20-0,70
Поршневой палец
диаметр
15,996-16,000
внутренний диаметр отверстия
16,006-16,014
0,006-0,019
Шатун:
зазор между нижней головкой шатуна и упорными полукольцами
0,1-0,2
прогиб, 100 мм
кручение, 100 мм
масляный зазор
0,02-0,04
Коленчатый вал:
биение
зазор упорных полуколец
0,11-0,31
овальность/конусность
масляный зазор вкладыша
0,02-0,04
внешний диаметр коренной шейки
43,982-44,000
Биение маховика
Блок цилиндров:
деформация поверхности головки
неплоскостность поверхности
Масляный насос:
зазор ротора
боковой зазор
Зазоры клапанов
Клапаны
Зазор клапанов, мм
Холодный двигатель
впускные
0,15±0,02
выпускные
0,32±0,02
Горячий двигатель
впускные
0,25±0,02
выпускные
0,42±0,02
Daewoo Matiz — Автомобиль настоящего мира: DAEWOO MATIZ
DAEWOO MATIZ — ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ (M100 и M150)
ДВИГАТЕЛЬ
Рабочий объем : 796cc
Диаметр x Ход : 68,5 x 72,0 мм
Количество цилиндров : 3
Степень сжатия : 9,3 : 1
Макс. мощность : 52 л.с. при 6000 об/мин
Макс. крутящий момент : 68,6 Нм при 4600 об/мин
Макс. частота вращения двигателя : 6300 об/мин
Скорость холостого хода: кондиционер включен: 1000 об/мин
Кондиционер выключен: 950 об/мин
Клапанный механизм : Одинарный верхний кулачок,
2 клапаны/цилиндр
Тип охлаждения : Принудительная циркуляция воды
Тип водяного насоса : Центробежный
Радиатор : перекрестноточный
Объем охлаждающей жидкости : 3,8 л
ТРАНСМИССИЯ
Привод : Передний привод
Тип : 5-ступенчатая механическая
Передние передачи : Синхронизированная зацепление, тип
Задняя передача : со скользящей сеткой
Передаточные числа: 1-я : 3,818
2-й : 2. 210
3-й : 1.423
4th: 1.029
5-й : 0,837
Реверс : 3,583
Передаточное число главной передачи : 4,444
Марка трансмиссионной жидкости: 75W-85
Объем жидкости : 2,1 л
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ
Максимальная скорость : 144 км/ч
Ускорение:
0–60 км/ч: 7–8 секунд
0–100 км/ч: 23–24 секунды
ЗАЖИГАНИЕ
Последовательность зажигания: 1-3-2
Распределитель : тип оптического датчика
Свеча зажигания : NGK BPR5EY-11
CHAMPION RN9YC4
BOSCH WR8DCX
МОТОРНОЕ МАСЛО
Тип смазки : Тип принудительной подачи
Масляный насос : роторного типа
Марка масла : SAE 5W30, 10W30, 15W40
Объем масла:
Разборка двигателя: 3,0 л
Замена масла (включая фильтр) : 2,7 л
Замена масла (без фильтра) : 2,5 л
Указатель уровня масла : 1 л (от MIN до MAX)
Замена масла и фильтра: 10 000 км
ПОДАЧА ТОПЛИВА
Тип впрыска топлива : Многоточечный впрыск (MPI)
Топливный насос : Насос с электродвигателем
Производительность топливного насоса: 90-133 л/ч
Выходное давление топливного насоса: 55,1 фунтов на квадратный дюйм
Емкость топливного бака : 35 л
Аккумулятор
Выход генератора: 65 А
Тип стартера : SD 80
Мощность стартера : 800 Вт
МОЩНОСТЬ ЛАМП
Фары : 60/55 Вт
Контрольные/стояночные огни : 5 Вт
Задние и стоп-сигналы : 5/21 Вт, 5 Вт
Задний верхний стоп-сигнал: 21 Вт
Фонарь заднего хода : 21 Вт
Передние и задние указатели поворота: 21 Вт
Боковые указатели поворота : 5 Вт
Подсветка номерного знака : 5 Вт
Плафон освещения салона : 10 Вт
ТОРМОЗА
Тормозная система : Гидравлический диагональный контур с
177,8 мм бустер
Задний : барабаны с внутренним диаметром 180 мм с
тормозной цилиндр диаметром 17,46 мм
Передний : диски диаметром 236 мм с дисками диаметром 48 мм
одинарный поршневой суппорт
Толщина диска (нового) : 12,7 мм
Минимальная толщина диска: 10 мм
Свободный ход педали тормоза : 6–10 мм
Тип тормозной жидкости : DOT-3 или DOT-4
Объем тормозной жидкости : 450 мл
РУЛЕВОЕ РУЛЕВОЕ
Тип ассистента : Гидравлический
Жидкость гидроусилителя рулевого управления : DEXRON-II, DEXRON-III
Объем жидкости рулевого управления: 1 л
Тип : Крыльчатка
Минимальный радиус поворота: 4,5 м
СИСТЕМА КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ
Компрессор : SP-10. 4PK
Тип хладагента : R-134a
Емкость хладагента: 500 г/ 530 г (левостороннее/правостороннее управление)
Тип масла хладагента: RL 244 PAG OIL
Объем масла : 150 мл
Холодопроизводительность : 5500 ккал/ч
Давление хладагента в
система на холостом ходу :
Сторона низкого давления : 2,9 psi
Сторона высокого давления : 217,5 фунтов на квадратный дюйм
ШАССИ И КУЗОВ
Кузов/рама : Монокок, очень жесткий
Собственная масса : 800 кг
Длина : 3487 мм
Ширина : 1499 мм
Высота : 1485 мм
Дорожный просвет : 170 мм
Колесная база : 2335 мм
Колея: Спереди : 1315 мм
Задняя часть: 1280 мм
Колеса : 4,5 Дж x 13 дюймов
Шины : 145/70 R 13
[ Лучший вариант : 155/70 R 13 бескамерный]
Подвеска: передняя: стойки McPherson, нижний рычаг