Содержание
Что делать, если в салоне запахло горелым сцеплением при пробуксовке
Форма поиска
Поиск
Вы здесь
Главная → Сцепление автомобиля → Запах горелого сцепления в салоне при пробуксовке
Сцепление является главной часть трансмиссии. Но что нам говорит запах горелого сцепления в салоне при пробуксовке и стоит ли поднимать панику? В этой статье мы расскажем вам, что такое и как работает сцепление автомобиля и о чем может свидетельствовать его запах.
Как устроено и почему «горит» сцепление
Сцеплением называют устройство, которое предназначено для разрыва вращающего момента между трансмиссией автомобиля и его двигателем. Сцепление позволяет нам переключить передачу и обеспечить плавное начало движения автомобиля без рывков.
В процессе вращения коленчатого вала, на задней его части вместе с ним с одинаковой частотой вращается маховик двигателя. В задачу маховика входит передача вращающего момент на первичный вал коробки передач с последующим его преобразованием. Для того, чтобы обеспечить мягкость включения передач и плавное начало движения, необходимо создать разрыв механической связи маховика двигателя и первичного вала КПП.
Чтобы обеспечить этот разрыв, было разработано специальное устройство, которое называется сцеплением. Сцепление состоит из диска сцепления, корзины и приводных механизмов. Диск усилием пружины и подшипника прижимается к маховику, другая сторона диска имеет жесткое зацепление с первичным валом трансмиссии.
При нажатии на педаль сцепления приводной механизм отодвигает диск сцепления от маховика, преодолевая усилие возвратных пружин. Водитель включает передачу и плавно отпускает педаль. Диск начинает прижиматься к коленчатому валу, приводится во вращение и раскручивает трансмиссию. Затем в действие приводятся колеса и в процессе разгона машины частота вращения диска, после небольшого трения, совмещается с частотой вращения коленчатого вала.
Что означает запах горелого сцепления?
Как вы уже поняли, сцепление – это деталь, которая работает под постоянной нагрузкой, в условиях повышенного трения. Именно на него приходится вся нагрузка при трогании автомобиля и работе двигателя на повышенных оборотах.
Неправильное использование сцепления обязательно приводит к его преждевременному износу. Неграмотное использование заключается в длительной работе двигателя на повышенных оборотах. Примером такой работы можно считать длительный разгон двигателя на пониженной передаче или пробуксовка. Кроме того, вредное воздействие на сцепление оказывает длительная работа сцеплением, когда водитель начинает трогаться, добавляя газа, но отпуская сцепление слишком медленно.
Если в процессе пробуксовки автомобиля вы почуяли резкий запах гари – это может быть либо разогретая резина, либо фрикционные накладки диска сцепления. Последний запах чаще всего улавливается зимой при прохождении автомобиля по сугробам.
- Во-первых, не стоит впадать в панику, даже если запах гари слишком сильный. Гарь не всегда проявляется при полном «сжигании» диска. Она лишь означает, что фрикционные накладки просто нагрелись в процессе трения и слегка окислились. В процессе работы, они восстановятся, и сцепление можно будет эксплуатировать еще довольно длительный период.
- Во-вторых, полный износ сцепления проявляется без характерного запаха. Автомобиль потеряет динамику, а на подъем может и вовсе не зайти.
Похожие материалы
Замена сцепления ВАЗ 2110
Неисправности, связанные с неполадками в работе сцепления ВАЗ-2110, можно условно разде
Замена троса сцепления ВАЗ 2110
Эксплуатация транспортного средства в экстремальных условиях предполагает воздействие п
Ремонт сцепления
В большинстве случаев ремонт сцепления является достаточно сложной задачей, для выполне
Регулировка сцепления
Отечественные автомобили ВАЗ-2114 далеки от идеала, но по своему качеству они могут пос
Замена диска сцепления
Система сцепления выполняет функцию соединительного механизма между двигателем и трансм
Электронная педаль газа — регулировка и ремонт без проблем
Что будет, если на автомобиле сгорело сцепление? | Практические советы | Авто
Владимир Гаврилов
Примерное время чтения: 4 минуты
17532
Категория:
Техника вождения
Узел сцепления при правильной эксплуатации может служить более 10 лет, или свыше 100 тысяч километров пробега. Аккуратный водитель способен проездить и дольше без каких-либо ограничений. Между тем неопытный человек или слишком самоуверенный автомобилист может сломать сцепление за полчаса. Автомобиль обездвиживается, и эксплуатировать его уже нельзя.
Причины повреждения
Первая и самая распространенная причина, по которой горит сцепление, — это повышенные нагрузки на автомобиль. Они возникают из-за агрессивной манеры езды или из-за неумелых действий во время старта в горку. Когда при добавлении газа и росте оборотов двигателя диски сцепления остаются разомкнутыми, это приводит к сильному трению, в результате чего узел раскаляется до высоких температур. Достаточно немного прижечь сцепление, и оно уже теряет свои свойства и перестает безотказно служить, как прежде.
Для примера можно взять автомобиль «ГАЗель». Из-за перегруза при попытках двинуться с места автомобиль плохо трогается и глохнет. Тогда водитель прибавляет газу, доводит мотор до 4-5 тысяч оборотов и постепенно отпускает педаль сцепления, не давая ему сомкнуться полностью. Раскрутившийся диск словно шлифовальный наждак врезается в парный маховик и разрушает его.
Аналогичная ситуация происходит и с автомобилями, которые буксируют прицеп. Большой груз тормозит машину, из-за чего неопытный водитель иногда не до конца отпускает педаль сцепления, боясь, что машина при старте заглохнет. Он трогается на высоких оборотах с частично разомкнутыми дисками, позволяя им прокручиваться.
Чтобы этого не происходило, надо следить за массой прицепа. Согласно ПДД, масса транспортного средства, которое производит буксировку груза, должна быть выше или по крайней мерее равна массе прицепа. В противном случае законы физики играют против буксира и есть высокая вероятность выхода из строя сцепления.
Часто сцепление разрушается при попытках выбраться из снега или из грязи. Если автомобиль завяз, нельзя слишком сильно давить на газ. Вполне достаточно раскрутить мотор до 1,5-2 тысяч оборотов. Иначе двигатель выходит на пик крутящего момента и при завязших в грязи колесах вся тяга передается на те, что вращаются свободно. Они буксуют, и нагрузка идет не только на диски сцепления, но и на трансмиссию.
Если приходится выбираться из грязевой ловушки, то лучше это делать вообще без буксования, а через раскачку. Если есть минимальный зацеп у колеса, то оно позволяет немного сдвинуть машину вперед, а затем — при включении задней скорости — немного назад. Таким образом машина раскачивается сильнее и сильнее, входит в резонанс и затем выскакивает из грязевой ямы.
Признаки поврежденного сцепления
Самый верный признак выхода сцепления из строя — это запах гари, который проникает в салон. Технический узел может продолжать работать, однако это уже приговор. Через какое-то время сцепление сломается. Прижженный диск плохо схватывает маховик, отчего даже при полностью выжатой педали и при штатной нагрузке происходят небольшие проскальзывания. На рабочей поверхности образуются неровности, площадь контакта снижается, из-за чего диск пробуксовывает. Фрикционные накладки не могут нормально зацепиться с поверхностью и из-за этого подгорают. Температура в техническом узле сильно повышается, что ведет к дальнейшему его разрушению. Все это сказывается на поведении машины.
Сначала при смыкании сцепления ощущаются рывки и дергания, сопровождающиеся потерей динамики автомобиля. С набором скорости эти рывки пропадают. Но они опять возобновляются, если снизить скорость и дать сцеплению повышенную нагрузку.
Затем из-за плохого примыкания диска к маховику потеря динамики будет ощущаться все больше и больше. Далее при включении повышенных ступеней коробки мотор перестанет тянуть вовсе, хотя перебоев в его работе нет. Автомобиль не может преодолевать рубеж в 80 км/ч, а потом и в 60 км/ч, и даже в 40 км/ч. При продавливании педали акселератора мотор гудит, а автомобиль не едет, сопровождается этот процесс запахом гари.
Как ремонтировать?
Ремонт сцепления — трудоемкое и времязатратное мероприятие. Придется снимать двигатель или коробку, после чего меняются диски. Выполнить эту операцию можно в специализированной мастерской. Чаще всего удается обойтись заменой фрикционных накладок. В случае люфта демпферных пружин на ведомом диске сцепления весь механизм меняется на новый целиком. Из-за перегрева могут выйти из строя другие детали, в том числе вилка или подшипники. Они тоже недешевы.
В общем, сцепление при неверном использовании может сломаться после одного застревания в грязи или транспортировки прицепа. Если же водитель не допускает перегруза и правильно пользуется педалями и газом, то сцепление прослужит очень долго.
автомобилиправила эксплуатациисцепление
Следующий материал
Новости СМИ2
Перегоревшее сцепление Симптомы, причины и последствия
Вопросы, затронутые в материале:
- Причины выхода из строя сцепления
- Признаки выгоревшего сцепления
- Способы вождения с прогоревшим сцеплением
- Последствия и ремонт сгоревшего сцепления
- Предотвращение поломки сцепления
- Что делают опытные автовладельцы, если сгорает сцепление
Прогоревшее сцепление ситуация не редкость для начинающих автолюбителей. При неправильном использовании этот блок можно вывести из строя всего за несколько часов, и машина будет обездвижена. Иногда поломка вызвана плохими дорожными условиями или естественным износом.
В любом случае, в этой ситуации важно знать как последствия езды на сгоревшем сцеплении, так и правила начала движения, потому что начать движение в обычном режиме будет невозможно. Наша статья расскажет, что делать, если сгорело сцепление, как двигаться дальше и что говорят об этой ситуации опытные автомобилисты.
Причины выхода из строя сцепления
Если на вашем автомобиле сгорело сцепление, значит, автомобиль испытывал повышенные нагрузки. Это произошло по следующим причинам: вы ведете машину агрессивно или неправильно трогаетесь с места при подъеме в гору, буксируя тяжелый прицеп. Или, возможно, вы владелец Subaru Impreza и проводите дни раллийного вождения!
Для наглядности рассмотрим автомобиль ГАЗель отечественного производства. В результате того, что автомобиль перегружен, он не может двигаться, двигатель глохнет. В этом случае автомобилист нажимает на педаль газа, чтобы поднять скорость до 4000-5000, а затем плавно отпускает педаль сцепления, пока она не замыкается полностью. Из-за этого крутящийся диск врезается в спаренный маховик и, как шлифовальный станок, портит механизм.
То же самое происходит с автомобилями, буксирующими прицеп. Из-за большой нагрузки автомобиль тормозит, и если у автомобилиста мало опыта вождения, он не отпускает педаль сцепления до конца, чтобы машина не заглохла. При этом он трогается с места на высоких скоростях. Диски не закрыты и прокручиваются.
Что делать, чтобы сцепление не сгорело? Для этого важно знать допустимую массу прицепа. Согласно ПДД, масса автомобиля, буксирующего груз, должна быть больше или равна массе прицепа. В противном случае сцепление может выйти из строя.
Вы можете заметить, что сцепление сгорело после попытки выехать из глубокого снега или грязи. Когда машина застревает, не нужно сильно давить на газ. Оптимальный показатель – это когда двигатель раскручивается до 1500-2000 об/мин. В противном случае двигатель внутреннего сгорания достигнет максимального крутящего момента. А если автомобиль застревает, вся тяга передается на свободно вращающиеся колеса. Возникнет проскальзывание, что приведет к увеличению нагрузки на сцепление, а также на коробку передач.
Как поддерживать сцепление, если вы застряли? В этом случае не нужно скользить; попробуй раскачать машину. При наличии небольшого зацепа на колесах можно будет немного сдвинуть машину вперед. После этого нужно включить заднюю скорость и ехать назад. В результате этих действий вы сможете довольно сильно раскачивать машину; из-за резонанса машина легко выберется из грязи.
Признаки сгоревшего сцепления
Как понять, что сгорело сцепление? Обратите внимание на запах. Если вы чувствуете, что от вас пахнет дымом, значит, ведомый диск прокручивается и с большой силой трется о маховик. Это происходит потому, что фрикционные накладки перегреваются из-за силы трения. Если нагрузку увеличить, неприятный запах будет ощущаться еще долго. В этом случае пары будут поступать в салон автомобиля, и вы почувствуете их запах, даже не выходя из машины. Поэтому даже новичок может понять, что сгорело сцепление.
Внимание! В некоторых ситуациях сцепление пробуксовывает, а запаха гари нет. В этом случае вы заметите, что машина не может набрать скорость. Причина в том, что маховик передает крутящий момент, а на ведомый диск он не идет. Происходит это потому, что он полностью изношен и не может зацепиться за маховик. Аналогичным образом определяется, что на мотоцикле вышло из строя сцепление.
При полном износе фрикционных накладок симптомы будут другими. Как понять, что диск сцепления прогорел:
- Машина не может двигаться . Машина не заводится, даже если отпустить сцепление. Дело в том, что диск недостаточно прижат, поэтому крутящий момент не передается на трансмиссию. Это означает, что ведомый диск полностью вышел из строя.
- Автомобиль движется рывками . Тронуться получается, но машина не едет плавно; он дергается. После разгона эти симптомы исчезают. Но как только начинаешь движение на первой передаче, снова появляются рывки. Кроме того, автомобиль будет с трудом набирать скорость при переключении на повышенную передачу. Поскольку диск не полностью прижат к маховику, передача крутящего момента осуществляется рывками. В результате машина плохо разгоняется. Если разобрать механизм, то можно увидеть люфт диафрагменных пружин. Они необходимы для компенсации и сглаживания нагрузок, поступающих от маховика к коробке передач. Полностью новый узел придется ставить при наличии люфта пружин демпфера на диске сцепления.
- Увеличить ход педали сцепления . Когда диск прогорит, вы обнаружите, что свободный ход педали увеличился.
- Скорости переключаются с трудом . При выжатой до упора педали передачи идут жестко на ура. Это указывает на то, что сцепление не полностью выключено.
- Дисковые фрикционные накладки промаслены . В результате происходит скольжение. Смазка из трансмиссии стекает на поверхность скольжения сцепления. Все это приводит к тому, что диск проскальзывает и не может зацепиться за маховик. При этом вы также почувствуете, что пахнет гарью, а именно горелым маслом. В такой ситуации следует отвезти автомобиль на СТО и провести диагностику коробки передач, чтобы понять, почему масло из картера попадает на диск.
Способы вождения с перегоревшим сцеплением
Если сцепление сгорело, как мне добраться до сервисного центра? Если у вас автомобиль с автоматической коробкой передач, вам придется вызвать службу эвакуации. Электроника заблокирует механизм, и вы не сможете управлять автомобилем.
Что делать, если на автомобиле установлена МКПП и сгорело сцепление? Чтобы стартовать с места без пробуксовки диска, крутящий момент должен быть как можно меньше. Из-за передаточных чисел на первой скорости это не получится. При включении первой передачи машина не едет. Это значит, что нужно включить вторую или третью передачу.
Это позволит уменьшить силу трения, диск не будет проскальзывать, а машина продолжит движение. В некоторых случаях требуется включить овердрайв. Просто поднимите обороты, а затем измените скорость. Однако перейти на пониженную передачу можно будет только с помощью ребазинга. Поэтому включаем рычаг в положение «N», увеличиваем обороты до 3000, затем включаем вторую скорость.
Последствия и ремонт сгоревшего сцепления
Что будет, если водить машину после того, как сгорело сцепление? Если фрикционная накладка включена, маховик выходит из строя первым. Происходит неравномерный перегрев. В результате одна часть механизма окажется слишком жесткой по сравнению с другой, что приведет к его деформации.
По мере того, как рабочая поверхность становится неровной, площадь контакта уменьшается. Это приведет к частому проскальзыванию диска. Фрикционные накладки не заедают и не горят.
Из-за трения при прокручивании диска его перегрев станет еще больше. Маховик станет синим и треснет, если его не отремонтировать.
Важно! Заметить синие пятна можно будет только если разобрать коробку передач.
Если сгорело сцепление, что делать, чтобы уменьшить негативные последствия? В первую очередь при появлении специфического запаха гари и если машина начинает двигаться рывками, необходимо как можно быстрее ехать в автосервис.
В этом состоянии вы не можете водить машину. В противном случае придется заменить сцепление, а также маховик. Если механизм одномассовый с простой конструкцией, вам повезло. Но на автомобилях типа Фольксваген, Ауди, Хонда устанавливаются двухмассовые маховики, цена нового элемента довольно высока.
На ремонт сцепления уйдет много сил и времени. Для этого демонтируйте двигатель и коробку передач, затем замените диски. Эту работу можно выполнить только на СТО. В большинстве случаев достаточно просто заменить фрикционные накладки. При наличии люфта в пружинах демпфера на ведомом диске сцепления придется устанавливать полностью новый узел. В результате работы в повышенном температурном режиме приходят в негодность вилка и подшипники, стоимость которых также высока.
Профилактика поломки сцепления
Чтобы сцепление не сгорело, соблюдайте следующие рекомендации при вождении автомобиля:
- Не нажимайте педаль сцепления заранее. В противном случае педаль быстро изнашивается. Также элемент будет постоянно перегреваться и работать менее эффективно.
- Не отпускайте резко сцепление; переключать передачи плавно.
- Не допускайте выжима сцепления при остановке автомобиля.
- Не используйте более высокие передачи, если это не требуется для набора скорости. В этом случае увеличится расход топлива, быстрее выйдет из строя педаль сцепления.
- Было бы лучше, если бы вы начали двигаться быстрее, затем переключились на вторую, третью, четвертую, придерживаясь МКПП.
- Не перегружайте автомобиль. Это может привести к повреждению коробки передач и сцепления.
Предупреждающие признаки неисправности сцепления
Если вы знакомы с вождением автомобиля с механической коробкой передач, вы, вероятно, знаете, что вы останавливаете или останавливаете свой автомобиль даже на самом крутом склоне, даже не используя тормоза, пробуксовывая сцепление.
Важно как можно чаще избегать проскальзывания сцепления. Частое проскальзывание сцепления приводит к износу. В конце концов, ваше сцепление изнашивается и его необходимо заменить. Чтобы избежать затрат на его замену, соблюдайте особую осторожность, чтобы использовать его должным образом, чтобы максимально продлить срок его службы.
Муфты аналогичны тормозным колодкам. Это автомобильная деталь, основанная на трении, которая скользит вперед и назад, оказывая и ослабляя давление на прижимную пластину. Как и в случае с тормозами, у вас есть некоторый контроль над сроком службы детали.
Если у вас плохое сцепление, признаки будут какими угодно, только не тонкими. Запах неисправного сцепления сильный. Он может пахнуть горящими тормозами, но его описывают как тошнотворный, тяжелый запах. Некоторые люди связывают это с серой или пороховым дымом.
Чтобы избежать дорогостоящей ошибки, связанной с чрезмерным использованием сцепления и, в конечном итоге, с его выходом из строя, избегайте проскальзывания сцепления, езды на сцеплении или перевозки тяжелого груза. Если вы можете оставить свой автомобиль в нейтральном положении, используя вместо этого тормоза, вы убережете себя от замены на более длительный период времени.
ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЕ ПРИЗНАКИ НЕИСПРАВНОСТИ СЦЕПЛЕНИЯ
Если вы заметили какой-либо из следующих признаков, вам необходимо вызвать техника для осмотра вашей коробки передач:
- Проблемы с включением коробки передач
- Заедание педали сцепления
- Обороты увеличиваются, но скорость не увеличивается
- Большой пробег
- Эта ужасная вонь
КАК ИЗБЕЖАТЬ УБИЙСТВА ВАШЕЙ МАШИНЫ И СЦЕПЛЕНИЯ
Вы не хотите отвозить свою машину к техническому специалисту. Избавьте себя от хлопот, следуя этим привычкам:
- Планирование регулярного технического обслуживания
- Избегайте оборотов двигателя и выполняйте «нейтральный сброс»
- Перевозка чрезмерного груза, для которого ваш автомобиль не приспособлен
- Перегрев трансмиссии (в результате чрезмерного использования, например, при капитальном ремонте)
- Раскачивание автомобиля и запуск двигателя, когда шины буксуют в снегу или грязи
- Работа при низком уровне масла или его отсутствии
- Ослабление или проскальзывание сцепления
Если вам интересно, если что-то не так, будьте осторожны и проверьте! Это не только обеспечит вашу безопасность на дороге, но и может стать небольшим исправлением, которое предотвратит что-то большее с вашей трансмиссией.
Являясь ведущим поставщиком услуг по ремонту, National Transmission может помочь решить любую проблему, которая может возникнуть у вас с автомобилем. Наши специалисты хорошо разбираются в современных технологиях и имеют дело с множеством уникальных проблем с автомобилями.