Содержание
Расположение педалей в автомобиле
Не секрет, что одним из главных критериев в выборе машины является простота и эргономичность управления. Особенно остро этот вопрос встает перед новичками-водителями, которые не имели до покупки автомобиля достаточной практики (не считая уроков вождения).
Нельзя спешить с приобретением автомобиля, не выяснив прежде его техническую оснащенность и не зная о возможностях механической или автоматической коробок передач. Садясь в машину, оборудованную механической трансмиссией, Вы увидите напротив места водителя сразу три педали: сцепление, тормоз и газ. Механика — это, как говорят профессионалы, основа основ.
- Сколько бывает педалей в автомобиле?
- Функции и принцип действия педалей
- Педаль сцепления
- Педаль тормоза
- Педаль газа или акселератора
- Стояночный тормоз или ручник
Первые автомобили были оснащены именно механической коробкой передач, и это значительно упрощало процесс взаимоотношения между человеком и машиной. Повернул рычаг на первую скорость — и машина медленно тронулась вперед, сменил на вторую, третью — и вот уже автомобиль едет по трассе со средней скоростью. И самое прекрасное, что все это контролируется вами вручную и вы чувствуете себя полноправным хозяином машины.
Именно на механике можно выжать из авто всю скорость и мощь. Но для этого нужно долго и упорно тренироваться, чтобы чувствовать себя уверенно на дороге. Итак, что же нужно знать новичку, который намеревается сесть за руль в машину с МКПП? Прежде всего он должен внимательно изучить блок управления автомобилем и его основные компоненты: педали и рычаг.
Сколько бывает педалей в автомобиле?
Садясь в машину, оборудованную механической трансмиссией, Вы увидите напротив места водителя сразу три педали. Первая из них, крайняя слева, называется сцеплением. Она служит для передачи крутящего момента на колеса, тем самым заставляя автомобиль трогаться. Также педаль сцепления используется при переключении скоростей.
Нажимается она левой ногой. В середине располагается педаль тормоза. Обратите внимание: она управляется только правой ногой! Позволяет плавно (или резко при экстренном торможении) снизить скорость автомобиля. С правого края находится педаль газа. Ее нажатие заставляет автомобиль тронуться с места. Чем сильнее нажатие, тем выше будет скорость.
В устройстве автомата все реализовано попроще. Педалей всего две: газ и тормоз.А на рычаге имеются следующие обозначения: P, R, N, D, 3, 2, L. R означает то же, что и на механике — задний ход. P — это режим парктроника и последующей за ним стоянки, N служит для перемещения машины на небольшое расстояние, D — основной режим, 3-я и 2-я передачи — то же, что и на МКПП, а L помогает преодолеть неудобную дорогу на низкой скорости.
В отличие от механики, автомат больше подвержен поломкам, ограничивает скоростные возможности, да и стоит дороже. Однако у него есть и свои плюсы: не нужно прилагать к управлению столько усилий, да и выучиться на нем будет быстрее. Только нужно иметь в виду: пересаживаться с автомата на механику будет потруднее, чем наоборот, так как для управления механикой нужно иметь хорошую реакцию и быстро соображать.
Функции и принцип действия педалей
Педаль сцепления
Педаль сцепления автомобиля служит для соединения коробки передач с двигателем и для их разъединения. Когда педаль сцепления находится в состоянии покоя, то двигатель соединен с коробкой передач – сцепление включено. В то время, когда Вы выжимаете до пола педаль сцепления, идет разъединение двигателя с коробкой передач – сцепление выключается. Для начала движения автомобиля, нужно включить сцепление, то есть отпустить педаль.
Диск сцепления (состоит из двух дисков) одет на шлицах на первичный вал КПП, (т.е. жестко соединен), и зажат между кольцами корзины и маховика (двигателя). При нажатии на педаль сцепления, пружина отпускает кольцо на корзине, и оно отходит от маховика. Диск сцепления освобождается и вращается независимо от маховика. Вот и все, переключайте передачи. Отпускаем педаль сцепления, выжимной подшипник освобождает пружину, кольца сходятся, диск зажимается. Поехали.
Основные правила техники работы с педалью сцепления
— Левая нога всегда должна быть готова к переключению передач, то есть к переходу на педаль сцепления. В большинстве автомобилей есть специальная площадка, предназначенная для отдыха левой стопы. Либо Вы можете поставить пятку левой ноги на пол и прислонить стопу к корпусу автомобиля в удобном Вам положении.
— Не держите постоянно ногу на педали сцепления: устает нога, «устает» сцепление и быстрее выходит из строя. Выжимной подшипник сцепления, хоть и рассчитан на работу в режиме постоянного вращения, но даже при легком нажатии педали находится под повышенной нагрузкой и его ресурс снижается. Как только включение нужной передачи закончено, левая нога свободно размещается в удобном для вас месте рядом с педалью сцепления. Находясь в пробке, если Вам не приходится сразу трогаться с места, лучше включить нейтральную скорость и отпустить педаль сцепления.
— Всегда делайте полное выключение сцепления при переключении передач, для чего педаль следует выжимать до упора.
— Левая нога предназначена только для одной педали – сцепление.
— Нажимайте педаль сцепления быстро, «до упора» и без рывков, одним движением.
— Плавный отпуск педали обеспечивает нажатие на нее средней части стопы, подушечками стопы. При этом пятку ноги следует оторвать от пола и поднимать вверх всю ногу, а не только стопу, то есть работают голень и коленка.
— При плавном отпуске сцепления, как только Вы почувствует тягу автомобиля к движению, задержите ногу в этом положении и дайте автомобилю проехать 2-3 метра. Эта задержка ноги будет как раз в «моменте трогания автомобиля». Если Вы этот «момент» пройдете быстро и резко, то автомобиль дернется и заглохнет.
— Перед пуском двигателя необходимо выключить сцепление (нажать педаль до упора) и лишь после этого включить стартер.
— При включении 1-ой, 2-ой и задней передачи педаль сцепления отпускайте ласково и плавно.
— При включении передач, следующих за 2-ой, педаль сцепления отпускается быстро, но без рывков и резких движений.
— Педаль сцепления используется только для начала движения, переключения передач и полной остановки.
— При работе педалями сцепления, газа или тормоза нельзя опускать глаза вниз: взгляд должен быть направлен вперед на дорогу.
— Своевременно переключайте передачи с низших на высшие и наоборот.
— Перед вхождением в поворот, нужно включать пониженную передачу. После ее включения отпускайте педаль сцепления медленно, одновременно работая педалью «тормоз».
— Пробуксовка сцепления легко определяется с помощью тахометра. Если во время движения при быстром нажатии на педаль акселератора обороты резко растут, а потом немного падают и автомобиль начинает разгоняться — сцепление требует ремонта.
Педаль тормоза
При нажатии на педаль тормоза нагрузка передается к усилителю, который создает дополнительное усилие на главном тормозном цилиндре. При окончании торможения (отпускании тормозной педали), педаль под воздействием возвратной пружины перемещается в исходное положение.
Педаль тормоза не отличается сложностью конструкции. Она представляет собой рычаг с площадкой на нижнем конце и двумя отверстиями ближе к верхнему концу. Сквозь одно из отверстий (то, что ближе к середине) продет штифт, представляющий собой ось рычага, позволяющую педали качаться вперед-назад в ограниченном пространстве. Кронштейн, при помощи которого педаль тормоза крепится к моторному щиту, устроен таким образом, что педаль тормоза может двигаться в нем только в одной плоскости, не «болтаясь» из стороны в сторону.
Второе отверстие в рычаге служит для соединения с вилкой вакуумного усилителя тормозов, а в случае его отсутствия, с вилкой главного тормозного цилиндра. Для надежного и в тоже время подвижного соединения сквозь вилку и отверстие в рычаге продет металлический штифт. От выпадания его предохраняет стопорная шпилька, вставленная в паз на конце штифта.
Нажатие на педаль тормоза в любом автомобиле сопровождается включением фонарей стоп-сигнала. Для этого на кронштейне педали тормоза укреплен размыкатель (обычная нефиксирующаяся кнопка, которую автомобилисты называют лягушкой). Педаль тормоза должна возвращаться в исходное положение, как только водитель отрывает от нее ногу. Для этого ее оснащают мощной возвратной пружиной.
Педаль газа или акселератора
При нажатии на педаль тормоза нагрузка передается к усилителю, который создает дополнительное усилие на главном тормозном цилиндре. При окончании торможения (отпускании тормозной педали), педаль под воздействием возвратной пружины перемещается в исходное положение.
Педаль тормоза не отличается сложностью конструкции. Она представляет собой рычаг с площадкой на нижнем конце и двумя отверстиями ближе к верхнему концу. Сквозь одно из отверстий (то, что ближе к середине) продет штифт, представляющий собой ось рычага, позволяющую педали качаться вперед-назад в ограниченном пространстве. Кронштейн, при помощи которого педаль тормоза крепится к моторному щиту, устроен таким образом, что педаль тормоза может двигаться в нем только в одной плоскости, не «болтаясь» из стороны в сторону.
Второе отверстие в рычаге служит для соединения с вилкой вакуумного усилителя тормозов, а в случае его отсутствия, с вилкой главного тормозного цилиндра. Для надежного и в тоже время подвижного соединения сквозь вилку и отверстие в рычаге продет металлический штифт. От выпадания его предохраняет стопорная шпилька, вставленная в паз на конце штифта.
Нажатие на педаль тормоза в любом автомобиле сопровождается включением фонарей стоп-сигнала. Для этого на кронштейне педали тормоза укреплен размыкатель (обычная нефиксирующаяся кнопка, которую автомобилисты называют лягушкой). Педаль тормоза должна возвращаться в исходное положение, как только водитель отрывает от нее ногу. Для этого ее оснащают мощной возвратной пружиной.
Стояночный тормоз или ручник
Ручник имеет тормозной привод и тормозные механизмы — в общем, как и любая тормозная система. При этом конструкцией стояночного тормоза предусмотрено использование тормозных механизмов задних колес.
Тормозной привод выполняет функцию передачи тормозной силы от водителя к механизму: автомобилист поднимает или опускает рычаг, в некоторых случаях нажимает на педаль. Рычаг, как правило, находится справа от водительского кресла. Он имеет храповый механизм, который и отвечает за то, чтобы тормоза находились в рабочем положении. В рычаг интегрирована система выключения или включения лампы стояночного тормоза. Проще говоря, поднимаешь рычаг — на панели приборов загорается световое предупреждение об активации стояночного тормоза.
Далее усилие передается к тормозному механизму посредством одного или нескольких тросов. Чаще всего используется три троса: передний (или центральный) — соединен непосредственно с ручником, и два задних – соединяются уже с самим тормозным механизмом. При помощи устройства, которое называется «уравнитель» или «коромысло» передний и задние тросы ручника соединяются, а усилие передается равномерно.
Механизм стояночного тормоза имеет еще ряд деталей. Это, например, регулируемые и нерегулируемые наконечники, которые соединяют тросы с тормозными элементами. На регулируемых наконечниках тросов имеются гайки, с помощью которых можно изменить длину привода.
Когда водитель опускает ручник, система возвращается в исходное положение, благодаря возвратной пружине. Она может иметь разное расположение — на переднем тросе, уравнителе или прямо на тормозном механизме.
Но все это — о дисковых стояночных тормозах. Но существуют и барабанные. В этом случае торможение происходит за счет отдельного рычага, который одним концом соединен с задним тросом, а другим — с тормозной колодкой. Трос перемещает рычаг, который толкает ведущую тормозную колодку, а вместе с ней и ведомую колодку к тормозному барабану: при этом возникает блокировка колес.
Стояночный тормоз может управляться не только при помощи рычага, но и нажатием на педаль, которая находится рядом с педалью тормоза на автомобилях с АКПП. С нажатием педали стояночный тормоз активизируется, а при повторном нажатии происходит процесс расторможения.
Существуют и другие варианты расположения стояночного тормоза, например, на отечественных автомобилях «Волга» рычаг располагался не рядом с водительским сидением, а возле рулевой колонки.
На некоторых автомобилях, например, на грузовиках и некоторых внедорожниках, стояночный тормоз действует не на колеса, а на трансмиссию. От этого он и получил название «трансмиссионный» или «центральный» тормоз. В таких автомобилях детали тормоза расположены на раздаточной коробке или КП, и взаимодействуют с карданным валом.
Современные автомобили все чаще оборудуют электронным приводом стояночного тормоза — он называется электромеханический стояночный тормоз. В такой системе имеет место электромотор, который и взаимодействует c дисковыми тормозами.
Как расположены педали в машине
Автомобиль может иметь как две, так и три педали. Все зависит от марки автомобиля и от вида коробки передач. Расположение педалей всегда одинаково, независимо от того с правой или с левой стороны находится руль в машине.
С левой стороны находится педаль сцепления или как её ещё называют «муфта». Эта педаль присутствует только в автомобилях с механической коробкой передач. Как правило, она управляется левой ногой.Эта педаль позволяет плавно трогаться с места и необходима для переключения шестерёнок в коробке передач при торможении автомобиля.
Далее следует педаль тормоза. Хоть она и является центральной педалью, но расположена не совсем в центре, а всё же ближе к правой стороне, так как управляется правой ногой. Эта педаль отвечает за снижение скорости и остановки автомобиля. Также она нужна для удерживания автомобиля от самопроизвольного движения на неровной поверхности.
Следующая педаль, расположенная справа, называется акселератором или «педаль газа», она контролирует подачу топлива и воздуха. Обычно эта педаль расположена близко к полу. В отличие от предыдущих педалей она более узкая и имеет отказоустойчивую конструкцию, которая автоматически возвращает её в первоначальное положение, когда она не нажата водителем.
Педали в автомобилях могут быть в висячей установке или же напольной. Все зависит от марки автомобиля. Считается, что напольная установка педалей намного удобнее и практичнее.
Некоторые автомобили имеют педаль стояночного тормоза, который принято называть «ножником». Такие педали можно встретить в автомобилях с автоматической коробкой передач. Эта педаль располагается слева и заменяет рычаг ручного тормоза. При плавном надавливании педаль становится неподвижной. Она надежно фиксируется храповиком, как и сам автомобиль.
Поскольку правая нога обычно используется на педали газаили тормоза, то для неё нет подставки справа, даже если это автомобиль круиз-контролем. Левая нога периодически работает только со сцеплением, поэтому иногда слева от педалей расположена подставка для ноги. Хотя некоторые водители практикуют торможение и левой ногой.
Тяжелые транспортные средства на гусеничном ходу, такие как бульдозеры или танки, могут иметь две педали тормоза; для левой и правой стороны соответственно. Эти транспортные средства не имеют педали сцепления. В бульдозере педаль газа работает в обратном направлении; нажатие педали приводит к остановке, ослабление нажатия – к полному ходу. Колёсный трактор-скребки имеет два двигателя и две педали газа рядом друг с другом, одну для переднего двигателя, другую – для заднего.
Как снять колпак с колеса | Как закрепить глушитель | Как найти номер двигателя на Мерседесе |
Как снять сиденье на ВАЗ 2107 | Как восстановить пружину | Как открыть блок предохранителей |
Управление автомобилем – Руководство для молодых водителей
от инженера
Обучение вождению
Мой инструктор по вождению постоянно мне повторяет: «Самое главное? Заставь машину делать то, что ты хочешь».
Когда вы впервые садитесь за руль, вы чувствуете, что едете по дороге с неконтролируемой скоростью, и вам повезло, что вы еще никого не сбили.
Но как только вы освоитесь с органами управления, вы сможете заняться настоящим делом вождения: изучить все правила, обеспечивающие безопасность на дороге. Мы еще вернемся к этому.
Педали
На полу со стороны водителя автомобиля есть 3 педали, которые вы будете использовать для управления мощностью и скоростью автомобиля: акселератор, ножной тормоз и сцепление.
Без них ваша машина никуда не поедет, так что обращайтесь с педалями аккуратно и дружелюбно.
Ускоритель
Крайняя правая педаль — это акселератор или «газ», и вы всегда должны использовать для этого правую ногу.
Ваш акселератор делает именно то, что написано на банке — это то, что вы используете, чтобы ускорить вашу машину. Чем сильнее вы нажимаете на педаль акселератора, тем быстрее работает двигатель и тем быстрее едет ваша машина.
Имейте в виду, что это очень чувствительная педаль. Вам нужно только немного прижать ногу, чтобы двигаться быстрее, поэтому важно правильно расставлять ноги, чтобы сохранять контроль. Правая пятка на полу автомобиля, используя подушечки стопы и пальцы ног, чтобы мягко нажать на педаль газа.
Ножной тормоз
Средняя из трех педалей — это ножной тормоз. Когда вы используете его, сзади вашего автомобиля автоматически загораются два красных индикатора, чтобы предупредить водителей позади вас.
Вы должны использовать правую ногу для управления ножным тормозом, а также акселератором (что имеет смысл — если вы пытаетесь ускориться и одновременно затормозить, что-то не так!).
Не нажимайте на педаль ножного тормоза — постепенно нажимайте на нее, пока автомобиль не остановится. Это поможет вам остановиться красиво и плавно, что даст вам время подготовиться к следующему движению и даст шанс другим участникам дорожного движения.
Узнайте больше о безопасной остановке автомобиля.
Сцепление
Когда вы едете на своей машине быстрее, вам нужно включить более высокую передачу. То же самое, когда вы хотите сбросить скорость: чтобы замедлить машину, вам также нужно переключиться на более низкую передачу.
Для переключения передач:
- Выжмите сцепление
- Переведите рычаг переключения передач в правое положение
- Грааааааааааааааааааааааааааааааааааааатат аааааааааааааааааааааааааааааааклааааааадаааааааааааааааааааааааааааааааааааааууууууууууууууууууууууууууууууууиз выключил сцепление и немного разогнался
Вы можете переключать передачи только при выжатом сцеплении (ваша машина будет издавать ужасный скрежещущий звук, если вы попробуете без него), и вам также придется использовать сцепление каждый раз, когда вы останавливаете свой автомобиль.
Кроме этого, вы вообще не должны касаться ногой сцепления. Включенная передача — это то, что дает вам контроль над автомобилем, и если сцепление выключено, это означает, что ваша машина не включена.
Движение накатом: Удерживание сцепления нажатым во время движения называется движением накатом, и это опасно, поскольку вы теряете контроль над автомобилем.
Для получения дополнительной информации о том, как управлять автомобилем, прочитайте наше руководство по управлению сцеплением.
Ручной тормоз
Вам необходимо использовать ручной тормоз, если вы собираетесь остановиться более чем на несколько секунд. Это полезно для таких мелочей, как не скатиться обратно в Porsche.
Ваш ручной тормоз дает вам дополнительную безопасность — вы можете быть уверены, что с включенным ручным тормозом ваша машина никуда не уедет. Это также дает вашим ногам небольшой отдых, если вы остановились в пробке.
Особенно важно помнить о ручном тормозе, когда останавливаетесь на подъеме. Во время вашего теста ваш экзаменатор может остановиться и снова тронуться с места на холме, и они захотят увидеть, как вы правильно используете свой ручной тормоз.
Это также облегчает старт в гору, потому что вы можете сосредоточиться на поиске точки укуса и нажатии на педаль акселератора, не беспокоясь о том, что слишком рано отпустите педаль тормоза. Я живу на холме, поэтому мы с ручником ОЧЕНЬ хорошие друзья.
Рулевое колесо
Мы говорили о том, как заставить вашу машину двигаться: ваше рулевое колесо — это то, что заставляет машину двигаться туда, куда вы хотите. Недооцененный.
Если вы представляете себе руль в виде циферблата, вам следует расположить руки в положениях 10 и 2, чтобы обеспечить максимальный контроль.
При вращении колеса старайтесь подавать его руками, а не скрещивать руки друг над другом для поворота. Так безопаснее, так как ваши руки все время остаются на руле, а не связывают руки узлом.
Прямая цитата с форума инструкторов по вождению: «Если подушка безопасности сработает, когда руки скрещены, то на лице появится рисунок часов». Ой.
Если вы иногда немного нечетко смотрите влево и вправо (и я говорю это только потому, что это действительно так), сейчас самое время пересмотреть. Если вы хотите повернуть налево, поверните руль влево. Так же вправо. Понятно?
Получите дополнительные советы по сдаче экзамена по вождению в Руководстве для молодых водителей.
Как управлять рычагом переключения передач
Поначалу управление рычагом переключения передач может быть пугающим. Но скоро ты узнаешь секрет!
Рычаг вождения за 7 простых шагов
Итак, вы учитесь водить машину и выбрали в качестве транспортного средства механическую коробку передач или «рычажное переключение передач». Не беспокоиться. Ваш курс обучения водителей охватит 99% того, что вам нужно знать, а эта статья должна позаботиться обо всем остальном.
1: Идентификация педалей
В механической коробке передач три педали. Слева направо: сцепление, тормоз, газ. Сцепление — это единственная педаль, которую вы нажимаете левой ногой. Остальные педали — тормоз и газ — работают так же, как и в автоматической коробке передач.
Предполагая, что вы уже знаете, что делают педали газа и тормоза, давайте сосредоточимся на сцеплении. Нажав его до упора, вы сможете перемещать рычаг переключения передач и переключать передачи.
2: Знай, где твоя шестеренка
Есть старая поговорка: «Все машины разные, но большинство машин одинаковые». Это верно, когда речь идет о переключении передач. Как правило, первая передача находится вверху слева, а вторая — внизу слева. Оттуда он идет зигзагами, в зависимости от того, сколько у вас передач: верхняя центральная — третья, нижняя центральная — четвертая, верхняя правая — пятая, а задний ход обычно вправо и вниз. Нейтральное всегда посередине. Потратьте некоторое время, чтобы выяснить, где именно все находится в автомобиле, которым вы будете управлять. Это сделает все намного проще.
3. Прежде чем начать
Всякий раз, когда автомобиль останавливается, вы должны включать первую передачу и стояночный тормоз. Это предотвращает скатывание автомобиля.
4. Первые шаги
Вы готовы завести машину. Вот шаги, которые необходимо предпринять, и, что более важно, порядок их выполнения:
- Нажмите сцепление (помните, левой ногой)
- Нажмите тормоз (правая нога)
- Поверните ключ в замке зажигания
- Отпустить стояночный тормоз
5. Переключение на первый
Если вы уже пробовали управлять джойстиком раньше, возможно, именно здесь у вас возникло больше всего проблем. Что вам нужно сделать, так это убрать (правую) ногу с педали тормоза и осторожно нажать на педаль акселератора (педаль газа), одновременно с этим осторожно снимая (левую) ногу со сцепления. Как только вы сделаете это успешно, вы включаете первую передачу и едете.
Этот шаг требует наибольшей практики. Все дело в синхронизации и «балансировке» сцепления. Если вы нажмете на педаль газа слишком быстро, вы раскрутите двигатель, а если слишком быстро уберете ногу со сцепления, то заглохнете. Со временем вы научитесь чувствовать то, что мотоциклисты называют «зоной трения» — точкой, в которой начинает включаться первая передача, и автомобиль начинает катиться вперед под действием мощности двигателя. Сцепление каждого автомобиля имеет разное ощущение, но не переусердствуйте. Это как езда на велосипеде: как только вы освоите его, он останется у вас навсегда.
6. Переключение на другие передачи
Если вы знаете, как переключаться на первую передачу, то переключаться на другие передачи будет легко. Для переключения на другие передачи просто выполните следующие действия:
- Снимите ногу с педали газа
- Нажмите на муфту
- Переход на второй
- Убрать ногу со сцепления
- Нажмите на педаль газа
Поскольку вы уже движетесь на первой передаче, ваша машина не заглохнет, когда вы отпустите педаль газа.