Что будет, если на ходу включить заднюю передачу — Лайфхак

  • Лайфхак
  • Вождение

Этот дурацкий вопрос рано или поздно приходит в голову почти каждому водителю. Но устраивать подобное испытание своему авто практически никто не решается. Что же на самом деле произойдет, если «воткнуть заднюю» в момент, когда машина едет вперед на полном ходу?

Евгений Банько

Включить «задний ход» во время движения вперед теоретически можно на любой машине — что с «автоматом», что с «механикой». А вот последующие за этим актом события будут совершенно разные. Начнем с МКП.

На некоторых современных механических коробках положения рычага одной из высших передач и «задней скорости» расположены рядом и можно случайно при переключении попасть, как говорится, не туда. Хотя, заметим, на большинстве современных МКП для включения заднего хода требуется снять блокировку — как правило, для этого нужно потянуть вверх специальное «колечко» на рычаге КП. То есть случайное включение тут исключено. Но существуют и трансмиссии, где ничего подобного нет — просто автопроизводитель рассчитывает на здравомыслие водителя.

Так или иначе, но включить «заднюю скорость» на машине с «механикой», которая едет вперед, теоретически можно. На практике же, при попытке сделать это, из недр машины раздается жуткий треск и скрежет, а рычаг КП вырывается из руки, стремясь в нейтралное положение. Это вполне объяснимо: включая заднюю на скорости, мы пытаемся ввести в зацепление две шестерни коробки, вращающиеся в разные скорости. На этой стадии опыта большинство пытливых умов в испуге прерывают эксперимент. Но на самом деле, при наличии изрядной физической силы у водителя, «лысой» резине и достаточно изношенных зубцов у шестерней КП «воткнуть заднюю» на ходу все-таки можно.

При этом ведущие колеса немедленно начнут вращаться в противоположную сторону. На заднеприводном авто это быстро закончится остановкой машины, а на переднеприводной — мгновенной и полной потерей управляемости со всеми вытекающими последствиями. Если при этом руль будет хотя бы слегка повернут от прямолинейного положения в сторону, машина начнет еще и крутиться волчком — продолжая при этом двигаться по инерции вперед. В общем, на дороге лучше не пытаться вытворять такое.

В случае с автоматической КП все произойдет совершенно иначе. Ее селектор можно переводить в положение «R» при движении на любой скорости. Правда, на некоторых моделях авто это сделать не выйдет — электроника заблокирует такое движение селектора АКП. Но на многих — без проблем. И, как ни странно, ничего с машиной не случится — она продолжит ехать вперед с прежней скоростью. Встроенная в электронные мозги авто «защита от дурака» просто заблокирует эту команду водителя «коробке». Таким образом, перевод джойстика автоматической КП в положение «R» при движении вперед лишь включит белый фонарь заднего хода в задних блок-фарах и камеру заднего вида — если она имеется, конечно. На движение задним ходом машина с «автоматом» по-настоящему переключится лишь при полной остановке и нажатой педали тормоза.

  • Автомобили
  • Тест-драйв

Пятьдесят лет назад японский «BMW для бедных» взорвал авторынок

68320

  • Автомобили
  • Тест-драйв

Пятьдесят лет назад японский «BMW для бедных» взорвал авторынок

68320

Подпишитесь на канал «Автовзгляд»:

  • Telegram
  • Яндекс.Дзен

превышение скорости, двигатель, безопасность дорожного движения

Можно ли на скорости включить заднюю передачу и что из-за этого будет? | Практические советы | Авто

Владимир Гаврилов

Примерное время чтения: 5 минут

24057

Категория: 
Техника вождения

Страшные истории про водителей, убивших свои автомобили при случайном переключении коробки на задний ход, помнятся до пенсии. О том, правда ли это, рассказывает автомобильный эксперт, капитан раллийной команды «Газ-Рейд Спорт» Вячеслав Субботин.

Как только молодой водитель впервые садится за руль и берется за рычаг коробки передач, наставники и инструкторы буквально бьют его по рукам за каждую оплошность и бывают правы. Ведь неправильное переключение может привести к серьезным поломкам трансмиссии. 

Продавить до хруста 

Сейчас на рынке много различных трансмиссий. Помимо классических ручных коробок двухвальной системы, есть гидромеханические автоматы, бесступенчатые вариаторы и современные преселективные роботы с двумя сцеплениями. Каждая из этих коробок имеет свои слабые места. Мы же рассмотрим только самые распространенные из них: механическую и автоматическую трансмиссии. 

На многих ручных пятиступенчатых коробках положение заднего хода выставлено после высшей ступени. Поэтому практически каждый водитель когда-нибудь да мазал рычагом мимо нужных пазов и на скорости попадал в задний ход. Обычно это происходит на старых агрегатах с разношенной кулисой без фиксаторов. В попытках переключения с «пятой» на «четвертую» и случается этот казус. Правда, раздается такой хруст и треск, что инстинктивно рука отбрасывает селектор обратно в нейтральное положение. Кажется, что еще немного — и коробка разлетится на кусочки.

Но в реальности включить задний ход на высокой скорости очень трудно. Дело в том, что механическая коробка конструктивно не приспособлена к этому. Там есть входящий, промежуточный и выходной валы. Зацепление и передача момента реализуется с помощью зубчатых шестерен. И если вал с шестернями вращается с высокой скоростью в одном направлении, то воткнуть в него другую шестерню, отвечающую за задний ход, невероятно трудно. Зубья будут скрежетать, вырабатываться, даже крошиться, но полноценного зацепления не будет. Для этого необходимо остановить вращение выходного вала и только тогда переводить рычаг в режим R. Это касается механических коробок без синхронизаторов на заднем ходе и защитных стопорных устройств.

Некоторые коробки сейчас оборудуются синхронизаторами холостого хода. Это хитрое устройство облегчает зацепление шестерен. Но даже с синхронизаторами коробки почти никогда не активируют задний ход случайно. На них ставятся замки, которые нужно продавливать при переводе селектора в R. 

Однако в Сети масса роликов, показывающих, что подобное включение возможно. К примеру, на пикапе Ford с механической японской коробкой видно, как колеса начинают вращаться назад, от покрышек идет дым и корма юзит, пока автомобиль не остановится и не покатится назад. Для столь эффектного фокуса нужно обладать недюжинной силищей и специально подготовить трансмиссию к представлению, поставив шестерни со сточенными зубьями. Тогда есть вероятность, что они попадут в зацепление. 

Но если такой прием проделывать на подавляющем большинстве легковушек, то можно сломать кулису, выкрошить шестерни или погнуть тяги, так и не заставив коробку крутить колеса в обратную сторону. После этого передачи перестанут включаться вовсе. Придется ехать на станцию технического обслуживания. 

Можно ли мгновенно сломать автомат? 

С автоматическими трансмиссиями ситуация немного иная. Там передача крутящего момента осуществляется за счет планетарных рядов, а они всегда находятся в зацеплении. То есть конструкция коробки позволяет активировать задний ход на высокой скорости. Поэтому производители старались максимально защитить эти трансмиссии от случайного перевода в R. 

На селектор ставился стопор, как и на саму коробку. Но при сильном продавливании рычага (на грани поломки) активировать реверс возможно. Тогда вал начинает вращаться в обратную сторону, и дальше все зависит от надежности механики. Если автомат рассчитан на то, чтобы выдерживать большой момент, то он провернет вал в обратную сторону и на высокой скорости. Такие агрегаты обычно устанавливаются на мощные пикапы и внедорожники с продольным расположением трансмиссии и мотора. 

А вот у легковых машин автомат рассчитан на меньший момент, и у него при подобных испытаниях на прочность можно повредить механику переключения ступеней. Если с силой продавить рычаг, то автомат попытается перейти в R, но раздастся хруст и подергивания. Автомобиль продолжит ехать вперед, но коробка будет уже нежизнеспособной. Дальше прямая дорога в технический сервис на дорогостоящий ремонт. Но так намеренно ломать автоматы могут лишь совсем отчаянные люди. 

Однако с появлением электронного управления безопасность автоматов существенно возросла. Рычаг кулисы уже не имеет прямой механической связи с трансмиссией, а команды на включение того или иного режима отдаются по проводам. Блок управления получает информацию о работе мотора, о скорости машины и о других параметрах движения и не станет активировать задний ход, даже если рычаг переставить в R. Коробка перейдет в нейтраль. 

Смотрите также:

  • Почему в движении нельзя держать руку на рукоятке переключения передач? →
  • Почему одни АКПП имеют ступенчатый ход селектора, а другие — прямой? →
  • Секреты «автомата». Какие тайные кнопки АКПП могут спасти вам жизнь →

коробка передачсоветы автомобилистам

Следующий материал

Также вам может быть интересно

  • С какой передачи лучше начинать движение авто?

  • Тест-драйв Hummer h3: King Size в ваших руках

  • Почему «автоматы» экономичнее «механики»?

  • Infiniti M35x: мужской и женский взгляд ВИДЕО и ФОТО

  • Тест-драйв Subaru Impreza: спокойный облик, буйный норов

Новости СМИ2

Что происходит при включении задней передачи на высокой скорости [Видео]

    org/BreadcrumbList»>

  • Дом

  •   •  

  • Автомобильная жизнь

  •   •  

  • Что происходит, когда вы включаете заднюю передачу на высокой скорости на Maruti Baleno [видео]
    Что происходит, когда вы инж…

Включить пониженную передачу на высокой скорости и выяснить, что происходит, — это то, о чем самые любознательные люди из нас задумывались бы хотя бы раз в жизни. Делая это на мотоцикле, который не оснащен проскальзывающим сцеплением, вы наверняка заблокируете заднее колесо, что приведет к сильному заносу или, что еще хуже, двигатель и коробка передач могут ударить вас. Но что происходит, когда аналогичный трюк проделывается с автомобилем, а точнее с Maruti Baleno? Что ж, Арун Панвар, который ведет собственный канал на Youtube, решил продемонстрировать нам это, чтобы нам не пришлось пробовать подобные вещи на наших автомобилях. Посмотрите видео ниже, чтобы увидеть, как все это происходило.

Как видно из видео, влогер разгоняет Maruti Baleno примерно до 50 км/ч и пытается включить заднюю передачу. Слышен скрежет, рычаг переключения передач оказывает некоторое сопротивление, и, наконец, задняя передача не включается. Затем влогер пытается выполнить тот же трюк на более высоких и более низких скоростях с тем же результатом. Итак, если вам интересно, почему это происходит, на самом деле это задумано. Инженеры современных автомобилей разрабатывают встроенные отказоустойчивые механизмы для обеспечения безопасности пассажиров и долговечности автомобильных деталей. Одним из таких отказоустойчивых механизмов является предотвращение непреднамеренного включения задней передачи автомобиля.

Также читайте: Красиво настроенный дорожный мотоцикл Royal Enfield Himalayan на видео

Легко пропустить 4-ю передачу с 5-й при замедлении и вместо этого сразу переключиться на заднюю передачу. Это ошибка большинства начинающих водителей. Чтобы водитель случайно не включил заднюю передачу в движущемся автомобиле, инженеры разработали синхронизирующий механизм коробки передач, который не срабатывает, когда кто-то пытается включить заднюю передачу во время движения автомобиля. Таким образом, чтобы включить заднюю передачу, автомобиль должен полностью остановиться. Этот механизм также обеспечивает более длительный срок службы коробки передач. Если бы коробка передач позволяла водителю включить задний ход на высокой скорости, это могло бы не только привести к аварии из-за блокировки колес, но и повредить трансмиссию, в результате чего автомобиль оказался бы в затруднительном положении.

Этот отказоустойчивый механизм работает более плавно на автомобилях с автоматической коробкой передач, где переключение передач контролируется компьютером/микрочипом. В случае автомобилей с автоматической коробкой передач переключение на заднюю передачу на высокой скорости не даст никакой реакции. Автоматический переключатель передач переместится в положение передачи заднего хода, но не включит передачу заднего хода. Вот видео, которое показывает, что именно происходит, когда вы переключаете автомобиль с автоматической коробкой передач на заднюю передачу на высокой (любой) скорости.

Читайте также: 2021, совершенно новый KTM RC 390 sportsbike: Как это могло бы выглядеть

Что произойдет, если вы переключитесь на заднюю передачу на высокой скорости?

Что произойдет, если включить заднюю передачу при движении автомобиля на высокой скорости? Это один из тех многочисленных забавных вопросов, которые случайным образом возникают в голове каждого водителя. Однако на это никто не действует, потому что боятся, что это вызовет взрыв трансмиссии или что-нибудь похуже. Это так? Ну, больше не интересно, что произойдет. Давайте узнаем, что произойдет, если вы поддадитесь своему любопытству.

Что делает задняя передача?

Шестерня заднего хода помогает автомобилю двигаться назад. Его функция довольно проста. На валу есть зубья, которые используются для реверса. Есть еще один вал для привода колес. У него также есть зубья, которые помогают перевести автомобиль в режим заднего хода. Когда вы включаете передачу заднего хода , небольшая зубчатая шестерня входит между двумя валами и входит в зацепление, вставляя свои зубья в зубья валов.

Задняя передача помогает автомобилю двигаться назад. Источник: CarsCoops

Что произойдет, если вы переключитесь на заднюю передачу при движении вперед?

Допустим, вы случайно или намеренно переключаетесь на заднюю передачу при движении по трассе на пятой передаче. Это заставит рычаг, включенный в пятую передачу, выйти из зацепления и переместиться в сторону шестерни заднего хода, чтобы зацепиться с ней.

Это будет совершенно невозможно, так как не будет синхронизации между главным валом и шестернями на такой высокой скорости. Обратное действие начнется, когда ваш автомобиль, наконец, достигнет скорости синхронизации. Проще говоря, шестерня заднего хода заставит Шестерню 1 вращаться против часовой стрелки (когда она вращалась по часовой стрелке), а Шестерню 2 — по часовой стрелке (когда она вращалась против часовой стрелки).

     СМ. БОЛЬШЕ:

  • Роль пониженной передачи в автоматической коробке передач
  • Безопасен ли пропуск передачи в механической коробке передач?

Это вынужденное действие приведет к ряду катастрофических последствий, которые могут привести даже к полному повреждению коробки передач. Проблемы, с которыми вы можете столкнуться:

  • Шестерни оказываются в заблокированном положении.
  • Поломка зубьев шестерен, которые должны войти в зацепление
  • Остановка двигателя
  • Серьезное повреждение нескольких деталей двигателя, включая коленчатый вал, шатун и другие компоненты.

Что на самом деле произойдет?

Что ж, ничего из опасного, упомянутого выше, не произойдет, потому что коробки передач в современных автомобилях спроектированы таким образом, чтобы избежать этой ситуации. В автоматических автомобилях есть функция под названием Reverse Inhibit, которая сводит на нет ваш запрос на передачу автомобиля в обратном направлении.