Содержание
Своих знаний и опыта нет, а партнёры не хотят делиться — Insider объяснил, почему китайские истребители всё ещё без собственных двигателей — ИноТВ
Не секрет, что большая часть китайских истребителей — результат заимствования технологий у иностранных партнёров, не всегда с их согласия, пишет Insider. Однако реактивные двигатели к своим истребителям Пекин воспроизводить до сих пор так и не научился. По словам издания, проблема заключается в том, что государственным предприятиям КНР недостаёт опыта и знаний, а традиционные партнёры, вроде России, не горят желанием делиться технологиями из опасений кражи интеллектуальной собственности.
Из всех китайских истребителей самым важным считается Chengdu J-20, пишет Insider. Это не просто стелс-истребитель пятого поколения — самолёт, который носит прозвище «Великий дракон», также служит примером, что Пекин, как и Вашингтон, может конструировать лучшую военную технику в мире.
По словам издания, J-20 стал «символом Коммунистической партии Китая (КПК), который она с гордостью демонстрирует на военных парадах, а китайские СМИ не устают упоминать в своих материалах».
После пограничного конфликта с Индией, пришедшегося на середину 2020 года, Китай направил два J-20 на авиабазы в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Это была слишком незначительная переброска, чтобы она имела какое-то стратегическое значение, но тот факт, что Китай отправил в отдалённую область в Гималаях свой лучший истребитель, показывает, серьёзные намерения Пекина. Точно так же, в качестве предупреждения для Тайваня, Японии и США, Китай разместил J-20 в своём Восточном военном округе.
Правда, у главного истребителя КНР, как и у всех китайских самолётов, есть одна существенная проблема — отсутствие надёжных и мощных реактивных двигателей. Эта проблема уже давно существует в китайском военно-промышленном комплексе, и Пекин усердно работает над её исправлением.
Как рассуждает Insider, на фоне масштабного и стремительного усиления армии КНР в последние годы кого-то трудности КНР с реактивными двигателями могут удивить. Но при этом ни для кого не секрет, что Пекин преуспел в заимствовании и копировании зарубежных технологий и «практически все китайские истребители основаны на украденных или воспроизведённых по готовым моделям чертежах». Таким образом можно было бы заимствовать и технологию производства реактивных двигателей, тем более у Китая есть доступ к российским, но до сих пор попытки Пекина произвести собственные аналоги по большей части оставались безуспешными, подчёркивает издание.
Этим неудачам есть немало причин. Во-первых, Россия прекрасно знает, что Китай уже заимствовал её технологии без её согласия, и не горит желанием продавать Пекину свои лучшие двигатели. Также Москва предпочитает не продавать двигатели по-отдельности — только вместе с самими истребителями, что затрудняет копирование. Во-вторых, способность к воссозданию чужих технологий далеко не всегда перерастает в способность конструировать новые двигатели с нуля — для этого нужны долгие годы опыта и наработок.
И пожалуй, самое важное — производство реактивных двигателей само по себе очень сложно. «Есть не так много технологий, которые оказываются крайне сложны в производстве», и реактивные двигатели — одна из таких технологий, прокомментировал старший научный сотрудник аналитического центра RAND Тимоти Хит. «Такие передовые технологии так трудно освоить, что это удалось лишь некоторым странам. Многие провалились», — добавил эксперт.
С двигателями основная трудность, по мнению Insider, заключается в металлургии и механике. К примеру, один двигатель пассажирского самолёта Boeing 747 состоит из по меньшей мере 40 тыс. частей. Температуры в таком двигателе могут достигать более 1371°C, а скорость вращения лопаток его вентилятора может превышать 3 тыс. оборотов в минуту, и это — в ходе многочасового перелёта. Чертежи для такого двигателя можно скопировать, но вот секреты производства, включая производство металлических частей, которые могут работать на износ при столь высоких температурах и противостоять внешним факторам, вроде коррозии, так просто воспроизвести не получится.
Ещё одна проблема Китая заключается в том, что производством сложных двигателей занимаются государственные компании. Исторически сложилось, что подобные предприятия очень медленно внедряют инновации и нечасто могут произвести нечто передовое. «Всё это требует определённого уровня опыта и знаний, которых у государственных предприятий зачастую нет. Следует признавать ограничения китайских госпредприятий, когда дело касается инноваций», — утверждает Кит.
Сам Пекин о своих проблемах прекрасно знает. В прошлом году заместитель главы комитета науки и технологий государственной авиастроительной компании AVIC Лю Дасян назвал производство реактивных двигателей «серьёзной и неотложной политической задачей». «Состоявшиеся в авиации страны стали более строго к нам относиться в плане доступа к их технологиям», — отметил Лю. Также он добавил, что недавние попытки США ограничить возможности к приобретению американских технологий для китайской фирмы Huawei говорят о том, что «ключевые технологии купить не получится, даже если тратишь большие деньги».
В попытке получить прямой доступ к секретам производства двигателей китайская государственная компания Skyrizon, состоящая в «чёрном списке» американского правительства, попыталась приобрести контрольный пакет акций украинского предприятия «Мотор Сич», одного из крупнейших производителей двигателей для вертолётов и истребителей. Но Киев, как предполагает Insider, по настоянию США, остановил сделку.
Несмотря на все помехи, в собственных разработках Китай уже добился определённого прогресса и даже планирует поставить на свои J-20 изготовленный специально под них двигатель WS-15, что якобы позволит самолётам «быть на равных» с американскими истребителями пятого поколения F-22 Raptor. И тем не менее проблемы в виде сложной работы с металлом, цены приобретения и расширения научного опыта и нежелания других стран помогать Китаю из опасений кражи интеллектуальной собственности остаются.
С похожей ситуацией Пекин столкнулся и в производстве продвинутых микрочипов и полупроводников, которые воспроизводить самостоятельно Китай пока тоже не научился. «Дело в том, что некоторые из этих технологий крайне сложны в производстве. И неважно, сколько ты вложишь в это денег — если у тебя нет правильного сочетания людей, технологий и умений, всё так просто не выйдет», — подчеркнул Кит.
J-20 оснастили революционным двигателем WS-15: станет ли китайский стелс-истребитель мировым лидером по тяге?
Китайская пресса сообщает, что летные испытания долгожданного двигателя WS-15 начались несмотря на пессимистические прогнозы о введении его в эксплуатацию не ранее 2025 года. Это указывает на то, что истребитель достиг новой продвинутой стадии развития, сообщает militarywatchmagazine. Как обычно для первоначальных испытаний на двухмоторном истребителе использовался один двигатель WS-15 и другой двигатель более ранней модификации WS-10. Поскольку надежность нового двигателя остается пока неопределенной, испытательный полет происходит в паре с серийным двигателем для обеспечения резервирования двигателя и позволяет истребителю при необходимости приземлиться, используя только один двигатель WS-10. Разработанный Шэньянским научно-исследовательским институтом авиационных двигателей ТРДДФ WS-15 будет производиться Xian Aeroengine Corporation и, как ожидается, будет иметь большую топливную экономичность и гораздо большую мощность, чем его предшественник. Новый двигатель сможет обеспечить самолету J-20 гораздо большую выносливость и превосходные летные характеристики. Ожидается, что двигатель WS-15 сделает J-20 мировым лидером среди истребителей и перехватчиков по выходной тяге, по крайней мере, до появления первого самолета шестого поколения.
Его ближайшими конкурентами являются перспективный двигатель «Изделие 30» ОКБ им. «А. Люльки», который будет использоваться российскими истребителями Су-57 и, возможно, Су-34, Д-30Ф, используемый МиГ-31, а также F119, используемый американским F-22. Самым мощным двигателем во всем мире для истребителя сегодня является американский F135, который устанавливается на американский одномоторный истребитель F-35. В ряде источников указывается, что WS-15 вполне может соперничать с ним по мощности.
Хотя китайская военная авиация стала мировым лидером в ряде областей, ее технология производства двигателей по-прежнему отстает: американские F119 и F135, а также российский АЛ-41 по-прежнему превосходят любые существующие китайские разработки. Программа разработки двигателя WS-15, по-видимому, предназначена для того, чтобы превзойти эти старые двигатели и поставить Китай на один уровень с мировыми лидерами, или даже опередить их.. Недавний переход, позволивший одномоторным истребителям J-10 использовать местные двигатели WS-10, был основным показателем их растущей надежности, поскольку у одномоторных истребителей отсутствует резервный двигатель, а это означает, что если WS-10 выйдет из строя во время полета, самолет, безусловно, будет потерян. НИТ сообщал, что Китай прекратит использовать российский двигатель, хотя ранее в J-20 использовался российский двигатель АЛ-31, разработанный для истребителя-бомбардировщика Су-34, в качестве временной меры, пока конструкция WS-10 не была доработана. Но российский двигатель все же остается немного мощнее. Ожидается, что вооружение новой силовой установкой WS-15, хотя и с опозданием, позволит J-20 летать на сверхзвуке в течение длительного периода времени без использования форсажа. Возможность крейсерского полета на сверхзвуке является ключевой характеристикой для истребителя пятого поколения 21-го века.
В новой модификации J-20, в которую интегрирован новый двигатель с управляемым вектором тяги, существенно увеличится маневренность на низких скоростях. Усиленная тяга WS-15 поможет еще больше улучшить этот параметр, а также будет способствовать большей маневренности на высоких скоростях. К тому же повышенная мощность двигателя сможет обеспечить энергией новые более мощные датчики. Пока еще неизвестно на какие истребители в конечном итоге могут быть установлены WS-15. Есть некоторые предположения, что будущий одномоторный истребитель пятого поколения, предназначенный для экспортных рынков, тоже сможет использовать эту силовую установку. J-20 является одним из двух истребителей пятого поколения, находящийся сегодня на вооружении ВВС Китая в размере эскадрильи и находящийся на службе, как и F-35 в США. Китайские массмедиа еще раньше писали о преимуществах истребителя J-20 над Су-57 и F-35. В Китае продолжают разрабатываться и другие проекты истребителей пятого поколения, включая морской истребитель, созданный в рамках программы FC-31.
Дайджест прессы за 17 января 2022 года | Дайджест публикаций за 17 января 2022 года
Авторские права на данный материал принадлежат журналу «Наука и техника».
Цель включения данного материала в дайджест — сбор
максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по
авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и
качество данного материала.
Китай демонстрирует реактивный истребитель с соплом с двумерным управлением вектором тяги
КИТАЙ / ВОЕННЫЕ
Китай демонстрирует реактивный истребитель с соплом с двумерным управлением вектором тяги Обновлено: 10 ноября 2022 г. 22:40
Двигатель Taihang с соплом с двумерным вектором тяги демонстрируется на выставке Airshow China 2022, которая проходила в Чжухае, провинция Гуандун, Южный Китай, с 8 по 13 ноября 2022 г. Фото: Цао Сики/ГТ
Китай впервые продемонстрировал турбовентиляторный двигатель с двухмерным соплом управления вектором тяги на продолжающемся авиасалоне Airshow China 2022, который проходил в Чжухае, провинция Гуандун на юге Китая, и эксперты заявили в четверг, что такой двигатель может обеспечить самолеты, особенно истребители, с повышенной маневренностью и малозаметностью, что отражает быстрое развитие сектора авиационных двигателей Китая в целом.
Пять вариантов турбовентиляторных двигателей серии Taihang демонстрируются на авиасалоне, и Global Times узнала от государственной корпорации Aero Engine Corp of China (AECC), что двигатель Taihang продолжает улучшаться и модернизироваться, а его характеристики , надежность, безопасность, малозаметность, отвод энергии, адаптируемость к окружающей среде, выносливость и вектор тяги — среди прочих факторов — все получили технические усовершенствования. Ожидается, что это всесторонне повысит живучесть и боевые возможности самолета, а также реализована полная независимая поддержка двигателей отечественной разработки.
По данным AECC, пять двигателей Taihang используются на разных самолетах.
Один из пяти выставленных двигателей Taihang оснащен соплом с двухмерным управлением вектором тяги, что привлекло внимание посетителей.
Управление вектором тяги может значительно повысить маневренность самолета, как правило, истребителя, путем обеспечения тяги непосредственно в нужном направлении в дополнение к использованию аэродинамики, и это даст самолету много тактических преимуществ в бою, Вэй Дунсюй, китаец военный эксперт, сообщил Global Times на сайте Airshow China.
Авиадвигатель с соплом управления вектором тяги механически и конструктивно более сложен, чем двигатель без такового, а это означает, что управление вектором тяги обычно вызывает определенный уровень потери тяги. Сопло 2D может потерять еще большую тягу, чем сопло 3D. По словам Вэя, китайская разработка турбовентиляторного двигателя с двухмерным соплом управления вектором тяги означает, что двигатель имеет достаточную мощность, чтобы справиться с потерей некоторой тяги.
2D-сопло обычно имеет лучшую радиолокационную и инфракрасную скрытность, чем 3D-сопло, и это делает 2D-сопло в целом лучшим вариантом, если сам двигатель может обеспечить достаточную мощность, сказал Фу Цяньшао, китайский эксперт по военной авиации. раз.
Ли Ган, пилот первого полета истребителя-невидимки J-20, сказал в интервью СМИ в 2021 году, что он хотел бы, чтобы J-20 был модернизирован двигателями с соплами с двумерным вектором тяги.
На выставке Airshow China 2018 демонстрационный образец J-10B с управляемым вектором тяги, оснащенный двигателем с соплом с трехмерным управлением вектором тяги, продемонстрировал летные характеристики. Двигатель с трехмерным соплом управления вектором тяги также был представлен в этом году как один из пяти вариантов Taihang.
AECC также впервые представила AEF1300, турбовентиляторный двигатель с высокой тягой, высокой степенью двухконтурности и низким расходом топлива. Ожидается, что он удовлетворит потребности Китая в больших самолетах.
Поскольку беспилотники начинают играть важную роль в современной войне, AECC также продемонстрировала тип недорогого турбореактивного двигателя. Поскольку в будущих войнах могут потребоваться высокоскоростные роевые дроны и дроны-мишени, стоимость производства этого двигателя составляет менее 100 000 юаней (13 800 долларов США).
Air China и Rolls Royce объявляют о создании совместного предприятия по обслуживанию авиационных двигателей
Автор: China Briefing
Время чтения:
2 минуты
Новое предприятие может иметь и другие последствия для обслуживания воздушных судов в более широком регионе на Китайской международной ярмарке торговли услугами 2022 года.
Новое совместное предприятие Beijing Aero Engine Services Company Limited (BAESL) будет обеспечивать техническое обслуживание авиадвигателей Rolls-Royce Trent 700, Trent XWB-84 и Trent 1000. В настоящее время Air China имеет в своем парке все три типа двигателей.
Air China и Rolls-Royce владеют по 50% акций в совместном предприятии с суммой контракта около 2,61 млрд юаней (около 378,2 млн долларов США).
При полной мощности, которая, как ожидается, будет достигнута в середине 2030-х годов, BAESL сможет поддерживать до 250 посещений магазинов в год. Объект будет предлагать услуги MRO для Air China и других авиакомпаний-клиентов.
Ма Чунсян, президент Air China, сказал, что безопасная эксплуатация является главным приоритетом, Air China уже давно стремится развивать возможности технического обслуживания самолетов и обеспечивать надежность парка, одновременно стремясь содействовать индустриализации обслуживания самолетов.
Крис Чолертон, президент отдела гражданской авиации Rolls-Royce, сказал, что совместное предприятие является важной вехой для Rolls-Royce в Китае. «Air China является для нас стратегическим партнером, успешно сросшимся за многие годы. Я рад расширить наши отношения благодаря этому захватывающему партнерству в области ТОиР и с нетерпением жду дальнейшего роста нашего сотрудничества».
Ма сказал, что Air China и Rolls-Royce продолжат углублять свое партнерство и сотрудничество в области технического обслуживания двигателей большой тяги в будущем.
СП может со временем участвовать в других региональных разработках в зависимости от геополитических изменений. Китай участвует в российском СП по созданию пассажирского самолета CR929 , который может быть введен в эксплуатацию к 2025-2026 годам. Ожидается, что в конце этого года он будет оснащен российским двигателем ПД-35, а Китай работает над своим турбовентиляторным двигателем CJ-2000 — опыт Rolls-Royce, возможно, поможет в их разработке.
Кроме того, Китай недавно объявил вместе с Россией, Индией и Ираном, что они сформируют консорциум по техническому обслуживанию воздуха, который будет базироваться в Иране и будет обслуживать как их, так и другие региональные флоты. Национальные авиакомпании каждой из них имеют обширный парк самолетов, что предполагает передачу технологий от Rolls-Royce к Air China, чтобы они могли обслуживать как этот консорциум, так и другие, на что обе компании ссылаются в своих заявлениях о «региональном развитии». . Индия уже является крупным мировым игроком в производстве деталей для самолетов, в то время как Россия имеет собственную обширную авиационную промышленность.
Этот шаг Rolls-Royce также связан с тем, что британский политик Лиз Трасс, которая, вполне вероятно, вот-вот станет следующим премьер-министром, объявила, что она намерена назвать Китай «серьезной угрозой», что свидетельствует о значительном разладе в Соединенных Штатах. Королевство между предлагаемой политикой правительства Великобритании и целями британского бизнеса.
О нас
Похожие материалы
- Иран создаст консорциум по техническому обслуживанию самолетов с Китаем, Индией и Россией
О нас
Китай Брифинг написан и подготовлен компанией Dezan Shira & Associates.