Восстановление геометрии кузова автомобиля — база знаний Kuzovnoy.Ru


При серьезных повреждениях транспортного средства нередко происходит нарушение геометрии несущего кузова. Ремонт в таких случаях необходимо начинать с непосредственного восстановления геометрических параметров конструкции автомобиля.


Порядок выполнения восстановительных работ:


  1. Проверяем геометрию кузова и выявляем области ее нарушения;

  2. Проводим внешний осмотр автомобиля, и стараемся определить порядок нанесения повреждений;

  3. Устанавливаем автомобиль на стапель;

  4. При необходимости разбераем некоторые участки, для доступа к ремонтируемой области;

  5. Используя возможности стапеля вытягиваем и восстанавливаем поврежденные участки;

  6. При необходимости, меняем поврежденные элементы.


Проверка геометрии кузова


Необходимо произвести измерения кузова между контрольными точками. Это поможет точно определить степень повреждений, и позволит спланировать дальнейшую последовательность ремонта. Для проверки геометрии кузова можно использовать специальную кузовную линейку, циркуль или обычную рулетку.


Внешний осмотр


Внешний осмотр и анализ, позволяют восстановить порядок образования повреждений. В дальнейшем, это поможет определить последовательность ремонта поврежденных участков.


Установка автомобиля на стапель


При установке транспортного средства на стапель, оно принимает ровное горизонтальное положение и крепко фиксируется. Надежное крепление автомобиля в определенных местах, позволяет в дальнейшем выдержать необходимые нагрузки в процессе вытягивания повреждений.


Разборка автомобиля


Демонтаж некоторых узлов и агрегатов, позволит обеспечить свободный доступ к ремонтируемой области. Это значительно облегчит ремонт и позволит выполнить его на более качественном уровне.


Восстановление поврежденных участков


Для восстановления поврежденных участков необходимо определить направление вытягивания. На начальном этапе восстановления, необходимо прилагать усилие к прямым структурным единицам в прямом направлении. При этом тянущая сила действует наиболее эффективно. Не допускается вытягивание по диагонали, это приведет к дополнительным повреждениям.


После ослабления тянущего воздействия на кузов автомобиля, происходит небольшое отклонение металла назад. Это происходит из-за эластичных свойств металла, а так же из-за его уплотнения в местах повреждения. Учитывая эти факторы необходимо немного дальше вытягивать поврежденные элементы относительно его правильного положения.


Для наиболее эффективного восстановления повреждений необходимо простукивать молотком область пластической деформации в процессе вытягивания. В этой области металл становится более жестким.


Восстанавливать поврежденные участки необходимо постепенно. Не нужно стремиться вытянуть все за один раз. В противном случае могут образоваться разрывы в металле.


При нагревании области пластической деформации происходит размягчение металла. Это позволяет наиболее эффективно исправлять повреждения, но при этом снижается прочность металла.


Замена поврежденных элементов


В процессе восстановления геометрии кузова нередко возникают ситуации, при которых требуется замена некоторых элементов кузова или их отдельных участков. Данную операцию можно рассмотреть на примере замены переднего лонжерона.


О замене передних лонжеронов читайте здесь.


Заключение


Процесс восстановления геометрии кузова является сложной процедурой и требует использование специального оборудования. Для достижения качественного результата доверяйте ремонт проверенным специалистам.

Технология восстановления геометрии кузова авто

Дата публикации: 03. 01.2022 00:00

Под правильной геометрией кузова подразумевают не только красивый внешний вид, но и соблюдение точных параметров, влияющих на ходовые качества автомобиля.

Нарушение таких величин, как оконного или дверного проемов, моторного отсека салона и багажника не сказывается на функциональности автомобиля, а только ухудшает эстетический вид. Гораздо худшим исходом считается деформация длины колесной базы и лонжеронов, расстояния между ними.

Главными причинами деформации являются удар при ДТП, перегрузка автомобиля, попадание колес в яму на большой скорости, использование разных шин на одной подвеске.

Автомобиль, у которого нарушена геометрия кузова, теряет устойчивость. Во время езды появляется вибрация и посторонние звуки, увеличивается расход топлива и износ шин. Если ходовая часть машины часто выходит из строя, шины изнашиваются неравномерно или вы ощущаете, что руль тянет с дороги, это свидетельствует о том, что кузову автомобиля требуется восстановление геометрии.

Восстановление геометрии выполняется специальным оборудованием и в определенной последовательности.

Для начала нужно произвести самостоятельный осмотр: поочередно закройте двери, крышку багажника, капот автомобиля. Если без усилий не получилось закрыть двери с первого раза, значит искривлена стойка, если капот или багажник – деформирован лонжерон. Далее проведите осмотр борта автомобиля, на нем не должно быть увеличенных зазоров или их отсутствия. Так же вертикальные трещины на заднем стекле с одной стороны, указывают на смещение стоек.

Если визуальный осмотр дал неоднозначный результат, нужно произвести замеры между передними и задними колесами с каждой стороны, наличие асимметрии является явным признаком дефекта. Далее автомобиль устанавливают на подъемник для осмотра днища, лонжеронов и прочих элементов подвески.

При выявлении расхождений контрольных точек со стандартными показателями, указанными в техпаспорте проводится восстановление геометрии кузова. Если не повести эту процедуру сразу и продолжить эксплуатировать автомобиль, то деформация будет увеличиваться.

Выполняется восстановление геометрии авто на стапеле. Процедура контролируется компьютером, он просчитывает усилия вытяжки, направление и время воздействия, что сводит к нулю вероятность ошибки. Оборудование обладает необходимыми прочностными характеристиками, что позволяет производить самые жесткие кузовные работы. Также оборудование для восстановительных работ имеет сложную систему креплений, что позволяет воздействовать на определенные точки кузова.

Корректировка выполняется в реальном времени, как только показатели достигают заданных параметров, происходит автоматическое отключение оборудования. Далее оператор производит контрольный промер и получает отчет по каждой точке.

Часто автовладельцы решаются «вытянуть» автомобиль с помощью подручных средств, растяжек и домкратов. Но без профессионального оборудования сделать это практически невозможно. Исключение составляют небольшие локальные повреждения, с которыми можно справиться с наименьшими усилиями. Но все же в таком важном вопросе, как геометрия кузова, лучше довериться профессионалам.

пошаговая инструкция и устройство

Даже в случае попадания в небольшое ДТП стоимость восстановительных работ может быть достаточно высокой. Кажется, что сложность работ небольшая и в их проведении нет ничего сложного. Если есть большое желание, немного времени, необходимые ресурсы и инструменты, то восстановление кузова своими руками — это вполне посильный процесс. Рассмотрим технологии реставрации поэтапно.

Геометрические характеристики

Необходимо убедиться, что после аварии или любых других негативных факторов пространственная геометрия кузова автомобиля осталась без существенных изменений. Это можно сделать путем измерения расстояний между так называемыми контрольными точками. Если информации по этим точкам нет, то ориентируются по хорошо видимой силовой части. Так, между элементами крепления подвески и двигателя должны быть симметричные расстояния. Если нарушена геометрия кузова, то кузовной ремонт автомобиля возможен, но эта операция потребует огромных затрат ресурсов и сил. Это очень трудоемкий процесс. Все дело в том, что для качественного выполнения такого уровня работ нужно иметь целый комплект оборудования. Это стапель, на котором в нужном порядке растягивается кузов.

Естественно, стоимость такого комплекса довольно высока. Специалисты в небольших гаражах используют подручные средства и приспособления. Это могут быть разные растяжки или домкраты. С помощью таких простых приспособлений можно проводить реставрационные работы, но о качестве говорить сложно. Если нет возможности использовать для работы специальный стенд, то и покупать его нет смысла, стоит это оборудование очень дорого. Ремонт в мастерской, где занимаются кузовными работами, обойдется намного дешевле. Итак, в Москве на восстановление кузова цена начинается от 4 тысяч рублей (растяжки на стоке, незначительные перекосы).

Как восстановить геометрию

Если вы все же хотите решить проблему своими руками, то процесс так называемого растяжения точки поврежденного участка. Но сначала нужно вычислить эту точку, вычислить ее, а потом уже предвидеть, как поведет себя тело в процессе удара.

Во-первых, заменяют поврежденные детали обвеса, которые дешевле купить новые, чем восстанавливать. Это могут быть двери, бампер, крышка капота, багажник. После этого переходят к растяжке.

Борьба с коррозией

Очень близко следует за очагом коррозии. Также мимо мастера не должны проходить сквозные отверстия. Если на лакокрасочном покрытии есть лишь небольшое пятнышко ржавчины, это не значит, что металл не прогнил насквозь. Металл под краской может полностью отсутствовать. Если есть кусок корпуса, в котором образовались сквозные отверстия, то его вырезают полностью до появления цельного металла. Затем на место отрезанного куска приваривается заплатка. Если ржавчина не такая серьезная, то восстановление кузова будет заключаться в зачистке пораженных участков до сплошного металла.

Небольшие вмятины

Чаще всего ремонт начинают из-за большого количества мелких повреждений. Если есть действительно небольшие деформации, где нет растяжения металла, разрывов и прочих последствий, эти дефекты можно исправить без перекраски. Форма восстанавливается механическим способом с полным или частичным сохранением лакокрасочного покрытия. Но нужно понимать, что процесс займет огромное количество времени. Хотя такие дефекты исправить проще. Профессионалы называют их «хлопками» из-за характерных хлопков. Нужно только немного подогреть место или воздействовать на него механически с обратной стороны. Вмятина вернется в нормальное положение с характерным звуком. Если вам нужна сварка или есть необходимость замены детали, то без покраски просто не обойтись. Но в этом есть свои плюсы – можно использовать более простые восстановительные методы без использования шпаклевки.

Серьезные дефекты

Восстановление кузова автомобиля, при наличии на нем серьезных вмятин, потребует полного удаления краски. Для этой цели подойдет шлифовальная машинка и подходящая насадка. Самое главное в этом процессе работать так, чтобы не перегреть металл. Когда металлические части тела нагреваются, свойства металла начинают меняться. В случае, если металл сильно растянулся по периметру повреждения (например, вмятина очень глубокая), то его возвращают в первоначальный вид. Здесь необходимо приложить силу и воздействовать по периметру, при этом плавно выводя секцию кузова в первоначальный вид. Для таких работ отлично подойдет небольшая киянка и наковальня. Металлический молоток для этих целей не подойдет, так как будет деформировать металл. К внешней части вмятины прикладывают наковальню, а с внутренней стороны делают легкие проколы киянкой. Металл вернется на свое законное место.

Восстановление сильных деформаций

При сильно вытянутых участках восстановление кузова по вышеуказанной методике не поможет. Процесс будет очень сложным и долгим. Необходимо будет полностью снять ЛКП. Также ремонт повреждений требует наличия промышленного мощного фена и аппарата для точечной сварки. Сварочный аппарат нуждается в графитовых электродах. По технологии восстановление повреждения кузова полностью аналогично предыдущему способу – нужно выправить вмятину, начиная с одной точки периметра, а затем постепенно приближаясь к центру. Но они уже не используют наковальню с наковальней, а нагревают металл точка за точкой, а затем действуют механически. Нагретая жесть становится более пластичной и податливой. Сколько тепла, зависит от металла. Температура подбирается экспериментально. С промышленной сушилкой сложностей нет. Но если используется аппарат точечной сварки, есть риск прожечь корпус практически полностью. Электроды имеют разную форму и подбираются в зависимости от вида повреждения и формы вмятины. Круглые деформации исправляются тонким электродом, длинные – более широким.

С помощью точечной сварки

Ремонт, восстановление кузова автомобиля, когда нужно вернуть первоначальный вид, может занять очень много времени. Не всегда есть возможность добраться до поврежденного места с тыльной стороны. В этом случае можно попытаться исправить дефект снаружи целиком. Для этого захватите сварочный электрод металлом в области, которую необходимо вытащить. Затем с помощью специальных приспособлений или обратного молотка металл растягивается. Затем графитовый электрод отламывается. Место приварки к металлу шлифуется.

Напайка металла на вмятину

В этом случае дефект не растягивается. Восстановление тела делаю немного по другому. Это не означает растяжение деформации. В образовавшуюся вмятину впаивается специальный припой. Этот метод позволяет практически идеально удалить любой дефект. Результат будет ошеломляющим. Толщиномер не сможет выявить следов ремонта. Для этой процедуры необходим припой, флюс и кислота, а также достаточно мощный паяльник. Рабочая поверхность должна быть тщательно очищена, а затем покрыта лужением. Далее расплавляется оставшийся объем. Самое главное, чтобы припоя было достаточно. По окончании процесса поверхность тщательно промывают. Флюс является реактивным веществом. Полностью идеальной поверхности, восстановленной таким образом, не будет. Необходимо дополнительно зашлифовать и удалить излишки припоя. Также сформируйте правильную форму. Затем место шлифуется, и только тогда можно получить хороший результат.

Заключение

Как видно реставрация, ремонт кузова может производиться различными способами. Естественно, серьезной задачи в гаражных условиях не получится. А вот с небольшими деформациями вполне можно справиться.

Проект по восстановлению автомобиля, требующий тонкой настройки

Каркас кузова Jaguar D-type

Компания Vectis Panel Craft связалась с нами, чтобы помочь с захватом и созданием геометрии приспособления, чтобы помочь в производстве их специализированных копий транспортных средств.

Они получают различные престижные автомобили и марки и создают точные реставрации или совершенно новые автомобили в зависимости от их задания.

В данном конкретном случае речь шла об автомобиле Jaguar D-type 1964 года выпуска. Для меня было привилегией участвовать в их исключительной работе и на таком культовом автомобиле.

CAD-файл 3D-сканирования тела на экране

Наша задача

Зафиксируйте геометрию поверхности Jaguar и создайте необходимую поверхность и профили в САПР, чтобы можно было создать деревянную опалубку, на которой можно проверить прокатанные вручную панели каркаса кузова для подгонки.

Дополнительные твердотельные модели элементов были включены в геометрию, чтобы «формы молотка» можно было обрабатывать непосредственно из наших файлов геометрии. Эти формы молотка предназначены для того, чтобы при необходимости металлические панели могли быть сформированы в желаемые формы с наличием необходимых функций, таких как вокруг фар и решетки радиатора.

Неожиданное изменение в середине проекта

Аналогичный автомобиль перед работой

В процессе завершения этой работы появилась возможность отсканировать второй классический Jaguar.

Вскоре выяснилось, что, хотя машины были по существу одинаковыми, при внимательном рассмотрении они имели существенные отличия.

Желаемый конечный результат состоял в том, чтобы объединить некоторые черты одного тела с чертами оригинала. Это увеличило объем и сложность нашей задачи.

Мы взяли наши портативные 3D-сканеры для сбора новых данных в домашнем гараже и принесли новые файлы САПР в офис.

Как это помогает

Деревянный олень в мастерской

Создание приспособления и приспособления для работы/неприемлемости для производства помогает обеспечить минимальную изменчивость деталей, обеспечивая лучшую подгонку доступных деталей, используемых позже в производстве, и, следовательно, меньше времени, затрачиваемого на подгонку деталей.

Наш метод

Компания AES присутствовала на месте для сканирования оригинала и отправилась ко второму автомобилю, когда он стал доступен, выполнила сканирование и обработала информацию и данные сканирования.