Самый первый, самый маленький, самый дорогой: 7 автомобилей, которые вошли в историю

«Вокруг света» рассказывает о нескольких автомобилях, которые вошли в историю. Некоторые из них стали музейными экспонатами, а некоторые при определенном везении можно увидеть на дороге.

Фото
INTERFOTO / Alamy via Legion Media

Самый первый автомобиль

Идея самоходного устройства для перемещения человека и грузов возникла давно и у разных людей. Еще в 1672 году иезуит Фердинанд Вербист построил для забавы китайского императора паровую тележку, заправлявшуюся углем. В середине XVIII столетия нижегородский крестьянин Леонтий Шамшуренков сконструировал самоходный аппарат с четырьмя колесами, разгонявшийся до 15 километров в час и приспособленный для перевозки двух пассажиров. Другой отечественный изобретатель Иван Кулибин представил публике работавший на пару трехколесный экипаж, в котором уже были некоторые узлы современного автомобиля — коробка передач, тормоза, подшипники и т. д.

Официально же первым в мире автомобилем принято считать изобретение немецкого конструктора и предпринимателя Карла Бенца. Его детище, запатентованное в 1886 году, именовалось Benz Patent-Motorwagen. Оно не очень походило на современные шедевры автопрома и представляло собой трехколесную коляску со стальной рамой и кузовом, вмещавшим всего одного пассажира. Зато у него был одноцилиндровый четырехтактный бензиновый двигатель с водяным охлаждением и система зажигания, работавшая от аккумуляторной батареи.

Первый автомобиль Карла Бенца

Фото
Dmitry Orlov / Alamy via Legion Media

Управление таким экипажем осуществлялось при помощи рычага — руля в современном представлении еще не было. В 1888 году Бенц запустил серийное производство усовершенствованной версии своего автомобиля, тогда же его жена совершила первое междугороднее автопутешествие. Выпуск первой в мире машины стал важным событием, изменившим ход истории. Вслед за Бенцем изобретатели один за другим начали создавать десятки разных автомобилей.

Самый мощный автомобиль

Мощность двигателя первого автомобиля Карла Бенца составляла менее 1 лошадиной силы. Сейчас эта цифра вызовет улыбку у любителей истории автомобилестроения. Ведь по сравнению с 5000 лошадиных сил, спрятанными под капотом автомобиля Devel Sixteen, представленного компанией из Объединенных Арабских Эмиратов в 2017 году, она выглядит невероятно скромной.

Фото
Viacheslav Khmelnytskyi / Alamy via Legion Media

Силовой агрегат для автомобиля, претендующего на звание самого мощного в истории, разработала американская компания Steve Morris. Объем этого V-образного 16-цилиндрового двигателя составляет 12,3 литра. Предполагается, что этот прототип гиперкара может разогнаться до рекордных 550 километров в час. Правда, за невероятную мощность приходится расплачиваться неимоверным расходом топлива — полного бака хватит от силы на несколько минут езды.

Самый дорогой автомобиль

Хотя поговорка утверждает, что машина является средством передвижения, а не роскошью, некоторые автомобили служат в основном для того, чтобы подчеркнуть особый статус их владельцев. При этом самой дорогой машиной в мире в 2022 году является не современный гиперкар, а раритетный автомобиль Mercedes-Benz 300 SLR Uhlenhaut Coupe 1955 года, который в мае 2022 года был продан на аукционе в Штутгарте за 142 млн долларов США.

Фото
pbpgalleries / Alamy via Legion Media

Самый дешевый автомобиль

Подержанный автомобиль в среднем техническом состоянии может стоить дешевле современного смартфона. Если же говорить о новых машинах, то на звание самого доступного в мире автомобиля претендует выпускаемая в Индии модель Bajaj Qute — на внутреннем рынке этот компактный автомобиль продается за 3500 долларов США.

Фото
Franck METOIS / Alamy via Legion Media

Эта машина весит около 400 килограмм, а мощность ее двигателя  составляет 13 лошадиных сил. Естественно, кондиционера, мягкого сиденья, привычных дверных замков и стекол в ней нет. Верх асктеизма! Но ожидать комфорта за минимальные деньги не приходится. Bajaj Qute некоторое время продавали в России, но большим спросом модель не пользовалась.

Самый быстрый автомобиль

Пожалуй, самым быстрым в мире автомобилем, следует считать Thrust SSC, созданный британскими инженерами в конце XX века. Их творение само по себе привлекает внимание, поскольку больше походит на ракету, нежели на автомобиль в привычном для нас понимании. Его длина составляет 16,5 метра, а весит он более 10 тонн. По бокам обтекаемого корпуса конструкторы разместили два турбовентиляторных двигателя от истребителя «Фантом».

В 1997 году эта махина под управлением пилота королевских ВВС Энди Грина за 16 секунд разогналась до 1000 километров в час, а еще через 14 секунд мчалась с рекордной скоростью 1228 километров в час! Так впервые наземное транспортное средство преодолело звуковой барьер

Фото
PA Images / Alamy

Самым же быстрым серийным автомобилем в мире на сегодняшний день признан гиперкар Koenigsegg Agera RS, способный разгоняться до 447 километров в час. Существуют гиперкары, которые превзошли этот результат, но речь идет о прототипах или машинах, не предназначенных для дорог общего пользования. Среди этих автомобилей рекорд скорости в 490,5 километра в час удерживает Bugatti Chiron Super Sport 300+.

Bugatti Chiron Super Sport 300+

Фото
UK Sports Pics Ltd / Alamy via Legion Media

Самая большая машина

Если не учитывать краны, бульдозеры и экскаваторы, задействованные в горных работах, то самой большой в мире машиной следует признать «БелАЗ-75710». Грузоподъемность этого могучего карьерного самосвала составляет 450 тонн, а на испытательном полигоне самосвал даже проехал с грузом в 503 тонны. Монстр может похвастать двумя дизельными двигателями суммарной мощностью 4660 лошадиных сил. Таких самосвалов выпущено всего три.

Длина самосвала-рекордсмена составляет 20,6 метра, ширина — почти 10 метров, а высота — 8,3 метра

Самый маленький автомобиль

Пробки, нехватка парковочных мест в мегаполисах и стремление минимизировать загрязнение окружающей среды побуждают разработчиков создавать необычные миниатюрные автомобили. Несмотря на забавный вид и весьма посредственные характеристики, они пользуются спросом у жителей больших городов и по-своему практичны.

Самым маленьким серийным автомобилем считается Peel P50, сконструированный британскими инженерами в 1960-х годах. Длина трехколесного «малыша» составляет 1,34 метра, высота — 1,23 метра, а масса — 59 килограмм. Двигатель мощностью 4,2 лошадиных силы позволяет разогнать автомобильчик до 61 километра в час.

Фото
PA Images / Alamy via Legion Media

При необходимости автомобильчик можно катить, для чего у него есть специальная ручка. К минусам модели относится отсутствие задней передачи, теснота, сильные вибрации во время движения, плохая шумоизоляция. В прошлом веке 50 выпущенных экземпляров Peel P50 разошлись довольно быстро — машина стала не только самой маленькой в мире, но и одной из самых раритетных. В 2010 году выпуск Peel P50 в электрической и бензиновой версиях был возобновлен.

Алексей Мясников


Теги

  • история

Самый маленький ДВС Р4 в мире

Видеоблогер собрал бензиновый мотор, по конструкции напоминающий ранние полноразмерные автомобильные двигатели, но с объёмом цилиндров в 1000 раз меньше. При этом у него есть все элементы настоящего мотора и он работает.

JohnnyQ90 / Youtube

Герой нашей истории относится к типу ДВС с плоской головкой цилиндров. У него есть второе название — двигатель с боковыми клапанами. Простая и надёжная конструкция нередко встречалась на заре автомобилестроения – например, такой двигатель был у Ford Model T. В современных автомобилях клапаны расположены в головке цилиндров – так двигатель работает более эффективно.

Миниатюрные двигатели внутреннего сгорания сами по себе не новость. Взять хотя бы серийно выпускаемые моторчики для кордовых и радиоуправляемых авиамоделей. Они даже меньше, чем герой нашей истории.

Однако те – серийные – представляют собой простейшие двухтактные агрегаты с одним цилиндром и воздушным охлаждением. Напротив, мотор, который собрал ютюбер JohnnyQ90 на видео ниже, по сложности устройства и по типу близок к полноразмерным двигателям примерно 1910-х годов. 

Чтобы окончательно вас добить, скажем, что этот мотор – серийный. Точнее, мелкосерийный. Модельный комплект, названный Cison FL4-175, придумала компания Stirlingkit. По-видимому, в названии зашифрованы его основные данные:

  • FL – flathead (рус. «с плоской головкой» — см. выше).
  • 4 – число цилиндров.
  • 175 – объём в десятых долях кубического сантиметра.

Жаль, мощность малыша осталась нераскрытой.

Конструкция

Это настоящий четырёхтактник с водяным охлаждением. У него есть все части настоящего автомобильного двигателя:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

  • система циркуляции масла с картером, 
  • карбюратор с регулировкой подачи топлива 
  • стартер
  • механизм газораспределения с распредвалом толщиной в зубочистку и крошечными клапанами на пружинках чуть толще волоса.

Кое-какие упрощения в двигатель всё-таки внесли. Например, коленвал лежит на бронзовых подшипниках скольжения, в то время как в полноразмерных двигателях, конечно, используются подшипники качения.

Сборка

Если вы считаете, что собаку съели на сборке моделей, самое время попробовать собрать такой движок. Видно, что JohnnyQ90 потратил немало сил, собирая миниатюрный двигатель. Даже смотреть, как он «одевает» картер, завораживает. Самый ответственный момент – точнейшая регулировка зазоров клапанов — без этого двигатель не будет работать, — а затем установка их под пружины.

Результат? Блогер смог «воспламенить» движок. В самом конце видео он тарахтит, хотя и несколько неровно. Сам JohnnyQ90 честно признаёт, что стартёр не заработал, а масло подтекает. Что не умаляет его подвига.

Самое время посмотреть, как всё выглядит вживую. И напишите нам, любите ли вы собирать такие модели и какая из них доставила вам больше всего радости.

youtube

Нажми и смотри

Инженеры создали самый маленький в мире роторный двигатель внутреннего сгорания

Самый маленький в своем роде двигатель, созданный в лаборатории Беркли, когда-нибудь сможет заменить батареи в качестве эффективного источника питания для мобильных устройств, таких как портативные компьютеры.

Этот мини-двигатель размером не больше стопки монет — первый двигатель такого размера, обеспечивающий непрерывную подачу мощности. Сделанный из стали, двигатель также является прототипом для попытки Беркли создать еще меньший двигатель, химически вытравленный из кремния.

Мы находимся на переднем крае исследований того, как генерировать энергию с использованием мельчайших компонентов, сказал Карлос Фернандес-Пелло, профессор машиностроения, который разработал двигатель с помощью Кенджи Мияска из Университета Фукуи в Японии, постдокторант Беркли. исследователь Дэвид Вальтер и аспиранты Кельвин Фу, Аарон Кноблох и Фабиан Мартинес.

В настоящее время двигатель может производить до 2,5 Вт электроэнергии, что достаточно для питания велосипедной фары. Но Фернандес-Пелло и его команда наращивают мощность двигателя до 30 Вт, что достаточно для питания слабой лампочки, но достаточно для питания электронных устройств.

Как и двигатель вашего автомобиля, мини-двигатель производит движение за счет контролируемого сгорания, которое происходит, когда топливо, такое как бензин, смешивается с кислородом и искрой в камере. Высвобождаемая энергия приводит в движение ротор, который можно присоединить к системе передач, чтобы заставить автомобильные колеса вращаться или приводить в движение другие механизмы.

Мини-двигатель предназначен для работы на жидких углеводородных топливах, таких как бутан или пропан, химические родственники бензина. Одна жидкая унция топлива будет поддерживать работу двигателя в течение двух часов. После оптимизации крошечный двигатель сможет работать в 10 раз дольше, чем обычная литий-ионная батарея. Двигатель и топливо вместе весят лишь часть веса стандартной батареи, используемой в цифровой камере.

Названный роторным двигателем или двигателем Ванкеля в честь его изобретателя, эта конструкция не использовалась так широко, как поршневой двигатель, используемый в большинстве современных автомобилей, хотя он появился в некоторых моделях Mazda RX-7 и снова появляется в концепт-кары завтрашнего дня.

Команда Беркли надеется, что когда-нибудь мини-двигатель можно будет использовать для питания электронных устройств, таких как компьютеры или роботы. Фернандес-Пелло считает это первым шагом в разработке двигателей гораздо меньшего размера, изготовленных с использованием микроэлектромеханической (МЭМС) технологии. Конструкция мини-двигателя идеальна для миниатюризации из-за своей простоты, а компоненты относительно легко изготовить с использованием технологии травления кремния.

Такой миниатюрный двигатель размером с булавочную головку будет сделан из деталей, вытравленных из кремния в процессе, аналогичном тому, который используется для изготовления компьютерных микропроцессоров. В этом процессе свет используется для выжигания областей кремния до тех пор, пока не останется только желаемая форма. Исследователи представляют себе микродвигатель, способный производить энергию для сотовых телефонов и других небольших электронных устройств. Этот действительно крошечный двигатель будет иметь пропорции, аналогичные пропорциям стального мини-двигателя, но будет потреблять около одной тысячной унции топлива за два часа работы.

Индустрия 4.0 — Самый компактный бензиновый двигатель | by Technologies In Industry 4.0

Инженеры-исследователи из Университета Бирмингема, Великобритания, создали самый маленький бензиновый двигатель — достаточно крошечный, чтобы привести в действие наручные часы. Микродвигатель может работать два года на одной капле жидкого топлива, что может произвести революцию в электрических технологиях. Он производит в 700 раз больше энергии, чем обычная батарея, несмотря на то, что его размер меньше половины дюйма. Его можно использовать для работы с ноутбуками и мобильными телефонами в течение нескольких месяцев, избавляя от необходимости перезаряжать батареи снова и снова.

Мини-мотор, работающий два года на одной порции более легкого топлива, совершит революцию в мировой технике. Он производит в 700 раз больше энергии, чем обычная батарея, несмотря на то, что его длина всего сантиметр. Можно месяцами пользоваться ноутбуками и мобильными телефонами, избавляясь от необходимости подзарядки. Эксперты считают, что в течение шести лет компания может отказаться от батарей в таких устройствах.

Двигатель, достаточно мельчайший, чтобы держать его на кончике пальца, был произведен инженерами Бирмингемского университета. Доктор Кайл Цзян, ведущий исследователь Департамента инженерии, сказал: «Мы наблюдаем, как технологическая революция происходит в карманах людей. Прорыв — это огромный прорыв. Устройства, требующие подзарядки или замены батарей, — это скучно, но через шесть лет они уйдут в прошлое».

Другие области применения двигателя могут включать медицинское и военное применение, например, кардиостимуляторы или мини-роботы-разведчики. В настоящее время для зарядки стандартной батареи для выработки одной единицы энергии требуется вложить в нее 2000 единиц. Маленький двигатель, поскольку энергия производится на месте, намного проще.

Одной из самых больших проблем, с которыми сталкивались инженеры, пытавшиеся поставлять микродвигатели в прошлом, было количество производимого тепла. Двигатели настолько нагрелись, что сгорели и больше не будут использоваться. Команда из Бирмингема преодолела эту проблему, используя термостойкие материалы, такие как керамика и карбид. Профессор Грэм Дэвис, глава университетского политехнического института, сказал: «Мы объединили все инженерные дисциплины, материалы, химическую инженерию, машиностроение и инженерию. Что может быть лучше для проведения второй технологической революции в нанотехнологиях, чем место, где произошла первая, в самом сердце Уэст-Мидлендса.

Эксперты считают, что в течение шести лет компания может отказаться от батарей в таких устройствах. Двигатель, достаточно минутный, чтобы быть стабильным на чувствительной поверхности, был произведен инженерами Бирмингемского университета. В настоящее время для зарядки стандартной батареи для выработки одной единицы энергии требуется вложить в нее 2000 единиц. Маленький двигатель, поскольку энергия производится на месте, намного проще.

Одной из самых больших проблем, с которыми сталкивались инженеры, пытавшиеся поставлять микродвигатели в прошлом, было количество производимого тепла.