«Адмирал Кузнецов». Самый главный боевой корабль России

Пять фактов из истории флагмана российского ВМФ, тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»

Тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР) «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», принятый флотом 25 декабря 1990 года, считается крупнейшим кораблем в составе отечественного Военно-морского флота. Неудивительно, что именно он с гордостью несет титул флагмана российского ВМФ, одновременно являясь флагманом и Северного флота, на котором проходит его служба. «Адмирал Кузнецов» уникален и тем, что это единственный настоящий авианосец в России, то есть корабль, который может принимать самолеты горизонтального взлета и посадки. И это далеко не единственный примечательный факт в его истории.

Пять имен одного крейсера

«Адмирала Кузнецова» можно, пожалуй, назвать рекордсменом по числу имен, которые этот корабль сменил, прежде чем вступил в строй. В проекте он носил имя «Советский Союз». Такая честь досталась кораблю неслучайно: он должен был стать первым советским авианосцем! Но когда 1 сентября 1982 года на Николаевском заводе закладывали новый тяжелый авианесущий крейсер, ему присвоили имя «Рига», так как по традиции советские авианесущие корабли называли в честь столиц союзных республик. Через два с небольшим месяца скончался советский лидер Леонид Брежнев, и 22 февраля 1983 года корабль перезаложили с новым именем – в честь почившего Генерального секретаря. Как «Леонид Брежнев» крейсер и был спущен на воду 4 декабря 1985 года. Через два года на волне перестройки его переименовали в «Тбилиси». А 4 октября 1990 года он получил свое пятое и последнее имя, которое носит по сей день: «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», в честь легендарного Николая Кузнецова, первым из советских флотских начальников высказавшегося за строительство собственных авианосцев.

 

Собрать как из кубиков

«Адмирал Кузнецов» строился по измененному проекту, по которому к тому времени были построены уже четыре других крейсера. Главным его отличием от них стала нормальная полетная палуба, допускавшая эксплуатацию обычных самолетов, а не только с вертикальным взлетом и посадкой, как на предшественниках. Из-за этого размеры корабля существенно выросли: наибольшая ширина – 75 метров, длина – 304,5 метра, высота – 64,5 метра. Чтобы собрать такой корабль, требовались новые технологии и приемы. И они были разработаны. «Адмирал Кузнецов» стал первым в СССР кораблем, который строили из готовых блоков весом до 1700 тонн каждый. Всего таких блоков было 24, в том числе как единый блок устанавливали и надстройку-«остров». Внутренние помещения корабля строили – тоже впервые! – с помощью объемного проектирования с применением компьютерных технологий.

 

Первая посадка

Поскольку «Адмирал Кузнецов» с самого начала планировался как традиционный авианосец, отработку техники посадки на него начали еще до вступления корабля в строй. Для этого под городом Саки в Крыму создали Наземный испытательный тренажер корабельной авиации – НИТКА, где и тренировались будущие пилоты корабельного крыла. Чтобы убедиться в готовности крейсера к приему обычных самолетов, его вывели в море на летно-конструкторские испытания прежде, чем завершилась постройка, – 21 октября 1989 года. Через одиннадцать дней, 1 ноября впервые в отечественной истории летчик-испытатель Виктор Пугачев (именем которого названа одна из самых сложных фигур высшего пилотажа – «кобра Пугачева») совершил посадку истребителя Су-27К с горизонтальным взлетом и посадкой на палубу корабля. В тот же день летчик Токтар Аубакиров впервые в истории совершил на самолете МиГ-29К взлет с корабельной палубы. А 21 ноября Пугачев впервые совершил ночную посадку на палубу будущего «Адмирала Кузнецова».

 

Единственный авианосец на Черном море

Предшественники «Адмирала Кузнецова» – тяжелые авианесущие крейсера проекта «Кречет» (или класса «Киев», как называют их в НАТО по имени головного корабля) – имели довольно мощное обычное вооружение: зенитно-ракетные и артиллерийские комплексы, торпедные аппараты, глубинные бомбы и так далее. Новый крейсер вооружили еще мощнее, дав ему дюжину пусковых установок тяжелых противокорабельных ракет «Гранит». Тем самым он разом перестал считаться авианосцем, поскольку их отличает отсутствие собственного наступательного вооружения помимо самолетов. За счет этого «Адмирал Кузнецов» был и остается единственным авианесущим кораблем, которому разрешено появляться в Черном море. Всем другим авианосцам вход туда заказан в соответствии с принятой еще в 1936 году конвенцией Монтре, определяющей в том числе, корабли каких типов могут проходить через проливы Босфор и Дарданеллы.

 

Боевой флагман

Флагман ВМФ России ТАВКР «Адмирал Кузнецов» – не только самый крупный корабль, но и один из немногих, имеющих солидный боевой опыт, а если говорить об отечественных авианесущих кораблях, то вообще единственный. Осенью 2016 года крейсер во главе состава кораблей Северного флота отправился в Средиземное море, откуда его самолеты и начали наносить удары по боевикам террористических группировок в провинциях Идлиб и Хомс. По оценкам отечественных и иностранных военных экспертов, летчики базирующегося на «Адмирале Кузнецове» 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка, принимавшие участие в боевых действиях, получили уникальный боевой опыт, которым могут похвастаться немногие действующие военные летчики в мире. О том, насколько удачно летчики крейсера справились с выполнением своих боевых задач, говорит такой факт: в 2018 году крейсер награжден орденом Ушакова – одной из высших военно-морских наград.

Авианосец «Адмирал Кузнецов» вошел в состав ВМФ 30 лет назад

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

Русское оружие

20.01.2021 10:24

Поделиться

Светлана Цыганкова

20 января 1991 года в строй вошел тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143.5 «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». В нынешнем году ему исполнилось 30 лет. До сих пор это единственный тяжелый авианесущий крейсер Военно-морского флота России. Он награжден орденом Ушакова. В настоящее время находится на ремонте и модернизации.

Минобороны РФ

История разработки корабля связана с развитием проекта 1143. Первые идеи появились еще до Великой Отечественной войны. Потом проект отложили. Предметно заниматься им начали с 1968 года.

Проект корабля разработали специалисты Невского проектно-конструкторского бюро. Кстати, у корабля было несколько наименований. Еще в проекте он назывался «Советский Союз», при закладке — «Рига», при спуске на воду — «Леонид Брежнев», на испытаниях — «Тбилиси». 4 октября 1990 года корабль назвали в честь легендарного адмирала Героя Советского Союза Николая Герасимовича Кузнецова.

Строили крейсер на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве. Корабль должен был нести на борту истребители Су-27, Су-25 и МиГ-29. Впервые в СССР постройка осуществлялась формированием корпуса из крупных блоков весом до 1,4 тысячи тонн. 4 декабря 1985-го крейсер спустили на воду, через четыре года начались швартовые испытания, 1 ноября 1989-го — испытания со взлетом и посадкой авиации. .

20 января 1991 года корабль официально зачислили в состав Северного флота. Но он еще стоял на севастопольском рейде. В ноябре того же года председатель Верховной рады Украины Леонид Кравчук в телеграмме заявил о том, что корабль является собственностью Украины. Командир Виктор Ярыгин снялся с рейда и в обход Европы совершил переход в мурманский порт Видяево.

Но часть экипажа осталась на берегу. Летный состав из 100-го полка под командованием Героя Российской Федерации Тимура Апакидзе отказался принимать присягу Украины. Они потом продолжали службу в РФ. Те же, кто принял присягу, были уволены из-за отсутствия у страны авианосца.

С 1992 по 1994 год продолжались различные испытания корабля, его вооружения и авиагруппы. В 1993-м стали поступать первые серийные Су-33. 23 декабря 1995 года в составе корабельной многоцелевой группы крейсер вышел на боевую службу в Средиземное море.

В 2004 году в составе отряда из девяти кораблей Северного флота участвовал в месячном походе в Северную Атлантику. В это время проводили летно-конструкторские испытания Су-27КУБ. 5 декабря 2007 года авианосец возглавил отряд боевых кораблей, отправившихся в поход в Атлантический океан и Средиземное море.

Выполнял «Адмирал Кузнецов» и боевые задачи в составе оперативного соединения дальней морской зоны ВМФ РФ у берегов Сирии. 23 февраля 2018 года за заслуги в укреплении обороноспособности страны крейсер наградили орденом Ушакова.

В настоящее время «Адмирал Кузнецов» находится на ремонте и модернизации. Сначала он был на 82-м судоремонтном заводе в Мурманске. Но там случилась авария, упал плавучий док ПД-50. Получил повреждения и корабль. Его транспортировали к причалу 35-го судоремонтного завода. После ремонта и модернизации срок его службы продлят еще на 10 лет.

Поделиться

#ВМФ России

#корабли

#авианосцы

Российский авианосец был спроектирован так, чтобы быть хорошо вооруженным даже без авиакрыла

Во время холодной войны ВМФ России уделял первостепенное внимание перемещению огромного количества крылатых ракет по всему миру, что угрожало потенциалу американских авианосных боевых групп. В 1950-х и 1960-х годах советская военная элита рассматривала авианосцы как империалистические инструменты агрессии, и любая инициатива СССР по созданию собственного авианосца отвергалась властями. Со временем это начало меняться, но только постепенно.

Класс «Киев », выпущенный в 1970-х годах, представлял собой загадочный гибрид тяжелого ракетного крейсера, вертолета и тактического реактивного авианосца вертикального взлета и посадки (Як-38). В конце концов, российским кораблестроителям разрешили разработать первый в Советском Союзе специализированный авианосец с неподвижным крылом на основе проекта «Киев» класса , но он не мог слишком далеко отойти от философии ракетоносцев своего предшественника. Корабль, который получился в результате, был чем-то непохожим ни на что, придуманное на Западе — авианосец с неподвижным крылом, который также наносил огромный удар, независимо от того, было ли его авиакрыло развернуто на его палубе или нет. Этот корабль в конечном итоге будет известен как Кузнецов класса , первый экземпляр которого был спущен на воду в начале 1980-х годов.

Тяжелый авиационный крейсер проекта «Киев» проекта . , DoD

Людей всегда немного смущает уникальное обозначение «Адмирала Кузнецова» как «тяжелый авианесущий ракетный крейсер», а не как обычный авианосец. На первый взгляд кажется, что корабль обладает гораздо большей ракетной мощью, чем американский суперавианосец, и намного больше, чем американский Midway 9.Авианосец класса 0006 1980-х годов аналогичного размера и водоизмещения.

«Адмирал Кузнецов». , ВМФ России

Адмирал Кузнецов оснащен не менее чем 24 поворотными установками вертикального пуска по восемь ракетных ячеек в каждой. Они стреляют точечными зенитными ракетами SA-N-9 «Gauntlet», и всего на борту находится 192 таких ракеты. Кроме того, корабль изобилует виртуальной стеной от систем ближнего боя (CIWS), включая шесть пушек AK-630 и не менее восьми (печально известных грозных) ракетно-пушечных систем CIWS «Каштан». Корабль даже имеет собственную противолодочную оборону с парой противолодочных/противоторпедных ракетных комплексов УДАВ-1. Хотя система UDAV-1 представляет собой менее сложную концепцию, сегодня американские авианосцы только начинают создавать надежную защиту от торпед.

Все это вооружение впечатляет, но носит оборонительный характер. Настоящий наступательный удар «Адмирала Кузнецова» исходит от 12 мощных сверхзвуковых противокорабельных ракет СС-Н-19 «Кораблекрушение»/П-700 «Гранит». Каждый из этих зверей весит 15 500 фунтов — примерно столько же, сколько боевой истребитель F-5E Tiger II. Они могут быть вооружены обычной боеголовкой массой 1600 фунтов, боеголовкой с топливным взрывчатым веществом или ядерной боеголовкой.

Редкое фото ракеты П-700 «Гранит». Его воздухозаборник здесь прикрыт, в открытом виде он напоминает тот, что стоит на МиГ-21.,

Эти ракеты были разработаны в конце 1970-х годов и предназначались для того, чтобы позволить будущим крупным кораблям России иметь возможность надежно поражать боевые группы американских авианосцев из-за пределов досягаемости их систем надводного базирования. В бою ракеты будут запускаться большими залпами, а затем лететь к своим целям со скоростью 2,5 Маха на высоте или около 1,5 Маха на малой высоте.

Ракеты были очень продвинутыми для своего времени, объединяя сеть и автоматизированную совместную тактику «роя». Они запускались по цели (или целям), как правило, на основе данных третьих лиц, таких как координаты, полученные с корабля-разведчика, морского патрульного самолета или даже с подводной лодки. Они будут лететь к своим целям с расстояния более 350 миль по инерциальной навигации, а затем, когда они будут приближаться к предполагаемой целевой области, одна ракета из роя «выскакивает» на большую высоту, чтобы использовать свой собственный активный радар и противорадиационные датчики. получать обновленную информацию о таргетинге. Затем он классифицировал эти цели и назначал их ракетам в рое внизу.

Если всплывающая ракета будет уничтожена, ее место автоматически займет другая. Ракеты также могли получать обновления из сторонних источников и предположительно имели подключение к ныне несуществующей спутниковой сети EORSAT советских времен. Оказавшись в завершающей фазе атаки, каждая уцелевшая ракета найдет свою цель и будет преследовать ее, проносясь над горизонтом на сверхзвуковой скорости и оставляя (предположительно) американским системам ближнего боя мало времени для реакции.

Вне всякого сомнения, P-700 был рожден, чтобы стать высококлассным убийцей авианосцев. Их скорость и численность сокрушат оборону авианосной боевой группы, а их отдельные боеголовки будут достаточно большими, чтобы уничтожить даже самые крупные надводные корабли Америки. Устремления советского флота были ясны: десятки ракет имелись на линейных крейсерах проекта «Киров» , атомных подводных лодках класса «Оскар» и на авианосцах, которые впоследствии стали известны как .0005  Кузнецов класса советские надводные боевые группы могли бы наполнить воздух этими смертоносными ракетами.

Загрузка противокорабельной ракеты «Гранит» на обреченную атомную ракетную подводную лодку проекта «Оскар» проекта «Курск» . ,

Даже сегодня, имея на вооружении только один линейный крейсер проекта «Киров» (скоро будет два), пять подводных лодок класса «Оскар» и один авианосец «Кузнецов» класса , в паре или даже в одиночку они представляют страшную угрозу. К счастью, возможности американского CIWS, боевая система AEGIS, развернутая на борту крейсеров и эсминцев ВМС США, и средства радиоэлектронной борьбы на всех этих кораблях, а также течение времени, вероятно, в некоторой степени уменьшили опасность, исходящую от этих ракет.

Что больше всего сбивает с толку в мощном арсенале противокорабельных ракет   Кузнецова, так это то, что при осмотре корабля кажется, будто его не существует. Это большие ракеты — их пусковые установки занимают большую часть носовой части массивного атомного линейного крейсера проекта «Киров» . На «Кузнецов» таких конструкций нет, выглядит, ну, как авианосец.

12 ракетных установок, заложенных в палубу «Кузнецова». ,

Но присмотритесь, и вы увидите признаки того, что 12 Р-700 корабля находятся прямо под поверхностью передней полетной палубы. Два параллельных ряда из восьми вертикальных пусковых труб установлены заподлицо и покрыты такими же нескользящими поверхностями, как и остальная часть полетной палубы корабля. Пусковые ячейки «исчезают», как только их люки закрываются.

Кажется «интересным» конструктивным решением иметь 30-тонные истребители, вооруженные и заправленные горючим, проносящиеся сквозь одни из самых мощных когда-либо созданных противокорабельных ракет, но у советских конструкторов были свои цели, и они заставил это работать. Трудно не представить бурные «дебаты» по поводу впихивания этих ракет в единственную в СССР конструкцию авианосца с неподвижным крылом, поскольку это пространство можно было использовать для нужд авиации. Но так или иначе Кузнецов получил эту причудливую особенность, которую он таскал с собой еще долго после того, как Советского Союза больше не было.

Еще один редкий вид открытых ракетных люков авианосца П-700.,

В последнее десятилетие ходят разговоры о лишении ракетоносца П-700 «Гранит» «Адмирал Кузнецов» . Область под палубой, где расположена ракетная ферма, будет открыта для большего ангарного пространства, чего всегда не хватало кораблю. Предполагалось, что это произойдет во время капитального ремонта, в ходе которого корабль будет передислоцирован где-то в 2017–2018 годах. Похоже, капитального ремонта так и не произошло, а вместо этого был выполнен легкий ремонт, так как в конце 2016 года корабль снова готовился к отплытию к сирийскому побережью. воюющая страна.

Адмирал Кузнецов проходит недавний ремонт., Christopher Michel/wikicommons

Неизвестно, активны ли ракетные шахты P-700 и заполнены ли они боевыми снарядами. Это возможно, так как корабль должен пройти гораздо более глубокую переоборудование, когда он вернется из Сирии. По возвращении домой эта возможность, скорее всего, будет удалена раз и навсегда, а новое ангарное пространство освободит место для модернизированного авиакрыла Кузнецова , которое все больше будет состоять из МиГ-29.Ударные истребители КР и ударные вертолеты КА-52К.

Су-33 в ангарном отсеке Кузнецова . ,

Другие улучшения, запланированные для корабля во время его глубокого ремонта, по слухам, включают новые газовые турбины, заменяющие устаревшую котельную систему, которая годами мешала надежности корабля. Будут добавлены новые системы противоракетной обороны, в том числе ракеты класса «земля-воздух» средней дальности и морская версия системы точечной обороны «Панцирь». Новые системы связи и датчики также заменят давно устаревшие.

У единственного российского авиаперевозчика было, мягко говоря, яркое прошлое. У него было три названия: Рига, Леонид Брежнев и Тбилиси , прежде чем он стал Адмирал Кузнецов . Родственный корабль «Кузнецова», «Варяг», теперь является первым китайским авианосцем, «Ляонин ». Как он попал в Китай, это целая сага.

Китайский Ляонин родился из ржавого корпуса родственного корабля Кузнецова., Китайский Интернет

Адмирал Кузнецов простоял несколько лет, прежде чем был реактивирован, и то, как русские якобы переместили его из Черного моря в Североморск после распада Советского Союза, по меньшей мере интересно. Один российский веб-сайт рассказывает легенду, которая может быть скорее выдумкой, чем фактом, но, тем не менее, занимательной:

После распада СССР «Адмирал Кузнецов» мог быть унаследован Украиной, которая претендовала на его право собственности. В 1991 корабль, приписанный тогда к Северному флоту, прошел испытания с Черноморским флотом в Феодосии, оставив его на территории Украины. Однако первый заместитель командующего Северным флотом тут же вылетел на Украину и вмешался. Вице-адмирал отдал приказ немедленно поднять якорь и взять курс на Северодвинск. С выключенными навигационными огнями корабль вышел из гавани и провел более трех недель в плавании к своей постоянной базе без самолетов и без двух третей экипажа, которые в то время были не на службе. Спася авианосец, вице-адмирал справедливо рассудил, что моряки «догонят нас поездом», а оставшиеся на береговой авиабазе самолеты «доберутся сами».

К сожалению, в последние годы корабль больше ассоциируется с трагедией, чем с триумфом, особенно в западной прессе. Он тянется за густым черным дымным шлейфом, из-за чего корабль больше похож на старинный инструмент пропаганды, чем на боевой корабль. В предыдущих развертываниях авианосец страдал от хронических механических поломок и несчастных случаев со смертельным исходом. Океанский буксир следует за кораблем в качестве меры предосторожности — не совсем признак первоклассного военного корабля. Его истребитель с неподвижным крылом Су-33 визуально впечатляет, но не является передовым, даже когда он поступил на вооружение несколько десятилетий назад. Вплоть до недавнего легкого обновления его боевые возможности в значительной степени обесценивались.

Но, кажется, у одинокого российского авиаперевозчика дела идут хорошо. Новые самолеты и инвестиции в корабль, похоже, материализуются, хотя и медленно. Россия планирует оставить «Адмирал Кузнецов» на вооружении как минимум еще десять лет, но, скорее всего, он прослужит гораздо дольше. Тем временем мир будет следить за кораблем и его модернизированным авиационным контингентом, а также за тем, что они будут делать у берегов Сирии.

В настоящее время многонациональная авианосная группа с французским атомным авианосцем Шарль де Голль в центре, также рыскает по восточному Средиземноморью. Как только «Кузнецов » и крупнейшая российская надводная боевая группа, собранная со времен окончания «холодной войны», прибудет на станцию, восточное Средиземноморье превратится в многолюдный участок моря и неба. Такой большой трафик может сделать вещи, по меньшей мере, «интересными».

На момент публикации этого материала Адмирал Кузнецов и его эскорт проплывают мимо Португалии и приближаются к Гибралтарскому проливу. Мы будем держать вас в курсе по мере развертывания.

Связаться с автором [email protected]

Крайне редкое фото «Кузнецов «, стреляющего противокорабельной ракетой «Гранит». ,

Взгляд на единственный авианосец России «Адмирал Кузнецов» и плавучую кучу мусора

Единственный российский авианосец «Адмирал Кузнецов» входит в пятерку худших авианосцев мира по версии The National Interest.

В октябре 2016 года «Кузнецов» шел в Сирию через Ла-Манш в боевом порядке, когда был замечен изрыгающий густые облака черного дыма.

«Основная проблема с кораблем заключается в том, что у него очень проблемная двигательная установка», — сказал ранее Business Insider Дмитрий Горенбург, старший научный сотрудник Центра военно-морского анализа. «Это просто ненадежно».

Перед отправкой обратно на верфь для ремонта «Кузнецов» всегда сопровождал специальный буксир на случай поломки, а сантехника, как говорили, была настолько плохой, что большинство туалетов не работало.

Он переоборудуется на 35-м судоремонтном заводе России в Мурманске и будет готов вернуться не раньше 2021 года.

Внутри Адмирал Кузнецов

Российский авианосец Адмирал Кузнецов в 2012 году Министерство обороны России/Wikimedia Commons

Кузнецов заложен в 1983 году, но не введен в строй до 1990 года. 235 футов в ширину и 210 футов в высоту. Они также имеют максимальное водоизмещение около 59 000 тонн.

Авианосцы типа «Кузнецов» оснащены восемью котлами с турбонаддувом, четырьмя паровыми турбинами и шестью дизельными генераторами, что обеспечивает максимальную скорость авианосца около 33 миль в час.

Защитный зверь

Запуск Су-33 с российского авианосца «Адмирал Кузнецов» Министерство обороны России

Авианосцы типа «Кузнецов» имеют экипаж из 1600 моряков. Но, в отличие от американских авианосцев, «Кузнецов» строился как оборонительный авианосец.

На вооружении: 12 противокорабельных крылатых ракет П-700 «Гранит» (размещены в шахтах под полетной палубой), зенитный ракетный комплекс «Кинжал», вооруженный примерно 200 зенитными ракетами, одна противоторпедная реактивная система залпового огня «Удав-1». система и восемь зенитно-ракетных комплексов «Каштан».

Морской ракетно-зенитный артиллерийский комплекс «Панцирь-МЭ» разработки Тульского КБП на борту российского авианосца «Адмирал КузнецовРостех»

«Кузнецов» также будет оснащен ЗРК «Панцирь-М/ЭМ» с восемью 57Э6-Э зенитные ракетные установки, а также две 30-мм шестиствольные поворотные пушки ГШ-6-30К/АО-18КД – по возвращении с верфи.

Также может нести до 41 самолета, включая Су-27, Су-33, МиГ-29, а также вертолеты Ка-27, Ка-31 и Ка-52К.