Содержание
Требования, предъявляемые к моторным маслам
Каждый владелец транспортного средства когда-либо сталкивается с необходимостью выбора масла для силового агрегата автомобиля. Качественная жидкость должна обладать взаимно противоположными свойствами, необходимыми для обеспечения надежного и бесперебойного функционирования двигателя:
Текучесть
- Основная функция масла – смазка трущихся поверхностей агрегата. Если по какой-либо причине запуск двигателя постоянно происходит «всухую», высока вероятность преждевременного износа деталей и поломки агрегата. Поэтому способность масла заполнять все полости и не стекать при длительном простое автомобиля имеет важное значение при любых погодных условиях, особенно в сильные морозы.
Способность приклеиваться к металлической поверхности
- При эксплуатации двигателя, масло сильно нагревается, особенно в жаркую летнюю погоду. При этом смазывающие свойства снижаются, масло имеет тенденцию к разжижению, что пагубно сказывается на деталях силового агрегата. Поэтому важнейшей характеристикой качественной смазки является ее способность образовывать тонкую пленку на трущихся элементах, даже при пиковых нагрузках на двигатель.
У производителей есть два основных варианта сделать смазочные материалы одновременно жидкими и густыми. Во-первых, в разное время года автовладельцам рекомендуется использовать жидкости с разной степенью вязкости, так называемое зимнее и летнее масло. Во-вторых, на рынке присутствуют масла, годные к употреблению круглый год, независимо от погодных условий. Такие характеристики масла обеспечиваются применением присадок, способных добавлять густоты маслу в жару, и нейтральных при отрицательных температурах.
Кроме основных параметров моторного масла, существует еще более 50 дополнительных характеристик, классифицирующих смазку. Некоторые из них появились совсем недавно и связаны с заботой об окружающей среде. Как правило, при выборе моторного масла, покупатель обращает внимание на следующие требования:
- Высокие смазывающие характеристики. Качественное масло влияет на степень износа силового агрегата путем снижения трения на его компоненты.
- Способность очищать двигатель. В процессе работы двигателя, на его поверхности образуется нагар, а также другие продукты горения, которые не растворяются в масле. С помощью специальных присадок, входящих в состав смазки, продукты горения не имеют возможности собираться в сколько-нибудь заметные частицы. Постепенно нагар оседает в фильтр и ликвидируется при плановой замене смазочной жидкости.
- Защита от коррозии. Еще одна немаловажная функция качественного масла, обеспечивающая защиту компонентов двигателя от воздействия водяных паров, присутствующих в силовом агрегате в незначительном объеме.
- Защита от кислоты, образующейся в силовом агрегате при сгорании серы. Топливо, попадающее в силовой агрегат, содержит некоторое количество серы. За нейтрализацию продуктов ее горения и отвечает моторное масло.
- Защита от перегрева. В процессе эксплуатации, двигатель нагревается до высоких температур. Роль охладителя силового агрегата также играет моторное масло.
- Уплотнение промежутка между поршнями и цилиндрами двигателя.
Для долговечности силового агрегата важно не только использовать качественное моторное масло. Особое значение имеет и правильная остановка двигателя. Прекращение работы силового агрегата сопровождается резким увеличением термической нагрузки на его компоненты. Циркуляция масла прекращается, и тепло не отводится от двигателя. В долгосрочной перспективе последствия могут быть весьма плачевными. Как правило, выгорают поршневые кольца, прокладка блока головки цилиндров, происходит деформация элементов мотора. Поэтому основная рекомендация – после окончания движения не глушить мотор, а дать ему немного поработать на холостом ходу.
Современные требования к моторным маслам
Тенденции развития автомобильного рынка определяются новыми требованиями в законодательстве, связанном с охраной окружающей среды. Кроме этого фактора, производство авто учитывает и следующие условия:
- Техника должна выпускаться с незначительными энергетическими и материальными затратами;
- Машина должна отличаться увеличенным ресурсом работоспособности при условии минимального технического обслуживания;
- Двигатели должны характеризоваться минимальной массой и прекрасными пусковыми характеристиками при сохранении увеличенной мощности в литрах.
Требования по ужесточению нормативов токсичности выбросов со стороны экологических организаций и пожелания владельцев транспортных средств относительно их экономичности приводят к тому, что производители вынуждены менять конструкции моторов, применять системы турбонаддува и рециркуляции отработанных газов.
Как масло влияет на работу двигателя
Любое усовершенствование в моторе так или иначе связано с нюансами применения рабочих жидкостей. Ведь смазки должны отличаться эффективностью, а она, в свою очередь, обеспечивается такими факторами, как:
- Вязкость;
- Увеличенная прочность масляной пленки;
- Невосприимчивость к коррозии;
- Сниженная температура застывания;
- Превосходные моющие, антипенные, диспергирующие, антифрикционные показатели;
- Токсическая безопасность;
- Низкая воспламеняемость.
Такие свойства можно обеспечить, если легировать базовое масло особыми присадками. Возможен также вариант с изменением состава компонентов – базы и добавок.
Типы используемых присадок
Присадки, использующиеся в моторных маслах, — это сложные химические соединения органики и неорганики. Каждый производитель использует уникальный, запатентованный состав присадок и держит информацию о нем в тайне, чтобы избежать ненужной конкуренции. В то же время выделяют общие основные группы присадок.
К ним относятся и загустители, компоненты, отвечающие за вязкость смазки, улучающие ее температурно-вязкостные характеристики. В качестве загустителей в большинстве случаев применяют водорастворимые полимеры органического происхождения (например, полиэфиры). С помощью модификаторов масло загущается в выбранном диапазоне температур. Этот эффект больше проявляется при повышении температур, а при снижении становится не так заметен.
В качестве присадок применяют и детергенты – вещества, содержащие соли металлов. Они являются моющими присадками и не позволяют твердым продуктам сгорания откладываться на деталях мотора. Кроме того, эти компоненты позволяют нейтрализовать кислоты, возникающие в процессе окисления воздуха и топлива. Детергенты классифицируются по способности нейтрализовать кислоты – она определяется щелочным числом (чем оно выше, тем большее количество кислотных соединений может быть нейтрализовано).
Дисперсанты также обладают моющими свойствами, но металлов в составе здесь нет, это беззольные присадки. Эта группа компонентов эффективней предыдущей, лучше предотвращает появление шлама и лака.
Важными считаются и следующие группы соединений:
- Противоизносные. Они оседают на поверхностях из металла, не допуская их контакта при увеличении нагрузок. Предотвращают изнашивание клапанов, коррозионные процессы в подшипниках;
- Антиоксиданты, позволяющие предотвратить химическую реакцию смазки с кислородом воздуха. Они снижают рост показателей вязкости масла в процессе его окисления;
- Ингибиторы коррозии, предотвращают разрушительные процессы ржавления металлических поверхностей, формируя прочный барьер между металлом и активными химикатами;
- Депрессоры температуры застывания, не позволяют формироваться парафиновым кристаллам при снижении температур. Большая часть соединений, использующихся в этой группе, также являются модификаторами вязкости и придают прекрасные пусковые свойства моторным маслам;
- Антипенные – не позволяют образовываться пене в масле, которая возможна из-за попадания туда воздуха. С их помощью смазка не будет терять эффективность;
- Противозадирные, необходимы для корректной работы смазки в условиях повышенных температур. С их помощью на поверхности металла формируются надежные защитные пленки, не позволяющие металлическим частям напрямую контактировать друг с другом. Как правило, эти химические соединения обязательно входят в состав трансмиссионных и пластичных смазок;
- Модификаторы трения – позволяют улучшать работу смазок, делая ее более эффективной, сокращают износ, шум при работе мотора. В этом сегменте может использоваться молибден и графит, но графит чаще всего применяется для пластичных смазок.
Что же касается общих требований к моторным маслам, то они основываются на общепризнанных спецификациях, характеристики в которых указываются согласно проведенным исследованиям. Методы исследований идентичны в большинстве случаев – это значит, что производители машин и масел, а также автолюбители могут обмениваться между собой всей необходимой информацией. Именно с помощью стандартизированных характеристик и делается выбор в пользу той или иной смазки.
Технические характеристики моторного масла
| Типы моторных масел и вязкость Технические характеристики моторных масел
| Типы моторных масел и вязкость | Гейл
Моторное масло смазывает автомобильные двигатели и имеет важное значение для надлежащего обслуживания и работы автомобиля. Прочтите статью ниже, чтобы понять, как выбрать правильное моторное масло для вашего автомобиля. Получите доступ к полному контенту Chilton из вашей библиотеки, чтобы найти информацию о ремонте автомобилей по марке, модели и году.
Встроенная таблица стилей
Доступ через вашу библиотеку >>
Встроенная таблица стилей
Доступ через вашу библиотеку >>
Предупреждение
Новое или использованное моторное масло может вызывать раздражение кожи. Избегайте длительного или повторного контакта кожи с моторным маслом. Загрязнения в отработанном моторном масле, вызванные внутренним сгоранием, могут быть опасны для вашего здоровья. Тщательно промойте открытые участки кожи водой с мылом. Не мойте кожу бензином, дизельным топливом, разбавителем или растворителями, это может привести к проблемам со здоровьем. Не загрязняйте окружающую среду, утилизируйте отработанное моторное масло надлежащим образом. Свяжитесь с вашим дилером или государственным органом, чтобы узнать, где находится центр сбора отходов в вашем регионе.
Должны использоваться только смазочные материалы с обозначениями, определенными следующей организацией.
- Общество автомобильных инженеров (SAE)
- Американский институт нефти (API)
- Национальный институт смазочных материалов (NLGI)
- Association des Constructeurs Européens d’ Automobiles (Европейская ассоциация производителей автомобилей) (ACEA)
Сертификат уровня обслуживания API
Используйте моторное масло, сертифицированное API. MOPAR® предлагает моторные масла, которые соответствуют этому требованию или превосходят его.
Вязкость по SAE
Класс вязкости по SAE используется для определения вязкости моторного масла. Используйте только моторные масла с несколькими уровнями вязкости. Они имеют двойной класс вязкости SAE, который указывает диапазон вязкости от холодного до горячего температурного диапазона. Выберите моторное масло, которое лучше всего подходит для вашего конкретного температурного диапазона. Рекомендуемую вязкость моторного масла для вашего автомобиля смотрите на крышке заливной горловины моторного масла.
Вязкость моторного масла (дизельные двигатели объемом 2,8 л)
Для автомобилей, оснащенных сажевым фильтром (DPF), используйте полностью синтетическое малозольное масло, соответствующее стандарту материалов Chrysler MS-11106.
Для автомобилей, не оснащенных сажевым фильтром, используйте полностью синтетическое масло, соответствующее стандарту материалов Chrysler MS-10725.
Категории ACEA
В странах, где используются европейские категории масел ACEA для заправочных масел, используйте моторные масла, соответствующие требованиям ACEA A1/B1, A2/B2 или A3/B3.
Energy Conserving Oil
Масло Energy Conserving рекомендуется для бензиновых двигателей. Обозначение ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ находится на этикетке емкости с моторным маслом.
Обозначение контейнера
Стандартные обозначения моторного масла были приняты для помощи в правильном выборе моторного масла. Идентификационные обозначения расположены на передней этикетке пластиковых бутылок с моторным маслом и на верхней части канистр с моторным маслом.
Этот символ означает, что масло сертифицировано Американским институтом нефти (API). Chrysler рекомендует только моторные масла, сертифицированные API. Используйте моторное масло Mopar® или его эквивалент.
Синтетические моторные масла
Ряд моторных масел рекламируются как синтетические или полусинтетические. Если вы решили использовать такой продукт, используйте только те масла, которые соответствуют стандарту вязкости Американского института нефти (API) и SAE. Следуйте графику обслуживания, который описывает ваш стиль вождения.
Присадки/добавки к моторному маслу
Производитель не рекомендует добавлять какие-либо присадки/добавки к моторному маслу к указанному моторному маслу. Присадки/добавки к моторному маслу не должны использоваться для улучшения характеристик моторного масла. Присадки/добавки к моторному маслу не следует использовать для увеличения интервалов замены моторного масла. Известно, что ни одна добавка не является безопасной для долговечности двигателя и может ухудшить компоненты выхлопных газов. Присадки могут содержать нежелательные материалы, которые наносят ущерб долговечности двигателей:
- Удвоение уровня фосфора в моторном масле. Стандарты ILSAC (Международный комитет по утверждению стандартов смазочных материалов) GF-2 и GF-3 требуют, чтобы моторное масло содержало не более 0,10% фосфора для защиты характеристик выбросов транспортных средств. Добавление присадок/добавок к моторному маслу может отравить катализаторы из-за добавленной серы и фосфора и помешать усилиям по обеспечению эффективности выбросов до 80 000 миль.
- Изменение вязкостных характеристик моторного масла таким образом, что оно больше не соответствует требованиям указанного класса вязкости.
- Создание потенциала для нежелательного взаимодействия совместимости присадок в картере двигателя. Как правило, нежелательно смешивать в картере пакеты присадок от разных поставщиков; были сообщения о низкотемпературных отказах двигателей, вызванных несовместимостью пакета присадок с такими смесями.
Доступ через вашу библиотеку >>
Ищете информацию по другим темам?
Доступ через вашу библиотеку >>
Спецификации моторного масла 101 – UnderhoodService
Моторное масло может быть одним из самых запутанных и противоречивых продуктов при выборе для автомобиля. Причина этого в том, что двигатели подвергаются все большей нагрузке и требуют смазочных материалов с особыми характеристиками для защиты и питания бензиновых двигателей с турбонагнетателями, непосредственным впрыском топлива и современными внутренними компонентами.
Надзорными органами спецификаций масел по-прежнему являются ILSAC, API и ACEA. Но поскольку инженеры стремятся улучшить мощность и экономичность, они вынуждены выпускать собственные спецификации масел. Эти характеристики обычно указаны на обратной стороне бутылки, в паспорте продукта или на веб-сайте производителя масла.
Рейтинг ILSAC
Международный комитет по стандартизации и одобрению смазочных материалов (ILSAC) является привратником стандартов масла.
ILSAC GF -1, -2, -3, -4 и -5 являются спецификациями для всесезонных масел, впервые выпущенных в 1992 году. Масла, сертифицированные GF-5, совместимы с предыдущими маслами от GF-1 до GF-4. сопоставимых весов.
Требования GF-5 были введены в действие в 2010 году. Они были разработаны для обеспечения улучшенной защиты от высокотемпературных отложений на поршнях и турбокомпрессорах, более строгого контроля образования отложений, повышения экономии топлива, совместимости с улучшенной системой контроля выбросов, совместимости с уплотнениями и защиты двигатели, работающие на этанолсодержащем топливе до Е85.
Масла с более высокой вязкостью не могут соответствовать рейтингу ILSAC GF-5. Рейтинг GF-5 близко соответствует рейтингу API SN.
Рейтинг ACEA
Европейские производители автомобилей, пожалуй, больше всего ориентируются на варианты масел с увеличенным интервалом замены, и эти производители соблюдают стандарты, установленные Европейской ассоциацией производителей автомобилей (ACEA). Эти стандарты основаны на испытаниях, разработанных Европейской системой управления качеством смазочных материалов для двигателей (EELQMS).
9Масла класса 0002 «А» и «В» (1-5) представляют собой стабильные масла с постоянным сроком службы, предназначенные для использования с увеличенными интервалами замены в бензиновых и дизельных двигателях (автомобилей и легких фургонов). Они специально разработаны для работы с маслами с низким коэффициентом трения, малой вязкостью и вязкостью при высокой температуре/высокой скорости сдвига (HTHS).
Обозначение класса «C» относится к маслам, эквивалентным каталитическим нейтрализаторам. Это масла А5/В5 с низким содержанием сульфатной золы, фосфора и серы.
БМВ
BMW имеет только три спецификации масла — BMW Longlife-98, BMW Longlife-01 и BMW Longlife-04. Эти масла обычно соответствуют стандартам ACEA и API SJ/CD и превосходят их.
Масла BMW Longlife-04 требуют специального одобрения BMW для полностью синтетического масла с длительным сроком службы. Longlife-04 совместим с задним числом, где рекомендуется Longlife-98 или BMW Longlife-01.
Chrysler
Chrysler имеет три собственные спецификации масел для бензиновых двигателей. Они называют эти стандарты стандартами материалов Chrysler или спецификациями MS.
Первой спецификацией является MS-6395, которая охватывает масла 5W-20, 5W-30, 5W-20 и 10W-30. Этот стандарт следует стандартам API SM GF-5 с несколькими дополнительными тестами для двигателей Chrysler. Большинство масел, одобренных GF-5, соответствуют этим стандартам. Спецификация MS-10850 предназначена для двигателей SRT8, SRT10 и SRT6, для которых требуется масло 5W-40. Масла, одобренные MS-12633, предназначены для двигателей SRT, в которых указано масло 0W-40.
Fiat
В Европе Fiat рекомендует для своих легковых и грузовых автомобилей масла класса ACEA. В Северной Америке Fiat рекомендует масла, соответствующие требованиям Chrysler MS-639.5. Но для моделей Abarth и моделей с турбонаддувом они могут указать масло, соответствующее конкретным спецификациям ACEA или более высоким спецификациям Chrysler.
Ford
Спецификации на масла Ford строятся вокруг веса масла. Спецификации WSS для масел для бензиновых двигателей в последний раз обновлялись в 2012 году. Масла WSS-M2C945-A и WSS-M2C946-A обычно соответствуют стандартам API SN GF-5 с несколькими дополнительными испытаниями, проведенными на двигателях Ford. Эти стандарты распространяются на масла 5W-20 и 5W-30. Масла, одобренные WSS-M2C947-A, предназначены для масел 0W-30 и обычно являются синтетическими.
Спецификации моторного масла GM Dexos
Масла, одобренные GM Dexos1, рекомендуются для всех автомобилей GM с бензиновыми двигателями 2011 года и новее. Масла, одобренные Dexos1, предназначены для работы с системой продления срока службы масла в автомобилях GM. Эти масла предназначены для уменьшения отложений углерода в камере сгорания, которые могут возникать в некоторых двигателях Ecotec.
GM пересмотрела спецификации Dexos1 в 2015 году. Масла, соответствующие этому стандарту, часто имеют маркировку Dexos1 Gen2, но многие масла не включают Gen2 на этикетке из-за путаницы с маслами Dexos2 для дизельных двигателей. Масла Dexos1 Gen2 разработаны для уменьшения случаев преждевременного зажигания на низких оборотах (LSPI).
Honda/Acura
Honda в основном использует масла 0W-20 или 5W-20, одобренные API, но для Acura RDX 2007-2012 годов следует отметить уникальную спецификацию. Для этого требуется моторное масло Honda/Acura HTO-06, которое было разработано для обеспечения надлежащей защиты двигателей с турбонаддувом и двигателей с регулируемым клапанным механизмом.
Mercedes-Benz
Масла Mercedes-Benz следуют тем же тенденциям в спецификации масел, что и другие немецкие производители, которым пришлось перейти на более легкие масла, чтобы соответствовать нормам выбросов Евро 4 и интервалам замены. Некоторые из этих стандартов распространяются даже на автомобили Chrysler. Полный список одобренных масел Mercedes-Benz см. на странице 9.0095 bevo.mercedes-benz.com.
Toyota/Subaru/Nissan
Toyota, Subaru и Nissan рекомендуют использовать моторные масла, одобренные API, для веса, соответствующего спецификациям GF-5.
Volkswagen
За прошедшие годы Volkswagen выпустил 11 различных спецификаций моторных масел. Большинство автомобилей Volkswagen, выпущенных после 2000 года, имеют вариант с увеличенным интервалом замены или WIV (Wartungs Intervall Verlängerung) или более длительные интервалы обслуживания.