Содержание
ГЛАВА 8. ПУСКОВЫЕ КАЧЕСТВА ДВИГАТЕЛЕЙ. Основной боевой танк России. Откровенный разговор о проблемах танкостроения
ГЛАВА 8. ПУСКОВЫЕ КАЧЕСТВА ДВИГАТЕЛЕЙ. Основной боевой танк России. Откровенный разговор о проблемах танкостроения
ВикиЧтение
Основной боевой танк России. Откровенный разговор о проблемах танкостроения
Вавилонский Эрий Борисович
Содержание
ГЛАВА 8.
ПУСКОВЫЕ КАЧЕСТВА ДВИГАТЕЛЕЙ
У танка Т-80 имеется два способа пуска двигателя: от аккумуляторных батарей и от танка-донора. У Т-90 дополнительно к перечисленным выше способам возможен пуск от воздушной системы (основной), комбинированным способом и с буксира.
При боевой готовности №1 пуск газотурбинного двигателя танка Т-80 требует более длительного времени, чем пуск разогретого дизеля танка Т-90. Поршневой двигатель пускается за несколько секунд, а пуск ГТД занимает 50 с. В сравнительных разгонных испытаниях танков от начала команды «пуск двигателя» танк Т-90 уйдет от Т-80 на расстояние более 650 м! [3]
Ю.П. Костенко вспоминает интересный случай, свидетелем которого он стал. В 1985 г. секретарем ЦК КПСС был избран Лев Николаевич Зайков, до этого являвшийся секретарем Ленинградского обкома КПСС. Он хорошо знал генерального конструктора танка Т-80 и выступал активным сторонником газотурбинного танка. В конце 1985 г. Л.Н. Зайков прибыл на завод имени В.А. Малышева в г. Харьков для ознакомления с работами по бронетанковой технике. Была зима, температура воздуха составляла -10°С. На заводе имелись два танка: газотурбинный Т-80 с ГТД-1000Т и опытный образец Т-64А с дизельным двигателем 6ТД одинаковой с ГТД мощностью — 1000 л.с. Оба танка поставили на исходный рубеж метрах в ста от командного пункта.
Т-90С в тропическом камуфляже и первый уральский снег
Танки были приведены в состояние боевой готовности №1 (двигатели прогреты, как и полагается в боевых условиях).
По команде начальника ГБТУ Ю.М. Потапова, по рации был передан условный сигнал на начало движения. Через несколько секунд один танк дрогнул и, набирая скорость, быстро пошел в сторону КП. Преодолев «горку», расположенную перед смотровой террасой, танк начал быстро удаляться от КП. Второй танк еще был на исходном рубеже. Когда первый танк проходил мимо КП, Зайков, ни к кому не обращаясь, с улыбкой сказал: «Да, налицо явное преимущество ГТД: Т-80 уже скрылся из вида, а этот, с дизелем, только начинает движение».
В ответ улыбнулся Ю.М. Потапов. Он пояснил Л.Н. Зайкову, что скрылся из вида дизельный танк, а Т-80 в настоящий момент проходит мимо КП.
«Как это может быть? — не поверил Зайков. — Мне в Ленинграде Николай Сергеевич Попов говорил, что зимой, при отрицательных температурах, дизель уступает ГТД по всем параметрам, особенно по времени запуска! Почему здесь Т-80 так задержался с началом движения?»
Пришлось главному танкисту страны давать объяснения о причинах длительного выхода ГТД на режим, после чего у секретаря ЦК испортилось настроение [16].
Пуск газотурбинных двигателей требует больших энергетических затрат, чем дизельных двигателей. Например, по опубликованным данным, «Опыт эксплуатации танков M1 показал, что уже при —32°С запуск ГТД считается рискованным: если с первого раза турбина не запустилась, то на второй уже не хватает емкости аккумуляторных батарей. Температура —43?С является критической — запуск возможен только при заряженных до номинала батареях, предварительно хранившихся в теплом помещении» [17].
Тактико-технические данные двигателей
Тактико-технические данные двигателей
DB 603A-2 (QA-2)Длина: 2610 мм, ширина 830 мм, высота 1156 мм, диаметр цилиндра 156 мм, ход поршня 180 мм, рабочий объем 44500 смЗ. Сухая масса 910 кг. Стартовая мощностью 1750 л.с./1288 кВт при 2700 об./мин, боевая мощностью 1580 л.с./1104 кВт при 2500 об./мин на высоте
Обзор немецких реактивных двигателей
Обзор немецких реактивных двигателей
Фирма, наименование и обозначение двигателя
Тип двигателя
Тип компрессора
Кол-во ступеней компрессора
Тип камеры сгорания
Кол-во ступеней турбины
Тяга двигателя, кг или мощн. , л.с.
Удельный расход топлива, кгкг*час или
Летные качества самолета Р-51
Летные качества самолета Р-51
Самолеты Р-51 с двигателем Allison очень уверенно себя вели при рулежке по земле. Самолет имел широкую колею, надежные тормоза и возможность разблокирования заднего колеса с помощью рычага у кресла пилота. При разблокированном колесе
2.3. Проблемы внедрения новых технологий и повышения качества в работе авиастроительных заводов в первой послевоенной пятилетке
2.3. Проблемы внедрения новых технологий и повышения качества в работе авиастроительных заводов в первой послевоенной пятилетке
Освоение новой авиационной техники в послевоенный период потребовало от промышленности и освоения новых прогрессивных материалов и
Летные качества и обслуживание
Летные качества и обслуживание
F-82G заслужил прозвище «самолет для пилота и кошмар для механика». Машина устойчиво себя вела в любых режимах полета на всех высотах. Однако от пилота требовалось периодически поправлять настройку триммеров, чтобы скомпенсировать расход
Мореходные качества и прочность корпуса
Мореходные качества и прочность корпуса
У крейсеров типа “Invincible” на момент вступления в строй был самый высокий надводный борт из всех британских боевых кораблей. Их длинный и относительно узкий корпус имел продолжавшийся на две трети длины корабля полубак с небольшим
Мореходные качества
Мореходные качества
Благодаря длине и обводам, которые были рассчитаны на большую скорость, чем имел низкобортный «Trafalgar», строители допускали, что только 9000 л. с. необходимо для 16 узлов и 13 000 л. с. с форсированной тягой для 17,5. В действительности только «Royal Sovereign» развил эту
СОЗДАТЕЛЬ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
СОЗДАТЕЛЬ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
В конце 1938 года фирмы «БМВ» и «Юнкерс» получили задание спроектировать мощный турбореактивный двигатель под будущий многоцелевой реактивный самолет, заказ на разработку которого получила фирма «Мессершмитт». Самолет был готов
СОЗДАТЕЛЬ РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
СОЗДАТЕЛЬ РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
Работы над жидкостно-реактивными двигателями велись во 2-м отделе ГДЛ, возглавляемом В.П. Глушко. Эта фамилия известна — но не так широко, как того заслуживает. Большую часть своей жизни В.П. Глушко был засекречен, а когда все секреты
Жуков – один из двигателей десталинизации
Жуков – один из двигателей десталинизации
Через несколько месяцев, когда на московских улицах стали появляться коммунисты, осужденные в период чисток 1934–1952 годов и недавно реабилитированные, встал вопрос об отношении к недавнему прошлому. Говоря упрощенно,
ПД-14: начато изготовление опытных двигателей
ПД-14: начато изготовление опытных двигателей
Важнейшим событием уходящего года стала сборка и проведение в Перми испытаний двигателя – демонстратора технологий в рамках программы создания семейства двухконтурных турбореактивных двигателей ПД-14 нового поколения,
Глава 1.
КОЛИЧЕСТВО КАК ОСНОВА КАЧЕСТВА
Глава 1.
КОЛИЧЕСТВО КАК ОСНОВА КАЧЕСТВА
Общий информационный вклад советских разведывательных служб таков. Только по каналам ГРУ и только за период за период с 1 января по 21 июня 1941 г. в Центр поступило 267 донесений (по утверждению бывшего начальника ГРУ ГШ РФ
ГЛАВА 12. ДОЛГОВЕЧНОСТЬ ДВИГАТЕЛЕЙ (СМ. ТАКЖЕ ГЛАВУ 15)
ГЛАВА 12.
ДОЛГОВЕЧНОСТЬ ДВИГАТЕЛЕЙ (СМ. ТАКЖЕ ГЛАВУ 15)
Характеристиками долговечности двигателей являются показатели — 90-процентный и средний ресурсы. Узнав из доклада Ю.А. Лейковского [1] о «выдающихся» показателях «долговечности» двигателя ГТД-1250 выпуска 1987—1988 гг. и
ГЛАВА 17. СТОИМОСТЬ ДВИГАТЕЛЕЙ И ТАНКОВ
ГЛАВА 17.
СТОИМОСТЬ ДВИГАТЕЛЕЙ И ТАНКОВ
Нет ничего легче, чем тратить бюджетные деньги. Кажется, что они не принадлежат никому.
(Калвин Кулидж, президент США)
По опубликованным источникам [1, 2], стоимость ГТД выше стоимости дизельного двигателя (при равной мощности) в 8—10
Основной танк Т-80У (Объект 219АС)
Интересные факты | |
1 | Первый в мире серийный танк с газотурбинным двигателем |
2 | Первый в мире основной танк со встроенной динамической защитой (с модификации Т-80У) |
3 | Впервые получил систему комбинированного торможения — турбиной двигателя и механическими тормозами |
4 | Отличался быстрым запуском двигателя, скоростью и маневренностью, легкостью управления |
5 | Получил прозвище «летающий танк» |
6 | Двигатель Т-80 потреблял почти любое топливо — авиакеросин, дизельное, автомобильный бензин, но это снижало ресурс мотора |
Бронирование | |
Боевая масса | 42 т |
Применяемая броня | Комбинированная и гомогенная |
Запас хода | 500 км (по шоссе) |
Скорость по шоссе | 70 км/ч (максимальная) |
Удельный вес на грунт | 0,83 кг/см² |
Мощность двигателя | 1100 л. с. |
Огневая мощь | |
Вооружение №1 | 125-мм пушка 2А46-1 |
Боекомплект вооружения №1 | 40 снарядов |
Вооружение №2 | Спаренный 7,62 мм пулемёт ПКТ |
Боекомплект вооружения №2 | 2000 патронов |
Вооружение № 3 | зенитный 12,7-мм пулемёт «Утёс» танковый (НСВТ-12,7) |
Боекомплект вооружения №3 | 300 патронов |
Вооружение № 4 | Автомат АКМС |
Боекомплект вооружения №4 | Боекомплект — 300 патронов. |
Вооружение № 5 | 10 ручных оборонительных гранат Ф-1 |
Дополнительно | |
Экипаж | 3 человека |
Средства связи | Радиостанция Р-123М |
Именно этот объект — Т-80У, который находится во втором павильоне Технического центра Парка — создан КБ-2 ленинградского Кировского завода в 1985 году. Главный конструктор Н.С. Попов. На танке установлены: комплекс управляемого вооружения «Рефлекс», система управления огнем 1А45, гидромеханический автомат заряжания. В соответствии с Решением МО и МОП от 27.03.1985 г. на машине вместо встроенной динамической защиты установлена навесная ДЗ.
История танка Т-80 началась 12 апреля далекого 1968 года, когда конструкторам СКБ-2 при Кировском заводе в Ленинграде поручили разработать на базе новейшего тогда танка Т-64 машину с новым двигателем.
Дело в том, что мощный дизельный двигатель на первых версиях Т-64 долго отказывался работать как надо, как и ходовая часть — слишком мал был ресурс. А новые танки армии нужны были “еще вчера”. Шла холодная война, и противник (США), уже с 1967 года испытывал новейшие танки MBT-70 (никто не мог знать, что вскоре эту программу закроют).
Однако, создание нового танка и в СССР оказалось “крепким орешком”. Под новый двигатель пришлось переделать почти всю ходовую часть — от гусениц до трансмиссии. Так, гусеницы стали более широкими с резиновыми шинами опорных катков, обрезиненными дорожками и резинометаллическими шарнирами. По характерным каткам сейчас наиболее просто отличить Т-80 от Т-64 и Т-72.
Масса танка выросла. Изменили и форму башни. Так Т-80 стал новым танком, а не просто модификацией Т-64.
В итоге получился первый в мире серийный танк с газотурбинным двигателем, который отличался повышенной скоростью и маневренностью, малым шумом и легкостью управления.
Т-80 был принят на вооружение Советской армии 19 июля 1976 года. Первые машины выпускали на Кировском заводе в Ленинграде, а модификацию Т-80У — на заводе «Омсктрансмаш» в Омске.
Так что же такое газотурбинный двигатель (ГТД) и зачем он нужен?
В газотурбинном двигателе Т-80 ГТД-1000Т два компрессора — высокого и низкого давления, и три турбины. Первые две — для привода компрессоров, а третья — так называемая свободная. Атмосферный воздух сжимается компрессорами сначала низкого, потом высокого давления и поступает в камеру сгорания. Там топливо, благодаря сильно сжатому воздуху, сгорает с большей энергией, чем при других вариантах двигателя. Затем горячие газы попадают на лопатки газовой турбины и вращают ее, что приводит в движение компрессор высокого давления.
Пройдя первую турбину, газы попадают на турбину компрессора низкого давления. А затем вращают свободную турбину. Через редуктор двигателя и трансмиссию идет отбор мощности со свободной турбины на ведущие колеса машины, что и приводит танк в движение. Свободная турбина может вращаться со скоростью до 26650 оборотов в минуту.
Турбокомпрессоры и свободная турбина размещены на своих независимых валах и механически между собой никак не связаны, только через газовый тракт — не нужны сложные передаточные механизмы. Конструкция получилась весьма простой внешне, но дорогой в реализации: нужны были сложные отливки из жаропрочной стали. Поэтому танковый газотурбинный двигатель Т-80 был гораздо меньше и примерно в полтора раза легче дизеля такой же мощности.
Т-80 не нужна ни громоздкая система жидкостного охлаждения, ни система обогрева двигателя. Танки Т-80 быстрее заводились, особенно зимой, без предварительного разогрева. Также Т-80 быстрее разгонялись и на 10-20 % быстрее шли маршем. Их манёвренность и проходимость тоже были выше.
На Т-80 впервые применили систему комбинированного торможения — турбиной двигателя и механическими тормозами. Регулируемый сопловой аппарат турбины позволял менять направление потока газов, заставляя лопатки турбины вращаться в противоположном направлении.
Т-80 благодаря новейшему двигателю и ходовой части отличались плавностью хода и куда меньше шумели. Механики-водители легко ими управляли и меньше уставали на марше. Также моторы у Т-80 почти не давали дыма и не имели больших нагретых радиаторов системы охлаждения, что в теории отлично способствовало тепломаскировке.
Двигатель Т-80 может работать на самом разном топливе — авиационном керосине для реактивных самолетов, дизельном топливе (в просторечии “солярке”) и автомобильных низкооктановых бензинах. Однако использование дизельного топлива или его смеси с керосином резко сокращало ресурс двигателя. А в Средней Азии в местах с обилием лёссовой пыли такое топливо для двигателей первых лет выпуска прямо запрещали использовать. Поскольку газовая турбина очень чувствительна к пыли, Т-80 оборудовали системами воздушного сдува пыли и вибрационной очистки лопаток турбин.
Еще одним преимуществом Т-80 считали то, что его двигатель и обслуживающие системы (бак с маслом, воздухоочиститель, радиаторы и т. д.) сделали в виде моноблока, то есть его можно сравнительно легко и быстро вынуть из танка, а потом поставить на место.
С другой стороны, ГТД гораздо дороже дизеля и почти вдвое “прожорливее” — в 1,7-1,8 раза по результатам советских танковых испытаний 70-х годов. И при внешней простоте конструкции обслуживать новый двигатель механикам из солдат срочной службы было весьма трудно.
125-мм пушка Т-80 2А46-1 унифицирована с пушками на танках Т-64 и Т-72. Но при этом Т-80 отличается от Т-72 механизмом заряжания с электрогидравлическим приводом (на Т-72 — автомат заряжания с электродвигателем). Заряды пороха для снарядов у Т-80 стоят в машине вертикально, как у Т-64. Система управления огнем тоже была взята у Т-64. Но на Т-64 у водителя один смотровой прибор, на Т-80 — три.
Модификация Т-80У впервые в мире получила встроенную противоснарядную динамическую защиту. Контейнеры со специальной взрывчаткой при попадании кумулятивного снаряда или ракеты взрываются и выбрасывают бронепластину навстречу кумулятивной струе, что резко снижает пробиваемость.
Разработка динамической защиты началась еще в годы Великой отечественной войны. Но на стадии завершающих испытаний система оказалась в начале 80-х гг. В 1985 году динамическую защиту, получившую название «Контакт-1», стали серийно устанавливать на различные виды боевой техники, в том числе и на танк Т-80 (модификация Т-80Б). Вероятность поражения танка, оснащенного новой защитой, уменьшилась почти в 2 раза. Но только от кумулятивного снаряда.
Появление в 1986 г. второго поколения динамической защиты «Контакт-5» обеспечило частичную защиту (в 1,2 раза) танка от бронебойных подкалиберных снарядов.