Плотность машинного масла — как измерить и что нужно знать?

Формула расчета плотности или удельного веса известна еще со школьной программы по физике. Определение плотности можно представить в виде массы какого-либо вещества, находящейся в единице объема. Поэтому измеряется плотность в килограммах на кубический метр (кг/м3). По этой формуле можно рассчитать плотность любого вещества: твердого, жидкого, газообразного. Нас же интересует плотность машинного масла, которая так же представлена во всех таблицах с измерением кг на кубометр.

Содержание статьи

  • 1 Плотность, как важный параметр масла
  • 2 Как измерить плотность масла?
  • 3 Важные особенности

Плотность, как важный параметр масла

Плотность, как в моторном, так и в трансмиссионном машинном масле такой же важный параметр, как и вязкость. Чем плотнее структура масла, тем лучше оно образует защитную пленку на деталях. Чем выше его текучесть, тем пленка будет тоньше, но быстрее закроются все микротрещинки в механизмах силовых агрегатов и трансмиссии.

Идеальная формула текучести и плотности нефтепродуктов достигается исключительно с помощью присадок, так как в итоге надо чтобы масло быстро пролилось во все уголки двигателя и коробки передач, а затем надежно покрыло механизмы, защищая их от трения и износа (все те же противозадирные присадки).

Плотность масла не одинакова, она зависит напрямую от класса смазочных продуктов: минеральное, полусинтетическое, синтетическое и т.п. Помимо этого, на плотность влияют процессы получения продукта, новые технологии способны создать уникальную текучесть синтетических моторных и трансмиссионных масел в купе с надежным защитным покрытием. Минеральные и полусинтетические масла имеют более высокую плотность, так как относятся к природным или частично природным продуктам нефтепереработки. Соответственно качество нефти и ее состав напрямую влияет на конечный продукт, такой как машинное масло.

Не последнюю роль в плотности машинных масел так же играет степень очистки их базового продукта и присадочные пакеты, добавляемые при производстве смазочных материалов. Стандартная плотность машинного масла равна 910 кг/м3, что можно увидеть в любой таблице измерения плотностей большинства веществ.

Для машинных масел можно вывести формулу, чем чище масло, тем меньше оно содержит фракций, соответственно его плотность будет ниже и выкипать они будут при более низких температурах с небольшим временным интервалом. И наоборот, чем больше содержит машинное масло фракций, которые имеют высокую плотность, тем выше будут температуры закипания.

Зачем это нужно знать, — затем что бы прочитать на канистре при какой температуре машинное масло может дать вспышку, а так же какое из масел необходимо применить, что бы надежно защищало автомобиль при высоких температурах под нагрузкой.

Как измерить плотность масла?

Для измерения всех масел используют приборы, называемые ареометрами. Они представляют собой стеклянную запаянную трубку со шкалой делений, которая погружается в исследуемую жидкость.

В чем то ареометры похожи на спиртометры и термометры для воды, принцип измерения примерно тот же. В промышленности ареометры используют редко, возможно потому, что они сделаны из стекла и часто бьются, а возможно и потому что уже давно изобрели электронные плотномеры, которые точнее и быстрее предоставляют необходимые данные и достаточно безопасны в использовании.

В любом случае, чем бы не измерялась плотность машинного масла, она будет относительная. Измерение проводится при температуре 20 градусов по Цельсию. Температурный режим измерения других нефтепродуктов отличается от машинного масла, с эталонами можно ознакомится в таблице эталонных измерений. К примеру, масло для авиационной техники имеет плотность от 880 до 905 кг/м3, для дизельных двигателей от 890 до 920 кг/м3, а для моторов на бензине порог изменяется в рамках 910 — 930.

Важные особенности

Всем уже известно, что вязкость машинного масла — это основной параметр, определяющий его использование. Не смотря на то, что плотность не менее важна, классификации ее как таковой нет, в отличии обиходного SAE. Тем не менее практика и многочисленные тесты позволили увязать значение по SAE и плотность.

Пример! Определяем по марке машинного масла плотность и вязкость. Зимнее моторное масло 10W имеет плотность 857 кг/м3 или 0,857 кг/л при вязкости равной 32 сантистокса. Измерения проводились опытным путем при температуре в 40 градусов по Цельсию и занесены в табличные данные основных характеристик машинных масел. Естественно это не эталон и за счет присадок такое масло может иметь более жидкое состояние с меньшей плотностью. Смотрим далее, зимнее моторное масло 20W имеет уже совершенно другие показатели, вязкость его равна 68 сантистоксов, а плотность 865 кг/м3. Закономерность прослеживается, шаг вязкости увеличил плотность продукта. Летние машинные масла имеют еще большую плотность, чем зимние. Интервал таких марок, как 20 — 50, в соответствии даст плотность масла 861 — 875, при интервале вязкости от 46 до 220 снт.

Любые проводимые опыты и таблицы эталонов — это условность. Покупая машинное масло обязательно нужно внимательно читать этикетку, так как присадки и добавки в базовое масло способны кардинально изменить его параметры, не смотря на то, что буквы и классификация по SAE могут быть одинаковыми.

Поделиться с друзьями:

Плотность моторного масла. Таблица | АвтоЖидкость

Главная / Моторное масло / Плотность моторного масла. От каких параметров она зависит?

Александр 24.09.2018 Моторное масло Комментировать 22,081 Просмотров

Физическое отношение массы к объёму жидкости определяет плотность моторного масла. Наряду с вязкостью параметр имеет прямую зависимость от температуры, влияет на работу двигателей и обеспечивает заявленную мощность при гидропередаче. Некачественное моторное масло содержит вредные присадки, а отработанное — примеси, которые повышают плотностные параметры. Расскажем, как влияют высокие и низкие показатели плотности синтетических масел на работу поршневых или роторных двигателей авто.

Высокоплотные смазочные материалы

Плотность автомобильных масел варьируется на уровне 0,68–0,95 кг/л. Смазочные жидкости с показателем выше 0,95 кг/л относят к высокоплотным. Такие масла снижают механическую нагрузку при гидравлической передаче без потери производительности. Однако в силу повышенной густоты смазка не проникает в труднодоступные участки поршневых цилиндров. Как результат: увеличивается нагрузка на кривошипно-шатунный механизм (коленвал). Также растёт расход смазочного материала и чаще образуются коксовые отложения.

Через 1,5–2 года смазочная жидкость уплотняется на 4–7% от первоначального значения, что сигнализирует о необходимости замены смазочного материала.

Низкоплотные моторные масла

Снижение массо-объёмного параметра ниже 0,68 кг/л обусловлено введением низкоплотных примесей, например, легковесных парафинов. Некачественные смазки в подобном случае приводят к быстрому износу гидромеханических элементов двигателя, а именно:

  • Жидкость не успевает смазать поверхность движущихся механизмов и стекает в картер.
  • Повышенное выгорание и коксоотложение на металлических деталях ДВС.
  • Перегрев силовых механизмов вследствие увеличения силы трения.
  • Повышенный расход смазочного материала.
  • Загрязнение масляных фильтров.

Таким образом, для правильной работы связки «цилиндр-поршень» необходимо моторное масло оптимальной плотности. Значение определяется для конкретного типа двигателя и рекомендуется согласно классификациям SAE и API.

Таблица плотности зимних моторных масел

Смазки, обозначаемые индексом 5w40–25w40, относят к зимним типам (WWinter). Плотность подобных продуктов варьируется в диапазоне 0,85–0,9 кг/л. Цифра перед «W» указывает на температуру, при которой обеспечивается проворачивание и прокручивание поршневых цилиндров. Вторая цифра — индекс вязкости нагретой жидкости. Плотностный показатель смазки класса 5W40 минимальный среди зимних типов — 0,85 кг/л при 5 °C. У аналогичного продукта класса 10W40 значение на уровне 0,856 кг/л, а для 15w40 параметр равен 0,89–0,91 кг/л.

Класс моторного масла по SAEПлотность, кг/л
5w300,865
5w400,867
10w300,865
10w400,865
15w400,910
20w500,872

Из таблицы видно, что показатель зимних минеральных смазок колеблется на уровне 0,867 кг/л. При эксплуатации смазочных жидкостей важно следить за отклонениями плотностных параметров. Измерить значение поможет обычный ареометр.

Плотность отработанного моторного масла

По истечении 1–2 лет использования ухудшаются физические свойства технических смазок. Окраска продукта меняется от светло-жёлтой до бурой. Причина — образование продуктов распада и появление загрязняющих примесей. Асфальтены, производные карбена, а также несгораемая сажа — главные компоненты, ведущие к уплотнению технических смазок. К примеру, жидкость класса 5w40 с номинальным показателем 0,867 кг/л спустя 2 года имеет значение 0,907 кг/л. Устранить деградационные химические процессы, ведущие к изменению плотности моторного масла, невозможно.

Похожие статьи

Предыдущий Топливная присадка g17 для автомобилей Skoda

След. Обрабатываем машину Динитролом 479. Инструкция к применению

Жидкости — Удельный вес

Удельный вес — SG — безразмерная единица, определяемая для жидкостей как «отношение плотности вещества к плотности воды при заданной температуре» . Для газов удельный вес связан с воздухом.

Удельный вес обычных жидкостей указан в таблице ниже.

90 035 0,792

90 031

9001 3

9003 1

9 0013

9003 5 Хлороформ

9001 3

9003 5 15,6

9 0035 1,33

900 35 15,6

9 0277

90 013

9003 5 Тулуол
Продукт Температура
o C
Удельный вес
SG 1)
Ацетальдегид CH 3 CHO 16,1 9003 8

0,79
Ацетальдегид CH 3 CHO 20 0,76
Уксусный кислота 5% — уксус 15 1.006
Уксусная кислота — 10% 15 1.014
Уксусная кислота — 50% 15 1.061
Кислота уксусная — 80% 15 1. 075
Кислота уксусная — концентрированная 9 0038

15 1.055
Ангидрид уксусной кислоты (CH 3 COO) 2 O 15 1.087
Ацетон CH 3 COCH 3 20
Аллиловый спирт 20 0,855
Спирт-бутил-н 20 0,81
Спирт-бутил-н 70 0,78
Спирт этиловый (зерновой) C 2 H 5 OH 20 0,789
Спирт этиловый (зерновой) C 2 H 5 OH 40 9 0038

0,772
Спирт метиловый (древесный) CH 3 OH 20 0,79
Спирт-пропил 20 0,804
Спирт-пропил 9 0038

0 0,817
Алюминия сульфат 36% раствор 15,6 1,055
Аммиак -17,8 0,662
Анилин 20 1,022
Анилин 0 1. 035
Масла для картера автомобилей
SAE-5W/10W/20W/30W/40W/50W
15,6 0,88 — 0,94
Автомобильные трансмиссионные масла
SAE-75W/80W/85W/90W/140W /150 Вт
15,6 0,88 — 0,94
Пиво 15,6 1,01
Бензол (бензол) C 6 H 6 0 0,899
Бензол (бензол ) С 6 H 6 15.6 0.885
Benzine 0.69
Bone oil 15.6 0.918
Boric acid H 3 BO 3 8 1.014
Борная кислота H 3 BO 3 15 1.025
Бром 0 2,9
Бутан-н 15,6 0,584
Кислота масляная 20 0,959 9003 8
Кальция хлорид 5% 18,3 1,040
Кальций хлорид 25% 15,6 1. 23
Карболовая кислота (фенол) 18.3 1.08
Четыреххлористый углерод CCl 4 20 1,594
Сероуглерод CS 2 0
20
1,293
1,263
Касторовое масло 20 0,96
Касторовое масло 40 0,95
Китайское древесное масло 15,6 0,943
Хлороформ 20 1,489
60 1,413
Масло кокосовое 15,6 0,925
Масло печени трески 15 9003 8

0,920 — 0,925
Кукурузное масло 15,6 0,924
Хлопковое масло 15,6 0,88–0,93
Креозот 15,6 1,04–1,10
Сырая нефть 48 или API 15,6 0,79
Сырая нефть 48 o API 54,4 0,76
Сырая нефть 40 или API 15,6 0,825
Сырая нефть 40 или API 54,4 0,805
Сырая нефть 35,6 или API 15,6 0,847
Сырая нефть 35,6 o API 54,4 0,824
Сырая нефть 32,6 o API 15,6 0,862
Сырая нефть 3 2. 6 или API 54,4 0,84
Сырая нефть Соленый ручей 15,6
54,4
0,843
0,82
Декан-н 20 0,73
Диэтиленгликоль 1,12
Диэтиловый эфир 20 0,714
Дифениламин 1,16
Дизельное топливо 2D /3D/4D/5D 15,6 0,81 — 0,96
Dowtherm 25 1.056
Эфир серный 0,72
Этилацетат CH 3 COOC 2 H 900 36 3 15
20
0,907
0,90
Этилбромид C 2 H 3 Br 15 1,45
Этилен бромид 20 2.18
Этилен хлорид 20 1.246 900 38
Этиленгликоль 15,6 1,125
Плавиковая кислота 1,50
Муравьиная кислота — 10% 20 1. 025
Кислота муравьиная — 50% 20 1.121
Кислота муравьиная — 80 % 20 1,186
Кислота муравьиная концентрированная 20 1,221
Трихлорфторметан — 11 21,1 1,49
Дихлордифторметан — 12 21,1
Дихлорфторметан — 21 21.1 1.37
Фурфурол 20 1.159
Мазут 1/ 2/3/5A/5B/6 15,6 0,82-0,95
Газойли 15,6 0,89
Бензин а 15,6 0,74
Бензин б 0,72
Бензин c 15,6 0,68
Глицерин 100% 20 1,26
Глицерин 50% вода 2 0 1,13
Глюкоза 15,6 1,35 — 1,44
Гептан-н 15,6 0,688
Гексан-n 15,6 0,664
Чернильные принтеры 15,6 1,0 — 1,4
Керосин 15,6 0,78 — 0,82
Топливо для реактивных двигателей 15,6 0,82
Лард 15,6 0,96
Лард-ойль 15,6 0,91 — 0,93 90 038
Масло льняное 15,6 0,92 — 0,94
Ртуть 15,6 13,6
Метилацетат 20 0,93
Метилиодид 20 2,28
Минеральное масло 0,92
Молоко 15,6 1,02 — 1,05
Меласса A первая 1 5. 6 1,40 — 1,46
Меласса B вторая 15,6 1,43 — 1,48
Меласса C черная рэп 15,6 1,46 — 1,49
Соляная кислота 1,20
Нафта 0,7 6
Нафталин 20 1,145
Масло копытня 15,6 0. 917
Азотная кислота 1,50
Нитробенцен 20 1,203
Нитробенц эн 15 1,205
NONANE-N 15,6
20
0,722
0,718
Octane-N.6.6
Octane-N.6.6
. 31

Оливковое масло 15,6 0,91 — 0,92
Пальмовое масло 15,6 0,924
Арахисовое масло 15,6 0,9 2
Пентан-n 0 0,650
Пентан-n 15,6 0,631
Нефтяное масло 0,82
Фосфорная кислота 1,78
Калия гидрат 1,24
Изнасилование масло 0,92
натрия хлорид 1,19
натрия гидрат 1 . 27
Серная кислота 1,84
Смола 1,00
0,87
Скипидар 0,87
Уксус 1.08
Вода. свежий 1
Вода. морской 36 o F 1.02
китовый жир 0,92
Ксилол 0,87

1 ) На основе воды 60 o F и SG = 1

Смазочное масло | Encyclopedia.com

Предыстория

Со времен Римской империи многие жидкости, включая воду, использовались в качестве смазочных материалов для минимизации трения, нагрева и износа между механическими частями, контактирующими друг с другом. Сегодня смазочное масло или смазочное масло является наиболее часто используемым смазочным материалом из-за его широкого спектра возможных применений. Двумя основными категориями смазочного масла являются минеральные и синтетические. Минеральные масла перерабатываются из природной нефти или сырой нефти. Синтетические масла производятся из полиальфаолефинов, которые представляют собой полигликоли или эфирные масла на основе углеводородов.

Несмотря на то, что существует множество типов смазочных масел, чаще всего используются минеральные масла, поскольку поставки сырой нефти сделали их недорогими; кроме того, уже существует большой объем данных об их свойствах и использовании. Еще одним преимуществом смазочных масел на минеральной основе является то, что они могут производиться с широким диапазоном вязкости (вязкость относится к сопротивлению вещества течению) для различных применений. Они варьируются от масел с низкой вязкостью, которые состоят из водородно-углеродных цепочек с молекулярной массой около 200 атомных единиц массы (а.е.м.), до высоковязких смазочных материалов с молекулярной массой до 1000 а.е. м. Масла на минеральной основе с различной вязкостью можно даже смешивать вместе, чтобы улучшить их характеристики в конкретном приложении. Обычное моторное масло 1OW-30, например, представляет собой смесь масла с низкой вязкостью (для облегчения запуска при низких температурах) и масла с высокой вязкостью (для лучшей защиты двигателя при нормальных рабочих температурах).

Синтетические смазочные материалы, впервые использованные в аэрокосмической промышленности, обычно разрабатываются для конкретного применения, для которого минеральные масла плохо подходят. Например, синтетические масла используются там, где встречаются чрезвычайно высокие рабочие температуры или где смазочное масло должно быть огнестойким. В этой статье речь пойдет о смазочном масле на минеральной основе.

Сырье

Смазочные масла являются лишь одной из многих фракций или компонентов, которые могут быть получены из сырой нефти, которая выходит из нефтяной скважины в виде горючей жидкой смеси от желтого до черного цвета, состоящей из тысяч углеводородов (органических соединения, содержащие только атомы углерода и водорода, они встречаются во всех ископаемых топливах). Месторождения нефти образовались в результате разложения крошечных растений и животных, живших около 400 миллионов лет назад. В связи с климатическими и географическими изменениями, происходившими в то время в истории Земли, состав этих организмов варьировался от региона к региону.

Из-за разной скорости разложения органического материала в разных местах природа и процентное содержание образующихся углеводородов сильно различаются. Следовательно, так же как и физические и химические характеристики сырой нефти, добытой на разных участках. Например, в то время как калифорнийская нефть имеет удельный вес 0,92 г/мл, более легкая пенсильванская нефть имеет удельный вес 0,81 г/мл. (Удельный вес, , который относится к отношению веса вещества к весу равного объема воды, является важным аспектом сырой нефти.) В целом, удельный вес сырой нефти колеблется от 0,80 до 0,9.7 грамм/мл.

В зависимости от применения химические вещества, называемые добавками, могут быть смешаны с
рафинированное масло для придания ему желаемых физических свойств. Обычные присадки включают такие металлы, как свинец или сульфид металла, которые улучшают способность смазочного масла предотвращать истирание и задиры, когда металлические поверхности соприкасаются под чрезвычайно высоким давлением. Еще одной распространенной добавкой являются высокомолекулярные полимеры: они улучшают вязкость, препятствуя склонности масел к разжижению при высоких температурах. Нитросомины используются в качестве антиоксидантов и ингибиторов коррозии, поскольку они нейтрализуют кислоты и образуют защитные пленки на металлических поверхностях.

Производство

Процесс

Смазочное масло извлекается из сырой нефти, которая проходит предварительный процесс очистки (осаждение) перед перекачкой в ​​ректификационные колонны. Типичная высокоэффективная колонна фракционирования диаметром от 25 до 35 футов (от 7,6 до 10,6 метра) и высотой до 400 футов (122 метра) изготовлена ​​из высококачественной стали, чтобы противостоять коррозионным соединениям, присутствующим в сырой нефти; внутри он оснащен восходящей серией поддонов для сбора конденсата. Внутри колонны тысячи углеводородов в сырой нефти отделяются друг от друга с помощью процесса, называемого 9.0003 фракционная перегонка. По мере того, как пар поднимается вверх по колонне, различные фракции охлаждаются, конденсируются и возвращаются в жидкую форму с разной скоростью, определяемой их соответствующими температурами кипения (чем ниже температура кипения фракции, тем выше она поднимается перед конденсацией). Первым достигает точки кипения природный газ, за ​​ним следуют бензин, керосин, мазут, смазочные материалы и гудроны.

Осаждение

  • 1 Сырая нефть транспортируется из нефтяной скважины на нефтеперерабатывающий завод по трубопроводу или танкерами. На нефтеперерабатывающем заводе нефть подвергается отстаиванию для удаления воды и твердых загрязняющих веществ, таких как песок и камень, которые могут находиться в ней во взвешенном состоянии. Во время этого процесса сырая нефть перекачивается в большие накопительные резервуары, где вода и нефть разделяются, а загрязняющие вещества осаждаются из нефти.

Фракционирование

  • 2 Затем сырая нефть нагревается примерно до 700 градусов по Фаренгейту (371 градус Цельсия). При этой температуре он распадается на смесь горячего пара и жидкости, которая затем перекачивается на дно первой из двух ректификационных колонн. Здесь горячие пары углеводородов всплывают вверх. По мере охлаждения они конденсируются и собираются в разных лотках, установленных на разных уровнях башни. В этой колонне постоянно поддерживается нормальное атмосферное давление, и около 80 процентов сырой нефти испаряется.
  • 3 Затем оставшиеся 20 процентов масла повторно нагревают и перекачивают во вторую колонну, где давление вакуума снижает точку кипения остаточного масла, так что оно может испаряться при более низкой температуре. Более тяжелые соединения с более высокими температурами кипения, такие как смола и неорганические соединения, остаются для дальнейшей переработки.

Фильтрация и экстракция растворителем

  • 4 После дальнейшей обработки для удаления нежелательных соединений смазочное масло, собранное в двух колоннах фракционирования, проходит через несколько ультратонких фильтров, которые удаляют оставшиеся примеси. Ароматические соединения, один из таких загрязнителей, содержат кольца из шести атомов углерода, которые могли бы повлиять на вязкость смазочного масла, если бы они не были удалены в процессе, называемом 9.0003 экстракция растворителем. Возможна экстракция растворителем, поскольку ароматические соединения более растворимы в растворителе, чем фракция смазочного масла. Когда смазочное масло обрабатывается растворителем, ароматические соединения растворяются; позже, после удаления растворителя, из него можно извлечь ароматические соединения.

Присадки, проверка и упаковка

  • 5 Наконец, масло смешивают с присадками, чтобы придать ему желаемые физические свойства (например, способность выдерживать низкие температуры). На этом этапе смазочное масло подвергается различным проверкам качества, в ходе которых оцениваются его вязкость, удельный вес, цвет, температура вспышки и температура воспламенения. Затем масло, отвечающее стандартам качества, упаковывается для продажи и распространения.

Контроль качества

Для большинства применений смазочных масел требуется, чтобы они не содержали смол, были бледного цвета, не имели запаха и были стойкими к окислению. Для классификации и определения класса смазочных масел используется более дюжины физических и химических тестов. Общие физические тесты включают измерения вязкости, удельного веса и цвета, в то время как типичные химические тесты включают измерения температуры вспышки и воспламенения.

Из всех свойств вязкость, сопротивление смазочного масла течению при определенных температурах и давлениях, вероятно, является наиболее важным. Применение и диапазон рабочих температур являются ключевыми факторами при определении надлежащей вязкости масла. Например, если масло слишком вязкое, оно оказывает слишком большое сопротивление металлическим частям, движущимся друг против друга. С другой стороны, если оно недостаточно вязкое, оно будет выдавлено между сопрягаемыми поверхностями и не сможет их достаточно смазывать. Стандартный универсальный вискозиметр Сейболта — это стандартный прибор для определения вязкости нефтяных смазочных материалов в диапазоне температур от 70 до 210 градусов по Фаренгейту (от 21 до 99 градусов Цельсия). Вязкость измеряется в универсальной секунде болта Сэя , , которая представляет собой время в секундах, необходимое для того, чтобы 50 миллилитров масла вытекли из чаши вискозиметра Сейболта через калиброванное отверстие трубки при заданной температуре.

Удельный вес масла зависит от метода очистки и типов присутствующих присадок, таких как свинец, который придает смазочному маслу способность противостоять экстремальному давлению на сопрягаемой поверхности и холодным температурам. Цвет смазочного масла указывает на однородность определенного сорта или марки. Точки воспламенения и воспламенения масла зависят от происхождения сырой нефти. температура вспышки — это температура, до которой масло должно быть нагрето до тех пор, пока не будет вытеснено достаточное количество легковоспламеняющихся паров, чтобы оно могло вспыхнуть при контакте с пламенем. Температура воспламенения — это более высокая температура, при которой пары масла будут продолжать гореть при воспламенении.

Обычные моторные масла классифицируются по вязкости и характеристикам в соответствии со спецификациями, установленными Обществом автомобильных инженеров (SAE). Факторы производительности включают предотвращение износа, образование отложений масляного шлама и загущение масла.

Будущее

Будущее смазочных масел на минеральной основе ограничено, поскольку природные запасы нефти ограничены и невозобновляемы. Эксперты оценивают общие извлекаемые запасы легкой и средней нефти в 1,6 трлн баррелей, треть из которых использована. Таким образом, масла на синтетической основе, вероятно, будут приобретать все большее значение по мере истощения природных запасов. Это относится не только к смазочному маслу, но и к другим продуктам переработки нефти.

Где узнать больше

Книги

Топливо, смазочные материалы и охлаждающие жидкости, 7-е изд.