Перегоревшее сцепление Симптомы, причины и последствия

Вопросы, затронутые в материале:

  • Причины выхода из строя сцепления
  • Признаки выгоревшего сцепления
  • Способы вождения с прогоревшим сцеплением
  • Последствия и ремонт сгоревшего сцепления
  • Предотвращение поломки сцепления
  • Что делают опытные автовладельцы, если сгорает сцепление

Прогоревшее сцепление ситуация не редкость для начинающих автолюбителей. При неправильном использовании этот блок можно вывести из строя всего за несколько часов, и машина будет обездвижена. Иногда поломка вызвана плохими дорожными условиями или естественным износом.

В любом случае, в этой ситуации важно знать как последствия езды на сгоревшем сцеплении, так и правила начала движения, потому что начать движение в обычном режиме будет невозможно. Наша статья расскажет, что делать, если сгорело сцепление, как двигаться дальше и что говорят об этой ситуации опытные автомобилисты.

Причины выхода из строя сцепления

Если на вашем автомобиле сгорело сцепление, значит, автомобиль испытывал повышенные нагрузки. Это произошло по следующим причинам: вы ведете машину агрессивно или неправильно трогаетесь с места при подъеме в гору, буксируя тяжелый прицеп. Или, возможно, вы владелец Subaru Impreza и проводите дни раллийного вождения!

Для наглядности рассмотрим автомобиль ГАЗель отечественного производства. В результате того, что автомобиль перегружен, он не может двигаться, двигатель глохнет. В этом случае автомобилист нажимает на педаль газа, чтобы поднять скорость до 4000-5000, а затем плавно отпускает педаль сцепления, пока она не замыкается полностью. Из-за этого крутящийся диск врезается в спаренный маховик и, как шлифовальный станок, портит механизм.

То же самое происходит с автомобилями, буксирующими прицеп. Из-за большой нагрузки автомобиль тормозит, и если у автомобилиста мало опыта вождения, он не отпускает педаль сцепления до конца, чтобы машина не заглохла. При этом он трогается с места на высоких скоростях. Диски не закрыты и прокручиваются.

Что делать, чтобы сцепление не сгорело? Для этого важно знать допустимую массу прицепа. Согласно ПДД, масса автомобиля, буксирующего груз, должна быть больше или равна массе прицепа. В противном случае сцепление может выйти из строя.

Вы можете заметить, что сцепление сгорело после попытки выехать из глубокого снега или грязи. Когда машина застревает, не нужно сильно давить на газ. Оптимальный показатель – это когда двигатель раскручивается до 1500-2000 об/мин. В противном случае двигатель внутреннего сгорания достигнет максимального крутящего момента. А если автомобиль застревает, вся тяга передается на свободно вращающиеся колеса. Возникнет проскальзывание, что приведет к увеличению нагрузки на сцепление, а также на коробку передач.

Как поддерживать сцепление, если вы застряли? В этом случае не нужно скользить; попробуй раскачать машину. При наличии небольшого зацепа на колесах можно будет немного сдвинуть машину вперед. После этого нужно включить заднюю скорость и ехать назад. В результате этих действий вы сможете довольно сильно раскачивать машину; из-за резонанса машина легко выберется из грязи.

Признаки сгоревшего сцепления

Как понять, что сгорело сцепление? Обратите внимание на запах. Если вы чувствуете, что от вас пахнет дымом, значит, ведомый диск прокручивается и с большой силой трется о маховик. Это происходит потому, что фрикционные накладки перегреваются из-за силы трения. Если нагрузку увеличить, неприятный запах будет ощущаться еще долго. В этом случае пары будут поступать в салон автомобиля, и вы почувствуете их запах, даже не выходя из машины. Поэтому даже новичок может понять, что сгорело сцепление.

Внимание! В некоторых ситуациях сцепление пробуксовывает, а запаха гари нет. В этом случае вы заметите, что машина не может набрать скорость. Причина в том, что маховик передает крутящий момент, а на ведомый диск он не идет. Происходит это потому, что он полностью изношен и не может зацепиться за маховик. Аналогичным образом определяется, что на мотоцикле вышло из строя сцепление.

При полном износе фрикционных накладок симптомы будут другими. Как понять, что диск сцепления прогорел:

  • Машина не может двигаться . Машина не заводится, даже если отпустить сцепление. Дело в том, что диск недостаточно прижат, поэтому крутящий момент не передается на трансмиссию. Это означает, что ведомый диск полностью вышел из строя.
  • Автомобиль движется рывками . Тронуться получается, но машина не едет плавно; он дергается. После разгона эти симптомы исчезают. Но как только начинаешь движение на первой передаче, снова появляются рывки. Кроме того, автомобиль будет с трудом набирать скорость при переключении на повышенную передачу. Поскольку диск не полностью прижат к маховику, передача крутящего момента осуществляется рывками. В результате машина плохо разгоняется. Если разобрать механизм, то можно увидеть люфт диафрагменных пружин. Они необходимы для компенсации и сглаживания нагрузок, поступающих от маховика к коробке передач. Полностью новый узел придется ставить при наличии люфта пружин демпфера на диске сцепления.
  • Увеличить ход педали сцепления . Когда диск прогорит, вы обнаружите, что свободный ход педали увеличился.
  • Скорости переключаются с трудом . При выжатой до упора педали передачи идут жестко на ура. Это указывает на то, что сцепление не полностью выключено.
  • Дисковые фрикционные накладки промаслены . В результате происходит скольжение. Смазка из трансмиссии стекает на поверхность скольжения сцепления. Все это приводит к тому, что диск проскальзывает и не может зацепиться за маховик. При этом вы также почувствуете, что пахнет гарью, а именно горелым маслом. В такой ситуации следует отвезти автомобиль на СТО и провести диагностику коробки передач, чтобы понять, почему масло из картера попадает на диск.

Способы вождения с перегоревшим сцеплением

Если сцепление сгорело, как мне добраться до сервисного центра? Если у вас автомобиль с автоматической коробкой передач, вам придется вызвать службу эвакуации. Электроника заблокирует механизм, и вы не сможете управлять автомобилем.

Что делать, если на автомобиле установлена ​​МКПП и сгорело сцепление? Чтобы стартовать с места без пробуксовки диска, крутящий момент должен быть как можно меньше. Из-за передаточных чисел на первой скорости это не получится. При включении первой передачи машина не едет. Это значит, что нужно включить вторую или третью передачу.

Это позволит уменьшить силу трения, диск не будет проскальзывать, а машина продолжит движение. В некоторых случаях требуется включить овердрайв. Просто поднимите обороты, а затем измените скорость.

Однако перейти на пониженную передачу можно будет только с помощью ребазинга. Поэтому включаем рычаг в положение «N», увеличиваем обороты до 3000, затем включаем вторую скорость.

Последствия и ремонт сгоревшего сцепления

Что будет, если водить машину после того, как сгорело сцепление? Если фрикционная накладка включена, маховик выходит из строя первым. Происходит неравномерный перегрев. В результате одна часть механизма будет слишком жесткой по сравнению с другой, что приведет к его деформации.

По мере того, как рабочая поверхность становится неровной, площадь контакта уменьшается. Это приведет к частому проскальзыванию диска. Фрикционные накладки не заедают и не горят.

Из-за трения при прокручивании диска его перегрев станет еще больше. Маховик станет синим и треснет, если его не отремонтировать.

Важно! Заметить синие пятна можно будет только если разобрать коробку передач.

Если сгорело сцепление, что делать, чтобы уменьшить негативные последствия? В первую очередь при появлении специфического запаха гари и если машина начинает двигаться рывками, необходимо как можно быстрее ехать в автосервис.

В этом состоянии вы не можете водить машину. В противном случае придется заменить сцепление, а также маховик. Если механизм одномассовый с простой конструкцией, вам повезло. Но на автомобилях типа Фольксваген, Ауди, Хонда устанавливаются двухмассовые маховики, цена нового элемента довольно высока.

На ремонт сцепления уйдет много сил и времени. Для этого демонтируйте двигатель и коробку передач, затем замените диски. Эту работу можно выполнить только на СТО. В большинстве случаев достаточно просто заменить фрикционные накладки. При наличии люфта в пружинах демпфера на ведомом диске сцепления придется устанавливать полностью новый узел. В результате работы в повышенном температурном режиме приходят в негодность вилка и подшипники, стоимость которых также высока.

Профилактика поломки сцепления

Чтобы сцепление не сгорело, соблюдайте следующие рекомендации при вождении автомобиля:

  • Не нажимайте педаль сцепления заранее. В противном случае педаль быстро изнашивается. Также элемент будет постоянно перегреваться и работать менее эффективно.
  • Не отпускайте резко сцепление; переключать передачи плавно.
  • Не допускайте выжима сцепления при остановке автомобиля.
  • Не используйте более высокие передачи, если это не требуется для набора скорости. В этом случае увеличится расход топлива, быстрее выйдет из строя педаль сцепления.
  • Было бы лучше, если бы вы начали двигаться быстрее, затем переключились на вторую, третью, четвертую, придерживаясь МКПП.
  • Не перегружайте автомобиль. Это может привести к повреждению коробки передач и сцепления.

Пять признаков того, что вашему автомобилю требуется замена диска сцепления

Перейти к основному содержанию