Рядный десятицилиндровый двигатель — конфигурация двигателя внутреннего сгорания с рядным расположением десяти цилиндров, и поршнями, вращающими один общий коленчатый вал. Часто обозначается I10 или L10 («Straight-10», «In-Line-Ten»).
L10 является полностью сбалансированной конфигурацией как двухтактного так и четырёхтактного двигателя. По сравнению с рядным восьмицилиндровыми двигателями, I10 совершает больше рабочих циклов в единицу времени, и, как следствие, работает более плавно под нагрузкой и не создаёт дополнительных колебаний в трансмиссии.
Рядные десятицилиндровые двигатели имеют очень большую длину при сравнительно малой ширине. Эта особенность обусловила их применение на судах и тепловозах, где по условиям габарита затруднительно применять V-образные двигатели. В автомобилях и тракторах, наоборот, 10-ти цилиндровые рядные двигатели не применяются.
Из-за большой длины коленчатого и распределительного валов они подвержены дополнительным торсионным (на скручивание) деформациям, что приводит к необходимости увеличения их поперечных сечений и, как следствие, к увеличению массы двигателя и невозможности повышения числа оборотов в минуту выше 1500.
Wikimedia Foundation. 2010.
Десятицилиндровые двигатели — Рядный десятицилиндровый двигатель конфигурация двигателя внутреннего сгорания с рядным расположением десяти цилиндров, и поршнями, вращающими один общий коленчатый вал. Часто обозначается I10 или L10 («Straight 10», «In Line Ten»). L10 является… … Википедия
Однорядный-10 — Рядный десятицилиндровый двигатель конфигурация двигателя внутреннего сгорания с рядным расположением десяти цилиндров, и поршнями, вращающими один общий коленчатый вал. Часто обозначается I10 или L10 («Straight 10», «In Line Ten»). L10 является… … Википедия
В-2 — В Музее истории танка Т 34 … Википедия
dic.academic.ru
10-цилиндровые дизельные двигатели МВ 838 мощностью 1030 кВт ( 1400 л .с.)
для тяжелых военных машин (фирма MTU Friedrichshаfen)
Тип двигателя | МВ 838 Ка-501 с турбонаддувом (два нагнетателя) и промежуточным охлаждением |
Диаметр цилиндра / ход поршня | 170 / 175 мм (6,7/6,9 дюйма) |
Рабочий объем, цилиндр | 3,97 л (242 куб. дюйма) |
Рабочий объем, полный | 39,7 л (2420 куб. дюймов) |
Количество цилиндров | 10, V-образная компоновка с развалом под углом 90º |
Степень сжатия | 18.0 |
Способ охлаждения | жидкостное охлаждение с повышенным давлением замкнутого контура |
Способ впрыска | предкамерный |
Способ запуска | электрический |
Головки цилиндров | отдельные четырехклапанные |
поковки из легкого металла, с масляным охлаждением | |
Количество подшипников коленчатого вала |
6 |
Направление вращения | против часовой стрелки |
Максимальная мощность определяется в соответствии с ISO 1585 (мощность на вентилятор системы охлаждения вычитается).
Максимальные углы крена:
в продольной плоскости 35º
в поперечной плоскости 17º
Любое сочетание двух углов крена не должно превышать 35º, причем максимальный угол крена в поперечной плоскости ограничивается 17º.
Двигатели могут работать в условиях окружающих температур от - 46ºС до + 52ºС. При температурах окружающей среды ниже - 18ºС для запуска масло должно подогреваться.
Стандартные:
VV-F-800В DF-2/F-54
VV-F-800В DF-1/F-56 (ниже - 15ºС)
Альтернативные:
MIL-F-16884H (F-76)
MIL-T-5624N (F-40)
MIL-T-83133D (F-34)
MIL-L-2104E (O-238)
TL9150-063/3 (O-236)
www.btvt.narod.ru
Рядный четырнадцатицилиндровый двигатель — конфигурация двигателя внутреннего сгорания с рядным расположением четырнадцати цилиндров, и поршнями, вращающими один общий коленчатый вал.
Единственный пример рядного четырнадцатицилиндрового двигателя — финский двухтактный дизель Wärtsilä-Sulzer RTA96-C для океанских судов.
Диаметр цилиндра этого судового двигателя 960 мм, ход поршня — 2,5 м. Рабочий объём цилиндра дизеля составляет 1820 литров. Около сотни таких судовых дизелей в 8, 9, 10, 11 и 12-цилиндровом исполнении было установлено на суда-контейнеровозы.
Судно вместимостью по 8—10 тысяч тонн, движимые таким судовым дизельным двигателем, могут развивать 25 узлов (более 46 км/ч).
Первый судовой двигатель серии Wartsila-Sulzer RTA96-C (11-цилиндровый дизель) появился в 1997 году. Его изготовила японская компания Diesel United. А в 2002 году финские конструкторы объявили о доступности 14-цилиндрового судового дизеля Wartsila-Sulzer.
Wartsila-Sulzer RTA96-C достигает 108920 л.с. Рабочий объём этого судового дизель генератора составляет 25 480 л. Литровая мощность дизеля низка — примерно 4,3 л.с. на литр.
Частота вращения вала при максимальной мощности у этого судового дизеля составляет всего 102 оборота в минуту (против 3—5 тысяч оборотов у легковых дизелей). Это обеспечивает хороший газообмен в дизеле, и сравнительно низкие скорости поршня в двигателе. В режиме наименьшего удельного расхода топлива КПД превышает 50 %. При полной нагрузке эффективность двигателя также высока. Удельный расход топлива на всех режимах колеблется в районе 12,85—13,72 т. в час. При этом судовые дизели работают на тяжёлом морском дизельном топливе с более низкой удельной теплотой сгорания, чем у автомобильных аналогов.
14-цилиндровый дизель весит 2300 тонн в сухом виде. Масса коленчатого вала составила 300 тонн. Длина судовых дизелей достигает 26,7 метра, а высота — 13,2 метра.
В каждом цилиндре судового дизеля устроен единственный клапан, расположенный в центре камеры сгорания. Есть ещё три маленьких клапана (аналоги форсунок в обычных моторах) для непосредственного впрыска дизельного топлива в цилиндр судового двигателя. Этот клапан — выпускной. От него выхлопные газы идут в общий коллектор и далее к четырём турбокомпрессорам. Те, в свою очередь, нагнетают воздух через охладители, и к окнам, вырезанным в нижней части цилиндра. Последние открываются, когда поршень дизеля опускается в нижнюю мёртвую точку. Как и во многих судовых дизелях, усилие от поршня к коленчатому валу передаётся здесь крейцкопфным механизмом. Это повышает долговечность судового дизеля. Основным материалом для постройки этого судового дизеля стали традиционные чугуны и стали.
cyclowiki.org