Список литературы
1. Вольдек А. И. Электрические машины. Л., 1978. — 832 с.
2.БрускинД. Э., Зорохович А. Е., Хвостов В. С. Электрические машины. М., 1979. Ч. I. — 282 с., Ч. П. — 303 с.
3.Иванов-Смоленский А. В. Электрические машины. М., 1980. —928с.
4.Кацман М. М. Электрические машины. М., 1990. — 463 с.
5.Кацман М. М. Расчет и конструирование электрических машин. М., 1984. — 359 с.
6.Кацман М. М. Руководство к лабораторным работам по электрическим машинам и электроприводу. М., 1983. — 215с.
7.Кацман М. М. Электрические машины и электропривод автоматических устройств. М., 1987. — 334 с.
8.Копылов И. П. Электрические машины. М., 1986. — 360 с.
9.Костенко Г. Н., Пиотровский Л. М. Электрические машины. Л., 1972. 4.1.— 544с.; 1973. Ч. И.— 648 с.
10.Обмотки электрических машин. В. И. Зимин, М. Я. Каплан, А. М. Палей и др. М., 1975 — 288 с.
11.Петров Г. Н. Электрические машины. Ч. I. Трансформаторы. М., 1974.— 240с.
12.Петров Г. Н. Электрические машины. Ч. II. Асинхронные и синхронные машины. 1963. — 416с.
13.Петров Г. Н. Электрические машины. Ч. III. Коллекторные машины постоянного и переменного тока. М., 1968. —224с.
14.Пиотровский Л. М., Васютинский С. Б., Несговороеа Е.Д. Испытание электрических машин. Ч. 2. М., 1960. — 290 с.
15.Проектирование электрических машин./Под ред.И. П. Копылова. М., 1980. — 495 с.
16.Специальные электрические машины./Под ред. А. И. Бертинова. М., 1982. — 552 с.
17.Справочник по электрическим машинам в 2 т.: Том первый / Под общей ред. И. П. Копылова, Б. К. Клокова. — М.,1988.—455с.
18.Юферов Ф. М. Электрические машины автоматических устройств. М., 1976. — 416 с.
Предметный указатель
Автотрансформатор 72
- регулировочный 75
- трехфазный 74
Вентилятор центробежный 240
Ветви параллельные обмотки фазы 119
- якоря 345
Возбуждение постоянными магнитами 316, 433
- электромагнитное 251,372
Высота оси вращения 241
Гармоники ЭДС зубцовые 114
Генератор индукторный 328
- независимого возбуждения 392 - параллельного возбуждения 394
- с копьеобразными полюсами 326 - синхронный, принцип работы 99
- магнитоэлектрический 317
- смешанного возбуждения 399
Гидрогенератор 243
Группа трансформаторная 36
- катушечная обмотки статора 119
Группы соединения трансформаторов 61
Датчик ЭДС Холла 434
Двигатель асинхронный исполнительный 226
- конденсаторный 214
- линейный 229
- однофазный 211
- принцип работы 98 - устройство 143
- с глубокими пазами на роторе 201
- двумя клетками на роторе 203
- трехфазный с короткозамкнутым ротором 143
- с фазным ротором 146
- бесконтактный постоянного тока 433
- исполнительный асинхронный 225
- постоянного тока 437 - коллекторный параллельного
- возбуждения 404
- последовательного возбуждения 413
- смешанного возбуждения 416
- универсальный 424
- синхронный гистерезисный 320
- трехфазный 302
- магнитоэлектрический 315
- реактивный 318
- шаговый 323
Диаграмма векторная асинхронного двигателя 161
- синхронного генератора 276
- трансформатора 35 - упрощенная 51
- круговая асинхронного двигателя 186
ЭДС практическая 278
Дизель-генератор 257
Дроссель 94
Запаздывание магнитное 321
Зона несовпадения 20
Зона нечувствительности тахогенератора 432
Изменение вторичного напряжения трансформатора 52
- напряжения генератора постоянного тока 395
- синхронного генератора 278
Изоляция обмотки статора 124
Импидоры 82
Искрение на коллекторе 374
Каналы вентиляционные аксиальные 238
- радиальные 238
Катушка полюсная бескаркасная 339
-каркасная 339
Классы нагревостойкости изоляции 234
Колебания синхронных машин 292
Кольца емкостные 82
Коллектор на пластмассе 340
- с конусными шайбами 339
Компенсатор синхронный 311
Коммутация замедленная 378
- прямолинейная 376 - ускоренная 381
Коэффициент воздушного зазора 150
- заполнения паза 125
- магнитного насыщения 151, 263
- рассеяния 263, 362
- мощности асинхронного двигателя 177
- синхронного двигателя 309
- обмоточный 113
Коэффициент полезного действия асинхронного двигателя 166
- машины постоянного тока 420
- синхронной машины 280
- трансформатора 56
- полюсного перекрытия 265, 355
- распределения обмотки 111
- реакции якоря машины постоянного тока 364
- статической перегружаемоести 290
- типовой мощности 88
- трансформации 26 - напряжений 160
- токов 160
- укорочения шага обмотки 109
- усиления мощности 429
- формы поля возбуждения 266 - статора 266
Магнитопровод трансформатора 17
- броневой 19
- стыковой 19
- шихтованный 20
Малоинерционность 227
Машины электрические синхронной связи 222
МГД-генератор 444
МГД-двигатель 444
МДС обмотки статора распределенной 129
- сосредоточенной 127
- трехфазной 131, 133
- фазы 130
Метод аналитический расчета характеристик 191
Метод вольтметра 65
- фазометра 65
Момент асинхронного двигателя 168
- асинхронный дополнительный 307
- максимальный 168
- пусковой 170
- входа в синхронизм 306
- гистерезисный 320
- синхронизирующий 224
- удельный 295
- электромагнитный машины постоянного тока 358
- основной синхронной машины 289
- реактивный синхронной машины 289
- синхронной машины 287
Моменты паразитные асинхронного двигателя 178
Мощность полезная 56, 164, 420
- проходная 73
- расчетная 73
- типовая 88
- удельная синхронизирующая 295
- электромагнитная асинхронного - двигателя 165
- машины постоянного тока 358
- синхронной машины 287
Нагревание электрических машин 232
Нагрузка линейная 364
Нейтраль геометрическая 345
- физическая 345
Несимметрия магнитная 350
Обратимость электрических машин 9
Обмотка возбуждения 251, 338
- комбинированная 354
- компенсационная 370
- простая волновая 347
- петлевая 342
- пусковая 203, 306
- ротора короткозамкнутая 143
- сложная волновая 349
- петлевая 346
- рабочая 203
- статора двухслойная 116
- с дробным числом пазов на полюс и фазу 120
- однослойная концентрическая 122
- шаблонная 123
- однофазная 123
- трансформаторная винтовая 22
- концентрическая 21
- цилиндрическая 22
Огонь круговой 388
Опыт к. з. асинхронного двигателя 183
- трансформатора 46
- х. х. асинхронного двигателя 181
- трансформатора 43
Охлаждение трансформаторов 95
- электрических машин 237
- водородное 260
- естественное 237
- искусственное 238
- непосредственное 260
Передача синхронная индикаторная 223
Переключатель ответвлений обмоток 58
Перенапряжения в трансформаторах 79
Петля гистерезиса 322
Пик-трансформатор 91
Поле магнитное бегущее 229
- вращающееся круговое 134. - эллиптическое 134
- пульсирующее 135
Полюсы добавочные 384
Потери добавочные 165,419
- при нагрузке 281
- пульсационные 281
- магнитные 54, 164, 281, 418
- механические 165, 281,418
- на возбуждение 280
- гистерезис 321
- электрические 54, 164, 281, 41&
Поток вынужденного намагничивания 87
- магнитный рассеяния 26, 152, 263, 362
Преобразователь частоты 92, 221
Процессы переходные 78, 298
Причины искрения 374
Противо-ЭДС 400
Пуск асинхронного двигателя 196, 198
- двигателя постоянного тока 402
- синхронного двигателя 305
Работа параллельная синхронных генераторов 283
- трансформаторов 66
Радиопомехи коллекторных машин 389
Разделение потерь асинхронного двигателя 182
Реакция якоря машины постоянного тока 364
- синхронного генератора 267
Регулирование частоты вращения
Реакция якоря машины постоянного тока 364
- синхронного генератора 267
Регулирование частоты вращения
- асинхронных двигателей 204
- двигателей параллельного - возбуждения 407 - последовательного возбуждения 415
Регулятор индукционный 220
Режим постоянного момента 208
- постоянной мощности 209 Режим работы кратковременный 235
- повторно-кратковременный 236
- продолжительный 235
Режимы работы асинхронной машины 139
- машины постоянного тока 412
Реостаты пусковые 197, 403
Ротор короткозамкнутый 144
- неявнополюсный 256
- сборный 322
- с когтеобразными полюсами 326
- явнополюсный 255
Самовентиляция электрических машин 237
Самовозбуждение генераторов 253,396
Самосинхронизация синхронного генератора 284
Самоход 226
Свойства пусковые асинхронных двигателей 195
Секция обмотки якоря 343
Сельсин бесконтактный 225
- контактный 224
Сердечник ротора 143
- статора 142
Серия электрических машин 244
- 4А244
- АИ 245
- 4П 422
Синхронизация точная 283
Силы пондеромоторные 154
Система бесконтактного возбуждения 252
- генератор-двигатель 410
Скольжение 139
- критическое 168
Скос пазов 114
Соединение обмоток в зигзаг 38
Соединения уравнительные второго рода 354
- первого рода 353
Сопротивление индуктивное главное 271
- рассеяния 26, 152
- сверхпереходное 299
Сопротивления индуктивные реакции якоря 271
- синхронные 288
Способность перегрузочная асинхронного двигателя 171
- синхронной машины 290, 304
Способы возбуждения машин постоянного тока 372
Степени искрения 375
Схема замещения трансформатора 33,51
- асинхронного двигателя 162
Тахогенератор 432
Ток коммутации 377
- к.з. асинхронного двигателя 183
- трансформатора 46
- х.х. асинхронного двигателя 182
- трансформатора 28
- ударный к. з. 29
Торможение противовключением 140
Транспозиция 22
Трансформатор 15
- вольтдобавочный 59
- для выпрямителя 86
- дуговой сварки 23
- импульсный 89
- приведенный 32
- регулируемый намагничиванием шунтов 85
- с подвижным сердечником 84
- трехобмоточный 71
- трехфазный 36
Треугольник к.з. трансформатора 48
Турбогенератор 256
Угол гистерезисного сдвига 321
- рассогласования 224
Укорочение шага обмотки относительное 109
Управление амплитудно-фазовое 226
Уравнение МДС трансформатора 29
- моментов генератора постоянного тока 391
- мощностей генератора постоянного тока 391
- двигателя постоянного тока 400
- напряжений асинхронного двигателя 157
- генератора постоянного тока 390
- синхронного генератора 271 - трансформатора 27
- токов асинхронного двигателя 159
- трансформатора 21
Условия симметрии обмотки якоря 350
Устройства возбудительные тиристорные 253
Фазорегулятор 220
Характеристика внешняя трансформатора 53
- синхронного генератора 277
- генератора постоянного тока 394, 398, 399
-ЭМУ 428
- выходная тахогенератора 432
- к.з. синхронного генератора 276
- механическая асинхронного двигателя 169
- нагрузочная генератора постоянного тока 394
- регулировочная генератора постоянного тока 394
- синхронного генератора 278
- самовозбуждения 397
- х.х. генератора постоянного тока 392, 396
- синхронного генератора 275
Характеристики механические двигателя постоянного тока 406, 414,416,417
- рабочие асинхронного двигателя 175
- двигателя постоянного тока 414,417
- синхронного 309
- универсального коллекторного двигателя 427
- угловые синхронного генератора 290
- двигателя 304
Характеристики U -образные синхронного генератора 297
- двигателя 308
Частота вращения асинхронная 102
- критическая 397
-синхронная 100 - приемистости 325
-скольжения 157
Число пазов на полюс и фазу 110
Шаг обмотки 343
- первый 343
- относительный 109
- по пазам 105
- по коллектору 343
- потенциальный 352
ЭДС катушки 106
ЭДС обмотки ротора 157
- статора 112, 156
- якоря 355
- взаимоиндукции коммутирующей секции 378
- вращения 378
- реактивная 378
- самоиндукции 378
- трансформаторная 426
Электрические машины криогенные 441
- магнитогидродинамические 443
Электромашинный усилитель 428
Элемент фазосмещающий 212
Эффект краевой 229
Оглавление
Предисловие……………………………………………………………………………...……………..3
Введение………………………………………………………………………………………………...4
§В.1.Назначение электрических машин и трансформаторов………………………………………..4
§В.2.Электрические машины — электромеханические преобразователи энергии………………...7
§В.З.Классификация электрических машин…………………………………………………….…...10
Раздел 1 ТРАНСФОРМАТОРЫ……………………………………………………………………11
Глава I. Рабочий процесс трансформатора…………………………………………………………..15
§ 1.1. Назначение и области применения трансформаторов………………………………………..15
§ 1.2. Принцип действия трансформаторов………………………………………………………….16
§ 1.3. Устройство трансформаторов………………………………………………………………….17
§ 1.4. Уравнения напряжений трансформатора……………………………………………………..25
§1.5. Уравнения магнитодвижущих сил и токов……………………………………………………28
§ 1.6. Приведение параметров вторичной обмотки и схема замещения
приведенного трансформатора……………………………………………………………………….32
§ 1.7. Векторная диаграмма трансформатора……………………………………………………….34
§ 1.8. Трансформирование трехфазного тока и схемы соединения обмоток
трехфазных трансформаторов………………………………………………………………………..36
§ 1.9. Явления при намагничивании магнитопроводов трансформаторов………………………..39
§ 1.10. Влияние схемы соединения обмоток на работу трехфазных
трансформаторов в режиме холостого хода………………………………………………………...40
§ 1.11. Опытное определение параметров схемы замещения трансформаторов…………………43
§ 1.12. Упрощенная векторная диаграмма трансформатора……………………………………….50
§ 1.13. Внешняя характеристика трансформатора………………………………………………….52
§ 1.14. Потери и КПД трансформатора……………………………………………………………...54
§ 1.15. Регулирование напряжения трансформаторов……………………………………………...57
Контрольные вопросы………………………………………………………………………………...60
Глава 2. Группы соединения обмоток и параллельная работа трансформаторов………………...61
§ 2.1. Группы соединения обмоток…………………………………………………………………..61
§ 2.2. Параллельная работа трансформаторов………………………………………………………66
Контрольные вопросы………………………………………………………………………………...70
Глава 3. Трехобмоточные трансформаторы и автотрансформаторы……………………………...71
§3.1. Трехобмоточные трансформаторы…………………………………………………………….71
§ 3.2. Автотрансформаторы…………………………………………………………………………..72
Контрольные вопросы………………………………………………………………………………...75
Глава 4. Переходные процессы в трансформаторах………………………………………………..76
§ 4.1. Переходные процессы при включении и при внезапном коротком замыкании трансформаторов ……………………………………………………………………………………..76
§ 4.2. Перенапряжения в трансформаторах и защита от перенапряжений………………………..79
Контрольные вопросы…………………………………………………………………………….…..83
Глава 5. Трансформаторные устройства специального назначения……………………………….84
§ 5. I. Трансформаторы с плавным регулированием напряжения…………………………………84
§ 5.2. Трансформаторы для выпрямительных установок…………………………………………..86
§ 5.3. Трансформаторы для автоматических устройств…………………………………………….89
§ 5.4. Трансформаторы для дуговой электросварки………………………………………………...93
§ 5.5. Охлаждение трансформаторов………………………………………………………………...94
Контрольные вопросы………………………………………………………………………………...96
Раздел 2. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ БЕСКОЛЛЕКТОРНЫХ МАШИН……………….97
Глава 6. Принцип действия бесколлекторных машин переменного тока…………………………99
§ 6.1. Принцип действия синхронного генератора …………………………………………………99
и 6.2. Принцип действия асинхронного двигателя…………………………………………………102
Контрольные вопросы………………………………………………………………………………..103
Глава 7. Принцип выполнения обмоток статора……………………………………………………104
§ 7.1. Устройство статора бесколлекторной машины и основные понятия
об обмотках статора…………………………………………………………………………………..104
§ 7.2. Электродвижущая сила катушки……………………………………………………………...106
§ 7.3. Электродвижущая сила катушечной группы…………………………………………………110
§ 7.4. Электродвижущая сила обмотки статора……………………………………………………..112
§ 7.5. Зубцовые гармоники ЭДС……………………………………………………………………..114
Контрольные вопросы………………………………………………………………………………...115
Глава 8. Основные типы обмоток статора…………………………………………………………..116
§ 8.1. Трехфазные двухслойные обмотки с целым числом пазов на полюс и фазу…………...….116
§ 8.2. Трехфазная двухслойная обмотка с дробным числом пазов
на полюс и фазу……………………………………………………………………………………….120
§ 8.3. Однослойные обмотки статора………………………………………………………………..122
§ 8.4. Изоляция обмотки статора…………………………………………………………………….124
Контрольные вопросы………………………………………………………………………………..125
Глава 9. Магнитодвижущая сила обмоток статора…………………………………………………127
§ 9.1. Магнитодвижущая сила сосредоточенной обмотки…………………………………………127
§ 9.2. Магнитодвижущая сила распределенной обмотки .................................................................129
§ 9.3. Магнитодвижущая сила трехфазной обмотки статора………………………………………131
§ 9.4. Круговое, эллиптическое и пульсирующее магнитные поля………………………………..134
§ 9.5. Высшие пространственные гармоники магнитодвижущей силы
трехфазной обмотки…………………………………………………………………………………..135
Контрольные вопросы………………………………………………………………………………...136
Раздел 3. АСИНХРОННЫЕ МАШИНЫ………………………………………………………….137
Глава 10. Режимы работы и устройство асинхронной машины…………………………………...139
§ 10.1. Режимы работы асинхронной машины……………………………………………………...139
§ 10.2. Устройство асинхронных двигателей………………………………………………………..142
Контрольные вопросы………………………………………………………………………………...147
Глава 11. Магнитная цепь асинхронной машины…………………………………………………..148
§ 11.1. Основные понятия…………………………………………………………………………….148
§ 11.2. Расчет магнитной цепи асинхронного двигателя…………………………………………...150
§ 11.3. Магнитные потоки рассеяния асинхронной машины………………………………………152
§ 11.4. Роль зубцов сердечника в наведении ЭДС и создании
элекромагнитного момента…………………………………………………………………………..153
Контрольные вопросы………………………………………………………………………………..155
Глава 12. Рабочий процесс трехфазного асинхронного двигателя ……………………………….156
§ 12.1. Уравнения напряжений асинхронного двигателя………………………………………….156
§ 12.2. Уравнения МДС и токов асинхронного двигателя…………………………………………158
§ 12.3. Приведение параметров обмотки ротора и векторная диаграмма
асинхронного двигателя……………………………………………………………………………..160
Контрольные вопросы……………………………………………………………………………….163
Глава 13. Электромагнитный момент и рабочие характеристики асинхронного двигателя……164
§ 13.1. Потери и КПД асинхронного двигателя……………………………………………………164
§ 13.2. Электромагнитный момент и механические характеристики асинхронного двигателя ..167
§ 13.3. Механические характеристики асинхронного двигателя при изменениях напряжения сети и активного сопротивления обмотки ротора………………………………………………………..174 § 13.4. Рабочие характеристики асинхронного двигателя………………………………………….175
§ 13.5. Электромагнитные моменты от высших пространственных гармоник магнитного поля асинхронного двигателя .......................................................................................................................177 Контрольные вопросы………………………………………………………………………………...180
Глава 14. Опытное определение параметров и расчет рабочих характеристик асинхронных двигателей……………………………………………………………………………………………..181
§ 14.1. Основные понятия…………………………………………………………………………….181
§ 14.2. Опыт холостого хода………………………………………………………………………….182
§ 14.3. Опыт короткого замыкания…………………………………………………………………..183
§ 14.4. Круговая диаграмма асинхронного двигателя ……………………………………………...186
§ 14.5. Построение рабочих характеристик асинхронного двигателя по круговой диаграмме.....189
§ 14.6. Аналитический метод расчета рабочих характеристик асинхронных двигателей……….191
Контрольные вопросы………………………………………………………………………………...194
Глава 15. Пуск и регулирование частоты вращения трехфазных асинхронных двигателей…….195
§ 15.1. Пуск двигателей с фазным ротором…………………………………………………………195
§ 15.2. Пуск двигателей с короткозамкнутым ротором…………………………………………….198
§ 15.3. Короткозамкнутые асинхроные двигатели с улучшенными пусковыми
характеристиками…………………………………………………………………………………….201
§ 15.4. Регулирование частоты вращения асинхронных двигателей……………………………...203
Контрольные вопросы………………………………………………………………………………..209
Глава 16. Однофазные и конденсаторные асинхронные двигатели……………………………….210
§ 16.1. Принцип действия и пуск однофазного асинхронного двигателя…………………………210
§ 16.2. Асинхронные конденсаторные двигатели…………………………………………………..214
§ 16.3. Работа трехфазного асинхронного двигателя от однофазной сети………………………..216
и 16.4. Однофазный двигатель с экранированными полюсами……………………………………218
Контрольные вопросы………………………………………………………………………………...219
Глава 17. Асинхронные машины специального назначения ………………………………………220
§ 17.1. Индукционный регулятор напряжения и фазорегулятор…………………………………..220
§ 17.2. Асинхронный преобразователь частоты ……………………………………………………221
§ 17.3. Электрические машины синхронной связи …………………………………………………222
§ 17.4. Асинхронные исполнительные двигатели…………………………………………………..225
§ 17.5. Линейные асинхронные двигатели…………………………………………………………..228
Контрольные вопросы………………………………………………………………………………...231
Глава 18. Конструктивные формы исполнения электрических машин…………………………...232
§ 18.1. Нагреванием охлаждение электрических машин…………………………………………...232
§ 18.2. Способы охлаждения электрических машин………………………………………………..237
§ 18.3. Конструктивные формы исполнения электрических машин………………………………240
§ 18.4. Серии трехфазных асинхронных двигателей………………………………………………..244
Контрольные вопросы………………………………………………………………………………...248
Раздел 4. СИНХРОННЫЕ МАШИНЫ …………………………………………………………..249
Глава 19. Способы возбуждения и устройство синхронных машин………………………………251
§ 19.1 Возбуждение синхронных машин ……………………………………………………………251
§ 19.2 Типы синхронных машин и их устройство…………………………………………………..254
§ 19.3. Охлаждение крупных синхронных машин………………………………………………….260
Контрольные вопросы………………………………………………………………………………...261
Глава 20. Магнитное поле и характеристики синхронных генераторов…………………………..262
§ 20.1. Магнитная цепь синхронной машины ……………………………………………………...262
§ 20.2. Магнитное поле синхронной машины……………………………………………………….264
§ 20.3. Реакция якоря синхронной машины…………………………………………………………267
§ 20.4. Уравнения напряжений синхронного генератора…………………………………………..271
§ 20.5. Векторные диаграммы синхронного генератора……………………………………………273
§ 20.6. Характеристики синхронного генератора…………………………………………………...275
§ 20.7. Практическая диаграмма ЭДС синхронного генератора…………………………………...278
§ 20.8. Потери и КПД синхронных машин…………………………………………………………..280
Контрольные вопросы………………………………………………………………………………...282
Глава 21. Параллельная работа синхронных генераторов………………………………………….283
§ 21.1. Включение генераторов на параллельную работу………………………………………….283
§21.2. Нагрузка генератора, включенного на параллельную работу………………………………285
§ 21.3. Угловые характеристики синхронного генератора…………………………………………288
§ 21.4. Колебания синхронных генераторов………………………………………………………...292
§ 21.5. Синхронизирующая способность синхронных машин……………………………………..294
§ 21.6. У-образные характеристики синхронного генератора……………………………………...296
§ 21.7. Переходные процессы в синхронных генераторах…………………………………………298
Контрольные вопросы………………………………………………………………………………...301
Глава 22. Синхронный двигатель и синхронный компенсатор…………………………………….302
§ 22.1. Принцип действия синхронного двигателя………………………………………………….302
§ 22.2. Пуск синхронных двигателей………………………………………………………………...305
§ 22.3. U-образные характеристики и рабочие характеристики синхронного двигателя………...308
§ 22.4. Синхронный компенсатор……………………………………………………………………311
Контрольные вопросы………………………………………………………………………………...314
Глава 23. Синхронные машины специального назначения………………………………………...315
§ 23.1. Синхронные машины с постоянными магнитами…………………………………………..315
§ 23.2. Синхронные реактивные двигатели………………………………………………………....318
§ 23.3. Гистерезисные двигатели……………………………………………………………………..320
§ 23.4. Шаговые двигатели…………………………………………………………………………...323
§ 23.5. Синхронный генератор с копьеобразными полюсами
и электромагнитным возбуждением…………………………………………………………………326
§ 23.6. Индукторные синхронные машины………………………………………………………….328
Контрольные вопросы………………………………………………………………………………...331
Раздел 5. КОЛЛЕКТОРНЫЕ МАШИНЫ………………………………………………………..332
Глава 24. Принцип действия и устройство коллекторных машин постоянного тока……………334
§ 24.1. Принцип действия генератора и двигателя постоянного тока…………………………….334
§ 24.2. Устройство коллекторной машины постоянного тока……………………………………..337
Контрольные вопросы………………………………………………………………………………..341
Глава 25. Обмотки якоря машин постоянного тока………………………………………………..342
§ 25.1. Петлевые обмотки якоря……………………………………………………………………..342
§ 25.2. Волновые обмотки якоря……………………………………………………………………..347
§ 25.3. Уравнительные соединения и комбинированная обмотка якоря…………………………..350
§ 25.4. Электродвижущая сила и электромагнитный момент машины постоянного тока……….355
studfiles.net
Список литературыГенератор кроссвордовГенератор титульных листовТаблица истинности ONLINEПрочие ONLINE сервисы |
| В нашем каталогеОколостуденческоеЭто интересно...Наши контакты |
spisok-literaturi.ru
Книга название: Регулирование частоты вращения асинхронных двигателейАвтор: Л.Б. МасандиловГод печати: 1978Кол-во страниц: 96Формат: Djvu
Для приведения в движение рабочих органов различных производственных механизмов преимущественно используются электрические двигатели. Электродвигатель, его система управления и \'механическое устройство \"(например, редуктор), передающее движение от вала двигателя к производственному механизму, образуют систему электрического привода. В настоящее время электропривод является основным потребителем вырабатываемой в стране электроэнергии более 60% ее расходуется на его нужды. Структурная схема электропривода показана на рис. Основным ее элементом является электрический двигатель, в качестве которого используется двигатель постоянного тока, асинхронный или синхронный.
Система управления электродвигателем содержит различные аппараты (контакторы, реле, магнитные и электронные усилители, полупроводниковые устройства и т. д.) и обеспечивает его пуск, торможение, реверс, регулирование частоты вращения и защиту. Механическая часть привода служит для согласования скоростей движения двигателя и производственного механизма, а также при необходимости для преобразования одного вида движения в другой (например, вращательного в поступательное). Примерами механической части электропривода могут служить различные цилиндрические или червячные редукторы, коробки скоростей, ременные передачи, кривошипно-шатунные механизмы и другие подобные устройства.
Зависимость вращающего момента двигателя М от частоты вращения его ротора называется механической характеристикой электродвигателя. Отметим, что понятие механической характеристики применимо ко всем типам двигателей, например, паровым, газовым, гидравлическим, внутреннего сгорания, а также любым производственным механизмам. Различают естественную и искусственную характеристики двигателя. Если параметры .питающего напряжения соответствуют паспортным (номинальным) .значениям, а в цепях ротора и статора отсутствуют какие-либо добавочные сопротивления, то двигатель имеет так называемую естественную характеристику. Эта характеристика у двигателя, одна. Все остальные характеристики, получающиеся при наличии добавочных сопротивлений в обмотках или отклонении параметров питающих напряжений от их паспортных значений, называются искусственными характеристиками. Таких характеристик у двигателя множество.
Технико-экономическое сопоставление обоих способов обнаруживает большие преимущества второго способа, поскольку он более экономичен, обеспечивает большой диапазон и плавность регулирования, позволяет просто автоматизировать производственные процессы. В некоторых случаях применение электрического способа регулирования позволяет упростить или даже исключить механическую передачу, что удешевляет конструкцию и уменьшает размеры ц массу электропривода. В силу этих положений в настоящее время, как правило, используется именно этот способ регулирования скорости движения рабочего органа производственного механизма, который мы и рассматриваем в дальнейшем изложении. Следует отметить, что для ряда механизмов (главным образом металлорежущих станков) применяется комбинированное регулирование, когда электрический способ сочетается с механическим. Понятие регулирования частоты вращения при электрическом способе можно дать, воспользовавшись упомянутыми выше механическими характеристиками двигателя и производственного механизма.
Скачать бесплатно книгу Регулирование частоты вращения асинхронных двигателей
stanok-online.ru
Книга название: Асинхронные двигатели серии 4ААвтор: А.Э. Кравчих, М.М. Шлаф, В.И. Афонн, Е.А. СоболенскаяГод печати: 1982Кол-во страниц: 502Формат: Djvu
Асинхронные двигатели являются основными преобразователями электрической энергии в механическую н составляют основу электропривода большинства механизмов, используемых во всех отраслях народного хозяйства. Асинхронные двигатели общего назначения мощностью от 0,06 до 400 кВт на напряжение до 1000 В - наиболее широко применяемые электрические машины. В народнохозяйственном парке электродвигателей онн составляют по количеству 90. по мощности -I- примерно 55%. Потребность, а следовательно, и производство асинхронных двигателей иа напряжение до 1000В в нашей стране растет неуклонно нз года в год. Так, ча послевоенные годы выпуск их увеличился более чем в 20 раз. Уже в настоящее время асинхронные двигатели потребляют более 40 вырабатываемой в стране электроэнергии, на их изготовление расходуется большое количество дефицитных материалов: обмоточной меди, изоляции, электротехнической стали и других, а затраты на обслуживание и ремонт асинхронных двигателей в эксплуатации составляют более 5% затрат на ремонт и обслуживание всего установленного оборудования. Поэтому создание серий высокоэкономичных и надежных асинхронных двигателей является важнейшей народнохозяйственной задачей, а правильный выбор двигателей, их эксплуатация и высококачественный ремонт играют первоочередную роль в экономии материальных а трудовых ресурсов в нашей стране.
Первая единая всесоюзная серия асинхронных двигателей - серия А мощностью от 0,6 до 100 кВт - была разработана в 1946- 1949 гг. Внедренная в производство в 1949-1951 гг. на многих заводах с учетом принятой специализации, серия А заменила восемь разрозненных серий, выпускавшихся ранее. Эти серии не имели единой шкалы мощностей, а следовательно, и единой увязки шкалы мощностей с установочными размерами, отсутствовал необходимый уровень унификации деталей н сборочных единиц, все это затрудняло производство, эксплуатацию и ремонт двигателей. Кроме того, серии имели мало модификаций и специализированных исполнений. В серии А впервые была принята твердая шкала мощностей, имеющая 15 ступеней. Помимо основного исполнения был предусмотрен ряд модификаций, удовлетворяющих требованиям привода в части характеристик (двигатели с повышенным пусковым моментом, с повышенным скольжением, многоскоростные, со встроенным тормозом, с фазным ротором) и специализированных исполнений по условиям окружающей среды (влаго-, химо- и тропикостойкне двигатели). Наряду с защищенными двигателями (А) в серии впервые в отечественной практике были предусмотрены закрытые обдуваемые двигатели (АО), что существенно повышало надежность приводов.
Двигатели серии А мощностью свыше 100 кВт были разработаны в первой половине 50-х годов. Они отвечали уровню технических требований 50-х годов, однако к середине 60-х годов эти двигатели не соответствовали по массогабаритным и энергетическим показателям мировому уровню и вышедшим к этому времени рекомендациям Международной электротехнической комиссии (МЭК) по установочным размерам. Это привело к необходимости создания второй единой серии асинхронных двигателей. Участок серии двигателей А2 мощностью от 0,6 до 100 кВт был разработан во ВНПИЭМ в 1957-1959 гг. Он состоял из девяти габаритов двигателей с высотами оси вращения от 90 до 280 мм, соответствующими рекомендациям МЭК. Шкала мощностей двигателей этою отрезка серии А2 соответствовала дополнительному ряду рекомендаций МЭК н состояла из 19 ступеней. Увязка шкалы мощностей с установочными размерами соответствовала впервые достигнутому в мировой практике со! лашению между странами членами СЭВ. За счет применения новых прогрессивных электротехнических материалов, а также за счет рациональных размеров сердечников, определенных впервые в отечественной практике с помощью ЭВМ, в двигателях серии А2 удалось повысив уровень использования активных частей на 20-25%. В серии был предусмотрен ряд дополнительных модификаций и специализированных исполнений. Все это дало возможность получить существенный экономический эффект в народном хозяйстве Аналогичные работы велись Московским электромеханическим заводом имени Владимира Ильича по созтанию двигателей серии А2 мощностью свыше 100 кВт
В середине 60-х годов ведущие электротехнические фирмы стран Западной Европы па основе рекомендации Европейского комитета по координации электротехнических стандартов создали ря серии асинхронных двигателей общего назначения, имеющих преимущества перед двигателями А2 по целому ряду показателей, п, прежде всего, по массогабаритным в виброшумовым характеристикам. Аналогичные работы велись и странами - членами СЭВ. Этн работы закончились принятием в 1968 г. рекомендаций по проектированию новой серии асинхронных двигателей общего назначения, унифицированной в рамках СЭВ по шкалам мощностей, установочных размеров и их взаимной увязке (РС 3031). На основе этих рекомендаций в Советском Союзе и ряде стран -членов СЭВ (ГДР, ЧССР, НРБ) в 1969-1972 гг. были разработаны серии асинхронных двигателей общего назначения. В СССР эта серия получила название серии 4А. В серии 4А за счет применения новых электротехнических материалов и рациональной конструкции мощность двигателей при данных высотах оси вращения повышена на две-трети ступени по сравнению с мощностью двигателей серии А2, что дало большую экономию дефицитных материалов. Существенно улучшились внб-рошумовые характеристики. При проектировании серии большое внимание было уделено повышению надежности машин. Впервые в мировой практике для асинхронных двигателей общего назначения были стандартизированы показатели надежности. Особое внимание при проектировании уделялось экономичности двигателей.
Двигатели серии 4А спроектированы оптимальными для нужд народного хозяйства. Критерием оптимизации была принята суммарная стоимость двигателя в производстве и эксплуатации, которая должна быть минимальной. В производственные затраты включалась стоимость \"материалов, трудозатраты, амортизация оборудования, капиталовложения, затраты на проектирование и освоение. В эксплуатационные затраты входила стоимость потерь электроэнергии и стоимость компенсации реактивной мощности с учетом реальной годовой наработки и реального коэффициента загрузки, а также затраты на ремонт и обслуживание. Серия имеет широкий ряд модификаций и специализированных исполнений для максимального удовлетворения нужд электропривода. Благодаря высокому уровню унификации и стандартизации деталей и сборочных единиц это не создает существенных затруднений в производстве. Для производства двигателей серии 4А разработана осуществлена прогрессивная технология. Механическая обработка стаиии, валов и роторов двигателей производится на автоматических линиях, штамповка листов магннтопровода - на прессах-автоматах Автоматизирована сборка сердечников статора, механизирована сборка и заливка роторов. Укладка статорной обмотки производится па автоматических станках, а пропитка и сушка обмоток на автоматических струйных или вакуум-нагиетательиых установках. Испытания узлов двигателей и двигателей в сборе производится иа специальных стендах и автоматических испытательных станциях. Все это обеспечило высокую производительность труда при высоком качестве изготовления. По своим энергетическим, пусковым, механическим, виброшумовым, эксплуатационным характеристикам серия 4А удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым к асинхронным двигателям отечественными стандартами, стандартами СЭВ, документами МЭК и соответствует современному уровню электромашиностроения.
Скачать бесплатно книгу Асинхронные двигатели серии 4А
stanok-online.ru
Успешная работа электрических станций может быть обеспечена только при надежном функционировании многочисленных механизмов собственных нужд (МСН). Основные видом привода для МСН служат электродвигатели, главным образом асинхронные. Асинхронные двигатели (АД), часто называемые в зарубежной литературе индукционными, отличаются от синхронных двигателей тем, что частота вращения их роторов непостоянна, т.е. зависит от нагрузки. С возрастанием нагрузки частота вращения АД уменьшается. Предельный допустимый момент механической нагрузки достигает двух- трехкратного номинального значения, частота вращения при этом снижается по сравнению с синхронными двигателями на 10—15 %.
Особенно многочисленными являются двигатели собственных нужд тепловых электростанций (ТЭС), приводящие в движение механизмы подготовки и транспортировки топлива, мельницы, грохоты, дробилки, конвейеры. Обширно хозяйство тягодутьевых механизмов (дымососов, вентиляторов), различных компрессоров, насосов, используемых в системах водоснабжения, смазки и других устройств технологического обеспечения. Следует отметить также приводные устройства клапанов задвижек, заслонок, подъемно-транспортной техники.
Аналогичное оборудование применяется и на гидроэлектростанциях (ГЭС), хотя и в существенно меньших масштабах, так как на ГЭС, очевидно, нет необходимости в комплексе, отвечающем за подготовку топлива.
Большая часть МСН относится к устройствам высокой ответственности, остановка которых может привести к повреждениям и авариям основного оборудования, производящего энергию, т.е. турбо- и гидрогенераторов. В первую очередь к этой группе относятся питательные и бустерныенасосы, тягодутьевые механизмы. Например, прекращение подачи воды в котел ТЭС требует принятия практически немедленных мер к снижению его нагрузки, а в дальнейшем — к останову.
При остановке дутьевых вентиляторов или дымососов ТЭС требуется снижение производительности котлов. К ответственному оборудованию, непосредственно влияющему на работу блоков ТЭС, относятся также конденсатные, циркуляционные и сетевые насосы, мельницы, вентиляторы, насосы смазки и системы охлаждения генераторов, трансформаторов, приводы задвижек и другие устройства.
К условно «неответственным» механизмам относятся такие, прекращение которых не приводит к существенному изменению нагрузки основного оборудования, однако основное оборудование ТЭС и ГЭС, а также вспомогательные устройства жестко связаны в едином технологическом цикле. Нарушения работы большинства МСН оказывают воздействие на работу основного оборудования. Взаимосвязь между работой основного оборудования и МСН обеспечивается действием устройств регулирования, реализуемым при сложном характере управления приводными двигателями.
Основным видом привода для МСН служат электродвигатели, главным образом асинхронные с короткозамкнутой обмоткой ротора. Относительно небольшую зону занимают синхронные двигатели, а для некоторых механизмов, в том числе и резервных, применяют и двигатели постоянного тока.
Система питания асинхронных двигателей (АД) включает в себя источники электроснабжения, распределительные устройства (РУ) и сети 6,3—10,5 кВ, понижающие трансформаторы, РУ и сети 0,4 кВ, выпрямительные установки, сети постоянного тока.
Применяемые АД для привода ответственных МСН энергоблоков ТЭС мощностью от 200 до 8000 кВт частотой вращения (300—3000) 1/мин напряжением 6 кВ устанавливаются непосредственно на площадке ТЭС, а напряжением 10 кВ — на удаленных объектах (например, на береговых насосных станциях). По мере развития регулируемого по частоте вращения привода находят применение и двигатели с фазным ротором, в которых обмотка ротора не короткозамкнутая типа «беличьей клетки», а сходна с трехфазной обмоткой статора. Такие двигатели применяются для привода мельниц-вентиляторов и тягодутьевых механизмов.
До недавнего времени комплектация МСН осуществлялась АД общепромышленного назначения. Частые пуски, необходимость регулирования частоты вращения, определяемой режимом нагрузки ТЭС, повышенные моменты инерции многих механизмов потребовали создания новых вариантов двигателей и качественно иных типов приводов, предназначенных для эксплуатации в условиях электростанций. Работа значительного числа энергоблоков при меняющихся и неполных нагрузках, т.е. существенное возрастание доли времени работы станций в регулировании нагрузки приводят к необходимости внедрения регулируемого электропривода МСН. Применение двухскоростных АД, нередко используемых на станциях, не дает полного решения проблемы.
Частые пуски АД и переключения схем обмоток статоров с целью изменения числа их полюсов снижают уровень надежности как самих приводных двигателей, так и коммутирующей аппаратуры, рассчитанной на ограниченное число прямых пусков.
Регулируемый электропривод представляет собой комплексную систему, состоящую из АД, преобразователя частоты (ПЧ) напряжения и управляющих цепей автоматического управления режимами.
Такой привод получил название частотно-регулируемого, где для различных ПЧ используются тиристорные и транзисторные полупроводниковые ключи. Во всем диапазоне нагрузок КПД преобразователя частоты с асинхронными двигателями весьма высок (96-—99 %).
Применение этого типа привода позволяет существенно снизить энергопотребление МСН, улучшить условия их эксплуатации, увеличить надежность, снизить расходы на ремонт, облегчить условия весьма тяжелых пусков мощных механизмов. Расчеты и исследования показывают, что эффективность применения регулируемых приводов переменного тока дает экономию энергии в 8—14 %, а также уменьшает удельный расход топлива на ТЭС.
Опыт практического использования частотно-регулируемого привода представляется весьма перспективным при небольших сроках окупаемости и масштабы его применения будут возрастать, особенно с интенсивным внедрением новых элементов силовой полупроводниковой техники, унифицированных систем управления, защиты и диагностики с использованием микропроцессорной техники, а также новых высоконадежных синхронных вентильно-реактивных двигателей.
Контрольные вопросы
1. В чем состоит принцип обратимости электрических машин?
2. Опишите конструкцию синхронной машины (СМ).
3. Каково чередование полюсов СМ?
4. От чего зависит частота генерируемого напряжения СМ? Назовите частоты вращения СМ в Европе и США.
5. Объясните принцип действия СМ.
6. Что такое угонная частота вращения синхронных генерагоров?
7. Объясните особенности способов охлаждения турбо- и гидрогенераторов.
8. Охарактеризуйте задачи и структуру систем возбуждения СМ.
9. Изобразите характеристики СГ, работающих на автономную нагрузку.
10. Как правильно включить СГ на параллельную работу с сетью?
11. Что означает статическая устойчивость СГ?
12. В чем назначение синхронных компенсаторов?
13. Каковы преимущества и особенности АСТГ?
14. Классифицируйте типы асинхронных двигателей (АД) в системе механизмов собственных нужд (МСН).
15. В чем достоинства электропривода, питаемого от преобразователей частоты (ПЧ)?
Литература для самостоятельного изучения
7.1.ТокаревБ.Ф. Электрические машины. Т. 1, 2 : учеб. пособие для вузов. М.: Эперго-атомиздат, 1990.
7.2. Иванов-Смоленский А.В.Электрические машины. Т. 1, 2: учебник для вузов. М.: Издательство МЭИ, 2004.
Глава восьмая
poznayka.org
Однофазный двигатель имеет одну обмотку, расположенную на статоре. Однофазная обмотка, питаемая переменным током, создаст пульсирующее магнитное поле. Поместим в это поле ротор с короткозамкнутой обмоткой. Ротор вращаться не будет. Если раскрутить ротор сторонней механической силой в любую сторону, двигатель будет устойчиво работать. Объяснить это можно следующим образом. Пульсирующее магнитное поле можно заменить двумя магнитными полями,вращающимися в противоположных направлениях с синхронной частотой n1 и имеющими амплитуды магнитных потоков, равные половине амплитуды магнитного потока пульсирующего поля. Одно из магнитных полей называется прямовращающимся, другое - обратновращающимся. Каждое из магнитных полей индуктирует в роторной обмотке вихревые токи. При взаимодействии вихревых токов с магнитными полями образуются вращающие моменты, направленные встречно друг другу. На рис. 12.7 изображены зависимости момента от прямого поля М', момента от обратного поля М" и результирующего момента М в функции скольжения М = М' - M".
Оси скольжений направлены встречно друг другу.
Рис. 12.7
В пусковом режиме на ротор действуют вращающие моменты, одинаковые по величине и противоположные по направлению. Раскрутим ротор сторонней силой в направлении прямовращающегося магнитного поля. Появится избыточный (результирующий) вращающий момент, разгоняющий ротор до скорости, близкой к синхронной. При этом скольжение двигателя относительно прямовращающегося магнитного поля
.
Скольжение двигателя относительно обратновращающегося магнитного поля
.
Рассматривая результирующую характеристику, можно сделать следующие выводы:
1. Однофазный двигатель не имеет пускового момента. Он будет вращаться в ту сторону, в которую раскручен внешней силой.2. Из-за тормозного действия обратновращающегося поля характеристики однофазного двигателя хуже, чем трехфазного.
Для создания пускового момента однофазные двигатели снабжают пусковой обмоткой, пространственно смещенной относительно основной, рабочей обмотки на 90o. Пусковая обмотка подключается к сети через фазосдвигающие элементы: конденсатор или активное сопротивление.
Рис. 12.8
На рис. 12.8 показана схема включения обмоток двигателя, где Р - рабочая обмотка, П - пусковая обмотка. Емкость фазосдвигающего элемента С подбирают таким образом, чтобы токи в рабочей и пусковой обмотках различались по фазе на 90o.
Трехфазный асинхронный двигатель может работать от однофазной сети, если подключить его обмотки по следующим схемам.(Рис. 12.9)
В схеме на рис. 12.9а статорные обмотки соединены звездой. В схеме на рис. 12.9б статорные обмотки соединены треугольником. Величина емкости С ≈ 60 мкф на 1 кВт мощности.
Рис. 12.9
12.6. Синхронные двигатели.Конструкция, принцип действия
В отличие от асинхронного двигателя частота вращения синхронного двигателя постоянная при различных нагрузках. Синхронные двигатели находят применение для привода машин постоянной скорости (насосы, компресоры, вентиляторы). В статоре синхронного электродвигателя размещается обмотка, подключаемая к сети трехфазного тока и образующая вращающееся магнитное поле. Ротор двигателя состоит из сердечника с обмоткой возбуждения. Обмотка возбуждения через контактные кольца подключается к источнику постоянного тока. Ток обмотки возбуждения создает магнитное поле, намагничивающее ротор. Роторы синхронных машин могут быть явнополюсными (с явновыраженными полюсами) и неявнополюсными (с неявновыраженными полюсами). На рис. 12.10а изображен сердечник 1 явнополюсного ротора с выступающими полюсами. На полюсах размещены катушки возбуждения 2. На рисунке 12.10б изображен неявнополюсной ротор, представляющий собой ферромагнитный цилиндр 1. На поверхности ротора в осевом направлении фрезеруют пазы, в которые укладывают обмотку возбуждения 2.
Рис. 12.10
Рассмотрим принцип работы синхронного двигателя на модели (рис. 12.11).
Вращающееся магнитное поле статора представим в виде магнита 1. Намагниченный ротор изобразим в виде магнита 2. Повернем магнит 1 на угол α. Северный магнитный полюс магнита 1 притянет южный полюс магнита 2, а южный полюс магнита 1 - северный полюс магнита 2. Магнит 2 повернется на такой же угол α. Будем вращать магнит 1. Магнит 2 будет вращаться вместе с магнитом 1, причем частоты вращения обоих магнитов будут одинаковыми, синхронными, n2 = n1.
Рис. 12.11
Синхронный двигатель, на роторе которого отсутствует обмотка возбуждения, называется синхронным реактивным двигателем. Ротор синхронного реактивного двигателя изготавливается из ферромагнитного материала и должен иметь явновыраженные полюсы. Вращающееся магнитное поле статора намагничивает ротор. Явнополюсный ротор имеет неодинаковые магнитные сопротивления по продольной и поперечной осям полюса. Силовые линии магнитного поля статора изгибаются, стремясь пройти по пути с меньшим магнитным сопротивлением. Деформация магнитного поля вызовет, вследствие упругих свойств силовых линий, реактивный момент, вращающий ротор синхронно с полем статора. Если к вращающемуся ротору приложить тормозной момент, ось магнитного поля ротора повернется на угол θ относительно оси магнитного поля статора. С увеличением нагрузки этот угол возрастает. Если нагрузка превысит некоторое допустимое значение, двигатель остановится, выпадет из синхронизма. У синхронных двигателей отсутствует пусковой момент. Это объясняется тем, что электромагнитный вращающий момент, воздействующий на неподвижный ротор, меняет свое направление два раза за период Т переменного тока. Из-за своей инерционности, ротор не успевает тронуться с места и развить необходимое число оборотов. В настоящее время применяется асинхронный пуск синхронного двигателя. В пазах полюсов ротора укладывается дополнительная короткозамкнутая обмотка. Вращающее магнитное поле статора индуктирует в короткозамкнутой пусковой обмотке вихревые токи. При взаимодействии этих токов с магнитным полем статора образуется асинхронный электромагнитный момент, приводящий ротор во вращение. Когда частота вращения ротора приближается к частоте вращения статорного поля, двигатель втягивается в синхронизм и вращается с синхронной скоростью. Короткозамкнутая обмотка не перемещается относительно поля, вихревые токи в ней не индуктируются, асинхронный пусковой момент становится равным нулю.
Список литературы
1. Веселовский О.Н., Браславский Л.М. Основы электротехники и электротехнические устройства радиоэлектронной аппаратуры. -М.: Высш. шк.,1978. - 310 с.
2. Касаткин А.С. Основы электротехники. - М.: Энергия, 1976.
3. Матханов Л.Н. Основы анализа электрических цепей. - М.: Высш. шк., 1981. - 368 с.
4. Электротехника / Под ред. Пантюшина В.С. - М.: Высш. шк., 1976.
5. Ермолин И.П. Электрические машины малой мощности. - М.: Высш. шк., 1976. - 503.
www.poznayka.org