Содержание

Ту-154 Скорость. Размеры. Вес. Вместимость. Расход топлива. История / Гражданские самолеты / Авиация / Вооружение / Арсенал-Инфо.рф

Работа над новым пассажирским самолетом Ту-154 началась в ОКБ А.Н. Туполева в 1963 г. Первые реактивные пассажирские самолеты этого ОКБ были спроектированы на базе боевых самолетов: Ту-104 на базе Ту-16, Ту-114 на базе Ту-95. В отличие от них новая машина третьего поколения стала для ОКБ первым пассажирским самолетом, не имевшим военного прототипа. В то время на линиях «Аэрофлота» средней протяженности летали три типа пассажирских самолетов: Ту-104, Ил-18 и Ан-10. Это приводило к сложностям в обеспечении нормального процесса технической эксплуатации трех конструктивно разных машин.

Самолет Ту-154 — видео

Возникла необходимость в замене трех разнотипных самолетов одним, вобравшим в себя лучшие качества своих предшественников. Под руководством С.М. Егера рассматривался проект развития Ту-104, но с новой хвостовой частью под три двигателя типа НК-8. Параллельно рассматривался вариант с несколько измененной формой киля и расположением стабилизатора, с носовой частью без штурманской кабины, с носовым обтекателем РЛС. Официальное начало работ было инициировано постановлением правительства СССР № 647-240 от 24 августа 1965 г., по которому предусматривалось построить самолет Ту-154 с тремя двигателями НК-8-2.

В ноябре были утверждены тактико-технические требования МГА, основными из которых были следующие: взлетная масса до 80 т; число пассажирских мест — 160 и практическая дальность полета с крейсерской скоростью 900 км/ч, в зависимости от коммерческой нагрузки, до 5000 км. Окончательный вариант самолета представлял собой моноплан с низкорасположенным крылом умеренной стреловидности, Т-образным хвостовым оперением и тремя двигателями в хвостовой части фюзеляжа. Проект самолета отличался от большинства современных ему пассажирских самолетов большой тяговооруженностью, равной 0,35—0,36 (0,22— 0,27 — у большинства самолетов).

В фюзеляже с левого борта расположены три двери — две для входа пассажиров и одна служебная, а также запасный выход с правого борта. Загрузка багажных помещений механизирована и проводится через два люка, открывающихся внутрь фюзеляжа со сдвигом в сторону. Пассажирская кабина была разделена буфетом-кухней и средним вестибюлем на два салона — передний и задний. В каждом ряду располагалось шесть кресел, разделенных посередине проходом. Кресла, по три в блоке, устанавливались на рельсах и могли перемещаться по ним с фиксацией через каждые 30 мм, что позволяло менять шаг кресел и размещать в зависимости от класса 158, 146 и 134 пассажира.

На опытном производстве были построены два первых самолета Ту-154, один для летных испытаний, второй для статиспытаний. Первый полет самолет совершил 3 октября 1968 г. с экипажем во главе с летчиком-испытателем Ю.В. Суховым. В ходе испытаний первый опытный образец самолета в 1969 г. был показан на авиационном салоне в Ля — Бурже.
Первый пассажирский рейс планер совершил по маршруту Москва — Минеральные Воды 9 февраля 1972 г. В 1980-е гг. самолеты Ту-154 различных модификаций стали самыми массовыми самолетами Аэрофлота. Всего на начало 1996 г. было выпущено около 950 машин различных модификаций.

Модификации

Ту-154

Производился в 1968—1969 годах. Серийное производство проектной версии Ту-154 началось в 1971 году. Первый коммерческий рейс был совершён 9 февраля 1972 года. Оснащён турбореактивные двигатели НК-8-2, мог принять на борт до 164 человек. Всего построено 49 таких самолётов. Бортовые номера с 85000 по 85055.

Ту-154А

На модификации Ту-154А в центроплане установлены дополнительные топливные баки, добавлены аварийные выходы. Был оснащён усовершенствованными до версии НК-8-2У двигателями с большей степенью двухконтурности. Также были улучшены аэродинамические свойства крыла, взлётная масса была доведена до 94 тонн. С 1974 года было выпущено 63 самолёта. Бортовые номера с 85056 по 85120.

Ту-154Б

Усиленная конструкция крыла, в фюзеляже установлен дополнительный топливный бак, также добавлены аварийные выходы в хвосте. Взлётный вес — 98 тонн. Автопилот (АБСУ-154) позволял производить полёт полностью в автоматическом режиме (кат. II ИКАО). Почти все собранные ранее Ту-154 и Ту-154А были усовершенствованы до этой модификации. Салон самолёта проектировался в двух вариантах — летнем (на 152 человека) и зимнем (на 144 человека), с возможностью переоборудования силами эксплуатирующей организации. Было выпущено 105 самолётов без учёта усовершенствованных. Бортовые номера с 85121 по 85225.

Ту-154Б-1

Были усовершенствованы топливная система, авионика, система воздушного кондиционирования, а также шасси. В салоне размещалось 160—169 пассажиров. Было выпущено 68 самолётов. Бортовые номера с 85226 по 85294.

Ту-154Б-2

Модификация Ту-154Б-1 эконом-класса под 180 пассажиров, с усовершенствованной автоматической бортовой системой управления (АБСУ-154-2). Многие Ту-154Б-1 были доведены до этой версии позднее. Модификация выпускалась с 1978-го по 1986 годы, всего было выпущено 382 самолёта. Взлётный вес некоторых экземпляров достиг 100 или 102 тонн за счёт замены колёс шасси и тормозных механизмов на усовершенствованные. Бортовые номера с 85295 по 85605 (кроме 85317 — Ту-154М). По состоянию на 1 января 2011 года, большинство Ту-154Б уже списаны, в эксплуатации остаётся 15 самолётов. Последними авиакомпаниями, эксплуатировавшими самолёты Ту-154Б-2 в России, были «Кавминводыавиа» (до сентября 2011 года), «Оренбургские авиалинии» (до декабря 2011 года) и «Когалымавиа» (в январе 2011 года). В данный момент эксплуатируется только одной авиакомпанией (Air Koryo, КНДР) и в качестве транспортных самолётов ВВС и МВД России.

Ту-154ЛЛ

Пять летающих лабораторий, переоборудованных по программе многоразового космического челнока «Буран». Критерием выбора Ту-154 послужил приблизительно одинаковый посадочный вес и геометрические размеры. На самолётах была изменена система устойчивости и управляемости (СУУ) в системе АБСУ-154 и усилена хвостовая часть фюзеляжа. Все интерцепторы могли работать в режиме тормозов. На месте второго пилота была установлена часть штатной кабины космического корабля, с новой приборной доской и ручкой управления. На снижении внешние двигатели (№ 1 и 3) вводились в реверс для получения крутой глиссады. Два самолёта оснащены РТО челнока «Буран» и могли выполнять полностью автоматическую посадку. Всего по программе «Буран» на Ту-154ЛЛ было выполнено около 200 полётов.

Ту-154М

Глубокая модернизация Ту-154Б-2. Первый полёт состоялся в 1982 году, коммерческая эксплуатация началась в 1984 году. Оснащён более экономичными двигателями ТРДД Соловьёва Д-30КУ-154-II и пилотажно-навигационным комплексом «Жасмин» на базе инерциальной системы И-21 и АБСУ-154-3. Вкупе с усовершенствованием аэродинамических свойств крыла и фюзеляжа это давало значительное повышение топливной эффективности (на 30 %) и позволило значительно увеличить дальность полёта (часовая экономия около тонны по сравнению с Ту-154Б). Трёхщелевые закрылки были заменены на двухщелевые, но более эффективные (третье звено закрылка сделали зацело со вторым и увеличили максимальный угол отклонения). Добавлена новая, 36-градусная позиция выпущенного положения закрылков, что позволило снизить шум при посадке. Максимальный взлётный вес составил 102—104 тонны в зависимости от марки тормозов. Производство этой модификации продолжалось до 2012 года. Назначенный ресурс самолёта (по данным ОКБ) составляет 60 000 лётных часов, 25 000 циклов «взлёт-посадка» или сорок лет эксплуатации. Межремонтный ресурс соответственно — 30 000 часов, 11 000 циклов «взлёт-посадка», двадцать лет. Приблизительная цена самолёта в лётном состоянии от $ 0,4 до 28 000 000 (нового) в зависимости от года выпуска. В общей сложности было выпущено 320 самолётов. На май 2011 года на стапелях «Авиакора» ещё было два самолёта (85041 и 85042), которые были поставлены в августе 2012 года и феврале 2013 года в ВВС России. Таким образом серийное производство Ту-154М закончено. В ноябре 2008 года от эксплуатации Ту-154М отказалась S7 Airlines, в ноябре и декабре 2009 года «Россия» и «Аэрофлот» соответственно. Причина — экономическая неконкурентоспособность. С 2010 по 2014 годы крупнейшим в России гражданским пользователем этого типа самолёта оставалась авиакомпания UTair — в её парке был 21 самолёт Ту-154М. В 2017 году Ту-154М продолжает эксплуатироваться авиакомпанией «Алроса».

Ту-154М2

Находившаяся в разработке в конце 1990-х годов двухдвигательная версия Ту-154М. Предполагалось установить на самолёте два ТРДД ПС-90А-154 с целью снизить расход топлива на 15 % и обеспечить показатели самолёта по шуму и эмиссии вредных веществ в соответствии с нормами ICAO, однако ни один самолёт произведён не был.

Ту-154М-100

Усовершенствованная версия Ту-154М. Увеличенный до 104 тонн взлётный вес (посадочный — 82,5 тонны). Новые интерьеры, увеличенный шаг кресел, оснащён западной авионикой (Litton), в том числе обновлённой спутниковой системой навигации GPS взамен КЛН-90, и новым метеорадаром «Контур-10» взамен обычной «Грозы». Эти мероприятия позволили снизить массу пустого самолёта на 500 килограммов. Всего по заказу Slovak Airlines в 1998 году было поставлено три самолёта. Но в 2003 году они реимпортированы авиакомпанией «Пулково» и работали до ноября 2009 года в авиакомпании «Россия». С ноября 2009 года прекратили эксплуатацию, находились на хранении и в августе 2013 года были разрезаны на металлолом. Носили бортовые номера RA-85834, 85835, 85836. 12 самолётов этой модификации заказала авиакомпания Iran Air, но позднее отказалась от них.

Ту-154М-ОН

Проект самолёта, предназначенного для работ по программе «Открытого неба».

Ту-154М-ЛК-1

Самолёт-лаборатория для РГНИИ ЦПК имени Ю. А. Гагарина. Установлена РЛС бокового обзора «Ронсар», созданная в НИИ «Кулон». Выполняются полёты по программе «Открытого неба». Бортовой номер RF-85655, базируется на аэродроме Чкаловский.

Ту-154С

Транспортный самолёт Ту-154С (первоначальное обозначение Ту-154Т) разработан в ОКБ Туполева на базе пассажирского Ту-154Б в 1982 году. Максимальная коммерческая нагрузка — 20 тонн. Давление наддува гермокабины снижено с 0,59 до 0,55 кг/см². От пассажирского варианта отличается грузовым люком 2,8×1,87 м, расположенным по левому борту перед крылом, шаровыми и роликовыми направляющими по всей длине грузовой кабины, и наличием специального грузового оборудования. Груз размещается в салоне на 9 поддонах и закрепляется швартовочными сетками. Перемещение поддонов по салону — ручное. Для защиты кабины экипажа служит барьерная сетка. Лётный экипаж состоит из двух пилотов и бортинженера. Предусмотрено место штурмана. Первоначально планировалось переоборудовать на Куйбышевском авиазаводе 20 самолётов Ту-154А и Ту-154Б, но переоборудовано только 9 (борта 85019, 85037, 85060, 85062, 85063, 85065, 85067, 85081 и 85084). Последний из Ту-154С эксплуатировался до 1999 года.

Ту-155/156

Экспериментальные варианты с двигателями, работающими на водороде и метане. На Ту-155 (первый полёт в 1988 году) только двигатель № 3 (правый) использует метан. На Ту-156 на газе работают все три двигателя. Ту-155 и Ту-156 часто называют самолётами на криогенном топливе из-за способа хранения горючего на борту (в сжиженном состоянии при низкой температуре).

Тактико-технические характеристики Ту-154М

— Разработчик: КБ «Туполев»
— Производитель: Самарский авиазавод «Авиакор»
— Первый полёт: 3 октября 1968 года
— Начало эксплуатации: 9 февраля 1972 года
— Годы производства: 1968 — 2013
— Единиц произведено: 1 026

Экипаж Ту-154

— 4 чел. (КВС, второй пилот, штурман и бортинженер)

Вместимость Ту-154

— 164—180 пассажиров

Двигатели Ту-154

— Д-30КУ-154-II
— Тяга, кгс: 3 × 11 000

Размеры Ту-154

— Длина: 47,9 м
— Размах крыла: 37,55 м
— Площадь крыла: 202,0 м²
— Высота: 11,4 м
— Диаметр фюзеляжа: 3,8 м
— Ширина салона: 3,58 м
— Высота салона: 2,02 м

Вес Ту-154

— Максимальная взлётная масса: 100—104 т
— Максимальная посадочная масса: 80 т
— Масса пустого: 55 т

Грузоподъемность Ту-154

— Максимальная коммерческая нагрузка: 18 т

Расход топлива Ту-154

— 5400 кг/ч
— Максимальный запас топлива: 39,75 т

Скорость Ту-154

— Крейсерская скорость: 900—935 км/ч
— Максимальная скорость: 975 км/ч
— Максимальное число М: 0,86
— Длина разбега: 2300 м
— Длина пробега: 2200 м

Дальность полёта Ту-154

— с максимальной коммерческой нагрузкой: 3900 км
— с максимальной заправкой: 6600 км

Практический потолок Ту-154

— 12 100 м

Фото Ту-154

Кабина Ту-154

Самолет Ту-154 🔥 конструкция, технические параметры, эксплуатация

В 1960 году Советский Союз серьезно заявил о себе, начав производить новые реактивные самолеты. Советским авиаконструкторам стал интересен новый тип газотурбинных двигателей для производства пассажирских судов, увеличивая их летно-технические характеристики и эксплуатационные качества.

Одним из новых проектов стал пассажирский самолет Ту-154, который до сих пор сравнивают с Боингом 727. Рассмотрим более подробно самолет Ту-154, его историю создания, особенности конструкции, летно-технические характеристики и эксплуатацию.

Содержание

  1. История создания
  2. Особенности конструкции Ту-154
  3. Крыло
  4. Шасси
  5. Салон
  6. Кабина
  7. Технические характеристики Ту-154
  8. Модификации самолета
  9. Производство и эксплуатация Ту-154
  10. Интересные факты

История создания

История самолета Ту-154 начинается в 1963 году, когда главному конструктору ОКБ «Туполева» Егеру С. М. было поручено разработать прототип летательного аппарата, который сумел бы составить конкуренцию самолету Boeing-727. Машина была собрана на платформе реактивных Ту-16, Ту-95 и Ту-114, однако основным предназначением Ту-154 являлась авиаперевозка гражданских лиц. Первая версия пассажирского самолета называлась Ту-104Д, в СССР она сошла с конвейера в начале 1963 года.

Чертежи Ту-154 создавались на платформе Ту-104, однако инженеры решили изменить хвостовую часть и внести ряд корректив в конструкцию кабины и силовых агрегатов, сохранив при этом остальную часть фюзеляжа и оставив практически неизменными крылья. Для того чтобы обеспечить нормальную работу главного силового агрегата, угол входной части его воздухозаборников был изменен по отношению к вертикальной оси.

История создания пассажирского лайнера получила свое логическое продолжение в 1965 году, когда конструкторское бюро Туполева сумело предложить наилучший проект самолета, соответствующего тактико-техническим требованиям МГА. Первый полет самолета Ту-154 должен был состояться в марте 1967 года, однако по ряду причин авиалайнер впервые поднялся в воздух осенью того же года. Впервые за всю практику пассажирского отечественного самолетостроения было решено прибегнуть к использованию необратимой бустерной системы.

Особенности конструкции Ту-154

Планер Ту-154 скомпонован по классической аэродинамической схеме. Крылья низко расположены и имеют стреловидную форму. Хвостовое оперение имеет Т-образную форму с верхнерасположенными рулями высоты. Авиадвигатели смещены в хвостовую часть.

4 спаренных двигателя установлены на пилонах, по бортам фюзеляжа и один в хвостовом обтекателе под килем. Это решение было принято для уменьшения шума в салоне самолета при работающих двигателях.

Крыло

Конструкция выполнена по схеме балочного типа (кессон). Три лонжерона обеспечивают жесткость крыла. Само крыло имеет развитую механизацию:

  • Предкрылки;
  • Закрылки щелевого типа;
  • Элероны;
  • Интерцепторы.

Профиль крыла, его геометрические параметры и механизация преследуют одну цель. Добиться максимальной экономии топлива в крейсерском режиме полета.

Шасси

Шасси самолета сделана на основе трехопорной схемы. Основные стойки шасси имеют тележки с восьмью колесами, уборка производится с помощью гидравлической системы. Носовая опора имеет два поворотных колеса, уборка производится с помощью гидросистемы.

Салон

Салон самолета состоит из двух разделенных отсеков. Между ними находятся вестибюль и буфет. Общее количество мест для пассажиров 158, не считая дополнительных, которые могут быть установлены на мини-рельсы.

По классификации салон делится на три вида:

  • Бизнес класс;
  • Эконом класс;
  • Стандартный класс.

Салоны располагаются по порядку, как в списке от кабины пилотов. Максимальная вместимость 164 пассажира.

Кабина

В экипаже самолета состоят:

  • Первый и второй пилоты;
  • Бортинженер;
  • Бортпроводники от четырех до шести человек.

При необходимости возможно размещение в отсеке управления штурмана.

Кабина пилотов располагается в носовой части фюзеляжа самолета, имеет неплохую обзорность, как и салон, кабина герметична. В отсеке управления рабочие места пилотов и бортового инженера. Бортпроводники имеют кресла в салоне.

Технические характеристики Ту-154

Ту-154Б-2Ту-154М
Габариты
Длина47,9 м
Размах крыла37,55 м
Площадь крыла201,45 м²202,0 м²
Высота11,4 м
Диаметр фюзеляжа3,8 м
Ширина салона3,56 м
Высота салона2,02 м
Масса
Максимальная взлетная98-102 т100—104 т
Максимальная посадочная78 т80 т
Пустого51 т55 т
Максимальная коммерческая нагрузка18 т
Максимальный запас топлива39,75 т
Расход авиатоплива6200 кг/ч5400 кг/ч
Летные данные
Количество пассажиров152—180164—180
Крейсерская скорость900 км/ч900—950 км/ч
Максимальная скорость975 км/ч
Максимальное число М0,880,86
Дальность полета с максимальной коммерческой нагрузкой2650 км3900 км
Дальность полета с максимальной заправкой3900 км6600 км
Длина разбега2300 м
Длина пробега2200 м
Высота полета11 100 м
Потолок12 100 м
Экипаж4 чел.
Двигатели3 × 10 500 кгс НК-8-23 × 11 000 кгс Д-30КУ-154-II

Модификации самолета

Существует 12 модификаций пассажирского лайнера Ту-154:

  • Ту-154 – первая модель самолета, серийно производившаяся с 1971 по 1974. Первоначально использовалась в качестве почтовой.
  • Ту-154А – модификация Ту-154, имеющая дополнительные топливные баки, улучшенные двигатели и, как следствие, увеличенную дальность полета. Кроме того, отличительными особенностями Ту-154А является улучшенная аэродинамическая форма крыла и корпуса.
  • Ту-154Б – вариант лайнера с усиленной конструкцией крыла, дополнительными топливными баками и увеличенной пассажировместимостью, а также взлетной массой. Также имеется усовершенствованный автопилот.
  • Ту-154Б-1 – дальнейшая модификация Ту-154, имеющая улучшенную систему бортовой электроники и большую пассажировместимость.
  • Ту-154ЛЛ – модификация Ту-154, являющаяся летающей лабораторией для испытаний космического корабля “Буран”.
  • Ту-154М – практически полная переделка самолета, обладающая увеличенной экономичностью (экономия топлива – около тонны в час), улучшенными аэродинамическими свойствами, новой системой авионики и увеличенной взлетной массой.
  • Ту-154М2 – модификация Ту-154, которая разрабатывалась в 1990-х годах и которая так и не была пущена в серию. Предполагалось, что Ту-154М2 будут установлены новые более экономичные двигатели и меньший уровень шума в салоне.
  • Ту-154М100 – модификация Ту-154М со встроенной западной системой авионики, улучшенным интерьером и пассажирским салонов увеличенной комфортабельности.
  • Ту-154ОН – самолет, предназначенный для пролетов над странами-участницами программы “Открытое небо”.
  • Ту-154М-ЛК-1 – модификация Ту-154, являющаяся летающей лабораторией для Центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина.
  • Ту-154C – грузовая модификация лайнера, также имеет обозначение Ту-154Т.
  • Ту-155 – модификация Ту-154, являющаяся опытной версией самолета, способного работать на водороде или метане в качестве топлива.

Производство и эксплуатация Ту-154

Начиная с 1970 и по 1998 г. всего было выпущено 918 единиц Ту-154, среди которых:

  • 604 Ту-154, включительно с 9 грузовыми Ту-154С, переделанными в конце 80-х годов;
  • 313 Ту-154М.

Его по праву называют самым распространенным пассажирским самолетом в Советском Союзе. 150 самолетов Ту-154 были направлены на экспорт.

С момента первого успешного рейса, совершенного в 1972 году, и до нашего времени прошло более 40 лет. Оборудование самолета технически устарело, и, начиная с середины 2000-х годов, его начинают списывать с рейсов. На такой шаг пришлось пойти авиакомпаниям не столько из-за выработки ресурсов или недостатка качества комфорта в самолете, сколько из расчета стоимости полета. По сравнению со своими западными аналогами двигатель авиалайнера Ту-154 при одинаковых показателях мощности потребляет топлива в 2 раза больше. Это можно объяснить тем, что проектирование самолета припало на 60-е годы, когда цена на топливо не была определяющим фактором, и, соответственно, расход топлива в меньшей мере брался во внимание.

Однако даже под конец 2008 г. Ту-154 занимал половину авиапарка пассажирских самолетов русских авиакомпаний. Но мировой финансовый кризис, в который погрузилось много стран в конце 2008 − начале 2009 годов, заставил «старожила» быстрее покинуть свои позиции.

Одна за другой, учитывая будущие финансовые потери, от эксплуатации Ту-154 начали отказываться русские авиакомпании:

  • 17.10.2008 – полностью снят с эксплуатации весь авиапарк Ту-154 компанией «S7» − крупнейшим российским внутренним перевозчиком;
  • 2009 г. – отказ от эксплуатации Ту-154 компаниями ГТК «Россия» и «Аэрофлот». В последней Ту-154 исполнял регулярные рейсы на протяжении 38 лет.

По состоянию на начало XXI века элементы авиалайнера морально устарели, поэтому на его смену пришли более совершенные аналоги: «Боинг-737» и Airbus A320. Ту-154 был запрещен на совершение полетов в странах ЕС из-за превышения ограничения по уровню шума. Пропускались только летательные аппараты, укомплектованные специальными шумопоглощающими панелями. Полностью запретили летать Ту-154 (за исключением Ту-154М) над воздушным пространством ЕС в 2006 году. На данный момент эти авиалайнеры эксплуатируют регулярно лишь в странах СНГ.

Авиакомпании «Аэрофлот», ГТК «Россия» и «Сибирь» отказались от эксплуатации Ту-154 в 2008-2009 гг.

16.10.2011 г. – последний полет авиалайнера при поддержке «Уральских авиалиний». Эта компания эксплуатировала самый «пожилой» пассажирский Ту-154 в России, выпущенный еще в 1977 г. Но если брать мировой масштаб, то по данным 2012 г. в Северной Корее (авиакомпания AirKoryo) на регулярных рейсах еще стояла машина 1976 года выпуска с бортовым номером P-552.

В конце 2010 г. на территории РФ более 100 самолетов Ту-154 разных версий находились в полной эксплуатации. В июне 2013 года владельцем самого крупного авиапарка Ту-154 в России становится авиакомпания UTair (23 лайнера).

За пределами РФ больше всего машин Ту-154 в Казахстане − 12 шт.

На начало 2011 года самолеты Ту-154 совершали рейсы в Таджикистане (5 лайнеров), Белоруссии (5), Узбекистане (3), Азербайджане (3), Киргизии (3), Китае (3), Северной Корее (2).

20.02.2010 г. был введен запрет на эксплуатацию лайнеров Ту-154 государством Иран.

По одному самолету осталось в распоряжении правительств Чехии, Польши, Болгарии и Словакии.

Согласно статистике судьба остальных экземпляров Ту-154 распределилась следующим образом:

  • 73 – разрушены вследствие серьезных аварий и катастроф;
  • 187 – направлены на металлолом;
  • 89 – планируется порезать на металлолом;
  • 24 – музейные экспонаты, из них 1 – музей-ресторан;
  • 283 – во владении авиакомпаний, из них более 100 – в полной летной пригодности.

К июню 2013 г. Ту-154 совершал регулярные рейсы в следующих авиакомпаниях России:

  • Utair – 23 лайнера. Планируется до конца 2014 г. полностью заменить весь авиапарк Ту-154 на Airbus 321;
  • «Якутия» – 4 самолета;
  • «Алроса» – 7 самолетов. На будущее планируется их полная замена на Боинг-737;
  • «Космос» – 4 авиалайнера;
  • «Газпромавиа» − 2 летательных судна;
  • «Татарстан» − 2 лайнера, планируют купить третий. Эксплуатируются на подмене других бортов.

По состоянию на начало 2014 года в мире готовы выполнять свою работу всего 80 лайнеров Ту-154. Тем не менее этот самолет еще надолго останется в истории как один из самых массовых серийных авиалайнеров отечественного производства. Причиной отказа многих авиакомпаний от эксплуатации Ту-154 стали не только его устаревшее оснащение и большой расход топлива, но и многочисленные аварии и катастрофы с его участием (хотя расследования чаще всего устанавливали причину крушений в человеческом факторе). Согласно прогнозам экспертов гражданской авиации уже в 2015 г. Ту-154 будет полностью списан с учета авиакомпаний и заменен на более современные машины.

Однако имеется возможность эксплуатации этих самолетов различными правительственными структурами (МВД, ФСБ, МО).

Последний самолет Ту-154 был выпущен 19.02.2013 г. на заводе «Авиакор» (бывший КуАЗ) в Самаре и получил заводской номер 998.

Интересные факты

Внешний вид Ту-154 очень схож с Боингом 727, но к общей разработке они отношения не имеют. Силовая трехмоторная установка у Советского лайнера мощнее Американского самолета.

По статистике рейтинга безопасности, западный аналог проигрывает со счетом 58-33, это цифры случившихся катастроф с 1964 года.

В съемках фильма «Экипаж» принимали участие два самолета Ту-154. Один из самолетов находился на ремонте после пожара, но так как хвостовая часть уцелела, она вполне подошла режиссеру для работы киногруппы. Второй Ту пострадал при перевозке ядовитого металла – ртути и был списан. Но для кинематографа он вполне подошел.

Туполев / Туполев Ту-154 — Технические характеристики

Туполев / Туполев Ту-154

Авиалайнер


Фото ©: Karsten Palt

The Туполев Ту-154 — трехмоторный узкофюзеляжный среднемагистральный реактивный самолет. авиалайнер вместимостью до 95 пассажиров, разработанный советским конструкторским бюро ОКБ Туполева (сегодня ОАО Туполев, Россия).

Экипаж 3-4
Пассажиры 180
Силовая установка 3 ТРДД
Модель двигателя Авиадвигатель Д-30К В-154
Мощность двигателя (каждого) 103,0 кН 23149 lbf
Скорость 950 км/ч 513 уз. 0 м 36,417 футов
Диапазон 5.200 км 2.808 м. миль
3.231 миль. Макс. Взлетная масса
100 000 кг 220 462 фунта
Размах крыла 37,55 м 123 фут 2 дюйма
Площадь крыла 201,5 м 2169 футов
Длина 47,92 м 157 футов 3 дюйма
Высота 11,40 м 37 футов 5 дюймов
Первый полет 04. 10.19 68
Статус производства снято с производства
Общее производство ca . 900
9 0021 Код НАТО
Код ИКАО T154
Код ИАТА ТУ5
Небрежный
Данные для (Версия) Туполев / Туполев Ту-154М

следующий самолет

[ID фото: 482] Кар Стен Палт 06.09.2007
Туполев / Туполев
Ту-154М
Аэрофлот Российские авиалинии
Рег.: RA-85637
б/н: 87A767
 
[Dsseldorf International (EDDL / DUS)] 900 10
[Фото- ID: 483] Карстен Палт 2007-09-06
Туполев / Туполев
Ту-154М
Аэрофлот Российские авиалинии
Рег. : RA-85637
б/н: 87A767
  9000 8
[Международный Дссельдорф (EDDL / DUS)]
[ID фото: 196] Карстен Палт 14.10.2006
Туполев / Туполев 9000 8 Ту-154М
Аэрофлот Российские авиалинии
Рег.: RA-85642
б/н : 88A778
 
[Франкфурт-на-Майне (EDDF / FRA)]

900 25

[ID фото: 1550] Майк Валлентин 10.10.2008 900 10
Туполев / Туполев
Ту- 154M
KazAir
Рег.: UP-T5401
К/н: 91A889
 
[Dsseldorf International (EDDL / DUS)]

следующий самолет

— наверх —

Туполев Ту-154

./img/line01a.gif» align=»center» valign=»top»>

Ту-154

По
Википедия,
бесплатная энциклопедия,

http://en.wikipedia.org/wiki/Tupolev_Tu-154

Туполев Ту-154 (русский язык: Туполев Ту-154) (по классификации НАТО Careless ) — советский трёхреактивный авиалайнер средней дальности, аналогичный (но более мощный) Boeing 727, разработанный в середине 1960-х годов. Как один из важнейших гражданских самолетов ХХ века, Ту-154 на протяжении нескольких десятилетий был основной «рабочей лошадкой» советских авиакомпаний, перевезя за это время не менее половины всех пассажиров, перевезенных Аэрофлотом и всеми его дочерними предприятиями (137,5 млн человек). в год или 244 млрд пасс/км). Самолет экспортировался и эксплуатируется как минимум 17 иностранными авиакомпаниями, а также рядом иностранных ВВС. Он остается стандартным авиалайнером для внутренних рейсов по России и другим странам бывшего Советского Союза и, в меньшей степени, по Восточной Европе. Ту-154 предназначен для обслуживания грунтовых и гравийных аэродромов и часто эксплуатируется в экстремальных арктических условиях северных территорий России. Ожидается, что со сроком службы 45 000 часов (18 000 циклов) самолет будет эксплуатироваться до 2016 года9.0011

Разработка

Ту-154 был разработан для удовлетворения потребности Аэрофлота в замене реактивных Ту-104, а также турбовинтовых самолетов Ан-10 «Украина» и Ил-18. Требования предусматривали либо грузоподъемность 16–18 тонн (35 270–39 680 фунтов) на расстоянии 2 850–4 000 км (1 770–2 480 миль) при крейсерской скорости 900 км/ч (559 миль в час), либо полезная нагрузка 5,8 тонны (12 790 фунтов) на расстояние 5 800–7 000 км (3 600–4 350 миль) при крейсерской скорости 850 км/ч (528 миль в час). Также была предусмотрена взлетная дистанция 2600 м (8530 футов) при максимальной взлетной массе. Ту-154 составил конкуренцию Ильюшину Ил-62. Советское министерство авиационной промышленности выбрало первое, поскольку оно включало в себя новейшие разработки советских самолетов и лучше всего соответствовало ожидаемым требованиям Аэрофлота к 19-летию.70-х и 1980-х годов.

Первым руководителем проекта был Сергей Михайлович Ергер. В 1964 году эту должность занял Дмитрий Сергеевич Марков. В 1975 году он передал его Александру Сергеевичу Шенгардту.

Первый полет Ту-154 состоялся 4 октября 1968 года. Коммерческая эксплуатация началась в феврале 1972 года, по состоянию на январь 2009 года производство модели 154М все еще ограничено (ссылка на фото), несмотря на предыдущие объявления об окончании производства в 2006 году. прекращает производство Туполев Ту-154М после выполнения последнего заказа 919Построено Ту-154, 247 из которых по состоянию на 17.06.2009 в строю.

Дизайн


Ту-154М России

Ту-154М на вылете в аэропорту Домодедово

Ту-154 оснащен тремя ТРДД малой двухконтурности, расположенными сзади и устроенными так же, как у Боинга 727, и немного крупнее своего американского аналога. И 727, и Ту-154 используют S-образный воздуховод для среднего (номер 2) двигателя. У исходной модели был Кузнецов НК-8-2, а у Ту-154М — Соловьев Д-30КУ-154. Все модели самолетов Ту-154 имеют более высокую тяговооруженность, чем у 727, что дает им превосходные характеристики, хотя и за счет меньшей эффективности использования топлива, что стало важным фактором в последующие десятилетия по мере роста стоимости топлива.

Салон Ту-154, хотя и с такой же шестиместной компоновкой, производит впечатление овального салона с более низким потолком, чем это принято на западных авиалайнерах (Boeing или Airbus). Пассажирские двери также меньше, чем на западных аналогах Ту-154. Кроме того, места для багажа в верхних отсеках очень мало.

Как и Туполев Ту-134, Ту-154 имеет крыло со стреловидностью 35 градусов по линии четверти хорды. Британский Hawker Siddeley Trident имеет такой же угол стреловидности, а Boeing 727 имеет чуть меньший угол стреловидности — 32 градуса.

Как и многие другие авиалайнеры советской постройки, Ту-154 имеет увеличенное шасси, позволяющее ему приземляться на грунтовые взлетно-посадочные полосы, которые когда-то были обычным явлением в сельской местности Советского Союза. Самолет имеет две основные шестиколесные тележки, оснащенные большими шинами низкого давления, которые убираются в гондолы, отходящие от задних кромок крыльев (обычная особенность Туполева), а также двухколесный передний редуктор. Мягкие масляные стойки (амортизаторы) обеспечивают гораздо более плавную езду по ухабистым аэродромам, чем западные авиалайнеры, которые очень редко работают на таких плохих поверхностях.

Пассажирский салон вмещает 128 пассажиров в двухклассной компоновке и 164 пассажира в одноклассной компоновке, а также до 180 пассажиров в высокоплотной компоновке. Компоновку можно модифицировать до так называемого зимнего варианта, в котором убраны некоторые сиденья и установлен шкаф для верхней одежды пассажиров.

Первоначально требовалось иметь экипаж из 3 человек — капитана, первого помощника и бортинженера — в отличие от экипажа из 4 или 5 человек на других советских авиалайнерах. Однако обычно присутствует и четвертый член экипажа, штурман, по крайней мере, в бывшем Советском Союзе, по союзным правилам. Штурманов больше не готовят, и эта профессия устареет с выводом из эксплуатации старых советских самолетов.

Комплекс авионики самолета впервые в Советском Союзе выполнен в соответствии с западными стандартами летной годности. В его состав входят доплеровская навигационная система НВУ-Б3, тройной автопилот, обеспечивающий автоматический заход на посадку по ИЛС по погодным минимумам II категории ИКАО, автомат тяги, доплеровская система измерения дрейфа и скорости (ДИСС), радионавигационный комплекс «Курс-МП». и другие. Современные обновления обычно включают TCAS, GPS и другие современные системы, в основном западного производства.

Ранние версии Ту-154 не могут быть модифицированы для соответствия действующим нормам по шуму Stage III, и им запрещено летать в странах, где эти нормы действуют, например в Европе. Ту-154М может использовать комплекты шумоизоляции, чтобы соответствовать Этапу III и, теоретически, Этапу IV. Однако действующие правила Европейского Союза запрещают использование комплектов для тишины для соответствия Стадии IV. Ту-154М необходимо будет переоборудовать, чтобы соответствовать Stage IV в ЕС, что является обширной и потенциально дорогостоящей модернизацией.

Варианты


Авиакомпания Россия Ту-154М

Туран Эйр Ту-154М

Уральские авиалинии Ту-154Б-2

Было построено множество вариантов этого авиалайнера. Помимо обычных различий в весе и силовых установках, Ту-154 выпускался в вариантах, использующих экзотические виды топлива. Как и его западный аналог Боинг-727, многие из стоящих на вооружении Ту-154 были модернизированы, а некоторые переоборудованы в грузовые.

Ту-154

Производство

Ту-154 началось в 1970 году, а первый пассажирский полет был совершен 9 февраля 1972 года. На ТРДД Кузнецова НК-8-2 он перевозил 164 пассажира. Было построено около 42 штук. Бортовые номера с 85006 по 85055.
Ту-154А
Первая модернизированная версия оригинального Ту-154, модель А, производившаяся с 1974 года, с добавлением топливных баков центроплана и запасных выходов, а двигатели были модернизированы до Кузнецов НК-8-2У большей тяги. Другие обновления включают автоматические закрылки / предкрылки и органы управления стабилизатором, а также модифицированную авионику. Макс. взлетная масса — 94000 кг (207 235 фунтов). Было 15 различных внутренних планировок для различных внутренних и международных клиентов самолета, вмещающих от 144 до 152 пассажиров. Самый простой способ отличить модель А от базовой — посмотреть на шип на стыке плавника и хвоста; это толстая пуля на модели A, а не тонкий шип на базовой модели. Бортовые номера с 85056 по 85119.
Ту-154Б
Поскольку исходные Ту-154 и Ту-154А получили трещины в крыле всего через несколько лет эксплуатации, версия с новым, более прочным крылом, получившая обозначение Ту-154Б, была запущена в производство в 1919 г.75. У него также был дополнительный топливный бак в фюзеляже, дополнительные аварийные выходы в хвосте, а максимальная взлетная масса выросла до 98 000 кг (216 053 фунта). Также важным для «Аэрофлота» было то, что увеличение пассажировместимости привело к снижению эксплуатационных расходов. Пока на самолете стояли двигатели НК-8-2У, единственным способом улучшить экономические показатели самолета было распределение затрат на большее количество посадочных мест. Автопилот сертифицирован для автоматических заходов на посадку категории II ИКАО. Большинство ранее построенных Ту-154 и Ту-154А также были доработаны в этот вариант с заменой крыла. Макс. взлетная масса увеличена до 9 т.6000 кг (211 644 фунта). 111 построено. Бортовые номера варьировались от 85120 до 85225.
Ту-154Б-1
Аэрофлот хотел эту версию для увеличения доходов на внутренних рейсах. Он перевозил 160 пассажиров. В этой версии также были внесены незначительные изменения в топливную систему, авионику, кондиционер, шасси. 64 были построены с 1977 по 1978 год. Бортовые номера с 85226 по 85294.
Ту-154Б-2
Незначительная модернизация Ту-154Б-1. Самолет был спроектирован так, чтобы его можно было преобразовать из 160-местной версии в 180-местную за счет удаления камбуза. Процедура заняла около двух с половиной часов. Некоторые из более ранних Ту-154Б модифицированы по этому стандарту. Макс. взлетная масса увеличена до 9 т.8000 кг (216 053 фунта), позже до 100 000 кг (220 462 фунта). Всего было построено 311 самолетов, включая версии VIP. Бортовые номера (новых построек) с 85295 по 85605. Некоторые из них до сих пор используются.
Ту-154С
Ту-154С представляет собой грузовой или грузовой вариант Ту-154Б с усиленным полом и добавлением передней грузовой двери по левому борту фюзеляжа. Самолет мог перевозить 9 советских поддонов ПАВ-3. Макс. полезная нагрузка — 20 000 кг (44 092 фунта). Планировалось построить 20 самолетов, но было переоборудовано только девять самолетов; два от модели Ту-154 и семь от модели Ту-154Б. Испытания проходили в начале 1980-х годов, и в 1984 году самолету было разрешено регулярную эксплуатацию. К 1997 году все они были списаны. Бортовые номера: 85019 (Ту-154), 85037 (Ту-154), 85060, 85062, 85063, 85067, 85081, 85084, 85086,
Ту-154М
Ту-154М — глубоко модернизированная версия, первый полет которой состоялся в 1982 году, а серийное производство — в 1984 году. В нем используются более экономичные соловьевские ТРДД Д-30КУ-154. Вместе со значительным улучшением аэродинамики это привело к значительному снижению расхода топлива и, следовательно, большей дальности полета, а также снижению эксплуатационных расходов. Самолет имеет новые двухщелевые (вместо трехщелевых) закрылки с дополнительным положением 36 градусов (в дополнение к существующим положениям 15, 28 и 45 градусов на более старых версиях), что позволяет снизить шум при заходе на посадку. Он также имеет перемещенную вспомогательную силовую установку и множество других улучшений. Производство продолжалось до 2006 г., и по состоянию на январь 2009 г. производство все еще ограничено… Макс. взлетная масса увеличилась сначала до 100 000 кг (220 462 фунта), затем до 102 000 кг (224 872 фунта). Некоторые самолеты сертифицированы до 104 000 кг (229 281 фунт). Бортовые номера 85616 (прототип), серийные самолеты с 85606 и далее (кроме 85804, реимпортный Ту-154Б-2). Было изготовлено около 320 штук. Массовое производство закончилось в 2006 году. С начала 1990-х годов новые планеры не производились, и с тех пор производство включало сборку самолетов из имеющихся компонентов. Это наиболее широко используемая версия в бывших советских республиках. 904:30
Ту-154М-ЛК-1
Тренажер космонавтов. Это был салонный VIP-самолет, модифицированный для обучения космонавтов полетам на многоразовом космическом корабле «Буран», советском эквиваленте американского космического корабля «Шаттл». Ту-154 был использован потому, что «Буран» требовал крутого спуска, и Ту-154 мог это воспроизвести. В салоне были рабочие места стажеров, одно из которых совпадало с кабиной экипажа «Бурана». Передний багажный отсек был переоборудован в фотоотсек, поскольку самолет также использовался для обучения космонавтов приемам наблюдения и фотографирования. 904:30
Ту-154М-ОН Самолет наблюдения
Германия модифицировала один из имевшихся у нее Ту-154 из бывших ВВС Восточной Германии в самолет-наблюдатель. Этот самолет участвовал в инспекционных полетах по открытому небу. Он был переоборудован на Эльбском авиационном заводе (Elbe Flugzeugwerke) в Дрездене-Клоче и поднялся в воздух в 1996 году. После двух десятков миссий по наблюдению он был потерян в результате столкновения в воздухе в 1997 году.
Русские также переоборудовали Ту-154М для использования в качестве самолета наблюдения за открытым небом. Они использовали Ту-154М-ЛК-1 и переделали его в Ту-154М-ОН. Когда самолет не летает над Северной Америкой, он используется для перевозки космонавтов. Также считается, что китайцы переоборудовали один Ту-154 в самолет радиоэлектронного противодействия. 904:30
Ту-154М-100
Проектирование этого варианта началось в 1994 году, но первые самолеты были поставлены только в 1998 году. Это модернизированная версия с западной авионикой, включая компьютер управления полетом, GPS, EGPWS, TCAS и другие современные системы. Самолет мог перевозить до 157 пассажиров. В салоне была автоматическая кислородная система и большие багажные полки. Только три были произведены в счет оплаты долгов России перед Словакией. Три самолета были поставлены в 1998 авиакомпании Slovak Airlines и продан обратно в Россию в 2003 году.

Операторы

Гражданские операторы


Аэрофлот Ту-154М

S7 Airlines Ту-154М

По состоянию на 17 июня 2009 года в эксплуатации авиакомпании оставалось 247 самолетов Ту-154 (всех модификаций). Крупнейшие операторы: Аэрофлот (16), Аэрофлот-Дон (7), Air Koryo (4), Мирнинское авиапредприятие Алроса (6), Атлант-Союз (3), Азербайджанские авиалинии (5), БАЛ Башкирские авиалинии (5). , Белавиа (4), Далавиа (8), Иран Эйр Турс (10), Кавминводыавиа (10), Когалымавиа (7), КрасЭйр (15), Кыргызстан (10), Московия (6), Россия (25), «Самарские авиалинии» (8), «Таджик Эйр» (7), «Туркменские авиалинии» (1), «Уральские авиалинии» (10), «ЮТэйр» (21), «Узбекистон хаво йуллари» (5), «Владивосток Авиа» (6) и «Якутия» (7).

Бывшие и действующие операторы:
Абаканское авиапредприятие, Абакан Авиа, Актив Эйр, Аэроком, Аэрофлот, Аэрофлот-Дон, Аэрофлот-Норд, Аэрокузнецк, Аэроника, Аэросервис Казахстан, Аэротранс, Аэроволга, Эйр Джорджия, Эйр Грейт Вол, Эйр Koryo, Airlines 400, Air Moldova, Air Savari, Air Transport Europe, Air Ukraine, Air Volga, AJT, Албанские авиалинии, Алак, Амур Авиа, Ария Эйр, Ариана, Армянские авиалинии, Asian Star, Атлант, Атлант-Союз, Атырау Авиалинии, Авиаэнерго, Авиапрад, Авиаприма, Авиал, Авиаимпэкс, АВЛ Архангельск, Азербайджанские Авиалинии, Байкальские Авиалинии, Балтийский ЭкспрессБарнаул Эйр, Башкирские Авиалинии, Белавиа, Братск Эйр, СААС, Каспийские Авиалинии, Челал, Черноморавиа, China Glory, China Northwest, China Southwest , Чайна Юнайтед, Чайна Синцзян, Чита Авиа, Континентальные Авиалинии, CSA, Кубана, Даалло, Даймонд Саха, Ист Лайн, Лось Эстонский, Энкор, Грузия Эйр Прага, Гомель УАД, Гринэйр, Имаир, Иран Эйр Турс, Железная Стрекоза, Калининградавиа, Хабаровск Аэро, Киш Эйр, КрасЭйр, КМВ, Кубанские авиалинии, Киргизские авиалинии, Латпасс, Ливийские арабские авиалинии, ЛОТ Польские авиалинии, Македония Эйрсервис, Махан Эйр, Малев Венгерские авиалинии, Мавиал Магаданские авиалинии, Московские авиалинии, МИАТ Монгольские авиалинии, Мурманск Эйр, Нижний Новгород Эйр, Одесские авиалинии, Омскавиа, Орби Грузин, Оренбургские авиалинии, Пакистанские международные авиалинии, Пермские авиалинии, Полет, Пулковское авиапредприятие, Русское небо, S7 Airlines, Саха Авиа, Самарские авиалинии, Самарканд, Шахин Эйр, Сибавиатранс, Сибирь, Сычуаньские Авиалинии, Словацкие Авиалинии, Спэйр, Сургут Авиа, Сирианэйр, Табан Авиалинии, Таджикские Авиалинии, Таром, Татарстан Авиалинии, Таврия, Тесис, Томск Эйр, Трансэйр Джорджия, Трансъевропеан, Туранаир, Туркмения, Тюменские Авиалинии, Ульяновские Авиалинии, Уральские Авиалинии, ЮТэйр Авиакомпания Узбекские авиалинии, Вьетнамские авиалинии, Витаир, Владивосток Авиа, Внуково, Якутия, Ямал, Южная.

Военные операторы

Текущий

Польский военный VIP-транспортный самолет Ту-154М из 36-го специального авиатранспортного полка, в Варшаве
 Азербайджан
 Китайская Народная Республика
ВВС Народно-освободительной армии
Казахстан
 Северная Корея
ВВС Северной Кореи
 Польша
ВВС Польши — 2 Ту-154М, 36-й специальный авиаполк 904:30

 Россия
ВВС России
 Словакия
ВВС Словакии
 Украина
ВВС Украины
 Узбекистан
Бывший
Болгария
ВВС Болгарии
 Чехословакия
Чехословацкие ВВС (перешли к государствам-преемникам)
 Чехия
ВВС Чехии (заменен на Airbus A319CJ)
 Куба
ВВС Кубы (выведен из эксплуатации)
 Восточная Германия
ВВС Восточной Германии (передан ФРГ)
 Германия
Люфтваффе (1 потерян, другой продан)
 Советский Союз
ВВС СССР (переданы государствам-правопреемникам)

Инциденты

На Ту-154 произошло 63 серьезных летных происшествия, в том числе 36 повреждений корпуса с человеческими жертвами. Шесть из этих инцидентов произошли в результате террористических или военных действий, несколько из-за плохого состояния взлетно-посадочной полосы (в том числе один случай, когда на взлетно-посадочной полосе столкнулись снегоочистители) и столкновений в воздухе из-за неисправного управления воздушным движением. Другие инциденты произошли из-за механических проблем (два случая до 1998), нехватка топлива на незапланированном удлиненном маршруте, ошибка пилота и возгорание груза. После того, как Ту-154 прослужил 26 лет (1998 г.) и налетал 21 миллион часов, показатели безопасности у него были выше среднего (в 1,7 раза меньше инцидентов, чем в среднем по миру [статистика ИКАО]).

  • 30 сентября 1975 г. самолет компании Malév, выполнявший регулярный рейс из Будапешта в Бейрут, потерпел крушение у побережья Ливана. Все 50 пассажиров и 10 членов экипажа на борту погибли. Официального заявления так и не было сделано.
  • 8 августа 1980 года самолет Tarom, выполнявший рейс из международного аэропорта Отопени, Бухарест, в международный аэропорт Нуадибу, Нуадибу, Мавритания, потерпел крушение в Атлантическом океане и сломался пополам в 300 м (984 фута) от взлетно-посадочной полосы из-за неисправного оборудования в диспетчерской. международный аэропорт Нуадибу. Только одна пассажирка, пожилая женщина, страдающая болезнью сердца, умерла от сердечного приступа. Остальные 151 пассажир и 16 членов экипажа скрылись.
  • 11 октября 1984 г. самолет рейса 3352 Аэрофлота потерпел крушение при заходе на посадку в аэропорту Омск, 169пассажиры и 5 членов экипажа из 170 пассажиров и 9 членов экипажа и еще 4 на земле погибли.
  • 10 июля 1985 г. рейс 7425 Аэрофлота заглох и вошел в неустранимый штопор на высоте 11 600 м (38 000 футов), 200 человек погибли.
  • 8 февраля 1993 года самолет Туполев Ту-154 компании Iran Air Tours, вылетавший нерегулярным рейсом из международного аэропорта Мехрабад в Тегеране в Хорам-Даре, столкнулся с приближавшимся самолетом Су-24 иранских ВВС. Все двенадцать членов экипажа и 119пассажиры погибли.
  • 6 июня 1994 года рейс 2303 авиакомпании China Northwest Airlines разбился в воздухе и разбился недалеко от Сианя, Китай. Ошибка обслуживания была ответственна. Все 160 человек на борту погибли.
  • 29 августа 1996 года, Ту-154М, Внуковские авиалинии. Вылет из аэропорта Внуково под Москвой. Разбился в Operafjellet (Opera Mountain) на Шпицбергене. Все 141 человек (128 пассажиров) погибли.
  • 4 июля 2000 г. зафрахтованный Ту-154, рейс 262 венгерских авиалиний MALÉV, приземлился на брюхо в Салониках, Греция, поскольку экипаж не выпустил шасси. Самолет пронесло 400 м (1312 футов) по взлетно-посадочной полосе и поднялось в воздух, когда пилоты применили дроссель. Самолет успешно приземлился на колеса. Пострадавших нет, но ремонт самолета сочли нерентабельным.
  • 4 июля 2001 г. рейс 352 авиакомпании «Владивосток Авиа» из Екатеринбурга во Владивосток потерпел крушение при заходе на посадку в Иркутске, промежуточной остановке, в результате чего погибли все 145 человек на борту. Причиной аварии стала ошибка пилота, приведшая к превышению безопасного угла атаки и последующему сваливанию.
  • 4 октября 2001 г. рейс 1812 авиакомпании «Сибирь» из Тель-Авива в Новосибирск потерпел крушение в Черном море, вероятно, сбитый украинской ракетой класса «земля-воздух», выпущенной во время учений. Все 66 пассажиров и 12 членов экипажа погибли.
  • 12 февраля 2002 г.; Рейс 956 компании Iran Air Tours: самолет врезался в высоту в горах Сефид-Кух за пределами Хоррамабада, Иран, при снижении в Хоррамабад. Все двенадцать членов экипажа и 107 пассажиров погибли.
  • 1 июля 2002 г.; Рейс 2937 «Башкирских авиалиний» столкнулся с самолетом DHL Boeing 757. Причиной аварии стали проблемы с системой управления воздушным движением в Цюрихе и ошибочные указания дежурного авиадиспетчера (который в одиночку контролировал воздушное пространство над Боденским озером).
  • 24 августа 2004 г. рейс 1047 авиакомпании «Сибирь» из Москвы в Сочи потерпел крушение в результате взрыва находившегося на борту чеченского террориста-смертника, в результате чего погибли все 46 человек в самолете. Это произошло почти одновременно с аналогичным взрывом бомбы на самолете Ту-134 авиакомпании «Волга-Авиаэкспресс», следовавшим из Москвы в Волгоград.
  • 22 августа 2006 г. рейс 612 авиакомпании «Пулковские авиалинии» по пути из российского курорта Анапа в Санкт-Петербург потерпел крушение у российской границы над восточной Украиной при попытке пролететь сквозь атмосферный фронт. Все 160 пассажиров (в том числе 45 детей) и 10 членов экипажа погибли.
  • 1 сентября 2006 г. рейс 945 компании Iran Air Tours вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы при посадке в Мешхеде и загорелся после того, как во время посадки лопнула шина. Самолет перевозил 147 пассажиров, 29 из них погибли.

Технические характеристики (Ту-154Б-2)

Общие характеристики

  • Экипаж: 3-4
  • Вместимость: 114-180 пассажиров
  • Длина: 48,0 м (157 футов)
  • Размах крыла: 37,55 м (123 фута 3 дюйма)
  • Высота: 11,40 м (37 футов 5 дюймов)
  • Площадь крыла: 201,5 м² (2168 футов²)
  • Вес пустого: 50 700 кг (111 920 фунтов)
  • Максимальный взлетный вес: 98 000–100 000 кг (216 335–220 750 фунтов)
  • Силовая установка: 3 ТРДД Кузнецов НК-8-2У, 103 кН (23 148 фунтов силы) каждый

Производительность

  • Максимальная скорость: 950 км/ч (510 узлов, 590 миль/ч)
  • Дальность: ** С максимальной полезной нагрузкой: 2500 км (3500 км со 164 пассажирами и багажом) (1350 морских миль, 1554 мили)
    • С максимальным запасом топлива: 5 280 км (2 850 миль, 3 281 миль))
  • Рабочий потолок: 12 100 м (39 700 футов)

Технические характеристики (Ту-154М)


S7 Airlines Ту-154М

Общие характеристики

  • Экипаж: 3-4
  • Вместимость: 114-180 пассажиров
  • Длина: 48,0 м (157 футов)
  • Размах крыла: 37,55 м (123 фута 3 дюйма)
  • Высота: 11,40 м (37 футов 5 дюймов)
  • Площадь крыла: 201,5 м² (2168 футов²)
  • Вес пустого: 55 300 кг (121 915 фунтов)
  • Максимальный взлетный вес: 102 000–104 000 кг (224 871–229 280 фунтов)
  • Силовая установка: 3 ТРДД Соловьева Д-30КУ-154, 103 кН (23 148 фунтов силы) каждый

Производительность

  • Максимальная скорость: 950 км/ч (510 узлов, 590 миль/ч)
  • Дальность: ** С максимальной полезной нагрузкой: 3900 км (5200 км со 164 пассажирами и багажом) (2100 морских миль, 2400 миль)
    • С максимальным запасом топлива: 6600 км (3600 миль, 4100 миль)
  • Практический потолок: 12 100 м (39,700 футов)

См.